В чем благо и вред цивилизации
Пример сочинения 1
Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры. Поэтому в 21 веке на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность бурного развития технологий.
Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя Егора. Нет там и социальной инфраструктуры. Увы, технический прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за собой изувеченную экосистему.
Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович всю жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было. Технический прогресс очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития технологий.
Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.
Пример сочинения 2
Почему технологии развиваются, а общество нет?
Иными словами, человек слабеет, если постоянно не тренирует тело и разум. И пример этому можно найти в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».
Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.
Подобную ситуацию можно увидеть и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Цивилизация, представленная в данном произведении, поглощена созерцанием телевизионных стен и гонками на скоростных автомобилях. Их жизнь пестра и громка. Однако за пеленой звуков и красок жители новой Америки не замечают, что совершенно разучились самостоятельно мыслить, полагаясь во всем на мнение правительства, что в конце концов закончилось гибелью общества. И в этом случае причина развития технологий состояла в потребности «оглушить» жителей, сделав их послушными рабами, что, без сомнения, повлекло за собой неизбежную деградацию общества.
Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины
Пример сочинения 3
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно, что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения технической стороны мира может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.
В рассказе Д. Киза «Цветы для Элджерона» мы видим, как был брошен вызов природе со стороны человека. Люди не захотели смиряться с теми биологическими данными, которые даны индивиду. Они решили повысить интеллект молодого человека с лёгкой умственной отсталостью.
Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.
Другим примером является роман Дж. Оруэлла «1984». Это тот самый случай, когда технологии идут во вред всему человечеству и личности в частности. Чего стоят одни только камеры в каждой комнате. Большой брат следит за всеми, заставляет повиноваться: жить по одному графику, верить в то, что скажут. Полное уничтожение критического мышления и индивидуализма. Люди постепенно превращались в механизмы: никаких чувств, кроме тех, которые продиктует предводитель. Никаких лишних мыслей, кроме тех, которыми зомбируют газеты. А в них люди специально отбирают и изменяют информацию так, как удобно государству. Такое развитие цивилизации губительно воздействует на нравственные нормы, превращает людей в безмолвные детали машины, лишает их самобытности.
Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Пример сочинения 4
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Пример сочинения 5
Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?
Развитие интернета позволило получить доступ практически к любой информации в кратчайшие сроки. Нет необходимости идти в библиотеку и искать ответ на вопрос в многочисленных книгах. Или для написания реферата проводить часы в читальных залах. Но многочисленные сайты, игры способны затягивать в свою, «виртуальную» реальность.
Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.
Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.
Блага и вред цивилизации
На современного человека обрушивается огромный поток информации с помощью как уже ставших привычными в XX веке источников (радио, телевидение, пресса), так и бурно развивающихся в XXI веке (Интернет, мобильная связь). Трудно уже встретить семью, где бы не был освоен компьютер. Актуальным становится вопрос: с какого возраста надо приобщать детей к информационным технологиям?
Знаю многих родителей, которые считают: чем раньше — тем лучше. У них вызывает неподдельный восторг способность едва научившегося ходить младенца пользоваться пультом телевизора, включать компьютер, нажимать на кнопки клавиатуры.
Порой приходится только удивляться, с какой наивностью они калечат еще не сформировавшуюся психику ребенка, не говоря уже о его физическом здоровье.
Недавно гостила у знакомых. Глава семьи по роду работы часто сидит дома за компьютером, а его двухлетний сын любит проводить это время у него на коленях. Счастливый отец решил продемонстрировать мне, как его сын “обожает самолеты”. Ребенок довольно уверенно нажал пальчиком на кнопку мышки, открыв файл с роликом к фильму “Перл-Харбор”.
На экране стали динамично сменять друг друга картинки полета самолетов, взрывы кораблей, перекошенные лица солдат, опять самолеты, вспышки, взрывы, падающие люди, их озверелые лица. Все это сопровождалось такой же динамичной и навязчиво-агрессивной музыкой. Мальчик смотрел на экран широко раскрытыми глазами, словно зомби, не замечающий ничего вокруг. А родители умиленно наблюдали, как их сына завораживает этот дьявольский видеоряд, и приговаривали: “Самолеты, да, Алешенька? Алеша обожает самолеты. Он и смотреть ничего больше не будет, если нет самолетов”.
Им и в голову не приходило, что не сами по себе самолеты так притягивают внимание ребенка, а именно это динамичное зрелище со вспышками и ритмичной музыкой, которое действует на незащищенную психику мальчика, попутно закладывая в глубины подсознания картины разрушения и агрессии.
Мои попытки объяснить знакомым опасность подобных просмотров натолкнулись на стену непонимания. Более того, когда я рассказывала эту историю другим людям, большинство не нашло в ней ничего страшного и с удовольствием поведало мне об успехах в освоении современной техники своих детей и внуков. И лишь те, кто работает в школе и имеет дело с современными детьми, поняли меня.
По мнению учителей, ребята очень изменились за последние 5-6 лет, как раз в это время почти у многих появились компьютеры и мобильные телефоны. Дети стали равнодушны к реальному миру, их трудно чем-либо заинтересовать, им не удается строить межличностные отношения, часто они проявляют агрессию друг к другу и к взрослым. Увеличивается количество детей с синдромом гиперактивности. Им трудно вообще на чем-либо сосредоточиться.
Конечно, изучению подобных проблем будет посвящено не одно научное исследование, но неравнодушные к здоровью своего ребенка родители уже должны по мере своих возможностей ограждать детей от слишком агрессивно наступающих благ цивилизации.
Татьяна ЛАБИЛЬНАЯ.
Достижения цивилизации. Плюсы и минусы
Достижения цивилизации Плюсы и минусы
Мы сегодня живем в достаточно комфортных условиях, благодаря достижениям цивилизации и пользуемся ее благами, которые получили в результате многочисленных открытий и изобретений человечества. Привыкнув к удобной, современной жизни мы воспринимаем все эти достижения как неотъемлемую часть нашей современности. Конечно, мы благодарны всем тем, кто наполнил нашу жизнь открытиями, изобретениями, тем самым во многом облегчив ее, сделав комфортнее, интереснее. Возможности выбора человека огромны, как в средствах транспорта, средствах связи, так и в различных мультимедийных средствах. Мы не представляем нашу жизнь без мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и других благ. Но в связи с тем, что в последнее время все чаще и чаще звучит предупреждение человечеству об обратной стороне всех этих достижений, приходится задуматься: а действительно ли так опасны эти достижения человечества, или это всего лишь надуманная угроза.
Вся история человечества свидетельствует о том, что человек наделен даром изобретать, и его стремление изобретать неизмеримо. Многочисленные технические изобретения, которые могут облегчить нашу жизнь: телефон, автомобиль и электричество относятся сегодня к, привычным, предметам нашего быта, причем мы забываем, что они являются плодом человеческого изобретательского духа. Уже невозможно представить себе наши больницы без современной медицинской аппаратуры и методов лечения. Круг их широк: от лейкопластыря до систем искусственного поддержания дыхания и кровообращения.
Исследователи и ученые не скупятся на проведение всевозможных исследований, и каждый раз обнародованные результаты могут быть не такими, как всем казалось.
В рамках своих возможностей я провела опрос среди 100 человек, задав всем вопрос: «Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными? (выберите не более трех ответов)» (к каждому из вариантов ответа будет приложена уже имеющаяся статистика из СМИ, интернета или книг.)
Ответы распределились следующим образом:
Все достижения цивилизации создаются с различными моральными целями. Если они продиктованы благом всех людей и не преследуют корыстных целей, таких, как тщеславие, прибыль, то несут человечеству благо, ибо учитывают все вредные побочные эффекты. В этом случае, если расчеты покажут, что от такого «достижения» будет больше вреда, нежели пользы, от него непременно откажутся.
Другое дело, если «достижения» есть новый способ играть на лени, невежестве и пороках человека для извлечения прибыли, причем чем больше прибыли, тем изобретателям лучше, то тогда про экологичность приходится забыть. Это, разумеется, приносит вред человечеству и всей экосистеме планеты.
Полученные в ходе моего исследования результаты дают возможность еще раз убедиться в том, что действительно сделанные открытия и изобретения в различных сферах жизни человека делают ее более комфортной, удобной, интересной, но именно анализ полученных результатов открывает и обратную сторону этих изобретений со знаком «минус». Как быть? Отказаться? Смириться? Скорее всего, просто необходимо понять, что при использовании с умом и в разумных границах полезны любые изобретения, что без вышеперечисленных достижений нет развития, и современная жизнь невозможна, все открытия способствуют прогрессу цивилизации, так было всегда, начиная с древнейших времен: даже палкой можно было ударить по голове, а можно было выкопать корень.
Сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными. В ходе этого исследования мы пришли к выводу, что все перечисленное полезно при грамотном использовании.
«Цивилизация: благо или зло?
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Вятского государственного гуманитарного университета в г. Ижевске
«Цивилизация: благо или зло?»
Серпов Анатолий Александрович
ЦИВИЛИЗАЦИЯ: БЛАГО ИЛИ ЗЛО?
Прогресс может оказаться совершенно безразличен к понятиям доброты и честности, как он был безразличен к этим понятиям до сих пор.
Многие давно поняли, что все это море товаров производится не для нашего блага и удобства, а чтобы выкачать из нас деньги. Сначала наизобретают разных штучек, понаделают их много-много, а уже потом изощряются в рекламе: как бы уговорить наивного потребителя, что эта вещь ему абсолютно необходима, да он просто жить без нее больше не сможет! Тем более, что она уже есть у соседа.
Главный лозунг цивилизации: мы сделаем вам хорошо.
Люди утратили способность отличать хорошее от плохого, особенно в таких глобальных вещах. Ловко можно сделать человеку ужасно плохо вместо хорошо, да так, что он даже и не заметит, что попал просто в ужасающее положение. Достаточно отключить ему распознавание плохого и хорошего!
«Первая промышленная революция была обесценением человеческих рук вследствие конкуренции машин. Современная промышленная революция должна обесценить человеческий мозг. Выход один – построить общество, основанное на человеческих ценностях, отличных от купли-продажи».
Такое общество, вообще-то, называется коммунизмом. Но то, что нам преподнесли под этим названием, было лишь жалкой пародией на этот рай, Цаpство Божие на земле.
Тогда мысленно продолжим, проэкстраполируем нынешние тенденции развития западной Цивилизации, чтобы разобраться, чем это все пахнет и куда идет. И мы окончательно убедимся, что это общество не имеет будущего или вот такое будущее.
Цивилизация так равнодушна не только к понятиям этики, но и абсолютно бесчеловечна, безжалостна к нам, к нашей жизни.
Почему же мы ропщем на нашу жизнь?! Идет обучение, и ропот только отдаляет час, когда Мастер поймет, что мы созрели для настоящих тренировок.
Это наше космическое варварство мы и зовем почему-то Цивилизацией.
Всегда ли цивилизация есть благо? Текст Л. Леонова «В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи» (ЕГЭ по русскому)
В нашем современном мире люди гонятся лишь за материальными ценностям, при этом забывая о другом. Мы уничтожаем леса, земли, некоторые ресурсы на грани уничтожения, зато мы живем в красивых, больших домах, где в мире появляется больше всяческих товаров, машин и другой ерунды.
Всегда ли цивилизация есть благо? На этот счет существует множество точек зрения. Одни скажут, что цивилизация есть благо всегда.
Ведь до чего дошел прогресс, мы можем сделать буквально все, не выходя из дома, можем спокойно полететь в другую страну, а также позвонить людям которые находятся на другом конце земного шара. Но также найдутся и те, кто скажет, что у всего есть свои минусы. Ведь что мы потеряли, приобретя это. Люди уничтожают все, что видят на своем пути, это почва, и деревья, и даже животные. Все это вскоре обернется против нас самих же.
В данном тексте говорится, как цивилизация повлияла на все человечество и к чему это привело, благо это же или наоборот. Так в предложении (8-10) видно, что благодаря всему этому у людей появилось множество вещей, механизмов, которые обеспечивают более легкую жизнь. Действительно у нас есть то чего не существовало несколько десятков лет назад, сейчас на те вещи, на которые раньше уходили дни, уходят считанные часы. Разве это не благо? Кажется, что все хорошо, но так ли это на самом деле?
Также в предложении (13) мы можем увидеть, что вся людская детальность влияет на окружающую середу. Мы бездумно уничтожаем свой дом, дабы обеспечить себе больше развлечений, облегчить жизнь. Несомненно, все это ведет к ужасным последствиям, люди как будто рубят сук, на котором сидят. И большая часть людей даже не задумывается о том к чему все это может привести. Люди уничтожат не только природу, но и себя.
Точка зрения автора состоит в том, что цивилизация имеет свои полюсы, но вместе с тем и свои большие минусы. Да людям стало проще, появилось больше возможностей, но тот вред, что мы приносит природе, окружающей действительности неоценим.
Я согласна с точкой зрения автора. Перед нами сейчас открыты все двери, мы создаем нечто новое, но какие жертвы приносим. Стоит ли все это того? Людям нужно задумать над своим поведением, все что мы сделали это ответственность лежит на наших плечах.
Таким образом, можно сделать вывод, что цивилизация есть не только благо. Сейчас мы способны на то, что раньше бы посчитали невозможным, но благодаря каким жертвам мы всего этого добились.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.