В чем близость этих значений общество 10

В чем близость этих значений общество 10

Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.

4. В чём особенности рационального познания?

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

8. В чём состоят особенности научного познания?

Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. » Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 6

1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?

Значения слова «знание»:

Близость этих значений в том, что все они относятся к области информации о чем-либо, известном человеку.

2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?

Агностик это человек, который живет по принципу теории Агностицизма, который из себя представляет невозможность познания любых предельных и абсолютных основ реальности. Можно сказать, что агностики отрицают вариант познания мира. Я думаю что в меру это хорошо, когда человек не приходит к выводу о чем то, только по своему субъективному мнению, но отрицать все поголовно, даже то что доказано миллионами людьми, то это уже слишком.

3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

4. В чём особенности рационального познания?

5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?

Сенсуализм считает, что сначала человек чувствует, потом обдумывает и действует.

Рационализм же считает, что людьми руководит интеллект и дедукция.

Многие философы пытались объединить эти два течения в науке. Но на практике получается, что «чувства» и «логика» противоречат друг другу.

6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».

Рассмотрим понятие истина в нескольких словарях.

Истина – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Во всех определениях можно выделить два признака истины:

2) соответствие знаний действительности

7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?

Насколько согласен интеллект с реальной вещью, настолько она «истинна».

В нашей жизни все постоянно меняется, и даже в науке огромное количество белых пятен и просто неисследованных областей, поэтому говорить о том, что истина окончательна и абсолютна, не приходится.

8. В чём состоят особенности научного познания?

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

Социальное входит в гуманитарное, т.е. является его частью.

1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.

2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.

Нет, я считаю, что разумность есть холодный ум и неподверженность спонтанным идеям, которые наверняка будут иметь негативные последствия.

ибо для знания истины хватит и просто ума, ее многие принимают просто на веру, для красоты достаточно зрения, оно само передает в мозг позитивные импульсы от увиденного, а для желания блага достаточно просто доброты.

3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. » Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Описание исторических событий без интерпретаций возможно, но слова прозвучавшие без разъяснения, для многих слушателей будут пустыми. Поэтому иногда что- то интерпретировать на современный лад, сравнить события прошедшего времени с событиями настоящего, тогда ваше сказание будет не только понятно. но и интересно многим кто вас слушает, или читает.

4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?

Источник

В чем близость этих значений общество 10

Подробное решение параграф § 7 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

7. Какое общество можно считать свободным?

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *