В чем близость слова о полку игореве к устной народной поэзии
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах
Школьное сочинение
Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления русских людей о героизме и народных героях.
Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской земле, пока на ее страже стоит Илья Муромец. С любовью говорит народ о своем герое: он и «удаленький добрый молодец», и «славный богатырь да святорусский».
У славного Чернигова встретился Илья Муромец с врагами:
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает,
Только богатырю под силу разогнать эту «силу великую», и он великолепно справляется со своей задачей. Илье не стоило большого труда победить злодея, погубившего много русского народа и сделавшего непроезжей прямую дорогу в стольный Киев-град. Злодей этот — Соловей-разбойник. Поделом ему!
Еще один народный герой, воспеваемый в былинах, — Микула Селянинович. И если Илья Муромец — воин, то Микула Селянинович — крестьянин-богатырь. Беззаветно любит он свою землю и труд, связанный с ней:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья выворачивает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Русская земля дает крестьянину силу богатырскую, поэтому и сошка у него — не поднять десятерым. Серьезный, хотя и добросердечный, Микула Селянинович с готовностью придет на помощь нуждающимся, защитит слабых и, конечно, не даст спуску врагам.
Вот какие молодцы-богатыри исстари составляли славу и гордость русской земли.
«Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие его устному художественному слову. Именно поэтому в памятниках древней литературы, в частности в «Слове о полку Игореве», так часто можно встретить элементы устного народного творчества. Да и само это произведение стоит очень близко к фольклорным традициям. Устное творчество органически вплетается в письменную форму поэмы, наполняя ее истинно народным звучанием.
Народная сторона «Слова» проявляется в обращении к широкому общественному мнению, к мнению общенародному, и в призыве всех русских людей сплотиться в борьбе с внешним врагом. Автор широко вводит в свое произведение народные плачи и прославления, прибегает к понятиям «слава», «честь», «хвала», «хула» для того, чтобы сделать свое творение понятным и доступным всему русскому народу, для которого устная поэтическая форма выражения была привычной и знакомой с детских лет. Именно в «плачах» и «славах» более всего ощущается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Автор приводит их буквально, следует им в ходе всего изложения событий. В эмоциональной противоположности этих двух народных жанров отражен весь диапазон чувств и настроений, который так характерен для «Слова».
Произведение начинается с упоминания о «славах», которые пел Боян. «Славой» Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Славу князьям поют девицы и иноземцы.
Мысленно следуя за полком Игоря, поэт одновременно оплакивает его, прерывая свое повествование лирическими отступлениями, которые также очень близки к народным мотивам:
Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.
Не было оно в обиду порождено
Ни тебе, черный ворон,
Особенно сильно проявляется связь плачей с лирической песнью в плаче Ярославны. Автор словно придумывает этот плач за свою героиню, но приводит его в таких формах и выражениях,
Которые могли на самом деле принадлежать Ярославне. Как и принято в народных плачах, она обращается к ветру, реке, солнцу Подобно ей, направляя мысль к отсутствующим Игорю и Всеволоду, произносит свое «золотое слово, со слезами смешанное» и Святослав:
О мои дети, Игорь и Всеволод!
Половецкой земле мечами обиду творить,
А себе славы искать.
Подобно героям народных былин, Игорь оборачивается соколом и бьет гусей и лебедей к завтраку, обеду и ужину. Из народного творчества заимствованы и характеристики многих персонажей «Слова». Так, Всеволод буй тур, когда сражается с врагами, напоминает нам народных богатырей, таких как Илья Муромец:
Куда, тур, поскачешь,
Своим златым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие—
Сходство с былинными богатырями явно прослеживается и в фигуре Ярослава Осмомысла, который бросает тяжести за облака. Народен также и образ девы Обиды, встречающийся в записях устной поэзии в XIX веке.
Таким образом, несмотря на то что «Слово о полку Игореве», конечно лее, не является произведением устного народного творчества, оно все же находится очень близко к нему по своей идейной сущности, художественной системе и стилистическому строю.
«Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. Это замечательное произведение глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение и лучшие стороны светской культуры.
Рассматриваемое здесь произведение посвящено неудачному походу против половцев в 1185 году прямо скажем доселе неприметного Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно, а их поэтически оценивает и взвешивает. В «Слове…» говорится о них так, как будто бы события эти хорошо известны читателям. Оно обращено к современникам князя Игоря. Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная веры в героев Родины.
«Слово…» начинается размышлением автора по поводу того, какой быть манере его повествования. Он отвергает старую манеру Бояна и решается следовать непосредственно «былинам» своего времени — придерживаться действительных событий. Этим он убеждает читателя, что перед ним импровизация, свободная от оков литературных традиций речь, в том числе даже таких сильных, как Бояновы.
И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искренне и страстно, что мы ему верим.
Связь «Слова…» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух ее жанров, чаще всего упоминаемых в произведении: плачей и песенных прославлений — «слав». И те и другие автор буквально приводит в тексте, им же он следует в своем изложении. Их эмоциональная противоположность дает обширный диапазон чувств и смен настроений, которые так характерны для «Слова…».
В тексте поэмы плачи упоминаются не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен. Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к эмоционально-лирическим высказываниям: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси!», «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?» и другим.
Автор «Слова…» как бы мысленно следует за полком Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи напрямую связаны с народной песенной лирикой. Особенно эта связь видна в плаче Ярославны. Неизвестный древнерусский автор как бы цитирует плач — приводит его в достаточно большом отрывке или сочиняет его за Ярославну, но в таких формах, которые действительно могли ей принадлежать.
Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове…» песенные прославления — славы. С упоминания о славах, которые пел Боян, поэма начинается славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине — заканчивается. Ее поют дому Святославову «немцы и венедици, феки и морава». Слава звенит в Киеве. Ее поют «девици на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы звучат в «Слове…»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где он слагает песнь в честь похода Игоря, и там, где он провозглашает здравицу князьям и дружине. Они приводятся его заключительной части: «Солнце светится на небесе, — Игорь князь в Русской земли».
Итак, из этого сочинения мы узнаем, что «Слово о полку Игореве» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям. «Слово…» близко к ним своей форме и по своему содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава. Это произведение принадлежит литературе, это книжная поэма, но она близка этим жанрам народной поэзии.
Связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым»
Рубрика | Литература |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.04.2015 |
Размер файла | 20,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
«Слова» предположительно было написано во второй половине XII века. Текст памятника входил в состав сборника светского содержания. Только в XVIII веке был найден список «Слова», с которого было снято несколько копий, одна из которых предназначалась Екатерине II. Именно эта копия и дошла до наших дней вместе с первым изданием памятника, который был выполнен в 1800 году А.И. Мусиным-Пушкиным.
Использование приемов устного народного творчества для всей древнерусской литературы этого периода было характерным. Причиной этому стало то, что в произведениях еще не успели прочно закрепиться каноны письменного художественного творчества, которые резко противопоставлялись устному народному слову. Именно поэтому в литературных памятниках того периода, в том числе в «Слове о полку Игореве», так часто можно встретить элементы фольклора, которые органично вплетаются в общую поэтическую форму, наполняя ее истинным народным звучанием.
Цель: выявить связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым».
· Проанализировать статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия»;
· Найти изобразительно-выразительные средства, относящиеся к народному творчеству.
1. Фольклор и «Слово о полку Игореве»
Многие исследователи занимались вопросом связи фольклора и «Слова о полку Игоревом». Рассмотрим работу Варвары Павловны Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия».
2. Статья В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия»
В начале статьи филолог говорит о том, что А.С. Пушкин занимался переводом «Слова». После чего он написал свою обзорную статью, в которой ««Слово о полку Игореве» он расценивал как исключительное явление: «несколько сказок и песен, беспрестанно поновляемых изустным преданием, сохранили полуизглаженные черты народности, и Слово о полку Игореве возвышается уединенным памятником в пустыне нашей словесности».
В «СПИ» не переносились прямые изображенные средства из народной поэзии. Автор, исходя из своего мировоззрения, был чем-то схож с «творцами устного исторического эпоса прежде всего в оценке изображаемых событий», поэтому проявляются черты некоторого совпадения некоторых художественных методов в «Слове» с тем или иным устным жанром. Примером результатом такой схожести является и усвоение автором «устно-поэтической фразеологии», что подлинно подтверждает народную идейную сущность всего произведения.
Тем самом писатель показывает, что эта забота о простом народе роднит это высокое произведение с устной поэзией трудового народа.
Ярослава Всеволодовича Черниговского описывает так: «бес щитов, с засапожникы кликом плъкы побеждают». Этот «яр тур Всеволод, куда ни поскачет, своим златым шеломом посвечивая, тамо лежат поганыя головы половецкыя», а его куряне «сведоми къмети», «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени», «скачют акы серыи влъци в поле»; это идеальные воины, с самого рождения воспитанные в воинских обычаях, и воинская удача их описывается в преувеличенных очертаниях: половецкими богатствами, отнятыми у бегущего врага, они «начаша мосты мостити по болотам и грязивым местом».
Связь с устным эпосом особенно ясна в отборе эпитетов, характеризующие князей: «храбрый» Мстислав, Святославичи, Ольговичи; «красный» Роман; «храбр и млад» князь; «буй» Роман, Рюрик, Игорь; «сильный и богатый и многовой» Ярослав; «удалые» сыны Глебовы; «свет светлый» Игорь; Мстиславичи «не худа гнезда шестокрилци» Встречаются и постоянные эпитеты: « «красныя д?вы», «син? мьгл?», «кровавыя зори»».
Гиперболизируя воинскую доблесть и политическую власть своих героев, «Слово о полку Игореве», подобно народному эпосу, не выходит за границы правдоподобия, не делает людей сверхъестественными существами, не наделяет их ни необычным ростом, ни небывалой физической силой; их идеализированная доблесть, как и у героев народного эпоса, проявляется лишь в моменты схватки с врагом.
Таким образом, гипербола применяется в характеристиках определенной группы героев так же последовательно, как в устном богатырском эпосе и отчасти в волшебных сказках. Но причиной такого совпадения «Слова» с народным эпосом в самом методе отражения действительности является не «влияние» фольклора, не подчинение ему писателя, а то, что этот писатель поставил перед собой задачу примерно такую же как и автор героических песен.
Особенно широко развертывается картина природы, когда „Слово“ изображает бегство Игоря из плена, причем эта природа активно помогает беглецу. То зверь (волк) ему поможет, то река, то просто яркое солнце возвещает, что князь вернулся на свою Родину.
Мастерство автора «Слова» выразилось в том, что «ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, и в то же время самый подбор их элементов таков, что в целом они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики».
Ярко в тексте проявляет себя метафоричность, которая помогает подчеркнуть всю важность происходящих событий.
Гибель князей в несчастной битве представлена автором в речи бояр киевскому князю Святославу целиком в метафорах этого типа: «Темно бо бе в тъ день: два солнца померкоста, оба багряная стлъпа погасоста, и с нима молодая месяца, Олег и Святослав, тьмою ся поволокоста и в море ся погрузиста. На реце на Каяле тьма свет покрыла. »17. Как видно из приведенных примеров, «метафорическое применение в воинских картинах явлений природы представляет в « «Слове» прямое продолжение его реалистических пейзажей».
Образ сокола-князя, воина, в представлении автора «СПИ» возможный и в языке Бояна, проходит через весь текст произведения. Символическим употреблением образа сокола, притом, как и у Бояна, в отрицательном сравнении, начинается с воспоминания об этом «соловье старого времени». Игра на гуслях, которой Боян сопровождал свои «славы» старым князьям, представлена в «Слове» в виде охоты соколов на лебедей: «Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей; которыи дотечаше, та преди песнь пояше. »; «Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, нъ своя вещиа прьсты на живая струны въскладаше; они же сами князем славу рокотаху». Также вспоминая о попытке молодых князей проникнуть в глубь половецких степей, автор восклицает: «О далече зайде сокол, птиць бья, к морю».
Эти метафоры-символы выполняют ту же функцию, что и пейзаж, подчеркивая органическую связь между жизнью человека и окружающей его природы. Все эти метафоры подчеркивают связь между человеком и природой.
Проанализировав статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия», можно сделать вывод:
1) многие писатели, критики пытались решить проблему связи фольклора и «Слова»;
2) автор «Слова о полку Игореве» не просто брал элементы устного народного творчества, а подстраивал их под свое мировоззрение, даже перерабатывал их;
3) «Слово» богато фольклорными образами;
4) самыми яркими изобразительно-выразительными приемами является гиперболизация и метафораризация образов и явлений.
эпос древнерусский литературный народный
Таким образом, весь поэтический стиль построен на образах, мотивах, идеях, восходящих к народной поэзии. Связь фольклора и «Слова о полку Игореве» очень прочна. Сколько уже тайн и загадок раскрыто исследователями по этому вопросу, но еще больше осталось неизведанного.
И как писал В.В.Виноградов: « «Слово» глубокими корнями связано с народной поэзией, с народным языком. И хотя многие формы языка «Слова» устарели, но свойственная «Слову» художественная сила народно-поэтического изображения не могла не привлекать к нему умы и чувства русских людей и в XIX и в XX вв.».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Русь времени «Слова о полку Игореве». События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания «Слова о полку Игореве», вопрос о его авторстве. Открытие «Слова о полку Игореве», его издание и изучение.
реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011
реферат [37,0 K], добавлен 29.11.2010
Место композиционных вставок в структуре летописи «Слово о полку Игореве», его патриотическое настроение и связь с народным творчеством. Понятие времени и пространства в произведении, историческая дистанция во времени как характерная черта «Слова».
реферат [29,4 K], добавлен 17.06.2009
Пейзаж и его функции в художественном произведении. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе. Союз природы и человека. Описания природы или ее различных явлений. Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении.
реферат [46,5 K], добавлен 20.09.2013
Литература была призвана воспитывать чувство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обличать распри и междоусобицы.
реферат [8,2 K], добавлен 08.10.2002
Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах
Школьное сочинение
Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления русских людей о героизме и народных героях.
Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской земле, пока на ее страже стоит Илья Муромец. С любовью говорит народ о своем герое: он и «удаленький добрый молодец», и «славный богатырь да святорусский».
У славного Чернигова встретился Илья Муромец с врагами:
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживает,
На добром коне никто тут не проезживает,
Только богатырю под силу разогнать эту «силу великую», и он великолепно справляется со своей задачей. Илье не стоило большого труда победить злодея, погубившего много русского народа и сделавшего непроезжей прямую дорогу в стольный Киев-град. Злодей этот — Соловей-разбойник. Поделом ему!
Еще один народный герой, воспеваемый в былинах, — Микула Селянинович. И если Илья Муромец — воин, то Микула Селянинович — крестьянин-богатырь. Беззаветно любит он свою землю и труд, связанный с ней:
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да пометывает,
А пенья-коренья выворачивает,
А большие-то каменья в борозду валит.
Русская земля дает крестьянину силу богатырскую, поэтому и сошка у него — не поднять десятерым. Серьезный, хотя и добросердечный, Микула Селянинович с готовностью придет на помощь нуждающимся, защитит слабых и, конечно, не даст спуску врагам.
Вот какие молодцы-богатыри исстари составляли славу и гордость русской земли.