В чем богатство изобразительно выразительных средств использованных автором дума
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.
Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.
Немного об истории создания стихотворения
В феврале в 1838 года Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, квартировавший в Селищенских казармах близ Новгорода. Это, несправедливо заброшенное сейчас место было любимым детищем военного министра графа А. А. Аракчеева. Казармы позднее стали называться аракчеевскими. К ним были подведены шоссейные дороги, территория была благоустроена. Сюда привозили иностранных гостей, желая похвастаться военной выправкой русской Армии.
Корнет Лермонтов жил вместе с корнетом Краснокутским в так называемом «сумасшедшем доме». Так называли часть дома, в которой жили неженатые молодые офицеры. В часы несения службы он командовал взводом, а в часы отдыха участвовал в офицерских забавах. Из комнат сумасшедшего дома почти круглосуточно слышались звуки гитары, фортепиано. Офицеры много читали, кто-то что-то писал. В комнате Лермонтова стены были исписаны стихами. Очевидно, с бумагой было туговато, рождавшиеся в его мозгу рифмы, он выцарапывал прямо на стене.
Офицеры долго берегли эти надписи, пока однажды во время отсутствия полка в казармах, инженер, которому был поручен ремонт, не распорядился закрасить их. Вполне возможно, что стихотворение «Дума» было записано на этих стенах, поэтому бумажного автографа не сохранилось.
Стихотворение «Дума» было впервые напечатано в «Отечественных записках», принадлежавших на тот момент Андрею Краевскому 1839 году.
Тема и идея стихотворения
Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.
Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что
Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:
Композиция, построение стихотворения
Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.
Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.
Средства художественной выразительности
В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.
В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».
Полный анализ стихотворения «Дума» (М.Ю. Лермонтов)
История создания
Поэт приступил к написанию этого произведения в свои 24 года, когда являлся уже достаточно зрелым человеком, с определившимися взглядами на жизнь. Закончил автор его в 1838 году. В этот период жизни Михаила Юрьевича очень волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым.
Такой себе переломный период в жизни и творчестве автора очень отразился на его поэзии. В каждой строке мы можем прочувствовать его настроение и взгляды на жизнь.
Анализ кратко
«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.
Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.
Жанр, размер
Здесь трудно выделить определенный жанр, поскольку просматриваются черты элегии, но в то же время его можно назвать и сатирой.
Автор обращается к шестистопному ямбу при написании стихотворения, но переходит местами на пятистопный, и четырехстопный. Рифму использует перекрестную, что весьма характерно для его творчества.
Стихотворение состоит из пяти строф, которые вмещают в себя разное количество строк. Благодаря этому, стихотворение читается достаточно медленно.
Настроение общества первой половины 19 века
1838 – год написания «Думы»
— это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.
После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.
Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия
пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.
за смелое изъявление мыслей
был сослан на военную службу на Кавказ
. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».
Темы и проблемы произведения
Темы в этом произведении поднимаются достаточно важные и актуальные.
Основной темой можно выделить жизнь современности. Автор подчеркивает всю бессмысленность существования, не имея ни идеалов, ни целей, ни стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно это осознавать, но он смирился, поскольку понимает, что один не в состоянии что-либо изменить. Он с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него.
Второй темой понимается «проблема отцов», что глядя на их опыт, молодое поколение начинает бездействовать. Научившись на ошибках старшего поколения, они не хотят повторить их снова. Поэтому выбирают другой путь – бездействовать и молчать.
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Лирический герой презирает власть и свое окружение. Он подавлен потому, что ему больно осознавать то, что он ничего не сможет оставить наследникам.
Средства художественной выразительности
В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.
В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, но как таковая связь между ними отсутствует. Единственное, что объединяет их вместе, это поднятие одной темы и проблемы. Автор передает отношение к современному поколению, к которому н так же причисляет и самого себя. Подобная честность похвальна. Он не лицемерит, и не пытается себя оправдать. Он вызывает чувство жалости, потому что его внутреннее разочарование и отсутствие веры в будущее, полностью передается читателю.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Проблематика
Проблемы стихотворения вытекают из основной идеи. Это пороки людей, которые поэт осуждает.
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды. Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить. Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Художественное своеобразие произведения
В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.
Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.
Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».
Основная мысль произведения
Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, который разочарован во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя.
Да и что они способны оставить? Если у них у самих нет никаких целей и увлечений. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему безумно больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Им кажется, что так легче. На самом же деле человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего.
Лингвистический анализ стихотворения.
Автор стихотворения «Дума» — русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «Пророк», «И скучно и грустно»; поэма «Мцыри»). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения — «Дума». В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: «печально», «томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «добру», «злу» и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: «постыдно», «позорно». Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судьи», «гражданина» и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
Жанровое многообразие и композиционное построение
Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре
, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
Всё построение «Думы» основано на развитии мысли
. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.
выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.
Произведение состоит из трех частей:
Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.
Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя
, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.
Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.
Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.
История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова
Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».
Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.
Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Жанр, направление и композиция
Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.
Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.
Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.
Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.
Стихотворный размер
В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.
Средства художественной выразительности
Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.
Эпитеты — «презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.
Метафоры — «чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».
Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.
Заключение
Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.
Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.
Анализ стихотворения «Дума».
Эпитеты: Его грядущее — иль пусто, иль темно, поздним их умом,
К добру и злу постыдно равнодушны, позорно малодушны, презренные рабы. Тая завистливо, голос благородный неверием осмеянных страстей, юных сил, Восторгом сладостным, жадно бережем, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат; Толпой угрюмою и скоро позабытой; мысли плодовитой, презрительным стихом, насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом.
Сравнения: И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
остаток чувства — зарытый скупостью и бесполезный клад.
Развёрнутое сравнение:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Метафоры: В начале поприща мы вянем без борьбы; под бременем познанья и сомненья, иссушили ум, голос страстей, едва касались мы до чаши наслажденья,
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Стилистически окрашенная лексика: грядущее, поприще, пресыщенья,
постыдно, сладостным.
Инверсия:
Печально я гляжу, в бездействии состарится оно. Богаты мы, нас томит, до времени созрелый, наукою бесплодной, Тая завистливо, надежды лучшие и голос благородный, неверием осмеянных страстей. касались мы, сил мы тем не сберегли;
Восторгом сладостным наш ум не шевелят; и ненавидим мы, и любим мы случайно,
холод тайный, предков скучны нам роскошные забавы, толпой угрюмою, ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда, прах наш, насмешкой горькою.
Антитеза:
иль пусто, иль темно, познанья и сомненья, к добру и злу,
Перед опасностью позорно малодушны и перед властию — презренные рабы.
И час их красоты — его паденья час!
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Анализ стихотворения «Дума» М. Ю. Лермонтов
Стихотворение «Дума» было написано Лермонтовым в годы мрачной цензуры, которая существовала в период правления Николая I, и стало своеобразной эпитафией молодому поколению России и в то же время обращением к будущим потомкам. Произведение было создано за неполных три года до гибели поэта и сразу же вызвало горячие споры, как в обществе, так и в среде критиков.
Отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Краткий анализ стиха «Дума» Лермонтов М. Ю.
Вариант 1
Стихотворение “Дума” было опубликовано в январском номере “Отечественных записок” за 1839 год. Основная его мысль — размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит “мы”, испытывая горечь от того, что его поколение:
“К добру и злу постыдно равнодушны…” и “Перед опасностью позорно малодушны…”
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение “отцов”, прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения “детей”, в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
Вариант 2
Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается характеристике поколения 30‑х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20‑х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов.
Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин».
Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30‑х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?».
А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования. Поймут ли они… отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»
Вариант 3
В стихотворении «Дума» юный двадцатичетырёхлетний поэт Михаил Юрьевич Лермонтов размышляет о печальной судьбе своего поколения. Он признаёт, что большинство из этих людей так долго искали смысл жизни путём «познанья», что запутались в «сомненьях» и потеряли его навсегда. Приговор обществу в произведении, конечно, был очень суров, но не это стало причиной тому, что цензура сперва запретила публикацию строк: «Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию – презренные рабы».
Широкие круги общества не скоро узнают об этом фрагменте. Во-первых, на тот момент Лермонтов уже был известен своим стихотворением «Смерть поэта», а потому цензоры были к нему строже вдвойне. Во-вторых, после восстания декабристов в 1825 году, страна вступила в период жесточайшей реакции. Люди не могли открыто делиться своими чувствами и мыслями. Лермонтов же в «Думе» демонстрирует пагубное влияние государственной политики на людей, вырастающих в атмосфере неискренности и безволия.
Удивительно, что это произведение вообще появилось в печати при жизни автора! Что касается техники стихотворения, то оно написано достаточно популярным среди поэтов шестистопным ямбом, рифма же в нём перекрёстная (аБаБ). Богато оно и различными изобразительно-выразительными средствами.
На наш внутренний слух воздействуют эпитеты («сладостный восторг», «горькая насмешка»), олицетворения («мечты не шевелят»), очень образные сравнения (поколение, как «до времени созрелый плод» — которые, кстати, наводят на мысли о декабристах, «опередивших» свой век), величественные метафоры («чаша сладострастья»).
Более мелодичное звучание придаёт частое употребление инверсии («надежды лучшие, касались мы, состарится оно»), однородных членов («угрюмою, позабытой»). Антонимы же («добро-зло, ненавидим-любим, злоба-любовь, холод-огонь») отражают противоречивость поколения, к которому принадлежал поэт. Несмотря на то, что произведение написано в девятнадцатом веке, освещенные в нём проблемы остаются актуальными и в наши дни. Читая эти строки, понимаешь: во многом автор выражает чувства и мысли, которые до боли близки тебе.
Стихотворение Лермонтова «Дума» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Э
тот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать его в поэтической форме, родилось великолепное сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости.
Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов”, не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы”, которая их совершенно не страшит.
Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомка, исчезнут с лица земли не замечено и бессмысленно.
Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…”. Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь ведётся от второго лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Жанр “Думы” можно определить, как философско-гражданское лирическое стихотворение, оно близко к философской элегии или лирической исповеди гражданского характера. Есть в стихотворении и черты эпиграммы и сатиры. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.
Средства выразительности
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы”.
Это интересно: Рассказ Тургенева «Муму» описывает жизнь и нелегкую судьбу русского крепостного — Герасима.
Вариант 2
Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора.
Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.
История создания
Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе.
Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы». Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова.
Структура стихотворения
Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение.
В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.
Анализ содержания
Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека.
Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30‑х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
Он убежден, что свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»
Средства художественной выразительности
Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом».
Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.
Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта
Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30‑х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.
Это интересно: М. Горький «На дне» сочинения
Вариант 3
История создания. Стихотворение «Дума» было создано Лермонтовым в 1838 г., когда он находился на пике своей известности. Многие современники расценили произведение, как своеобразный программный манифест поэта. Его суровый приговор высшему обществу разделяли ведущие творческие деятели. При жизни Лермонтова в публикациях цензурой были изъяты две строки: от «Перед опасностью…» до «…презренные рабы».
Жанр произведения – элегия с элементами сатиры. По уровню воздействия на современников стихотворение вполне может считаться гражданской лирикой.
Основная тема стихотворения – пессимизм автора при взгляде на современное ему поколение. Эпоха правления Николая I приобрела печальную славу. Последствием восстания декабристов стало значительное усиление цензуры. Малейшие отклонения от официального государственного курса, попытки высказать собственное мнение яростно пресекались. Все это, по мнению поэта, оказало разрушительное воздействие на последекабристское поколение, которое выросло в мрачной атмосфере бездуховности и всеобщего разочарования.
Отсутствие высших целей и идеалов привело к тому, что люди рождались уже уставшими от жизни. Поколение Лермонтова в большинстве своем получило прекрасное образование, которое, по сути, стало «бесплодной наукой». Свои знания люди не могли применить на практике, т. к. в авторитарном государстве всякая инициатива под запретом. Официальные ограничения дополнялись светскими предрассудками.
Внешний блеск и благополучие ставились выше искренних чувств и побуждений. Равнодушие и лень – главные отличительные признаки поколения Лермонтова. Холодный рассудок и действия по расчету стерли границы между добром и злом. Люди утратили способность к проявлению своих эмоций, они уже не могут адекватно оценить величие или ничтожество.
Любовь и ненависть только мешают человеку жить, руководствуясь собственной выгодой. Поэт считает, что его поколение не даст будущему абсолютно ничего. Оно промелькнет «толпой угрюмою» и навеки исчезнет. Единственное чувство, которое возникнет у потомков по отношению к этому времени, — бесконечное презрение.
Композиция стихотворения. Произведение не делится на отдельные части. Все его содержание – непрерывное печальное размышление лирического героя. Оно начинается с первого взгляда на «наше поколенье» и закономерно заканчивается неутешительным приговором потомков.
Размер произведения. Стихотворение представляет собой сложную конструкцию. В его основании лежит шестистопный ямб, перемежающийся с четырех- и пятистопным.
Выразительные средства. Произведение насыщено эпитетами, выражающими печаль и мрачное настроение автора («чужом», «позорно-малодушны», «презренные», «бесполезный» и т. д.). Лермонтов удачно использует метафоры («тощий плод», «чаши наслажденья», «лучший сок») и сравнения («пир на празднике чужом», «бесполезный клад»). Употребление слов высокого стиля («грядущее», «поприща», «прах») придает стихотворению торжественность гражданского призыва.
Основная мысль стихотворения – бесполезность современников Лермонтова. Поэт считает, что его поколение недостойно своего прошлого, ничего не добьется в настоящем и не заслужит упоминания в будущем. Крайний пессимизм поэта был вызван понятными причинами. Будущее показало, что Лермонтов все-таки ошибался. Яркий пример – он сам и его бессмертное творчество.
Это интересно: «Евгений Онегин» кратко по главам в прозе с цитатами.
Анализ стихотворения «Дума» М. Ю. Лермонтов
Вариант 1
В творчестве Михаила Лермонтова достаточно много социально значимых произведений, в которых автор дает оценку обществу и проводит анализ, направленный на то, чтобы понять – что именно ожидает людей в будущем. Этот вопрос являлся для Лермонтова своеобразным краеугольным камнем, и попытки найти на него ответ нашли свое отражение не только в прозе, но и в поэзии.
Одним из таких произведений является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, которое представляет собой смесь элегии и сатиры. Первое свойство выражается в форме самого произведения, его размере и объеме. Второе – в содержании, так как автор не только дает оценку своему поколению, но и критикует его с присущей для себя язвительностью.
Первые строчки стихотворения свидетельствуют о том, что Лермонтов довольно скептически воспринимает действующий общественно-социальный строй, который не оставляет людям права выбора. Поэтому их «грядущее – иль пусто, иль темно». Поэт объясняет подобную точку зрения тем, что у представителей его поколения отсутствуют цели и стремления, поэтому их ждет весьма незавидная участь – «в бездействии состариться», так и не сумев применить академические знания, полученные в процессе учебы.
Лермонтов подчеркивает, что его ровесники с рождения отягощены «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому жизнь воспринимают с постыдным равнодушием. В этой фразе кроется намек на восстание декабристов, которое отбило охоту у их потомков искушать судьбу и пытаться что-либо изменить. В итоге представители нового поколения «иссушили ум наукою бесплодной», боясь признаться не только окружающим, но и сами себе в желании совершать благородные поступки.
Более того, им вообще не свойственно пылкое проявление чувств. Вне зависимости, касается это ненависти или же любви. Автор подчеркивает, что все происходящее в жизни его современников является мимолетным, случайным. Они не в состоянии насладиться радостью бытия в полную силу, равно как и не могут допустить мысли о том, что их предки могли позволить себе такую роскошь.
По мнению поэта, его поколение двойственно по своей сути, так как в их душе «какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». В итоге даже самые лучшие из современников не в состоянии реализовать свои таланты, так как не видят в этом необходимости. Точнее, не могут понять, ради чего они должны тратить свои силы и пытаться кому-то что-то доказать, если заведомо известно, что им не суждено быть услышанными.
Поэтому, как отмечает автор, «к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». То есть, отказываясь от своего прошлого, считая его глупым и никчемным, но, в то же время, абсолютно ничего не сделав для будущего.
Вопросы духовного наследия, которое достанется последующим поколениям, являлись для Лермонтова-поэта достаточно болезненными и злободневными. Именно поэтому свое творчество он считал несовершенным и лишенным права на вечность, которым, по его мнению, обладали произведения Пушкина. Поэтому в стихотворении «Дума», пытаясь заглянуть в будущее, поэт предрекает, что «прах наш, с строгостью судьи и гражданина, потомок оскорбит презрительным стихом».
Однако это пророчество оказалось ошибочным, так как сегодня творчество Лермонтова является неотъемлемой частью классической русской литературы. Однако такой чести удостоились лишь немногие поэты первой половины 19 века, которые не были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы», считая своим гражданским долгом открывать людям глаза на правду, какой бы горькой она ни была.
Вариант 2
Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.
Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».
Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры. Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы.
Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.
По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь», «старость души») и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный», «рабы презренные», «насмешкой горькою»). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов»).
Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.
Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами, подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.
В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.
Вариант 3
Автор стихотворения “Дума” — русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику (“Дума”, “Пророк”, “И скучно, и грустно”; поэма “Мцыри”). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения — “Дума”. В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо “Дума”. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: “печально”, “томит”, “вянем”, “познанья”, “сомненья”, “добру”, “злу” и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: “постыдно”, “позорно”. Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: “ненавидим” — “любим”, “холод” — “огонь”.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: “ни мысли плодовитой”, “судьи”, “гражданина” и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов “я” и “вы”, но есть слово “мы”. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
Это интересно: А. И. Куприн «Куст сирени» главные герои и текст кратко по плану.
Полный текст стихотворения «Дума» Лермонтов М. Ю.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,