В чем богатство изобразительно выразительных средств использованных автором в стихотворении дума
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Появление Лермонтова некоторые исследователи ознаменовывают как старт новой страницы в истории русской литературы. Его перу принадлежат многие выдающиеся произведения. Творение уже зрелого Лермонтова «Дума» представляет собой некий итог имеющемуся душевному опыту автора. Само произведение при глубоком рассмотрении позволяет продемонстрировать размышления известного лирика о настоящем и будущем своей страны. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» помогает обнаружить общественно-духовный кризис так называемого «последекабрьского поколения» и поставить точку в социальных и нравственных исканиях поэта.
История создания
Время появления интересующего нас произведения принято относить к одному из самых мрачных в истории России. Стихотворение «Дума» увидело свет в 1838 году, во время прохождения Лермонтовым службы на Кавказе. Поэту выпала возможность долгого общения с одним из декабристов. Поражаясь железной воле, крепкому стержню и уверенным стремлениям, которыми обладают люди, принявшие решение совершить государственный переворот, Лермонтов сопоставил их с представителями, входившими в круг его общения до сих пор. Контраст получился необычайно ярким. Разница, складывающаяся непосредственно между современниками Лермонтова и молодым поколением декабристов, а также анализ возникших противоречий, натолкнули поэта на создание «Думы».
Это стихотворение можно отнести к гражданской и философской лирике Лермонтова.
Структура стихотворения
Если обратиться к логической структуре произведения, необходимо отметить, что связь между строфами несколько ослаблена. Сохраняется взаимозависимость компонентов за счет единства настроения и темы. Каждое четверостишие содержит в себе законченное предложение. В основе образования строф лежит довольно сложная конструкция, в которой помимо шестистопного ямба имеются четырехстопные или пятистопные, начинающие или замыкающие строфу. Благодаря шестистопному ямбу стих обладает некой неторопливостью, замедленностью, что характерно скорее для лирического раздумья.
Анализ содержания
Главная тема «Думы» Лермонтова представляет собой своего рода направленность сатиры лирика на всю дворянскую интеллигенцию того времени. Автор пытается охарактеризовать поколение, представителем которого невольно является он сам. Посвященное общественному поведению человека, стихотворение представляет собой своего рода крик измученной души человека. Выполняя анализ «Думы» Лермонтова, нужно отметить, что композиционное построение произведения выполнено в соответствии с замыслом автора. В первом четверостишии содержится простое высказывание – суждение о молодежи 30-х годов. Эта часть является чем-то вроде пролога ко всему произведению. Следующие восемь четверостиший эту мысль развивают и доказывают. Поэту досадно при мысли о том, что многие из его современников живут «ошибками отцов».
«К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно – малодушны
И перед властию – презренные рабы.»
Автора беспокоит тот факт, что у его современников фактически отсутствуют сильные чувства, твердые убеждения, привязанности.
Что касается жанра, то необходимо отметить, что в произведении присутствуют элементы сатиры и элегии. Но выделить из этого что-то одно не получается. В начале стихотворения можно проследить ораторские приемы, которыми пользуется автор. Но постепенно этот тон сменяется на более спокойный, романтичный, полный грусти.
«В конце стихотворения романтика сменяется реквиемом:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.»
Средства художественной выразительности
Придать лирическому творению необходимую эмоциональность помогают содержательные эпитеты: «презренные рабы», «наукою бесплодной», «пришлец осиротелый». Аналогичной цели придерживается и двойное сравнение: «И пусть уж нас томит, как ровный путь, без цели, Как пир на празднике чужом». Романтические метафоры усиливают образность стихотворения: «В начале поприща мы вянем без борьбы», «Тощий плод», «Чаша наслаждения». Нашлось применение и гиперболе «Богаты мы, едва из колыбели». Кроме того, Лермонтов широко использует лексику «высокого» стиля «Презренные», «Грядущее», «Под бременем» и т.п.
На протяжении всего стихотворения Лермонтов использует глаголы разных времен.
Значение стихотворения «Дума» в творчестве поэта
Непростое положение, сложившееся в николаевской России, Лермонтов воспринял как личное горе и очень переживал по этому поводу. Потрясенные мрачным тоном стихотворения «Дума» современники смогли увидеть в нем «черную сторону нашего века». Они просто не могли не признать заключенной в нем правды и не ощутить всю безысходность и отчаяние, навалившиеся на поколение 30-х годов.
Глубоко эмоциональное с сильным содержанием творение Лермонтова, можно считать определяющим для всего его творчества.
Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.
Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.
История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова
Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».
Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.
Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.
Основная тема стихотворения «Дума»
Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.
В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.
Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.
Жанр, направление и композиция
Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.
Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.
Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.
Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.
Стихотворный размер
В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.
Средства художественной выразительности
Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.
Эпитеты — «презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.
Метафоры — «чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».
Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.
Заключение
Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.
Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.
Полный анализ стихотворения «Дума» (М.Ю. Лермонтов)
История создания
Поэт приступил к написанию этого произведения в свои 24 года, когда являлся уже достаточно зрелым человеком, с определившимися взглядами на жизнь. Закончил автор его в 1838 году. В этот период жизни Михаила Юрьевича очень волновали проблемы нынешнего поколения, которое он считал безнравственным и потерянным. Он не видит перспектив в будущем, но и не может похвастаться прошлым.
Такой себе переломный период в жизни и творчестве автора очень отразился на его поэзии. В каждой строке мы можем прочувствовать его настроение и взгляды на жизнь.
Анализ кратко
«Дума», написанная в 1838 году – это одно из обличительных гражданских произведений в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт яро выражает свою гражданскую позицию. Лермонтов во многих стихотворениях выказывает свое презрение придворному свету. В негуманном, жестоком и пустом обществе ценится только бездеятельность и повиновение. Оттого Лермонтов скорбит о судьбе нового поколения.
С первых строк поэт будто смотрит на молодых издалека, предрекая их печальную участь. Но уже во втором четверостишии начинает звучать местоимение «мы». Лермонтов будто берет на себя ответственность за бездеятельность и пустоту поколения, объединяясь с ним. Молодые люди полны огня, таланта и решимости. У них есть все, чтобы стать индивидуальностями, но окружающий мир не хочет принимать сильных личностей и подавляет их. Исход восстания на Сенатской площади 1825 года показал, что власть может подавить пылающий огонь протестующих. Новое поколение не желает повторять ошибок отцов и живет в бездействии, порожденном страхом и неведением.
Стихотворение «Дума» полно сочувствия и содержит предостережение потомкам. Если народ не станет противостоять власти и неугодному порядку, он будет потворствовать преступлениям, духовному и личностному разложению.
Жанр, размер
Здесь трудно выделить определенный жанр, поскольку просматриваются черты элегии, но в то же время его можно назвать и сатирой.
Автор обращается к шестистопному ямбу при написании стихотворения, но переходит местами на пятистопный, и четырехстопный. Рифму использует перекрестную, что весьма характерно для его творчества.
Стихотворение состоит из пяти строф, которые вмещают в себя разное количество строк. Благодаря этому, стихотворение читается достаточно медленно.
Настроение общества первой половины 19 века
1838 – год написания «Думы»
— это время жесточайшей цензуры всей общественной жизни России со стороны полиции и цензурного аппарата, контролируемого самим императором.
После настала эпоха разочарования и неверия в светлые идеалы, отсюда в обществе царили апатия, и бесцельность существования.
Несмотря на экономический подъем (именно в этом году впервые было открыто железнодорожное сообщение между Петербургом и Царским Селом), любое проявление вольнолюбия
пресекалось на корню. «Поймут ли, оценят ли грядущие люди… всю трагическую сторону нашего существования», — писал Герцен о той эпохе.
за смелое изъявление мыслей
был сослан на военную службу на Кавказ
. Именно там произошла знаменательная встреча Михаила Лермонтова с бывшим декабристом, который поразил поэта цельностью своей натуры, несгибаемой волей и верой в то, что «Россия воспрянет ото сна». С этого момента начинается история создания «Думы».
Темы и проблемы произведения
Темы в этом произведении поднимаются достаточно важные и актуальные.
Основной темой можно выделить жизнь современности. Автор подчеркивает всю бессмысленность существования, не имея ни идеалов, ни целей, ни стремлений. Люди живут просто для того, чтобы жить. Ему неприятно это осознавать, но он смирился, поскольку понимает, что один не в состоянии что-либо изменить. Он с презрением смотрит на свое окружение, поскольку совершенно не видит будущего для него.
Второй темой понимается «проблема отцов», что глядя на их опыт, молодое поколение начинает бездействовать. Научившись на ошибках старшего поколения, они не хотят повторить их снова. Поэтому выбирают другой путь – бездействовать и молчать.
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Лирический герой презирает власть и свое окружение. Он подавлен потому, что ему больно осознавать то, что он ничего не сможет оставить наследникам.
Средства художественной выразительности
В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.
В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, но как таковая связь между ними отсутствует. Единственное, что объединяет их вместе, это поднятие одной темы и проблемы. Автор передает отношение к современному поколению, к которому н так же причисляет и самого себя. Подобная честность похвальна. Он не лицемерит, и не пытается себя оправдать. Он вызывает чувство жалости, потому что его внутреннее разочарование и отсутствие веры в будущее, полностью передается читателю.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Проблематика
Проблемы стихотворения вытекают из основной идеи. Это пороки людей, которые поэт осуждает.
Образы
Под «ошибками отцов» автор подразумевает восстание в 1825 году, которое научило будущее поколение не бороться за свои права, и не выражать свое отношение к той или иной ситуации. Им неведомо чувство справедливости и чести.
В образе лирического героя мы видим современное общество, но он не разделяет их взгляды. Ему грустно от того, что он видит столько недочетов в мыслях и поведении своих ровесников. Его беспокоит проблема будущего, что он не сможет оставить ничего после себя. Грустно же ему от того, что он не в силах что-то изменить. Он стал своего рода заложником времени, в котором родился, живет и творит.
В образе толпы мы видим людей, у которых нет ни смысла, ни цели в жизни. Они просто живут, совершенно не задумываясь о будущем. Лирического героя настолько подавляет вся эта атмосфера, что он и себя начинает относить к людям этой толпы.
Художественное своеобразие произведения
В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.
Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.
Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».
Основная мысль произведения
Основную мысль произведения автор доносит до нас через лирического героя, который разочарован во времени, в которое ему суждено было родиться. Здесь показывается безнравственное поколение, которое не ценит ничего. Ни любовь, ни ненависть не имеют для него никакого значения. Поколение бесчувственных циников, которые не оставят ничего после себя.
Да и что они способны оставить? Если у них у самих нет никаких целей и увлечений. Полное отсутствие мечты и желания развиваться – это то, что буквально убивает нашего лирического героя. Ему безумно больно понимать то, что это поколение обречено, но и он является частью этой бездушной толпы. Он прекрасно понимает, что в одиночку он ничего не добьется. Остальные же, наученные горьким опытом своих предков, выбирают вариант не жить, а просто существовать. Им кажется, что так легче. На самом же деле человек, лишенный способности мечтать, не способен оставить после себя ровным счетом ничего.
Лингвистический анализ стихотворения.
Автор стихотворения «Дума» — русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику («Дума», «Пророк», «И скучно и грустно»; поэма «Мцыри»). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения — «Дума». В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой — это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо «Дума». Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума — тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие — законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: «печально», «томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «добру», «злу» и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: «постыдно», «позорно». Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судьи», «гражданина» и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.
Жанровое многообразие и композиционное построение
Не будет большим преувеличением утверждать, что «Дума» Лермонтова создана в особом литературном жанре
, форма которого предопределена поэтами-декабристами.
Всё построение «Думы» основано на развитии мысли
. Вначале поэт отстраненно от своего лица судит и упрекает современников. Но уже после первого четверостишия автор замыкает круг на себе, определяя свою принадлежность к поколению лишних людей: «мы вянем без борьбы…», «мы иссушили ум…», то есть это не взгляд человека со стороны, а откровения личности, являющейся членом этого общества.
выстроена в форме обвинительного приговора – сначала выносится вердикт, затем следует его обоснование. Каждое новое четверостишие – это законченная мысль, а строфы объединены не только единой темой, но и страстным обличительным эмоциональным накалом.
Произведение состоит из трех частей:
Стихотворение написано высоким слогом, который использовали для написания оды. Это шестистопный ямб, или «александрийский стих». Выбранный размер подчеркивает значимость мыслей и обращений поэта, течение стиха, благодаря ямбической стопе, становится величаво неторопливым и замедленным.
Тема замкнутого, уставшего и непонятого лирического героя
, присущая музе Лермонтова, звучит и в «Думе», где он предстает в роли ни сколько обличителя, сколько персонажа, осознающего своё истинное положение в обществе. Грустное элегическое раздумье сменяется безрадостным обобщением, за романтичными нотами следует горький сарказм. Осуждая общество, в котором живет лирический герой, он одновременно судит и себя — иронично и беспощадно.
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
Всего получено оценок: 110.
Всего получено оценок: 110.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.
История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.
Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.
Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.
Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.
Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.
Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.
Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.
Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.