В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг

Чем российский парламентаризм второй половины 90-х гг. отличался от российского парламентаризма начала XX в. и периода 1990-1993 гг.?

Просмотров: 744 | Добавил: damian (24.09.2019) (Изменено: 24.09.2019)

Всего ответов: 1
Обсуждение вопроса:

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. i3. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-i3. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка i3.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 700944389. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-700944389. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 700944389.

Согласно манифесту от 17 октября 1905 г. был образован Совет министров, как постоянно действующий орган. Министры отвечали за свои действия перед царем. Сохранялся Государственный совет, который получил права верхней палаты Думы. Половина его членов назначалась императором, половина избиралась из дворян. Государственный совет имел право не одобрять законопроекты, предложенные думой. Только после утверждения царем документ получал силу закона. Между сессиями думы царь мог единолично издавать указы, которые затем вносил на утверждение Думы. ЕЕ законодательные права были невелики.

Право участия в выборах в думу получили не все. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях. Был введен возрастной (25 лет) и имущественный цензы. Выборы были многоступенчатыми. Голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

В начале 90 — х годов, после распада СССР самым важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР и соответствующее перераспределение функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов и Верховный Совет сохранили широкие полномочия в области законодательной деятельности, многие их права, включая формирование правительства, отошли к президенту РСФСР.

Сегодня российским парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении от должности; утверждает решение главы государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства и принятие законов страны. Обе палаты парламента утверждают федеральный бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

Источник

Парламентаризм в России

Парламентаризм в России не имеет таких глубоких корней, как в западных странах, что позволяет многим философам и историкам говорить о неприменимости этой системы к российской действительности. Между тем существование выборных учреждений можно проследить на протяжении всей истории России. Ещё в древнерусских городах собирались веча— преобразовавшиеся народные собрания родоплеменной эпохи. Больше всего сведений имеется о новгородском вече, однако в домонгольскую эпоху они были практически в каждом крупном городе — в Киеве, Ростове, Суздале и др. Новгородское вече просуществовало до конца XV в. и обладало высшей властью в Новгородской республике.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 39. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-39. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 39.

Вече не может называться народным представительством в современном смысле этого слова, так как в нём участвовали только знатнейшие боярские семьи — «триста золотых поясов». Однако тот же Новгород знал представительную систему и на более низком уровне. Город делился на концы и улицы, и здесь действовали, соответственно, кончанские и уличанские веча, занимавшиеся вопросами местного самоуправления.

Великое княжество Московское, к XV — началу XVI в объединившее вокруг себя большую часть русских земель, создавалось как государство с сильной центральной властью, но уже во второй половине XVI в. здесь появляются выборные органы, Так, Елена Глинская провела реформу управления, поручив решение судебных вопросов выборным губным старостам.

В 1550-х гг. Избранная рада — созданный Иваном Грозным неформальный совещательный кружок при государе, представлявший собой своеобразное правительство, — расширила полномочия старост, передав им власть в уездах. Примерно в это же время (очевидно, в 1549) в России был созван Собор примирения. Позже такие соборы стали называть «Земскими», то есть общегосударственными. В XVII в. Земские соборы превращаются в сословно-представительные органы.

Земские соборы играли важнейшую роль в переломные моменты политической жизни России в конце XVI — первой половине XVII в. Именно на них были избраны по крайней мере двое русских царей — Борис Годунов (1598) и Михаил Романов (1613). Василий Шуйский, захвативший власть в 1606 г., хотя и не созывал Земский собор, но разослал по всем городам сообщение о том, что он якобы избран собором. В тот момент Земский собор имел реальный шанс превратиться в настоящий представительный орган и постепенно добиться законодательной власти. Мало того, Василий Шуйский, вступив на престол, принёс своеобразную присягу, зафиксированную в документе под названием «Крестоцеловальная грамота». По этой грамоте он обязывался править, всегда советуясь с Боярской думой и Земским собором.

Первые Романовы сначала часто созывали Земские соборы, советуясь с представителями сословий по важнейшим вопросам управления — финансовым, международным и др. Но чем твёрже они чувствовали себя на престоле, тем реже обращались к общественному мнению.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 40. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-40. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 40.

Последний зафиксированный источниками Земский собор собрался в 1653 г. для обсуждения вопроса о присоединении Украины к России. Ситуация была взрывоопасной, так как присоединение Левобережной Украины неминуемо грозило войной с Польшей. Поэтому царь Алексей Михайлович хотел заручиться поддержкой «всей земли», т. е. представителей всех групп населения.

После этого соборы перестали созываться. Во второй половине XVII столетия происходили только совещания царя с представителями того или иного сословия, например с торговыми людьми, но они носили исключительно консультативный характер, диктовать государю свою волю общество не могло.

Очень характерно, что параллельно с затуханием деятельности Земских соборов реформировалось и управление на местах, где выборных старост сменили назначаемые сверху воеводы. Важнейшие основы зарождавшейся парламентской системы — единый сословно-представительный орган и самоуправление на местах — к концу XVII в. были фактически ликвидированы.

Через столетие идеи парламентаризма возродились. Губернская реформа Екатерины II, проведённая в 1775 г., а также изданные в 1785 г. жалованные грамоты дворянству и городам заложили возможные основы будущей парламентской системы. В это время Россия возвращается к местному самоуправлению — появляются дворянские собрания, возникают выборные органы и должности, как в губерниях, так и в городах.

При создании новой системы губернского управления Екатерина II попыталась провести, хотя и в ограниченном виде, принцип разделения властей, без которого невозможно говорить о реально действующем парламентаризме. Исполнительная и законодательная ветви власти были разделены — по крайней мере, на губернском уровне. Был создан независимый суд, проведён принцип, по которому каждого человека могли судить лишь равные ему по положению. Однако в масштабе всей страны ситуация осталась неизменной: высшая исполнительная и законодательная власть находилась в руках монарха и не ограничивалась никаким выборным органом. Высшее судебное учреждение — Сенат — тоже фактически подчинялся императорской власти.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 41. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-41. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 41.

В годы правления Павла I (1796— 1801) даже эти зачатки парламентаризма практически исчезли: были резко ограничены вольности дворянства и городов, а выборные органы поставлены под контроль государства.

В эпоху Александра I (1801 — 1825) разрабатывалось несколько проектов изменения государственного строя России, Выборные представительные учреждения — сеймы — действовали в двух частях империи — в Польше и Финляндии. Ближайший советник императора Михаил Михайлович Сперанский разработал для всей империи проект Государственной думы, которая должна была существовать на четырёх уровнях — волостном, уездном, губернском и общегосударственном. Избирательным правом, по мысли Сперанского, могли пользоваться все люди, владеющие собственностью, независимо от их происхождения. Будущий российский парламент планировалось сделать двухпалатным. Правом утверждать решения Думы должен был обладать Государственный совет, члены которого назначались императором. Однако проект Сперанского так и не был реализован, его автор отправился в ссылку, и ещё одна возможность появления парламентской системы в России была упущена.

Следующий этап в развитии парламентских учреждений относится ко второй половине XIX в., когда в результате земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были сформированы выборные всесословные учреждения в уездах, губерниях и городах. Судебная реформа (1864 г.) создала в России по-настоящему демократический суд, основанный на принципах независимости, гласности и состязательности.

Но реформы 1860-х гг. потребовали дальнейшего развития парламентаризма. Земские учреждения не имели под собой истинно демократической основы из-за отсутствия выборных органов на уровне волостей. Что ещё важнее, не существовало никакого выборного органа на общероссийском уровне, и власть царя оставалась неограниченной. Попытки создания хотя бы совещательного общероссийского выборного органа так и не увенчались успехом. В 1882 г. министр внутренних дел Н. П. Игнатьев ушёл в отставку из-за того, что император отклонил его проект о созыве Земского собора.

Российский парламентаризм в начале XX Века

Ситуация изменилась самым драматическим образом во время революции 1905 г., когда 17 октября был обнародован царский манифест, обещавший созыв законодательной Государственной думы. Это выдающаяся веха в истории России положила начало складыванию системы парламентаризма в стране, но, увы, развитие данного процесса вскоре прервут события 1917 г. Государственная дума получила право утверждать законы, Государственный совет был преобразован в верхнюю палату, утверждавшую решения Думы. Выборы проходили по четырём куриям и являлись многоступенчатыми, права голоса не имели большая часть рабочих, военные, женщины, национальные меньшинства.

Ради сохранения преимущественного влияния исполнительной власти были расширены права Совета министров: ни один законопроект не мог быть внесен в Думу без его рассмотрения.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 42. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-42. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 42.

Несмотря на всё это, сам факт создания Думы означал огромный перелом в российской политической жизни. К сожалению, Первая Государственная дума, которая должна была просуществовать пять лет, на деле проработала только два с небольшим месяца (26 апреля — 9 июля 1906) и была распущена правительством. Большинство в Думе имела либеральная Конституционно-демократическая партия (партия кадетов). В ней не были представлены ни крайние левые партии (большевики и партия социалистов-революционеров (эсеры), бойкотировавшие выборы), ни крайне правые националисты-черносотенцы

Дума с первого дня своего существования оказалась в ситуации жесточайшего конфликта с исполнительной властью. Требования кадетов и второй по значению фракции трудовиков (трудовая группа) — о проведении политической амнистии, предоставлении больших прав Думе, а главное, о проведении земельной реформы — не получили никакого отклика у властей. Царь не принял председателя Думы, профессора Муромцева, министры начали бойкотировать её заседания, а первый законопроект, присланный думцам на утверждение Советом министров, выглядел намеренно унизительным. Людям, избранным для решения важнейших политических вопросов, предлагалось утвердить акт о выделении денег на постройку оранжереи и прачечной при Юрьевском университете.

Радикальные проекты аграрной реформы, предложенные Думой, переполнили чашу терпения правительства, и представительный орган распустили, а депутатов, призвавших общество протестовать, заключили на три месяца в крепость.

20 февраля 1907 г. была созвана Вторая Дума, состав которой отразил изменения, произошедшие в общественном настроении. Кадеты потеряли довольно много голосов, зато заметно шире оказались представлены левые партии. Правое крыло тоже выросло, но не столь сильно, как левое. Уже здесь намечался крайне опасный для российского парламентаризма процесс — размывание либерального центра и усиление представителей радикальных движений.

Полевевшая Дума была настроена ещё более решительно. Правительство же, которое к тому времени уже год возглавлял энергичный Пётр Аркадьевич Столыпин, по-прежнему не собиралось идти ни на какие уступки. Дума резко критиковала основные положения Столыпинской аграрной реформы и наотрез отказалась одобрять чрезвычайные меры, принятые властями против революционеров в надежде остановить нарастание террористического движения. В результате конфликт между двумя ветвями власти опять остался не разрешённым. 3 июня 1907 г. Дума была распущена, после чего правительство изменило избирательный закон, хотя не имело права этого делать без одобрения законодательного органа.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 43. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-43. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 43.

Третья Государственная дума оказалась единственной, просуществовавшей положенный для неё срок — пять лет, с 1907 по 1912 г. По новому избирательному закону в ней сократилось представительство рабочих, крестьян и многих национальных меньшинств. По составу эта Дума сильно отличалась от двух предыдущих, как, впрочем, и обстановка в стране, уставшей от революции 1905 года. Центристские партии лишились части влияния из-за своей предыдущей осторожной политики, намного меньше стало и представителей левых партий.

Основную роль в новой Думе играли праволиберальные октябристы («Союз 17 октября»).

Последняя дореволюционная Дума — Четвёртая — просуществовала с 1912 г. до 25 февраля 1917 г. и была распущена в бурные дни Февральской революции. Состав Четвёртой Думы был очень похож на состав предыдущей: здесь также существовало два варианта парламентского большинства — право-октябристское и октябристско-кадетское — и оставались слабыми либеральный центр и левое крыло. В то же время сам факт спокойного завершения срока действия Третьей Думы и созыва Четвёртой говорил об укоренении и развитии традиции парламентаризма.

Во время выборов в Думу неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия в России конституции, т. е. об ограниченны самодержавной власти. Однако на политику Думы сильно повлияла начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война. В первые её месяцы практически все российские партии, за исключением большевиков и левых эсеров, выразили доверие правительству и обещал и ему поддержку в Думе. Но чем дольше шла война, тем сильнее нарастало недовольство. Кризис наступил в 1915 г., когда российские войска понесли тяжелейшие потери. Неудачи на фронте, хаос и развал экономики вызвали резкую критику со стороны большинства думских фракций.

В августе 1915 г. был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы и представители некоторых других партий. Блок потребовал немедленного проведения политических реформ, и в частности создания «правительства народного доверия», под которым подразумевалось министерство, ответственное перед Думой. Если бы это произошло, то в развитии парламентаризма в России был бы сделан большой шаг вперёд, усилилось бы разделение ветвей власти, и упрочилась бы система сдержек и противовесов, обеспечивающая равновесие. Но ни исполнительная власть, ни думцы оказались не готовы к компромиссам.

Политическое противостояние между Думой и правительством продолжалось вплоть до февраля 1917, когда Дума была формально распущена, однако ещё несколько месяцев продолжала своё существование. В частности, именно из членов Думы, прежде всего из представителей Прогрессивного блока, был сформирован первый состав Временного правительства. Фактически Дума собиралась до октября 1917 г., и её представители участвовали в заседаниях Временного правительства.

Предполагалось, что традиция парламентаризма не прервётся, а наоборот, получит дальнейшее развитие после созыва Учредительного собрания, которое должно было определить политический строй новой России. Но приход большевиков к власти надолго прервал развитие парламентской системы в стране. Собравшееся 5 января 1918 г. Учредительное собрание большевики разогнали. Вместо парламентских учреждений возникла система Советов рабочих, крестьянских, солдатских (а позже народных’) депутатов, которой теоретически принадлежала законодательная власть в стране. Однако в реальной жизни Советы находились под контролем государственных и партийных органов, и ни о каком разделении властей, так же, как и о парламентаризме, в стране с однопартийной системой не могло быть и речи.

Возвращение России к парламентаризму началось в период перестройки, точнее, в конце 1980-х гг. В это время делались попытки создать настоящее народное представительство в тех политических формах, которые существовали в советскую эпоху. Огромным событием в политической жизни страны стало проведение первых за много десятилетий альтернативных выборов и созыв Первого съезда народных депутатов СССР в 1989 г.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 44. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-44. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 44.

Этот и последующие съезды стали существенной составляющей общественной жизни эпохи перестройки. За речами депутатов, затаив дыхание, следила вся страна, по истории съездов можно узнать многое о борьбе сторонников и противников реформ. Однако о создании реальной парламентской системы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. говорить не приходится.

В 1992—1993 гг., сразу после распада Советского Союза, в Российской Федерации резко обостряется конфликт между исполнительной властью в лице президента Б. Н. Ельцина и законодательной — Верховным Советом, в котором всё большее влияние получают сторонники левых партий. Весной 1993 г. сторонники Верховного Совета сделали неудачную попытку сместить президента, после чего тот настоял на проведении всенародного референдума по четырём вопросам:

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 45. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-45. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 45.

Результаты референдума показали поддержку политики президента (большинство проголосовавших ответили по схеме «да — да — нет — да»). Конфликт после этого продолжал обостряться и в сентябре 1993 г. привёл к изданию президентом указа о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Отказ части депутатов признать законность президентского указа, в свою очередь, спровоцировал попытку левых и экстремистских партий взять в руки власть в стране (события 3—4 октября 1993 г.), захватать телестудию в Останкине и московскую мэрию.

Выступление было подавлено 4 октября при помощи военной силы. Вскоре после этого объявлены выборы в новый законодательный орган — Федеральное собрание и референдум по новой конституции Российской Федерации.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. 46. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-46. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка 46.

Думский период современного российского парламентаризма

Начиная с декабря 1993 г. высшая законодательная власть в России сосредоточена в Федеральном собрании Российской Федерации — двухпалатном парламенте, состоящем из Государственной думы и Совета Федерации. Государственная дума избирается сроком на четыре года, в то время как Совет Федерации формируется из представителей регионов — по одному от представительных и исполнительных органов власти. Выборы в Государственную думу проходили с 1993 г. по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, но отдельные выборы проходили уже по пропорциональной.

Федеральное собрание обладает высшей законодательной властью. Законопроекты сначала утверждаются в Государственной думе, но входят в силу после одобрения Советом Федерации и подписания президентом. Таким образом, осуществляется принцип разделения властей, хотя при этом довольно широкие права предоставлены власти исполнительной.

В 1990-х гг. происходили многочисленные конфликты между законодательной властью — Думой и исполнительной — президентом. В частности, неоднократно возникала напряжённость в связи с назначением главы правительства. Левые партии пытались собрать голоса для отставки президента Б. Н. Ельцина, но им это не удалось.

После прихода к власти президента В. В. Путина был принят ряд решений, резко усиливших вертикаль исполнительной власти: переход к пропорциональной системе выборов, отмена выборов губернаторов и т. д. На сегодняшний день разделение властей, законодательные права парламента и независимость суда существуют, хотя неоднократно высказывались опасения об излишнем перевесе исполнительной ветви власти по сравнению с остальными.

Источник

42.Развитие парламентаризма и многопартийности в России в 90-е годы ХХ века. Особенности и этапы развития многопартийности. Почему становление государства было настолько сложным?

Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.

Характеристика многопартийности 90-х гг.:

2. крайняя нестабильность партийного состава;

3. российские партии были похожи больше на течениянежели на партии%

4. большая дробность российского политического сектора;

5. аморфность партий%

6. не имели соц. опоры;

7. обуславливались верхушностью;

8. огромная конкуренция между партиями.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и ее фактическая независимость от парламента и др.

Почему исчезли эти партии:

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image003. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image003. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image003.Многие носили верхушечный характер, т.е. не имели социальной опоры

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image003. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image003. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image003.Конкуренция между партиями

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image003. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image003. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image003.Судьба многих партии была связана с их руководителями

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image003. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image003. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image003.Влияние гос. бюрократии на партийное строительство

Источник

История России

§ 46. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990-е гг.

Каковы были особенности формирования политической системы Российской Федерации?

1. Разработка новой Конституции России. Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Б. Н. Ельцин выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В центре новой политической системы должен был находиться Верховный Совет.

Напряжённая борьба между Президентом и Верховным Советом продолжалась весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Попытка разрешить его в ходе референдума в апреле 1991 г. оказалась неудачной.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.

2. Политико-конституционный кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование согласованный проект Основного закона. Конституционный суд признал указ не соответствующим Конституции РСФСР.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.

Ельцин приказал войскам окружить здание Верховного Совета, а депутатам — покинуть его. С 1 октября при посредничестве патриарха Алексия II под эгидой Русской православной церкви проводились переговоры противостоящих сторон, на которых предлагалось принять «нулевой вариант» — одновременное проведение выборов Президента и депутатов. Но переговоры оказались безрезультатными. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкине, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления были арестованы.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image017. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image017. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image017.

Белый дом. 4 октября 1993 г.

Определите цели, методы и итоги действий участников событий сентября—октября 1993 г. в Москве.

3. Конституция России 1993 г. и её значение. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть — впервые в современной России — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.

За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.

Конституция 1993 г. закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума двумя третями голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет историческое значение. Она провозгласила права человека высшей ценностью. В соответствии с Конституцией все граждане могут свободно выражать свои мысли, свободно выбирать власть в стране, реализовывать свои творческие и предпринимательские планы. Эта Конституция позволила начать строительство эффективной Федерации в интересах многонационального народа страны.

Что такое принцип разделения властей. Как он реализуется в Конституции 1993 г.?

4. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели важное значение для развития российской многопартийности в 1990-е гг.

Указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. деятельность КПСС была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая в тот период стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 1990-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

Значительным авторитетом и влиянием в начале 1990-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал повышению интереса населения к либерализму. Либерализм признаёт высшей ценностью личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических неудач, особенно после кризиса 1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы. Доверие населения к лидерам либеральных организаций сильно понизилось.

ЛДПР во главе с В. В. Жириновским сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах.

Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995—2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли партией власти.

5. Российский парламентаризм. В 1990-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избиралась на 4 года. В соответствии с Конституцией Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является законотворческая деятельность: внесение и рассмотрение законопроектов. Были приняты законы по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансов. Среди этих законов такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.

В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. image018. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг фото. В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг-image018. картинка В чем были главные особенности российского парламентаризма 1990 х гг. картинка image018.

На заседании Государственной думы Российской Федерации. 1994 г.

В Думе работали 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы играли политические партии. Определённым противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 1990-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти — главы местных администраций.

Противостояние Президента Ельцина и оппозиционных политических партий отражалось в законотворческой деятельности Государственной думы. Многие законопроекты правительства отклонялись, годами политические дебаты мешали принятию необходимых законов.

В 1990-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Это было результатом развития российского парламентаризма.

6. Президентские выборы 1996 г. Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.

7. Результаты политического развития в 1990-е гг. Главным событием политической жизни страны стало формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм. Началось формирование независимой от высших органов власти системы местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

Вместе с тем к концу 1990-х гг. центральная власть в стране была слабой и малоэффективной. Её характеризовало ослабление всех государственных институтов. В большинстве регионов страны действовали законы, противоречащие Конституции России. Статус некоторых территорий определялся как «суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией».

В тяжёлом положении оказалась армия. Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс. Поставки новой техники и вооружения в армию были единичны. Денежное довольствие офицерам выплачивалось несвоевременно.

Создалась угроза территориальной целостности страны. Самопровозглашённый Конгресс народов Ичкерии и Дагестана объявил своей целью создание исламского халифата от Чёрного до Каспийского моря.

Необходимы были срочные шаги по укреплению государственной власти и обеспечению государственного единства Российской Федерации.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В условиях ослабления федеральной власти проблема территориальной целостности Российской Федерации стала одной из важнейших.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что определяло политическую борьбу в 1992—1993 гг.? Каким образом решался вопрос о власти? 2. Охарактеризуйте результаты событий сентября—октября 1993 г. 3. Познакомьтесь с текстом Конституции РФ. Выявите отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны. 4. Расскажите о становлении многопартийности в России. Определите положительные и негативные тенденции этого процесса. 5. Назовите результаты политического развития страны в 1990-е гг.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Назовите причины конфликта между исполнительной и законодательной властью в начале 1990-х гг. 2. Оцените возможные последствия осуществления идеи Г. Э. Бурбулиса (1992) о том, что «Советы как представительный орган власти в их сегодняшнем содержании — рудимент старой системы. Реформы могут быть осуществлены только при достаточно жёсткой структуре президентства. В неё должны войти и новые органы представительной власти». 3. Узнайте, принимали ли участие члены вашей семьи во всенародном голосовании в 1993 г. по Конституции РФ и выборах 1990-х гг. Сравните полученные ответы с мнением историка А. Колесникова, что «индекс симпатий либерализму в России практически невозможно выявить. Избиратели голосовали не за программу: ее никто в глаза не видел, а за ярких политических деятелей». 4. Из курса Новой истории вспомните значение понятия «термидор». Можно ли политическую систему России в 1993—1996 гг. определить как «термидор»? Ответ аргументируйте. 5. Выскажите своё отношение к мнению одного из журналистов: если бы не было таких решительных действий Б. Н. Ельцина в 1993 г., то «в результате настоящей гражданской войны погибли бы десятки тысяч людей. Но есть моменты в истории, когда необходимо прервать осуществление демократических процедур, чтобы не скомпрометировать ту же демократию в стране на много лет вперёд».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *