В чем были главные особенности российского парламентаризма
В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.
Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.
Понятие парламентаризма
Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.
Этапы формирования парламентаризма
Так, в начале осени 1905 года появилась конституционно-демократическая партия, которая выступала за формирование двухпалатного парламента. Также на съезде эта партия рассматривала вопросы о наделении парламента полномочиями утверждать бюджет, отмене выкупных платежей для крестьян, принятии 8-часового рабочего дня и отмене сверхурочных.
Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.
Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.
Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.
Монархисты-конституционалисты выступали за то, что Россией должен править лишь один царь, а без царя и государство не может существовать. Крестьянские вопросы хотели решить реорганизацией крестьянского банка, а также переводом общинного землепользования в подворное.
В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.
Левое же крыло придерживалось идеологии марксистской и народнической. В 1898 году на съезде в Минске было заявлено об образовании новой Российской социал-демократической рабочей партии. А уже в 1903 году произошел раскол партии на «большевиков» и «меньшевиков».
В 1905 году партия выступила против самодержавия и предложила сформировать однопалатный парламент, отделить государство от церкви, вооружить весь народ, установить 8-часовой рабочий день, запретить взыскание штрафов на производствах.
Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.
Особенности возникновения российского парламентаризма
27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).
Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.
Избирательная компания III Государственной думы проходила во второй половине 1907 года, в нее вошли «правые» депутаты (32%), октябристы (33%), кадеты (12%), трудовики (3%), социал-демократы (4,2%), «левый» фланг (6%).
Результат проведения выборов полностью удовлетворил правительство, так как партия «декабристов» была лидирующей. Этой Думе удалось задержаться на целых 5 лет и принять более 2-х тысяч законопроектов.
IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.
Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.
Становление российского парламентаризма — история развития
В этой статье вы сможете прочесть о том, как происходило становление российского парламентаризма. Для вас будут представлены основные этапы становления парламентаризма в России.
Также вы сможете изучить, как проводилось образование политических партий и начало российского парламентаризма.
Понятие парламентаризма
Парламентаризм – система правления, которая характеризуется четким разграничением функций исполнительных и законодательных властей при доминировании парламента.
Парламент представляет собой тип государственного правления, при котором в госструктурах действующий избираемый населением орган принимает решения в форме законов. Парламентаризму присущи сессии, парламентские слушания, пленарные заседания.
Этапы формирования парламентаризма
Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о том, как происходило зарождение российского парламентаризма, следует узнать, какие партии, участвующие в политической жизни, существовали в начале XX века.
Так, в начале осени 1905 года появилась конституционно-демократическая партия, которая выступала за формирование двухпалатного парламента. Также на съезде эта партия рассматривала вопросы о наделении парламента полномочиями утверждать бюджет, отмене выкупных платежей для крестьян, принятии 8-часового рабочего дня и отмене сверхурочных.
Кроме того, данная партия подняла вопрос о государственном социальном страховании и уголовной ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.
Умерено-прогрессивная партия в свою очередь выступала против автономий и федераций. Она настаивала на том, что царь должен иметь неприкосновенность и власть обязана нести ответственность перед представителями народа. Однако в трудовой сфере умерено-прогрессивная партия полностью поддерживала предыдущую партию, выступая за рабочее время длительностью в 8 часов.
Торгово-промышленный союз склонялся к правлению с конституционным монархом и кабинетом министров, которые будут опираться на большинство. Целью данной партии стало экономическое содружество торгово-промышленных классов, а представители данного содружества должны были занять места в парламенте и общественных организациях.
Монархисты-конституционалисты выступали за то, что Россией должен править лишь один царь, а без царя и государство не может существовать. Крестьянские вопросы хотели решить реорганизацией крестьянского банка, а также переводом общинного землепользования в подворное.
В конце концов, все вышеперечисленные партии образовали праве крыло и выступали за народность и православие. В это же время на правом фланге произошли существенные изменения в партиях и союзах, что в дальнейшем поспособствовало признанию правления самодержавной монархии.
Левое же крыло придерживалось идеологии марксистской и народнической. В 1898 году на съезде в Минске было заявлено об образовании новой Российской социал-демократической рабочей партии. А уже в 1903 году произошел раскол партии на «большевиков» и «меньшевиков».
В 1905 году партия выступила против самодержавия и предложила сформировать однопалатный парламент, отделить государство от церкви, вооружить весь народ, установить 8-часовой рабочий день, запретить взыскание штрафов на производствах.
Начало революции произошло после того, как в январе 1905 года 140 тысяч рабочих шли к царю подавать петицию о своих нуждах, в этот момент их расстреляли полицейские и царские войска. Это происшествие вызвало негодование всей страны. Начало российского парламентаризма кратко описано ниже, а также представлены партии, которые входили в Государственную думу.
Особенности возникновения российского парламентаризма
Государственная дума избиралась 11 декабря 1905 года на основе избирательного закона. Выборы были многоступенчатыми, и в них принимали участие 25 миллионов человек, однако, голосовать не имели право рабочие, женщины, учащиеся, матросы и солдаты.
27 апреля Государственную думу торжественно открыл Николай II. В состав Думы входили кадеты (34%), октябристы (14%), трудовики (23%), меньшевики (4%).
В соответствии с документом, регламентирующим деятельность Государственной думы, думе подлежали:
Как вы успели заметить, вся власть оставалась непосредственно в руках императора, а Государственная дума занималась лишь теми вопросами, которые были четко прописаны в новой редакции Основных законов Российской империи.
Во власти императора были:
Первая Государственная дума выступала за:
Правительство не поддержало данные проекты, и через 72 часа царь распустил Думу. Уже в ноябре 1906 года началась избирательная компанию во вторую Думу. Граждане вновь проголосовали за те же партии, что и на предыдущих выборах, с небольшими поправками, теперь кадеты уступили свое место трудовикам.
Вторая Дума отличалась от первой тем, что в ней преобладали умеренные либералы, а также появились представители правых партий. Для II Думы, как и для I, одним из главных вопросов был аграрный. Уже в начале июня 1907 года Дума была распущена.
Избирательная компания III Государственной думы проходила во второй половине 1907 года, в нее вошли «правые» депутаты (32%), октябристы (33%), кадеты (12%), трудовики (3%), социал-демократы (4,2%), «левый» фланг (6%).
Результат проведения выборов полностью удовлетворил правительство, так как партия «декабристов» была лидирующей. Этой Думе удалось задержаться на целых 5 лет и принять более 2-х тысяч законопроектов.
IV Государственная дума начала свою работу в 1912 году, и существенной разницы между IV и III Думами не было, так как большинство мест принадлежало октябристам. Проработала Государственная дума до 1915 года, после чего ее распустили на каникулы.
Вновь собраться IV созыву удалось аж в 1916 году, затем ее вновь распустили и собрали в 1917. Окончательный роспуск произошел в декабре этого же года.
Билет-28 Особенности российского парламентаризма.
Проблемы парламентаризма не одно столетие волновали человечество и остаются актуальным предметом научных исследований сегодня. История парламента исчисляется веками. Совершенствуется парламент вместе с обществом и государством, отражая тенденции их развития в исторических ситуациях, соотношение социальных сил в экономических, политических, военных сферах. Уже на рубеже первого тысячелетия появляются и функционируют народные собрания в городах Греции, Рима, а позднее — собрания-сходы в Англии и Испании.
особенностью российского парламентаризма является его двухуровневая парламентская система, поскольку помимо федерального парламента в субъектах действуют свои парламенты. Таким образом, закладывается баланс властей на местах. За законодательными органами субъектов закрепляются законотворческие функции и участие их в разных формах формирования исполнительного органа власти субъекта.
На современном этапе государство ставит перед Федеральным Собранием ряд важных задач: совершенствование правовой системы, существенное обогащение и закладка новых традиций российской государственности и развитие парламентской культуры.
Билет-29 Крестьянская реформа 1861 (основные черты и итоги)
19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны.
Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами.
В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян.
Недостатки реформы
1. было малоземелье, её не хватало (необходимо 5,5 десятин, а давали 1,5);
2. рождается народничество (защита народа от царя);
3. крестьяне не становились полноправными членами общества.
Билет-30 Цели и содержание реформ П.Столыпина
Парламентаризм в России
Парламентаризм в России не имеет таких глубоких корней, как в западных странах, что позволяет многим философам и историкам говорить о неприменимости этой системы к российской действительности. Между тем существование выборных учреждений можно проследить на протяжении всей истории России. Ещё в древнерусских городах собирались веча— преобразовавшиеся народные собрания родоплеменной эпохи. Больше всего сведений имеется о новгородском вече, однако в домонгольскую эпоху они были практически в каждом крупном городе — в Киеве, Ростове, Суздале и др. Новгородское вече просуществовало до конца XV в. и обладало высшей властью в Новгородской республике.
Вече не может называться народным представительством в современном смысле этого слова, так как в нём участвовали только знатнейшие боярские семьи — «триста золотых поясов». Однако тот же Новгород знал представительную систему и на более низком уровне. Город делился на концы и улицы, и здесь действовали, соответственно, кончанские и уличанские веча, занимавшиеся вопросами местного самоуправления.
Великое княжество Московское, к XV — началу XVI в объединившее вокруг себя большую часть русских земель, создавалось как государство с сильной центральной властью, но уже во второй половине XVI в. здесь появляются выборные органы, Так, Елена Глинская провела реформу управления, поручив решение судебных вопросов выборным губным старостам.
В 1550-х гг. Избранная рада — созданный Иваном Грозным неформальный совещательный кружок при государе, представлявший собой своеобразное правительство, — расширила полномочия старост, передав им власть в уездах. Примерно в это же время (очевидно, в 1549) в России был созван Собор примирения. Позже такие соборы стали называть «Земскими», то есть общегосударственными. В XVII в. Земские соборы превращаются в сословно-представительные органы.
Земские соборы играли важнейшую роль в переломные моменты политической жизни России в конце XVI — первой половине XVII в. Именно на них были избраны по крайней мере двое русских царей — Борис Годунов (1598) и Михаил Романов (1613). Василий Шуйский, захвативший власть в 1606 г., хотя и не созывал Земский собор, но разослал по всем городам сообщение о том, что он якобы избран собором. В тот момент Земский собор имел реальный шанс превратиться в настоящий представительный орган и постепенно добиться законодательной власти. Мало того, Василий Шуйский, вступив на престол, принёс своеобразную присягу, зафиксированную в документе под названием «Крестоцеловальная грамота». По этой грамоте он обязывался править, всегда советуясь с Боярской думой и Земским собором.
Первые Романовы сначала часто созывали Земские соборы, советуясь с представителями сословий по важнейшим вопросам управления — финансовым, международным и др. Но чем твёрже они чувствовали себя на престоле, тем реже обращались к общественному мнению.
Последний зафиксированный источниками Земский собор собрался в 1653 г. для обсуждения вопроса о присоединении Украины к России. Ситуация была взрывоопасной, так как присоединение Левобережной Украины неминуемо грозило войной с Польшей. Поэтому царь Алексей Михайлович хотел заручиться поддержкой «всей земли», т. е. представителей всех групп населения.
После этого соборы перестали созываться. Во второй половине XVII столетия происходили только совещания царя с представителями того или иного сословия, например с торговыми людьми, но они носили исключительно консультативный характер, диктовать государю свою волю общество не могло.
Очень характерно, что параллельно с затуханием деятельности Земских соборов реформировалось и управление на местах, где выборных старост сменили назначаемые сверху воеводы. Важнейшие основы зарождавшейся парламентской системы — единый сословно-представительный орган и самоуправление на местах — к концу XVII в. были фактически ликвидированы.
Через столетие идеи парламентаризма возродились. Губернская реформа Екатерины II, проведённая в 1775 г., а также изданные в 1785 г. жалованные грамоты дворянству и городам заложили возможные основы будущей парламентской системы. В это время Россия возвращается к местному самоуправлению — появляются дворянские собрания, возникают выборные органы и должности, как в губерниях, так и в городах.
При создании новой системы губернского управления Екатерина II попыталась провести, хотя и в ограниченном виде, принцип разделения властей, без которого невозможно говорить о реально действующем парламентаризме. Исполнительная и законодательная ветви власти были разделены — по крайней мере, на губернском уровне. Был создан независимый суд, проведён принцип, по которому каждого человека могли судить лишь равные ему по положению. Однако в масштабе всей страны ситуация осталась неизменной: высшая исполнительная и законодательная власть находилась в руках монарха и не ограничивалась никаким выборным органом. Высшее судебное учреждение — Сенат — тоже фактически подчинялся императорской власти.
В годы правления Павла I (1796— 1801) даже эти зачатки парламентаризма практически исчезли: были резко ограничены вольности дворянства и городов, а выборные органы поставлены под контроль государства.
В эпоху Александра I (1801 — 1825) разрабатывалось несколько проектов изменения государственного строя России, Выборные представительные учреждения — сеймы — действовали в двух частях империи — в Польше и Финляндии. Ближайший советник императора Михаил Михайлович Сперанский разработал для всей империи проект Государственной думы, которая должна была существовать на четырёх уровнях — волостном, уездном, губернском и общегосударственном. Избирательным правом, по мысли Сперанского, могли пользоваться все люди, владеющие собственностью, независимо от их происхождения. Будущий российский парламент планировалось сделать двухпалатным. Правом утверждать решения Думы должен был обладать Государственный совет, члены которого назначались императором. Однако проект Сперанского так и не был реализован, его автор отправился в ссылку, и ещё одна возможность появления парламентской системы в России была упущена.
Следующий этап в развитии парламентских учреждений относится ко второй половине XIX в., когда в результате земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были сформированы выборные всесословные учреждения в уездах, губерниях и городах. Судебная реформа (1864 г.) создала в России по-настоящему демократический суд, основанный на принципах независимости, гласности и состязательности.
Но реформы 1860-х гг. потребовали дальнейшего развития парламентаризма. Земские учреждения не имели под собой истинно демократической основы из-за отсутствия выборных органов на уровне волостей. Что ещё важнее, не существовало никакого выборного органа на общероссийском уровне, и власть царя оставалась неограниченной. Попытки создания хотя бы совещательного общероссийского выборного органа так и не увенчались успехом. В 1882 г. министр внутренних дел Н. П. Игнатьев ушёл в отставку из-за того, что император отклонил его проект о созыве Земского собора.
Российский парламентаризм в начале XX Века
Ситуация изменилась самым драматическим образом во время революции 1905 г., когда 17 октября был обнародован царский манифест, обещавший созыв законодательной Государственной думы. Это выдающаяся веха в истории России положила начало складыванию системы парламентаризма в стране, но, увы, развитие данного процесса вскоре прервут события 1917 г. Государственная дума получила право утверждать законы, Государственный совет был преобразован в верхнюю палату, утверждавшую решения Думы. Выборы проходили по четырём куриям и являлись многоступенчатыми, права голоса не имели большая часть рабочих, военные, женщины, национальные меньшинства.
Ради сохранения преимущественного влияния исполнительной власти были расширены права Совета министров: ни один законопроект не мог быть внесен в Думу без его рассмотрения.
Несмотря на всё это, сам факт создания Думы означал огромный перелом в российской политической жизни. К сожалению, Первая Государственная дума, которая должна была просуществовать пять лет, на деле проработала только два с небольшим месяца (26 апреля — 9 июля 1906) и была распущена правительством. Большинство в Думе имела либеральная Конституционно-демократическая партия (партия кадетов). В ней не были представлены ни крайние левые партии (большевики и партия социалистов-революционеров (эсеры), бойкотировавшие выборы), ни крайне правые националисты-черносотенцы
Дума с первого дня своего существования оказалась в ситуации жесточайшего конфликта с исполнительной властью. Требования кадетов и второй по значению фракции трудовиков (трудовая группа) — о проведении политической амнистии, предоставлении больших прав Думе, а главное, о проведении земельной реформы — не получили никакого отклика у властей. Царь не принял председателя Думы, профессора Муромцева, министры начали бойкотировать её заседания, а первый законопроект, присланный думцам на утверждение Советом министров, выглядел намеренно унизительным. Людям, избранным для решения важнейших политических вопросов, предлагалось утвердить акт о выделении денег на постройку оранжереи и прачечной при Юрьевском университете.
Радикальные проекты аграрной реформы, предложенные Думой, переполнили чашу терпения правительства, и представительный орган распустили, а депутатов, призвавших общество протестовать, заключили на три месяца в крепость.
20 февраля 1907 г. была созвана Вторая Дума, состав которой отразил изменения, произошедшие в общественном настроении. Кадеты потеряли довольно много голосов, зато заметно шире оказались представлены левые партии. Правое крыло тоже выросло, но не столь сильно, как левое. Уже здесь намечался крайне опасный для российского парламентаризма процесс — размывание либерального центра и усиление представителей радикальных движений.
Полевевшая Дума была настроена ещё более решительно. Правительство же, которое к тому времени уже год возглавлял энергичный Пётр Аркадьевич Столыпин, по-прежнему не собиралось идти ни на какие уступки. Дума резко критиковала основные положения Столыпинской аграрной реформы и наотрез отказалась одобрять чрезвычайные меры, принятые властями против революционеров в надежде остановить нарастание террористического движения. В результате конфликт между двумя ветвями власти опять остался не разрешённым. 3 июня 1907 г. Дума была распущена, после чего правительство изменило избирательный закон, хотя не имело права этого делать без одобрения законодательного органа.
Третья Государственная дума оказалась единственной, просуществовавшей положенный для неё срок — пять лет, с 1907 по 1912 г. По новому избирательному закону в ней сократилось представительство рабочих, крестьян и многих национальных меньшинств. По составу эта Дума сильно отличалась от двух предыдущих, как, впрочем, и обстановка в стране, уставшей от революции 1905 года. Центристские партии лишились части влияния из-за своей предыдущей осторожной политики, намного меньше стало и представителей левых партий.
Основную роль в новой Думе играли праволиберальные октябристы («Союз 17 октября»).
Последняя дореволюционная Дума — Четвёртая — просуществовала с 1912 г. до 25 февраля 1917 г. и была распущена в бурные дни Февральской революции. Состав Четвёртой Думы был очень похож на состав предыдущей: здесь также существовало два варианта парламентского большинства — право-октябристское и октябристско-кадетское — и оставались слабыми либеральный центр и левое крыло. В то же время сам факт спокойного завершения срока действия Третьей Думы и созыва Четвёртой говорил об укоренении и развитии традиции парламентаризма.
Во время выборов в Думу неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия в России конституции, т. е. об ограниченны самодержавной власти. Однако на политику Думы сильно повлияла начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война. В первые её месяцы практически все российские партии, за исключением большевиков и левых эсеров, выразили доверие правительству и обещал и ему поддержку в Думе. Но чем дольше шла война, тем сильнее нарастало недовольство. Кризис наступил в 1915 г., когда российские войска понесли тяжелейшие потери. Неудачи на фронте, хаос и развал экономики вызвали резкую критику со стороны большинства думских фракций.
В августе 1915 г. был создан Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы и представители некоторых других партий. Блок потребовал немедленного проведения политических реформ, и в частности создания «правительства народного доверия», под которым подразумевалось министерство, ответственное перед Думой. Если бы это произошло, то в развитии парламентаризма в России был бы сделан большой шаг вперёд, усилилось бы разделение ветвей власти, и упрочилась бы система сдержек и противовесов, обеспечивающая равновесие. Но ни исполнительная власть, ни думцы оказались не готовы к компромиссам.
Политическое противостояние между Думой и правительством продолжалось вплоть до февраля 1917, когда Дума была формально распущена, однако ещё несколько месяцев продолжала своё существование. В частности, именно из членов Думы, прежде всего из представителей Прогрессивного блока, был сформирован первый состав Временного правительства. Фактически Дума собиралась до октября 1917 г., и её представители участвовали в заседаниях Временного правительства.
Предполагалось, что традиция парламентаризма не прервётся, а наоборот, получит дальнейшее развитие после созыва Учредительного собрания, которое должно было определить политический строй новой России. Но приход большевиков к власти надолго прервал развитие парламентской системы в стране. Собравшееся 5 января 1918 г. Учредительное собрание большевики разогнали. Вместо парламентских учреждений возникла система Советов рабочих, крестьянских, солдатских (а позже народных’) депутатов, которой теоретически принадлежала законодательная власть в стране. Однако в реальной жизни Советы находились под контролем государственных и партийных органов, и ни о каком разделении властей, так же, как и о парламентаризме, в стране с однопартийной системой не могло быть и речи.
Возвращение России к парламентаризму началось в период перестройки, точнее, в конце 1980-х гг. В это время делались попытки создать настоящее народное представительство в тех политических формах, которые существовали в советскую эпоху. Огромным событием в политической жизни страны стало проведение первых за много десятилетий альтернативных выборов и созыв Первого съезда народных депутатов СССР в 1989 г.
Этот и последующие съезды стали существенной составляющей общественной жизни эпохи перестройки. За речами депутатов, затаив дыхание, следила вся страна, по истории съездов можно узнать многое о борьбе сторонников и противников реформ. Однако о создании реальной парламентской системы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. говорить не приходится.
В 1992—1993 гг., сразу после распада Советского Союза, в Российской Федерации резко обостряется конфликт между исполнительной властью в лице президента Б. Н. Ельцина и законодательной — Верховным Советом, в котором всё большее влияние получают сторонники левых партий. Весной 1993 г. сторонники Верховного Совета сделали неудачную попытку сместить президента, после чего тот настоял на проведении всенародного референдума по четырём вопросам:
Результаты референдума показали поддержку политики президента (большинство проголосовавших ответили по схеме «да — да — нет — да»). Конфликт после этого продолжал обостряться и в сентябре 1993 г. привёл к изданию президентом указа о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Отказ части депутатов признать законность президентского указа, в свою очередь, спровоцировал попытку левых и экстремистских партий взять в руки власть в стране (события 3—4 октября 1993 г.), захватать телестудию в Останкине и московскую мэрию.
Выступление было подавлено 4 октября при помощи военной силы. Вскоре после этого объявлены выборы в новый законодательный орган — Федеральное собрание и референдум по новой конституции Российской Федерации.
Думский период современного российского парламентаризма
Начиная с декабря 1993 г. высшая законодательная власть в России сосредоточена в Федеральном собрании Российской Федерации — двухпалатном парламенте, состоящем из Государственной думы и Совета Федерации. Государственная дума избирается сроком на четыре года, в то время как Совет Федерации формируется из представителей регионов — по одному от представительных и исполнительных органов власти. Выборы в Государственную думу проходили с 1993 г. по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе, но отдельные выборы проходили уже по пропорциональной.
Федеральное собрание обладает высшей законодательной властью. Законопроекты сначала утверждаются в Государственной думе, но входят в силу после одобрения Советом Федерации и подписания президентом. Таким образом, осуществляется принцип разделения властей, хотя при этом довольно широкие права предоставлены власти исполнительной.
В 1990-х гг. происходили многочисленные конфликты между законодательной властью — Думой и исполнительной — президентом. В частности, неоднократно возникала напряжённость в связи с назначением главы правительства. Левые партии пытались собрать голоса для отставки президента Б. Н. Ельцина, но им это не удалось.
После прихода к власти президента В. В. Путина был принят ряд решений, резко усиливших вертикаль исполнительной власти: переход к пропорциональной системе выборов, отмена выборов губернаторов и т. д. На сегодняшний день разделение властей, законодательные права парламента и независимость суда существуют, хотя неоднократно высказывались опасения об излишнем перевесе исполнительной ветви власти по сравнению с остальными.