В чем было геополитическое преимущество франции
Геополитическая характеристика Франции.
Франсуа Олланд – президент. Девиз Республики — «Свобода, Равенство, Братство», Население — 64,7 миллиона человек (январь 2010). Франция делится на 27 регионов (régions), из которых 22 находятся на европейском континенте, один (Корсика) — на острове Корсика, а ещё пять — заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет. Суммарный коэффициент рождаемости во Франции один из самых высоких в Европе — 2,01 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста
Географическое положение, природа и ресурсы. По своей площади Франция — второе государство зарубежной Европы (после Украины), при этом в 2 раза превосходит Великобританию. Кроме материковой территории, к Франции относится Корсика и ряд мелких островов. Принципиальные особенности ее географического положения — расположение на перекрестке международных путей, После ввода в строй подводного туннеля под Ла-Маншем к числу сухопутных соседей по существу следует включить и Англию. На границах Франции находятся микрогосударства — Монако (на Лазурном берегу) и Андорра (в Пиренеях). Франции принадлежит несколько заморских территорий и департаментов в Америке, Африке и Океании общей площадью 127 тыс. км2.
Компактная конфигурация территории (иногда французы называют свою страну — «Экзагон», т.е. шестиугольник), широкий фронт морских границ и наличие транзитных коммуникаций делают удобным.
Главными природными чертами Франции являются ее горные рубежи на востоке и юге, нагорье и обширные равнины в центре, на севере и1 западе. Альпы и Юра являются географической границей, отделяющей Францию от Италии и Швейцарии.
Современная Франция — президентская республика. Президент является главой государства и исполнительной власти. Он назначает премьер-министра и членов правительства (по согласованию с парламентом), председательствует в совете министров, руководит вооруженными силами. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и сената.
государство, занимающее по основным направлениям научно-тех
нического прогресса и промышленного производства самые пе
Ведущей в индустриальном секторе является обрабатывающая промышленность. Франция успешно конкурирует на мировом рынке автомобилей, авиационно-космической техники и судов. Французские автомобильные компании «Рено», «Пежо» и авиакосмические «Аэроспасьяль», «Авьон Марсель Дассо-Бреге» входят в число крупнейших мировых производителей.
Второе место в структуре промышленного производства после машиностроения занимает химический комплекс. В производственной структуре представлена основная и органическая химия. Особое значение имеет тонкая химия — производство всемирно известной парфюмерной продукции, косметики, фармацевтики.
Третье место принадлежит легкой промыииенности. Франция — известный в Европе и мире производитель тканей, одежды, обуви. Продукцию отрасли отличает высокое качество и престижность. Франция — признанный законодатель моды.
Еще более прочные позиции Франция занимает в мире по уровню развития агропромышленного комплекса — первое место в Западной Европе по производству мяса, молока, зерна и сахарной свеклы; второе место в мире по производству сыров и второе место в Европе (после Италии) по выращиванию винограда и т.д.
Рисунок транспортной сети Франции носит отчетливо выраженную радиальную конфигурацию с центром в Париже. Все основные железные дороги, автомагистрали, внутренние водные пути, авиалинии берут начало в столице.
Соотношение между видами транспорта традиционное для крупных индустриальных стран Запада.
Кстати, Франция располагает самой крупной в Европе железнодорожной сетью.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 144 ; Нарушение авторских прав
Геополитический потенциал и проблемы Франции
Геополитическое положение Франции: ее соседи и границы, площадь и природные ресурсы, население. Тенденции развития внешней политики и военный потенциал страны, ее роль в международных отношениях и Европейском союзе, формирование внешнеторговой политики.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.02.2010 |
Размер файла | 63,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Новосибирский Государственный Технический Университет
Кафедра Международных отношений и регионоведения
Тема: «Геополитический потенциал и проблемы Франции»
Автор: студент группы РГ-82
Проверил: Остроменский А.П.
г. Новосибирск, 2009
1 Внешняя политика Франции
2 Военный потенциал Франции
3 Франция и Европейский союз
4 Внешнеторговая политика Франции
Что касается ресурсов Франции, то залежи каменного угля находятся в предгорных и межгорных впадинах герцинских гор на севере Франции, в Лотарингии и в Центральном массиве. Общие запасы каменного угля оцениваются в 2-3 млрд. тв, причем преобладают угли невысокого качества, мало коксующихся углей и антрацитов. В Центральном массиве и в других герцинских возвышенностях обнаружены самые крупные в Европе запасы урановой руды; здесь же в небольшом количестве добываются сурьма, золото и другие цветные металлы.
В пластах юрских известняков на западе Лотарингского плато найдены крупнейшие в Европе месторождения железных руд. Лотарингские руды небогаты: они содержат только 30-33% железа и много фосфора, но пласты их мощные, залегают неглубоко и в рудах содержатся природные флюсы. Поблизости, восточнее Нанси, известны залежи каменной соли.
Пиренеи (Франции принадлежат лишь их северные склоны) значительно ниже Альп (
2500m). Особенно величествен огромный ледниковый цирк Гаварни с почти отвесными стенами Высотой 400-500 м, откуда низвергаются водопады, рождающие р. По. В наше время в Пиренеях ледников почти не осталось.
Недра Франции в целом содержат значительные запасы минерального сырья, особенно железной руды, бокситов, калийных и каменных солей, однако топливные ресурсы весьма ограничены.
Курс Франции в современной Европе непосредственно связан с теми принципами и реалиями, которые сформировались ещё при генерале де Голле. Голлизм как явление стремился обеспечить Франции одну из ведущих ролей в организации Европы и мира, а также использовать национальную идею для сплочения французского общества. Безусловно, это не могло не вызвать ответную реакцию ближайших геополитических партнёров Франции как в Европе, так и в мире.
В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой «европейской обороны». Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя «новой Европы».
Объединение германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.
Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.
При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.
При нынешнем президенте Шираке этот курс усилился. Однако в 1990-х годах во Франции обострились некоторые проблемы.
2 ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНЦИИ
В 60-70 годы французская военная доктрина была сориентирована на защиту территорий Франции и ближних подступов к ней. Это ограничивало возможности сотрудничества Парижа с НАТО.
Изменения в политическом климате Европы приведут к «европеизации» НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.
Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.
Маастрихтский договор, преобразовавший Европейские Сообщества в Европейский Союз, прежде всего и впервые четко сформулировал цели общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ):
1) защищать общие ценности, основные интересы и независимость Союза;
2) укреплять безопасность Союза и государств-членов всеми способами;
3) сохранять мир и укреплять международную безопасность в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, так же как и принципами Хельсинкского заключительного акта и целями Парижской хартии;
4) содействовать международному сотрудничеству;
Экономическое процветание и финансовое оздоровление, которое символизирует введение в 1960 г. нового франка, позволили генералу де Голлю проводить весьма активную внешнюю политику.
Она становится, таким образом, третьей ядерной державой, после США и СССР, хотя ее ударная мощь значительно уступает потенциалу этих двух сверхдержав. С целью подчеркнуть обретение страной качественно новой самостоятельности де Голль принимает решение о выходе Франции из объединенного военного командования НАТО, но в то же время страна останется членом Североатлантического союза.
В середине 90-ых критика французской политики в отношении Африки начала увеличиваться не только за границей, но и дома. В то время как Французское правительство утверждает, что продолжает держать свои вооруженные отряды в некоторых африканских странах только лишь для продвижения справедливой демократии в регионе, некоторые критики полагают, что эти отряды являются частью политики правительства, направленной на сохранение французских политических и финансовых интересов в Африке. Франция провела более чем 35 военных вмешательств в этом регионе, начиная с 1960 года, когда прежние французские колонии в Африке стали получать независимость. В ноябре 1996 года Жак Ширак обязался закончить односторонние военные действия Франции в Африке. Несмотря на эту клятву, Франция продолжает удерживать сильной рукой свое влияние на части африканского континента и остается ощутимой мощью позади нескольких африканских лидеров.
Критика африканской политики Франции была еще более усилена в январе 1997, когда французские отряды приняли ответные меры против мятежников в Центральноафриканской Республике, прежней французской колонии. Погибли два французских солдата из военного контингента, размещенного в стране. Мятежники выступали против правительства Центральноафриканской Республики и президента Анжэ-Феликса Патасса.
В целом можно констатировать, что руководители и органы, которые определяли структуру политической жизни с 60-х гг., эволюционируют медленно, но их поведение и идеология претерпели глубокие изменения. По фундаментальным направлениям возник реальный консенсус, и Франция развивается в сторону модели, близкой к той, которая была создана социал-демократией Северной Европы.
Во Франции ожидают расширения Европейского Союза в начале 2004 года и уверены, что интеграция 10-ти новых членов послужит сохранению и усилению эффективности организации и повышению ее веса в мире. Вместе с тем, по мнению Ж. Ширака, это не должно привести к появлению новых границ раздела в Европе. В этой связи, он подчеркивает важность укрепления партнерства с Россией и Украиной.
Франция приняла самое активное участие в работе европейской межправительственной Конференции, которая до конца 2003 года должна выработать рекомендации по дальнейшему реформированию структур ЕС и механизма их функционирования. Ж. Ширак считает, что необходимо ввести выборную должность Президента Европейского Совета. В сфере внешних сношений Евросоюзу, по мнению Ж. Ширака, требуется пост Министра иностранных дел, который бы мог действовать под руководством Президента Европейского Совета (в настоящее время данные функции исполняются Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности и Комиссаром ЕС по внешним сношениям). В Париже считают, что необходимо также, более предметно разграничить сферы ответственности Европейского Совета и Комиссии ЕС. В настоящее время завершена работа по подготовке совместных франко-германских предложений в сфере безопасности и обороны, юстиции и внутренних дел.
В середине января 2003 года Франция и Германия пришли к единому решению важнейшего вопроса управления Европейским Союзом. Президент Франции Ж. Ширак и канцлер Германии Г.Шредер предложили ввести в ЕС институт двойного президентства, состоящего из Президента Европейской Комиссии, избираемого Европейским Парламентом, и Председателя Совета Министров, избираемого Главами государств-членов Евросоюза.
В качестве приоритета на европейском направлении Ж. Ширак выделяет задачу укрепления франко-германского сотрудничества, которое, по его мнению, будет и дальше выступать в качестве движущей силы европейского строительства.
Париж и Берлин предлагают создать «Европейский Союз безопасности и обороны», который предполагает солидарность участников на договорной основе в отношении внешних опасностей. Франция и Германия намерены внедрить общеевропейскую политику в области вооружений путем создания в этой сфере общего рынка и Европейского Агентства по вооружениям. Они призывают европейские государства предпринять совместные усилия для улучшения материального обеспечения вооруженных сил с тем, чтобы сократить все увеличивающийся разрыв в этой области с США.
Ж. Ширак считает, что в области европейской обороны и безопасности необходимо ускорить реализацию договоренностей между НАТО И ЕС; провести смену сил ООН в Боснии и НАТО в Македонии на европейские; выработать новые задачи для европейских сил, которые ограничены в настоящее время Петерсбергскими соглашениями.
Местные политические обозреватели обращают внимание на то, что Париж сменил своего партнера в продвижении инициатив по вопросам европейской безопасности. Как известно, впервые предложения такого рода были выдвинуты на франко-британском саммите в Сан Мало в 1998 году. Переориентация Парижа связывается с возникшей напряженностью в отношениях между Ж. Шираком и Т. Блэром, в связи с чем, в октябре 2002 года французская сторона объявила о переносе на неопределенное время франко-британского саммита, который должен был состояться 3 декабря 2002 года в г. Туке (Франция).
Местные политические наблюдатели обращают внимание на активизацию франко-российских официальных контактов после победы Ж. Ширака на президентских выборах и его сторонников на парламентских. Здесь это рассматривается, как попытка наверстать упущенное время. По мнению специалистов, в Париже с настороженностью воспринимают то, что британский Премьер-Министр Т.Блэр и германский Канцлер Г.Шредер значительно опередили Ж. Ширака в установлении дружественных и неформальных отношений с российским Президентом В.Путиным.
Ж. Ширак считает, что «без участия России невозможно достичь какого-либо устойчивого баланса на европейском континенте». С целью регулярного обмена мнениями в отношении новых условий стратегической стабильности в 2002 году был создан Совет франко-российского сотрудничества, в рамках которого министры иностранных дел и обороны двух стран будут собираться дважды в год. Париж намерен поддержать идею по участию Москвы в практической реализации Системы европейской безопасности и обороны, а также в борьбе с организованной преступностью и нелегальной миграцией.
На саммите в Сочи в июле 2002 года Президент Франции впервые однозначно выразил свою позицию по т.н. «чеченскому вопросу», который в значительной степени сдерживал и тормозил развитие двусторонних отношений в 2000-2001 годах, заявив, что «Франция осуждает без каких-либо оговорок любые акты терроризма и считает, что никакие причины не могут оправдывать террористические акты».
Париж приложил большие усилия для принятия резолюции СБ ООН № 1441, в которой заложен принцип двухэтапного решения иракской проблемы. Тем самым было отвергнуто предложение США о возможности «автоматического» применения силы в отношении Багдада. Хотя Ж. Ширак и присоединился к предупреждениям Д. Буша и Т. Блэра в адрес режима С. Хуссейна, местные наблюдатели отмечают сохраняющееся различие в подходах Вашингтона и Парижа. В то время как американцы в открытую готовятся к войне, французы ожидают получить ответ на вопрос, выполнит или нет С. Хуссейн требования ООН в полном объеме.
Ж. Ширак подтверждает позицию Франции об ответственности индустриально развитых стран Запада за устойчивое развитие мира и их обязанность оказывать помощь развивающимся странам. В этой связи он заявляет, что Франция в течение ближайших 5 лет увеличит на 50% свою финансовую помощь зарубежным странам. Данные вопросы будут прорабатываться Францией в рамках международных финансовых организаций, а также «Большой восьмерки», в которой в 2003 году будет председательствовать Париж.
Анализ внешнеполитической деятельности Франции показывает, что Париж продолжает играть ведущую роль в определении внутренней и внешней политики Европейского Союза. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Франция занимает активную позицию в решении мировых проблем, проявляя при этом принципиальность и независимость. В местных дипломатических кругах отмечается, что весомую роль в этом играет высокий международный авторитет Президента Франции Ж.Ширака.
4 ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
На формирование внешнеторговой политики Франции оказывают, существенное влияние следующие факторы и особенности:
2) предметом внешней торговли служат промышленные товары;
Особенности французской геополитики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 16:19, контрольная работа
Описание работы
Актуальность темы заключается в том, что Франция является единственной державой, расположившейся одновременно на территории как Северной, так и Южной Европы. Это единственное европейское государство, которое, несмотря на кажущуюся изоляцию на западе континента, может пытаться влиять на ситуацию на любом направлении европейского театра. Но ключевое слово здесь «пытаться». В то время как Франция находится в уникальном положении, для господства ей не хватает, особенно сегодня, размеров. Вследствие этого Франция почти всегда принимает участие, но редко является доминирующей силой в большой игре.
Файлы: 1 файл
Геополитика Франции.doc
Актуальность темы заключается в том, что Франция является единственной державой, расположившейся одновременно на территории как Северной, так и Южной Европы. Это единственное европейское государство, которое, несмотря на кажущуюся изоляцию на западе континента, может пытаться влиять на ситуацию на любом направлении европейского театра. Но ключевое слово здесь «пытаться». В то время как Франция находится в уникальном положении, для господства ей не хватает, особенно сегодня, размеров. Вследствие этого Франция почти всегда принимает участие, но редко является доминирующей силой в большой игре.
Франция как одна из колониальных держав всегда считалась весомой силой. Однако в результате Второй мировой войны, когда на первый план вышла Pax America, Французская республика едва не была исключена из числа «мировых держав». Это положение попытался исправить генерал Шарль де Голль, помощь ему в этом была оказана со стороны СССР.
Долго противостоять Pax America французские власти не смогли. Внутренние проблемы и неспособность их грамотно решить привели к отставке де Голля. А уже через пять лет во главе Франции встал представитель либеральных кругов. И несмотря на то, что впоследствии Пятую республику возглавляли и представители других политических движений, такого антиамериканского курса как когда-то это осуществлял генерал де Голль, французы уже не предпринимали.
Некоторое оживление французской самостоятельности произошло во время правления Жака Ширака (1995-2007 гг.), являвшегося по своим убеждениям «неоголлистом».
1. Особенности французской геополитики
С конца 1990-х и в 2000-е годы во Франции возникает множество геополитических центров, институтов и академий со своими изданиями, Интернет-сайтами, регулярной организацией конференций, коллоквиумов, симпозиумов. Практически каждая из таких структур имеет не только свое печатное издание, но и собственный сайт в Интернете, что позволяет значительно расширить сферу влияния за пределы профессиональных, академических или интеллектуальных кругов и распространить ее на более широкие социальные слои и, в частности, на молодежь. Одна из важнейших задач, которая при этом ставится, – привлечение внимания политических и военных структур, участвующих в выработке и принятии решений в области внешней политики (или влияющих на эти процессы), бизнес-сообществ, научной среды, широкой публики. Впрочем, ряд из указанных центров прямо или опосредованно связаны с подобными структурами: так, например, директор Европейской геополитической обсерватории Мишель Фуше одновременно руководит Центром анализа и прогнозирования французского министерства иностранных дел, входя, таким образом, в круг специалистов, мнение которых доводится непосредственно до руководителей внешнеполитического ведомства.
Другие являются консультантами МИДа (например, профессор университета Париж-2 Жиль Андреани – один из членов и основной докладчик Комиссии по подготовке «Белой книги о внешней и европейской политике Франции на 2008–2020 гг.»), советниками в законодательных органах власти (Франсуа Тюаль), имеют связи в военном ведомстве (генеральный секретарь Международной академии геополитики Э. Шопрад), ассоциированы с престижными военными учебными заведениями (Институт международных и стратегических исследований), аффилированы с НАТО (Международный институт геополитики М.-Ф. Гаро).
Геополитика проникает не только в военные учебные заведения, где она издавна пользовалась популярностью, но и в респектабельные исследовательские структуры, такие как, например, Французский институт международных отношений (IFRI), Практическая школа высших исследований (EPHE), Школа высших исследований в социальных науках (EHESS), Центр международных изучений и исследований (CERI). В ряде университетов создаются геополитические секции, отделы и кафедры, в рамках которых преподаются соответствующие учебные курсы, защищаются магистерские и докторские диссертации на соискание ученой степени в области геополитики.
Многие из этих «фабрик геополитической мысли» представляют собой «сообщающиеся сосуды»: их представители и сотрудники охотно и тесно взаимодействуют друг с другом, принадлежа к своего рода мэйнстриму французской геополитики.
Из общего критического мэйнстрима несколько выбивается Международная академия геополитики. Ее генеральный секретарь, Эймерик Шопрад заявляет о новой французской школе геополитики, провозглашающей прежде всего возврат к Realpolitik как деидеологизированной дисциплине. Шопрад, автор многочисленных публикаций, посвященных истории, теории и регионально-страновым проблемам геополитики. Он принадлежит к числу сторонников «Европы наций» – конфедеративного образования с общими границами при сохранении суверенитета и независимости входящих в него государств, также выступает сторонником идеи многополярного мира, сбалансированных отношений Франции с США и Китаем. Шопрад также обосновывает необходимость политики согласия Франции и Российской Федерации.
Еще более маргинальным является возникшее уже в 1970-х годах консервативное течение «новых правых» (Ален де Бенуа, Р. Стойкерс и др.), ратующее за создание «европейской империи», простирающейся от Бреста до Владивостока. Его представители считают Францию континентальной державой и на этом основании выступают за тесное сотрудничество с Германией и Россией против США и атлантического Запада в целом.
2. Внешнеполитическая стратегия Франции
Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, вместе с тем, проводит самостоятельный внешнеполитический курс, направленный на усиление роли страны в международных делах и укрепление ее авторитета в мире.
Представляется, что внешнеполитический курс современной Франции строится вокруг нескольких ключевых идей. Она традиционно позиционирует себя в качестве члена «западной демократической семьи», привержена идеалам демократии и защите прав человека. Наряду с этим, в Париже полагают, что в условиях постбиполярного мира роль отдельных государств возросла, а прежние многосторонние механизмы, обеспечивавшие согласование позиций различных стран, становятся все менее эффективными. В своем выступлении перед послами 27 августа 2007 г. Н. Саркози особо подчеркнул, что за последние 20 лет, прошедшие после падения Берлинской стены, руководители различных государств не смогли создать новый «планетарный порядок» и приспособить прежний порядок к изменившимся условиям. Все это заставляет Францию искать свои собственные пути решения международных проблем, которые соответствуют ее национальным интересам. Он также отметил, что «в центре международной системы остаются государства», и Франция намерена играть роль «фактора равновесия»1.
Франция наряду с Германией стояла у истоков создания Евросоюза и в настоящее время является одним из главных архитекторов объединенной Европы.
Несмотря на тесное и многостороннее сотрудничество с Великобританией и Германией, в современных условиях Франция продолжает претендовать на лидерство в Европе, хотя ее экономический потенциал уступает, например, германскому. С другой стороны, Франция в последние годы проявляет все большее беспокойство по поводу усиления влияния США в Европе. Вместе с Россией и Китаем Франция выступает против превращения США в единственную мировую сверхдержаву, против американской гегемонистской политики в различных регионах мира.
Внимание, уделяемое Францией европейской интеграции, свидетельствует о том, что именно европейское направление (европеизм) в широком смысле является основным вектором внешней политики Парижа в современном мире. В первую очередь, это связано с тем, что распад биполярной системы позволил ЕС выдвинуться в число ведущих мировых акторов, и поэтому подключение потенциала Евросоюза позволяет Франции приумножить свои силы и сохранять влияние как в Европе, так и за ее границами3.
В геополитическом плане Франция числит себя не только континентальной и морской державой одновременно, но и уточняет, что является единственной (исключая Испанию) европейской страной, одновременно выходящей к Атлантике и Средиземному морю. Такое положение Франции предопределило тройственность ее геополитической модели.
Анализ внешнеполитической стратегии Франции позволяет выделить следующие приоритеты во французской внешней политике:
1) формирование положительного образа Франции на международной арене (как «независимого союзника и свободного партнера»);
2) активное участие в строительстве «конструктивного многополярного мира»;
3) усиление роли Евросоюза;
4) модернизация африканской полит ики;
5) усиление экономической деятельности зарубежных представительств;
6) решение глобальных проблем человечества, защита прав человека.
Среди основных направлений внешней политики Франции можно выделить следующие:
Наиболее важными принципами, которыми Франция руководствуется во взаимоотношениях с мировым сообществом, по заявлению ее официальных представителей, являются солидарность и коллективная безопасность. Принцип коллективной безопасности означает взаимную ответственность, устранение соперничества между ведущими державами. Ни одна страна не вправе претендовать на одностороннее решение кризиса, и ни один кризис не может быть решен изолированно.
Говоря о новациях во внешней политике Парижа, следует упомянуть об идее создания Средиземноморского союза, которую Н. Саркози не раз высказывал в ходе предвыборной кампании. Пока эта идея не трансформировалась в реальные дипломатические шаги. Остается непонятным, как этот Союз будет взаимодействовать с уже существующими организациями, занимающимися проблемами Средиземноморья. По мнению французского президента, имеет смысл сосредоточить внимание на совместной разработке «амбициозных проектов» в таких областях, как экология, диалог культур, экономический рост, вопросы безопасности.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что внешняя политика Франции по-прежнему остается активной, по-прежнему она рассматривается в качестве главного механизма расширения мирового влияния страны. Немаловажен тот факт, что французская внешняя политика находится в постоянном развитии. Даже на примере короткого отрезка времени можно проследить, как происходит коррекция внешнеполитического курса страны, плавное и последовательное изменение акцентов при сохранении основной линии.
Избрав тактику малых шагов, Франция, Германия и поддерживающие их страны, несомненно, будут продолжать усилия по формированию общей внешней политики и политики безопасности, продвигаясь постепенно по пути создания Евросоюза в качестве одного из центров будущего многополюсного мира со всеми атрибутами государственного образования.
Нельзя не отметить, что в целом успехи европейской интеграции за два прошедших десятилетия налицо: состав Европейского союза расширился до 27 членов, введена единая европейская валюта (евро), созданы предпосылки для вступления в силу конституционного договора ЕС, принимаются меры для создания системы европейской обороны. И роль Франции в этом процессе неоспорима.
3. Франция и ее роль в мировой геополитике
Одной из ключевых точек в деле активизации Франции в военной сфере можно считать ее возвращение в военную структуру НАТО. Это решение было принято в 2009 г., в период президентства Николя Саркози. Однако очевидно, что столь важные решения не могут приниматься спонтанно – этому должны были предшествовать информационно-идеологические шаги. И действительно, еще летом 2008 г. французским президентом был озвучен новый вариант т.н. «Белой книги» — доктрины по вопросам обороны и национальной безопасности. Отличительной особенностью новой версии «Белой книги» стало то, что, пожалуй, впервые за долгие годы Франция стала основывать свою доктрину национальной безопасности не на гипотетическом общеевропейском противостоянии, а на «обеспечении собственной национальной безопасности»6.