В чем было принципиальное различие в подходах
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 4
В чём главные различия революций в Германии и России? Могла ли, по вашему
мнению, революция в России пойти по германскому сценарию?
Оба эти события настолько различны по своей природе и по идеологии, что между ними гораздо сложнее найти общие черты, чем различия. Почти единственным общим сходством можно считать тот факт, что в результате обоих процессов была ликвидирована монархия. Что касается различий, то в качестве главного я бы назвала тот факт, что после революции в Германии жизнь немецких рабочих и среднего класса стала гораздо менее тяжелой, чего, как известно, нельзя сказать о России.
Разразившаяся гражданская война и 70 лет, потраченные на эксперимент по построению идеального общества, все это аукается потомкам до сих пор.
1. Какие социальные сдвиги произошли в европейском обществе в итоге Первой мировой войны?
2. Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?
Утрата социального статуса ведет к потере привычного уклада жизни. Человек попадает в негативную среду. Т. к. он помнит как ему было хорошо, когда у него была работа и деньги, он стремится все вернуть сразу и немедленно. Он готов пойти за тем, кто ему пообещает все вернуть и даже больше. Лидером является человек радикальных взглядов с политикой «уничтожить и отнять».
3. В чём было принципиальное различие в подходах социал-демократов и коммунистов?
— ориентирование на социальное равенство;
— борьба с дискриминацией по расовому, половому и национальному признаку
— национализация стратегически важных предприятий (военный сектор, металлургия и др.);
— социал-демократы борются за равноправие всех форм в собственности, в то время как при коммунизме всё принадлежит народу и нет частной собственности
4. Какие методы использовали колониальные державы по отношению к растущему освободительному движению?
В XVII—XVIII вв. капитализм стал господствующим способом производства уже в двух странах Европы — Голландии и Англии, а после освободительной войны североамериканских колоний против английского господства — и в США. Значительные успехи в развитии капитализма сделала Франция. Это обстоятельство и явилось основной предпосылкой широкой колониальной экспансии названных государств, к которым перешла от Испании и Португалии главная роль в колониальном грабеже заокеанских стран. В XVII—XVIII вв. были заложены основы мировой колониальной системы империализма. Ожесточенная борьба европейских государств за колонии приняла в то время форму торговых войн. Колонии продолжали служить для европейской буржуазии одним из средств первоначального накопления. Вместе с тем они приобретали все большее значение в качестве источников многих видов сырья и внешних рынков для быстро развивавшихся в Европе мануфактур. Наконец, наличие колоний, стимулируя развитие судоходства и торговли, являлось важнейшей предпосылкой роста торгового и военно-морского флота.
1. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Восстание масс» на примере истории одной из стран в первой половине XX в.
Важно отметить, это то что восстание масс не возможно без кризиса центральной власти. Взять Испанию или Российскую Империю, после того как окружение правителя перестало быть лояльным к нему и начались волнения. Ещё отличный пример это Империя Цинь, в которой ко власти пришёл ребёнок, что привело к восстанию и свержению китайской монархии. В противовес, можно взять США, в которой уровень жизни во время великой депрессии упал до невероятно низких значений, но почему в США мы не увидели таких событий как в России Испании или Китае?
Второе что стоит отметить, это то что как показывает практика, революции происходят зачастую не против диктаторов, а против мягких правителей. Взять уже СССР, Сталин устраивал голодоморы, расстрелял лишь по официальным сведениям 600 тысяч человек, но революция произошла лишь против реформатора Горбачева.
2. Сравните революции в Германии и России, выделите общее и различия.
1. Объясните причины пёстрого национального состава населения вновь созданных государств.
Одной из причин такого явления было то, что при создании новых государств не учитывался этнический состав территорий. Таким образом, к примеру, Германия могла включать в себя часть польских и австрийских земель. В свою очередь, Австрия могла включать в себя германские, итальянские, польские и другие этнические территории. Все это в будущем порождало нарастания напряжения между сторонами. Так Италия стремилась вернуть свои земли, а Германия, в свою очередь, желала отвоевать свои территории.
2. Проследите по карте на вклейке: к каким приграничным районам тяготели национальные меньшинства в том или ином государстве и почему?
Германия потеряла часть своей территории после Первой мировой войны. Часть немецкого населения оказалось в составе других государств. В составе Польши было значительное количество украинцев и белорусов, стремившихся воссоединиться со своим народом. То же касается и Чехословакии. Этнический состав Югославии был более разнообразен, что в последующем приведет к этническим конфликтам.
Социал-демократы, социалисты, коммунисты
В чем различие и какими были два главных направления в развитии социал-демократии.
Социал-демократия относится к крайне левой политической идеологии, которая появилась в рамках социалистических и коммунистических мировоззрений. Социал-демократы выступают за социальное равноправие граждан для развития демократических прав и свобод при справедливых социально-экономических взаимоотношениях.
Государство в социал-демократическом обществе предполагается с активным участием в социально-экономической жизни общества. Это должно происходить при сокращении монополии капитала и увеличении монополии законов принятых абсолютным большинством населения о социальных гарантиях на необходимые каждому нормы средств для жизни от их общего производимого в стране количества по количеству и квалификации своего труда на благо общества!
Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту!
В процессе развития такого общества дети должны иметь определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, привыкая к тому, что людей в таком обществе уважают за честность и добросовестность! А пожилые люди в пенсионном возрасте должны иметь всё необходимое для жизни, как уже заслужившие достойную труда жизнь в старости!
Такие законы необходимы для самоорганизации населения и его социального обеспечения обязательно по количеству и квалификации общественно необходимого труда при стремлении к полной занятости населения для коллективного производства себе необходимых средств для жизни!
Это необходимо для того, чтобы с правом на труд граждане страны могли жить достойно своего общественно необходимого труда! Именно при таких общих для всех законах на примерах древних развитых общин, но на более высоком интеллектуальном и техническом уровне, появляются условия для формирования саморазвивающейся системы, которая необходима для равномерного увеличения благополучия населения по количеству и квалификации труда каждого, и чтобы не ущемлялись социальные интересы других людей.
При таких законах и хорошо работающих службах обеспечения законности создаются условия для развития общества с саморегулируемой системой своего жизнеобеспечения на принципах гуманизма, равноправия и социальной справедливости, что вполне обеспечивается при жёстком контроле со стороны государства и при смешанной экономической системе, независимо от собственности средств производства.
В отличие от ортодоксальных коммунистов и социалистов, социал-демократы против диктатуры пролетариата и полного упразднения частной собственности на средства производства, но за обобществление производимых в обществе и ежедневно необходимых каждому средств потребления по относительно равным нормам по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда при сохранении рынка на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества!
Что касается качества жилья, питания и одежды, то это каждый формирует себе сам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике общества.
Социал-демократы призывают не к насильственному свержению власти сторонников монополии капитала, а за партийно-парламентарные выборы своей программы развития для формирования власти сторонников монополии законов о социальных гарантиях и постоянного совершенствования этих законов для более полного удовлетворения социально-коммуникационных потребностей населения страны.
В отношении к демократическим правам и свободам социал-демократия близка к социал-либерализму. Однако либералы, в отличие от социал-демократов, ставят во главу угла личную свободу, а не общественные интересы, а также выступают за товарное производство и за минимальное вмешательство государства в экономику.
Два главных направления в развитии социал-демократии.
До Первой мировой войны социал-демократами называли всех представителей левых сил, кроме анархистов. Социал-демократическая идеология возникла под влиянием утопического социализма и развивающегося марксизма. В результате к социал-демократам относили и революционеров, и умеренных сторонников социальных преобразований.
Исторически два главных направления в развитии социал-демократии это умеренное и реформистское партийно-парламентарное, а также насильственное радикально-революционное, которое чревато гражданской войной и большими жертвами среди населения.
В Российской Империи политические партии вплоть до 1905 года были запрещены, поэтому Российская социал-демократическая рабочая партия возникла нелегально. Её учредительный съезд состоялся в 1898 году в Минске, но почти все делегаты тогда были арестованы полицией.
Практическая деятельность социал-демократов ставила себе задачей руководить классовой борьбой трудящихся масс и организовывать эту борьбу во всех возможных направлениях. Прежде всего, это классовая борьба против тоталитарной власти буржуазии и установление демократического партийно-парламентарного строя в стране.
А затем в процессе пропаганды и агитации убедить население в справедливости своей программы развития и победить на выборах.
Что касается России, то на II съезде РСДРП, который состоялся лишь в 1903 году в Лондоне, партия раскололась на умеренных меньшевиков во главе с Юлием Цедербаумом и Мартовым, и на радикальных большевиков во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным. Большевики и Ленин выступали за насильственное свержение власти буржуазии, за товарное производство и установление диктатуры пролетариата.
Меньшевики и Мартов считали Россию не готовой к социалистическим преобразованиям, по их мнению стране нужны были демократические изменения, которые в будущей партийно-парламентарной борьбе приведут ее к социалистическим реформам.
После Октябрьского правительственного переворота 1917 года большевики пришли к власти, а вскоре РСДРП(б) была переименована в коммунистическую партию, а социал-демократы, выступавшие за демократические преобразования попали в число врагов новой власти.
Социал-демократы Запада и «Шведский социализм».
В странах Западной Европы после Первой мировой войны и свержения монархии социал-демократические правительства стали регулярно приходить к власти. Обычно это происходило в рамках двухпартийной системы: например, в Великобритании партия лейбористов неоднократно побеждала на выборах партию консерваторов.
После Второй мировой войны умеренные социал-демократы убедились в ценности демократических преобразований правового государства и укрепили свои позиции, провозгласив высшими ценностями равноправие и солидарность, гуманизм и социальную справедливость.
В Швеции Социал-демократическая партия почти неизменно занимает первое место на выборах с 1917 года. Социал-демократы с 1930-х годов начали в стране реформы, которые привели к формированию так называемой «шведской модели социализма» или «скандинавского социализма».
Эта модель предполагает стремление к «государству всеобщего благосостояния», борьбу с экономическим неравенством при сохранении рыночной экономики на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества. Многие крупные предприятия находятся в частных руках, но закон не позволяет предпринимателям лишать трудящихся их законных социальных гарантий по труду.
Крах тоталитарных большевистских режимов в СССР и в Восточной Европе вызвал некоторый кризис левой идеологии в этих странах. А вот социалисты и социал-демократы многих западных стран, особенно скандинавских, достигли больших результатов в обеспечении социальными гарантиями своих народов и многие наши туристы хорошо видят их достижения!
Сегодня различия между социал-демократами и другими демократическими партиями социальной направленности постепенно стираются. В «Социал-демократическом манифесте» 1999 года, который подписали английский лейборист Тони Блэр и немецкий социал-демократ Герхард Шредер, перечисляются главные ценности этой идеологии: «Честное отношение, общественная справедливость и равенство возможностей, свобода, солидарность и ответственность по отношению к другим».
Кроме этого провозглашается политический и идеологический плюрализм, социально ориентированная экономика и государственное регулирование рынка с целью снижения любого социального напряжения. При этом постоянно сокращается разрыв между богатыми и бедными, увеличивается помощь многодетным семьям и пожилым людям, растёт число рабочих мест по обеспечению населения необходимым и многое другое для улучшения жизни населения.
Находясь у власти или оставаясь в оппозиции, социал-демократические партии имеют реальную возможность добиваться некоторых реформ, отвечающих интересам честно трудящегося населения. Часто социал-демократия решается использовать мощь организованного рабочего движения для наступления на хищнические традиции капиталистов, принимают более прогрессивные законы и применяют их по отношению к недобросовестным хозяевам средств производства.
Для сокращения в обществе «паразитического» слоя безработных и малообразованных людей, живущих на налоги добросовестных граждан, во многих странах организуются курсы по приобретению новых профессий, по повышению квалификации, ужесточаются меры к злостным нарушителям социальных законов вплоть до переселения под жёсткий надзор в благоустроенные трудовые исправительные лагеря и прочее.
Задания к § 39 «Изменения политической системы»
Задание № 1. Письменно ответьте на поставленные вопросы.
1. Какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев при жизни И. В. Сталина?
2. Какие посты они получили после смерти И. В. Сталина?
3. Что общего было в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти И. В. Сталина?
4. По каким основным направлениям они предполагали реформировать политическую систему советского общества?
5. В чем была принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества после смерти И. В. Сталина?
6. Как сложилась политическая и личная судьба каждого из этих политиков в дальнейшем? Почему?
Задание № 2. Соотнесите события и деятелей эпохи.
Задание № 3. Прочитайте документы и кратко ответьте на поставленные вопросы.
1. Всемерное развитие демократии это правильное направление развития советской государственности, так как всемирной демократии не было, но она была необходима.
2. Противоречил. Главным направлением в развитии общенародного государства является всемерное развитие демократии. В то время, как в стране оставалась диктатура пролетариата.
3. Могла, так как без опыта осуществить реализацию провозглашенного курса было бы тяжело.
4. Государство не может одновременно выражать интересы и рабочего класса, и колхозного крестьянства — это провальная идея.
5. Хрущев вырос на политике проводимой предыдущими поколениями, поэтому реформы не были бы столь серьезными и политическая система не потерпела бы больших изменений.
Задание № 4. Прочитайте документы и ответьте на поставленные вопросы.
1. Как вы считаете, отвечал ли в полной мере провозглашенной на XX съезде КПСС идее реабилитации репрессированных народов Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г.?
2. Какое положение Указа, по сути, так и не меняло статуса спецпереселенцев?
3. Как можно оценить приведенные выдержки из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.? К каким последствия могло бы привести принятие таких статей в Основном законе страны?
1. Не отвечал, так как указ не повлек за собой возвращение народу имущества, конфискованного при выселении.
2. Положение, не позволявшее вернуться в места, откуда был выселен народ, по сути, не меняло статус переселенцев, так как они не могли вернуться домой.
3. Принятые постановления послужили распаду СССР и выходу союзных республик из его состава в 1991 году.
Задание № 5. Ознакомьтесь с приведенными данными и ответьте на вопросы.
1. Чем вы можете объяснить такую динамику процесса реабилитации жертв произвола?
2. Чем было вызвано направление сразу после окончания работы XX съезда КПСС в первичные партийные организации трех секретных писем ЦК КПСС, в которых разъяснялись «рамки» критики культа личности?
1. По мере популяризации Хрущева ослабевала и волна реабилитации.
2. Несмотря на все принесенное зло, культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел общество «в сторону от правильного пути развития и коммунизму». Хрущеву нужна была новые реформу, чтобы укрепить свою популярность и преодолеть «культ личности Сталина».
Задание № 7. Приведите в соответствие данные таблицы.
Задание 1. Письменно ответьте на поставленные вопросы
1. Какие партийные и государственные посты занимали Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев при жизни Сталина?
Г. М. Маленков — заведующий отделом Московского комитета партии. Л. П. Берия — первый секретарь ЦК КП(б) Грузии. Н. С. Хрущев — первый секретарь МГК ВКП(б)
2. Какие посты они получили после смерти Сталина?
Г. М. Маленков — председатель совета министров. Л. П. Берия — глава МВД. Н. С. Хрущев — секретарь ЦК КПСС
3. Что общего было в проектах реформ, предложенных этими политиками после смерти Сталина?
Начало кампании по осуждению культа личности Сталина. Передача полномочий от партийных к государственным органам
4. По каким основным направлениям они предполагали реформировать политическую систему советского общества?
Реорганизация органов внутренних дел и госбезопасности. Корректировка национальной политики
5. В чем была принципиальная разница подходов этих политиков к реформированию советского общества после смерти Сталина?
В качестве реформы предлагалось смягчение внешней и внутренней политики
6. Как сложилась политическая и личная судьба каждого из этих политиков в дальнейшем? Почему?
Л. П. Берия — был аретован и застрелен в ходе заговора Хрущева. Г. М. Маленков — снят Хрущевым с поста главы правительства
Задание 2. Соотнесите события и деятелей эпохи
События | Деятели эпохи |
---|---|