В чем державин видит основную
Ответы на вопросы по Державину и Рубцову (ЕГЭ по литературе)
В чем, по мысли Г.Р. Державина, заключается истинная награда для поэтического таланта?
Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник» раскрывает тему предназначения поэта и поэзии в целом. По мнению автора, истинная награда для поэта – это, безусловно, оставить след в памяти и сердцах народа, сделать свое творчество бессмертным. Он пишет: «Так! – весь я не умру, но часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить, / И слава возрастет моя, не увядая, / Доколь славянов род вселенна будет чтить». Державин уверен, что его новаторское творчество заслужило «памятник», и в своей мысли оказывается прав.
Какое значение для понимания данного стихотворения и творчества Державина в целом имеют поэтические выражения: «забавный русский слог», «сердечная простота», «истину царям с улыбкой говорил»?
Р. Державина «Памятник» написано в новаторском для 18 века стиле. Желая подчеркнуть эту особенность своего творчества, которое позволило ему выйти за рамки классицизма, он использует выражение «забавный русский слог». Державин, являясь человеком правдолюбивым и искренним как в жизни, так и в своем творчестве, отмечает это свое качество в выражении «истину царям с улыбкой говорить» и главной ценностью поэзии объявляет «сердечную простоту».
Таким образом, данные выражения определяют основные аспекты поэтического стиля Державина и помогают глубже понять его стихотворения.
Что дает основание отнести стихотворение Н.М. Рубцова «Зимняя песня» к философской лирике?
Философская лирика – это та, в основе которой лежат раздумья о жизни, о бытие, а также поиски надежды, веры и сил. В стихотворении Рубцова лирический герой обращается к теме осмысления собственной жизни, попутно размышляя о своем прошлом и будущем. Лирический герой, жизнь которого трудна и печальна. Однако после встречи с девушкой переосмысливает свою жизнь и приходит к выводу, что есть еще надежда на светлое будущее через образ горящих деревенских огоньков и украшающих небо звезд. Он освобождается от прошлых тревог и приобретает силы верить и по-настоящему жить, о чем свидетельствуют многочисленные риторические вопросы: «Где ж вы, печали мои?», «Кто мне сказал, что во мгле заметеленной/ Глохнет покинутый луг? Кто мне сказал, что надежды потеряны? Кто это выдумал, друг?». Таким образом, размышления о жизни, ее переосмысление и приобретение внутренней гармонии лирическим героем дают основания отнести данное стихотворение к философской лирике.
В каких произведениях русских поэтов отображена связь человека и природы и в чем эти произведения созвучны стихотворению «Зимняя песня»? (Рубцов)
Связь человека и природы отображена в таких стихотворениях, как «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова и «Отговорила роща золотая…» С.А. Есенина.
В стихотворении Лермонтова лирическому герою природа придает духовных сил, разглаживает «морщины на челе» и дает понять ему, что он может «счастья постигнуть на земле». И у Лермонтова, и у Рубцова лирические герои постигают гармонии через природу и с ее помощью переосмысливают свою жизнь. Герой Рубцова восклицает: «Трудное, трудное – все забывается, /Светлые звезды горят!», а герой Лермонтова задумчиво говорит: «…и в небесах я вижу Бога…».
Лирический герой Есенина находит отражение своих чувств в природе: осень предстает символом увядания, в том числе и душевного. Герой говорит: «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова», печалится о пролетающих журавлях, отмечает, что «костер рябины красной» никого согреть не может. В стихотворениях обоих поэтов природа и человек сливаются в одном настроении, однако эти настроения различны: если в «Зимней песне» звучит жизнеутверждающее начало, то в стихотворении Есенина природа отражает печальное настроение лирического героя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Прочитайте стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Как поэт оценивает свое творчество? В чем видит свои заслуги?
Гавриил Державин
Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой, неторопливой,
Чело твое зарей бессмертия венчай.
Тебе сложно прочесть 5 абзацев? Прочел?
Поэт весьма оптимистично оценивает своё творчество. Я бы даже сказал слишком оптимистично и самоуверенно.
Заслуги свои он видит в том что, как он считает пишет правду. На мой взгляд ничего интересного в произведениях восхваляющих самодержавие или его приспешников нет.
Скажи училке что высосать 150 слов из весьма посредственного (на мой взгляд) стихотворения довольно проблематично. Или нужно всё творчество оценить по одному стиху? Уволь, читать эти славословия цариц и её прихлебателей недосуг.
В чем державин видит основную
Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Г.Р.ДЕРЖАВИН «ПАМЯТНИК» (АНАЛИЗ)
Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства. Следует отметить, что эта мысль является продолжением горацианского образа. Сопоставим эти строки (текст Горация дается в переводе С. Шервинского):
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
(Гораций. «К Мельпомене»)
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Оба автора отмечают, что поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон — у древних римлян так назывался сильный северный или северо-восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его. ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени.
Эта тема бессмертия поэта получает свое развитие в следующей строфе, причем опять державинский образ сходен с горацианским: «Нет, не весь я умру, лучшая часть меня избежит похорон» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить. » (Державин).
Но далее возникает существенное отличие. Гораций подчеркивает, что залог его поэтического бессмертия в мощи и неколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважении к своему отечеству, мастерски обыгрывая общность корня в словах «слава» и «славяне»: «И слава возрастет моя, не увядая, доколь славянов род вселенна будет чтить». Интересно в этой связи также отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин органично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы («Назван буду везде — там, где неистовый Авфид ропщет», Авфид — река в южной части Италии, где родился Гораций) на российские реалии:
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал.
Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором национальной системы стихосложения: впервые начал использовать, в латинской поэзии достижения древнегреческой («Первым я приобщил песню Эолии к италийским стихам», Эолии — Греции). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит проблему взаимоотношений поэта и власти:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул. возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, то есть говорить о ней, как о простом человеке — поэтому и звучит слово «дерзнул».
Последняя строфа стихотворения, как и у Г орация,. — традиционное обращение к Музе:
О Муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.
Эти строки свидетельствуют о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников, но сохраняет черты достоинства и величия на пороге бессмертия,
В целом можно заключить, что перед нами вполне оригинальная трактовка, опирающаяся на возникшую за полвека до нее ломоносовскую оду, но и развивающая в то же время общеевропейскую культурную традицию. Интересно при этом отметить тот факт, что, хотя вариант Державина не претендовал на дословность перевода, а, напротив, выставлял напоказ свою автобиографическую установку, по смысловой направленности он ближе к горацианскому источнику. В сопоставлении с ломоносовским стихотворение Державина поражает оригинальностью поэтических образов, отталкивающихся от первоисточника — оды Горация. Это скорее вольное переложение, в котором наличествуют определенные реминисценции, используются общие поэтические мотивы и образы, но с наполнением их конкретными реалиями собственной жизни.
помогите пожалуйста написать краткий анализ стихотворения памятник державина
2 ВАРИАНТА ПИШУ : 1).1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному, вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.
Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы.
Главной особенностью поэзии Державина была искренность. В стихотворении «Памятник» он без всякого страха высказывает свое мнение о власти и поясняет, в чем состоят его заслуги перед отечественной литературой: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить ».
Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.
Державин в своем стихотворении представляет лирического героя как гордого, справедливого, сильного человека, и этот человек не боится отстаивать свое мнение, и всегда добивается своей цели.
Это стихотворение произвело на меня положительное впечатление. Я поддерживаю лирического героя и согласен с тем, что творчество поэта останется с людьми на века
Стихотворение написано ямбом, в каждом четверостишии
первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
т. е. перекрестная рифма
Русская литература 18 века
Особенности поэзии Державина
Державин определил поэтический облик екатерининской эпохи. Познакомимся поближе с его оригинальным творческим миром, свободным от груза ответственности первопроходцев.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Поговорим о Гаврииле Романовиче Державине (1743—1818) и узнаем, как складывалась его карьера и что особенного в его поэзии.
👤 Для понимания его поэзии стоит помнить, что Державин был крупным государственным деятелем и к службе относился серьезно. В его стихах политические темы всегда обусловлены глубоко личными переживаниями.
🛡 Карьера Державина началась с военной службы. В 1762 году он был рядовым Преображенского полка — того самого, что привел на трон Екатерину. В 1773 его отправили в штаб генерала Бибикова, который руководил подавлением пугачевского восстания. Державин вел хронику событий. Желание разобраться в причинах бунта сыграло важную роль в формировании его мировоззрения.
📯 Главные политические вопросы Просвещения — об ответственности власти, об общественном договоре — для Державина связаны больше с его собственной, очень эмоциональной реакцией на провалы в государственном управлении, чем с влиянием европейской философии.
🎵 К литературной славе он шел медленно. Ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой — с этого момента и до 1803 года обе его карьеры будут успешны.
🎓 Державин был правителем (губернатором) Олонецкого наместничества (Петрозаводск) и затем Тамбовского; два года руководил Коммерц-коллегий (внешняя торговля), еще два года, уже при Александре I — был министром юстиции. Параллельно он постепенно получал общее признание как ведущий поэт поколения.
❓ Что особенного в поэзии Державина?
✍️ Державин видит в поэзии самовыражение, а не воплощение общего идеала. Он не отрицал классицистическую эстетику и, на первый взгляд, продолжил ломоносовскую традицию торжественных и духовных од. Но даже по интонации легко уловить, что его поэтическая позиция совершенно иная.
🎼 Например, уже в ранней оде «На рождение в Севере порфиродного отрока» (это будущий Александр I) формально все вроде бы по ломоносовским правилам. Грандиозная мифологической картина: Борей, воплощение северной зимы, смиряется перед царственным младенцем, и гении несут ему дары. Только картина зимы совсем не космическая, и мифологические персонажи ведут себя по-домашнему:
«Петь не смели птичек хоры,
Пчелы прятались в дуплах;
Засыпали нимфы с скуки
Средь пещер и камышей,
Согревать сатиры руки
Собирались вкруг огней».
А когда тон становится серьезным, даром царевичу становится очень важный для Державина совет:
«Будь страстей твоих владетель,
Будь на троне человек!»
Владеть страстями — это типично классицистическое требование, а вот «быть человеком», то есть не идеальным или великим человеком, а сохранить в себе человеческое вообще — это личная державинская тема.
📗 Одну из лучших книг о Державине написал поэт Владислав Ходасевич («Державин», 1916). Он точно определил, что нового в поэзии Державина на фоне эпохи:
«Додержавинская лирика почти сплошь была условна. И внешний мир, и собственные свои чувства поэты изображали в их «идеальном», несколько отвлеченном, чистейшем и простейшем виде. Они не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первый начал изображать мир таким, как представляется он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он».
Остановимся подробнее на самой известной оде Державина — «Фелица», которая посвящена Екатерине II.
👑 Имя Фелица взято из «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала Екатерина для своего внука Александра. В сказке героя похищает киргизский хан, а дочь хана Фелица помогает герою в испытаниях. Поэтому в оде Фелицу называют «киргиз-кайсцаской царевной». Так Державин сразу позиционирует свое сочинение как литературную игру.
✍️ За этой игрой, однако, вся его эстетическая концепция.
📖 Когда Державин напишет свою версию «Памятника», то залогом своего бессмертия он назовет именно «Фелицу»:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
🔎 Что такое «забавный русский слог»? «Забавный» здесь означает непринужденный, легкий стиль, уместный в баснях и комедиях, но не в торжественной оде.
💎 «Фелица» начинается традиционным восхвалением «богоподобной царевны» и ее мудрости, но, стоит появиться самому лирическому герою, хвала становится все менее торжественной. К достоинствам Фелицы добавляются совсем прозаические: хорошо, что она не играет в карты, не любит маскарады, не ездит «к духам», то есть к масонам, и не «донкишотствует».
📜 Мало того, что весь этот список не из одического лексикона — после него герой надолго забывает о Фелице и рассказывает о самом себе. Ода превращается в описание будничной жизни человека, который предается мечтам и простым земным наслаждениям.
❕ Никто в России до Державина не писал с таким удовольствием о радости жизни. Литература и просвещение тоже попадают у него в бытовую сферу, и читает герой только приключенческие повести:
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой,
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки ре́звимся порой;
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю;
За библией, зевая, сплю.
👩🏻 Фелица вроде бы противопоставлена герою, она-то занята серьезными делами, но восхищается он тем, что она проста и любезна, прощает дурачества и терпит, что о ней говорят «быль и небыль».
🐻 Серьезный тон в оде возникает с неожиданно страшным образом:
«Стыдишься слыть ты тем великой,
Чтоб страшной, нелюбимой быть;
Медведице прилично дикой
Животных рвать и кровь их пить».
Настоящая антитеза Фелице — не праздный, но симпатичный герой, а эта медведица, образ дикой жестокости.
🧡 Идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении — в центре державинской картины мира. Она звучит во всех его политических текстах, только со временем его голос будет все жестче: такие тексты, как «Вельможа» или «Властителям и судиям» читаются как анти-«Фелица».
Ода «К царевне Фелице». Страница из рукописного тома «Сочинений» Державина
Давайте обсудим философскую лирику Державина и разберем несколько его стихотворений, чтобы понять, о каких темах говорит поэт.
📖 В лирике Державина большое место занимают стихотворения, посвященные крупным философским вопросам. С «Фелицей» их роднит акцент на личном и человеческом. Для Ломоносова поводом задуматься было созерцание северного сияния или солнца — Державин же всегда начинает с мысли о месте человека в мире, о жизни и смерти, о скоротечности времени.
✍️ Это, конечно, не по правилам элегии «на смерть»: Державин чересчур буквален и, главное, снова пишет о себе, а не об адресате.
⚡️ Жизнь человека — постоянный риск, мы все находимся «бездны на краю» (что повторит Пушкин в «Пире во время чумы»), век проходит, как сон. Державин, однако, ведет стихотворение от ужаса к благословению, от смерти к жизни: раз «Жизнь есть небес мгновенный дар», то незачем скорбеть.
2️⃣🖋 Самый впечатляющий образец державинской философской оды — «Бог» (1784). В ней те же темы доведены до максимума, ведь речь идет действительно о смысле всего бытия.
📜 Ода открывается величественным рассуждением о безмерности и непостижимости божественного. Впрочем, даже в разговоре о необъятном и вечном найдется очень конкретный образ: звезды сравниваются с «пылинками инея».
🗣 Позже Державин сам прокомментирует эти «пылинки» в «Объяснениях» к собранию сочинений: «Обитателям токмо Севера сия великолепная картина ясно бывает видима по зимам в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет, и пары, в ледяные капли обратившиеся, вниз и вверх носясь, как искры сверкают пред глазами». Без этой конкретики описывать все мироздание для него невозможно.
👤 Ода начинается с мысли о Боге, но ведет к мысли о себе. Все стихотворение движется скачками от полюса к полюсу, от малого к огромному, и человек оказывается суммой всех контрастов:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
👁 Эта знаменитая «эгоцентрическая» строфа дублирует начальное рассуждение о всеохватности Бога, и доказательство бытия Божия Державин выводит исключительно из изумленного взгляда человека на самого себя.
📖 Давайте прочитаем стихотворение Г.Р. Державина «Кузнечик» (1802).
👉 Какие кузнечики, цикады или другие насекомые в поэзии вам вспомнились после прочтения стихотворения Державина?