В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Источник

Роман Достоевского и воплощения-двойники Раскольникова

Меню статьи:

«Преступление и наказание» – чрезвычайно сложное произведение. Читатель волен воспринимать поверхность романа, воплощенную в виде сюжета. Но также среди букв текста скрываются двойники Раскольникова – образы героев, отражающих черты Родиона, словно зеркальная гладь.

Дорогие, наши книголюбы! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Родиона Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”

Первое чтение произведения не раскрывает всю палитру специфичности «Преступления и наказания», не дает «раскусить» тонкости и спрятанные в глубине текста акценты. Сюжет романа – это детектив, поэтому читатель, впервые открывая и погружаясь в повествовательные глубины, оказывается захваченным сетью увлекательных событий. Однако идея, толкнувшая Достоевского на создание «Преступления и наказания», намного более обширна, чтобы полностью воплотиться в одном лишь сюжете.

При внимательном и подробном изучении романа (если читатель превратиться в исследователя или литературного критика) можно увидеть, что роман пестрит образами персонажей, которые не влияют прямо на жизнь центрального героя – Родиона Раскольникова. Возникает вопрос, зачем писатель поместил на страницы произведения фигуры, присутствие которых в романе не понятно.

Но если подойти к замыслу Достоевского ближе, то мы найдем ответы на поставленные вопросы: каждый персонаж имеет уникальное значение и играет определенную роль. Лишних ролей на сцене нет, все учтено: в механизме задействована каждая упоминаемая шестеренка.

Личность главного героя распадается, раскалывается на совокупность фрагментов, осколков. Читатель, пожалуй, без труда отметит необычность и символичность фамилии центрального персонажа: раскол возникает внутри души Родиона, в тексте неоднократно говорится, что Раскольников – это словно две разные личности. Но это еще не все, ведь личность главного героя раскалывается еще и так, что черты-осколки попадают в образы других персонажей. Чем-то этот лейтмотив напоминает сказку о «Снежной королеве», где осколок льда попадает в глаз Кая – главного героя. Так же и личность Раскольникова преломляется в чертах других действующих лиц романа. Итак, мы выяснили, что двойники Раскольникова – это отдельные персонажи произведения, поэтому стоит остановиться на характеристике этих героев детальнее.

Дмитрий Разумихин

Двойником главного героя «Преступления и наказания» является и лучший друг Раскольникова. Это первый в ряду зеркальных отражений Родиона. Дмитрию свойственны противоположные Раскольникову черты: активность, жизнерадостность, общительность и открытость. Жизнь Разумихина не менее сложна, чем жизнь Раскольникова. Однако молодой человек сумел устоять перед жизненными невзгодами, пойти вперед, вопреки нищете, нужде и отчаянью. Разумихин не позволяет негативным эмоциям овладеть собой.

Раскольников не смог продолжить учебу из-за бедности. Разумихин же учится в Петербургском университете, как и прежде. Дмитрий не теряет надежды на будущее: юноша полон планов и энергии на реализацию замыслов. Раскольников – прямая противоположность Дмитрию. Родиону свойственная мрачность, замкнутость, отстраненность от общества и полное неумение решать проблемы. Дмитрий словно подсвечивает, делает ярче отдельные черты Раскольникова, которые, таким образом, становятся доступнее пониманию читателей.

Разумихин – оптимист, Раскольников – напротив, впадает в отчаянье, мрачность, жестокость. Нищета портит личность героя, делая Родиона жестоким и злым. Раскольников убежден, что люди – подлые существа, но не менее подлыми являются те, кто считает других таковыми. Дмитрий бы не разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», подобно товарищу. Апатичность и склонность Раскольникова к сомнениям, скепсису, цинизму и нигилизму позволяет герою увлечься идеями о сверхчеловеке. Это возможно, благодаря наличию в Раскольникове черты высокомерия, которая отсутствует у Разумихина.

Между тем, двойники обязаны иметь и сходство: это молодость, уровень образования, ум, талант, порядочность и природное благородство, не связанное с происхождением. Дмитрий и Родион имеют одинаковые мечты. Однако для Дмитрия, в отличие от Раскольникова, важным является и путь достижения этой мечты, цели. Родион же, судя по всему, приверженец идеи о том, что цель оправдывает средства. Собственно, это утверждение реализуется в поступке Раскольникова: избавление от вселенского зла, улучшение человечества предполагает возможность убийства. «Право имеющие» личности, властные и волевые люди не ограничиваются принятыми нравственными устоями.

Для достижения цели Дмитрий выбирает путь усердного, упорного и тяжелого труда, а Раскольников – быстрый путь преступления, в надежде получить легкие деньги.

Петр Лужин

Петр Петрович тоже описан как двойник Родиона. Лужин собирается жениться на Дуне – сестре Раскольникова. Однако Петр вовсе не положительный персонаж. Брак для Лужина – лишь способ насытиться зависимым положением несчастной девушки, насладиться безвыходным положением Дуни. Лицемерие, подлость и лживость – основные черты личности Лужина. Между тем, герой тщательно маскирует эти качества, стараясь повсеместно демонстрировать благородство натуры и честность.

Все кто читает книги – умные и крутые ребята. Предлагаем вашему вниманию краткое содержание повести Федора Достоевского “Белые ночи”, который не включен в школьную программу за его “нетипичность” для творчества этого автора.

Лужин – это выражение предыдущего утверждения о том, что цель оправдывает средства. Мужчина не останавливается перед тем, чтобы оклеветать девушку (Соню Мармеладову), чтобы взять в жены нелюбимую женщину. Все это – ради потакания собственным капризам и удовлетворения эгоистичных интересов.

Раскольников – более сложная натура, чем Лужин. У Родиона есть теория, для проверки которой подходят все средства. Однако в корне такой методики верификации своей теории Раскольников действуют эгоистично – так же, как Лужин.

В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. Dostoevskij kniga Prestuplenie i nakazanie. 1. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко фото. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко-Dostoevskij kniga Prestuplenie i nakazanie. 1. картинка В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. картинка Dostoevskij kniga Prestuplenie i nakazanie. 1.

Образ Свидригайлова изначально несимпатичен читателю. Мрачность, порочность, игнорирование моральных и нравственных норм – характерные черты личности героя. Среди мерзких поступков Свидригайлова есть и прелюбодеяние, и сексуальные извращения, связанные с растлением несовершеннолетних, и даже убийство. Свидригайлов – вдовец, но когда-то из тюрьмы героя выкупила богатая помещица. Впрочем, теперь женщина мертва (смерть жены Свидригайлова достаточно загадочна).

Персонаж сам высказывает мнение о наличии сходства между ним и Раскольниковым. Первое, что роднит героев, – это преступление. Родион – убийца, как и Свидригайлов. Проступок ни Свидригайлов, ни Раскольников постыдным не считают, не признавая его за преступление. В контексте мировоззрения Раскольникова убийство ростовщицы – это необходимая жертва, это услуга человечеству со стороны его – Родиона. Ведь старуха – это воплощение зла. Так же и Свидригайлов: герой не чувствует вины, не кается за то, что люди погибли из-за его ошибки.

Однако нельзя отрицать наличие положительных черт в Свидригайлове. Мужчина выручает Сонечку Мармеладову деньгами, также старается помочь сиротам – детям покойного бывшего чиновника Мармеладова. Как мы помним, Раскольников тоже отдает вдове Мармеладова – Катерине – последние средства, оставаясь без гроша в кармане.

Лебезятников

Снова Достоевский награждает очередного персонажа красноречивой фамилией. Черта, которая выпячивается образом Андрея Семеновича, – это бездумная подверженность молодых людей новомодным веяниям в области философии и идеологии. Гротеск – это основной художественный прием, который употребляет автор для создания персонажа Лебезятникова. Герой – двойник Раскольникова, потому что Родион тоже увлечен новыми идеями: прежде всего, это концепция сверхчеловека (встречающаяся также в трудах Фридриха Ницше), нигилизм, а также стремление разделять людей не на сословия, а на «право имеющих» и слабую, инертную, серую массу (ведомые и ведущие).

Однако Лебезятников при этом безобиден: герой глупо копирует поведение и речь авторитетов, не понимая ни слова. Глупость и доброта не делают Лебезятникова опасным. Раскольников же, имея незаурядный ум, талант и качественное образование, становится опасной личностью, когда начинает проверять философско-теоретические построения на практике. Андрей Семенович – это образ, с помощью которого Достоевский создает пародию на увлеченность Раскольниковым новыми идеями.

Порфирий Петрович

Достоевский наделяет следователя чертами двойника Раскольникова: опытный мужчина, за плечами которого – груз прожитых лет, страданий и боли, – один из немногих, кто способен понять Раскольникова. Интересно, что следователь – это родственник Дмитрий Разумихина, единственного верного друга Родиона.

В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 3. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко фото. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко-Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 3. картинка В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. картинка Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 3.

Несмотря на то, что Порфирию Петровичу всего 35 лет, мужчина чувствует себя старым человеком. Разумихин положительно отзывается о следователе. Когда Порфирий Петрович взялся за дело об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, то понял, что дело непростое.

В Раскольникове следователь замечает черты, раскрывающие юношу. Порфирий Петрович – мастер психологического анализа, мужчина, обладающий проницательным и аналитическим складом ума.

Порфирий понимает, что маляр Миколка, взявший на себя вину, не убивал старушек. Раскольникова следователь жалеет, искренне сочувствуя юноше. С Раскольниковым героя, однако, сближает склонность к цинизму, недоверию и скептицизму. Вопреки тому, что персонаж говорит о себе как о человеке честном, Порфирий Петрович нередко дурачит людей и разыгрывает разные роли. Кроме того, характер героя трудно назвать простым и приятным: Порфирия Петровича отличает язвительность, едкость, ядовитость и скверность натуры.

Кроме мужских двойников Раскольникова, Достоевский выводит на сцену и женщин, проявляющих черты схожести с главным героем.

Дуня (Авдотья)

Авдотья Романовна – сестра центрального персонажа «Преступления и наказания». Героиня имеет второстепенный характер, но присутствие образа сестры Родиона тоже играет роль в романе. Девушке – около 22 лет, Дуня на несколько лет младше брата. Подобно Разумихину, Дуня преодолевает жизненные невзгоды, опираясь на труд и усердие.

Девушка – гувернантка у богачей. Работать воспитательницей Дуне позволяют хорошие манеры и образование. Авдотья помогает брату и матери, которая тоже трудится, не покладая рук.

Дуня и Раскольников похожи внешне. Достоевский описывает девушку так: красивая, высокая, худощавая; глаза – темные, волосы – русые, но оттенок волос светлее, чем у Родиона.

У Дуни гордые черты лица, но одновременно и добрые. Раскольникову свойственна болезненная бледность, Дуне же – обыкновенная бледность, сочетающаяся со здоровьем и свежим внешним видом девушки.

Воспитание, доброта, твердость характера и сила воли помогают девушке преодолевать трудности. Кроме того, для образа Дуни характерны целомудренность и чистота, храбрость и благоразумие, широта ума, благородство, терпение, великодушие, отзывчивость, пылкость сердца.

Сонечка Мармеладова

Софья Семеновна, как и Порфирий Петрович, убеждают Раскольникова в необходимости признать вину за убийство. Мармеладова – подруга жизни и духовный двойник Родиона. Герои кажутся совершенно непохожими, ведь Софья – глубоко верующий, религиозный человек, тогда как Раскольников атеист.

Но Соня близка главному герою «Преступления и наказания», ведь девушка, подобно Родиону, тоже преступает нравственную черту. От нужды и нищеты мачеха Сони заставляет девушку выйти на панель, на грязные улицы Петербурга, чтобы выручить денег от торговли собственным телом.

В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 4. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко фото. В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко-Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 4. картинка В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова кратко. картинка Fedor Dostoevskij Prestuplenie i nakazanie 4.

Соне недавно исполнилось 18 лет. Внешность девушки – как у ангела: миниатюрная, худенькая блондинка. Детское выражение лица, голубизна глаз, светлые волосы – все это словно отражает внутренний мир героини, чистый и невинный, несмотря на то что Соня вынуждена была стать проституткой. Кротость, робость, безответность, трудолюбие и честность, а также простота – основные качества девушки.

Соня проникается к Раскольникову искренними чувствами. Поначалу девушка раздражает героя, но в итоге Родион раскрыл душу и признался в преступлении Мармеладовой. Вместо осуждения, Соня испытывает к Раскольникову жалость, ведь юноша нанес душе страшную травму. После этого Соня не бросает Родиона, отправляясь за возлюбленным на каторгу, в ссылку.

Раскольников не считает, что совершил преступление. Между тем, вина и совесть мучают главного героя. Соня же воспринимает себя как грешницу, желая искупительного страдания. Мармеладова показывает Родиону, что только возвращение к Богу, переоценка христианства поможет юноше преодолеть душевный раскол.

Самоотверженность, наивность, доверчивость и благородство – еще один набор качеств, присущий Соне как персонажу-двойнику Раскольникова. Соня – это выражение аспектов, которые спят внутри Родиона, но проснутся, когда герой примет спасение в религии и вере.

Соня терпела обиды и унижения: от мужчин, от близких людей, от мачехи, ради которой девушка согласилась на моральное падение. Благодаря деньгам, зарабатываемым Соней больная чахоткой Катерина могла кормить детей. Мармеладова – это зеркало, которое помогает Достоевскому продемонстрировать ошибочность теории Родиона, как и лживость концепций, далеких от гуманизма.

Источник

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *