В чем гениальность чайковского
Сиюминутный гений Чайковский
Совсем слаб
«Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Чародейка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», Первая симфония, Первый концерт для фортепиано с оркестром… Судя по тому количеству гениальных и прекрасных произведений, которые он создал, складывается впечатление, будто Пётр Ильич прожил долгую, счастливую жизнь, не зная тягот и лишений. Увы, это только кажется.
Его жизнь напоминала бесконечную игру с судьбой, которую Пётр Ильич так точно однажды описал: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели… которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и её никогда не осилишь…».
Постылая учеба в Петербургском училище правоведения и безрас- судный уход со службы, лишивший его положения в обществе и регулярного заработка; несчастная любовь, поспешный неудачный брак и растянувшийся на долгие годы странный эпистолярный роман с одной из богатейших бизнес-леди своего времени Надеждой фон Мекк. Поразительно странное непонимание раннего творчества композитора его ближайшим окружением и музыкальной критикой: «Консерваторский композитор господин Чайковский совсем слаб… если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало бы консерваторские оковы…». Отзыв петербургского критика Кюи на дипломную работу Чайковского звучит как приговор.
А вот ещё из воспоминаний композитора Николая Римского-Корсакова: «К Чайковскому в кружке нашем относились если не свысока, то несколько небрежно…».
Тем блистательнее стал ещё прижизненный сенсационный успех Чайковского, охвативший не только Старый, но и Новый Свет.
Русский в полнейшем смысле
Наследие композитора для всего мира является символом истинно русского искусства: русской напевности, лиричности, эмоциональной глубины, духовного просветления и высочайшего гуманизма. «Что касается вообще русского элемента в моей музыке… то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки… что, одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова».
Парадоксально, но, воспитанный на лучших образцах музыки Моцарта и Бетховена, он с талантом, присущим истинным гениям, слил воедино русское мелодическое начало с искусной графикой симфонического развития европейской музыки. В бесконечном споре славянофилов и западников, расколовшем русское общество того времени на два непримиримых лагеря, он сумел найти золотую середину, столь актуальную и в наши дни. К какому бы жанру ни обращался композитор – будь то опера или балет, симфония или фортепианная миниатюра, романс или камерный ансамбль, – неповторимый стиль Чайковского всегда легко узнаваем именно благодаря специфичности языка: кровь от крови русского фольклора в огранке европейских классических форм. Творчество Чайковского – не просто синтез русской и западной культуры, его музыка говорит на особом, общекультурном языке, понятном во всём мире… Именно поэтому Чайковский стал первым русским композитором, так безоговорочно принятым на Западе. Не случайно известный американский дирижёр Леопольд Стоковский признавался: «Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия. До тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. Он для меня всё».
В чем гениальность чайковского
«Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу».
«Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Детский альбом», множество пронумерованных произведений для оркестра, ансамбля, фортепиано и прочих инструментов и голоса – эти произведения, даже иногда не помня названий, а только по звучанию, по мелодии, знают абсолютно все.
Музыкальные теоретики, анализируя технику его композиций, не могут не абстрагироваться хотя бы ненадолго, чтобы ещё раз почувствовать, как гениально звучит его партитура. Трудно найти научное объяснение, почему одна хорошо слаженная с ремесленной точки зрения композиция звучит потрясающе, а другая – никак. Чайковский даёт очередной повод убедиться в этом. Его музыка уникальна ещё и тем, что, вне зависимости от возраста, национальности и уровня образования, любой человек может её понять и полюбить.
Эта демократичность ни в коей мере не делает Чайковского пошлым, хотя опошлить его музыку очень легко, этим часто неосознанно занимаются дети в музыкальных школах. Пьесы Чайковского – к сожалению, тот самый «удобный случай», когда педагогу удобно спросить ученика: «Что этим композитор хотел сказать?» Ребенку и правда интересно описать, что же композитор хотел сказать, например в своём цикле «Времена года». До какой степени слова могут расстроить истинное настроение музыки, никто не знает. Ведь недаром сам Пётр Ильич неоднократно цитировал Генриха Гейне, который сказал: «Там, где кончаются слова, там начинается музыка».
Пожалуй, Чайковский поистине стал мировым символом русской музыки в 1958 году, когда 23-летний американец Ван Клиберн неожиданно для всех победил на Первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Ситуация была уникальной не только тем, что первое место здесь просто обязан был занять советский пианист. Но и особенно тем, что этим «другим» оказался гражданин США – страны, с которой СССР находился в разгаре Холодной войны.
Члены жюри, среди которых были лучшие представители русской фортепианной школы – Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин и другие, не могли принять решение практически государственной важности самостоятельно. Их покорил 1-й концерт Чайковского в исполнении Клиберна, да и сам писанист – худой блондин с обезоруживающей улыбкой – был мало похож на шпиона… но всё же пришлось обратиться к государственным органам. Никита Хрущев отрезал, как всегда, без обиняков. «Действительно ли Клиберн – лучший из лучших? – спросил он. – Тогда дайте ему первую премию».
В Америке Клиберна встречали как национального героя, в его честь в Нью-Йорке был устроен парад. Награды и почести сыпались как из рога изобилия, но главное – смысл Холодной войны уже немного потерялся. Культурная революция, произведённая Ваном Клиберном и музыкой Чайковского, отставила в сторону политику. C этим уже ничего нельзя было сделать – решение честного жюри покорило не только американцев, но и весь остальной мир.
Сам Святослав Рихтер назвал Клиберна гением, и людям по обе стороны границы уже было не совсем понятно, для чего нужен Железный занавес, когда есть такое взаимопонимание между советским народом и пианистом из, наверное, самого «американского» штата Техас.
Конечно, после 1958 года пластинки Клиберна и музыка Чайковского в его исполнении разошлись миллионными тиражами. Конечно, пианист не мог забыть свой самый громкий успех. Впоследствии он неоднократно приезжал в Россию, которую нежно любил. Конечно, в каждый свой приезд он играл музыку Чайковского, которая была символом его исполнительского творчества.
Чайковский и Россия
«Чайковский – это наше всё!» – сказал Валерий Гергиев, выступая на одном из фестивалей, посвящённых юбилею Петра Ильича. Что значит это «всё» для нас? Наверное, то, что эту музыку не перестают слушать вместе с окончанием юбилейных празднеств. Однако то, как справляют день рождения автора «Славянского марша» в России, безусловно, заслуживает упоминания.
Празднования вокруг 175-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского официально заканчиваются его днём рождения – 7 мая, в день завершения Первого Международного музыкального фестиваля в Клину. В Мемориальном музее выступили Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути, фортепианные композиции исполнили эталонные исполнители Чайковского – Михаил Плетнёв, Владимир Овчинников, Денис Мацуев и Кирилл Герштейн. В фестивале также принял участие Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, Государственный академический русский хор им. Свешникова, симфонический оркестр Мариинского театра и его бессменный руководитель Валерий Гергиев. В Клину также прошла научно-исследовательская конференция «П. И. Чайковский в мировом культурном пространстве XXI века», в которой приняли участие потомки рода Чайковских, а также ведущие музыковеды и деятели культуры.
Помимо фестиваля, многие именитые музыканты приехали в Москву в честь этого события. Например, дирижёр Зубин Мета вместе с флорентийским оркестром Maggio Musicale выступил в Кремлёвском дворце съездов с программой, включающей сочинения Чайковского, в частности, обожаемую дирижёром 6 симфонию.
Музыка Чайковского не только согревала сердца, но и помимо воли стала символом Августовского путча. Фразу «Опять Лебединое?» поймут те, кто находился в сознательном возрасте в начале 1990-х.
Мы сидели за праздничным столом 19 августа 1991 года на дне рождения родственника, когда позвонил очередной поздравляющий и сказал: «Ннну старик, ты вввошел в исттторию!» (он немного заикался, но по особому случаю заикался еще сильнее). Мы поинтересовались, что случилось, но ответ был кратким: «Включите телевизор!» Мы включили телевизор. На экране – танец маленьких лебедей из «Лебединого озера». Другой канал – то же самое. Выключили и включили через 15 минут – Плисецкая в роли Черного лебедя смотрелась как нельзя кстати. Это был единственный раз, когда музыка Чайковского звучала в негативном контексте. Еще долго потом многие из свидетелей ТВ-фарса не могли слушать гениальную музыку из балета, где, кстати, добро в итоге побеждает зло.
Чайковский не вписывается в общепринятое представление о человеке с истинно русским характером – немного расхлябанном и ленивом. Чайковский был анти-Обломовым, а убедиться в этом мне пришлось благодаря документам из клинского архива. Во время учёбы в Музыкальном училище имени П. И. Чайковского, а по простому Мерзляковке, мы должны были выполнить традиционное задание – описать один день из жизни композитора в строгом соответствии с архивными документами и, в частности, его дневником. Я тогда была впервые потрясена «немецким» расписанием его дня, который начинался в 6 утра, и всё, вплоть до еды и прогулки (не говоря уже о часах за инструментом и партитурой), было строго расписано.
Впервые для себя я тогда выяснила, что даже для гения сочинительство не является только лишь порывом вдохновения а, напротив, тяжёлой и кропотливой работой. «Нет никакого сомнения, что даже и величайшие музыкальные гении работали иногда, не согретые вдохновением. – писал Пётр Ильич своему другу и покровительнице Надежде фон Мекк. – Я одарён терпением и приучил себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя. Я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься». Переписку Чайковского очень полезно почитать молодым музыкантам, чтобы снять розовые очки. И ещё один совет начинающим от великого мастера: «. Мало обладать талантом, т. е. слепой, неразъяснённой силой инстинкта, нужно уметь надлежащим образом направить свой талант. Поэтому я склонен думать, что, в конце концов, талантливый, но глупый человек далеко уйти не может».
Тем временем его музыка является одним из самых вдохновляющих ресурсов для многих артистов. «Эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения», – сказал обладатель первой премии конкурса им. П. И. Чайковского 1974 года пианист Андрей Гаврилов.
Чайковский и его музыка – это важнейший пласт российской культуры. Сложно осознать, как за 53 года человек не только создал невероятное количество гениальной, а не просто хорошей музыки, но и стал знаковой фигурой российской музыкальной школы. Наверное, секрет в том, что он и правда не изменил себе ни разу.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.
Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Гений русской музыки» (Петр Ильич Чайковский)
Как-то незамеченно прошло 175-летие со дня рождения П.И.Чайковского.
«В своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог
и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен, — пусть судят люди»
Петр Ильич Чайковский
П.И.Чайковский, его слуга А.И.Софронов, М.И.Чайковский и его воспитанник Коля Конради, в Сан-Ремо, январь 1878
Несмотря на проявившуюся музыкальную одарённость мальчика и его страстную любовь к музыке, никто в семье и не помышлял о том, что он станет музыкантом. В 10 лет Александра Александровна привезла сына в Петербург в Училище правоведения. Лето она жила с сыном, чтобы он привык к новой обстановке. Но письма из дома её беспокоили. Там остались сыновья-близнецы, Модест и Анатолий, которым не было ещё и года. И вот хмурым осенним утром он поехал с дядей – провожать мать. Всю дорогу он молчал, прижавшись к её плечу, но когда наступила минута прощания, горе его прорвалось. Сейчас прозвучит пьеса из «Детского альбома», которая так и называется «Мама». Мелодия у неё певучая, красивая, ласковая. Сам Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил её плавные движения, добрый голос, удивительные глаза.
Я играл на виолончели «Осеннюю песню», когда учился в детской музыкальной школе города Кронштадта. Она звучала в моем исполнении и в концертном зале, где сейчас блистает своим величием Морской собор, и по кронштадтскому радио, и на концерте в кинотеатре перед началом кинофильма.
Здесь вы можете послушать весь альбом.
«ВРЕМЕНА ГОДА», Ор. 37-bis. Запись в mp3
Игорь Лазько (фортепиано). Запись 1983-84 гг.
А теперь полистаем альбом и вспомним П.И.Чайковского
В этом домике он родился
В 186 1 году поступил в Музыкальные классы Русско го музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 186 2 году в Петербургску ю консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Зар емба (теория музыки) и Анто н Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 год у окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Ш иллера «К радости»
Свое решение вступить в брак Чайковский исполнил в 1877 году и крайне неудачно. Его выбор пал на Антонину Ивановну Милюкову, учившуюся без особого успеха в Московской консерватории. Жена оказалась чуждым ему человеком. В тяжелом нервном состоянии Чайковский на полгода уезжает за границу. Там его мучит тоска по родине.
С 1878 года отсчитывается период скитальческой жизни Чайковского. Чаще всего композитор бывал в швейцарской деревушке Клоран, Париже, Риме, Флоренции, украинском имении своей сестры в Каменке. Иногда посещал и Москву, работая и присутствуя на исполнении своих произведений. В конце концов странствования утомили композитора и с 1885 года он преимущественно живет вблизи Москвы. Начинается новый этап жизни Чайковского, знаменующийся дальнейшим раскрытием его таланта. Композитор с успехом совершает ряд зарубежных концертных турне.
В поисках выхода из душевного кризиса композитор решает освободиться от работы в консерватории и вести в уединении, вдали от больших городов, спокойную творческую жизнь. Материальную поддержку ему обязуется оказывать фон Мекк.
Последнее пятилетие жизни композитора было отмечено особенно высоким и ярким расцветом его творческой деятельности. В период 1889 — 1893 годов им были созданы такие замечательные произведения, как оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и, наконец, не имеющая себе равных по силе трагизма, глубине постановки вопросов человеческой жизни и смерти, смелости и вместе с тем ясности, законченности художественной концепции Шестая («Патетическая») симфония.
Шестая симфония — одно из самых любимых мною произведений Петра Ильича Чайковского.Это вершина его творчества.
По замыслу композитора симфония эта — программное произведение. Программу его, правда, сам Чайковский назвал „тайной”. Эту тайну нельзя «расшифровать», к ней можно лишь прикоснуться. Можно предположить, что в этой музыке заключено «повествование» о трагическом начале в жизни человека, о его почти непрерывной суровой борьбе, о его стремлении к светлой мечте, или к идеалу и о неизбежном уходе из этого мира в мир иной, быть может, и в небытие.
В первой части, необычайно сильной по эмоциональному воздействию, сосредоточены все основные драматические коллизии симфонии. Вторая по жанру — вальс: задушевная музыка, близкая по духу музыке балетов Чайковского, и только в средней части вальса звучат скорбные интонации. Часть третья написана в жанре марша-скерцо: волевая, энергичная, а в конце — зловещая музыка. В ней явно угадывается торжество злого начала, сметающего всё на своем пути и направленного на разрушение светлой мечты, к теме которой автор то и дело возвращается на протяжении всего сочинения. Этот трагизм (даже жуть, если хотите) присущ, как мне кажется, не только существованию отдельного человека — он присущ также и общественному развитию и всему строю русской жизни того времени, и не только русской, и не только того времени (сходную проблематику в литературе с исчерпывающей полнотой отразил Достоевский). Финальное Adagio lamentoso нередко называют «скорбное адажио». Эта тягучая, наполненная скорбью музыка четвёртой части нарушает сложившийся канон — заканчивать симфоническое повествование жизнерадостно, в темпе allegro vivace. Главная тема здесь — тема приближения смерти. И всё же в моменты наивысшей безысходности в музыке появляется мелодия, которая, хотя и горестно, возвращает к несбывшейся, но прекрасной мечте, простирающейся в бесконечность…
Послушайте эту симфонию в исполнении гениального Г.Карояна
Умер Петр Ильич 6 ноября 1893 года в возрасте 53 лет и похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
25 апреля исполнилось 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Жизнь великого композитора была наполнена множеством интересных фактов.
Любимец семьи
В 1845 году Чайковский начал учиться игре на фортепиано. Интересно, что во время учебы в петербургском Училище правоведения Чаковский не проявлял особых стремлений к музыке. После окончания училища в 1959 году он поступает на службу в Министерство юстиции. Впрочем, никто даже и не подозревал, что за беспечным юношей скрывается гений музыкальных образов. Даже его учитель по игре на фортепиано Кюндингер не видел в своем ученике ничего особенного.
В 1861 году Чайковский, наперекор родительскому мнению, поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), преобразованные в 1862 в Петербургскую консерваторию. Чайковский был настолько уверен в правильности своего решения, что однажды заявил брату: «С Глинкой мне может быть не сравняться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной». Учителями Чайковского были Николай Иванович Заремба и Антон Григорьевич Рубинштейн. Именно по настоянию последнего будущий композитор бросил службу и целиком посвятил себя музыке. Дядя Чайковского, сильно огорченный подобным решением своего племянника, сказал: «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
«Могучие» времена
В 1865 году Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью. К числу его работ того времени относятся кантата к пьесе Шиллера, увертюра к «Грозе» Островского, танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода», струнный квартет и еще одна увертюра. Нелицеприятное высказывание известного музыкального критика и композитора Ц.А. Кюи о том, что «консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб», еще больше разожгло желание юного композитора к дальнейшему творчество. Он принимается за сочинение симфонии под названием «Зимние грезы», пишет classic-music.ru.
В 1866 году по предложению брата Рубинштейна Чайковский переехал в Москву, где получил место профессора Московской консерватории. Именно здесь его творчество достигло расцвета, во многом благодаря общению с различными выдающимися деятелями культуры. В 1868 году он знакомится с композиторами «Могучей кучки», и, несмотря не некоторые разногласия, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. Балакиреву и Римскому-Корсакову Чайковский часто рассказывал о своих творческих замыслах. Именно по совету Балакирева Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», а критик Стасов подталкивает его к написанию симфонической фантазии «Буря».
Невероятный успех имела опера «Воевода», поставленная в 1869 году, но уже в 70-х годах Чайковский решает уничтожить ее, сохранив лишь небольшую ее часть. Также резкой критике со стороны самого автора подверглось и симфоническое произведение «Фатум». А вторая опера Чайковского «Ундина» вообще так и не увидела сцены, она была уничтожена создателем в 1873 году, за исключением нескольких номеров.
К московскому периоду относится также создание таких легендарных произведений, как опера «Опричник», несколько программных увертюр-фантазий для оркестра, три квартета, Первый фортепианный концерт, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года», балет «Лебединое озеро». Его романсы, в числе которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой», мгновенно завоевали всеобщий интерес, а на конкурсе русского музыкального общества в 1875 году его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия.
«Евгений Онегин» и другие
Первое представление «Евгения Онегина» состоялось в московской консерватории в марте 1879 года, но не увенчалось особым успехом. Славу легендарной опере принесла петербургская сцена. Следующей большой удачей Чайковского стала опера «Мазепа». Она была поставлена в Москве в 1884 году.
В 1890 году появляется опера «Пиковая дама». Это выдающееся произведение мировой музыкальной классики затрагивает сразу две темы. Одна из них связана с тайной трех карт, из нее вытекают многие другие побочные темы оперы. Другая – вечная тема любви. Наравне с «Евгением Онегиным» эта опера обошла не только все российские сцены, но также обрела особую известность и за границей.
Поклонники и почитатели
Большую роль в творческом пути композитора сыграл император Александр III. В 1888 году он назначил Чайковскому пенсию в три тысячи рублей. Немалую помощь также оказала и близкая подруга композитора меценатка Надежда Филаретовна фон Мекк. С 1880-х годов Чаковский становится известным не только в России, но и за рубежом. Он дает многочисленные концерты, выступает в качестве дирижера симфонических оркестров и опер, совершает поездки по городам Европы. Одной из самых ярких его поездок было путешествие в Прагу. Позднее композитор написал: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что. Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России».
Чайковский был любимцем публики. Как-то раз его спросили: «Петр Ильич, вы, наверное, уже устали от похвал и просто не обращаете на них внимания?». Композитор ответил: «Да, публика очень добра ко мне, может быть, даже более, чем я того заслуживаю. И все-таки никогда в жизни я не был так польщен и тронут, как тогда, когда Лев Толстой, сидя рядом со мной в зале и слушая Анданте моего квартета, залился слезами».
Жизнь великого композитора оборвалась в то время, когда он был полон творческих замыслов. Умер Чайковский 25 октября 1893 года от холеры, похоронен в Александро-Невской лавре.