В чем гениальность гоголя

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Джеймс Уиллард Шульц. «Моя жизнь среди индейцев». «Моя жизнь среди индейцев» Джеймса Уилларда Шул.

Ренсом Риггз «Дом странных детей». Аннотация: Шестнадцатилетний Джейкоб с детства привы.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Загадочный гений русской литературы.

Гоголя называют самой «загадочной фигурой в русской литературе». Загадочностью отмечен весь жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.

В чем гениальность гоголя. gogol3. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-gogol3. картинка В чем гениальность гоголя. картинка gogol3.

Родился будущий писатель в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда. Точную дату его рождения долгое время не знали, лишь спустя 40 лет после смерти стало известно, что он родился 20 марта 1809 г. По новому стилю это получается 1 апреля, и вся жизнь Гоголя таким образом прошла как бы под знаком первоапрельской мистификации.

По словам его матери, стихотворение, которое он написал в 5 лет, прочел Капнист, довольно известный писатель. Он обнял важно молчавшего ребенка и сказал: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина»

В Гимназии г. Нежина, в которой учился Гоголь, его называли Таинственным Карло, по имени героя книги «Черный карлик» В. Скотта. Мальчик был застенчив и самолюбив, имел пристрастие разыгрывать товарищей, подмечая их смешные черты, умел «угадывать» человека, но свои сокровенные тайны никому не поверял. Он казался немного странным: с завидным упорством ходил не по той стороне улицы, по которой шли все, надевал правый башмак на левую ногу, расставлял в своей комнате мебель в беспорядке, словно заимствованном у «Алисы в Зазеркалье».

В чем гениальность гоголя. il08. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-il08. картинка В чем гениальность гоголя. картинка il08.

В чем гениальность гоголя. %D0%9D.%D0%92.%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-%D0%9D.%D0%92.%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C. картинка В чем гениальность гоголя. картинка %D0%9D.%D0%92.%D0%93%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C.

В начале 1829 г он принял внезапное решение уехать за границу. Причины этого поступка мало понятны: более всего напрашивается вывод, что этому послужила неудача в литературе, тем более, что если проследить историю его жизни, можно заметить, что всегда после того, как его произведения встречали нелестный отзыв критиков, он спешно покидал тот город, в котором находился. Сам же Гоголь утверждал, что встретил женщину необыкновенной красоты и, чтобы не погибнуть, не сгореть в огне страсти, должен был бежать. Это признание дружно оспорили и биографы, и приятели Гоголя. И все же известна необычайная скрытность Гоголя перед товарищами, да и переживания влюбленных героев его повестей так напоминают смятение перед встречей с красавицей, что напрашивается мысль: все это было знакомо писателю не понаслышке. Тайна так осталась тайной. И это не одно загадочное событие в гоголевской биографии.

В чем гениальность гоголя. gogol. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-gogol. картинка В чем гениальность гоголя. картинка gogol.

Постепенно Гоголь находит свой путь и добивается успеха. В конце 1829 г мы находим его снова в Петербурге на должности чиновника, но в основном его деятельность на этом поприще заключалась в переходе из одного присутственного места в другое. Мать и сестры старательно присылали ему сведения об украинских обычаях, именах, и в начале 1830 г. Гоголь напечатал рассказ, который позже вошел в «Вечера на хуторе близ Диканьки». В это же время в печати появились и главы из неоконченного исторического романа, подписанные «0000». Четверка нолей произошла от четырех «О» в полном имени Гоголя. Выбор пустоты, да еще умноженной вчетверо, чтобы скрыть свое «я», очень характерен для Гоголя.

Дельвиг рекомендовал молодого Гоголя поэту Жуковскому, а тот – литературному критику Плетневу, они стали близкими друзьями Гоголя. В мягком, набожном Жуковском Гоголь встретил близкую душу, а при помощи Плетнева Гоголь получил возможность сменить поденщину гос. службы на педагогику, с чего и началась его учительская карьера в Институте благородных девиц.

В чем гениальность гоголя. 1335448454 gogol i zhukovskiy u pushkina1. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-1335448454 gogol i zhukovskiy u pushkina1. картинка В чем гениальность гоголя. картинка 1335448454 gogol i zhukovskiy u pushkina1.

В мае 1831 г на вечере Гоголь был представлен А. С. Пушкину. Прошло еще 2-3 месяца, и Гоголь стал литературной знаменитостью. Появились два томика украинских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», впитавших в себя весь малороссийский и два тома повестей, озаглавленных «Миргород».

В чем гениальность гоголя. 30 046. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-30 046. картинка В чем гениальность гоголя. картинка 30 046.

В чем гениальность гоголя. 19 07. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-19 07. картинка В чем гениальность гоголя. картинка 19 07.

В чем гениальность гоголя. ce6b25fe39bb. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-ce6b25fe39bb. картинка В чем гениальность гоголя. картинка ce6b25fe39bb.

Начались годы странствий. Вертящиеся колеса почтовых карет соткали писателю ткань первой части «Мертвых душ», физическое кружение помогло автору погрузить себя и своих героев в калейдоскопический кошмар русской жизни. Осенью 1839 г Гоголь ненадолго возвращается в Россию и читал друзьям главы из «Мертвых душ», вызывая всеобщий восторг.

Потом снова возобновил свои странные странствия. Несколько летних сезонов он беспрестанно ездил с вод на воды, лечился. Болезнь его казалась малопонятной и переменчивой: приступы меланхолии чередовались с припадками телесного недомогания. Парадокс заключался в том, что поддержать в себе творческий порыв он мог лишь постоянным движением – а оно физически мешало ему писать.

Гоголь сумел убедить себя, что ненаписанная вторая часть «Мертвых душ» станет его главной книгой, в которой он ясно покажет «пути-дороги» к идеалу. Он стал проповедником, и ему нужна была кафедра, с которой он мог бы объяснить нравственную подоплеку своего сочинения. Он задумал написать «Выбранные места из переписки с друзьями» и требовал от своих адресатов сообщения фактов о русской действительности, изобрел для друзей-грешников поразительную систему покаяния, принуждая их бегать по его делам, покупать и пересылать ему нужные книги, торговаться с наборщиками. Гоголь утверждал, что все сказанное и сделанное им вдохновлено тем духом, суть которого он вскоре откроет во 2-м и 3-м тое «Мертвых душ», а «Выбранные места…» задуманы им как испытание духа читателей, подготовка к восприятию второй части его поэмы. Книга вызвала оглушительный скандал, настоящую критическую бурю, в которой слышались и голоса близких ему людей. Несмотря на потоки ругани, обрушившиеся на книгу, Гоголь вел себя довольно мужественно и продолжал утверждать, что выполнил свое намерение – подготовил общественное мнение ко 2-ой части «Мертвых душ».

В чем гениальность гоголя. 0013. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-0013. картинка В чем гениальность гоголя. картинка 0013.

Законченные «Мертвые души» должны были рождать три взаимосвязанных образа: преступления, наказания и искупления. Достигнуть этой цели было невозможно, потому что автор навязал главную роль грешника такой личности, как Чичиков. По замыслу в третьей части его душу должен был спасти священник, и Чичикову было суждено окончить свои дни в качестве изможденного монаха в отдаленном монастыре в Сибири.

Неудивительно, что последнее озарение, последняя вспышка здравомыслия заставила Гоголя уничтожить конец «Мертвых душ». Когда в Москве, пригнувшись к огню, рыдая, он уничтожал плоды многолетнего труда, ему уже было ясно, что оконченная книга предавала его гений: в соответствии с художественной правдой Чичиков никогда не будет набожно угасать в деревянной часовенке.

В чем гениальность гоголя. ill03227. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-ill03227. картинка В чем гениальность гоголя. картинка ill03227.

Источник

Индивидуальный стиль Гоголя и его характерные особенности

Особенности творческого дарования гоголя. В помощь школьнику

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как ху­дожник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.
Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изо­бражение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького чело­века», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого чело­века», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.

Социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не лю­бовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет служит лишь поводом для широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному худож­нику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

Целям яркого сатирического изображения героев служит у Гоголя тща­тельный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мертвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жилье героев. Если в романтических повестях Гоголя даны подчеркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определенную приподнятость тона, то в реали­стических его произведениях, особенно в «Мертвых душах», пейзаж яв­ляется одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Го­голя. Два мира, изображаемые писателем, — народный коллектив и «существователи» — определили, основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах. », в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мертвых душ»), то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров. » или в повествованиях о чиновно-помещичьей России).

Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его пред­шественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов.

Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь, умело при­менял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общест­венной жизни.

Характер человека, его социальное положение, профессия — все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.

Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. В своих статьях о «Мертвых ду­шах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения.

Гоголь — великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме «Мертвые.

Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь Своей карающею лирой. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Н. А.

Боже мой, как грустна наша Россия! А. С. Пушкин. Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедии Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в представителях фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь.

В большую литературу Гоголя ввели («Вечера на хуторе близ Диканьки 1831-1832), поразившие современников необыкновенной оригинальностью поэтического материала: «… все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой весёлости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времён Фонвизина!» — писал Пушкин.

В цикл «Вечеров», написанных в течение двух с половиной лет, вошли повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь или утопленница», составившие первую часть сборника (1831).

Обращение Гоголя к украинской тематике было закономерно: детство и юность писателя прошли на Украине, он всегда интересовался украинской культурой и литературой, особенно увлекало его устное народное творчество талантливого народа. Известно, с какой настойчивостью собирал Гоголь сведения об украинских народных обычаях, обрядах, легендах, поверьях.

Главным объектом изображения в «вечерах» становится народная жизнь, а главным героем украинский народ — мудрый, лукавый, вольнолюбивый, благородный, удалой и душевно-щедрый.

Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах. Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но, в конце концов, приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие. «Майская ночь, или Утопленница» основывается на многих легендах о «неупокоенных душах», безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка «не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ». Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет виды на девушку и «не слышит», когда сын просит позволения жениться. Левко и русалка встречаются во сне. Панночка рассказывает парню о своей мачехе и просит: «Помоги мне, найди ее!» Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют «в коршуна», Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, «внутри у нее что-то чернеется». Благодарная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с любимой девушкой. История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны. Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

В чем гениальность гоголя. lazy placeholder. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-lazy placeholder. картинка В чем гениальность гоголя. картинка lazy placeholder. В чем гениальность гоголя. lazy placeholder. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-lazy placeholder. картинка В чем гениальность гоголя. картинка lazy placeholder. В чем гениальность гоголя. lazy placeholder. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-lazy placeholder. картинка В чем гениальность гоголя. картинка lazy placeholder.

Особенности творчества Гоголя

На творчество Николая Васильевича Гоголя в значительной мере повлиял Александр Пушкин. Тем не менее, не следует считать, что Гоголь был подражателем Александра Сергеевича.

В свои произведения он привнес ту неуловимую литературную харизму, которая сделала их по-настоящему уникальными. Своеобразие языка Гоголя заключается в том, что именно этот писатель впервые в истории русской литературы смог изобразить все аспекты жизни чиновницкой помещицкой России и «маленького человека», который обитает в ней.

Благодаря изумительному литературному таланту, Гоголю удалось раскрыть всю суть русской действительности тех времен. Социальная направленность прослеживается во всех его произведениях.

Смерть

Путь Гоголя был сложен. Нападки бывших соратников и друзей выбили писателя из колеи. Его творчество не только почиталось, но и осуждалось многими влиятельными людьми. Настроение в обществе и его отношение к Николаю Васильевичу постепенно менялось. У сатирика не было возможности убежать от всего этого, отдохнуть, вернуть на родину и предаться спокойствию и безмятежности. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ». Но напряжение было сильнее его, и в приступе отчаяния Гоголь сжёг незаконченное произведение, а вскоре и скончался сам по причине нервной горячки. Произошло трагическое событие двадцать первого февраля 1852 года.
Писатель Гоголь

В чем гениальность гоголя. lazy placeholder. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-lazy placeholder. картинка В чем гениальность гоголя. картинка lazy placeholder.

Своеобразие языка Гоголя

Николай Васильевич Гоголь не боялся употреблять в своих произведениях простонародные выражения, которые были свойственны жителям глубинок Российской Империи.

Читая «Ночь перед Рождеством» мы не можем не заметить множества старых украинских слов, большая часть которых уже вышла из употребления в современной речи. Благодаря этому, автор словно переносит нас в настоящее украинское село, где мы можем ознакомиться с бытом, обычаями и нравами простых людей.

Также произведениям Гоголя присущи следующие литературные приемы:

1. Одно предложение состоит из множества простых предложений, некоторые из которых не всегда связанны между собой смыслом. Особенно ярко данный прием отслеживается в произведениях «Тарас Бульба» и «Майская ночь или утопленница».

2. Наличие в произведениях лирических диалогов и монологов. Благодаря лирическим монологам, автор раскрывает читателю внутреннюю сущность своих литературных героев.

3. Большое количество слов и предложений повышенной эмоциональности.

Явдоха

И уж конечно, Явдоха в «Белой гвардии» — не без Гоголя. Имя слишком яркое для уха русского читателя, чтобы не вспомнить литературные с ним встречи.

Художественные особенности творчества Гоголя

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как художник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший

общественные противоречия современной ему русской действительности.

Социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет служит лишь поводом для широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

Целям яркого сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мертвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жилье героев. Если в романтических повестях Гоголя даны подчеркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определенную приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мертвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.

Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя. Два мира, изображаемые писателем, — народный коллектив и «существователи» — определили, основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине, то становится близка к живой разговорной.

Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов.

Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь, умело применял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общественной жизни.

Характер человека, его социальное положение, профессия — все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.

Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. В своих статьях о «Мертвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги.

Живые и мертвые души в поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится.

Рецензия на поэму Николая Гоголя «Мертвые души» Каждый раз я с особым трепетом открываю томик «Мертвых душ» Н. В. Гоголя и с большим интересом и вниманием перечитываю это произведение. В свое время.

Безличные предложения среди других типов простого предложения МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 — «Филология» Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ.

Биография Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852) (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими.

Словарь литературоведческих терминов А Автология — художественный прием образного выражения поэтического замысла не поэтическими словами и выражениями, а простыми бытовыми. И с почтеньем все глядят, Как опять без.

Своеобразие жанра поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам.

Живые и мертвые души в творчестве Николая Гоголя При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг — множество человеческих черепов.

Сатирические образы помещиков (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, «было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Вскоре Гоголь понимает, что.

Живые и мертвые душив творчестве Гоголя При издании «Мертвых душ» Гоголь пожелал сам оформить титульный лист. На нем была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг — множество человеческих черепов.

Источник

Завьялов Александр | Гений Гоголя

Об авторе

Родился в Новокузнецке, живу в Хабаровске. Образование — высшее. Издавался в региональном журнале «Кузнецкая крепость» г. Новокузнецка. Лауреат международной премии «Балтийский Гамаюн — 2017». Автор романов «Театральные подмостки» и «Лесные суровежники», а также детских книг «Премудрая Хозяйка» и трилогии «Написано лапой и хвостом».

В чем гениальность гоголя. rge4y. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-rge4y. картинка В чем гениальность гоголя. картинка rge4y.

Кладезь гениальности

И это всё происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря.
Н.В.Гоголь, «Записки сумасшедшего»

Гений Гоголя

В ту пору, когда Николай Васильевич Гоголь работал над повестью «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», приснился ему странный сон. Будто прыгает он на одной ноге, и добрая тётушка Ивана Фёдоровича с важным видом ему говорит:

— Да, ты должен прыгать, потому что ты гениальный писатель.

Гоголь кинулся к ней, хотел что-то спросить, а тётушка уже и не тётушка вовсе, а колокольня… И Николай Васильевич вдруг почувствовал, как кто-то невидимый его верёвкой на эту самую колокольню тянет. Он спрашивает:

В чем гениальность гоголя. perv alm. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-perv alm. картинка В чем гениальность гоголя. картинка perv alm.

— Кто это меня на колокольню тащит?

А ему невесть кто отвечает:

— Это я, Гений твой, тащу тебя.

— Потому что ты колокол.

Гений у Гоголя был настолько велик, что мог создавать невероятное число реальностей одновременно. Проснётся, бывало, Николай Васильевич утром, сядет к письменному столу, возьмёт в руку перо и давай раздваиваться. Чем дальше в рукопись забирается, тем больше его человеческих копий возникает. Друг друга они, конечно, не видят, и каждый Гоголь что-то своё пишет. Иной раз к вечеру столько писателей является, что и не сосчитаешь. Сознания всех писателей до того тонко связаны между собой… нет, неправильно сказал: просто одно сознание Гоголя жило сразу во всех реальностях одновременно. Поэтому одно и то же сознание охватывало огромное множество тем и идей.

Гений создавал эти реальности только в то время, когда Николай Васильевич писал или думал над книгой. И они существовали до того момента, пока все Гоголи не засыпали. Во время сна Гений всю дневную информацию каждого писателя просматривал и решал, какую реальность оставить, какую под спуд положить, а какую вовсе уничтожить. И утром просыпался всегда один Николай Васильевич.

Чудесного в этом ничего нет, потому что Гоголь всегда оставался живой, а засыпали и не просыпались просто определённые мысли и события.

Кто-то, может, скажет, что такого быть не может, но сейчас многие ведущие физики признают существование параллельных реальностей. Ещё в начале двадцатого века, когда учёные просунулись в квантовый мир, они были потрясены, насколько он странен, непредсказуем и непонятен.

Что и говорить, квантовая физика — это похлещи любой мистики! Одна элементарная частица может быть одновременно в разных местах. Частицы могут возникать ниоткуда и пропадать неизвестно куда. А взять ту же доказанную квантовую телепортацию, или спутанность, когда две частицы на огромном расстоянии информационно связаны друг с другом. И связь эта действует мгновенно и независимо от расстояния. И таких загадок множество. Словом, самый что ни на есть бред, но от которого так просто не отмахнуться. Вот уже без малого век учёные пытаются найти разумное объяснение законам субатомного мира… но, увы…

А что касается параллельных реальностей, то доказать их существование пока не удаётся. И вся закавыка в том, что человек со всеми своими приборами не может наблюдать сразу несколько реальностей. Такие вот дела, на квантовом уровне ещё можно хоть что-то ухватить, а дальше — ну, никак не выходит! Впрочем, в сторону науку, не о ней речь.

Гений Гоголя не любил, чтобы вокруг писателя много народа толкалось. И всё оттого, что он вынужден был создавать множество реальностей и для всех этих людей. А это довольно хлопотно. Приходилось всякий раз договариваться с душами этих людей, а те не всегда были радые. Опять же часто вынужден был Гений наверх летать, позволения спрашивать. А разрешение получить непросто, человеческие судьбы — это не шутки. Вот и хотел Гений, чтобы Николай Васильевич в одинакости жил, замкнуто, без жены, без детей, чтобы и друзей как можно меньше было.

Бывало, доведёт Гений Николая Васильевича до отчаяния, и тот кричал в тоске: «Мне бы в дорогу теперь. Да в дорогу в дождь, в слякоть, через моря, через степи, на край света. Дорога удивительно спасительна для меня. Сколько раз как погибающий, тонущий я хватался за неё. И она всякий раз великодушно меня выносила. А сколько в ней родилось чудных замыслов!»

Сорвётся Николай Васильевич ни с того, ни с сего в дальнюю поездку, а Гению только этого и надо. Руки потирает и громаду планов готовит.

Душе Гоголя это очень не нравилось, и от этого у неё частенько с Гением рассорка случалась.

В чем гениальность гоголя. publ. В чем гениальность гоголя фото. В чем гениальность гоголя-publ. картинка В чем гениальность гоголя. картинка publ.

Не раз у Гения спрашивала:

— Лет Николаю нашему уже сколько! Ты почему ему жить не даёшь? Жениться ему когда?

— Ничё, ничё, пусть пишет. Такая уж наша доля.

Гений Гоголя уничтожал ненужные реальности, со всеми их событиями, жизненными деталями, но сохранял все рукописи. Гений их не читал, не было в этом надобности. Он просто брал какой-нибудь текст в руки, и сразу ему становилось ясно, о чём там речь. И если в одной из реальностей рукопись целиком никуда не годится, но там есть интересные строчки или новые, оригинальные идеи, Гений их никуда не выбрасывал. Запоминал всё тщательно или вносил в свою записную книжицу, а потом эти записи писателю вдруг на ум приходили… Как вдохновение.

До поры, до времени Гений чётко справлялся со своим нелёгким предназначением, но когда работал над «Мёртвыми душами», разладки пошли. В поэме очень много героев, опять же у каждого свои множественные копии возникли.

Когда, например, Николай Васильевич придумывал Ноздрёва, у него столько разных Ноздрёвых получилось, что у Гения голова кругом пошла. Не знал, кого выбрать. В одной реальности даже вздорная вдова помещица Ноздрёва из-под пера выбежала. Такая жох-баба… извиняюсь, жох-дама, что берегись. Нисколь она своему более удачливому двойнику не уступала. Гений её, конечно, в «Мёртвые души» не взял, но кое-какие фразы, которые вдове Ноздрёвой принадлежат, всё-таки в поэму вкинул.

Надо сказать, Гений, путаясь с великим множеством своих героев, для наглядности создавал всех литературных персонажей… живыми. Манилов, Собакевич, Плюшкин и все герои поэмы «Мёртвые души» на самом деле существовали. Гений их в литературную реальность помещал. Там они жили себе спокойненько и ждали, когда на них внимание обратят. Ну и время от времени Гений их оттедова выдёргивал и смотрел, можно ли в какой-нибудь сюжет вставить.

Так вот, эта вдова Ноздрёва очень беспокойная и деятельная попалась. Уж такая прилипчивая, сама всякий раз к Гению являлась. Требовала, чтобы он Чичикова из поэмы выбросил и её главной героиней сделал. Мало того, с самых первых дней своего существования сблизилась с носом коллежского асессора майора Ковалёва. Запросила, чтобы и нос майора Ковалёва в поэму попал. Чтобы тому чин тайного советника дали, и чтобы Ноздрёва с носом в церкви венчалась.

Гений, конечно, такую несуразицу допустить не мог. Резонно ей отвечал: мол, это невозможно, вся структура произведения рухнет, а та и слушать не хотела.

— Скорей пудель борзых щенят родит, чем я отступлюсь, — всякий раз заявляла она.

Ругалась, конечно, и слова вздорные пускала, бывало, как окатит словесной обливой! Но всё это выглядело беззлобно, потешно и даже наигранно. Гений посмеётся над ней и махнёт рукой: вот ведь разошлась, непутёвая! Что и говорить, много эта Ноздрёва Гению хлопот доставила. Но он на неё даже не злился.

А вот была в жизни Гения одна женщина в чёрном. Вот её он поистине боялся. Эта женщина и правда очень странная. Вся как есть с ног до головы укутанная в чёрные одежды. Не скажешь, что не красавица, но лицо измождённое, бледное. Никогда она не улыбалась, а чтобы засмеялась — такое, кажется, и вовсе невозможно. Гений даже не мог определить, сколько незнакомке лет. Мрачная и суглобая — как тут скажешь? Вроде бы молода и стройна, но иногда кажется, что самая настоящая костлявая старуха.

Гений сколько себя помнил, эта женщина в чёрном всегда рядом была. А кто она, откуда… впрочем, Гений, видимо, догадывался, но так и не решился никому об этом сказать. А надо было, надо было Душу предупредить…

Возьмётся Гений с рукописями работать, и незнакомка сразу появляется. Тихо в дверки постучится, и хоть закрывайся от неё на сто замков, хоть как оберегайся, она тотчас же с другой стороны двери появляется. Ни здрасти тебе, ни слова приветного, а сразу на своё место проходит. Сядет в уголок и молчит, молчит… Исподлобья оттуда смотрит, сумрачно, и то виновато, то осуждающе. Гений в её сторону не смотрел, ему от её взгляда всякий раз не по себе становилось.

Ох и крепко же она в жизнь Гения влезла! Правда, иной раз её месяцами нет, а то вдруг несколько дней кряду является. Обычно побудет она сколько-то, посидит, не проронив ни слова, и тихо уходит. Разве что укорчиво покачает головой и вздохнёт сумно. Редко-редко вдруг скажет непонятно кому:

— Всё пишет, пишет… — и так же вздохнёт, укутается плотней в свои чёрные одеяния и уходит прочь.

Душе Гоголя эта незнакомка почему-то нравилась, а Гений только зловещее в ней видел, словно от неё свою погибель предчувствовал. Отражались визиты незнакомки и на жизнь Николая Васильевича. После её приходов он хворый и безучастный становился.

Из-за того что Гений собирал «Мертвые души» по кусочкам из множеств реальностей, он часто путался и запускал в одну реальность события, которые происходили с разными Николаями Васильевичами.

И вот однажды проснулся Гоголь поутру и понять никак не может. Вспоминает вчерашний день, а в комнате кое-какие вещи не так лежат. И рукопись почему-то не на столе, а на этажерке. Глянул Николай Васильевич на текст и вовсе удивился. Многие фразы, а то и целые абзацы непонятно откуда взялись.

В следующую ночь Николай Васильевич долго заснуть не мог, всё думал, думал… От всёх этих дум Душа его не на шутку всполошилась. Примчалась к Гению и чуть не плачет:

— Ну вот, я же говорила! Что же ты наделал? Сегодня наш Николаша что-то заподозрил. Уснул в кресле и загадал, что если проснётся в постели…

Гений как раз в задумчивости перебирал новые тексты.

— Нашла, от чего переживать, — сумрачно отмахнулся он. — Уберём, значит, этого Николая, и все хлопоты. Мало их, что ли? Я как раз сегодня шестьдесят семь душ создал.

— Ох, не к добру! Не к добру! — причитала Душа. — А если опять напутаешь?

— Ну, напутаю… да это совсем неважно, — отмахнулся Гений. — А как бы он в постели проснулся? Мне что, его туда самому тащить? Если Николай проснётся в своей кровати, это будет уже другой Николай, который ничего не подозревает и ничего не загадывал.

— Ну, не знаю… Всё же опасно. Что-то не то… Я не хочу, чтобы с Николашей худое случилось… Уже стал бояться, что его заживо похоронят. О видениях каких-то говорит.

— Пустое… Что поделаешь, такова наша участь. Лучше бы подсказала, что нам теперь создавать. С «Мёртвыми душами» разобрались, теперь надо что-то такое… Слушай, сегодня как раз этот самый Николай написал особенное… Знаешь, а я назавтра ради смеха оставлю эту реальность. Пускай проснётся в своём кресле и поймёт, что чудес на свете не бывает…

В ту ночь ещё одно судьбоносное событие произошло. Только Гений последнюю фразу произнёс, вдруг дверь с шумом распахнулась, и в гостиную ворвалась вдова Ноздрёва. Вместе с ней вбежал нос коллежского асессора майора Ковалёва. А за ними, с опаской озираясь по сторонам, тихо вошёл Чичиков.

— Пиши второй том! — сходу выпалила Ноздрёва.

— Опять принесла нелёгкая, — нахмурился Гений. — Одно и то же… Сколько можно.

— Это я должна спросить, сколько надо мной будете измываться? Мимо первого тома меня обнесли. Меня, самую яркую, самую блистательную обделили! Пусто и страшно, господа, жить в вашем мире!

— Ну, не пустил в поэму, зато с носом оставил… Зачем, сударыня, второй том нужен? В первом и так всё понятно.

Ноздрёва будто и не услышала.

— Я уже приняла для себя важное решение! — торжественно сказала она. — Вот и Чичиков согласный на второй том. Правда, Чичиков? Говори, херсонский помещик!

Чичиков елейно заулыбался, будто мёду объелся, и к Гению подвинулся.

— Да, я согласен, — сказал он, — но у меня есть одно условие: уступите мне все мёртвые души, которые умерли.

— Какие души? — удивился Гений. — О чём вы?

— Это кто у нас умер? — испуганно спросила Душа.

— Да как же, сами сказали, что днём ещё шестьдесят семь было, а сейчас — пшик. Я за дверкой стоял, всё слышал.

— Какие же это мёртвые души? — с усмешкой спросил Гений. — Это всё один и тот же писатель.

— Ничего, мне и писатели сгодятся.

— И как же мы их уступим?

— Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.

— Что ж они, по-вашему, мёртвые, что ли?

— Кто ж говорит, что они мёртвые? Скажем так: несуществующие… но мы напишем на бумаге, как будто они есть.

Переглянулся Гений с Душой и спрашивает:

— Да на что ж они вам, Павел Иванович?

— Ага… И что вы будете делать, Павел Иванович, во втором томе? Опять ездить по России, скупать мёртвые души?

— Мне представляется, мой великий труд незавершён. Мои благие намеренья должны быть вознаграждены. Я не получил молоденькую жену и двести тысяч приданого. Детей я тоже хочу приобресть.

— Какая же польза от этого читателям?

— Вы удивляете меня. Польза в этом немалая. Читатель имеет счастье видеть человека с высокими, истинными помыслами.

— Польза будет, когда я в поэме появлюсь! — сунулась Ноздрёва.— Я буду путеводная звезда Чичикова, его Муза. У нас есть чудненький план. Я стану напускать на деревни мор, эпидемии, холеры, золотистый стафилококк, а херсонский помещик будет за мной скупать мёртвые души. Мы во втором томе такое шевеление устроим! Мы будем ездить не только по России, мы по всему миру на птице-тройке пронесёмся! Я…

— Как вы можете. — вдруг тихо заговорила женщина в чёрном из своего угла (она тоже оказалась здесь). — Какое неслыханное злодейство! Хватит уже, я больше этого не потерплю! — Встала, задумчиво оглядев всех присутствующих, и спокойно направилась к выходу. В дверях вдруг обернулась и мрачно обронила: — Будет вам второй том, будут вам именины сердца…

После этого случая всё и пошло наперекосяк. Женщина в чёрном каким-то образом заполучила у Ивана Ивановича Перерепенко злонамеренную бурую свинью, которая, как известно, любила полакомиться разными бумагами, приручила её и на всех Гоголей, на все реальности натравила.

Только Гений навестит какого-нибудь Николая Васильевича, чтобы у него рукопись забрать, глядит, а там уже бурая свинья последние листки дожёвывает. Эх, сколь великих повестей и рассказов эта свинья съела! Сколь великих планов, сколь грандиозных замыслов! Годами Гений не знал, как со злонамеренной свиньёй совладать! Что только не придумывал, чтобы хоть что-то спасти, а она всё равно первая успевала.

Потом случилась и вовсе невероятная история. Николай Васильевич за спиной у Гения странную книжку издал, ну, ту самую — «Выбранные места из переписки с друзьями». Как она мимо Гения проскочила — сам Вий голову сломит. Однако Гений и не относился серьёзно к этим письмам. Он всегда говорил: «Письмо — вздор. Письма аптекари пишут». Ему эти письма нужны были, как овце веретено. И когда Николай Васильевич садился письмо писать, Гений отдыхал… В этих случаях он никакие реальности не создавал. И в это время кое-какие письма Гоголю женщина в чёрном нашептала.

…Гений лишь на несколько дней отлучился. Как раз наверх летал, ну, согласовывал кое-что. Возвращается, а Николай Васильевич уже сборник из писем составил и в редакцию снёс. Гений за голову схватился, кинулся дело поправлять, да куда там! Рукопись уже в набор пошла. Напустился он на Душу, в первый раз, наверно, вспылил. А та заладила одно и то же: дескать, женщина в чёрном очень хорошая, она добрые вещи говорит.

Ох и скажу. Как же Гений мучился! Как же ему невыносимо больно было! Метался по комнате, бился о стены, а когда забылся сном, ему такая несуразица привиделась, что неразбери-поймёшь.

То снилось ему, что вкруг него всё шумит, вертится. А он бежит, бежит, не чувствует под собою ног… вот уже выбивается из сил…

То вдруг представилось ему, что всё в домике его так чудно, так необычно. А на стуле сидит женщина в чёрном. Гению странно, он не знает, как подойти к ней, что говорить с ней; и замечает, что у той гусиное лицо. Нечаянно поворачивается он в сторону и видит другую женщину в чёрном, тоже с гусиным лицом. Поворачивается в другую сторону — стоит третья женщина в чёрном. Назад — ещё одна женщина в чёрном. Тут его берёт тоска. Он бросился бежать в сад; но в саду жарко. Он снял шляпу, видит: и в шляпе сидит женщина в чёрном. Пот выступил у него на лице. Полез за платком — и в кармане женщина в чёрном. Вынул из уха хлопчатую бумагу — и там сидит женщина в чёрном…

То вдруг снилось ему, что женщина в чёрном не человек вовсе, а какая-то шерстяная материя; что он в Могилёве приходит в лавку к купцу.

— Какой прикажете материи? — спрашивает купец. — Вы возьмите чёрную, это самая модная материя! Очень добротная! Из неё все теперь шьют сюртуки.

Купец меряет и режет женщину в чёрном. Гений берёт под мышку шесть метров женщины в чёрном и идёт к портному. Материя вдруг вырывается у него из рук, обматывается вокруг шеи, как змея, и начинает душить…

Очнулся Гений и закричал: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучат меня? Чего хотят они от меня, бедного? Что могу дать я им? Я ничего не имею. Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя, и все кружится предо мною. Спасите меня! Возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Далее, далее, чтобы не видно было ничего, ничего».

Гений выбежал на воздух, чтобы отдышаться, и тотчас же возле него возникла женщина в чёрном.

— А ведь шинель-то моя! — сказала она зловеще, ухватившись за воротник.

Гений хотел было уже закричать «караул», как женщина в чёрном приставила ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, с дорогущим рубиновым перстнем на безымянном пальце, и прошипела: «А вот только крикни!» Гений чувствовал только, как она сняла с него шинель, дала ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал.

После этого Гения никто больше не видел. Пропал невесть куда. Душа искала его, разумеется, искала, но тот как в воду канул, ни слуху тебе, ни духу.

Пришлось Душе Гоголя самой за литературное творчество браться. А какой у неё навык? Так и мерещится ей, что все вокруг добрые и хорошие. Решила и из Чичикова прекрасного человека сделать. Это как? Большей несуразицы и придумать нельзя.

У женщины в чёрном какой-то нехороший дар обнаружился. Очень быстро она Душу Гоголя обморочила, словно какую-то вязкую, странную и невидимую паутину на неё накинула. Придёт к Душе — ну, сама простота и благолепие. Сядет напротив и своим мягким и проникновенным голосом диктует мудрые длинные наставления. И говорила-то она всё о таких хороших, вечных ценностях. У Души и мысли не возникло, что тут что-то не так.

Николай Васильевич чувствовал, конечно, что у него не то из-под пера выходит. Мучился от этого страшно, страдал невыносимо. Однажды даже сказал: «Совсем забыл свою фамилию: кажется, когда-то был Гоголем». А когда получалось у него просто прекрасно, по старинки гениально, эта женщина в чёрном всегда начеку была и бурую свинью насылала.

Так и был написан второй том «Мёртвых душ» под диктовку странной незнакомки, под её неусыпным приглядом. А потом случилась ужасная развязка. Приснился Николаю Васильевичу страшный сон. Будто стоит он на колокольне на самой её крыше, и вдруг кто-то с силой его в спину толкает. Гоголь падает с огромной высоты и в предсмертных страданиях оглядывается на колокольню, а колокольня уже и не колокольня вовсе, а женщина в чёрном…

И раньше эта незнакомка во снах к Гоголю приходила, она даже казалась по-своему красивой, с какой-то внутренней добринкой. Николай Васильевич часто вспоминал её наяву, разговаривал с ней… Вот только женщина в чёрном в прошлых снах никогда не смеялась, а тут зашлась в зловещем хохоте — и Николай Васильевич увидел, какая это злобная, безобразная и костлявая старуха.

Потом привиделось ему, будто засиделся он у жаркой печурки и рукописи перебирает. Сгорбился над ними и словно задумался о чём-то. И вдруг почувствовал, что кто-то за спиной стоит. Он обернулся и увидел женщину в чёрном. Она уже не давилась злобным смехом, а вперила в Гоголя страшные, переполненные ненавистью глаза.

— Ну что, написал?! — сквозь зубы процедила старуха керкающим, дребезжащим голосом. — А теперь сжигай!

Гоголь оцепенел, слова сказать не в силах.

— Я сказала, сжигай! Всё!

Николай Васильевич немного опомнился и закричал:

— Лестницу. Скорее лестницу.

А старуха расхохоталась и в бешеном прыжке подскочила к Гоголю.

Николай Васильевич сильней прижал тетради к груди.

— Дай сюда! — она с силой вырвала у него рукописи. — В печку всё! Ха-ха! В печку!

Какая там печка! Только женщина в чёрном коснулась тетрадей, как они сразу истлели, без всякого огня и искр, и пепел просыпался в её скрюченных пальцах.

Среди ночи Гоголь очнулся от кошмара, но так, видимо, в себя и не пришёл. Он собрал все рукописи и спустился вниз. Разбудил слугу-мальчика и велел открыть печную трубу. А сам положил второй том «Мёртвых душ» и все свои тетради в топку.

Через несколько дней Николай Васильевич Гоголь умер.

В авторской орфографии и пунктуации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *