В чем гениальность пикассо
Кто назначил Пабло Пикассо гением?
Я не зря задался этим вопросом. Пикассо гений или психически больной человек, из которого сотворили «гения».
Этой статье предшествует картинка, которую я скомпилировал из «Автопортрета» Пикассо (1966), и портретов его детей: годовалого Клода (1948) и трёхлетней Палоиы (1950). Интересно — о чём думает зритель, глядя на эти «шедевры» художника? Восхищается? Удивляется? Возмущается? Плюётся.
А посмотрите на малых детишек Пикассо. Скажите: разве может нормальный художник- отец изобразить своих детишек страшными уродцами и дебилами, потом выставить эти картины в галереях на всеобщее обозрение, а затем и продать картины. Самое страшное, что эти картины впоследствии повлияли на психику детей.
Клод, сын Пикассо. 1948.
Вас уверяю — это вовсе не урод,
А сын Пабло Пик’ассо, годовалый Клод.
Вам может показаться, что он с одной рукой?
А я вот, гранату разглядел в его руке другой.
Вам может показаться,- ножки только до колен у Клода.
(вот родила художнику, жена, урода. )
Вам может показаться. Но, впрочем, помолчу.
Вам портить впечатленье от картины не хочу.
Палома с целлулоидной рыбой (1950 год)
Так почему же Пабло Пикассо малевал мир таким уродливым и отталкивающим? Лично у меня — два ответа на этот вопрос.
Первый: Пабло Пикассо малевал мир, так, как он его видел,ощущал и воспринимал. А так воспринимать мир может только человек с тяжелым психическим заболеванием.
Втора версия: Пабло Пикассо откровенно издевался над окружающим его миром и над людьми, окружающими его. Эта версия подкрепляется характеристикой личности «великого и ужасного» Пикассо, данной его современниками:
Так кто же был Пабло Пикассо: сумасшедшим или мистификатором?
При жизни Пикассо, никто не считал его работы шедеврами, а самого художника — гениальным. Таких как он анти-реалистов (кубистов и сюрреалистов) было хоть пруд пруди. Но после своей смерти (1973) Пабло Пикассо неожиданно был «признан» гением. Газета The Times (в 2009) назвала Пикассо лучшим художником столетия. В десятке лучших не оказалось ни одного художника реалиста. С этим утверждением можно и нужно поспорить, а вот то, что Пикассо после смерти стал самым дорогим художником в мире — это факт. Рекорд установила его картина «Алжирские женщины», проданная в 2015 году за 179 миллионов долларов.
Допустим (всего лишь на мгновение), что Пабло Пикассо — «гениальный художник».
Но скажите мне: разве это необходимо, каждую «картину» «гения» объяснять зрителю? Трактовать замысел художника? Объяснять смысл картины. Ныне, на славе Пикассо кормятся десятки «умных», «глубокомыслящих», «далеко продвинутых» так называемых «искусствоведов», которые объясняют мне «невежде» смыл и содержание картин Пикассо.
Лично я предпочитаю любоваться и наслаждаться, например «Сосновой рощей»Ивана Шишкина. Без каких-либо объяснений, я вижу перед собой прекрасный уголок России, я ощущаю тепло летнего дня, я слышу звенящий голос соснового бора, я вдыхаю сладкий воздух, пропитанный запахом сосны. даже разбитая лесная дорога вызывает тёплое чувство чего-то родного, знакомого с самого детства.
Так кто же сделал имя художнику Пикассо? Только не он сам создал себе мировое имя! «Гением», его сделали те, кто намерен получить с этого свои огромные дивиденды. Это бизнесмены от искусства, политики и власть предержащие люди. Политики давно осознали, что людьми, массой, толпой гораздо легче управлять, если народ отречётся от традиционных многовековых человеческих ценностей и станет воспринимать новые «либеральные ценности», которые проповедуют мир, вывернутый на изнанку. И сегодня наш мир так вывернули на изнанку, что, пожалуй, дальше уже и некуда. Сегодня торжествует нетрадиционная сексуальная ориентация; однополые браки; трансвеститы; гендерная переориентация детей с малолетнего возраста. Боюсь, что уже в середине 21 века мы все столкнёмся с полным торжеством мира, вывернутого на изнанку.
Пабло Пикассо был ярким представителем и автором «мира наизнанку», и именно поэтому, политики провозгласили его «гением». А гений — должен быть примером для подражания! Людей, еще не потерявших рассудок и сохранивших традиционные человеческие ценности, ныне призывают восхищаться картинами Пабло Пикассо и принять новые «либеральные ценности» …. Только тогда люди смогут увидеть, сколь «прекрасен новый мир», который придумал Пабло Пикассо и который выстраивают современные политики. Одно «успокаивает»: людей, которым промыли мозги и убеди, что Пикассо гений, очень мало, примерно 1 миллион (менее одной тысячной населения Земли). Большинство слепо повторяет за «умниками», что Пикассо гений, ибо боится стать белой вороной в стае черных ворон.
Гений Пабло Пикассо
Пабло Пикассо – это тот человек, которого одинаково легко можно любить и ненавидеть. Его картинами восхищаются и их не понимают. Творчество Пикассо – гений ХХ столетия, венец искусства, свобода форм и пластика геометрии. Его воображение будоражили изуродованные тела проституток, он любил в женщинах только собственную похоть и оставался совершенно равнодушным к чужим страданиям.
Пикассо кичился тем, что получал все, что захочет – за какие-то три картинки он покупал себе дома, жил в шикарных замках еще в раннем детстве своими работами он превзошел своего отца – учителя рисования. Тем не менее, после окончания школы, он едва мог читать по слогам, а из художественной академии, где он учился, выгнали.
Пикассо был жаден и имел множество комплексов, с лихвой компенсирующихся нескрываемой самовлюбленностью. Он долго не стригся, занашивал до дыр свою одежду, и это несмотря на то, что еще будучи подростком, он уже был популярен, а к концу жизни его состояние исчислялось миллиардами долларов. Никто из родственников не получил от него никакой помощи, а свои картины Пикассо отделял от себя неохотно.
Похоже, Пабло действительно нашел рецепт долголетия. Его глубокое убеждение в том, что продлить жизнь может только упорная и изнурительная работа и женщины, до последних дней держали его в тонусе на протяжении долгих девяноста одного года. Едва получив возможность попасть в бордели Пабло пользовался этим. Вдохновляемый нескончаемыми оргиями и шумными компаниями, Пикассо работает до изнеможения. 14 000 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций – далеко не все, созданное художником.
Активные поиски себя в скульптуре, живописи, графике, дизайне, эксперименты с красками и тонами, жанрами и художественной образностью позволяют расценивать Пикассо, как одного из наиболее многогранных творцов.
Его работы – желанная добыча для каждого коллекционера, способного выложить приличную сумму на покупку картин. Пикассо признали самым дорогим художником. Видимо, его магнетизм, своеобразный характер и мастерская рука, заложили сильнейший эмоциональный посыл, мощный энергетический поток, скрытый в плоскости полотен.
Пикассо – филигранно владеющий своими идеями мастер. Для Пабло не составляло никаких проблем зашифровать свое отношение, свои мысли и свои эмоции, при помощи красок и образов. Сюжеты, в зависимости от периода в жизни, перетекали от развязных эпикурейских мотивов до приглушенно-удручающих, вызванных тревогой предстоящего господства фашистов.
Сегодня, выставки творений Пикассо – события мирового масштаба, каждая проданная картина – повод для сенсаций и очередной рекорд, а содержание картин – темы для жарких споров и обсуждений.
Все созданное талантливой рукой испанца – также фривольно, как и нрав самого художника. Картины продолжают жить своей жизнью, многие находятся в частных коллекциях, часть все еще остается в пользовании у наследников, музеи ведут активную охоту за шедеврами Пикассо. На сегодняшний день существует несколько тематических музеев, посвященных творчеству Пикассо.
Одной из главных достопримечательностей небольшого курортного французского городка является музей Пикассо. Музей расположен в части замка Гримальди, где Пабло останавливался на время и использовал помещение в качестве мастерской. В знак благодарности он оставил около 150 работ, которые в последующем с стали основой экспозиции.
Инициаторами открытия музея выступили местные жители, считающие, что родной город Пабло обязан иметь подобный музей. Наследники художника любезно поделились частью своей коллекции и передали в музей Пикассо в Малаге около 200 экспонатов. Экспозиция интересна тем, что представлена всеми работами Пикассо, от раннего периода, до последних работ.
В Барселоне Пикассо после переезда с семьей поступает в школу изящных искусств и несколько позднее здесь же проходит его первая выставка, принесшая славу.
Пять особняков на одной улице представляют собой музей Пикассо. Сам художник в конце жизни отдает более 2х тысяч своих работ в музейный фонд, большинство работ представлено его ранним периодом творчества и «цветными» периодами. Наиболее выдающимися экспонатами в представленной экспозиции являются вариации на Веласкеса, Менины, включающие в себя композицию из 59 работ. Также, довольно интересными для посетителей будут работы, созданные под впечатлением пребывания Пикассо с русским театром, выступающим в Париже, а также, малоизвестные коллажные и керамические работы. Любопытно, что музей Пикассо в Барселоне был основан задолго до смерти художника, а основой для музейного фонда стала часть пожертвованной коллекции друга Пабло, Хайме Сабартеса и помощника Гуаля. Первоначально музей получил название «Коллекция Сабантеса».
Наиболее значимый музей Пикассо. Испанец прожил большую часть жизни во Франции, многие даже признавали в нем француза, Парижский музей Пикассо своим основанием обязан французскому законодательству, ужесточившему требования к получению наследства, и у Жаклин Пикассо – одной из жен, в качестве налога была отобрана часть коллекции. Зданием под музей послужил старинный особняк ХVI столетия, Отель Сале.
В настоящий момент музей находится в стадии капитального ремонта, а основную часть коллекции ценители работ Пикассо могут увидеть на выставках во всем мире.
ГЕНИЙ ПАБЛО ПИКАССО
В гениальности и особой значимости этого великого испанца для искусства 20 века не возникает никаких сомнений, вне зависимости от того, нравится он нам или нет. Признанный гений. Но вот какой вопрос — а в чем конкретно заключается эта значимость? Чем объясняется воистину мистическая «популярность» Пабло Пикассо на протяжении всей его жизни и до сих пор… среди любителей и профессионалов, теоретиков и практиков, «физиков» и «лириков», академистов и новаторов? Надо признаться, ответа на этот вопрос я не знаю…
Нет, поймите правильно, я знаю много концептов и идей по этому поводу, как говориться, знаю много «слофф», но… Вламинк (поддерживая нацистов и критикуя Пикассо с позиции античной пластики) писал о том, что «Пикассо многолик и не имеет своего лица – берёт напрокат разные стили и их уродует». Действительно Пикассо многолик, ну так, таков не только он.
У Максима Кантора есть идея, что Пикассо плоть от плоти европейской культуры взял на себя смелость размежевать античную пластику, героику мифа и христианские ценности, на том основании, что к 20-му столетию эта связка мало того, что исчерпала себя, растеряв ренессансный пафос, но и привела в какой-то степени к нацизму и авторитаризму. Суждение не бесспорное, но мне кажется, не только интересное, но и глубокое, позволяющее по новому взглянуть на творчество Пикассо и вообще на модернизм. Хотя, лично мне, невероятной популярности Мастера это не объясняет.
То, что Пикассо создал новый художественный язык, опять же, сомнений не вызывает. Ну так не он один замечен в этом «безобразии»… а всё же Пикассо — есть Пикассо.
Создатель кубизма, невероятный харизматик, великолепный академист, ниспровергатель основ, коммунист, бабник, миллионер, испанский француз… и ещё куча всего. Возможно, сила его «слова» в его органичной и непреходящей противоречивости? Истинное воплощение непрекращающейся борьбы хаоса и порядка?
В 1907 году Пикассо сказал: «Надо писать не то, что вижу, а то что знаю». Мне думается, что «знал» Мастер что-то особенное, чего не знали другие. И знание для него (глядя на его постоянные трансформации) — это не существительное, а глагол!
И всё же, почему? Рorque, Рablo, porque?
Мне пришла в голову мысль об особой «дружбе» творчества этого художника с феноменом «современности».
Герника Пикассо
Современность. Мы сегодня воспринимаем современность (и стоящие за ней смыслы) как нечто само собой разумеющееся, часто не отдавая себе отчет, что эта идея носит не столько календарный, сколько содержательный характер. То есть, современность — это не просто то, что имеет место быть в некоторый текущий «момент» времени.
Вот, когда мы задаемся вопросом, «а современно ли нечто?», мы очевидно предполагаем степень соответствия рассматриваемого явления/события неким ключевым проблемам, вызовам и актуальным процессам сегодняшнего дня. А это оценочная штука, ведь сразу возникает закономерный вопрос, что считать актуальным и для кого?
И как кто-то из великих (не помню кто) хорошо сказал: современность нельзя рационально выявить, можно только почувствовать.
К чему я это все? А к тому, что Пикассо как художник, мне думается, обладал каким-то особым органом самоотождествления себя и времени, шестым чувством внерационального восприятия современности.
Если посмотреть на историю его творчества, то мы увидим, что он все время «на коне», что он постоянно на «острие атаки». Как только меняется «дух времени» меняется Пикассо, его пластика, его идеи, его техника, цветовая гамма — и в целом интенция всего творчества. Столько качественных, и своевременных заметьте, творческих трансформаций мы, пожалуй не найдем ни у какого другого мастера.
Пабло Пикассо — великий сёрфер актуального пространства вариантов, всю свою жизнь мастерски балансировавший на гребне волны осевого времени. Кто-то из художников погружался в глубины, кто-то нырял как дельфин, кто-то ставил парус и поверхностно скользил под влиянием ветра моды… Пикассо же никогда не поддавался «силе ветра», а только энергии самой волны. Укорененный в «массе культуры», уверенный в своём праве «резать пену» и всегда на виду!
Он не просто в истории искусства, он по сути и есть сама история искусства.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Мы были для него отбросами его искусства
Мечта: «Тысячи раз я думала, если бы мой дед не был гением. Я хотела жить в нормальной семье!»
Марина, внучка художника, рассказывает в своей книге о тех ужасах, через которые он заставил пройти всю семью.
цитаты из книги о Пикассо («El Mundo»):
«Я не раздумывая, употребляю некоторые сильные выражения, но я только рассказываю о своей жизни так, как ее пережила. Я никогда не хотела извлекать выгоду из разрушения имиджа своего деда, я только хотела дать доказательства нашей реальной семейной жизни и потому отважилась потревожить миф. Если бы мой дед не был гением, возможно, к нему отнеслись бы как к убийце и извращенцу».
Марина признается, что на протяжении многих лет она не могла смотреть на произведения Пикассо. «Они были связаны с моими воспоминаниями и членами нашей семьи, которые все время подвергали себя саморазрушению, находясь среди них. Они были символом моих детских страданий, поэтому я отрицала искусство вообще».
«Мы были для него отбросами его искусства, кроме того, он довел моего отца до состояния нищенства и рабства». Для Марины быть внучкою Пикассо было «настоящей мукой».
«Я ни в чем не упрекаю его. Он великий художник, хотя на уровне человеческих отношений, я не могу испытывать к нему никакого уважения».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Почему картины Пикассо стоят так дорого, или Как стать успешным художником?
Для начала следует признать: картины Пабло Пикассо действительно стоят «так дорого». Совокупная стоимость когда-либо проданных работ испанского художника превышает один миллиард долларов, а сам Пикассо входит в тройку самых «дорогих» художников мира. Если бы Пабло был до сих пор жив (в 2021-ом ему как раз исполнилось бы 138 лет) или, скажем, мог восстать из гроба, он, надо полагать, и сам немало подивился бы аукционному ажиотажу вокруг его творений.
Нет-нет, работы Пикассо и при жизни художника продавались очень хорошо, однако вряд ли даже в самых смелых своих мечтаниях мог бы он предположить, что в 21-веке бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани выложит за его картину «Алжирские женщины» 179, 4 млн долларов!
Пабло Пикассо. «Алжирские женщины» (1955)
На деле всё просто. В нашем мире, сущность которого определяется бесконечным многообразием одних и тех же товарно-денежных отношений, всякая вещь стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить.
И здесь, пытаясь во всем обнаружить практическую сторону, мы подходим к главному вопросу: какие факторы определяют ту конечную многомилилонную цену, которую кто-либо когда-либо будет готов заплатить за картину того или иного художника?
Да, вне зависимости от степени дарованного Всевышним таланта, конечный успех мероприятия «Жизнь живописца» определяется, главным образом, чистой случайностью. Без Его Величества Случая, сколь бы талантлив ни был художник, он навсегда останется неизвестным широкой публике.
Если человек не готов :
-вести жизнь сознательного и безграничного эгоиста, которому глубоко наплевать на все, кроме искусства (своего).
-годами вкалывать по 18 часов в сутки, встречая тотальное непонимание окружающих и не получая за свой труд ни копейки.
-пьянствовать с малознакомыми синюшными тетками, претендующими на роль моделей, и с ними же, после распития спиртных напитков, предаваться плотской любви, с ужасом натыкаясь на них утром в постели
-воспринимать перспективу полного провала всей этой авантюры с готовностью и спокойствием истинного стоика.
Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»
Но миллиардеры почему-то не всегда замечают и не очень ценят присущую им эксклюзивность. Им мало быть сверхуспешными в своей сфере (аккумулирования денежных средств), но непременно нужно, чтобы все восторгались ими и по другим поводам, далеким от мира финансов. Им, например, очень важно, чтобы окружающие зачем-то считали их тонкими знатоками и ценителями искусства, например. Отсюда и покупки на сотни миллионов долларов. Вспомним сомнительную вещь Леонардо (?) «Спаситель мира», проданную одному из миллиардеров за 450 000 000 долларов.
Вокруг «комплексующих миллиардеров делается большой бизнес, на котором зарабатывают не самые порядочные, зато подкованные в психологии и умеющие практично мыслить дельцы. Но и художникам это тоже на руку. Пока существуют такие замечательные люди с миллиардами, у каждого художника есть шанс, что и на его картину найдется свой комплексующий миллиардер.