В чем гениальность ван гога
Tempora.club
Tempora.club
Почему Ван Гог гений
«Пейзаж с синей телегой», Винсент Ван Гог, 1888.
Живопись — это исследование. Художник, как и любой из нас, исследует окружающий мир. Кроме этого, он исследует возможность передать другому человеку результаты этого исследования при помощи плоской поверхности и красящих веществ. Иногда он исследует только внешний вид предметов. Иногда — их свойства и устройство. Так, например, Учелло исследовал геометрическую перспективу, Леонардо да Винчи — механику движения и воздушную перспективу, Рембрандт — светотень, Микеланджело — анатомию. И наибольшей славы добиваются или те, кто брался за дело в числе первых; или те, кто значительно его продвинул; или те, кто достиг в своем исследовании максимальных высот. Взять анатомию: Фигуры Джотто — примитивны, но он был одним из первых, кто пытался достоверно и сознательно изображать человеческое тело; фигуры Мантеньи — более достоверны и материальны, но, присмотревшись, в них можно найти много ошибок; фигуры Микеланджело… кто их может превзойти? Джотто — фундамент, Мантенья — стены, Микаланджело — купол собора анатомии в живописи. После него — любой ракурс, любой анатомический рисунок не открытие, не подвиг, заслуживающий возвеличения и славы, а просто копирование; рутинный ремесленный навык. Лауреаты французских Салонов XIX века, конечно, профессионалы высокого класса (правильно и красиво воспроизводить анатомию тоже надо научиться); они писали очень милые, интересные и прекрасно выглядящие на стене гостиных картины, но… в величии и гениальности им отказано: они не начали путь, они его не продолжили и они не достигли его цели. Недаром тот же Микеланджело, увидев копиистов в Сикстинской капелле, воскликнул: «Сколь многих из вас мое искусство сделает дураками!»
Слева — фрагмент «Воскрешения Лазаря» Джотто. Позы уже не статичны, Джотто пытается передать объем и естественное движение, но всё-таки позы лудей немного неуклюжи и неестественны, объем показан довольно схематично. Посередине — семейство Гонзага, изображенное Мантенья; позы уже более естественны, рельеф тела выражен более явственно, чем у Джотто; но, тем не менее, фигуры статичны и немного упрощены. Справа — Микеланджело, изображение потопа; тела изображены в самых разнообразных ракурсах, точно прорисована каждая мышца, каждая складка кожи. Все эти картины были важными этапами в изображении человеческого тела; любой из этих художников осуществлял прорыв в изобразительном искусстве и был новатором — хоть и «стоял на плечах гигантов».
«Рождение Венеры» Александра Кабанеля, 1863. Эта картина получила премию на Салоне того же года и была куплена Наполеоном III за 20 000 франков. Красиво, конечно; конечно, любой месье с удовольствием повесит на стену изображение голой мамзели, но… сразу понятно, что Кабанель не гений.
Простой ответ: потому что до него так никто не делал. Честный ответ: я не умею отвечать на такие вопросы. Могу лишь посоветовать посмотреть на его картину (в начале) и воспользоваться методом Сократа: начать задавать вопросы. Посмотреть на картину в начале поста (это «Пейзаж с синей телегой») спросить: какое на ней время суток? какое время года? холодно или тепло? есть ветер или нет? что это растет на полях? Потом можно перейти к более сложным вопросам: что я чувствую? какое от картины настроение? какие эмоции она вызывает? почему?
Джордж Коул, «Отдых жнецов», 1865
Дальше можно взять картину, написанную в более традиционном духе (как, например, «Отдых жнецов» Джорджа Коула, выше) и сравнить её с картиной Ван Гога. Чем эти полотна различаются? Вызывает ли «Отдых жнецов» такие же эмоции? Передает ли настроение так же явно? Удивительно, но, скорее всего, вы одинаково ясно поймете, что на обеих картинах нарисованы пшеничные поля. И ещё более удивительно, как мне кажется, то, что картина Ван Гога явственне даст вам ощутить и тяжелую августовскую жару, и ленивое спокойствие летнего вечера, и усталость после тяжелого рабочего дня. Коул очень хороший художник, обладающий всеми необходимыми профессиональными навыками. Но Ван Гог разработал свою живописную систему для передачи ощущений, настроений, самой жизни. Поэтому Ван Гог гений, а Коул — лишь вторичен.
Пускай меня простит Винсент Ван Гог… Долой мифы!
Гении — пациенты психиатров.
Рассуждения о том, что гении в большинстве своем являются личностями не совсем, скажем так, адекватными, а то и вовсе сумасшедшими, являются довольно популярными.
Есть множество научных публикаций с обоснованием идеи, что человек, проявляющий особые способности в конкретной области, делает это в ущерб другим сферам жизни. И опыт это подтверждает — многие известные личности были пациентами психиатрических клиник и умирали, порой, при весьма странных обстоятельствах.
Но всегда ли рассказы о сумасшествии гения являются правдой?
Жизнь, несомненно, великого художника Винсента Ван Гога наполнена огромным количеством мифов, в которые мы привыкли верить и считать за истину. Если говорить прямо, фактически все, что ранее вам приходилось слышать об этом художнике, было обманом. Но не судите строго о нем, или людях, которые специально исказили многие факты из его жизни. Возможно, только благодаря небольшим обманам, придуманным красивым историям и другим хитростям его главного продавца картин — немецкого писателя Юлиуса Мейера-Грефе, мы так сильно почитаем гениальные картины Ван Гога. Но, правду хотелось бы все-таки узнать, и сейчас мы это сделаем.
Миф 1. Многие люди слышали и свято верят, что Ван Гог родился и вырос в достаточно бедной семье, которая вдобавок ко всему не оказывала никакой поддержки художнику на протяжении всей его жизни. Однако истина раскрывает глаза на абсолютно противоположную ситуацию.
Родился Винсент в большой, но очень хорошо обеспеченной семье, которая всегда была рада помочь ему в любых начинаниях. Дед художника занимался переплетением старинных манускриптов, да так качественно, что пользовался спросом у нескольких европейских королевских семей. Один из его дядей занимал пост начальника порта в Антверпене, трое других успешно торговали произведением искусств. К слову, один из дядей Ван Гога также носил имя Винсент и являлся совладельцем крупной компании «Гупиль», занимающейся торговлей искусством. Брат знаменитого художника Теодор Ван Гог по праву считался одним из лучших артдиллеров своего времени.
Сильнее всех в этой семье выделялся отец Теодора и Винсента, который был обычным и даже очень скромным священником. Правда, своим детям он дал лучшее, что только можно было получить в то время – образование.
Ван Гог окончил престижную гимназию, владел сразу тремя языками, а также отлично разбирался в истории, географии, анатомии, богословии и, конечно же, искусстве. Добавим, что дядя художника, Винсент, совладелец компании «Гупиль», открыл доступ Ван Гогу к огромной коллекции уникальных картин, которые помогли ему изучить стили, жанры и многое другое.
Миф 2. Действительно принято считать знаменитого художника самым настоящим отшельником, который сидел у себя тихо в квартирке и рисовал свои гениальные картины. Но стоит ли в это верить? Ну да, логично, мы же тут мифы развенчиваем.
С 1886 года Ван Гог начинает свою жизнь в столице Франции – Париже. Его младшей брат Теодор оказывал на художника сильное влияние, которое впрочем, и сделало из Винсента художника-импрессиониста.
Первые работы художника получились очень мрачными. Это касалось, как палитры, так и настроение его картин. Достаточно взглянуть хотя бы на картину «Едоки Картофеля». Только через время, художнику удалось наполнить свои работы светом, благодаря совмещению импрессионизма и японской живописи. К слову, многие исследователи до сих пор не могут ответить точно, чем больше увлекался Ван Гог.
Но хватит о его картинах, мы тут говорим о мифах. Жизнь в таком большом городе, как Париж, делает одиночество непозволительной роскошью, о которой сам Ван Гог, в общем-то, и не мечтал никогда. Почти все свободное время он старался проводить в окружении других художников. Более того, он нашел себе настоящих друзей, которые поддерживали его почти также сильно, как и родня. Тулуз-Лотрек, Писсарро, Бернар, Синьяк и Гоген – все они были очень близки с Винсентом Ван Гогом. Например, на одной из картин Люсьена Писсарро можно найти Ван Гога, который активно обсуждает что-то с невероятно влиятельным критиком того времени – Фенелоном.
Миф 3. Давайте серьезно, ну кто поверит, что можно не интересоваться деньгами и признанием? Тем не менее, все тот же писатель Мейеро-Грефе утверждал, что Ван Гог за всю свою жизнь смог продать только одну картину – «Красные Виноградники в Арле», а все остальные работы художник хранил у себя дома, чтобы радовать свой взор по вечерам.
В одном немецкий писатель не соврал – эта картина действительно была продана, за целых 400 франков (весьма серьезная сумма для того времени). А если покопаться в официальных документах, то можно выяснить, что суммарно Ван Гог продал, как минимум, 14 своих картин. А ведь это только офиацильные данные, при этом исследователи с уверенностью говорят, что часть документов были потеряны.
Также стоит обратить внимание на записки брата художника – Теодора. В них четко отмечено, что он лично занимался реализацией картин Ван Гога и платил за них не менее 200 франков.
Что же касается признания, о котором действительно мечтал Ван Гог, то он его получил. В то время, в определённых кругах, например художников или коллекционеров, главным показателем успешности художника являлось количество проданных работ и их стоимость. Как вы могли понять из выше прочитанного, и с тем и с другим у Ван Гога было все в порядке. Более того, его очень почитали влиятельные критики. Например, Анри Орье в открытую называл Винсента «Гениальным Голландцем».
Миф 4. Ну почему принято считать, что только безумец мог написать такие удивительные картины? Может потому, что немецкий писатель Мейеро-Грефе хотел, что бы так все считали? Да, именно с подачи этого человека принято считать Ван Гога, как минимум наполовину сумасшедшим.
На самом же деле, почти всю свою жизнь художник провел в здравом уме. И не надо тут вспоминать о том, что он даже в клинике для душевнобольных побывал. Да, был он там, за полтора года до своей смерти, с официально установленным диагнозом – эпилепсия височных долей. Пренеприятнейшее заболевание, которое впрочем, не делает из человека психопата. Немножко вгоняют в депрессию, иногда затяжную, с кем не бывает?
Но вот точно не стоит верить в то, что Ван Гог начинал писать свои картины исключительно во время приступов эпилепсии. Сейчас это заболевание достаточно известно, даже тем людям, которые только понаслышке знакомы с медициной. Согласитесь, в таком состоянии картины писать просто невозможно.
Миф 5. Нельзя верить ничему. Даже тому, что Ван Гог мог творить только после нескольких рюмок абсента. Придумывать красивые факты о художнике, как делал Мейеро-Грефе не станем. Ван Гог пил, часто проводил время в публичных домах и питейных заведениях. В итоге, злоупотребление абсента, якобы повлияло на мозг художника и в связи с этим он начал активно использовать желтый цвет в своих картинах.
Так вот, не верьте, просто не верьте. Согласно учению импрессионистов, каждый свет что-то символизирует. В случае желтого света – это жизнь. Как мы помним, Ван Гог очень долго изучал искусство, и импрессионизм он освоил на очень высоком уровне. Его «злоупотребление» теми или иными цветами, являлись лишь отражением его настроения, его духовного состояния и того, что он хотел изобразить в своих работах.
Что же касается любви к алкоголю, то сам художник однажды признался в том, что он привел его к творческому ступору.
Миф 6. Ну, кто не слышал про отрезанное ухо художника? Да, говорят, что он самолично его отрезал во время очередного припадка безумия. Да еще и принес его проститутке по имени Рошель, предварительно завернув его в бумажку.
То, что у художника действительно была отрезана часть уха, является правдой, да вот только вышло это случайно. А помог ему в этом его близкий друг Гоген. Во время их совместной посиделки, художники немного перебрали, поссорились и начали размахивать шпагами. В итоге Гоген случайно отрезал Ван Гогу ухо. Всю эту историю позже пересказал лично Винсент, вышеупомянутой проститутке Рошель. Она занесла историю в свой дневник и тем самым, спустя годы пролила свет на правду об отрезанном ухе.
Дошел художник до одного из крестьянских дворов и решил выстрелить себе в сердце. Да вот только получилось у него это плохо. Картины он явно лучше рисовал, учитывая, что пуля прошла мимо сердца и лишь ребро задело. В итоге Ван Гог самостоятельно вернулся домой, а уже там соседи вызвали скорую и полицию. Спасти художника не удалось, через два дня он скончался.
Почему он пришел к мыслям о самоубийстве? Выше мы говорили о том, что эпилепсия вызывала у художника сильнейшие депрессии. Алкоголь уже не выручал, с друзьями отношения было то хорошими, то плохими (трудно дружить с человеком, который тебе ухо отрезал в приступе ярости), да еще и любимый брат Теодор женился и стал меньше уделять Винсенту внимания.
Вот такая вот она удивительная жизнь удивительного человека. Конечно, образ Ван Гога, который был создан Мейеро-Грефе, может показаться некоторым более интересным. Это очень занятно слышать о человеке, который совмещал в себе безумство и гениальность. Но мы ведь не перестанем уважать Винсента Ван Гога, только потому, что в действительности он добился успеха тяжелым трудом, а не безумством, так ведь?
Ван Гог. Гений и безумец
При жизни ему удалось продать только одну картину. Современники считали его картины безвкусными и бездарными. Сейчас картины Ван Гога признаны шедеврами импрессионизма и являются национальным достоянием.
Жизнь и трагедия
Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось уже всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину («Красные виноградники в Арле»), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его «Портрет доктора Гаше» был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством.
Интересно о Ван Гоге
Мы собрали для Вас самые интересные истории из жизни художника и известные работы великого гения.
Спальня Ван Гога в Арле. Арль, 1889. Холст, масло, 57х74.
Ван Гог хотел пойти по стопам отца – стать проповедником
Ван Гог мечтал стать, как и его отец, священником. Он даже прошёл обязательную для поступления в евангельскую школу миссионерскую стажировку. Он около года прожил в глубинке среди шахтёров.
Но оказалось, что правила поступления изменились, и голландцы должны платить за обучение. Миссионер Ван Гог обиделся и после этого решил оставить религию и стать художником. Впрочем, выбор его был не случаен. Родной дядя Винсента был партнёром крупнейшей на то время арт-дилерской фирмы «Гупиль».
Рисовать картины Ван Гог начал только в 27 лет
Рисовать Ван Гог начал уже в зрелом возрасте, когда ему исполнилось 27 лет. Вопреки расхожему мнению, он не был этаким «гениальным дилетантом», как кондуктор Пиросмани или таможенник Руссо. К тому времени Винсент Ван Гог был опытным арт-диллером и поступил сначала в Академию художеств в Брюсселе, а позже в антверпенскую Академию художеств. Правда, проучился он там всего три месяца, пока не уехал в Париж, где и произошло его знакомство с импрессионистами, в том числе и с Клодом Моне.
Начинал Ван Гог с «крестьянской» живописи вроде «Едоков картофеля». Но его брату Тео, который знал толк в искусстве и поддерживал Винсента материально на протяжении всей его жизни, удалось убедить его, что «светлая живопись» создана для успеха, и публика её обязательно оценит.
Палитра художника имеет медицинское объяснение
Обилие жёлтых пятен разных оттенков на картинах Винсента Ван Гога, по мнению учёных, имеет медицинское объяснение. Есть версия, что такое видение мира вызвано большим количеством лекарств от эпилепсии, потребляемых им. Приступы этой болезни у него появились в последние годы жизни из-за напряжённой работы, разгульного образа жизни и злоупотребления абсентом.
Самая дорогая картина Ван Гога
История про ухо
Непризнанный гений
Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение – «Красные виноградники в Арле». А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.
Загадка смерти
Винсент Ван Гог умер в 1890 году после выстрела себе в грудь. Он был в отчаянии от безысходности. Он понимал, что является обузой для брата Тео, который был рядом в самые сложные моменты жизни. Попытка самоубийства не удалась, он прожил еще два дня, пока не умер. Тео Ван Гог собрал большую часть его работ, а его жена опубликовала картины Винсента.
Неизвестные картины Ван Гога находят и сегодня
Осенью нынешнего года музей Винсента Ван Гога в Амстердаме идентифицировал новую картину, принадлежащую кисти великого мастера. Картина «Закат в Монмажуре», как заявили исследователи, была написана Ван Гогом в 1888 году.
Исключительной находку делает тот факт, что полотно принадлежит к периоду, который искусствоведы считают вершиной творчества художника. Открытие удалось сделать, используя такие методы как сравнение стиля, красок, техники, компьютерный анализ холста, рентгеновские фотографии и изучение писем Ван Гога.
Картина «Закат в Монмажуре» выставляется в настоящее время в музее художника в Амстердаме в экспозиции «Ван Гог за работой».
Новаторство Ван Гога: почему Винсент был гением?
В наше время уже не остается никаких сомнений в том, что Винсент Ван Гог – гений. Мы буквально выросли, восхищаясь им. Каждый знает это имя. Трудно поверить, что великий мастер, написав более 2000 произведений искусства, при жизни сумел продать только одну картину. Его манера письма была нова, и нова настолько, что буржуа тех времен просто не готовы были ее понять и принять.
Но что же в ней было особенного?
Новаторство состояло, в частности, в использовании ярких цветов. Он не стремился к фотографическому изображению действительности, а выбирал оттенки, позволяющие с большей силой передать настроение, эмоции, душевное состояние художника.
Примечательно, что этому поспособствовало изобретение так называемой «готовой краски» в 1867 году. До ее создания приходилось готовить их вручную, и цвета выглядели достаточно блекло. После появления красок в тюбиках творцы получили возможность писать более яркими оттенками, и, кроме того, удобное новшество очень сильно экономило время и силы. Именно благодаря появлению этих красок Ван Гог смог использовать насыщенно-желтые цвета, в частности, в его знаменитой серии картин с подсолнухами.
«Кладу мазки без всякой системы. Разбрасываю их по холсту как попало и оставляю как есть. Густые мазки, куски незаписанного холста то там, то сям, вовсе незаконченные углы, поправки, грубости, а результат, как мне кажется, настолько беспокойный и вызывающий, что он не доставит удовольствия людям с предвзятыми понятиями о технике».
Так писал о своей работе Винсент в одном из писем. Примечательно, что цветовое решение Ван Гог тщательно обдумывал заранее, и еще перед тем, как приступить к написанию картины понимал, в каком порядке будет брать краски и почему именно их. Но при этом процесс нанесения всегда был стихийным. Винсент даже не пытался анализировать стремительные движения руки и совсем не контролировал полет кисти над холстом. Именно этот удивительный дар класть мазки не задумываясь, легко, быстро и естественно создавая шедевр, и выдает в нем гения.
Почему признание пришло в нему не сразу?
К сожалению, далеко не все были готовы к таким радикальным переменам. Большинство современников Ван Гога привыкли к традиционному искусству, и никак не хотели принимать новые течения. Не зря многие специалисты считают, что именно в конце 19 века зародилось современное искусство – новаторское, революционное и в корне отличающееся от всего, что было раньше.
Истинный талант проявляется в создании чего-то уникального и радикально нового, чего-то, что будоражит умы людей и меняет их устоявшиеся взгляды на мир. И Винсент Ван Гог – один из тех гениев, которые этим талантом обладали.
Ван Гог: почему его гениальность – не следствие безумия? (2 фото)
О безумии Ван Гога до сих пор слагают легенды. О нем снимают фильмы, ему посвящают статьи и даже диссертации. Почти все пытаются объяснить его искусство и гениальность через сумасшествие. Тем не менее не существует единого мнения о его диагнозе. Пишут о маниакально-депрессивном психозе, шизофрении и биполярном расстройстве, а самая новая теория – порфирия.
Проблема в том, что все эти диагнозы поставлены после смерти Ван Гога. Заключение, к которому приходят врачи больницы в Сен-Реми в 1889 году – эпилепсия, которая в конце XIX века считалась исключительно психическим заболеванием. Здесь, конечно, нужно вспомнить и о том, что в это время лечили от истерии, считая ее болезнью матки, то есть, расстройством, которое присуще только женщинам.
Многие из современников художника тоже были уверены в его безумии. Бросить престижную работу арт-дилера, священника и учителя и посвятить в 27 лет свою жизнь живописи – на такой поступок может отважиться либо настоящий герой, либо неадекватный человек.
Считается, что в попытке работать как можно больше, качественнее и усерднее Винсент не щадил свое здоровье: много пил, отдавая предпочтение абсенту, ел краски, в которых было высокое содержание свинца и даже капал на подушку камфору, которая содержит ядовитые вещества.
Значение Ван Гога в искусстве
Ван Гог был одним из первых художников, кто не получил академического образования. Но это не значит, что наш герой не разбирался в живописи. Его карьера в арт-бизнесе была связана с продажей полотен старых голландских мастеров. Изучая их, он впитал свойственный этим картинам народный символизм.
У родственника Антона Мауве в Гааге он учился основам реалистической живописи, а в Париже он видел достижения импрессионистов, неоимпрессионистов (Жорж Сёра) и попадал под стойкое влияние японского искусства. Объединяя в своем творчестве достижения классического и современного искусства, он фактически открывает дверь в искусство ХХ века, для которого будет свойственен полистилизм (взаимовлияние и обогащение различных тенденций и влияний) и яркая идейная составляющая, которую вкладывает в произведение художник-пророк.
По этой же схеме действует Ван Гог. Работая на контрастах, он создает крайне насыщенную фактуру как с точки зрения движения мазка, так и в отношении цвета. Однако принципиальная разница между Вермеером и Ван Гогом состоит в том, что работы последнего – не реалистическое произведение, в котором мы узнаем себя и знакомые виды, а мощное символическое пространство.
Читая переписку Винсента и Тео, мы находим огромное количество логичных, последовательных и рациональных умозаключений, которые полностью идут вразрез с общепринятым мнением, что причина гениальности Ван Гога – в его сумасшествии. Болезнь, как пишет сам художник, проявилась только в последние 3-4 года его жизни, и как раз в периоды приступов, когда он не может работать, художник чувствует полное опустошение.
Удивительно, но мы не можем обвинить художника и в пессимизме. Самая часто повторяющаяся фраза из его писем звучит на редкость жизнеутверждающе: «В этом лучшем из миров всё всегда устраивается к лучшему!».