В чем главная мысль рассказа бежин луг
Бежин луг читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Иван Сергеевич Тургенев – классик русской литературы, писатель-реалист, пропагандист русской литературы на Западе. Рассказ «Бежин луг» написан в 1851 году, входит в цикл под названием «Записки охотника» (читайте по теме: Краткая биография Тургенева: самое главное).
Краткое содержание для читательского дневника
1) Пятеро детей отправляются в «ночное» на Бежин луг: они должны стеречь табун пасущихся лошадей.
2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.
3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.
4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.
5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.
6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.
Главные герои
1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.
2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.
3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.
4) Ильюша – примерно 12 лет, подслеповатый, с желтыми торчащими волосами, в лице читается «тупая болезненная заботливость».
5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.
6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.
Главная мысль
Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.
Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Находить прекрасное в том, что тебя окружает, ощущать себя частью природы. Автор хочет донести до читателя мысль, что надо с уважением относиться к народной мудрости. Ещё рассказ учит любить родной край, быть приветливым к путникам.
Пословицы
1) Рощи да леса – родного края краса.
2) Душой измерь, умом проверь – тогда и верь.
3) Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил.
Отзыв
Описания природы у Тургенева такие поэтичные, что мысленно переносишься в описываемое место. А детей вроде бы жалко, но с другой стороны им можно позавидовать. Позавидовать свободе, самостоятельности, умениям. Жалко потому, что плохо одеты, потому что вынуждены работать. Если бы они могли учиться, вряд ли верили бы в страшные истории про нечистую силу.
Анализ рассказа «Бежин луг»
Год написания и публикации – Произведение написано в 1851 г.
История создания – В 1846 г. Тургенев часто ходил на охоту. Он отдыхал в имении своей матери, и несколько месяцев не прикасался к писательству. Возвратившись в Петербург, он узнал, что поменялся состав редакции «Современник». Писателю было предложено печатать свои произведения в журнале. Так появились «Записки охотника», в которые и входит рассказ «Бежин луг».
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Радости жизни присущи всем людям, и дворянам, и крепостным. Они проявлены в простых вещах – в ночном разговоре ребят у костра, в их дружбе, рассказах. Охотник и дети наслаждаются прекрасной летней ночью, они как бы вплетены в нее. И нет различия между человеком и природой.
Тема – Единство природы и человека. Человек – это гармоничная часть природы.
Проблема – Человек не всегда с природой в единстве. Когда получается такое слияние, то на душе становится радостно и тепло. Тургенев описывает именно такую ночь, когда мы ощущаем гармонию природы и человека.
Композиция – сложная. Здесь присутствуют и описание деревенских мальчиков, их портретов, рассказы ребят, описание природы.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Единство человека и природы.
Проблема:Единство человека и природы нарушать не стоит. Современному человеку, живущему в городах, не хватает контакта с природой и с людьми.
Читая рассказ о самом обыкновенном разговоре мальчишек, чувствуешь то естественное и настоящее, к чему стремится человек. Наша современная жизнь состоит из общения по телефону и сидения за компьютером. Конечно, хорошо, что есть компьютер с его огромными возможностями, и мобильный телефон, но здесь важна мера. Нельзя из жизни вычеркивать ту основу, без которой она теряет смысл – живое общение людей и контакт с природой.
Общение деревенских детей, их мистические страшные истории во многом связаны с силами природы – это, например, лешие и русалки. Представляешь темную ночь, деревья, тени, вой волков и понимаешь мальчиков, которые с таким интересом слушают эти страшные истории.
2. Тема: Ранняя трудовая жизнь деревенских детей той давней эпохи.
Проблема: Мальчишкам приходится работать в таком юном возрасте, и они уже самостоятельные. Сидеть ночью на поляне – это не так уж легко. Например, одному из мальчиков чудится голос утопленника, дети могут встретить реальную опасность, например, волков.
3. Тема: Крепостные дети предоставлены сами себе, в их жизни много страхов.
Проблема: Родителям некогда заниматься воспитанием детей. Они не имеют возможности дать ребенку образование, даже одеть его. Родителям некогда общаться с ними, читать им сказки, поэтому они рассказывают сказки друг другу, тренируют свое воображение, наполняют свою жизнь интересом. У крепостных крестьян бед немало, и много страхов, суеверий, примет, что чувствуется в историях детей.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
С одной стороны истории мальчиков – это предрассудки и суеверия, но с другой стороны – это сказания, народные легенды, поэтому их интересно читать. У меня, при чтении этих историй, идут эмоции, захватывает дух. В этих суевериях, глупых и даже смешных, есть какая-то таинственность и глубина.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образы автора рассказа, и мальчиков, мирно разговаривающих у костра, и природы – все это ощущается в единстве. Мистическая летняя ночь с ее тенями и ночными звуками, побуждает детей пересказывать истории, услышанные от взрослых. В этом рассказе сильно ощущается единство образов всех присутствующих с образом природы. И охотник, заблудившийся в лесу, и мальчики как будто переплетены с ней.
Конфликт образов я вижу между мальчиками и самой деревенской жизнью. Дети еще малы, но им приходится работать, сидеть ночью на лугу, выпасать лошадей. Им не хватает родительского внимания и детских сказок, которые они и рассказывают друг другу. Деревенская жизнь наполнена мистическими рассказами, которые дети слышат от взрослых. И жизнь детей с ранних лет наполнена страхами, суевериями, приметами.
п.4. Литературные приёмы
В произведении описан великолепный июльский день, где писатель использует множество эпитетов. Бледно-лиловый цвет небосклона, солнце «не огнистое», которое «мирно всплывает». Вечерняя звезда на небе напоминает свечку, которую несут очень бережно. Охотник поймал много дичи, у него прекрасное настроение, что отражает собой природа, в которой «краски все смягчены». Тургенев передает состояние тишины, безмятежности, покоя, разлитого в наступлении чудесного июльского вечера. Он так описывает природу, что, как будто ощущаешь это состояние, запахи, звуки. Когда читаешь рассказ дальше, представляешь детей у костра, то состояние умиротворения и покоя только усиливается. Даже страшные истории ребят не меняют его.
п.5. Конфликт произведения
Все разговоры деревенских мальчишек крутятся вокруг мистических историй. Видно, что дети либо не обучались в школе, либо обучались, но очень мало, поскольку тем других нет. В самих историях мы видим людей с тяжелыми судьбами. Плотник Гаврила находится в мрачном настроении долгие годы, красивая Акулина сходит с ума, баба Ульяна ждет смерти, потому что увидела своего «двойника». И дети, и взрослые живут в невежестве и страхе, где процветают суеверие и приметы. Мальчики сидят у костра и радуются, но у них нелегкая жизнь, полная невежества и предрассудков.
«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева
Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Тургенев Иван Сергеевич
Название произведения: Бежин луг
Число страниц: 15.
Издательство: «Литера».
Год издания: 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1851 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.
Главные герои и их краткая характеристика
Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.
Краткое содержание и сюжет
Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.
Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.
Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.
В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.
Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».
Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой. Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю. Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.
План пересказа
Вывод и свое мнение
Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.
Основная мысль
Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.
Чему учит рассказ
Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.
Что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.
Цитаты из текста
«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»
«…Вишь ты — фабричные. »
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
Тятя – отец.
Новые слова
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Лощина – низко расположенная долина.
Табун – стадо лошадей.
Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)
Автор: Guru · 10.09.2018
Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.
История создания
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
«Бежин луг» читательский дневник
Всего получено оценок: 2946.
Всего получено оценок: 2946.
«Бежин луг» является частью знаменитого цикла рассказов «Записки охотника», в котором автор поделился с читателями пленительной красотой русской природы, а также показал без прикрас жизнь крестьянского сословия.
Краткое содержание «Бежин луг» для читательского дневника
Название: Бежин луг
Число страниц: 15. Тургенев Иван Сергеевич. «Бежин луг». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1851 год
Время и место действия
Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
Павлуша – серьёзный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
Ильюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.
Сюжет
Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошёл к ним и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны были сторожить их.
Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из зажиточной семьи и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всём его облике чувствовалась внутренняя сила. Ильюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвёртый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.
Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Ильюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.
В свою очередь Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая звала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошёл на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.
Ребята перекусили сваренным в костре картофелем и продолжили свои рассказы. Ильюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласково гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».
Мальчики ещё долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрёл домой.
Вывод и своё мнение
Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.
Главная мысль
Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.
Авторские афоризмы
«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости…»
«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»
Толкование непонятных слов
Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
Армяк – верхняя долгополая одежда из грубой шерстяной ткани.
Осинник – осиновый лес или перелесок.
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
Лощина – низко расположенная долина.