В чем главная мысль рассказа
Что такое основная мысль? И как ее определить?
Как говорится, не стоит изобретать колесо, его уже изобрели. Великие открытия сделаны, остается лишь помнить о том, что все намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Двигаясь от простого к сложному, мы рассмотрим, что такое основная мысль (идея), как ее определить и для чего это нужно. Итак, в теме сегодняшней публикации будут затронуты моменты, актуальные как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников.
Что такое текст?
На первый взгляд, вопрос простой и понятный. И зная ответы на простые вопросы, можно дать ответ на более сложный. Итак, текстом называют несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Более того, это записанная речь, которая может являться литературным произведением, сочинением, рассказом, басней, документом. Важный признак того, что перед вами находится текст – это наличие в нем связности и законченности, но в каждом тексте, помимо связности и относительной законченности, есть идея. Что такое основная мысль текста? Это то, для чего этот текст был написан автором, это то, что он хотел сказать, то, к чему привлек внимание читателя.
Как найти основную мысль?
Ответ на этот вопрос лежит в тщательной проработке самого текста. Основная мысль (идея) может находиться в заглавии, но в основном автор строит свою работу таким образом, что не высказывает ее напрямую, а предлагает читателю, ознакомившись со всем рассказом, сформулировать ее самостоятельно. Как же это сделать? Для это необходимо прочесть материал в полном объеме и понять, о чем идет речь. Чтобы это произошло, автору следует учесть некоторые правила написания текста: сделать его структурным и четким. Читатель должен понимать его, более того, он не должен запутаться в умозаключениях автора, не должен утомиться или попасть в ловушку непонимания и хаоса. Предложения должны быть так построены между собой, чтобы между ними прослеживалась логика.
На что следует обратить внимание?
Основная мысль автора произведения может стать понятна читателю. Ему важно обратить свое внимание на такие понятия, как факты, которые должны быть в тексте, на события, изложенные в материале, и на описанные процессы. Все это поможет определить читателю, что такое основная мысль. Но не стоит путать такие понятия, как тема и основная мысль произведения. Приведем самый простой пример.
С земли сошел последний снег, и в душу просится весна. На чистом небе радостно сияет солнце. Весело журчат ручьи. На улицах началась весенняя суета. Хочется петь, смеяться и веселиться.
Итак, в этом случае темой называем весну, а основная мысль рассказа – радостное настроение от прихода весны.
Как построены басни?
Басня – это нравоучительное, сатирическое произведение, которое является древнейшим литературным жанром и занимает, подобно театру в сфере искусства, особую нишу. Она построена таким образом, что в конце содержит краткое заключение нравоучительного характера, или другими словами – мораль, именно она является основной мыслью басни. Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский писатель, перу которого принадлежат 236 басен. Например, «Мартышка и очки». Здесь основная мысль басни заключается в последних предложениях, которые читателю предстоит самостоятельно перефразировать и сделать вывод, предварительно проанализировав написанное произведение. Итак, в басне «Мартышка и очки» речь идет о невежественных людях, глупость которых играет с ними злую шутку, так как, не понимая истинной ценности вещей, они склоны критиковать то, о чем не имеют понятия. При этом считают себя умнее других людей.
День сегодняшний
Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.
Заключение
И в заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что основная мысль литературного произведения, будь то роман, рассказ или басня, зависит от самого автора произведения, то есть это именно то, что он хотел донести до читателя, и, вполне возможно, в силу определенного рода обстоятельств или ряда других фактов, основная мысль автора произведения может быть читателю не только понятна и близка, но и наоборот, он может испытывать противоречивые или даже враждебные чувства. Основная мысль может быть близка по духу, приятна или нет по содержанию произведения, а возможно, что не понятен смысл самого рассказа, в этом случае читателю, естественно, сложно будет понять и основную мысль этого материала.
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!
Отличие темы от основной мысли текста
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
Тема текста — это то, что раскрывается в его содержании.
Тексты могут описывать:
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль — это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея. Она определяет содержание и напрямую связана с темой. Может быть выражена в одном или нескольких предложениях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
Как определить тему текста и главную мысль
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
Подсказки, по которым можно определить тему:
Подсказки, по которым можно определить основную мысль:
Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:
Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:
Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.
Пояснения на примерах
Приведем несколько примеров, для того чтобы лучше понять, как определить тему и основную мысль текста.
Взволнованные дети, в нарядной одежде и с красивыми букетами в руках, заходят в класс. Они видят на партах новенькие, как будто только что отпечатанные книги. Первоклассники с любопытством рассматривают их. В книгах много красочных картинок и интересных заданий.
— Это ваша первая учебная книга, — говорит детям учительница. — Она называется букварь. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Первоклассники поднимают руки.
— Мы будем по ней учиться буквам, — робко отвечает Машенька.
— С ее помощью мы научимся читать и писать, — весело говорит Сережа.
— Мы узнаем с ее помощью много нового, — добавляет Танечка.
Учительница улыбается. Она говорит детям:
— Да, вы правы. С этой книгой вы откроете для себя дорогу в мир знаний. С ее помощью вы потом научитесь хорошо читать и другие книги.
Тема этого текста — «Букварь», поскольку на протяжении всего рассказа речь идет именно об этой книге.
Основная мысль может быть сформулирована следующим образом:
«Букварь — это первая учебная книга для детей. С ее помощью дети обучаются чтению».
Волк является опасным хищником. Это очень сильное и выносливое животное. Волки охотятся на оленей, лосей и косуль. Но могут они есть и более мелкую добычу: зайцев, сусликов и даже мышей. Многие боятся и не любят волков. Но не все знают, что эти животные выполняют очень важную роль. Они являются своеобразными санитарами лесами, поскольку чаще всего охотятся на слабых и больных зверей. К тому же благодаря волкам контролируется популяция грызунов и травоядных животных.
Тема текста — «Волк» или «Волки».
Основная мысль: «Волк — не просто опасный хищник, но и полезный санитар леса».
Основная мысль текста: как выделить — методика
Основная мысль текста — это главная идея, которую заложил автор произведения, текста в него. Другими словами, это то, что хотел сказать этим текстом. Таких идей, может быть и несколько, в зависимости от уровня вашего рассуждения.
Любое настоящее образование предполагает не простое зазубривание информации, а формирование навыков, умений. Одним из важнейших таких навыков выступает умение определить основную мысль текста.
Что делать, когда смотришь в книгу, и видишь фигу? Применять методику, описанную в этой статье!
Ну, к примеру, для грузчика дяди Васи или для дворника дяди Мити роман Л.Н. Толстого будет про то, как одна, извиняюсь, баба под поезд бросилась. А для ученого словесника — основная мысль текста будет в конфликте между индивидуальной свободой Анны Карениной и непреклонным обществом с навязанными стереотипами.
В этой статье мы дадим методику, как выделить эту основную мысль текста.
Методика
Тексты бывают самые разные: короткие и длинные, повествовательные, научные, прозаические. Тем более надо понимать, что и рассуждения автора текста могут быть индуктивными или дедуктивными. В первом случае автор от деталей переходит к выводам в конце текста. Во втором — ставит в начале текста главную идею, а затем из нее разворачивает события.
Чтобы понять основную мысль текста, надо задавать к тексту вопросы. Отсюда вытекает рекомендация — читать что-либо надо с ручкой и бумагой — выписывая ответы на заданные тексту вопросы.
Представьте, что текст — это допрашиваемый, а вы — следователь, который ведет следствие. Какие же вопросы надо задавать тексту? Вот они:
Разберем эту методику на примерах.
Рассказ «Корзина с еловыми шишками»(автор К.Г. Паустовский)
Что сделал главный герой (герои)? Композитор написал музыкальное произведение «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
Главные герои: композитор Эдвард Григ и девочка Дагни Педерсен. Композитор встречает 8-летнюю девочку на прогулке. Дело было осенью, когда норвежская природа очень красива. Эдвард Григ спохватился, что ему нечего подарить девочке. Но он нашелся: сказал, что подарит ей подарок через 10 лет.
Как это повлияло на остальных героев? Когда Дагни исполнилось 18 лет, отец отправил ее к дяде и тете. В театре ведущий сказал, что будет исполнено музыкальное произведение известного композитора Эдварда Грига «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет». Это произвело шокирующее впечатление на девушку. Но музыка захлестнула ее, она вспомнила красоту природы в тот день, когда встретила композитора на прогулке. Эту красоту он и передал в музыкальном произведении.
Что происходит в тексте? Описывается красота природы осенью в Норвегии. Описывается страхи отца Дагни, что ей исполнилось 18, и не ясно, как сложится ее судьба: может у нее будет скупой муж, может она будет работать в доках города Бергена, или станет продавщицей? В любом случае, отец отправляет ее к дяде и тете, чтобы она повидала жизнь.
Вывод в тексте: теперь всем ясно, что жизнь Дагни не пройдет даром, потому что она прикоснулась к прекрасному.
Основная мысль текста. Автор отвечает на вопрос: что может передать старшее поколение младшему поколению, молодежи? И отвечает на него: представление о красоте мира, чтобы молодежь через эту красоту смотрела в будущее. По мысли автора красота природы способна сделать жизнь молодежи не напрасной. Также старшее поколение может дать молодежи свое представление о жизни, но не навязчиво, а в той форме, которая доступна для понимания всем — через творчество.
Рассказ «Сказка о жабе и розе» (В.М. Гаршин)
Что сделал главный герой (герои)? Жаба захотела съесть розу, потому что она была красивой и хорошо пахла. Роза расцвела, вобрав в себя красоту мира: неба, воздуха. Мальчик — проводил время за книжкой в цветнике, где росла роза, вместо того, чтобы бегать с мячиком — поэтому заболел и умер. Сестра срезала розу, чтобы принести ее умирающему мальчику.
Как это повлияло на остальных героев? Сестра мальчика пролила на розу свои слезы после смерти брат и это стало самым важным событием в жизни цветка. Жаба была отброшена каблуком сестры, когда та пошла срезать розу для больного брата.
Что происходит в тексте? Прослеживается связь между циклом жизни и смерти на примере розы и мальчика.
Основная мысль текста: автор хотел показать, что жизнь полна ужасов, угроз, но она прекрасна во всех проявлениях.
Тематика и проблематика художественного произведения
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.
Учимся находить
Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:
В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.
Тема, идея, основная мысль, проблема текста, позиция автора… В чём разница?
Столько терминов, и в заданиях частенько просят найти то один, то другой, то несколько… В чем разница между ними – сейчас, кратко, доступно.
И первым термином для нас является тема
текста. Она первая, потому что без нее текстов не бывает, абсолютно любой, даже самый маленький текст имеет тему. О чём басня И. А.
Крылова «Ворона и лисица»? Вы подумаете примерно: «О лисице, которая перехитрила ворону, оказавшуюся падкой на лесть». Или кратко: «Собственно, о вороне и лисице». Верно, замечательно! Это тема басни.
Темы произведений Островского
Почему А. Н. Островского влекла к себе именно купеческая среда? Да прежде всего потому, что именно здесь еще в молодые годы были накоплены им богатейшие наблюдения. Об этой среде он располагал таким знанием реальности и такой широтой представлений, с которыми не мог соперничать никто ни в литературе 40-х годов (в ту пору, когда формировался его талант драматурга), ни в литературе прошлого. И конечно же, Островский не мог не осознавать, что перед ним открылся новый и необжитый материк русской действительности, с особыми нравами и обычаями, со своеобразным укладом и строем бытия. Островскому казалось, что в глубине этого уклада бьет свежая струя русского мира, что традиционные устои его здесь прочнее, что здесь они уходят корнями в народную почву. Но, может быть, важнее всего, что устои эти (так казалось Островскому) сопряжены у купечества не с расслабляющей созерцательностью и российскою ленью, а с деятельным началом русской души. Ранние «купеческие» пьесы Островского — первый шаг в постижении этого мира, и не славянофильской идеализацией объясняется здесь художественное обаяние этой среды, а сосредоточенностью на тех ее устоях, с которыми были связаны ожидания художника. Ожидания не сбывались, и чем глубже в дальнейшем взгляд Островского проникал в социально-психологическую природу русского купечества, тем чаще ему бросались в глаза его хищные инстинкты, культ чистогана, беспощадность ко всему, что отмечено печатью бескорыстия и благородства. Хотя и то правда, что надежды, возлагаемые на русское купечество, не развеялись совсем и даже вспыхнули с новой силой в поздней драматургии Островского. С другой стороны, выбор купеческой темы означал выбор своеобразной художественной призмы, сквозь которую художник рассматривал весь мир русской реальности. С этой точки зрения «Гроза» Островского, конечно же, не купеческая пьеса в том смысле, в каком этим определением можно обозначить горизонты ранней комедии Островского «Свои люди — сочтемся». «Гроза» именно «всероссийская пьеса» в том же значении, в каком это выражение применимо к «Горю от ума» Грибоедова и к гоголевскому «Ревизору».
Определение понятия
Давайте разберёмся, что же такое идеи произведения. Это термин из теории литературы, хотя его можно отнести к универсальным искусствоведческим понятиям. Ведь в широком смысле художественным произведением является и живописное полотно, и скульптура, и кинофильм. Входят в данную категорию и архитектурные сооружения, например дворцы или соборы, которые задумывались и строились не «просто так», а согласно авторским замыслам. Следовательно, идеи произведения – это те мысли и чувства, которые вкладывает каждая творческая личность в своё детище. Что касается литературных текстов, то к идее относится главная, основная мысль, которая концентрирует вокруг себя всё художественное пространство книги. Имеется в виду и образное, и смысловое, и эмоционально-содержательное. Получается, что идеи произведения – это то, ради чего и создаются стихи, драмы, романы. Автору важно поделиться размышлениями, высказаться, доказать свою точку зрения.
Темы произведений писателей натуральной школы
Созданная натуральной школой поэтика «физиологической» очерковости, сосредоточенная на типах, а не на характерах, на описании, а не на действии, подталкивала «натуралистов» прежде всего к изображению социально-сословных структур большого города (различные варианты «физиологий» Москвы и Петербурга у Григоровича, Даля, Панаева, Соллогуба, Буткова, Белинского, Кокорева, Башуцкого). И понятно почему: здесь пестрее, разнообразнее, экзотичнее были социальные напластования реальности, не обжитые прежней прозой. Мир русской деревни оставался за пределами тематического кругозора «натуральной школы». Григорович с его «Деревней» и «Антоном Горемыкой» осуществил лишь художественную разведку этой жизненной сферы, и его усилия не были закреплены его литературными собратьями. Этот мир во всем его разнообразии, полноте и внутренней значительности был освоен лишь «Записками охотника» Тургенева, но освоен уже иными способами, нежели те, которые культивировала поэтика натуральной школы. Не случайно, что реальность эта раскрылась навстречу остро индивидуальному художественному зрению свежего таланта, не заслоненному стереотипами школы.
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.