В чем главная мысль задонщины
Анализ произведения «Задонщина»
Крупнейшее произведение начала XV века о Куликовской битве — «Задонщина», названная так по месту битвы на Куликовом поле, «за Доном». Уже первые повести об этой победе, возникшие вскоре после событий 1380 года, характеризуются поисками героического стиля, способного отобразить величие события. В «Задонщине» этот героический стиль был найден: он явился в сочетании манеры «Слова о полку Игореве» и народной поэзии. Автор «Задон-щины» верно ощутил поэзию «Слова. », не ограничившись только поверхностными заимствованиями, сумев изложить героические события Куликовской битвы в той же художественной системе, создав произведение большой эстетической силы.
«Задонщина», по существу, представляет собой обширное прославление победы, которое соединяется с печалью по павшим. По выражению автора, это «жалость и похвала»: жалость по убитым, похвала живым. Моменты славы и восхваления сочетаются в ней с мотивами плачей, радость — с «тугою», грозные предчувствия — со счастливыми предзнаменованиями.
Начало и конец «жалости земли Русской» (так называет автор монголо-татарское иго) во многом схожи, но во многом и противоположны. События сопоставляются и противопоставляются на всем протяжении «Задонщины». В этом сближении событий прошлого и настоящего — пафос исторического замысла «Задонщины», отразившей обычное в исторической мысли конца XIV — начала XV веков сближение борьбы с половцами и борьбы с татарами как двух этапов единой по существу борьбы со степью, с «диким полем» за национальную независимость.
Центральный момент в «Задонщине» — битва «с погаными», которая драматично развернута в двух эпизодах. Исход первой половины битвы грозит разгромом русскому войску, а вторая половина приносит победу. Зловещие знамения сопутствуют здесь походу татарского войска: птицы под облака летят, вороны часто грают, а галицы свою речь говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы на костях брешут. Русские сыны широкие поля кликом огородили, черна земля под копытами костьми татарскими была посеяна. Восстонала земля «татарская», бедами и «тугою» покрывшись, а по Русской земле простерлось веселие и буйство.
Начало того исторического периода, с которого Русская земля «сидит невесела», автор «Задонщины» относит к битве на Каяле, когда были разбиты войска Игоря Новгород-Северского; «Задонщина» повествует, следовательно, о конце эпохи «туги и печали», эпохи чужеземного ига, о начале которого говорится в «Слове о полку Игоре-ве».
Центральная идея «Задонщины» — идея отплаты, Куликовская битва рассматривается как отплата за поражение, понесенное войсками князя Игоря на Каяле, сознательно отождествляемой автором с рекой Калкой, поражение на которой в 1223 году явилось первым этапом завоевания Руси татарами.
Вот почему в начале своего произведения автор приглашает братьев, друзей и сынов русских собраться, составить слово к слову, возвеселить Русскую землю и ввергнуть
печаль на восточную страну, на страну исконных врагов — татаро-половецкую степь, провозгласить победу над Мамаем, воздать похвалу великому князю Дмитрию.
Сопоставляя события прошлого с событиями своего времени, автор «Задонщины» тем самым ориентировал и само «Слово о полку Игореве» на современность, придал новое, злободневное звучание его содержанию, дал новый смысл призывам «Слова. » к единению, во многом проделав ту же работу, что и московские летописцы, вводившие в обращение аналогичные идеи «Повести временных лет».
«Задонщина», краткий анализ
Вы будете перенаправлены на Автор24
История создания
«Задонщина» представляет собой памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков. Летопись рассказывает о победе русского князя Дмитрия Ивановича над монголо-татарами в битве на Куликовом поле.
Впервые эта летопись была опубликована в 1852 году русским литературоведом и исследователем рукописной книги В. М. Ундольским. Это произведение было воспринято как подражание другому древнерусскому произведению «Слову о полку Игореве». Некоторые фразы, обороты, образы были взяты напрямую из «Слова». На сегодняшний момент ученым известно шесть списков «Задонщины». Все они дают искаженный текст. Ученые сегодня не имеют возможности восстановить первоначальный вид этой летописи.
Точная дата написания «Задонщины» неизвестна, считается, что произведение могло быть написано в период между завершением самой битвы и концом XV века.
Споры так же касаются и авторства. Предположительно, автором «Задонщины» является рязанский священник Софоний. Имеется информация, что перед тем как посвятить себя монашескому служению, он был боярином в Брянске. Имя монаха несколько раз встречается в тексте «Задонщины», а также оно есть в заглавии Кирилло-Белозерского списка.
В другом древнерусском произведении «Сказание о Мамаевом побоище» имя Софония так же упоминается, там он напрямую указан как автор «Задонщины».
Главные герои
Основные герои летописи:
Готовые работы на аналогичную тему
Краткое содержание
Повествование начинается с того, что братья князья Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич попадают на пир к московскому воеводе. На пиру становится известно, что на Русь надвигается хан Мамай. Князья решают, что необходимо собрать русские полки на борьбу с неприятелем. Князь Дмитрий Иванович призывает других князей так же собирать войска и идти против врага.
Русские полки отправляются к Дону, там они вступают в схватку с татарами. Битва происходит около небольшой речки Непрядвы, которая впадает в Дон, на Куликовом поле.
Большое внимание в произведении уделяется описанию природы, во время столкновения вся трава на поле становится черной от крови. Над полем сгущаются тучи и начинается гроза.
Большое количество людей гибнет как с одной, так и с другой стороны. Птицы начинают петь слезные песни, плачут и жены погибших князей и бояр.
В атаку бросается князь Владимир Андреевич вместе со своим полком. Затем к своим войскам обращается Дмитрий, он выступает с призывной речью сражаться до конца. За князем следует все ратное войско. Приходит подкрепление, и татары начинают убегать с поля боя.
Русским же воинам достается богатая добыча, они забирают татарских коней, их доспехи, а также вина, дорогие ткани.
Мамай так же сбегает с поля боя, он просит помощи у фряг, однако те прогоняют его, коря в том, что он пошёл на Русь огромной армией, а теперь спасется бегством. С им никто не хочет сотрудничать, чтобы не попасть под гнев русичей.
В конце «Задонщины» князь Дмитрий Иванович обращается ко всем воинам, которые остались в живых, он благодарит их за отвагу и смелость, за то, что они смогли отстоять русскую землю и христианскую веру. Вместе со своим братом князь Дмитрий возвращается в Москву, а затем и на свое княжение.
Композиция
Повесть имеет две части, перед ними автор сделал вступление. Во вступлении он настраивает читателя на торжественный лад. Первая часть наполнена жалостью. В ней речь идет о том, как русские терпят поражение, а их жены их оплакивают, однако вскоре сама природа предвещает скорую победу русских. Враг был повержен, он спасается бегством.
Особенности произведения
«Задонщина» представляет собой поэтический рассказ о событиях, которые произошли на Куликовом поле. «Задонщина» это историческая повесть, основная цель которой – прославлять победу русских князей над татаро-монголами.
Исторические сведения автор «Задонщины» взял из летописей, в то время как в качестве литературного образца автор использует другой литературный памятник древней Руси «Слово о полку Игореве», поэтический план текста «Задонщины» был напрямую взят из «Слова».
Автор не случайно использует образы и обороты из «Слова о полку Игореве», таким образом он проводит параллель между прошлым и будущим. Это придаёт гражданский и исторический пафос «Задонщине». В тексте произведения так же имеет место быть и личное отношение автора к описываемым событиям.
Еще одной особенностью «Задонщины» является специфическое использование художественных средств. Изобразительные выразительные средства автор все так же заимствовал из «Слова о полку Игореве», в тексте можно обнаружить прямые заимствования. Использует автор «Задонщины» и фольклорные выражения, чаще всего они встречаются в отрицательных сравнениях. Следует отметить, что в «Слове о полку игореве» подобных приемов не встречается, там в большом количестве применяются метафоры- символы, однако в «Задонщине» такие приемы не наблюдаются. Фольклорная традиция так же прослеживается в использовании антропоморфных образов.
На формирование текста «Задонщины» так же повлияла традиция воинской повести. В тексте мы видим преобладание эпического повествования, эмоционально-лирическое начало представлено в меньшей степени. Исходя из этого многие ученые относят это произведение к жанру воинской повести.
Перед учёными до настоящего момента остается открытым вопрос что является первоисточником «Слово и полку Игореве» или «Задонщина». Традиционно принято считать, что «Слово о полку Игореве» появилось раньше, а автор «Задонщины» скопировал его обороты и фразы, однако с таким мнением согласны далеко не все ученые, есть версия, что «Слово о полку Игореве» было написано после «Задонщины», по аналогии с этим произведением.
Художественная литература. Задонщина (1380-е — начало 1390-х)
Это эмоциональный отклик на события Куликовской битвы. Самый ранний из списков «Задонщины» составлен монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином.
Традиционно считается, что автором произведения является Софоний Рязанец (он назван автором в двух списках), брянский боярин по Тверской летописи. Но, возможно, Софоний — автор другого, не дошедшего до нас поэтического произведения о Куликовской битве.
Основная идея «Задонщины» — величие Куликовской битвы, слава о которой донеслась до разных концов земли. Сам автор характеризует свое произведение как «жалость» (плач по погибшим) и «похвалу» (прославление мужества и доблести русских воинов).
По характеру произведения «Задонщина» тесно связана со «Словом о полку Игореве». В ней много оборотов, почерпнутых из «Слова»: «вещий Боян», «живые струны», «храбрые полки», «острые мечи», «борзые кони», «кровавые зори».
Но есть и оригинальные: «славный град Москва», «щиты московские» и т.д. В «Задонщине» встречаем выражения, ставшие хрестоматийными: «за землю за Русскую и за веру христианскую» и т.д.
В победе над ордынцами автор «Задонщины» увидел воплощение призыва своего предшественника, автора «Слова о полку Игореве», к объединению всех сил русской земли, которое дало возможность победить доселе непобедимую Орду.
Более пространно те же события изложены в «Сказании о Мамаевом побоище». В нем есть подробности, отсутствующие в других текстах: о поединке инока Пересвета с ордынским богатырем, решающей роли засадного полка князя Владимира Серпуховского и т.п. В «Сказании» четко проводится мысль о необходимости единения князей в борьбе с монголами под руководством великого князя московского.
Не обойдено вниманием и последовавшее через два года после Куликовской битвы взятие Москвы Тохтамышем.
О нем рассказывается в «Повести о нашествии Тохтамыша на Москву». В отсутствие Дмитрия Донского и сбежавших из города митрополита и бояр Москва была взята обманным путем после трехдневной осады.
Тохтамыш пообещал, что только посмотрит город и не причинит ему вреда. Когда же ворота города были открыты, ордынцы учинили в нем резню, о которой автор повести пишет так: «Увы мне! Страшно сеслышати, страшнее же тогда было видити…»
Еще об одном завоевателе, вторгшемся в пределы русских княжеств в 1395 г., рассказывает «Повесть о Темир-Аксаке» (Тимуре). В ней приведен эпизод об избавлении России от нашествия с помощью иконы Владимирской Божьей Матери, самой почитаемой на Руси.
С этой византийской иконой Андрей Боголюбский бежал из Киева во Владимир, а после нападения Тимура она была торжественно перенесена из Владимира в Москву. В тот же день Тимур, подошедший к границам Рязанской земли, без всяких видимых причин повернул назад и покинул пределы Руси.
В XIV—XV вв. широкое распространение получили легендарно-исторические сказания, которые располагаются на границе жанров жития и повести.
В частности, в «Сказании о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» рассказывается, как архиепископ новгородский крестным знамением «заклял» беса, залезшего в его рукомойник, и в награду за освобождение бес за одну ночь доставляет Иоанна в Иерусалим и возвращает в Новгород.
Данный сюжет, восходящий к фольклору, использован затем в «Житии Авраамия Ростовского» (XV в.), повести «О Василии, епископе Муромском» (XVI в.) и в «Ночи перед рождеством» Н. В. Гоголя.
В дополнение к воинским повестям в XV в. появляется то, что можно назвать беллетристикой, хотя уже в легендарно-исторических сказаниях сделан шаг к этому.
К числу таких произведений относится «Повесть о Дракуле», в основе которой лежат сказания о румынском князе середины XV в. Владе Цепеше, прославившемся своей жестокостью.
Дракула вероломен, но по-своему справедлив и к тому же отличается мрачным остроумием; это веселящееся чудовище, испытующее свои жертвы.
Данная повесть, как и многие подобные ей, сходна с произведениями литературы Западной Европы XIV—XVI вв. Объясняется это тем, что и в Западной, и в Восточной Европе устные рассказы стали записываться на вошедшую в обиход бумагу и перешли из фольклора в литературу, распространяясь в широких массах населения и приспосабливаясь к их запросам.
Жанр хождений в XV в. продолжило, пожалуй, самое знаменитое на Руси произведение данного типа — «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Это путевой дневник, записки о разнообразных приключениях, перечисление географических пунктов с указанием расстояния между ними. Афанасий Никитин описывает быт народов Индии, ее природу и социальные отношения.
Особняком стоит тема тоски по родине, с которой тверской купец был разлучен на шесть лет. Автобиографичность повествования стала новым моментом в русской литературе, который через два века еще сильнее проявится в «Житии» протопопа Аввакума.
К жанру бытовой повести, актуальной и в наши дни, относится «Повесть о Петре и Февронии».
Содержание повести
Чтобы понять, о каком событии идет речь в «Задонщине», необязательно читать произведение. Достаточно кратко ознакомиться с его характеристикой.
Летопись является известным литературным памятником, относящимся к древнерусским историческим сказаниям из тройного цикла о битве на поле Куликовом. Кроме поэмы, в него входят:
Вместе литература дает полную презентацию происходящих событий, дата которых знаменуется 1380 годом. Жанр «Задонщины» относится к писанию или сказанию. По анализу его можно полностью сравнить с другим древнерусским источником — «Слово о полку Игореве».
Началом истории поэмы служит пир-беседа двух князей, Дмитрия Ивановича и его двоюродного брата Владимира Андреевича, с московским боярином Микулой Васильевичем и другими знатными горожанами. Разговор повествует, что хан Мамай собрал огромное войско. С ордой он ждет русское воинство за Доном, у реки Непрядвы в Тульской области на Куликовом поле.
Количество воинов в русском и ордынском войске
На помощь русским спешит множество бояр, данников и князей, включая иностранцев. Это уже упомянутый боярин московский Микула Васильевич, литовские полководцы Андрей Ольгердович с братьями Дмитрием Волынским и Дмитрием и другие. Каждый приводит с собой столько воинов, сколько может. В конечном счете численность русского войска достигает 300 000 человек. Все они хотят посвятить жизнь единой цели: освобождению от ига.
Однако в орде противника численность солдат куда больше. По одной версии, их примерно 400 000, по другой, около 800 000. Ясно одно: с такой «тьмой» витязи вряд ли справятся. Но Бог благоволит Руси, что становится понятным уже в первом бою.
Начало и перелом битвы
Княжеское войско доходит до места, где его ждет многочисленная ханская орда. Воины атакуют неприятеля. Нападение оказывается удачным, и татары проигрывают. Однако и та, и другая сторона несут огромные потери. Земля мигом покрывается кровью и телами убитых людей и коней. Смерть на поле боя оказывается для славянина лучше, чем татарский плен: это почетная доля.
Все же до окончательной победы русским далеко. Князь Дмитрий понимает это и использует следующую возможность. Он призывает свой засадный полк, прятавшийся до того в овраге, за защитой густого леса. Мамаю часть скрытого войска была не видна, поскольку его орда располагалась на возвышенности, а русы в низменности.
Даже если хан догадался о своей оплошности, время было упущено. Его ослабленные, малочисленные мечники не могли победить русов, еще не участвовавших в битве.
Завершение боя
Победа оказывается на русской стороне. Засадный полк добивает большую часть оставшейся на поле боя ханской орды, а выживших татар прогоняет прочь. С ними бежит и Мамай.
Проигравший хан еще не осознает проигрыша. Он добирается до крепости Кафа в Крыму (совр. Феодосия), где, как надеется, генуэзцы ему помогут. Но затея не выходит: жители города смеются над проигрышем Мамая и отсылают прочь ни с чем.
Князь же Дмитрий Донской произносит хвалебную прощальную речь павшим русам. Он призывает брата Владимира с победой вернуться в Москву, и отпраздновать вместе со всеми обретенную независимость.
Кто написал сказание
В средневековой Руси грамотой владели либо богатые люди, либо церковные служители (как и в большинстве стран того времени). Правда, бояре и князья летописей не писали. Поэтому можно предполагать, что поэма вышла из-под пера чернеца, т. е. монаха.
Роль автора историки отводят сразу двум людям: Софонию Рязанцу, бывшему брянскому боярину, и Мунынде Ивану Ивановичу (Софонию Мунья).
Авторство первого поддерживают многие историки. За право второго на создание поэмы указывает 11-летний срок, который чернец, как и Рязанец, провел в стенах Кирилло-Белозерского монастыря.
Сравнение «Задонщины» со «Словом о полку Игореве»
Оба произведения имеют много общих черт. В основном это метафоры, связанные с природой, а также плач русских жен.
Сравнение помогает выявить общность поэм:
Есть версия, что текст «Задонщины» копирует схожую летопись. Однако это вряд ли так. Содержание сказаний может быть схожим, потому что многие тексты XIV века на Руси имели аналогичные правила написания. Тем более в таких знаменитых произведениях, параллели между которыми авторы подчеркнули не случайно.
Краткое содержание древнерусского сказания “Задонщина”
Древнерусское сказание “Задонщина”, содержание которого кратко представлено ниже, датируется приблизительно концом XIV века. Доподлинно автора произведения установить не удалось, но историки склоняются к личности рязанского священника Софония. В самом произведении его имя упоминается несколько раз, но авторство не подтверждено. Ученые апеллируют прямым указанием на монаха-сказителя Софония в “Сказании о Мамаевом побоище”. Но есть и другая версия, по которой авторство принадлежит Софонию Мунье — дальнему родственнику Дмитрия Донского.
Тезисный пересказ
На Русь наступают вражеские полчища татар под предводительством хана Мамая. На Куликовом поле их встречают объединившиеся войска русских князей во главе с Великим князем Дмитрием Ивановичем и его братом-военачальником Владимиром. В первом бою русские воины одерживают победу, но несут большие потери. Татар прогнать не удается. Собирается второе войско, и князья атакуют первыми, заливая вражеской кровью Куликово поле. Мамай поворачивает орду и спешно покидает Русь, пытается добиться помощи у соседних государств, но его прогоняют. Войска русичей одерживают победу ценой огромных потерь. Вся Киевская Русь скорбит о павших воинах.
Краткое содержание
Автор посвящает сказание погибшим на полях сражений русским воинам, сложившим голову за родную землю и веру. Предлагается проститься с умершими, помянуть их память и восславить имена князей, которые сражались на Куликовом поле и принесли победу.
Прошло 160 лет с битвы на реке Калке, где русские воины проиграли бой и потеряли несчетное количество воинов. Молодые князья Дмитрий и Владимир находятся в гостях у главы воинства московского. Приходит известие, что хан Мамай решил захватить русские земли. Он хочет присвоить территорию Залесья и уже приближается с войсками к Дону. Дмитрий призывает помянуть погибших в битве с татарами воинов, что сложили головы за родную землю и веру. Князья собирают войска и, помолившись, устремляются отбивать родную землю во имя предка Владимира Киевского.
Автор призывает всех собраться, окрестить славой дела предводителя Дмитрия и его сподвижников и восхвалить Бояна-гусляра, который пел славу тем князьям, что правили раньше.
Помянув рязанца Софония, автор воспевает дела Великих князей Дмитрия Ивановича и брата его Владимира.
Собрался князь великий, помолившись, на ратный бой. По всей Руси пронеслась весточка о грядущем сражении. Посадники шлют свои войска на помощь братьям. В Москве происходит собрание князей, где становится известно, что Мамай переходит реку Мечу.
Дмитрий Иванович вдохновляет остальных князей на бой, призывает выступить в сторону татарской орды и не отдавать врагам землю русскую. К войскам князя Дмитрия Ивановича примыкают литовские полководцы Андрей Ольгердович с братом Дмитрием и Дмитрий Волынский. Они обещают князю испытать мечи о шлемы татарские. Дмитрий зовёт его выйти в поле и посмотреть войска, коих привёл он с собой 70000 человек. И все остальные княжества Руси присылают своих воинов, которые подобно кречетам летят клевать врагов. Тысячи воинов собрались воевать с погаными захватчиками.
Татары наступают на Русь, реки начинают окрашиваться кровью. Татарские телеги пересекают реки русские, хотят они пойти войной. Войска, собравшиеся под Москвой, рвутся в бой. Братья князья собирают воинов и с молитвой выступают в сторону Дона. Владимир Андреевич идет первым, и Дмитрий Иванович дает ему напутственное слово, что ведет он за собой огромное войско в 300000 латников с лучшими воеводами на Руси, поддержку ему оказывают все города, и все воины, как один, готовы сложить голову за землю русскую. Соколы и кречеты летят клевать гусей да лебедей. Это воины русичи войска татарские разбивать идут.
Русские войска наступают на татарскую орду. Черна земля под копытами, татарскими телами усеяны поля. На речке Непрядве прошел бой, где русские князья одолели супостата. Вой туров пронёсся над полем Куликовым, погибло много славных воинов, дружинников и воевод. И понеслась об этом весточка по всей Руси.
Битва шла долго, много полегло храбрых русичей. Посечены и князья, и бояре, и воеводы. Пересвет-чернец, боярин с брянских земель, высказывает общую мысль, что почетнее пасть в бою, чем попасть в плен к татарам. Тишина стоит над полем, только вороны кричат и горы трупов человеческих. Трава пропитана кровью, и от горя деревья склонились.
Битва на реке Непрядве
Весть об огромных потерях пронеслась по Руси. Птицы запели о гибели славных латников, и жены воинов поднимаются на стены городов плакать о погибших. Просят закрыть границу и повернуть вспять врага, не пускать его больше на землю русскую, чтоб не умирали воины славянские. Погиб московский воевода Микула Васильевич, и жена его, Марья, молит Дон принести тело мужа в родные земли. Остальные жены подхватывают плач, и вот уже вся Русь скорбит о павших воинах, коим нет числа. Коломенские жены просят Великого князя перекрыть Дон и запрудить его телами татарскими. Плачут женщины о погибших, как унесла их река в земли половецкие.
Владимир Андреевич организует новый набег на татар. Князь призывает брата Дмитрия Ивановича не уступать и не прощать врагам пролитой крови. Дмитрий собирает оставшиеся войска и присоединяется к брату, не давая запятнать свою честь. Братские дружины атакуют татарское войско, те поворачивают вспять и бегут с земли русской. Начали бить и резать татар бесчисленное множество. И сами падали с лошадей, но трупами вражескими были все поля усеяны. И реки крови потекли, и сломались войска вражеские. В смятении вражьи войска повернулись вспять, причитая, что не видеть им больше жён своих и детей и на Русь больше в поход не хаживать. И пропала у них охота ходить на Русь, наполнилась земля татарская горем. Земля русская уберегла братьев-князей, оба спаслись и сделались героями. Князья набирают золота, везут добычу в родные города.
Проносится слава о победе русский войск на Куликовом поле. Мамай прибегает к Кафе-городу, где фряги говорят ему, что зря он позарился на русскую землю и до славы Батыя ему еще далеко. Не дают ему поддержки и отправляют восвояси.
Вышел Дмитрий в поле и плачет по погибшим. Но не будет ему позора теперь и не посмеются над ним враги. Братья-князья стоят на поле брани, усыпанном костями, считают потери. Много воинов полегло, но врагов в сече полегло еще больше. Скорбят оставшиеся в живых о павших, таких потерь не было давно на поле брани. Залито кровью поле Куликово, и окрасились реки. Дмитрий Иванович просит прощения у погибших ратников, благодарит за то, что те кровью добыли ему честь и славу.
Основная идея поэтического сказания
Краткий вариант «Задонщины» даёт понять, что произведение несет в себе не только историческую, но и художественную ценность. Написано оно в фольклорных традициях воинских летописных сказаний. Содержание тесно переплетается со “Словом о полку Игореве”, что особенно заметно в начале произведения (строки о Бояне, например) и в месте, где жены воинов плачут на стене о погибших, подобно плачу Ярославны.
«Задонщина» имеет также религиозную направленность, показывает победу истинной христианской веры над враждебной. Великий князь предстает как защитник христианства, идеальный глава государства. Эксперты, подробно изучившие оригинал произведения, сохранившийся до нынешних времен, также предполагают, что автор противопоставляет воюющие стороны, как темную и белую, добро и зло. И победа русского войска трактуется как возмездие, свершенное свыше. Русичи здесь выставляются как благочестивые герои, действующие во славу Христа. На протяжении всего сказания татары и русские противопоставляются именно в таком ключе, примешиваются библейские сюжеты и история христианства.
Автор в кратком пересказе демонстрирует жертвенность русичей для достижения общей цели – разгрома орды. Победный результат — это справедливое торжество, во имя веры и возмездие за прошлые проигранные битвы, когда Русь была повержена ханом Батыем.
Сказитель не ограничивается художественным и литургическим описанием происходящих событий. Довольно точно представлены цифры, которые несут историческую ценность “Задонщины”, которую все же следует читать и как военную летопись. На протяжении всего повествования сочетаются радостные и печальные события. Описание включает в себя участие природы, ее действие на стороне русичей. Так автор доносит мысль о правоте и славной победе русского войска над погаными захватчиками. Весь мир восстает против орды и с позором прогоняет его с христианских земель. Так татары оплачивают годы позора и реки крови, пролитые после поражения на реке Калке.