В чем главная особенность исследования социально экономических систем
Особенности исследования социально – экономических систем в современных условиях
Любое предприятие, с точки зрения управления, представляет собой систему.
Объектом исследования управления являются социально-экономические системы (СЭС), которые, несмотря на общность всех видов, имеют специфические черты. Главным отличительным свойством СЭС является то, что их основным компонентом выступает человек, совокупность интересов которого (общественных, коллективных, личных) влияет на состояние системы и процесс ее развития[2].
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения совокупности научных подходов к управлению. Все эти подходы отражают и характеризуют, не дублируя друг друга, важнейшие аспекты управления, только при комплексном применении которых, возможно сформировать эффективную систему оперативного управления любым предприятием, в том числе и производственным.
Таким образом, мы можем представить модель системного подхода через его основные элементы, применимо к СЭС (рис. 1).
Следует еще отметить, что особенность системного подхода заключается в том, что в допускаемых границах система управления объектом исследуется как единый организм с учетом внутренних связей между отдельными элементами и внешних связей с другими системами и объектами.
Главными в объекте управления, в проблематике функционирования социально-экономической системы (фирмы, организации, предприятия, офиса и др.) являются проблемы, отражающие необходимые компоненты ее функционирования (иногда их называют подсистемами), такие как социальная система, экономическая, организационная, технологическая, система качества деятельности и поведения на рынке (маркетинг). Все это типичные источники проблем, требующих исследования для развития управления.
Субъект управления чаще всего характеризуют такие проблемы, как характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, развитие организации управления и его техническая вооруженность.
Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов. Подход к исследованию характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при подступе к решению проблемы.
Подходы могут быть эмпирическим или прагматическим.[4]
Первый построен главным образом на опыте и его реализации в исследовании, второй — на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу. Такие исследования необходимы, и их игнорировать невозможно. Но наибольшую ценность имеют исследования, построенные на научно-концептуальном подходе. Это исследования по принципиальным проблемам, преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные методологии и научные достижения.
Среди всей совокупности возможных подходов сегодня наибольшее значение имеют подходы, отражающие роль в управлении человеческого фактора. Он является альтернативой технократическому и организационно-административному подходам. В обобщенном представлении он может быть назван социально-экономическим подходом. Для него основной исходной позицией исследования является человек и его деятельность, в которой решающую роль играет экономический интерес.
По факторам динамики различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему обработки информации. Но наиболее эффективным является диахронический, в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.
В чем главная особенность исследования социально-экономических систем?
1) затруднено получение объективной информации;
2) размыты границы объекта исследования;
3) ограничены возможности экспериментирования;
4) решающее значение системного подхода;
5) динамичность процесса функционирования.
Правильный ответ – 3
Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий?
1) определяет комплексный подход в исследовании;
2) позволяет определить свойства явлений;
3) способствует упорядочиванию и ранжированию проблем, факторов и пр.;
4) дает дополнительную информацию;
5) способствует поиску новых факторов.
Правильный ответ – 1
Что является главным в системном подходе к исследованию?
1) что является главным в системном подходе к исследованию;
2) знание предмета исследования;
3) возможность имитационного моделирования явлений;
4) определение целостности и связи явлений;
5) наличие всей необходимой информации.
Правильный ответ – 4
Что является системой управления?
1) структура органов и звеньев управления;
2) совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность;
3) организационная форма управления;
4) совокупность действий персонала управления, направленная на достижение целей;
5) комплекс характеристик, отражающих состояние управления.
Правильный ответ – 2
На какие две группы делятся общенаучные методы исследования?
1) эмпирические и социологические;
2) логические и социологические;
3) мыслительные и эмпирические;
4) мыслительно-логические и социологические;
5) мыслительно-логические и эмпирические.
Правильный ответ – 3
На какие составляющие можно разделить социологические методы исследования?
1) SWOT – анализ, Дельфи;
2) мозговой штурм, интервьюирование;
3) экспертной оценки, мозговой штурм;
4) интервьюирование, анкетирование;
5) анкетирование, Дельфи.
Правильный ответ – 4
Типовые оценочные материалы по теме 4.
Тема 4. Социологические исследования систем управления
1. Программа и методы организации социологического исследования.
2. Характеристика методов экспертных оценок.
3. Основные этапы экспертного оценивания.
Типовые оценочные материалы по теме 5.
Тема 5. Логический аппарат исследования систем управления
1. Дедукция и индукция как методы исследования систем управления.
2. Классификация логических методов исследования и их краткая характеристика.
3. Логический анализ и синтез как методы исследования.
Типовые оценочные материалы по теме 6.
Тема 6. Экспертные оценки в исследовании систем управления
1. Основные этапы экспертного оценивания.
2. Статистические методы обработки экспертной информации.
3. Методы «мозговой атаки» и «сценариев».
4. Методы “Дельфи” и “дерева целей ”
Типовые оценочные материалы по теме 7.
Тема 7. Комплексные методы исследования систем управления
1. Системный анализ и его место среди других научных направлений
2. Метод системного анализа
3. Диалектический подход к исследованию систем
Типовые оценочные материалы по теме 8.
Тема 8. Эмпирические методы исследования систем управления
1. Эмпирико-теоретические методы. Наблюдение и эксперимент.
2. Эмпирико-теоретические методы. Измерение, сравнение и описание.
3. Система доступных эмпирических данных: возможности измерения и верификации
Типовые оценочные материалы по теме 9.
Тема 9. Моделирование как метод исследования систем управления
1. Социальное проектирование и его роль в исследовании систем управления.
2. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования.
3. Экономические модели и их классификация.
4. Алгоритм разработки моделей.
5. Свойства моделей, применяемых в экономике.
Типовые оценочные материалы по теме 10.
Тема 10. Организационные и методические основы исследования систем управления
Что такое методы исследования?
1) средства оптимизации исследования;
2) определение состава проблем;
3) способы изучения явлений;
4) исследовательские способности менеджера;
5) алгоритм исследования.
Правильный ответ – 3
В чем преимущество диалектического подхода к исследованию?
1) требует количественных оценок;
2) предполагает учет человеческого фактора;
3) ориентирует на поиск противоречий;
4) дает новые знания;
5) имеет универсальный характер.
Правильный ответ – 5
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Шпаргалка Исследование систем управления 6
Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29
Поможем написать учебную работу
В чем проявляется роль времени для эффективности исследования?
А) Время — это ресурс эффективного исследования. Изменения мо гут стать необратимыми, если несвоевременно их исследовать и понять.
В чем главная особенность организации исследования?
А) Трудности функционального разделения исследовательской деятельности.
В чем заключаются преимущества диверсификации исследований?
А) Повышает эффективность исследований посредством комбини рованного использования различных методов.
Б) Позволяет наиболее рационально распределить ресурсы, выделя емые на исследование.
В чем отличие понятий и суждений?
а) Понятия отражают факты действительности, а суждения понимание этих фактов.
В чем преимущества диалектического подхода к
исследованию?
в) Ориентирует на поиск противоречий.
В чем проявляются главные признаки методологии исследования?
Б) В целях, подходах и методах исследования.
В чем главная
особенность исследования социально- экономических систем?
А) Затруднено получение объективной информации
В) Ограничены возможности экспериментирования.
В чем проявляются отличительные черты системного
подхода?
В) В установлении системообразующих факторов по любой проблеме и сследования.
Г) В определении условий целостности явлений, его элементов и свя зей между ними.
В чем преимущества метода тестирования?
В) Количественная определенность.
Д) Позволяет быстро получить информационный материал.
Зачем необходимо исследовать управление?
Г) Для эффективного совершенствования управления.
Из каких элементов складываются методы проектирования
концепций?
А) Дивергенции, трансформации и конвергенции.
Как взаимосвязаны методология и организация управления?
В) Организация определяет выбор методологии исследования.
Какое из определений исследования Вы считаете наиболее
полным?
В) Это способ использования знаний в практической деятельности.
Каковы
особенности индуктивных методов исследования?
Б) Они построены по схеме обобщения фактов.
Какова главная особенность диалектического подхода к исследованию?
Б) Поиск противоречий и путей их разрешения
Какова роль практики в исследовании систем управления?
А) Практика характеризует эмпирическую основу исследования.
Б) Практика является источником проблем и критерием оценки их решения.
Г) Практика является сферой реализации результатов исследований.
Каковы основные черты диверсифицированных методов исследования?
В) Это методы, построенные на соединении методологии, психологии и организации исследования.
Какие проблемы управления лучше всего исследуются с помощью тестирования?
Г) Проблемы, не имеющие методики количественной оценки.
Каково содержание метода
SWOI
-анализа
?
А) Это метод структурирования экспертных оценок.
Каковы особенности метода синектического исследования проблем?
А) Этот метод построен на искусстве соединения творческих потенциалов в определенных организационных условиях совместной деятельности исследователей.
Каково содержание метода Метчета?
А) Это метод регулирования режимов мышления в исследовательской деятельности.
Какие элементы предполагает структура программы исследования?
Б) Цель исследования, проблема, ресурсы, результат, гипотеза.
Какую роль играет консультирование в организации исследования?
В) Н e обязательно является элементом исследования.
Какой из факторов является решающим в успехе исследования?
Г) М етодология исследования.
Каким образом стратегия исследовательского мышления влияет на эффективность исследования?
А) Подчиняет мышление главной задаче исследования.
Какое определение понятия «эффективность исследования» вы сочтете наиболее корректным?
Б) Сопоставление результата исследования с затратами на его получение
Какую роль в исследовании играет классификация проблем, факторов, условий и пр.?
В) Способствует упорядочению и ранжированию (проблем, факторов, свойств и пр.).
Может ли быть исследование функцией управления?
б) Исследование всегда должно быть одной из основных функций управления.
Можно ли при
помощи деловой игры исследовать
систему управления?
Б) Все зависит от характера и типа деловой игры.
Назовите главный признак концепции исследования.
Б) Наличие ресурсов, необходимых для проведения исследования.
В) Комплекс ключевых положений по методологии и организации и сследования.
Почему исследования становятся функцией современного
менеджмента?
Б) Обостряется конкуренция.
Г) Повышается сложность решаемых проблем.
Чем определяется выбор объекта исследования?
Б) Областью проявления и существования изучаемой проблемы.
Что является главным фактором, определяющим роль исследования в современном менеджменте?
Б) Уровень развития науки управления.
Г) Сложность решаемых проблем.
Что представляет собой типология исследований?
Б) Это совокупность типов исследования, выделенных по определенным образцам.
Что является системой управления?
А) Структура органов и звеньев управления.
Что является предметом исследования?
Г) Проблема.
Что такое методология исследования?
Б) Логическая схема исследования.
Что понимается под целью исследования?
д) Поиск путей эффективного развития.
Что представляет собой концепция исследования?
В) Это комплекс ключевых положений, определяющий методоло гию и организацию исследований.
Что является целью исследования?
Б) Разрешение проблемы, выступающей в качестве предмета иссле дования.
Что такое методы исследования?
в) Способы проведения исследования.
Что дает менеджеру знание типологии исследования?
А) Позволяет эффективно распорядиться ресурсами.
Г) Способствует выбору наилучшего типа
Что таков фактология исследования?
А) Использование фактического материала в процессе исследования.
Что такое проблема?
Д) Противоречие, требующее разрешения.
Что является
главным в системном подходе к
исследованию?
г) Определение целостности и связи явлений.
Что является операторами синектики?
Д) Виды аналогий, используемых в исследовании проблем.
Что характеризует технология исследования?
Г) Комбинацию и последовательность действий исследователя.
В) В правилах оперирования понятиями и вывода умозаключений.
Чем определяется главным образом эффективность использования метода «мозгового штурма»?
В) Организационными условиями реализации творческого потенциала каждого из членов исследовательской группы.
Что является главным условием формирования интегрального интеллекта?
Д) Сочетание организации работы и творческих способностей исследователей.
Что характеризует качество исследования?
Г) Свойства и характеристики исследования, отражающие потребности развития управления.
Что характеризует валидность показателя?
Б) Соответствие измеряемому параметру.
Что характеризует понятие исследовательского потенциала?
Г) Это возможность использования необходимых ресурсов для проведения исследования
Чем определяется роль показателей в исследовании систем
управления?
В) Позволяют оценивать явления. Без оценки невозможно понима ние проблемы.
Особенности социально-экономических систем
С учетом вышеизложенного, можно обобщить особенности современных социально-экономических систем.
Прежде всего, следует отметить рост связности и сложности современных организационных систем. Как отмечает А.И. Пригожин, организации становятся всепроникающими, тотальными [28, C.9]. Примерами являются различные международные организации, транснациональные корпорации.
Важнейшая особенность социально-экономических систем – значительная изменчивость и динамизм внешней среды, внешних условий, к которым они адаптируются. Среда живых организмов и технических систем достаточно стабильна. Если параметры среды выходят за пределы допустимого, система перестает существовать в прежнем качестве. Социально-экономическая система организуется в направлении меняющихся условий среды и приспосабливается практически к любым их изменениям, хотя и не всегда. Так, в период экономического кризиса 2008-2009 годов погибло большое число предприятий (главным образом, малых).
Социально-экономические организации имеют свойства, позволяющие говорить о них как о системах самоорганизующихся, самообучающихся. Обучающаяся организация – это организация, непрерывно расширяющая свои возможности и компетенции; способная к созданию, приобретению и передаче знаний, а также к изменению поведения; ориентирующаяся на развитие и использование своего информационного потенциала для создания более ценных знаний и информации, для изменения поведенческих процедур и улучшения результатов.
Важнейшая особенность социально-экономических систем в отличие от систем технических и живых состоит в том, что целенаправленным поведением обладают все элементы. По характеру целенаправленности организация не может быть однозначно отнесена к классу управляющих или управляемых систем. Действительно, каждый элемент такой системы обладает целенаправленным поведением, так как включает человека с присущим ему целенаправленным поведением.
В то же время, наличие цели, являясь необходимым условием целенаправленного поведения, не является достаточным. Целенаправленнымповедением обладает тот элемент, который имеет объективную возможность автономно выбирать и менять состав и/или приоритет целей. В технических и живых системах целенаправленным поведением обладает одно или ограниченное число элементов. Целостность социально-экономической организации обеспечивается распространением целенаправленного поведения на все ее элементы.
Из этой особенности вытекает очень важное следствие для теории и практики управления организациями. Социально-экономическая организация,строго говоря,не делится на управляющую и управляемую подсистемы. Всякое разделение такой системы на управляющую и управляемую подсистемы требует формулировки и соблюдения определенных условий в процессе проведения исследования или принятия управленческих решений. Эффективное управление в социально-экономической системе невозможно без формирования механизма согласования деятельности всех ее частей.
Еще одна особенность социально-экономических систем связана с характером неопределенности их функционирования. Неопределенность в описании любых объектов традиционно объяснялась недостатком знаний и информации, некорректностью постановки задачи, неполнотой концепций. Обычно источник неопределенности связывают с внешней средой. Важным источником неопределенности в социально-экономической системе также выступает свобода выбора в принятии и реализации решений, доступная распорядителям. Причем выбор может осуществляться как из уже известных вариантов, так и на основе открытия новых. Творчество – необходимый элемент деятельности человека и, в то же время, – источник неопределенности. Таким образом, в социально-экономических организациях присутствует два источника неопределенности – внешняя среда и поведение лица, принимающего решения.
Выводы
Система – многогранное явление и это нашло отражение в ее многочисленных определениях. Они по большей части носят описательный характер, хотя встречаются и конструктивные определения. Система определяется через компоненты, характеристики, свойства, а также с учетом точки зрения наблюдателя. В конструктивном плане система может быть представлена через такие составляющие, как функция, входы, выходы, процессор. Качественную определенность системам придают связи, в том числе, обратные связи, формирующие контуры управления. В силу сложности и многоаспектности системы могут классифицироваться по самым разным признакам. Знание системной классификации является исходным моментом в системном исследовании.
Сущность систем проявляется в присущих им закономерностях и свойствах. Несмотря на отсутствие единого научного представления о закономерностях систем, тем не менее, можно выделить наиболее существенные: целостность, целесообразность, организация, а также многочисленные системные свойства (эмерджентность, связность, сложность, управляемость, устойчивость и другие).
Различные классы систем характеризуются специфическим проявлением системных свойств. Это относится, в том числе, к социально-экономическим системам. Они обладают специфическими механизмами адаптации, самоорганизации, управляемости, организованности, целесообразности. Знание этих особенностей необходимо для эффективного управления подобными системами.
Вопросы для самоконтроля
· Сопоставьте различные определения системы. Каковы их отличия?
· Что такое дескриптивное и конструктивное определение системы?
· Каковы основные характеристики системы?
· Какими бывают связи в системе?
· Что представляют собой системные элементы?
· Как связаны функция и структура системы?
· Какими бывают структуры?
· Чем развитие системы отличается от ее функционирования?
· По каким признакам классифицируют системы?
· Что такое сложная система?
· Как связаны закономерности и свойства систем?
· Охарактеризуйте основные закономерности систем.
· Как в системе связаны целое и части?
· Каковы уровни целесообразности в системах различных классов?
· Какая закономерность обусловила концепцию жизненного цикла систем?
· Сформулируйте основные свойства систем.
· Как проявляется эмерджентность систем? Приведите примеры.
· В чем заключаются особенности самоорганизующихся систем?
· Как может быть оценена связность систем?
· Что такое гомеостазис?
· Какие аспекты можно выделить при рассмотрении свойства безопасности систем?
· Почему свойство иерархичности называется также упорядоченностью по вложению?
· Как проявляется свойство наследственности в системах?
· Как связаны сложность и организованность систем?
· Что такое энтропия и как она может использоваться при исследовании систем?
· Каковы особенности социально-экономических систем?
· В чем состоят возможности и ограничения в перестроении структуры систем разной природы?
· Как связаны возможности развития системы с ее устойчивостью?
· В каком смысле можно рассматривать свойство целесообразности по отношению к системам неживой природы?
· Что может выступать первичным элементом социально-экономической системы?
· Почему социально-экономическую организацию трудно разделить на управляющую и управляемую подсистемы?
· Являются ли тождественными понятия функции и цели системы? Обоснуйте свою точку зрения.
· Чем управление отличается от самоорганизации?
· Что представляет собой управление с системной точки зрения?
· Какую роль в системах играет обратная связь?
· Какие обратные связи доминируют в хозяйственных системах (положительные или отрицательные)?
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).