В чем главная особенность классической греческой философии

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

В чем главная особенность классической греческой философии. ezr10lj3. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-ezr10lj3. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка ezr10lj3.

Философия Древней Греции — это интересное и обширное направление. Иногда его называют античным, что тоже является верным.

Люди давно начали задумываться о смысле бытия и человеческой природе. Всё это нашло отражение в философских идеях. Иногда, в самых различных ситуациях, человек обращается к ним.

Философия Древней Греции — кратко о самом главном

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

В чем главная особенность классической греческой философии. dsrufsn0. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-dsrufsn0. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка dsrufsn0.

В чём заключается проблема происхождения слова «философия», которое является древнегреческим? Оно означает «любомудрие» или, по-другому, «любовь к мудрости».

Некоторые спрашивают, почему философия зародилась именно в Древней Греции? Ошибочно так полагать, так как это произошло немного раньше. Еще в Индии и Китае существовали мудрецы, в высказываниях которых прослеживались черты, присущие данной науке.

Но именно в Древней Греции философия достигла периода расцвета.

Особенности древнегреческой философии

Данное учение подразумевает взаимодействие трёх составляющих: природы, божеств, и человека. Оно так же несёт антропологический «посыл».

В чем главная особенность классической греческой философии. 3apw2cqd. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-3apw2cqd. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка 3apw2cqd.

Философы считали, что природа являлась абсолютом и не была божьим творением. Боги сами выступали частью природы, каждый из которых олицетворял своё явление. Человек жил не только по природным законам, но и по велению разума.

Боги не влияли на человеческий разум. Человек их уважал, но жил своим умом и разумом, опирался только на себя. Существовал принцип, что не потому боги любят человека и он счастлив, а что человек счастлив и потому любим богами.

В Древней Греции очень уважали закон, как великое разумное проявление. Закон принимали все жители города и все были перед ним равны.

Отличительные черты

Демифологизация была одной из отличительных черт, которая отличала древнегреческую философию от древневосточной. Одним из главных принципов было построение теории и логическое её доказательство.

В чем главная особенность классической греческой философии. 4a0ynprn. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-4a0ynprn. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка 4a0ynprn.

Так же мыслители старались постичь сущность устройства бытия. Они же часто занимались изучением конфликтов. Примерно в те же времена произошло возникновение философских школ, каждая из которых считала свой подход наиболее верным.

Этапы развития древнегреческой философии

Периодизация, в свою очередь, делилась на три этапа.

Досократовский период

Считается самым ранним периодом. Известные представители — Фалес, Зенон, Пифагор и Демокрит. Классический период, в котором проявит себя Сократ, появился немного позже.

В чем главная особенность классической греческой философии. . В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка .

Если имена Демокрита и Пифагора (теорема Пифагора) более или менее знакомы обычным людям, то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто не изучал философию основательно.

Фалес объяснял сложные процессы, разложив их на простые составляющие. Таким образом сложные явления можно было легко понять, если знать простые законы, благодаря которым они случаются. Так получил своё становление один из методов изучения мира — редукционизм.

Демокрит — основатель теории атомизма, которая подразумевает, что всё в мире состоит из атомов.

Классический период

Произошел плавный переход и в нём в полной мере проявили себя Сократ, Аристотель, Платон (политический мыслитель) и Ксенофонт. Последние были учениками Сократа.

В чем главная особенность классической греческой философии. bahqh00n. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-bahqh00n. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка bahqh00n.

Специфика этого периода заключается в том, что произошёл переход от рассмотрения и изучения природы к человеку. Появляется такое понятие, как «личность».

Поступки «личности» рассматривались теперь с моральной, этической точки зрения и со стороны совести. Труды Платона дошли и до наших дней, благодаря чему учёные смогли сделать выводы о том, как развивалась древнегреческая философия.

Эллинистический период

Самый длительный период. В нём берут свои истоки течения эпикуреизма, кинизма и стоицизма, которые характерны для этой эпохи.

В чем главная особенность классической греческой философии. wwu1yynh. В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-wwu1yynh. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка wwu1yynh.

Таблица их отличий выглядела бы примерно так: для эпикуреизма характерно признание вечности окружающего мира, получение удовольствий. Его последовали отказывались верить в судьбу.

Для стоицизма характерно было следовать судьбе и жить в гармонии. Последователи считали, что человек — дитя космоса и его судьба уже давно предопределена. В отличие от эпикурейцев, от удовольствий следовало отказываться.

Киники считали, что человек, подобно собаке, может довольствоваться малым. Основоположником этого философского течения (кинизм) стал Антисфен. Считалось, что в жизни человека много лишнего, без чего он вполне мог бы обойтись. После смерти одного из самых заметных учеников, на могиле умершего была установлена скульптура собаки.

Философские школы Древней Греции

В Древней Греции существовало несколько сотен философских школ, в каждой из которых были свои учителя мудрости. Первая в мире раннегреческая философская школа (так считают многие источники), считается Милетская.

В чем главная особенность классической греческой философии. . В чем главная особенность классической греческой философии фото. В чем главная особенность классической греческой философии-. картинка В чем главная особенность классической греческой философии. картинка .

Натурфилософия была основана Фалесом, который так же является основателем школы. Существовали так же школа Сократа, стоиков, эпикурейцев и др. Каждой из этих школ свойственен свой список имен.

Закат древнегреческой философии

Закат пришёлся на эллинистический период. Общая характеристика выглядит так: духовная и политическая жизнь начала угасать. Философия начала сосредотачиваться на жизни отдельного человека.

Философия стала учением о мудрости. А мудрость, по представлениям школ, была скорее нравственным образом жизни.

Источник

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Источник

Особенности и основные понятия философии Древней Греции

Особенности древнегреческой философии

Первые философские концепции и мысли были изложены в трудах Фукидида и Гомера — историков Древней Греции. Здесь же зародились первые философские течения в IV веке. Древнегреческая философия стала прародительницей европейской мысли. Отличная от нее восточная концепция была основана на деспотическом режиме и традиционном укладе, в то время как в трудах западных мыслителей всегда провозглашалось свободомыслие.

Предпосылками зарождения древнегреческой философии выступили следующие факторы:

Совокупность данных факторов способствовала формированию свободомыслия и личности, у которой есть собственный взгляд на жизнь. Знания, размышления, тяга к философии становятся модными в обществе. Начинает действовать принцип состязательности, к которому прибегали как в спортивных соревнованиях, так и при ведении дискуссий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Первоначально древнегреческая философия во многом перекликалась с мифологией. Мыслители так же задавали вопросы о происхождении мира: «В чем его смысл? Как объяснить природные явления?» и т.д. Существенная разница между новым направлением и мифологией заключалась в том, что философия стремилась дать объяснения через рациональный подход. Один за другим возникали новые вопросы:

Чтобы найти ответы, необходимо наличие критического мышления, то есть все подвергалось сомнению.

Вместе с тем почитание богов по-прежнему остается актуальным в течение всего периода существования древнегреческой философии вплоть до того момента, пока христианство не начинает вытеснять политеизм радикальными методами.

Периодизация, основные этапы

Философия древней Греции разделяется на следующие этапы:

До нас дошло мало документов о труде философов древней Греции первых лет. Намного больше сведений о работах Аристотеля и Платона, живших позднее. Можно заметить, что все периоды древнегреческой философии объединяет космоцентрический тип, то есть все учения мыслителей той эпохи были посвящены исследованию окружающего мира, природы и явлений, взаимосвязи между ними.

Философы прибегали к методу абстрагирования, который был необходим для описания конкретных предметов, их свойств и признаков. Также мыслители обобщали те теории, которые уже существовали в тот период.

Школы философии древней Греции

Рассмотрим последовательность развития всех философских школ в Древней Греции.

Натурфилософы, которые представляли Милетскую школу. Они считали, что мир — это целое, которое является живым неделимым организмом. Вещи они также считали одушевленными в той или иной степени. Представители занимались поиском бытия, пытались понять, откуда все произошло и из чего состоит.

Натурфилософы не сходились во мнении, какой именно из элементов следует считать основополагающим. Кто-то считал, что это вода; другие — воздух; третьи — огонь. Один из представителей школы, Фалес, является основателем геоцентрической системы мироустройства. Он считал, что наша планета находится в центре мирозданья. Его стараниями впервые был создан календарь с разделением года на 12 месяцев.

Элеаты или элейское направление. Главные представители — Парменид и Зенон. Их труды положили начало идеализму — течению, которое разовьется впоследствии. Философы не признавали перемен и движений, так как, по их мнению, существовало лишь бытие.

Представили данной школы стали первыми, кто выдвинул мысль о вещах, существующих в реальном мире и способных постигаться мышлением. Также, по их мнению, есть только такие явления, которые можно познать с помощью чувств.

Атомистическая школа, созданная Демокритом. Мыслитель говорил, что, помимо бытия, существует и небытие. Сам мир состоит из атомов — малейших частиц. В совокупности они образуют тело, при этом сами частицы имеют разный размер и форму. Специфика восприятия мира заключается в том, что атомы можно увидеть лишь с помощью разума, а не чувств.

Классическое направление. Расцвет периода древнегреческой мысли. Именно сюда входили великие мыслители: Аристотель, Сократ, Платон. Сократ — первый, кто рассматривал человека как личность, имеющую совесть и набор внутренних принципов.

Он говорил, что самопознание играет важнейшую роль для развития и необходимо для познания истинного блага. Также он считал, что научить другого стать добрым или умным невозможно. Человек сам должен сделать выбор в сторону личностных изменений с помощью размышлений, воспоминаний и наблюдений.

Платон стал основоположником объективного идеализма. Суть учения в том, что идеи должны стать основой всех вещей, которые мыслитель назвал моделями. Например, у каждого стула есть образец, представляющий собой идеал того, что называется «стулом».

Платон говорил, что государственное устройство не является совершенным и справедливым, т.к. основано на мнении правителя, которое субъективно. Бытие он разделял на истинное (идеи) и неистинное (вещи). Вещи и предметы могут меняться, исчезать, ломаться и т.д., идеи же — постоянны и неизменны.

Аристотель стал самым выдающимся учеником Платона. Примечательно, что он критиковал взгляды своего преподавателя. Аристотель углубленно занимался философией, логикой, экономикой, политологией. Он же разделил науки на 2 ветви: теорию и практику.

Идеи Аристотеля заключались в следующем:

Еще одно достижение направления состояло в том, что Аристотель стал основоположником законов и понятия логики.

Эллинизм. Период действия данной школы является самым продолжительным по сравнению с остальными. Представители решают вопросы об этических проблемах и о примирении человека со сложившейся реальностью. Школы эллинизма и их характеристики:

1. Эпикуреизм, который придавал особое значение духовному и философскому удовольствию как главной цели в жизни. Такой образ мышления доступен только мудрым.

2. Скептики — они проявляли недоверие ко всем явлениям, теориям и направлениям. По их мнению, все должно проверяться научным методом.

3. Неоплатонизм — включал в себя учение Аристотеля и Платона и восточного мировоззрения. Представители считали, что нужно познать Бога через специальные практики, которые они создали сами.

Христианство и борьба с древнегреческой философией

По мере распространения христианство включилось в активную борьбу с представителями древнегреческой философии.

При Феодосии I Великом совершались постоянные преследования философов. Христиане разрушили Храм Артемиды Эфесской и Храм Артемиды Гемеры, а также другие значимые для язычников места поклонения богам.

В 391 году христиане сожгли Александрийскую библиотеку, где хранились философские труды. Поджог произошел по инициативе патриарха Феофила. Впрочем, до сих пор неизвестно, была ли сожжена библиотека. Язычник и мыслитель Евнапий Сардийский писал лишь об уничтожении храмов, а не библиотек с книгами.

О том же можно прочесть и у Сократа Схоластика, создававшего труды об истории церкви. В том же 391 году было запрещено поклоняться языческим богам даже в собственном доме.

Позднее под руководством Феодосия в Риме из зала сената вынесли статую Ники (греческой богини победы). В 394 году запретили проведение олимпийских игр, и погасили огонь Весты. Платоновская академия была закрыта в 529 году во время правления императора Византии Юстиниана. Заведение стало последним прибежищем древнеримского учения.

В заключение важно отметить, что период существования древнеримской философии равен 1200 годам. На первых этапах она основывалась на мифах и легендах, затем развивалась самостоятельно как отдельная наука. Представители философских школ стремились к рациональному объяснению всех окружающих явлений и вещей. Они проповедовали свободомыслие, побуждали к размышлению над вопросами мироздания и поиску истины.

С появлением и распространением христианской религии были уничтожены все школы древнегреческой философии. В сложившихся условиях течение уже не могло существовать в полноценном виде. Тем не менее, их положения легли в основу европейской мысли и культуры.

Источник

Раздел 2. Классическая греческая философия

План

1. Антропологический поворот V–IV вв. до н. э.

2. Философия Платона и Аристотеля.

1. Антропологический поворот V–IV вв. до н. э.

А) Понятие антропологического поворота

В V в. до н. э. в развитии греческой философии происходят важные перемены. Философское сознание перестает рассматривать природу (физис) в качестве главного перелома познания и обращается к исследованию проблем человеческого существования. Данный переход от философии природы к философии человека получил наименование антропологического поворота. Главной отличительной чертой философской мысли данного периода явилась нацеленность на достижение конкретных практических результатов, которые выражались: в обучении человека правилам и приемам дискуссии, в умении выступать в народном собрании и защищать себя в суде. Кроме того, для философии антропологического поворота было характерно стремление к выработке конкретных рекомендаций по поводу того, к чему следует человеку стремиться в жизни. Наиболее ярким событием философской жизни этой эпохи явилась полемика между учителями риторики – софистами и Сократом.

Б) Учение софистов

По мнению софистов, в одной и той же вещи можно высказать два противоположных мнения, каждый из которых будет истинным. Например, истинным будут высказывания «эта стена – белая» и «эта стена – не белая», если со временем стена побелена или испачкалась. Кроме того, софисты отметили зависимость знания от состояния человеческих чувств. Так, больному человеку сказанное кажется горьким или кислым. На основании подобных примеров софисты провозгласили относительность или релятивность истины. Принцип релятивизма лучше всего был выражен Протагором: «Как кому кажется, так оно и есть». Выход из создавшейся ситуации сами софисты видели в признании в качестве истины определенной договоренности между людьми. Позже данная концепция получила наименование конвенционализма.

Отказ от признания существования общеобязательных истин привел софистов к прагматизации знания, то есть к его использованию в личных целях. Наиболее ярко это выразилось в создании софистов – логических ошибок, обладающих доказательной слой. Пример – софизм «Рогатый»: «Можно ли потерять то, что ты не имеешь? – Нет. – Ты терял рога? – Нет. – Следовательно, ты их имеешь». В социально-политических условиях греческих городов-государств использование софизмов, а также различных риторических приемов позволяло получить реальную политическую власть. Тем самым философия из теоретического познания превращалась в средство политической борьбы.

Социальная опасность учения софистов состояла в том, что оно превращает индивида в единственный критерий истины, освобождало его от каких-либо моральных ограничений. Итогом этого явилось использование софистики в качестве средства для обоснования тиранических устремлений отдельных личностей.

В) Учение Сократа

Против релятивизма софистов выступил Сократ (469–399 гг. до н. э.), который полагал, что человек обладает подлинным знанием, его обнаружение он предложил осуществлять с помощью особого метода – диалектики. Диалектика представляла собой философское собеседование, в процессе которого учитель задавал вопрос ученику, а тот, отвечая на них, пытался прийти к согласию с самим собой и тем самым обнаружить истину. Поэтому Сократ назвал свой метод собеседования майевтикой – повивальным искусством. Сам Сократ объяснял данное название тем, что он принимает роды у мужчин, а ребенком является истина.

Получаемое таким образом знание отличалось от представления. В противоположность ему оно было лишено наглядности и имело чисто мыслительный, понятийный характер. С точки зрения Сократа, понятие являлось основанием различных представлений. Так, благодаря тому, что человек обладает понятием добра, он признает те или иные вещи благими. Таким образом, понятие выступало в качестве общей характеристики целого рода предметов и выражало их сущностные свойства, которые не зависли от мнений людей.

По убеждению Сократа, понятия имели врожденный характер и заключали в себе знание о том, каким образом должен поступать человек. Установив значение понятий добра и зла, справедливости, индивид будет стремиться не только к собственному благу, но и к благу общественному. В результате он научится сосуществованию с другими людьми добродетели. Таким образом, добродетель, согласно Сократу, тождественна знанию. Если бы люди по-настоящему знали, в чем состоит их благо, они не совершали бы зла.

2. Философия Платона и Аристотеля

А) Платоновское учение об идеях

Платон (427–347 гг. до н. э.), развивая философию Сократа, пришел к выводу о том, что понятийная способность человека опирается на особого рода предметность – на идеальное начало. Подобно тому, как чувственному познанию открываются физические вещи, познанию рациональному или теоретическому соответствуют идеи. Так же, как и вещи, идеи обладают независимым от человеческого сознания существованием, иными словами, они обладают объективным статусом. Платон выделял пять основных аспектов идеального начала:

1. Если вещь – это нечто единичное, то идея это общее понятие. Так, понятие стола включает в себя множество столов. 2. Идея по отношению к вещи представляет собой ее проект. Поскольку Платон признавал наличие предвечных замыслов не только у искусственных, но и у природных вещей, то идея выступала в качестве порождающей вещи модели или парадигмы. 3. Первоначальный замысел отражался в непосредственном очертании вещи в ее форме и внешнем виде – эйдосе. 4. В свою очередь, внешний вид раскрывал предназначение вещи или смысл ее существования. 5. Идея как вне временной и вне пространственный замысле вещи никогда не воплощалась в ней полностью. Поэтому идея по отношению к чувственным предметам являлась недосягаемым идеалом. Из сказанного можно сделать вывод, что идеальное начало пронизывало собой весь космос и определяло его развитие и было оформлено в виде особого умопостигаемого мира.

Б) Этика Платона

Идеализм Платона имел религиозно-этический характер. Поскольку мир вещей существовал во времени и пространстве и был подвержен разрушению, а мир идей был бестелым и существовал в вечности, то человеческая душа находилась перед выбором. Она могла ориентироваться на теоретическое познание и вести аскетический образ жизни, либо быть склонной к чувственным наслаждениям.

Посвящая свою жизнь теоретическому мышлению, человек, по мнению Платона, готовился к смерти. Обладая бессмертной душой, человек после исчезновения тела сталкивался с миром идей. Если при жизни он был приучен к восприятию идеального и его не пугало отсутствие вещей, то он продолжал свое существование в вечности, постигая различные теоретические предметы. Если же при жизни человек разлагал свою душу чувственными наслаждениями, то после смерти, не видя вещей, он испытывал страх и стремился вновь родиться в телесном мире, где его ждали страдания и заботы.

В) Общая характеристика философии Аристотеля

В противоположность Платону, Аристотель (384–322 гг. до н. э.) отрицал существование отдельного мира идей, вместе с тем он не отрицал наличие идеального начала. Аристотель предпочел рассматривать идеи в качестве форм вещей. Таким образом, идеи существуют не отдельно от вещей, но непосредственно в вещах. Для Аристотеля именно вещь обладает подлинной реальностью, а не ее форма или материал. Отделить форму от материала можно только в теоретическом мышлении, в реальности же они составляют единое целое. Это единое целое Аристотель назвал сущностью, под которой он понимал, во-первых, нечто самостоятельно существующее, а во-вторых, способное стать предметом познания.

Подобно тому, как главным условием существования вещи является форма и материал, причинами существования мира является первоматерия и первоформа (или Бог). Первоматерия представляет собой вещество, из которого состоит мир, а Бог выступает в качестве упорядочивающего и приводящего ее в движение начало. Таким образом, позицию Аристотеля нельзя однозначно определить как идеалистическую или материалистическую, правильнее было бы обозначить ее как реалистическую (от лат. rea – вещь).

Вывод: Греческая классическая философия представляет собой первую форму объективного идеализма. Сущность последнего заключается в признании независимого от человеческого сознания существования умозрительных предметов – идей. Логика развития греческой классической философии была направлена на доказательство действительности идеального начала для реального мира. Сначала Сократ показал реальность идеального для человеческого бытия, затем Платон раскрыл идеи как главное условие для существования вещей, и, наконец, Аристотель рассмотрел идеальное как внутреннюю структуру вещи. Особо следует подчеркнуть, что идеальное начало не нужно рассматривать в качестве плода воображения мыслителей древности, поскольку одним из видов идеального бытия являются предметы математики. Отделение числа от чувственных предметов позволило греческому объективному идеализму открыть так называемый теоретический уровень научного исследования, заключающийся в математическом описании природы. В этом отношении особой значимостью обладает платоновская идея математизации естествознания, получившая свою полную реализацию только в эпоху Нового Времени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *