В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма
В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма ответ?
Во-вторых, надо ответить на вопрос: в чем причина человеческого страдания и несчастливой жизни? Заключается она в постоянном стремлении человека к чему-либо, что понимается весьма широко и называется в буддизме жаждой. Человек всегда стремится к чему-то, чего-то хочет, имеет определенные желания и жаждет их реализовать. Начертите мысленно круг ваших желаний, а потом круг ваших возможностей. И второй окажется меньше и будет располагаться внутри первого. Неудивительно, что мы хотим всегда большего и лучшего. Поскольку возможности далеко не всегда совпадают с желаниями, мы увеличиваем свои возможности, совершенствуем себя, чтобы достичь желаемого, ставим перед собой цели и стремимся к ним, и потому вся наша жизнь – борьба и напряжение. Но как только мы достигаем цели, как только круг возможностей совпадает с кругом желаний, последний тут же увеличивается, у нас появляются новые цели, и мы опять к чему-то стремимся и напрягаемся и, главное, вновь страдаем от того, что желаемое не совпадает с действительным. Получается, что наши желания – это стремительно убегающий вдаль горизонт, а наша жизнь – постоянная погоня за неосуществимым и невозможным – оттого и является страданием, что мы изо всех сил хотим получить то, чего получить не можем. Этот сюжет знаком каждому с детства по прекрасной пушкинской сказке о рыбаке и рыбке: как только очередное желание старухи исполнялось, она немедленно хотела большего, а в результате оказалась у разбитого корыта. К такому же печальному концу приводит и наша погоня за эфемерным горизонтом желаний. Каждый день мы живем, готовясь к некоему «завтра», в котором наконец-то реализуются наши цели и наступит желаемое, начнется «настоящая» жизнь. Но приходит «завтра», а мы тратим его на подготовку уже к другому «завтра», полагая, что там-то наверняка откроется наше счастье. Так проживаем мы жизнь свою – как бы в черновиках, все к чему-то готовясь и чего-то ожидая, а в результате оказывается, что беловика-то жизни не будет, что «завтра» не наступит и для будущего уже прошло время.
В чем главная причина земных страданий с точки зрения буддизма
Краткое содержание: Четыре благородные истины объясняют основу, путь и цель на всех трех уровнях буддийских поучений.
Все обусловленное есть страдание
У страдания есть причина
У страдания есть конец
Есть путь к прекращению страданий
Скачать этот текст в PDF
(вместе с материалами урока )
Скачать другие темы |
Тематический план |
В последующих объяснениях Будда показал все ступени опыта, от ограниченности обычного восприятия мира до Освобождения и Просветления.
Первая благородная истина: 1. Все обусловленное есть страдание. На абсолютном уровне бесстрашная непоколебимость, радость и любовь являются спонтанным выражением ума, свободного от ограничений. Это опыт Будды и возможный опыт всех существ («Природа Будды»). По сравнению с ним даже самое большое обусловленное счастье – ограничено и пронизано страданием, так как подвержено изменениям; оно является преходящим и не вечно. Будда описывает 3 вида страдания, которые переживаются сильнее или слабее в зависимости от осознанности (см. также тему «Три вида страдания»). 2. Непостоянство: Оно является причиной страдания, если мы привязываемся к обусловленному счастью. 3. Обусловленность: Это самая тонкая форма страдания, проявляющаяся в том, что ум почти всегда покрыт завесами, и из-за этого мы не можем контролировать свою жизнь. В круге обусловленного существования мы всегда переживаем страдание, в той или иной форме. |
Вторая благородная истина: 2. У страдания есть причина. 3. У страдания есть конец. В качестве цели Будда показывает Освобождение и Просветление. | Четвертая благородная истина: 4. Есть путь к прекращению страданий. ГримуарНепрочитанное сообщение Earnwulf » Вт сен 25, 2018 10:25 pm «Вся наша жизнь – страдание» – говорится в учении Будды. Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом. А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже. Что такое страдание Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными. С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей Будды Шакьямуни, которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы». Эти истины гласят о том, что в мире: — есть страдание; О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание». Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни. При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться. Учение описывает 4 главных страдания: Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас. При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы. Какова его причина На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий. И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха». Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев. При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ. Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию. Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из колеса сансары – бесконечной череды перерождений. Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания. Нынешний Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания: — омраченные действия; Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания. Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие. Как его прекратить Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения. Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина. Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является. Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром. Этот путь также называется «Восьмеричным путем». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека: — понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах; Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны. Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня». Основная цель буддизма – избавление от страданияБуддизм — это религия преодоления страдания. Именно избавление от страданий является основной целью буддизма. Для того, чтобы освободиться от них необходимо усмирить свой ум. В сознании человека, выбравшего данное философское направление, происходят кардинальные перемены, так как буддизм, в сравнении, к примеру, с христианством, иудаизмом либо исламом, смотрит на жизнь совершенно иначе. В других религиях главенствующая роль принадлежит божественной сущности, в его превосходстве над волей человека. Бог имеет абсолютное господство над людьми, и они должны беспрекословно подчиняться ему. Основная цель буддизма – избавление от страдания
Четыре базовые благородные истины буддизмаДрахма (буддистские учения) основаны на следующих главных истинах: В сущности, это четыре этапа на пути к достижению нирваныДуккха — первая истина
Дуккха — это страдание, но не столько физическое, сколько духовное, порожденное несовершенством бытия. В человеческом обществе всегда присутствует дисбаланс между желаемым и реальным. Иными словами, в жизни всегда имеет место недостаток чего-либо, что ведет к страданиям. К примеру, если имеешь материальные блага, то теряешь родных, если живы близкие, но кто-то болен и т.д. В буддизме идея страдания — это неудовлетворенность настоящим, тем, что у тебя есть, нереальность достижения идеала. В этом смысле страдание заполняет жизнь и человек не может поменять законы природы. В его силах только найти гармонию с самим собой. Затем следует второй этап — осознание причин собственных жизненных трудностей.
СамудайяПричина страдания заключается в том, что человек не может получить желаемое. Мы хотим богатства, но приобретая его, приходит понимание, что этого недостаточно и мы желаем чего-то еще. Получение желаемого не заменяет страдание, а только усугубляет его. Чем больше желаем, тем большее постигаем разочарование, когда достигаем желаемого. Желания человека с течением времени тоже меняются. То, к чему было стремление и желание достичь его любой ценой, в действительности, оказалось ненужным на последующих этапах жизни. В итоге, мы разочаровываемся, что, по сути, является одним из видов страдания. Поэтому, мы сами являемся основной причиной страдания, то есть, то, что находится внутри нас (наша жажда, страсть, помыслы и т.д.). Ниродха
Мечты являются источником страданий в любом случае: и когда они сбываются, и когда разбиваются. Для того, чтобы избавиться от мучений, нужно отказаться от бессмысленных мечтаний и радоваться тому, что есть сегодня, самим моментом бытия. Страсти необходимо держать под контролем, так как необузданные желания являются причиной самых больших переживаний и неудовлетворенности действительностью. Зачастую, нами овладевают желания обладать любимым человеком любой ценой, однако, зачастую, страстная любовь имеет свойство перерождаться в ненависть. Действенный способ не страдать — это контролировать свои чувства. Путь освобождения от страдания посредством контроля над своими желаниями и страстями делает буддиста свободным и приближает к особому состоянию, именуемому «нирваной». Это наивысшее наслаждение, свободное от страдания, означающее полное взаимодействие с духовным началом и всемирным «Я». Человек ощущается себя не отдельной личностью, а частичкой Вселенной. МаггаПути избавления от Дуккхи у каждого человека могут быть разными. Кто-то предпочитает окунуться в пучину страстей для того, чтобы избавить себя от боли утраты, пытаясь заглушить разочарование другими связями и мечтами, кто-то находится в постоянном страхе страдания, выбирая аскетизм и отрешение от всего, пытаясь обрести счастье через истязание своей плоти. Эти оба способа — крайности, которые не способны принести удовлетворения. Понятие философии буддизма заключается в выборе срединного пути, который состоит в концентрации своих внутренних сил и возможностей. Другими словами, это Благородный Восьмеричный путь, в состав которого входит восемь состояний. Преодолев эти состояния человек может достичь состояния нирваны. Восемь состояний делятся на три стадии (этапа), которые преодолевать следует вдумчиво и постепенно.
Они называются: шила (нравственность, включающая в себя совершенную речь, совершенное поведение и совершенный образ жизни), самадхи (дисциплина, заключающаяся в правильном усердии, самоконтроле и полной концентрации) и панья (мудрость, включающая в себя правильное воззрение и правильное мышление). Преодолев перечисленные этапы, человек ощущает наслаждение и благополучие, а потом входит в нирвану, освободившись от всех типов страданий.
ЗаключениеК пониманию фундаментальной причины страдания Будда пришел самостоятельно в результате глубокого анализа своей жизни и себя. Он не требовал от своих учеников беспрекословно следовать его учению, предлагая подвергать проверке его изречения. В противовес другим религиям и верованиям, в которых основным моментом является тема, что слово бога не подвергается сомнению и требует беспрекословного подчинения, буддизм притягивает свободой выбора и силы. Пять «ядов ума» в буддизмеВ се живые существа желают обрести счастье и избежать страданий. Это глубинное стремление любого живого существа. И в этом плане по большому счёту нет разницы между человеком, который стремится обрести благоприятные условия жизни и тем же тараканом, который улепётывает от стремительно опускающегося на него тапка. Так или иначе, мы все едины в желании избежать страданий. Проблема лишь в том, что часто мы не можем определить истинные причины страданий. Как верно подметил буддийский философ и практик Шантидэва:
Почему же так происходит? Проблема в том, что мы порой не видим истинных причин наших страданий. Самый грубый (зато самый понятный) пример — абстинентный синдром после употребления алкоголя, проще говоря, похмелье. Часто человек устраняет его новой дозой алкоголя, вместо того чтобы просто принять твёрдое намерение больше не употреблять алкоголь. И получается, как в том анекдоте: «Давайте в этот раз на Новый год исключим из рациона мандарины. Надо же, наконец-то, выяснить, почему утром голова так болит». Печально, что люди смеются над тем, над чем надо бы, наоборот, серьёзно задуматься. Впрочем, это типичная методика популяризации деструктивных тенденций через юмор. То, что опасно, не смешно. Однако проблема лежит гораздо глубже, и непонимание истинных причин наших страданий порой заставляет нас совершать одни и те же ошибки и ходить по этим кругам ада — бесконечно, зачастую ещё и обвиняя всех вокруг в своих проблемах. Яркий пример тому — человек, который годами может питаться фастфудом, а когда наконец-таки начинаются проблемы со здоровьем, то во всём, разумеется, виновата экология. Пять «ядов ума» — пять причин страданийО глубинных причинах страданий много сказано в буддизме. Вообще, вопрос страданий, причин страданий и способов эти страдания, наконец-таки, прекратить — это главная философская концепция, на которой изначально и было основано Учение Будды. Поэтому буддизм в вопросах причин страданий, наверное, продвинулся намного дальше многих других философских направлений. Итак, согласно философии буддизма, существуют так называемые «яды ума». В различных трактовках и школах указываются либо три «яда ума», либо их расширенный список из пяти «ядов». Рассмотрим эти пять «ядов». Считается, что основным ядом ума, то есть базовой причиной страданий, так сказать, корнем всех бед является неведение. НеведениеНеведение — корень всех страданий. Речь, разумеется, не идёт о незнании теоремы Ферма или законов Ньютона. В прочем, иногда и такое вот банальное невежество может причинить немало проблем. Но если рассматривать именно философию буддизма, то здесь речь идёт о базовых заблуждениях относительно мироустройства, относительно себя самого и так далее. Сам Будда Шакьямуни говорил: «Самое тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо — это неверие в закон кармы». Кстати, стоит отметить, что закон кармы очень похож на третий закон Ньютона: «Любое действие вызывает противодействие», так что физика и философия порой тесно связаны. И бывает так, что школьный учебник физики может дать ответы на многие вопросы. Однако вернёмся к вопросу о законе кармы: почему Будда считал именно это заблуждение наиболее тяжёлым? Дело в том, что, совершая неблагие поступки, человек создаёт причины для собственных страданий. И если при этом он не верит или не знает о законе кармы, то у него нет даже шанса изменить к лучшему свою жизнь. Именно об этом и писал Шантидэва: «Желая избавиться от страдания, они, напротив, устремляются к нему». Также под неведением можно понимать непонимание того факта, что все мы так или иначе связаны между собой. И причиняя вред кому-либо, причиняешь его самому себе, а принося пользу другим, приносишь её самому себе. Если рассматривать вопрос неведения в несколько другом контексте, то можно сказать, что неведение — это иллюзия двойственности. Что такое двойственность? Это иллюзорное разделение на чёрное и белое. Секрет в том, что наш мир и всё, что в нём происходит, является абсолютно нейтральным и только наш беспокойный ум порождает иллюзию двойственности. Двойственное восприятие делит объективную реальность на приятное и неприятное, любимое и нелюбимое, выгодное и невыгодное и так далее. И именно это разделение приводит уже к формированию двух других «ядов» — привязанности и отвращения. ПривязанностьПривязанность — второй из «ядов ума», проистекает из неведения. Разделение воспринимаемой реальности на приятные и неприятные объекты порождает привязанность к приятным объектам и желание обладать ими. На самом деле, «всё есть страдание», об этом говорил Будда в своей первой проповеди. Почему же всё является страданием? Можно привести простой пример с едой. Когда мы голодны, мы страдаем от голода, но, если мы начинаем есть и переедаем, мы уже страдаем от переедания. Таким образом, страдание мы получаем как от отсутствия пищи, так и от её наличия, и секрет кратковременного счастья в том, чтобы страдание от голода и страдание от насыщения были равны. В тот момент, когда они равны между собой, мы ощущаем некий зыбкий, кратковременный баланс. То есть такое временное счастье — это зыбкий баланс двух разнонаправленных видов страданий. Привязанность является ядом ума и приводит к страданиям по той причине, что в этом мире всё непостоянно и любой объект, к которому мы привязаны, будет рано или поздно разрушен. Либо же, если это объект более менее долговечный и в некотором роде безлимитный, нам попросту надоест им наслаждаться. Яркий пример — ребёнок, у которого всё есть. Рано или поздно ему просто надоедают даже самые интересные и дорогие игрушки, и он постоянно желает чего-то нового и большего. В этом суть любого желания: его невозможно удовлетворить так же, как невозможно утолить жажду солёной водой. Таким образом, если у нас есть объект, к которому мы привязаны, мы будем страдать в любом случае — либо от его отсутствия, либо от невозможности наслаждаться им бесконечно. ОтвращениеОтвращение (гнев, ненависть) — третий из «ядов ума», который проистекает из неведения. Опять-таки причиной является двойственное восприятие. Если приятные вещи формируют привязанность, то неприятные формируют отвращение, ненависть и гнев. Однако, как уже сказано выше, любое двойственное восприятие является иллюзорным. Можно привести пример с временами года: кто-то любит жаркое лето («тополиный пух, жара июнь» и всё такое), а кто-то ненавидит лето, а, напротив, любит осень («унылая пора, очей очарование» и так далее). А теперь подумаем, что же является причиной страданий в данном случае? В случае с первым человеком приход лета принесёт ему радость, а в случае со вторым — страдание. Так можно ли сказать, что причиной радости первого и страдания второго является приход лета? Тоже самое можно сказать и про наступление осени. Если представить, что в первом случае человек её ненавидит, а во втором — любит, то, опять-таки, одно и то же событие вызывает у одного отвращение, а у другого — восторг. И если посмотреть объективно, то можно сказать, что причиной страдания становится двойственное восприятие, которое породило отвращение к летней жаре, осенним дождям, зиме, снегу, весенней слякоти, нелюбимой работе, приезду тёщи и так далее — этот список можно продолжать бесконечно. В современном мире пандемия ненависти доходит просто до невероятных парадоксальных ситуаций: ненависть, искусственно разогреваемая с помощью СМИ, может заставить людей с разных концов планеты, которые даже никогда не встречались, люто ненавидеть друг друга просто потому, что их научили думать, что разный цвет кожи — это повод для ненависти. Это происходит по определённым причинам и выгодно определённым силам, но сейчас речь не об этом. Любая концепция в нашем сознании, любая психологическая установка, которая заставляет нас испытывать отвращение, ненависть или гнев в первую очередь причиняет страдания нам самим. Как говорил Будда Шакьямуни: «Гнев — подобен раскалённому углю. Прежде чем швырнуть его в кого-то, обожжёшься сам». И речь здесь не только о законе кармы (впрочем, куда же без него!?), даже современная медицина подтверждает тот факт, что негативные психологические реакции, такие как гнев и ненависть, запускают в организме в прямом смысле процессы физического разрушения. То есть закон кармы действует даже на клеточном уровне: невозможно транслировать негатив вовне, не разрушая себя изнутри. Таким образом, страдание причиняет нам не сам объект, а наше отношение к этому объекту. Если мы что-либо ненавидим, это наша внутренняя проблема и решить её можем только мы сами. И если бы только люди понимали, что гнев и ненависть разрушают в первую очередь того, кто носит этот страшный вирус в себе, мир изменился бы кардинально. Но пока что кардинальных перемен в массовом сознании людей не видно. А причина всё та же — неведение, оковы которого разрушить не так просто. ГордостьГордость — четвёртый из «ядов ума», как можно уже догадаться, также проистекает из неведения. Истина заключается в том, что все мы равны между собой. На глубинном уровне все души (или живатмы) обладают одними и теми же качествами, и разница между нами лишь в накопленном опыте и, как следствие, в разных кармических уроках, которые мы проходим на этой земле. Поэтому осуждать алкоголика за то, что он пьёт алкоголь, неразумно. Это его кармический урок, и ему нужно приобрести этот опыт. И гордость возникает лишь по причине того, что человек не понимает, что на изначальном глубинном уровне все равны. Об этом говорил и Будда. Такая концепция, как «природа Будды», которой обладает каждое живое существо, даёт понимание того, что, во-первых, мы все одинаковы и взаимосвязаны, а во-вторых, имеем абсолютно равные шансы стать буддами. В «Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» есть глава под названием «Бодхисаттва Никогда Не Презирающий». Там рассказывается о некоем духовном практике, который при встрече с людьми всегда неизменно повторял, словно мантру: «Я глубоко почитаю вас и не могу относиться к вам с презрением. Потому что вы все будете следовать по Пути бодхисаттвы и станете буддами». И даже когда люди в ответ на это раздражались, оскорбляли его и даже били, он неизменно повторял: «Я не могу относиться к вам с презрением, ибо вы все станете буддами». И тогда этого бодхисаттву прозвали «Никогда Не Презирающий». Но самое интересное с ним случилось дальше, впрочем, это уже совсем другая история. И любой желающий может прочитать её в «Лотосовой сутре», в главе «Бодхисаттва Никогда Не Презирающий». Мораль же этой истории такова, что гордость возникает лишь по причине ложных воззрений о том, что мы все разные и среди нас есть достойные, а есть недостойные. И лишь понимание того, что каждый идёт по пути саморазвития своим путём, разрушает гордость. Осуждать тех, кто меньше нас продвинулся на пути саморазвития, и превозносить себя также нелепо, как презрение десятиклассника к первокласснику за то, что он пока ещё многого не знает. ЗавистьЗависть — пятый из «ядов ума». Можно сказать, что это обратная сторона гордости, так сказать, зеркальное её отражение. Если гордость — это превозношение себя и унижение других, то зависть — это, напротив, недооценка собственной личности, иллюзия собственной неполноценности по сравнению с другими. Как говорил известный психиатр Фрейд (несмотря на многие его заблуждения): «Единственный человек, с которым вы должны себя сравнивать, это вы в прошлом. Единственный человек, лучше которого вы должны быть, это вы в настоящем». Очень точно замечено: каждый проходит свои уроки и сравнивать себя с кем либо — тоже самое, что сравнивать танк с самолётом: у каждого из них своя задача и в соответствии со своими задачами они и обладают теми или иными сильными и слабыми сторонами. Можно бесконечно спорить о том, кто сильнее — боксёр или каратист, но по факту это две разные системы подготовки и два разных принципа ведения боя. Также и в повседневной жизни: если кто-либо добился больших успехов, это означает лишь одно — он приложил больше усилий. Стоит также помнить и о законе кармы, понимание которого, опять-таки, разрушает и зависть тоже. Потому что у всего, что проявлено на сегодняшний день, есть причина. И если кто-то имеет то, чего не имеем мы, значит, он создал для этого причину, а мы — нет. Так к кому следует предъявлять претензии? Итак, мы рассмотрели пять основных «ядов ума», которые предлагает нам традиция буддизма. Эти пять «ядов ума» считаются базовыми причинами страданий, однако, увы, далеко не единственными — они, в свою очередь, способны порождать ещё сотни и тысячи других причин, которые приводят к страданиям. Но нет смысла сейчас рассматривать каждую из причин в отдельности. Важно понять другое — во всём, что с нами происходит, виноваты только мы сами. И, если мы хотим изменить что-либо в своей жизни — нужно сначала изменить своё мышление и восприятие мира, а затем изменить образ жизни. И поведение. И только в этом случае возможны какие-то кардинальные перемены. Предъявление претензий к миру и окружающим людям — это заведомо проигрышная позиция по той простой причине, что мы перекладываем ответственность за свою жизнь и своё развитие на кого-то другого, а это автоматически лишает нас способности управлять своей жизнью. И чтобы избавиться от страданий, нужно просто устранить причину. Обвинять окружающий мир в своих проблемах — это тоже самое, что пенять на сквозняк, который гуляет по комнате, вместо того, чтобы просто встать с дивана и устранить его причину — закрыть форточку. И рецепт счастья, к которому стремятся все живые существа, прост: устраняем причины страданий и создаём причины для счастья.
|