В чем главная проблема экономики
В чём состоят главные проблемы экономики? Краткое объяснение
Содержание:
Человечество на протяжении всего существования сталкивается с фундаментальными экономическими трудностями. Одной из главных экономических проблем является рост потребностей населения и ограниченность ресурсной базы. Именно человеческая потребность ложится в основу развития экономической системы. Стоит учитывать, что пожелания людей неограниченные, в отличие от ресурсов. Производителю необходимо выбирать, что изготавливать, чтобы удовлетворить потребителя и вложиться в доступный объем ресурсов. Это один из главных вопросов экономики.
Три главных вопроса экономики — как и кем решаются главные вопросы экономики
Во всех экономических системах можно выделить 3 главных вопроса экономики. При этом главная проблема экономики состоит в том, что необходимо распределить редкие производственные средства. Для этого нужно точно проанализировать:
Ответы на три вопроса экономики в каждой экономической системе дает определенная структура:
Фундаментальные вопросы экономики – что к главным вопросам экономики не относится
К основным вопросам экономики не относятся два аспекта производства:
Основной вопрос, который решает экономика — главная проблема экономики
Экономика – это совокупность научной дисциплины и методики ведения предпринимательской деятельности. Ее основной проблемой является ограниченность ресурсов. Природные ресурсы заканчиваются, а у людей растут потребности. Отсюда формируется неограниченное, нерациональное использование природных запасов. Задача экономики – разработать оптимальный механизм применения в хозяйствовании полезных ископаемых, древесины и других производственных факторов.
Независимо от направления деятельности предприятия, оно использует сырьевую базу. Это строительные материалы, минералы, топливно-энергетическое сырье и прочее. Для правильной организации производственного процесса необходимо заботиться об окружающей среде. Не всегда компании имеют достаточный запас транспортных средств, специалистов, финансовых ресурсов. Это также является экономической проблемой предприятий. Чтобы производить блага, востребованные потребителем, необходимо иметь все производственные факторы.
Основная проблема экономики
Если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность. Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всегда меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.
Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.
Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.
Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями.
В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какиетовары производить, как их производить и для кого (как распределить), т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.
Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (бизнес), государство. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.
Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.
Альтернативные издержки – это оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.
Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. Если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).
Таблица производственных возможностей
Возможности | Потребительские товары (трлн шт.) | Инвестиционные товары (млн шт.) |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д |
Ограниченность редких ресурсов означает необходимость выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. Если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую все возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).
Рис. 1. Граница производственных возможностей
Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей, отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, например, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, наоборот, страна много инвестирует, что означает рост объема производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, если она находится в точке Е в будущем продвинется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.
Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Поэтому каждая новая единица инвестиционного товара требует все большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи)..
В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.
Главная проблема экономики
Главная проблема экономики –поиск механизма, позволяющего разрешить противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными возможностями их удовлетворения (ограниченными ресурсами).
Рассмотрим две стороны главной проблемы экономики:
1. сторона – безграничность потребностей. Потребности – это состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он хочет выйти, или состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.
Свойства потребностей:
o историчность (меняются во времени).
Сущность потребностей выражается двумя законами:
o законом возвышения потребности;
o законом насыщения потребности.
Закон насыщения потребностей предполагает, что по мере удовлетворения одновременно ряда потребностей выявляется определённое благо, которое потребляется с максимальной интенсивностью, в силу чего наступает насыщение.
Все потребности могут быть классифицированы и объединены в отдельные группы. Границы между видами потребностей подвижны. В основании любой группировки лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности.
К ограниченным ресурсам относят три главных фактора производства: земля, труд, капитал.
o PR– величина рентного дохода;
o X0— современная (текущая) стоимость; дисконтированная стоимость;
o r –процент по депозитам (кредитам), выраженный в долях.
2. Труд –это осознанная, целесообразная, результативная деятельность человека. Собственник труда вознаграждается заработной платой.
w = MRPL = MPLxPQ,
o w(wagesforlabor) –заработная плата;
o MRPL(MarginalRevenueProduct)–предельная доходность ресурса;
o MPL(MarginalProduct) –предельный продукт;
o PQ(priceoftheproduct) –ценапродукта.
3. Капитал – это вторичный фактор производства. Он представляет собой запас произведенных благ для длительного пользования, которые используются при производстве других благ. Он отличается от земли тем, что может воспроизводиться, в то время как земля невоспроизводима.
Различают три вида капитала:
o реальный или физический (основные и оборотные средства производства, например: станки, оборудование, материалы, топливо ит.п.);
o финансовый или денежный (например: денежные средства на счетах в банке);
o невещественный или незримый (например: предпринимательский талант, патенты, информация и т.д.).
Ценой капитальных активов выступает доход, который они могут принести в результате их применения. Этот доход соответствует цене, уплачиваемой за пользование деньгами в течение определенного периода времени – проценту:
o PR – цена капитального актива;величина дохода;
o X0— современная (текущая) стоимость; дисконтированная стоимость;
o r – процент по депозитам (кредитам), выраженный в долях;
o n-период.
1.3. Две составные части экономической теории: их основные проблемы и цели.
В зависимости от объекта исследования экономику как науку подразделяют на две части: микро и макроэкономику.
Микроэкономика – часть экономической науки, которая предполагает анализ поведения отдельных экономических субъектов – покупателей, фирм, отдельных рынков, а также анализ распределения ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.п.
Цель анализа поведения отдельных экономических субъектовна микроуровне – поиск путей повышения экономической эффективности производственной деятельности.
Проблемавыбора отдельных экономических субъектовпорождена следующими причинами:
2. необходимостью решения вопроса о предпочтительности того или иного направления их применения;
3. поиском лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.
Отражением данной проблемы служат три основные проблемы микроэкономики:
что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данное время в данном рыночном пространстве; Ответ на данный вопрос можно получить, проанализировав производственные возможности субъектов экономического пространства (см.: тему 2.1.).
как производить, т.е. при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные для производства товары и услуги; Решение данного вопроса лежит в плоскости теории производства и анализа затрат (см.: тему 2.2.).
для кого производить, кто будет потреблять произведенные товары. Ответ на данный вопрос можно получить, изучив теории потребительского выбора и спроса, пофакторное распределение доходов (см.: тему 2.3.).
Макроэкономика изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических субъектов и экономических рынков друг с другом. При таком подходе экономика рассматривается как сложная, иерархически организованная система, как совокупность экономических отношений, и их показателей.
Основные проблемы макроэкономики:
o повышение темпа экономического роста;
o анализ экономических циклов;
o анализ взаимодействия инфляции и безработицы;
o регулирование уровня ставки процента и денежного обращения;
o регулирование реального и денежного секторов экономики;
o анализ состояния государственного бюджета и финансирование бюджетного дефицита;
o анализ состояния торгового, платежного балансов страны и валютного курса;
Цель анализаповедения экономическихсубъектовна макроуровне – достижение эффективной макроэкономической политики государства.
Инструментыдостижения государством поставленнойцели:
o внешнеэкономическая торговая политика.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Экономика как наука
Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.
В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.
Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.
Предметы изучения – это:
Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:
Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.
Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.
Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:
Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).
Краткая история и значение термина
В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.
Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.
В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.
Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.
Ключевые вопросы экономики
Экономика задается тремя главными вопросами.
Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.
Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.
Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.
Главные проблемы экономики
Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.
Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:
Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.
Термин «благо» в экономике
Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.
Блага принято подразделять на три масштабные категории.
Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.
Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.
Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.
Задачи экономики
Перед экономикой стоят две важные задачи.
Функции экономики
Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.
Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:
Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние
Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:
1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)
2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)
3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)
Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.
Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).
1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);
2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;
3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.
Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.
К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:
1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;
2) затраты времени на каждую из форм деятельности;
3) содержание деятельности, которое раскрывается в структуре функций, видах занятий.
Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.
Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.
Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.
В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.
Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.
Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.
Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства
Факторы производства | Показатели эффективности использования ресурсов | Формула расчета |
Труд (рабочая сила) | Производительность труда | Экономический эффект / Трудозатраты |
Основные производственные фонды | Фондоотдача | Экономический эффект / Основные производственные фонды |
Оборотные производственные фонды | Материалоотдача | Экономический эффект / Оборотные производствённыё фонды |
Рис. 1-3. Кривая производственных возможностей
Примером выбора структуры экономики является альтернативность гражданского и военного производства, или модель «пушки вместо масла». Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»). Можно все ресурсы общества использовать для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает третий вариант: за счет сокращения производства масла часть ресурсов направляет на производство пушек.
Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей.
Таким образом, распределение ресурсов для удовлетворения потребностей людей, которые в каждый данный момент опережают возможности производства, приводит к формированию определенной структуры экономики.
Структура экономики, эффективность и благосостояние находятся в тесной взаимосвязи. Прогрессивные структурные изменения в экономике происходят под влиянием роста эффективности производства и благосостояния населения. Так, в высокоразвитых странах опережающими темпами по сравнению с промышленностью, сельским хозяйством, строительством развивается сфера услуг, около половины занятого населения уже трудится в этой сфере. Совершенствование структуры экономики, в свою очередь, способствует росту эффективности (например появление отраслей, предприятий, производящих новую технику, новые материалы) и повышению благосостояния (расширение ассортимента, изменение структуры, рост качества потребительских товаров и услуг).
1. Какой должна быть оптимальная структура экономики?
2. Как добиться эффективности?
3. Как обеспечить благосостояние населения?
В дальнейших темах мы будем возвращаться к этим проблемам, но уже с учетом специфики особых форм хозяйства.