В чем главная разница между вотчиной и поместьем
Сравнение общих черт и отличий вотчины и поместья
Сравнивая вотчину и поместье важно понимать разницу между «собственностью» и «владением». Сегодня это просто, а русского обывателя XV-XVI веков разглядеть отличия было совсем нелегко.
Прежде всего, потому что уже во времена Ивана III вотчинами могли владеть только те, кто служил царю. Право собственности в те времена, нарушалось на каждом шагу не только высшей властью, но и любым влиятельным феодалом.
Владельцы вотчины или поместья мыслили и действовали по принципу: «то, чем владею, мое, пока не отобрали».
Если хозяйственный интерес владельца брать за основу сравнения вотчины и поместья, то можно обнаружить, что во второй половине XVI века было предпочтительнее иметь поместье. А уже в середине XVII веке выгоднее стала вотчина.
В первом варианте — хаос и неразбериха. Захваченные земли помещики эксплуатировали как хищники, бросали и занимали новое поместье.
Поместье – это особое земельное владение, выделяемое военным и государственным служащим в XV — XVII веках на время исполнения ими предписанных обязанностей.
Второй вариант — когда в XVII веке, феодальные отношения стали более устойчивыми, вотчины стали ориентиром в стремлении помещиков, закрепить имения за собой и своим родом навсегда.
Вотчина – это переходящие по наследству (от «отца») земельное владение (постройки, инвентарь) и зависимые крестьяне на правах частной собственности.
Таким образом, общими признаками вотчины и поместья можно назвать:
Различий между поместьями и вотчинами было несколько больше:
Вотчина и поместье: разница между формами феодального владения
В русской художественной литературе слова «вотчина» и «поместье» нередко используются как синонимы. Однако с научной точки зрения это неверно. Хотя понятия «вотчина» и «поместье» достаточно близки, они далеки от тождественности, ибо обозначают разные формы феодального землепользования.
Происхождение названий понятий «вотчина» и «поместье»
Чисто лингвистический анализ уже помогает заметить разницу между понятиями «вотчина» и «поместье». Эти названия напрямую связаны с сущностью именуемых явлений.
Слово «вотчина» образовано от коря «отче», то есть отец. Перевести его на современный русский можно как «от отца», то есть «наследство», «родовое имущество».
Слово же «поместье» происходит от «место», «поместить», то есть территория, где кто-то или что-то находится в данный момент. Соответственно, этот термин не содержит отсыла к неким изначальным правам, не зависящим от текущего момента.
Вотчинное и помещичье землевладение на Руси: история развития
При этом оба понятия относятся к феодальному периоду русской истории и довольно долгое время существовали параллельно. Однако вотчинное землевладение сформировалось ранее поместного.
Слово «отчина» можно встретить, например, в решении Любечского съезда князей 1099 года: «…каждый да держит отчину свою». Этим подразумевалось, что права каждого князя-участника на его владение неотъемлемы. Однако понятно, что участники съезда пользовались уже известным им понятием, обозначая словом «отчина» наследство предков феодала, земли, где феодал был полноправным правителем.
Поэтому считается, что вотчины могли появиться на Руси в Х веке или даже несколько ранее – как форма земельного вознаграждения от князя своим лучшим слугам. Владение это награжденный мог передавать по наследству без дополнительных условий. Поскольку размер вотчины часто был довольно значительным, ее владелец становился крупным феодалом – боярином. В период феодальной раздробленности положение удельных князей во многом стало схожим с положением вотчинников-бояр.
Понятие «поместье» более новое. Оно возникло в XV веке, то есть в период новой централизации Руси. Нуждаясь в значительном войске и преданных слугах, московские князья и цари стали наделять приближенных землей на условиях несения определенного рода службы. Земельный надел в этом случае служил своего рода формой оплаты (при этом в этот же период земли могли быть пожалованы кому-то в вотчину).
Соответственно, и пользоваться наделом помещик мог только до тех пор, пока заслуживал оплаты, то есть нес службу. Надел ему не принадлежал – унаследовать его можно было только в том случае, если наследник брался исполнять ту же службу, что нес наследодатель. В этом плане поместье более всего похоже на западноевропейский феод в его классическом варианте. Однако, в отличие от Западной Европы, помещики на Руси изначально становились преимущественно вассалами монарха (великого князя или царя). Раздача поместий боярами-вотчинниками не имела широкого распространения.
Для решения вопросов, связанных с распределением поместий, Иваном Грозным был создан Поместный приказ. Он существовал до петровских преобразований. В 1714 году Петр I уравнял в правах вотчинные и помещичьи владения. С этого момента для всей земельной собственности знати использовалось понятие «имение» (от слова «иметь»).
Общие черты и различия вотчины и поместья
Между вотчиной и поместьем можно найти немало общих черт. Для начала, это феодальные формы землевладения. И вотчина, и поместье имеют в своем начале пожалование от сюзерена – только на разных условиях.
И вотчина, и поместье включают в себя не только землю как таковую, но рабочую силу для ее обработки. Вотчины и поместья жаловались вместе с проживающими на соответствующих территориях крестьянами, которые становились обязанными по отношению к держателю земли, зависимыми от него. Формы зависимости могли различаться, но они были в любом случае.
В принципе, вотчина (как и поместье) могла быть изъята у владельца. Это было возможным потому, что вотчинники (как и помещики) считались подданными высшего сюзерена (великого князя, царя), а не независимыми владетелями. К примеру, Иван Грозный при создании опричнины отнимал вотчины у тех бояр, чьи земли находились на опричной территории, если сами владельцы в опричнину не вписывались. Им полагалась компенсация землями в земщине. Отъем вотчины мог быть и формой наказания за какое-то преступление.
Но лишение вотчины считалось особо серьезным, жестоким наказанием. Поэтому широкое его применение (в первую очередь Иваном Грозным) рассматривалось современниками как проявление деспотизма правителя, злоупотребления властью. Привычкой первого царя отбирать вотчины возмущались едва ли не больше, чем массовыми пытками и казнями.
Однако различий между двумя формами владения тоже немало. И главное – владение вотчиной не налагало на феодала никаких особых обязательств. Если боярин не нес никакой службы, это не могло рассматриваться как причина изъятия у него вотчины. Именно поэтому и передать вотчинные земли по наследству можно было свободно, без дополнительных условий.
Теоретически существовало и право владельца продать или обменять вотчинные земли. На деле практиковалось такое редко – вотчина все же считалась имуществом родовым, а не частным. Но практика раздела единого владения между несколькими наследниками была обычной. Вотчину (или ее часть) также можно было перевести в категорию церковного владения – например, пожертвовать монастырю или внести в качестве вклада при собственном постриге. Кстати, церковные владения на Руси по всем признакам были близки к вотчинным.
Вотчинник имел гораздо больше прав относительно зависимого населения своего владения. Ему делегировались многие государственные полномочия (в частности, судебные). Помещик тоже обладал подобными правами, но в очень урезанном виде. Наконец, с вотчины обычно взималось куда меньше налогов и поборов, чем с поместья.
Помещик же, пользуясь доходами с надела, не имел права распоряжения им. Унаследовать поместье сын помещика мог только с согласия властей. Ему могли отказать даже в том случае, если он брался нести ту же службу, что и его отец. Мало того – один помещик в течение жизни мог сменить не одно поместье. Время от времени Поместный приказ проводил проверки и перераспределение поместных наделов. При этом обязанностей у помещика было больше, чем у вотчинника.
Именно помещиков изначально именовали словом «дворянин» (от «двор», то есть домохозяйство). Только после уравнения статусов поместий и вотчин это слово превратилось в обозначение представителя высшего сословия как такового.
Статус поместья и вотчины в принципе сходен со статусом доменных и феодных владений в средневековой Западной Европе. Различия тут обусловлены особенностями исторического развития разных регионов. Различия же между вотчиной и поместьем указывают на разный статус их владельца в феодальной иерархии.
В чём разница между вотчиной и поместьем?
Кроме того, что вотчина до XV века больше, а поместье уже после XV века, с появлением дворянства (если я не прав, поправьте)
Ведь и то и то давалось правителем княжества/государства за службу и в любой момент могло изыматься у владельца.
Разъясните ещё про существование вотчин во время и после правления Ивана Грозного
Немного запутался, спасибо заранее за раскрытые объяснения 🙂
Первые поместья стали появляться в XV веке, но ещё в XIII веке некоторые князья стали награждать военных или дворцовых слуг земельными наделами, если они выполняли свою службу.
Более ранняя форма собственности, чем поместье, — вотчина.
Поместье предоставляли дворянам (боярским детям). Поместье не было личной собственностью, любые манипуляции с ним были запрещены.
Таким образом, поместье — это собственность государства, которая выдаётся на время службы. Это крупное феодальное владение, большую часть его площади занимали различные барские угодья, которые обрабатывались крепостными крестьянами.
В русской истории поместьем называлось недвижимое имущество, которое отдавалось государством в пользование в качестве жалованья за службу.
Происхождение поместья связано с обычаем, который существовал в период Киевской Руси — содержание княжеской дружины. Тогда княжеской дружине предоставлялись в пользование разные источники дохода князя.
Поместья раздавались за службу до XVвека из дворцовых и княжеских земель (не государственных). Со времён правления Иоанна IIIпоместья стали раздавать не только из дворцовых, но и из государственных земель высшим и низшим разрядам служилого класса. Постепенно поместье стало переходить в разряд государственного права, поместья начали раздавать в основном за службу государству.
К середине XVIIвека поместье приблизилось к вотчине — общему типу недвижимой собственности. Поместьем называлось любое недвижимое имущество в уезде, а также места разных сельских промыслов (звериная и рыбная ловля и т. д.). Право собственности на поместье осталось за государством, тот, кто получал поместье, имел право только пользоваться им. Владеть поместьем могли те люди, которые состояли на службе у государства, городские жители, которые несли общественную службу, а так же гости, которые оказали какую-либо услугу государству.
Сначала право владения поместьем прекращалось одновременно с прекращением государственной службы, но по мере развития прав помещика на собственность постепенно утвердилось право наследования поместья. Сначала после отставки служилого человека поместье оставляли за ним в качестве пенсии до того, когда его сыновья станут совершеннолетними, затем же оно шло им в раздачу. К началу XVIIвека установилось право наследования поместья, но сначала по мужской линии. Впоследствии при Михаиле Фёдоровиче определили постоянный размер поместья, которое выдавали жене и дочерям: жене от седьмой части до трети, дочерям — меньше в два раза. Сначала эти участки выдавали только до нового замужества (жене) и дочерям до совершеннолетия, но после было решено не отнимать поместье у жён и дочерей, они же получили право сдавать их посторонним лицам.
При Петре Первом после установления рекрутской повинности и подушной подати поместья слились с вотчинами.
Указ о единонаследии в 1714 году оформил процесс их слияния юридически, оба этих вида земельной собственности были объединены в один вид — недвижимое имущество.
Помимо поместий, которые были пожалованы из казны, существовали поместья, которые назначались от духовного ведомства. Эти поместья раздавали из земель духовного ведомства тем, кто служил во время войны с земель данного ведомства и тем, кто занимал в этом ведомстве какую-либо должность.
Первые вотчины появились во времена Киевской Руси (X-XII века) когда формировалась частная феодальная собственность на землю. В это время вотчина была одной из основных форм земельной собственности и принадлежала крупным землевладельцам (князьям, боярам).
Князья получали вотчины в наследство от отца — это и являлось основным отличием вотчины от других форм земельной собственности. Сам термин вотчина происходит от древнерусского слова «отчина» — т. е. отчая, собственность отца.
В чем разница между вотчиной и поместьем, отличия и сходства
Устаревшие термины, которые утратили актуальность, но все еще используются в русском языке, постепенно теряют изначальные значения. Люди забывают их, путают между собой, что вносит проблемы с пониманием истории и озадачивают при чтении старых книг. Для многих людей будет сложно ответить, в чем состоит разница между вотчиной и поместьем, потому что в последние несколько столетий начальный смысл терминов утратился, а их значение постепенно слилось.
Что такое вотчина
Вотчиной называлось земельное владение вместе со строениями, инвентарем и скотом, а также с прикрепленными к наделу крестьянами:
Название «вотчина» произошло от слова «отец» и означало «земля, полученная в наследство от отца».
Что значит поместье
Поместье – это земельный надел с имуществом и крестьянами, которое давалось на время выполнения государственных обязанностей. Получали поместье за службу «боярские дети» и «служилые дворяне».
Какое между ними сходство
И вотчина, и поместье являлись формами феодального пользования землей и ресурсами, которые были распространены на Руси в XV-XVII веках. В обоих случаях к земельному наделу были «прикреплены» крестьяне, которые не имели права покинуть землю и владельца. Князь или царь мог лишить провинившегося владельца любого надела права собственности.
В чем разница
Между обоими понятиями существуют значительные различия, которых намного больше, чем сходства. Оценив все характеристики, можно прийти к выводу, что до начала XVIII века в иерархии законов владения землей на Руси вотчина занимала более высокое положение. В XVII веке вотчины были наиболее желанной и ценной формой собственности на землю, а поместья брались зачастую для грабительского, хищнического использования на время «государевой службы».
Различия между вотчинами и поместьями были намного сложней и разнообразней, чем просто в форме собственности.
Способы приобретения
Вотчину от поместья отличает способ приобретения. Вотчина передается по наследству от отца к сыну или делится между сыновьями. Если наследников мужского рода нет, вотчина все равно остается в семейном владении. Даже если вотчина была продана третьим лицам, у изначальных наследственных владельцев остается законное право в течение 40 лет вернуть владение в семью при помощи выкупа.
После ее завершения поместье возвращалось в казну, то есть фактически выдавалось во временное пользование. Его можно было передать сыну только в том случае, если наследник также продолжал государственную службу.
История возникновения
Вотчина появилась намного раньше, чем поместье. В этом, а также в способе получения, и состоят отличия между двумя формами собственности. Изначально земли покупались, продавались, отнимались у других владельцев, захватывались в ходе войн, получались в качестве приданого или подарка. Такие земли принадлежали высшему сословию и духовенству.
Постепенно право собственности и передачи по наследству в пределах конкретного рода или семейства формировалось и закреплялось законодательно или жалованными грамотами.
Однако при произволе властей даже наследственную вотчину могли отобрать за провинности перед князем, царем или государством.
Поместья появились намного позже. Они возникли как форма поощрения и для «кормления» государевых слуг, и были фактически длительной арендой, которая длилась все время службы владельца. При этом весь доход с поместья за исключением налогов с крестьян шел в доход его владельца.
Формы владения
У вотчины безусловная форма владения. Это частная собственность, которая распространяется и на саму землю, и на все, что на ней находится, включая прикрепленных («крепостных») крестьян. Такие владения освобождены от уплаты налогов и натуральных повинностей в пользу государственной казны. Этот факт делал вотчины особенно привлекательными, а также становился основой благосостояния владельцев – князей, царей, бояр и их наследников.
Поместье является условным владением, так как после прекращения несения службы возвращается в собственность государства (князя, царя). Разделить такое владение между наследниками-сыновьями поместье было нельзя, равно как и продать его, подарить или купить себе еще одно поместье. Также крестьяне, прикрепленные к поместью, были обязаны платить «царские подати». В том случае, если надел не собирал с крестьян требующегося размера налога, разницу взимали с самого помещика.
В 1556 году было принято «Уложение о службе», которое обязало и наследовавших участки, и помещиков проходить обязательную службу. Она напрямую зависела от размера владения. Такой закон сблизил правовые нормы, которые распространялись на обе формы владения землей.
До принятия «Закона о единонаследии» в 1714 году разница между понятиями постепенно стиралась, после же были нивелирована.
Сравнительная таблица
Таблица может наглядно продемонстрировать сходства и различия между вотчиной и поместьем:
Вотчина | Поместье | |
Общие черты | Формы землевладения в феодальную эпоху | |
В состав владения входит господское хозяйство и крестьянские наделы | ||
Различия | Земельное владение монастырей, бояр и князей | Земельное владение дворян (помещиков) |
Является безусловным владением | Является условным владением | |
Может наследоваться | Изначально не наследовалось | |
Может передаваться в дар | Нельзя подарить | |
Может быть продано | Нельзя продать | |
Может быть вкладом в монастырь | Нельзя вложить в монастырь при поступлении в него |
Крупная собственность в Средневековье
На Западе уже с VIII в н. э. складывалась система, при которой феодалы являлись независимыми и полновластными хозяевами на своей территории, частная собственность господствовала над государственной, а вассальные отношения с верховным сюзереном регулировались при помощи традиции, обычая и договоров. Подобная самостоятельность владельцев постоянно угрожала целостности страны. Формы конкуренции того времени носили преимущественно военный характер, что ещё более ослабляло государство.
Западное влияние
Средневековая Русь первоначально формировалась в рамках общеевропейских тенденций экономического развития. Темпы их были, правда, замедлены непрекращающейся борьбой с кочевниками-степняками, но в течение XI века на землях, принадлежащих потомкам Рюрика, сложился целый ряд вполне самостоятельных княжеств (уделов) под условным верховенством киевского стола.
Занимающий его великий князь считался не более, чем старшим в роду, и мог принудить удельных владетелей к решению общегосударственных проблем только силой авторитета или военным вмешательством. Экономических рычагов воздействия у него не было.
Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период.
Крупное землевладение
Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов. Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали:
Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение:
Смертная казнь повсеместно на Руси была прерогативой исключительно государственной власти, утверждённой официальными указами и законами. Это очень отличало её от западных стран, где жизнью подданных мог распоряжаться любой, даже мелкий сеньор.
Воздействие восточных традиций
Движение по пути дальнейшей феодальной раздробленности было прервано монголо-татарским нашествием и установлением полуоккупационного режима ига. Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян.
На Руси же, напротив, всё большее значение в управлении наделами стало приобретать государство.
Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома. Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства.
Формирование служилого сословия
Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене. Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение. Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу.
Новые хозяйства
Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов (дани) княжескому дворцу. Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. п. Ими вёлся учёт населения, количество дворов (основной податной единицы), определялся размер налога. За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.
Жалованье землёй с крестьянами людей, несущих военную службу, с одной стороны, было логичной заботой о пропитании тех, кто в силу своих обязанностей не мог выполнять в полном объёме сельскохозяйственные работы. А с другой стороны, так формировался новый для страны класс дворян-помещиков, мелких феодалов, чьё благосостояние целиком зависело от воли правителя государства, и кого он смог бы противопоставить в качестве вооружённой оппозиции крупным вотчинникам.
Особенности условного владения
Поместье как вознаграждение за тяготы военной службы стало особенно широко распространённым в период правления Ивана III в середине XV века. Кормления к тому времени вытеснялись из практики хозяйствования путём выкупа этой должности общиной и замены её выборными земскими властями. Впервые слово «поместье» упоминается в русских актах в документе, писанном между 1466 — 1478 годами. Если попытаться дать ему полное определение, то это условное землевладение, выделяемое военным служащим из государственного земельного фонда на время исполнения ими служебных обязанностей.
Тогда же правительство предпринимает ряд мер, обязывающих и наследственного вотчинника исполнять государственную службу. Помимо родового имения, он был принужден иметь и помещичью усадьбу. Тем самым делался шаг на пути слияния поместного и вотчинного землевладения. Однако временный характер пользования приводил к хищническому разграблению земель дворянами.
Согласно принципу западноевропейского средневековья «моё, пока не отнято» они стремились выжать максимум за тот короткий срок, на который получали казённые угодья.
Сравнительная характеристика
В конце XV века на Руси сложились 2 вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:
Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:
Пример | Вотчина | Поместье |
Принцип владения | Наследственный | Условный |
Хозяин | Князья, бояре, монастыри | Служилое сословие дворян |
Право наследования | Полное | При условии, что наследник продолжает службу отца |
Бездетность владельца | Имение остаётся в роду | Возвращается в казну |
Деление между наследниками | Возможно | Отсутствует |
Право купли, дарения, продажи | Имеется | Нет |
Налоги и сборы | Освобождены от большей части государственных повинностей | Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики |
Стирание различий
Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведёт к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жёсткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.
Расширение прав поместного дворянства
С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, припускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне, причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве, развивать его без опасения потери.
Получило законодательное подтверждение и правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, в соответствии с которыми семья помещика не оказывалась без куска хлеба при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.
Умаление вотчинного хозяйства
В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа «службы по отечеству».
Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешёвый труд крепостных крестьян.
Юридическое слияние понятий
На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно со всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.