В чем главное назначение церкви

В чем главное назначение церкви

Храм как явление общественной жизни россиян

Как вы считаете, что является главной особенностью, а вместе с тем и украшением русского пейзажа, городского или сельского? Конечно же, храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.

Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.

Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к Богу молитвы.

Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это никаких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарности не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности.

И направляется он в храм как в дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным. Отчим домом.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Молитва

Верующие знают: где бы ни находились они и что бы ни делали, Господь всегда находится рядом; он знает и слышит все наши слова и мысли. Поэтому молиться Господу можно всегда и везде.

Что же такое молитва? Знаете ли вы, что о молитве написаны многие тома? Что есть подвижники-молитвенники, главным делом жизни которых становится непрестанная молитва? Говорят, что по молитвам таких праведников еще стоит наш мир. А труд их называется духовным деланием.

В молитве нуждается каждый верующий человек. Молитва — это общение с Богом, когда человек может раскаяться в каких-то поступках, помыслах, желаниях, попросить помощи или поблагодарить Господа. В Евангелии от Матфея записаны слова Самого Спасителя о молитве. Иисус Христос предупреждал, что молиться нужно не напоказ и не многословно.

Образец молитвы дан Самим Господом и известен как молитва «Отче наш»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Общение с Богом требует особого состояния души, расположения её к искренности, открытости, благоговению и отрешённости от мелких личных проблем и корыстных интересов. Иногда человек именно так и обращается к Богу, но зачастую это не удаётся из-за сердечной чёрствости и суетности.

Поэтому для верующих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы, единению с Богом. Таким особенным местом является храм Божий.

Назначение храма

Храм — это место особенное, специально предназначенное:

1) для встречи с Богом каждого человека;

2) для соборных (совместных, общих) молитв;

3) для совершения богослужений;

4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).

«. в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:

«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Разновидности храмов

Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собираются верующие во Христа для молитв. Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это соборные храмы,

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.

Использованы материалы кн.:

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003

Источник

4.5. Цель и назначение Церкви

4.5. Цель и назначение Церкви

Евангелие говорит, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, был послан в этот мир Отцом, чтобы «взыскать и спасти погибшее». Так говорит о цели Своего служения Сам Господь (Мф. 18, 11). Под погибшим здесь имеется в виду все человечество, все потомки Адама. Таким образом, цель состоит в приведении всего человечества в Царствое Божие. Именно с этой целью и основана Церковь для продолжения совершенного Христом дела спасения человеческого рода, чтобы в ней через усвоение плодов Искупления обрели спасение все, его ищущие.

Говорить о цели бытия Церкви можно двояким образом. С одной стороны, есть стратегическая цель, которая состоит в достижении полноты церковного тела, достижение такого состояния, о котором говорит ап. Павел: «…да будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28).

С другой стороны, можно выделить тактические цели, которые являются вспомогательными по отношению к стратегической. Первая тактическая цель состоит в том, чтобы привести в Церковь спасенное и искупленное Христом человечество, т.к. необходимо просветить людей светом Христовой веры, привести их в Церковь, объяснив, что спасение возможно только через Церковь. Необходимо, чтобы Господь «прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47). Можно сказать, что первая тактическая цель — это количественный рост Церкви. В Свщ. Писании Нового Завета имеется ряд образов количественного роста церковного тела. Например, «Церковь растет возрастом Божиим» (Кол. 2, 9) или «Церковь возрастает в Святый Храм в Господе» (Еф. 2, 21).

Вторая тактическая цель — это качественный, или духовный рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь, само присоединение человека к телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасения. Поэтому необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества, и это освящение, или качественный рост Церкви, является второй тактической целью.

Читайте также

§83. Назначение человека.

§83. Назначение человека. Превознеся человека над всеми земнородным, даровав ему разум и свободу, украсив его своим образом, Творец тем самым предуказал ему и особое, высокое назначение. И —1. По отношению к Богу это назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно

§ 169. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства.

§ 169. Цель Христовой Церкви и данные ей для цели средства. I. Цель, для которой основал Господь Церковь свою, есть освящение людей–грешников, а затем воссоединение их с Богом. Эту цель ясно указал св. Павел, когда изрек о Спасителе: той дал есть овы убо апостолы, овы же

Назначение человека»12

Назначение человека»12 Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.Святитель Игнатий Брянчанинов пишет

4. Смысл и назначение

4. Смысл и назначение «Здесь наш Спаситель установил Вечерю Господню, которая должна была часто праздноваться, чтобы в памяти Его последователей не изглаживались торжественные сцены Его предательства и распятия за грехи мира. Он хотел, чтобы Его последователи сознавали

§ 125. Основание и цель церкви

§ 125. Основание и цель церкви I. Церковь имеет происхождение не человеческое. Она основана Господом И. Христом, не только Его божественной силой и волей, но и тем, что Он Сам положил Себя в основание церкви, стал ее краеугольным камнем.Как общество верующих в И. Христа —

Назначение Торы

Назначение Торы В книге «Изречения мудрецов» сказано: «Хотел Создатель очистить Израиль, потому дал им Тору и Заповеди». Но для чего этого требует от нас Создатель? Каббалисты утверждают, что цель творения – доставлять радость и наслаждение созданиям. Желание

Назначение Закона

Назначение Закона Бог дал Свой закон с тем, чтобы обильно благословить народ и привести его к спасительным отношениям с Творцом. Обратите внимание на следующие назначения

В чем состояла цель обязательного для католического духовенства целибата и всегда ли эта цель достигалась?

В чем состояла цель обязательного для католического духовенства целибата и всегда ли эта цель достигалась? Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства – не является одной из основ христианского учения, Иисус Христос не предъявлял своим последователям

Назначение человека

Назначение человека Возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым указал ему и его особое высокое назначение. Перед духовным взором человека — Бог и духовный мир. Перед телесным взором — мир

Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение

Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение Христова Церковь получила свое бытие с пришествием на землю Сына Божия, когда пришла полнота времен, и с принесенным Им спасением мира.Начало бытия ее в полном виде и значении, с полнотой даров Духа Святаго, Есть день

Назначение судей

Назначение судей (Втор. 1:9-18)13 На следующий день Муса принялся разбирать тяжбы народа, и народ толпился вокруг него с утра до вечера. 14 Когда его тесть увидел, что Муса делает с народом, он сказал:— Что ты делаешь с народом? Почему ты судишь один, а все эти люди толпятся

Назначение судей

Назначение судей (Исх. 18:13–27)9 В то время я сказал вам: «Вы — слишком тяжёлое бремя, чтобы мне одному его нести. 10 Вечный, ваш Бог, умножил вас, и сегодня вас так же много, как звёзд на небе. 11 Пусть Вечный, Бог ваших предков, умножит ваше число в тысячу раз и благословит вас, как

Назначение судей

Назначение судей (Втор. 1:9-18)13 На следующий день Моисей принялся разбирать тяжбы народа, и народ толпился вокруг него с утра до вечера. 14 Когда его тесть увидел, что Моисей делает с народом, он сказал:— Что ты делаешь с народом? Почему ты судишь один, а все эти люди толпятся

Назначение человека

Назначение человека Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с

3.2.10. Назначение человека

3.2.10. Назначение человека Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему

Назначение

Назначение Николай Николаевич служил в полицейском управлении второго участка города N.Поступил он на службу, когда ему было с небольшим двадцать лет, и с тех пор сидел все за тем же столом, против того же окна, до сорокалетнего возраста.За это время сам Николай Николаевич,

Источник

ЦЕРКОВЬ

Це́рковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа достигающих совершенства [1].

Созданный по образу и подобию Творца, человек предназначен к полноте богообщения, к жизни в Боге – во Христе и в Духе Святом. В этом и состоит призвание человека: достигнуть обожения, достигнуть святости, соединив в себе тварную природу с нетварными энергиями Логоса. Подлинное приобщение Богу возможно только в Церкви Христовой, и поэтому, как заметил прп. Максим Исповедник, единственная цель духовной жизни состоит в претворении человека в Церковь, в храм Святого Духа.

Без Церкви не существует Христианства. «Церковь – это Христово Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Отцом». Под именем Церкви известна в истории первая община учеников Христа. Вне связи с этой общиной христиан не существовало, и потому «уверовать во Христа значило присоединиться к Церкви».

Этимология слова «церковь»

Слово «церковь» произошло от понятий созвание, собрание (греч. εκκλησία, евр. kahal). Слово εκκλησία у классических греческих писателей означает «правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами«. В церковнославянском языке слово «церковь» своим первым значением также имеет именно собрание:

В Новом Завете εκκλησία употребляется и в отношении Церкви Христовой:

и в качестве названия местной общины:

Употребление же слова «церковь» в отношении Иерусалимского храма (Лк. 2, 27, Ин. 2, 19-21) характерно лишь для церковнославянского текста, в греческом в данном случае употребляются слова ναός, ίερον.

Εκκλησία — общество призванных. Христово Царство состоит из «званых» (klitos). Здесь можно провести параллель с римской государственной жизнью. Римский народ в совокупности назывался Populus Romanus Quiritum («народ римский званый»). Понятие quirit (званый) прилагалось к римлянину только тогда, когда он исполнял политические обязанности; в остальных случаях он рассматривался как простой гражданин. Христос же основал никогда не расходящуюся Церковь, и поэтому klitos всегда должен исполнять свои обязанности. Христиане — народ «призванный», который Бог собрал для выполнения конкретной миссии. Первых христиан объединяла верность призыву Христа. Как видно из значения термина εκκλησία, Церковь понимается как единое «собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих ‘род избранный’ (1 Пет. 2, 9)«.

Ряд других распространенных имен для Церкви произошли от греческих и латинских слов обозначавших собственно здание, в которых собирались христиане. Среди них:

В Новом Завете встречаются много других выражений для обозначения христианского общества, среди которых народ святой, царство Божие, и др.

Основание Церкви

Назначение Церкви

Цель, ради которой Сын Божий воплотился, пострадал и воскрес из мертвых, есть спасение всех людей, или, что то же, обожение. Это утверждение проходит красной нитью сквозь все богословие отцов Церкви: «Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим», «Слово вочеловечилось, чтобы мы обожились».

Призвание каждого человека — обожение, возможное благодаря тому, что Божественная благодать, изливающаяся через Церковь в мир и освящающая его, продолжает быть неотделимой от Бога, то есть, Самим Богом. Св. Василий Великий говорит следующие слова: «Человек — это животное, призванное стать Богом».

Также св. Максим Исповедник пишет к Фалассию: «Став Богом через обожение, человек мог бы с Самим Богом созерцать дела Божии, обрел бы познание их в Боге».

Сообщение благодати человеку, его освящение и преображение — цель бытия Церкви. Апостол Павел, рассуждая о дарованиях и служениях в Церкви, говорит, что они существуют «к совершению святых, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 12). Созидание Тела Христова — Церкви — состоит в «совершении святых». Здесь «святыми» названы все христиане в смысле избранности, или как освященные. Святость — призвание каждого; это не идеал, а норма для подлинного человека, соответствующего замыслу Божию о нем. Во Христе человек вновь обретает то, что потерял при грехопадении. Первый этап спасения — освобождение от грехов, очищение сердца, «восстановление подлинного свойства человеческой природы». В этом аспекте Церковь часто сравнивается с лечебницей, ибо именно в ней происходит уврачевание души. «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»,— напоминает священник кающемуся. Подобную же мысль встречаем у свт. Иоанна Златоуста: «Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».

С ним согласен и свт. Тихон Задонский: «Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит; в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет».

Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. «Церковью изначала освящались все сферы бытия человека, всё было направлено к тому, чтобы верующий осознал свою жизнь частицей общей жизни Христовой во всех». «Все стороны жизни верующих должны быть проникнуты Христом».

Итак, главная задача Церкви — спасение людей. Спасение же неотделимо от Евхаристии — этого пира Царства, Вечери Господней, благодаря которой человек самым тесным образом соединяется с Богом. Можно даже утверждать, что назначение Церкви — совершать Вечерю Любви.

Церковь и Евхаристия

Церковь неотделима от Евхаристии. Она — основа, фундамент Церкви, без которого невозможно ее существование. Дионисий Ареопагит называет Евхаристию «Таинством Таинств», выделяя ее центральное значение в жизни Церкви. Вне Евхаристии невозможно спасение: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день» (Ин. 6, 53–54). Поэтому Церковь — это прежде всего собрание вокруг Евхаристической трапезы. Быть в Церкви, основанной на Новом Завете с Богом, — значит «совершать акт принятия Нового Завета: участвовать в преломлении хлеба и благословении чаши, то есть, в Евхаристической трапезе». Некогда «рассеянные чада Божии» (Ин. 11, 52) теперь собраны воедино: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое».

Через Литургию осуществляется созидание Церкви. Причащаясь Воскресшей плоти Христа, человек становится Христовым, прививается к Его Телу и таким образом является новым членом Церкви. «Совершеннейшие по степени преуспеяния составляют как бы одно лицо и тело Церкви. Лучшие…делаются Церковью»,— говорил сщмч. Мефодий Олимпийский. » Затем священник просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединенные в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием телу Господа нашего, дабы собрались они в единство, связанные взаимными узами, единодушием, миром, ревностным служением» (Феодор Мопсуетский). В Евхаристии мы становимся, по выражению отцов Церкви, «сотелесными Христу». Творение соединяется с жизнью Творца через Тело и Кровь Сына Божия.

Существо Церкви

Недостаточность определения Церкви как общества верующих

В ответ на вопрос: «Что такое Церковь?» свт. Филарет (Дроздов) сказал: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами». Подобно же рассуждает и митр. Макарий: «Церковь есть общество православно верующих и крестившихся во Иисуса Христа…» Однако, в Священном Писании не встречается термин «общество» в приложении к Церкви Христовой. «Общество, союз — понятия канонически правовые, а не догматические… Понятие «общество» более приложимо к государству, чем к Церкви. В «союзе», «обществе» акцент делается на человеческой солидарности, а не на единстве Божественной жизни, как в теле Христовом. К обществу неприменимо понятие таинства»,— отмечает митр. Владимир (Сабодан). Определение Церкви как общества не является правильным логическим определением, это скорее просто описание, из кого состоит Церковь. К тому же, и христианская семья, и христианское государство — также общества верующих, имеющие Божественное происхождение, но при этом не являющиеся Церковью. Из определения Церкви как общества верующих нельзя вывести ее основные свойства: единство, святость, соборность и апостольство. Кроме того, такое наименование может привести к восприятию Церкви только как организации, «относящейся к категории исторических обществ и, следовательно, всецело подверженной влиянию бесчисленных факторов мира сего».

Определение Церкви как общества — не библейское и не святоотеческое. В Писании встречаются следующие наименования Церкви:

Все эти сравнения подчеркивают различные аспекты бытия или служения Церкви. Из них наиболее полно выражает существо Церкви наименование ее Телом Христовым. Проф. Е. П. Аквилонов на защите своей магистерской диссертации говорил: «Наш выбор апостольского определения Церкви подкрепляется многочисленными свидетельствами святых отцов и учителей Церкви. Когда требуется наименовать или определить Церковь по ее существу, то все они, как бы едиными устами и единым сердцем, называют ее Телом Христовым».

Церковь как Тело Христово

Церковь необходимо определять из господствующего в Священном Писании наименования ее Телом Христовым. Это определение — больше, чем просто библейский образ. Оно «более всех других библейских наименований Церкви выражает ее существо». Сравнение Церкви с телом не чуждо и святоотеческой традиции:

Свт. Василий Великий: «В Церкви содержит и сочетает каждый член в единомыслии с другими единая и истинно единственная Глава, Которая есть Христос»;

Свт. Григорий Богослов: «Один Христос — одна Глава Церкви»;

Блж. Феодорит Кирский: «Христос Господь занимает место Главы, а верующие в Него — место тела»;

Блж. Феодорит говорил о сравнении Церкви с телом: «Уподобление сие прилично учению о любви».

Подобно телу человека, состоящему из многих органов, работа которых координируется центральной нервной системой, и в большинстве случаев — головным мозгом, Церковь также состоит из множества членов, имеющих единую Главу — Господа Иисуса Христа, без Которого невозможно допустить существование Церкви ни на одно мгновение.

Сама церковная жизнь во многом подобна жизни органической.

Все верующие, причащающиеся из одной Чаши, причащаются одного Тела Христова, и сами становятся потому едиными во Христе.

Церковь — это полнота Богочеловеческой жизни. В земном аспекте она — совокупность всех, устремленных к Богу в порыве любви, жаждущих обожения, и потому «Церковь есть богочеловечество от Богочеловека Иисуса Христа», Богочеловеческий организм. Однако, необходимо учитывать, что одно понятие «Тело» не может «вместить в себя всю полноту учения о Церкви, не может быть адекватным ей».

Существо Церкви

На основании всего, сказанного выше, можно попытаться определить существо Церкви.

Митр. Макарий (Булгаков) в «Догматическом богословии» заключает:

Рассуждая о существе Церкви Христовой, необходимо всегда помнить, что исчерпывающего и удовлетворительного определения Церкви не может быть дано в принципе. Человеческий ум может лишь приблизиться к этой тайне, но никогда не в состоянии объять ее полностью. Церковь не ограничивается рамками тварного мира; как богочеловеческое единство, она есть в Боге, принадлежит к миру божественному. До конца понять и определить Церковь в ее полноте значило бы совершенно понять и определить также и ее Главу — Сына Божия. Познание же Бога (всегда относительное) совершается только опытно («прииди и виждь»), через жизнь в любви, с помощью горящего и любящего сердца, а не отвлеченно-холодного рассудка. Потому и Церковь, хотя и может быть описываема и определяема, все же остается неописанной и неопределимой.

Существенные свойства Церкви

Существенные свойства предмета — это такие свойства, утратив которые (хотя бы одно), предмет перестает быть самим собой. В Символе веры обозначены четыре таких свойства: единство, святость, кафоличность (соборность) и апостольство.

Единство Церкви

Единство — это принцип бытия Церкви. Сам Христос целью Своего служения считал основание одной (в количественном отношении) Церкви: «Я создам Церковь Мою…» (Мф. 16, 18). Изображая Церковь в притчах, Господь всегда говорил об одном стаде, одном овчем дворе (Ин. 10, 16), об одной виноградной лозе (Ин. 15, 1–7), об одном Царстве Божием на земле (Мф. 13, 24, 47).

Апостол Павел также учил о единой Церкви: «…мы многие составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5); «…все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13); «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех…» (Еф. 4, 4–6).

Единство Церкви — нечто большее, чем только количественное единство, это прежде всего качественная характеристика. Основанием внутреннего единства Церкви является то, что «она есть одно духовное тело, имеет одну Главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим».

Единство Божие — основание для единства Церкви. «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати… Единство Церкви не мнимое, не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом».

Жизнь верующих в Церкви есть, прежде всего, таинственная жизнь во Христе, в единстве и общении со всем человечеством, со всем творением, с ангельским миром. Поэтому те, кто производит разделения в Церкви, пытаются разделить Христа, что невозможно («Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13), и в результате не разделяют Церковь, а отпадают от нее.

Единство церковной жизни проявляется в виде некоторой тождественности ее у отдельных верующих, независимо от внешнего объединения, которого может и не быть: отшельники и пустынники также пребывают в церковном единстве, и «это внутреннее единство есть основание внешнего единства». Единство Церкви проявляется в мире прежде всего как «единство веры и проистекающее отсюда единство жизни и предания, вместе с непрерывностью апостольского преемства иерархии». Таким образом внутреннее качество раскрывается вовне.

Догмату о единстве Церкви не противоречит существование ряда Поместных Православных Церквей. Все Поместные Церкви — части единой Вселенской Церкви, о чем свидетельствует единство веры. Каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля, Вселенская же — единого Главу Христа, и является единым телом Христовым. В каждой Поместной Церкви, в каждой епархии и отдельно взятой евхаристической общине совершается единое Таинство приношения Тела и Крови Господней, и это евхаристическое общение есть верный залог единства всех «верных» во Христе. «Будучи единой во всей своей полноте, Церковь оставалась всегда внутренне-универсальной, так как каждая местная церковь содержала в себе все остальные местные церкви. То, что совершалось в одной церкви, совершалось во всех остальных, так как все совершалось в Церкви Божией во Христе».

Кажущееся некоторым разделение Церкви на земную и небесную также не имеет места. Небесная Церковь активно участвует в жизни Церкви земной; евхаристическое общение верующие имеют не только с живущими на земле братьями, но и со святыми, и со всеми скончавшимися в вере, о чем свидетельствует поминовение их на Литургии, и, в частности, во время анафоры. Ангелы также сослужат Евхаристии: «ныне силы небесные с нами невидимо служат»,— поет Церковь в одной из Херувимских песней. И потому «нет видимой и невидимой Церкви, земной и небесной, а есть единая Церковь Божия во Христе, которая в полноте своего единства пребывает в каждой местной церкви с ее Евхаристическим собранием».

Таким образом, единство Церкви является абсолютным.

Святость Церкви

Церковь свята святостью Божией. Она освятилась, «сделавшись сообразною Христу и причастницею божественного естества через общение Святого Духа, Которым и запечатлены мы «в день избавления» (Еф. 4, 30), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты».

В писаниях Апостолов христиане часто называются «все святые» (2 Кор. 1, 9; Еф. 1, 1; Флп. 1, 1, 4: 21; Кол. 1, 2 и др.). Это совсем не означает, что все христиане вели нравственно безупречную жизнь. Достаточно привести пример кровосмесника из Коринфской общины, или вспомнить слова ап. Павла: «Все мы много согрешаем»,— где Апостол не выделяет себя из прочих грешников. Каждый человек должен достигнуть святости, которая дана Церкви, и он достигает ее, если живет церковной жизнью. «Все святые (в современном понимании этого слова) происходят из грешников, и из этого правила нет исключений. Благодать святости в Церкви никогда не оскудевала и не прекратится до скончания века. Хотя святые и не всегда известны миру, их «золотой пояс» никогда не прерывается в Церкви».

В церкви существует предел, переступив который, грешник признается мертвым, как отсеченная от лозы ветвь. Преимущественно это отлучение совершается в результате догматических уклонений, но также и канонических (в частности, нравственных), во исполнение повеления апостола: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13).

Соборность Церкви

Встречающееся в Символе веры наименование Церкви «соборная» является переводом греческого слова «кафолическая». Это слово в школьном богословии часто отождествлялось с понятием вселенскости. Согласно «Пространному Христианскому катихизису», Церковь называется соборной или кафолической потому, что «она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». Подобно понимают соборность Церкви и некоторые изданные курсы Догматического богословия, которые именуют Церковь «соборной, кафолической или вселенской». Однако же, вселенскость в смысле всеобщности распространения Церкви в пространстве и во времени («до скончания века»), и соборность — не одно и то же; эти два понятия четко различаются в современном православном богословии. Соборность, как существенное свойство, должно быть приложимо не только к Церкви в целом, но и к каждой из ее частей — евхаристических общин, и совершенно очевидно, что понятие вселенскости таким качеством не обладает. Святой Максим Исповедник, отвечая тем, кто хотел принудить его причащаться с еретиками, сказал: «Даже если бы вся вселенная причащалась с вами, я один не причащался бы»,— таким образом, «он «вселенной», которую считал пребывающей в ереси, противопоставил свою соборность»,— говорит В. Н. Лосский. Поэтому «надо решительно отказаться от простого отождествления понятий «соборный» и «всеобщий». «Христианскую всеобщность», фактическую всеобщность или потенциальный универсализм следует отличать от соборности. Они — следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и необходимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее, материальное выражение».

Греческое понятие katholike образовано из слов kata и olon («по всему»). Церковь Христова есть «Церковь по всему или по единству всех верующих, Церковь свободного единодушия… та Церковь, о которой пророчествовал Ветхий Завет, и которая осуществилась в Новом Завете, словом — Церковь, как ее определил святой Павел… Она есть Церковь по разумению всех в их единстве».

Кафоличность — это «живое Предание, хранимое всегда, повсюду и всеми», и, в частности, «свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви,— и для Церкви в целом, и для каждой из ее малейших частиц». Соборность — это «непрерывность общей благодатной жизни во Христе».

Учение о соборности Церкви связано с догматом о Пресвятой Троице — главной тайной христианского Откровения. Троичный догмат — «догмат соборный по преимуществу, ибо от него ведет свое начало соборность Церкви… Соборность есть связующее начало, соединяющее Церковь с Богом, Который открывает ей Себя как Троица, и сообщает ей свойственный божественному единоразличию модус существования, порядок жизни «по образу Троицы». Соборность выражает в жизни Церкви образ жизни Бога, единого в трех Лицах. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы есть Бог и обладает всей полнотой Божественной сущности. Подобно же и Церковь кафолична как в целом, так и в каждой из своих частей. Об этом прекрасно сказал сщмч. Игнатий Богоносец: «…где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь.»

Смысл термина «кафолическая» объясняет св. Кирилл Иерусалимский:

На основании этого разъяснения доктор богословия прот. Ливерий Воронов заключает:

Соборность Церкви проявляется в том, что в ней каждый верующий на всяком месте и в любое время может получить все необходимое для спасения.

Апостольство Церкви

Церковь Христова является апостольской по своему назначению, происхождению и внутреннему устройству.

Сын Божий, посланный в мир Отцом, послал на служение и проповедь в мир Своих учеников, назвав их апостолами — посланниками. Эта миссия, возложенная на первых учеников Спасителя, во все века продолжается Церковью, которая призвана привести мир ко Христу. Поэтому Церковь называется апостольской прежде всего по цели своего бытия.

Первоначально Церковь была сосредоточена в лице святых апостолов. Это «малое стадо учеников Господа составляло первую Церковь на земле, первое зерно, из которого развилось большое дерево, имеющее покрыть и покрывшее своими ветвями всю землю». Апостолы первыми уверовали в Господа Иисуса Христа и повсюду проповедали весть о Его Воскресении, основывая местные церкви из уверовавших. Из книги Деяний нам известно о существовании уже в апостольское время Церкви Иерусалимской (Деян. 2, 22, Деян. 4, 4), Антиохийской (Деян. 11, 26), Коринфской (Деян. 18, 1, 8), Эфесской (Деян. 19, 1, Деян. 20, 17) и др., которые стали матерями для образованных позднее местных церквей. Поэтому вся Церковь, по учению Священного Писания, утверждена «на основании Апостолов» (Еф. 2, 20).

Церковь приняла от апостолов учение, священнослужение, правила и нормы жизни. В Церкви также должны сохраняться и благодатные дары Святого Духа, полученные Церковью в лице апостолов в день Пятидесятницы. Преемство этих даров передается через возложение рук, через преемство иерархии. Иерархическое служение установлено в Церкви Самим Господом: «Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 11–12).

Церковь тщательно наблюдает, чтобы нить иерархического преемства, ведущая к самим апостолам, никогда не прерывалась. Св. Ириней Лионский пишет: «Кто хочет знать истину, тот во всякой церкви может усмотреть апостольское предание, возвещенное во всем мире; и мы можем наименовать тех, коих апостолы поставили церквам епископами, и преемников их даже до нас…»

В еретических или раскольнических обществах ниточка этого преемства утеряна, поэтому их собрание нельзя называть Церковью.

Вне апостольского преемства не существует истинной Церкви. Преемники апостолов во все времена совершают то же самое, что и апостолы совершали в свое время. Преемники, по утверждению прп. Симеона Нового Богослова, «равны апостолам и сами суть апостолы». Отвергающие их отвергают Иисуса Христа и Бога Отца. По словам прп. Симеона, «никто не приходит к вере во Святую и Единосущную Троицу, если не будет учителем научен вере, и никто не крестится без священника и не становится сам собою причастником Божественных Тайн. А кто не становится причастником их, тот никогда не достигнет вечной жизни». Следовательно, «в той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня».

Необходимость Церкви для спасения

Рассмотрев, что такое Церковь в своем существе и каковы ее основные свойства, обратим внимание на следствие, необходимо вытекающее из вышеизложенного. Этим следствием будет утверждение, высказанное твердо и решительно св. Киприаном Карфагенским: «вне Церкви нет спасения (salus extra ecclesiam non est). Тот, кто отделяется от Церкви,— говорит св. Киприан,— «присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований Церкви… Не имеющий матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне Церкви мог бы также спастись».

Мы приходим в Церковь, если ищем жизнь вечную, полноту любви. Бог есть совершенная Любовь, дарующая Себя нам в Евхаристии. Евхаристия же существует только в Церкви как Теле Христовом, и вне нее невозможно. Тело Христово пребывает единым, и попытка разорвать его, отделившись, заранее обречена на неудачу. Поэтому Церковь святые отцы понимали как единственное место спасения: «говорим, что всяк спасающийся спасается в Церкви» (блж. Иероним Стридонский); «никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа; а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь» (блж. Августин Иппонийский);

Отделяющиеся от Церкви грешат против любви и идут путем погибели. Никакие подвиги, ни чистота жизни, ни девственность, ни постничество, ни даже мученичество вне Церкви не спасают, потому как нарушена главная заповедь — о любви. Относительно же тех людей, которые остаются вне Церкви не по причине отделения, а в результате времени или места своего рождения, либо в силу воспитания, окружения или национальных традиций, Церковь не утверждает определенно уверенность в их погибели. Если язычники «естеством законное творят» (Рим. 2, 14), то Господь не оставляет и их. Поэтому нельзя категорично высказать предположение о их дальнейшей судьбе; суд и попечение о них мы должны возложить на милосердие Божие. Все же уверовавшие обязаны пребывать в Церкви, если ищут подлинной жизни — самоотдачи в «безумной любви» к Богу.

Видео

Отрывок из лекции профессора Московской духовной академии А. Осипова «Кто такой христианин и что такое Церковь?»

Литература

Использованные материалы

[1] Свт. Иларион (Троицкий). Очерки из Истории догмата о Церкви. Стр. 10-11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *