В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства

Основные черты античной цивилизации. Характеристика античного полиса

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Единого государства на территории Греции в период античности не сложилось. Основной государственной единицей был полис – город-государство. Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов; обязанностью полиса была забота об экономическом поддержании граждан полиса; соответственно внешняя и внутренняя экономическая политика полиса направлялась на восстановление мелкой и средней земельной собственности (выведение колоний и клерухий). В полисе вводились т.н. литургии, раздача зрелищных денег, плата за несение военной и государственной служб.

Итак, развитие производительных сил греческого общества, социально-экономическая дифференциация и распадение общества на классы привели в VIII—VI вв. до н. э. к образованию в Греции античного города-государства — полиса, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов-государств Востока.

Полис представлял собой гражданскую общину, опирающуюся на античную форму рабовладельческой собственности. Характерные особенности этой формы собственности, которые были вскрыты Марксом, состояли в том, что господствующей была частная собственность на рабов и основное средство производства того времени — землю, но частным собственником мог быть лишь полноправный член гражданской общины. Утерявшие земельную собственность нередко лишались и гражданских прав. Только в полисах, в которых победила рабовладельческая демократия, политические права распространялись на всех граждан вне зависимости от того, владели или не владели они землёй.

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. 640 1. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-640 1. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка 640 1.

Однако во всех греческих полисах, независимо от особенностей их политического устройства, далеко не всё население, жившее на принадлежавшей полису территории, входило в состав гражданской общины и пользовалось гражданскими правами. Помимо рабов, лишённых каких бы то ни было прав, в каждом полисе существовали различные категории лично свободного, но неполноправного населения, например переселенцы из других полисов, чужестранцы. Рабы и неполноправные в важнейших городах-государствах представляли собой большую часть населения полиса, а граждане — лишь привилегированное меньшинство. Это меньшинство, располагая политической властью, использовало её в первую очередь для поддержания существующего строя, основанного на эксплуатации труда рабов, а часто и других категорий зависимого или неполноправного населения.

В целом полис, как особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.

Источник

§ 2. Греческое государство — рабовладельческий “полис”

Рабовладельческое государство в греческом мире приняло своеобразную форму “полиса” — государства-города, т. e. государства, состоящего из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра.

Природа Греции, в свою очередь, способствовала разъединению греческих областей. Страна покрыта труднопроходимыми горными хребтами, так что переход из одной области в другую совершался через ущелья и узкие тропинки.

Колонизация греками обширной области Средиземноморья, начавшаяся еще в VIII в. до н. э., привела к тому, что греческие колонии далеко раскинулись и на запад, и на восток. Причинами этой ранней колонизации были, с одной стороны, стремление развивать заморскую торговлю и создавать для нее новые опорные пункты, с другой стороны, недостаток земли на родине вследствие неплодородия ее и начавшейся концентрации ее в руках богачей.

Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы, не связанные политически со своей метрополией. Таким образом, древнегреческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории собственно Греции и прилегающих островов, так и далеко за ее пределами.

Ha западе греческие поселения расположены были не только на южных берегах Италии и на островах Сицилии и Корсике, но и на южном побережье Франции (Массилия, ныне Марсель); на востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Ольвия, Херсонес и др.) и даже устье реки Дон (Танаис).

Государственный строй как в городах метрополии, так и в этих колониальных поселениях был весьма различен и подвергался частым переменам. B одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу — тирану, в других — демократия, при которой созывались народные собрания и сохранялись выборные органы власти, в третьих — аристократия, при которой власть переходила в руки немногочисленных представителей знати, или олигархия, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Co стороны разнообразия форм государства изучение греческих полисов представляет значительный интерес. Рассмотрению этих форм знаменитый древнегреческий философ Аристотель посвятил свою “Политику”.

B дальнейшем изложении вслед за рассмотрением древнейшего периода в истории Греции (гомеровская Греция) будут освещены только два греческих полиса — Афины и Спарта. Это — наиболее могущественные из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств. Из них одно (Афины) представляет собой образец рабовладельческой демократии, а другое (Спарта) — образец рабовладельческой аристократии.

Источник

Греческий полис. Особенности развития рабовладельческого общества и государства.

Рабовладельческое государство в греческом мире приняло своеобразную форму “полиса” — государства-города, т. e. государства, состоящего из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие размеры греческих рабовладельческих государств находят свое объяснение в том, что государства эти сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных общин, охватывавших небольшие сравнительно коллективы. B то же время не было экономических или хозяйственно-организационных предпосылок для образования сколько-нибудь обширных политических объединений. Ремесло покоилось на узкой базе рабского труда и никогда не получало достаточно высокого развития. Торговля прибрежных городов носила главным образом внешний, заморский характер, поэтому, как бы ни расширялось основанное на рабском труде ремесло, не было потребности в организации обширного внутреннего рынка.

Природа Греции, в свою очередь, способствовала разъединению греческих областей. Страна покрыта труднопроходимыми горными хребтами, так что переход из одной области в другую совершался через ущелья и узкие тропинки. Узкий перешеек Истм (Коринфский) отделял одну часть страны от другой. Bce это способствовало укреплению государственной формы рабовладельческого полиса.

Колонизация греками обширной области Средиземноморья, начавшаяся еще в VIII в. до н. э., привела к тому, что греческие колонии далеко раскинулись и на запад, и на восток. Причинами этой ранней колонизации были, с одной стороны, стремление развивать заморскую торговлю и создавать для нее новые опорные пункты, с другой стороны, недостаток земли на родине вследствие неплодородия ее и начавшейся концентрации ее в руках богачей.

Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы, не связанные политически со своей метрополией. Таким образом,

древнегреческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории собственно Греции и прилегающих островов, так и далеко за ее пределами. Ha западе греческие поселения расположены были не только на южных берегах Италии и на островах Сицилии и Корсике, но и на южном побережье Франции (Массилия, ныне Марсель); на востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Ольвия, Херсонес и др.) и даже устье реки Дон (Танаис).

Государственный строй как в городах метрополии, так и в этих колониальных поселениях был весьма различен и подвергался частым переменам. B одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу — тирану, в других — демократия, при которой созывались народные собрания и сохранялись выборные органы власти, в третьих — аристократия, при которой власть переходила в руки немногочисленных представителей знати, или олигархия, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Co стороны разнообразия форм государства изучение греческих полисов представляет значительный интерес. Рассмотрению этих форм знаменитый древнегреческий философ Аристотель посвятил свою “Политику”.

B дальнейшем изложении вслед за рассмотрением древнейшего периода в истории Греции (гомеровская Греция) будут освещены только два греческих полиса — Афины и Спарта. Это — наиболее могущественные из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств. Из них одно (Афины) представляет собой образец рабовладельческой демократии, а другое (Спарта) — образец рабовладельческой аристократии.

Древнейшие литературные памятники Греции — знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея”, относящиеся, по-видимому, к XI— IX вв. до н. э., отражают родовой быт древних греков. Археологические раскопки, предпринятые Шлиманом в 70-х гг.прошлого века и Льюисом в начале XX в.,

обнаружили на Балканском полуострове и о. Крит еще более древнюю культуру, чем культура гомеровской Греции. Однако характер этой “критомикенской” культуры и ее соотношение с гомеровской культурой составляют предмет еще не законченного научного исследования. Всестороннее изучение особенностей этой культуры затрудняется в значительной мере тем обстоятельством, что язык дошедших до нас надписей не расшифрован, и приходится поэтому довольствоваться одним археологическим материалом. Для наших целей, для целей изучения древнегреческих государств и процесса их возникновения, достаточно начать с поэм Гомера, не пытаясь идти дальше в глубь истории народов, населявших Балканский полуостров.

Поэмы Гомера, сложившиеся, вероятно, на протяжении веков и являвшиеся продуктом коллективного народного творчества, отражают события, которые произошли в конце II — начале I тысячелетия до н. э.

Что же представляет собой Греция в эту “гомеровскую” эпоху своей истории? Население делилось на племена (филы), фратрии и роды (гене). Племена уже объединились в небольшие народцы. У Гомера фратрия фигурирует в качестве военной единицы: греческие войска расставлялись по племенам и фратриям. Фратрия имела свои святыни и празднества. He принадлежащий ни к какой фратрии (afraetor), человек без роду и племени, стоял вне закона и был лишен защиты со стороны общества. Это был человек, “чуждый права”, “бездомный и безродный” (“Илиада”, IX, 63).

Отец убитого Одиссеем Антиноя обращается к родным с такой речью:

. Выйти со мной на губителя: иначе стыд нас покроет,

Мы о себе и потомству оставим поносную память,

Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам Здесь не отмстим. Для меня же, скажу, уж тогда нестерпима Будет и жизнь: и за ними, погибшими, в землю сойду я”.

Убийца может отвратить месть, удалившись в изгнание или уплатив вознаграждение родственникам убитого, если последние дают на это согласие. B “Илиаде” читаем:

“. Брат за убитого брата,

Даже за сына убитого пеню отец принимает;

Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством; Пеню же взявший и мстительный дух свой, и гордое сердце Bce наконец укрощает”.

Общественные власти не принимали никакого участия в преследовании убийцы; вероятно, они лишь посредничали при определении размера выкупа за кровную месть. Ha щите Ахилла была изображена сцена разбирательства спора о вознаграждении в пользу родных убитого. Здесь речь, однако, шла не о размере пени, а о том, была ли она уплачена. Разбирали спор племенной вождь — базилевс и племенные старейшины в присутствии народной массы.

Cnop там поднялся; спорили два человека о пене,

Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,

Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме”.

(“Илиада”, XVIII, 498 и сл.)

Права еще не было. Слово nomos — закон — в гомеровских поэмах отсутствует. Гомеровские греки апеллируют к справедливости, к обычаям — dike.

Главное занятие населения — скотоводство и земледелие. Возделываются пшеница, ячмень, полба. Главное богатство заключается в скоте и земле. Скот — мерило ценности: быками совершали платежи за товары.

Быками также платили выкуп за невесту, при посредстве быков производили выкуп пленных. Кроме быков упоминаются овцы, козы, свиньи, ослы, мулы, лошади. Видное место в хозяйстве занимает также разведение оливок, плодовых садов, винограда.

Появилось уже ремесло. Возникли города, окруженные стенами. Ho разделение труда и торговля еще слабо развиты. Хозяйство носит в основном натуральный характер, и продукты изготовляются главным образом для собственного потребления. Многие ремесленники еще работают не в собственной мастерской, а на дому у заказчика, пользуясь его материалом и орудиями. Они странствуют и не имеют своего постоянного дома. Их приглашает к себе родовая знать. B “Одиссее” мы читаем:

“Приглашает ли кто человека чужого

B дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен

Или гадателей, или врачей, или искусников зодчих,

Или певцов, утешающих душу божественным словом.

Их приглашают с охотою все земнородные люди”.

B гомеровской Греции начинается употребление железа, которое было известно в микенскую эпоху. B “Илиаде” и “Одиссее” железо упоминается наряду с бронзой, притом в “Одиссее” значительно чаще, чем в “Илиаде”.

Уже появились рабы. Совершаются даже набеги для обращения побежденных в рабство.

У царей-базилевсов и у знатных людей в доме уже по несколько десятков рабов. Однако рабство носит у гомеровских греков домашний характер. Рабы — это главным образом домашние дворовые, люди, челядь, иногда это пастухи, иногда они выполняют ремесленные работы или работают в сельском хозяйстве. Так, в доме базилевса Алкиноя 50 рабынь были заняты помолом зерна, пряжей, тканьем. У Одиссея рабы пасли стада, выполняли полевые и садовые работы. Ho жнецы — это преимущественно не рабы, а наемные рабочие, батраки — феты. Феты обычно нанимаются на год за определенную плату. Положение их нелегкое. Выполняют они главным образом тяжелые полевые работы и нередко в результате своих непосильных обязательств попадают в кабалу. Фета часто ставят на одну доску с рабом, как это видно из гомеровской “Одиссеи”.

Между рабами выделяются приближенные господ, привилегированные по своему положению. Им поручают управление хозяйством, надзор за другими рабами. Нередко у таких рабов свой дом, свой скот, как это мы видим у Эвмея, любимого раба базилевса Одиссея.

B гомеровской Греции уже обнаруживается значительное имущественное неравенство. Появляется слой общества, удерживающий в своих руках массу богатств — лучшие земли, скот, рабов, металлы в слитках и изделиях. Герои и базилевсы выделяются своим богатством. Они — обладатели лучших земель, “нив хлебородных”, “садов плодоносных”. Земля еще составляет в основном племенную собственность и предоставляется членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы (“клеры”) представителей знатных и богатых родов отличаются и своими размерами, и своим качеством, а базилевсы получают еще особый надел в свою пользу — “теменос”. Кроме того, экономическая зависимость рядовых общинников, вынужденных брать у базилевсов и представителей родовой знати инвентарь, скот, семена, приводит нередко к

потере ими наделов. Наряду с богатыми землевладельцами, обладателями многих наделов, появляются безнадельные батраки — феты.

Знать присваивает себе также львиную долю военной добычи. Так в гомеровскую эпоху родовое общество уже обнаруживает в своих недрах имущественную дифференциацию, сопровождающуюся обособлением имущей знати. Герои и базилевсы у Гомера во внимание к их богатству именуются людьми жирными, тучными. Кто богат, тот лучший, благородный, доблестный. Бедняки же именуются в поэмах Гомера людьми дурными, худыми, жалкими.

B гомеровской Греции происходит разложение первобытнообщинного строя. Однако еще полностью сохраняется старый патриархальный быт. Члены богатых семей наряду с рабами лично участвуют в производительном труде. Жена базилевса Менелая Елена и жена базилевса Одиссея Пенелопа славились своим мастерством в пряденье и тканье. Навсикая, дочь феакийского базилевса Алкиноя, вместе с рабынями идет к морю полоскать белье. Отец Одиссея, Лаэрт, работает в саду и на огороде. Сам Одиссей пашет плугом землю. Он сам делает себе кровать и с большим искусством изготовляет плот для плавания по морю. Ахиллес и Пат- рокл сами готовят пищу для своих гостей (“Илиада”, IX, 200). Младшая дочь Нестора обслуживает гостя в бане (“Одиссея”, III).

Сохраняется еще большая патриархальная семья. Такова семья Нестора, где совместно с ним живут женатые сыновья и замужние дочери. Однако наряду с большой патриархальной семьей уже появляется и небольшая моногамная семья, состоящая из мужа, жены и их неженатых сыновей и незамужних дочерей (семья Одиссея, Менелая).

Источник

Формы рабовладельческого государства

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Будучи едиными по своей сущности, социальному содержанию и назначению, рабовладельческие государства отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного правления (политических режимов) и форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого в отдельности рабовладельческого государства, в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических и иных условиях существования того или иного государства.

Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.

Характерными особенностями рабовладельческой монархии являются жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

Царь или фараон выступал как крупный собственник. В его собственности находились огромные земельные угодья, многочисленные ирригационные сооружения, здания, рабы. Выполняя функции единоличного правителя, роль верховного руководителя ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны, царь выступал как связующая воедино все звенья политического и хозяйственного механизма страны сила, как высший собственник в стране. Постоянной опорой во всей деятельности царя были огромный военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы. Последние, широко используя ограниченность сознания масс, скованность их традициями первобытнообщинного строя и сильную подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати и вождей, всячески насаждали и развивали культ фараона или царя.

Власть монарха в условиях восточной деспотии формально представлялась неограниченной, однако в действительности она была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилоне власть деспота в значительной мере ограничивалась властью и влиянием крупной торговой знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств Древнего Востока нередки были случаи организации заговоров и свержения фараонов, пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам верхушки рабовладельческого класса, знати и жрецов.

В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. 640 1. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства фото. В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства-640 1. картинка В чем главное преимущество полиса перед другими формами и типами рабовладельческого государства. картинка 640 1.

Рабовладельческая демократическая республика, классическим примером которой было Афинское государство, отличалась тем, что в формировании ее высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. В Афинах сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость и др. Выборы проводились путем голосования в народном собрании или с использованием жребия.

Порядок формирования и деятельности Народного собрания и других государственных органов, несомненно, свидетельствует о демократизме Афинского государства. Однако это был весьма ограниченный, узкоклассовый демократизм. От участия в общественно-политической жизни он полностью исключал женщин, всех граждан, не достигших двадцатилетнего возраста, бывших рабов-вольноотпущенников, других членов афинского общества.

Источник

Полис как особая форма античного рабовладельческого государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:49, доклад

Описание

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Работа состоит из 1 файл

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт.docx

Полис как особая форма античного рабовладельческого государства.

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис. Полисом в Древней Греции называли город-государство. Оно состояло из самого города и прилегающих к
нему территорий, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Основными органами полиса являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.


Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно
вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жестокостью и определенностью (исключение составляла Спарта, где рабы-плоты сохраняли некоторую самостоятельность). Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного была такой отчетливой.

Как правило основными источниками пополнения рабов называют:

военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители;

продаваемые правящей верхушкой, аристократией фракийцев и скифов соплеменники;

рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов;

Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе.

Рабство в Древней Греции воспринимали как само собой разумеющиеся, свобода считалась даром доступным далеко не всем людям.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники.

В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.

Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни” с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения.

Однако и у полисной демократии существовали свои недостатки. Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством. Во-вторых, свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства — иммигранты и женщины — гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *