В чем главное различие городских и сельских поселений география 7 класс
§ 5. Города и сельские поселения
Чем отличается город от сельского поселения, какие города самые крупные. Какие бывают города и сельские поселения.
Чем отличается город от сельского поселения
Первые города возникли либо как центры ремесла и торговли, либо как укрепленные пункты — крепости для контроля над окружающей территорией. Центры торговли располагались так, чтобы к ним было легко добираться, завозить и вывозить товары, т.е. на пересечении транспортных путей, на судоходных реках, в удобных морских заливах. Таким образом, для городов было важно их удобное расположение по отношению к окружающей территории.
В наши дни города отличаются от сельских поселений большей численностью населения и характером занятий их жителей (промышленный труд, работа в сфере услуг и т. д.). В городах находятся крупные предприятия, магазины и торговые центры, университеты, редакции газет и журналов, органы власти.
В сельской местности темп жизни совсем иной, не такой быстрый, как в городе. Люди больше придерживаются традиций. В небольших сёлах каждый житель знает практически всех остальных. Как правило, принято здороваться с каждым встречным — ведь общение друг с другом очень тесное. В городе же круг общения ограничен только хорошо знакомыми между собой людьми, родственниками, коллегами но работе.
Город, как правило, крупнее по размерам, чем сельское поселение. В городе люди не занимаются сельским хозяйством.
Какие города самые крупные
Уже давно идут споры: какой город крупнее, в каком из них больше жителей? Как вы помните из истории, в античной Европе это был Рим, в средневековой Константинополь. В XIX в. на первое место в Европе и в мире вышел Лондон, а в начале XX в. его перегнал Нью-Йорк. Он и сейчас остаётся одним из крупнейших городов мира по в 1970-е гг. его уже порешал Токио, считающийся сейчас самым крупным но численности населения городом мира.
Точно определить численность населения города очень трудно. Большие города постоянно растут, их территории расширяются. Теперь всё чаще говорят не об отдельных городах, а о городских агломерациях, включающих сам город (центр агломерации) и его пригороды — близко расположенные города и посёлки, многие жители которых ездят на работу в центр.
Городская агломерация — компактное расположение городских поселений, объединённых между собой хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми связями.
Крупнейшая агломерация мира сложилась вокруг Токио, в ней прожинает более 35 млн человек (рис. 9). Более 20 млн человек насчитывают агломерации Сан-Паулу, Мехико, Нью-Йорка, Сеула, Манилы и Мумбай (Бомбея). Агломераций с населением более 10 млн человек насчитывается уже около двух десятков, в том числе и столица России — Москва. Большинство их находится в развивающихся странах. В конце XX в. значение крупнейших городов выросло настолько, что всё больше начинают говорить о мировых городах, где принимаются решения, имеющие значение для всего мира, где находятся самые крупные банки мира и штаб-квартиры различных компаний. К таким городам относятся, например, Нью-Йорк, Лондон, Токио.
Расскажите чем города отличается от сельских поселений
Ответ или решение 3
Изначально, сообщества жили в сельских условиях и занимались возделыванием полей, выращиванием домашней скотины. С развитием цивилизации, появились города. В них жили ремесленники, правители. В городах располагались рынки и общественные здания – суды, тюрьмы, учебные заведения.
В чем отличие города и села
Чтобы понять, чем отличаются города от сельских поселений, необходимо указать особенности каждого типа поселений. Это даст наиболее точный ответ на вопрос:
Указанные отличия являются универсальными. Каждый город и каждое сельское поселения обладает всеми перечисленными признаками.
Может ли город жить без села
Жизнь обоих видов поселений тесно взаимосвязана. Города производят нужную для сел продукцию – сельскохозяйственные машины, инструменты, строительные материалы, одежду и так далее. В свою очередь, сельские поселения выращивают продукцию растениеводства и животноводства, необходимую городам. То есть жители сельских поселений продают свою продукцию в города. Они получают деньги, а проданная ими продукция перерабатывается в городах на фабриках и заводах.
Таким образом, сельская местность и города являются единым взаимосвязанным целым.
§ 15. Где живут люди: города и сельская местность
Вспомните:
Вопрос: Когда возник ваш населенный пункт?
Ответ: В 1736 году, 13 сентября полковник А. И. Тевкелев «в урочище Челяби от Миясской крепости в тридцати верстах заложил город». Крепость была основана с согласия владельца земли, на которой планировалось строительство, — башкирского тархана Таймаса Шаимова; что в конечном итоге привело к освобождению башкир от податного обложения
Городом Челябинск стал в 1787 году, когда была переименована Челябинская крепость.
Вопрос: Какие вы знаете крупные города?
Ответ: Крупные города мира: Москва, Токио, Нью-Йорк, Шанхай, Рио-де-Жанейро, Лондон, Париж, Мумбай (Бомбей), и др.
Челябинской области (население более 100 тыс.человек) – Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск.
Средние по численности – Озерск, Троицк.
Вопрос: Какие поселения преобладают в районе где вы живете?
Ответ: в Челябинской области преобладают сельские поселения, но при этом количество жителей в них меньше, чем в городских поселениях
Вопросы и задания:
Вопрос: в чем главное различие городских и сельских поселений?
Ответ: Большая часть жителей не связана с сельским хозяйством.
Вопрос: Жители каких поселений в большей степени связаны с природой?
Ответ: Жители сельских поселений
Вопрос: Как образуются городские агломерации.
Ответ: Города расположенные близко к крупному городу фактически сливаются в одно целое, образовывая городские агломерации. Примером может служить образование в 2015 году агломерации Челябинска с городами Копейск, Еманжелинск, Коркино и Еткульским, Сосновским, Красноармейским муниципальными районами.
Крупные городские агломерации мира: Токио, Москва, Лондон, Нью-Йорк и др.
Вопрос: Используя карты «Доля городского населения» и «Политическая карта мира» приведите примеры стран с самой большой и с самой маленькой долей городского населения.
Ответ: Швеция, Великобритания, Финляндия, лидер – Япония и Австралия (90% живет в больших и малых городах),
Страны с высокой долей сельского населения страны Африки: Кения, Буркина-Фасо, Руанда ( более 90% населения занято в с/хозяйстве и проживает вне городов)
В чём главное различие городских и сельских поселений?
В детстве я любил бывать в деревне у бабушки. Меня всегда поражало то, что центр деревни почти не отличается от города: там были и жилые здания из кирпича, и современные магазины, а центре — площадь, совсем похожая на нашу, городскую. Но стоило только чуть-чуть отойти, и уже начинались деревянные избы, и по улицам гуляли коровы. Так в чем же отличия?
Главные различия между деревней и городом
Естественно, главным различием будет численность проживающих (в городах она больше). Но немаловажными условиями будут также:
К различиям можно отнести еще и культурные объекты и достопримечательности, но это будет не всегда верным. Например, тот же поселок Туруханск (где жили ссыльные декабристы) имеет большее культурное наследие и посещаемость в этом плане, нежели вышестоящий город Красноярск.
В то же время, в сельской и загородной местности располагаются дома отдыха и санатории, чего нет в больших городах. Это связано с тем, что город, неся в себе «промышленную составляющую», не может в полной мере способствовать оздоровлению, хотя бы из-за загазованности воздуха.
Стирание граней между городом и селом
В ходе своего разрастания, города зачастую поглощают близлежащие села и деревни. Как правило, город вначале выносит за свою черту особо большие предприятия, а потом их сотрудникам приходиться селится поближе к работе.
Для этого как нельзя лучше подходит прилегающая деревня. Там на городской манер начинают возводиться дома для работников, и вот уже маленькая деревенька меняет свой статус на городской район. Однако, этот пример мало подходит к столицам, там город захватывает деревню по причине банального перенаселения.
Конспект «Городское и сельское» 7 кл
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Го рода и сельские поселения
• формировать представление об особенностях и различиях городских и сельских поселений;
• сформировать знания о крупнейших городах и агломерациях мира;
• познакомить с типами и функциями городов и сельских поселений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и теоретических знаний о городах и сельских поселениях, их типах
и функциях, о крупнейших городах и агломерациях мира; формирование умений называть, находить и показывать на карте крупнейшие города и городские агломерации мира.
Метапредметные: формирование умений: 1) сравнивать город и село и устанавливать их отличительные
признаки; 2) находить информацию о типах и функциях городских и сельских поселений в учебнике, географиче-
ских словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её; 3) работать в паре или группе.
Личностные: развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой
Основное содержание: города и сельские поселения, крупнейшие города и городские агломерации мира, типы
и функции городов и сельских поселений.
Деятельность обучающихся: сравнивать городской и сельский образ жизни; находить информацию о городах, сельских поселениях и их типах и функциях в различных источниках и интерпретировать её; участвовать в
обсуждении, обмениваться с партнёром информацией при работе в паре или группе.
Ценностный компонент урока: городские и сельские поселения как значимые культурные центры.
Оборудование: политическая карта мира, слайды, открытки и фотографии крупнейших городов мира и сельских поселений.
Тип урока: комбинированный.
то расскажите об одной из них.
жен в основу выделения языковых семей?
II. Изучение нового материала
На уроке обучающиеся должны выяснить, чем город отличается от сельского поселения, какие города и агломерации самые крупные, какие существуют типы городов и сельских поселений. Для того чтобы понять, чем город отличается от сельского поселения, обучающимся нужно установить их особенности. Школьники изучают текст на с. 16—17 учебника и на основе этого текста и дополнительной информации составляют таблицу. Эту работу они могут делать в паре с соседом по парте или в группах.
При обсуждении таблицы следует подчеркнуть, что в настоящее время разница между городским и сельским
образом жизни по набору удобств и услуг, связанных с техническим прогрессом, постепенно стирается. К обобщению данного материала следует привлечь текст стоп-кадра«Где же лучше жить?» (с. 19 учебника). Далее предстоит найти ответ на вопрос: «Какие города самые крупные?» Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в мире растёт число городов и городских жителей. Города объединяются в городские агломерации, т. е. вокруг крупного города возникают более мелкие го-рода-спутники, объединённые между собой различными
связями — хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми. По карте на рисунке 9 учебника школьники на-
ходят сначала крупнейшие города и агломерации мира с населением 10—20 млн человек, а затем с населением
более 20 млн человек и называют их. Затем обучающиеся переходят к изучению текста «Какие бывают города и сельские поселения» на с. 18 учебника, что должно подвести их к выводу о том, что существуют различные по своему назначению (функциям) города и различные по виду хозяйственной деятельности сельские поселения. На основе текста ученики, работая в паре, создают схему или таблицу «Типы городов». Например:
Аналогичную таблицу (или схему) обучающиеся могут создать, выясняя, как различаются сельские поселения.
В завершение урока школьники пишут эссе (мини-сочинения, которые позволяют лаконично и творчески из-
ложить свои мысли) «Проблемы городского (сельского) образа жизни», «Какой образ жизни — городской или
сельский — мне больше нравится». Другим методическим приёмом может быть разборка кейса. Например:
На многомиллиардной Земле около половины населения живёт в малых, средних, крупных, гигантских городах.
В начале XX в. только в Северной Америке был город с 10-миллионным населением (с пригородами) — Нью-Йорк. В конце XX в. 10-миллионники (с пригородами) возникли на всех материках (кроме Австралии и оледенелой Антарктиды). Городов-миллионеров — десятки!
Развитие мирового хозяйства и мирового рынка, рост численности населения Земли выталкивают сельское население в города. В XXI в. большинство людей предпочтёт жизнь в городах. В них легче найти работу по интересу, больше жизненных удобств, свободнее выбор учебных заведений, больше развлечений. В многолюдных городах легче встретить спутника жизни. В них меньше тратится времени и сил на магазины, аптеки, отделения связи и посещение других необходимых учреждений. Вместе с тем города — искусственная среда обитания людей. В них сильно загрязнены воздух и питьевая вода, очень шумно, бесконечная толкотня на улицах и в городском транспорте, в магазинах и на рынках, выше вероятность столкновения с криминалом — всё это раздражает горожан. Города многолики. Существуют города, расположенные на побережьях морей и океанов, и города, не имеющие выхода к морским бассейнам. Есть очень большие города, т. е. занимающие большую территорию, а есть очень маленькие. Есть очень древние города, а есть совсем молодые. Самым древним из нынешних городов-миллионеров — Афинам (в Европе) и Бейруту (в Азии) — уже более 3,5 тысяч лет! Их размеры и облик за прошедшие десятилетия менялись не раз. Уже по одной этой причине выбрать город как пример его великолепия и неповторимости очень непросто.
1. Определите, чему посвящён текст, и озаглавьте его.
2. Проанализируйте текст. Выделите в каждом абзаце
текста проблему и сформулируйте её.
3. Выдвиньте идеи по решению каждой из проблем. Об-
судите их в группе.
4. Сформулируйте мнение, которое и будет являться ре-
Вопросы для обсуждения
1. Какие проблемы затрагивает текст?
2. Почему в последние десятилетия наблюдается рост го-
родов и городских агломераций?
3. Почему стремительно растёт население городов? Что
тянет людей в города? Хорошо ли людям живётся в горо-
4. К чему может привести неблагополучная экологиче-
ская обстановка в городах?
5. Можете ли вы назвать города, претендующие, на ваш
взгляд, на роль городов-памятников или городов, чей архи-
тектурный облик является объектом поклонения, паломни-
Домашнее задание: 1) изучить § 5; 2) ответить на
вопросы и выполнить задания после параграфа (по выбору