В чем главные особенности политики
1. Политика и власть
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Вспомним Основные сферы жизни общества.
Существует четыре основные сферы общества:
Подумаем. Как вы понимаете слово политика? Почему общество не может жить нормально без власти?
Политика – это искусство управления обществом. Основной политический инструмент управления – это государство и законы (право). Эти инструменты позволяют избегать масштабных конфликтов внутри общества (все подчинены определенным правилам) и защищают общество от внешних вторжений.
Для эффективного управления существуют силы государственного принуждения: армия, полиция, тюрьмы, а также органы государственной власти – президент. парламент, суды, прокуратура.
Вопросы «?» Какова главная мысль И. А. Ильина?
Главной мыслью И. А. Ильина является то, что у любого лица, обладающего властью должен быть авторитет. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.
Заслужить авторитет – истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.
Вопросы «?» А каково твоё отношение к таким мнениям?
Я разделяю точку зрения о том, что «нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». Наличие сильного, стремительного лидера поможет ввести необходимые реформы, укрепить и внести улучшения в государственный аппарат управления.
Необходимо также отметить, что частично правильна, по моему мнению, фраза о том, что «мне всё равно, какими методами действует политик, если его деятельность идёт на благо народа». Однако тут нужно сделать оговорку. Такие методы должны быть законными и человечными. Сильный и энергичный лидер, осуществляющий деятельность на благо народа — это лучший вариант правителя в современных условиях.
Вопросы «?» Какой из возможных ответов выбрал бы ты сам? Свою позицию объясни.
Я постоянно слежу за политической ситуацией в стране. Я смотрю новости, слежу за программами кандидатов на выборах, но к сожалению, еще не имею права голосовать. Я считаю, что это очень важно, так как человек, интересующийся политической жизнью страны является активным гражданином общества.
1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
Политика – деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику.
Политика — это искусство управления государством, поэтому такая деятельность подвластна не каждому.
Общество не может существовать без власти, ведь отсутствие власти приводит к анархии, что усугубляет социальные конфликты, является их источником.
Политика играет значительную роль в жизни общества, ведь умелое управление помогает обеспечивать порядок во всех сферах общественной жизни.
2. Что входит в сферу политики?
Если отношения между социальными группами касаются власти или государства, то это и есть отношения в сфере политики. Можно сделать вывод, что в сферу политики входит участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.
В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Всё это и есть сфера политики.
3. В чём сущность любой власти?
Сущность любой власти заключается в наличии авторитета у властителя и способность им пользоваться. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.
Заслужить авторитет — истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.
4. В чём главные особенности политической власти?
Политическая власть – это особый институт, который имеет свои признаки. К нам относят верховенство, моноцентричность, легальность и публичность.
Раскроем данные признаки подробнее:
5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?
СМИ — это теле, видео, радио и интернет коммуникации, которые распространяют политические новости и события среди населения.
Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, появляется информация о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе.
Таким образом, граждане могут чувствовать себя причастными к политической жизни общества, обогащаясь информативно.
1. Назови политические события последнего времени, которые тебя обрадовали и которые огорчили. Объясни почему.
В этом же году президент подписал закон об увеличении возраста выхода на пенсию – огорчило. Люди на 5 лет будут работать дольше, многие до пенсии не доживут.
2. Подумай, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика — это отношения между классами; политика — это участие в делах государства. Свой ответ поясни.
Я считаю, что нет никакого противоречия между данными утверждениями. У любого класса в обществе существует право участвовать в делах государства. Например, участие в голосовании на выборах. Каждый гражданин имеет право выразить свою волю в форме подачи голоса за кандидатуру, которую считает достойной.
3. Вспомни из курса истории время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
Петр 1, осуществляя свою политику во благо общества и народа. «Прорубив окно в Европу», Петр 1 вывел образование и производство на новый уровень. Петр 1 создал полки нового строя, обеспечивая обороноспособность страны.
Также, Петр 1 вывел торговлю на новый уровень. Он открыл выход к морю, что способствовало морской торговле. Россия стала империей.
Можно сделать вывод о том, что Петр 1 действовал во благо общества и России в целом.
4. Собери материалы из газет и Интернета о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических партий и их лидеров. Отметь, что ты считаешь в этой деятельности самым важным и почему.
«Единая Россия». Основными идеями является экономический либерализм, центризм. Лидером партии является Д. А.Медведев.
Партия сумела добиться политической и экономической стабильности в обществе.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Основными идеями являются коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм. За социальное и материальное равенство, введение прогрессивного налога. Лидером партии является Г. А. Зюганов.
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Основными идеями являются, либерализм, сильное государство, русский национализм, патриотизм. Лидером партии является В. В. Жириновский.
Сущность политики и ее особенности
Политика – это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики:
– связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;
– любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;
– связь с действиями и интересами больших масс людей;
– целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);
– властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ: Возникла из взаимных требований, проявляемых людьми в связи с распределением власти и собственности. Политика носит универсальный характер, т.е. политический аспект имеет вмешательство государства.
Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и другие представители системного анализа. Т. Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». (Цит. по: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. – С. 13.).
Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредованна экономической сферой общества, экономическими отношениям и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни.
В чем главные особенности политики
Для сдерживания и уравновешивания общественных желаний и действий существует политика.
Политика (от греч. Πολιτική — государственная деятельность) — деятельность, направленная на решение вопросов общественной и государственной жизни при участии социальных групп, государственных органов, партий, отдельно взятых людей и различных движений.
Политика имеет ряд особенностей, отличающих её от прочих видов деятельности. Для неё характерно:
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Политика является неотъемлемой частью общества, поэтому включает в себя множество важных основополагающих функций:
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИКИ
Политика включает в себя те же составные элементы, что и любая деятельность, — субъект, объект, цель, действия, результат.
В политике субъектами выступают:
Учёный Макс Вебер предложил разделить существующих политиков между собой на группы по характерным особенностям.
Объектами политики выступают различные сферы жизни общества.
Политические цели:
⇒ По содержанию: о социальные;
⇒ По сферам деятельности:
Политические средства. Политиками, учёными, рядовыми людьми выдвигаются различные версии того, каким образом можно и нужно достигать поставленных политических целей.
Вы смотрели конспект «Политика (общая характеристика)».
Особенности политической власти
Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]
Основные черты политический власти – это:
· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
· наличие особого аппарата управления и принуждения;
· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
· доминирование властной воли;
· наличие особого аппарата управления;
· монополия на регламентацию жизни общества;
· право на принуждение в отношении общества и личности;
Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:
1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.
Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:
· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]
В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.
Сущность и основные черты политики
Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики:
— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;
— любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства — такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;
— связь с действиями и интересами больших масс людей;
— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);
— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.
Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.
Субъекты политики и ее функции
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:
1. функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;
2. мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;
3. регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;
4. рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;
5. политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;
Структура политики
• субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;
• социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический лидер, граждане);
• политическое сознание — система оценок, смыслов и утверждений участников политики;
* политическая культура субъектов, определяющая характер взаимодействия участников политической жизни;
* система институтов законодательной, исполнительной и судебной
власти, существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся социальных потребностей групп и индивидов;
* политическая организация общества, которая охватывает; государство и его органы, партийную систему, группы давления и т.д.
Благодаря взаимодействию ее структурных элементов, политика обеспечивает целостность общества.
Сущность власти
Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Признаки политической власти:
— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;
— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;
— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.
Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.
Структура власти
Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:
—Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.
—Политико-управленческих, регулирующих многообразие экономических, социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.
—Политико-идеологических отношений, оказывающих всестороннее и систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.
политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом, она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.
Функции власти
Функции политической власти как инструмента социального управления:
— сохранение социальной целостности;
— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;
— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;
— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.
Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.
Легитимность власти
Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.
Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.
Типы легитимности политической власти:
1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;
2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;
3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;
4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.
Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.
О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.
Классификация власти
В зависимости от используемых средств влияния выделяют следующие типологию власти:
—экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;
—социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);
—культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;
Основание и ресурсы власти
Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны. Одна из наиболее популярных классификаций, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:
— Экономические (финансовые) – деньги.
— Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).
— Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).
— Принудительные (силовые) – средства физического воздействия. Но в современном производстве такое не используется, поэтому, обычно, под принудительными ресурсами понимают меры административного наказания.
Есть и другие классификации.
— Институциональные, связанные с организационным и ценностно- культурным регулированием.
— Персональные – индивидуальные знания, способности, сила воли, убежденность
В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Классификация оснований (и, соответственно, видов):
— Деловой авторитет руководителя.
— Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться.
— Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).
— Привычка к подчинению.
— Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Сознательное формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.
Политическое пространство
ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ — реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Политическое пространство выполняет три функции: 1) предпосылки политической жизни; 2) цели политической деятельности государств (геополитика); 3) экологической среды существования и развития разнообразных форм политической жизни. В качестве предпосылки оно определяет территориальные размеры и границы политической системы, характеризует влияние эколого-географических условий на организацию Политической жизни, на степень управляемости ею со стороны исполнительной власти, на механизм связи центра с властью на местах и др. Так, одной из предпосылок победы демократии в Западной Европе была пространственная открытость границ европейских государств.
В качестве цели политической жизни политическое пространство предстает как важный фактор “геополитики”, которая долгое время осуществлялась под имперскими лозунгами и принимала военные формы. Так, геополитика царской России осуществлялась как военная экспансия и колонизация других народов. Современная геополитика стремится обеспечить многообразие форм политической жизни этносов и народов и отказывается от объявления их геопространства зоной жизненных интересов того или иного государства. Величие государства заключается не в увеличении размеров своей территории силовыми методами, а в расширении демократического политического пространства с помощью повышения уровня и качества жизни как социальных и национальных сообществ, так и отдельного человека.
В качестве экологической среды политическое пространство позволяет осмыслить связи между элементами политической системы, характер этих связей, зафиксировать территорию и границы государственного управления, которые нередко выходят за рамки национального государства, включая, напр., колониальные владения или зоны влияния. В политическом языке политическое пространство имеет символическое и метафорическое значение. Так, в годы “холодной войны” слово “Запад” имело не просто географический смысл, а обозначало, прежде всего, военно-политическое объединение. Ныне же слово “Запад” характеризует региональные границы мирового содружества, определенную модель общественно-политического развития, составной частью которой является демократическая форма правления и рыночная экономика. Составляющие этой модели адаптируются в разных обществах и культурах. Накануне нового тысячелетия формируется мировое политическое пространство, которое характеризуется сближением разных политических систем, отбором наилучших моделей развития, поиском выхода из конфронтации и согласия в международной политике, что свидетельствует о становлении мирового сообщества.
Политическое время