В чем главные особенности
Особенности политической власти
Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]
Основные черты политический власти – это:
· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
· наличие особого аппарата управления и принуждения;
· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
· доминирование властной воли;
· наличие особого аппарата управления;
· монополия на регламентацию жизни общества;
· право на принуждение в отношении общества и личности;
Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:
1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.
Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:
· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]
В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.
Особенности политической власти
Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]
Основные черты политический власти – это:
· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
· наличие особого аппарата управления и принуждения;
· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]
Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.
Для осуществления политической власти необходимо:
· доминирование властной воли;
· наличие особого аппарата управления;
· монополия на регламентацию жизни общества;
· право на принуждение в отношении общества и личности;
Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:
1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);
2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]
Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.
Чем же различаются политическая и государственная власть?
1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.
2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).
3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]
Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.
В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:
· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]
В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.
Каковы главные особенности политической власти
Конституция СССР
ГЛАВА I
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
СТАТЬЯ 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
СТАТЬЯ 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
СТАТЬЯ 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
СТАТЬЯ 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
СТАТЬЯ 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
СТАТЬЯ 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
СТАТЬЯ 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Виды режимов
9 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение политического режима
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.
Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.
Факторы формирования политических режимов
Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:
Виды политических режимов
Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.
В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:
Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Признаки тоталитарного политического режима:
Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.
Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.
Признаки авторитарного политического режима:
Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:
Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.
Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.
Демократический режим
Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Выделяют три вида демократии:
Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.
Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.
Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.
Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.
Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Признаки демократического политического режима:
Признаки политических режимов
Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.
Признак
Тоталитаризм
Авторитаризм
Демократия
Участие граждан в выборах органов власти
отсутствует либо имеет формальный характер
ограниченное с допуском отдельных категорий
полное через свободные выборы
Гарантии прав и свобод
Особенности политического лидерства
харизматический правитель с неограниченными полномочиями
сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов
глава государства избирается гражданами на демократических выборах
Степень верховенства закона
все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен
неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя
полное верховенство закона, правовое государство
Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений
учитываются у отдельных категорий
учитываются и выполняются властью
Политический плюрализм
существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
Многопартийность
имеет формальный характер
Место СМИ
подчинены и контролируются государством
формально свободны, но реально связаны с государством
независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные
ГДЗ по истории 10 класс учебник Сороко-Цюпа параграф 21
Какую роль играют политические партии и организации гражданского общества в политической и общественной жизни?
Объясните различия между тремя главными политическими идеологиями.
Почему старейшая партия социал-демократов стала инициатором создания Прогрессивного альянса?
Какие организации гражданского общества добились, по вашему мнению, наибольших успехов в реализации своих целей?
Почему в 1960-е гг. появились многочисленные организации гражданского общества, с чем был связан всплеск гражданской активности?
Почему организации гражданского общества называют «инкубаторами человеческого достоинства»?
1. Назовите основные партийно-политические течения в западных странах.
2. Выделите главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития.
3. Какое значение имели события 1968 г. и о каких тенденциях в развитии общества они свидетельствовали?
События в Чехословакии свидетельствовали о непопулярности коммунистической системе, желании народов Восточной Европы самостоятельно управлять политической жизнью в своих странах. Подавление Пражской весны также положило конец попыткам экономических реформ в самом СССР, что предопределило кризис 80-х годов.
4. В чём выражается новая роль гражданских организаций в современном мире?
Эти организации зачастую действовали под лозунгами – «общество отдельно от государства», а иногда и против него. Организовывая такие движения, общество стремилось к объединению усилий, к организации взаимной поддержки в защите интересов отдельных личностей, групп и общества в целом. Среди целей были улучшение условий ведения труда, возражение культурных ценностей, защита прав и достоинства членов общества, охрана окружающего мира и животных, борьба за права религиозных, расовых и других меньшинств и многое другое.
5. Какие из организаций гражданского общества вам представляются наиболее важными?
Общества взаимопомощи, в защиту прав потребителя, общества в защиту экологии.
1. Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Выделите различия.
Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения.
2. Используя дополнительную литературу, интернет-ресурсы, проведите исследование на тему «Организации гражданского общества и их роль в жизни одной из стран» (на выбор).
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Какие президенты США стали наиболее популярными в послевоенной истории США?
В чём, по вашему мнению, главное отличие «рейганомики» от политики «третьего пути»?
1. Чем был обусловлен поворот во внутренней политике США к маккартизму?
В стране начались массовые проверки на «лояльность», в ходе которых грубо нарушали гражданские права американцев.
В 1950 г.. конгресс большинством голосов принял закон «О внутренней безопасности». Согласно ему основывалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.
Самой известным событием было дело против супругов Розенберг по обвинению в шпионаже в пользу СССР. 19 июня 1953 года Розенберги стали первыми гражданскими лицами, казненными за шпионаж в США в эпоху «холодной войны». Сегодня остается неясным, насколько информация, переданная Розенбергом, помогла в создании атомной бомбы Советским Союзом.
Контролю и преследованию подвергались не только левые организации, но и государственные служащие, деятели науки и культуры. Многие граждане США покидали страну; среди них был, в частности, Ч. Чаплин.
И так, власти США, борясь с коммунизмом в стране, начала применять в этой борьбе методы своего идеологического противника.
2. Раскройте содержание политики президентов Дж. Кеннеди и Л. Джонсона
в 1960-е гг.
Дж. Кеннеди и следующий президент США Л. Джонсон заложили основы неолиберальной политики, плодами которой до сих пор пользуется страна. Начнем с того, что Кеннеди поддерживал идею дешевого строительства жилья для семей с небольшим достатком. В 1960е гг был принят ряд законов по «уравниванию» в избирательных и трудовых правах белого и цветного населения. Кеннеди не был сторонником помогать другим странам, его политика была направлена на помощь своим гражданам. Вопросы внутренней политики так же были важны для Л. Джонсона, он продолжил развивать систему образования, систему медицинских страховок для людей пожилого возраста, а так же внес закон о «справедливом найме» и достойной оплате труда чернокожих американцев.
3. Какие причины вызвали изменение политики к началу 1980-х гг.?
4. Охарактеризуйте основные линии политики Р. Рейгана. Каковы итоги рейганомики?
Администрация Рейгана начала проводить прямо противоположный кейнсианству курс, основываясь на теории монетаризма (количество денег в обращении не должно расти быстрее, чем количество произведенных товаров и услуг, поэтому надо сокращать государственные расходы, согласно М. Фридмену) и теории предложения (поощрять надо не спрос, а предложение новых товаров, снижая налоги на бизнес, снимая с него государственные ограничения, создавая простор для самоорганизации рынка, согласно А. Лафферу, Ф. фон Хайеку и др.).
5. Выделите главные черты курса президента Б. Клинтона и его отличия от
рейганомики.
6. В каких сферах были проведены реформы президентом Б. Обамой?
7. Выделите главное отличие внутренней политики президента Д. Трампа от
политики его предшественника на этом посту.
1. Проведите деловую игру: дебаты сторонников Р. Рейгана и сторонников
Б. Клинтона на тему «Зачем нужно увеличивать или уменьшать налоги и социальные расходы».
2. В конце XX в. США стали единственной сверхдержавой. Почему это произошло?
Великобритания
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Выделите наиболее важные социальные реформы К. Эттли.
Как вы понимаете принцип консерваторов «демократия собственников»?
В чём вы видите принципиальное отличие политики консерваторов от политики
лейбористов?
1. Почему Консервативная партия и её лидер Y Черчилль потерпели поражение на выборах в июле 1945 г?
2. Охарактеризуйте преобразования лейбористского правительства в 1945-195 1 гг.
На парламентских выборах 1945 лейбористы, выступившие с программой широких социальных реформ, одержали победу, 3-е лейбористское правительство (возглавлялось К. Р. Эттли) провело ряд буржуазных по своему характеру реформ, национализировав Банк Англии, предприятия угольной, газовой промышленности, части сталелитейных заводов (с выплатой полной компенсации владельцам)и др., социальные реформы (отмена закона 1927 г., новое законодательство о социальном страховании и здравоохранении), реформу палаты лордов (право вето сократилось до 1 г.). В то же время «замораживалась» зарплата, росли налоги, увеличивались военные расходы. В области внешней политики правительство, продолжая фактически политику консерваторов, вело курс на обострение отношений с Советским Союзом, ремилитаризацию Западной Германии. Страна принимает участие в плане Маршалла, в создании НАТО, способствует восстановлению монархического режима в Греции, участвует в войне в Корее. Но под давлением национально-освободительного движения оно предоставило в 1947 независимость Индии, в 1948 — Бирме и Цейлону. В других колониях стремление к независимости подавляется силой. На парламентских выборах в октябре 1951 Лейбористская партия потерпела поражение
3. В чём специфика взаимоотношений Лейбористской партии и профсоюзов?
Во время формирования большинства лейбористов в английском парламенте сформировалась особая система отношений с профсоюзами. Формула была простой: профсоюзам предоставлялась полная свобода действий, а взамен они не организовывали забастовок, митингов, стачек и тд. Набор работников в профсоюзы проводился по, так называемому правилу «закрытого цеха», когда каждый работник обязан был быть членом профсоюза. Со стороны лейбористов были переданы в руки профсоюзов право на стихийное увеличение заработной платы.
4. Охарактеризуйте политику «социального контракта» лейбористских правительств в 1960-1970-е гг.
Политика социального контракта представляло собой сотрудничество профсоюзов, которые направляли свои усилия на сдерживания требований относительно повышения заработной платы, а правительство в свою очередь должно было сдерживать рост цен, а реформы проводить только в интересах трудящихся.
Политику Маргарет Тетчер можно назвать демократией собственников. Она выступала за индивидуализм, свободное предпринимательство, проявление инициативы. Также она ввела принцип «живи по средствам».
5. Назовите основные принципы «тэтчеризма» и его результаты.
Приватизация государственной собственности.
Поощрение малого и среднего бизнеса.
Уменьшение налоговой нагрузки.
Сокращение социальных программ.
6. Почему курс правительства Э. Блэра получил название «третий путь»?
«Третий путь», согласно Блэру — это поиск альтернативы, компромисса и соединение двух элементов: рыночной экономики и всеобщей социальной справедливости в сочетании с повышенным вниманием к человеческому фактору.
Объясните, почему в Великобритании смена правительств и политических
курсов происходит по принципу «политического маятника». Сделайте выводы.
Франция
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Какие политические силы во Франции во второй половине XX — начале XXI в. про водили политику национализации, а какие — политику приватизации?
Удалось ли, по вашему мнению, Ш. де Голлю обеспечить «величие Франции»?
1. Какие внешние и внутренние факторы привели к краху Четвёртой республики и возвращению де Голля к власти?
Четвертая республика Франции сформировалась в послевоенный период, когда нужны были меры для восстановления экономики страны и многих других отраслей. Меры, предложенные правительством c одной стороны были успешные, а с другой их осуществления не всегда было правильным. Особенно много ошибок руководство допустило по отношению к колониям, и в нескольких частях мира вспыхнули восстания и начались новые войны, начался кризис в Алжире. Для решения всех проблем нужен был уважаемый лидер, как дн Голь.
2. Каким образом де Голль пытался воплотить идею «величия Франции»? Удалось ли это ему?
В плане внутренней политики старались в тот момент выработать максимально развитую и диверсифицированную экономику, включая ядерную и авиационную отрасль. Даже электронику старались делать свою, и более того, создавали собственную электронную сеть «Минитель» (да, она появилась существенно позже, но всё же ложится в ту же логику). Предпринимались шаги по выравниванию экономического развития различных регионов. Укрупнялись финансово-промышленные группы. Вкладывались большие средства в наукоёмкие проекты. Строились дороги, организовывались научно-производственные парки вокруг университетских центров.
Довольно многое из этих замыслов удалось, и даже до сих пор приносит пользу. Однако на долгий срок выровнять мощь Франции с мощью США и Великобритании, добиться такого же длительного влияния не удалось.
3. Каковы причины майского кризиса 1968 г и отставки Шарля де Голля?
Образовательная система того времени давно требовала реформации, что способствовало волнениям студентов. Весной 1968 года они вышли на улицу с требованием увеличить стипендии и реформировать систему университетов. После того, как митингующих студентов избили полицейские, подоспели рабочие со своими требованиями. Шарль Де Голль все это время обещал реформировать систему, однако, никаких конкретных действий в этом направлении не выполнял. В конечном итоге, ситуация в стране накалилась, и Де Голль был вынужден подать в отставку.
4. Почему не удался левый эксперимент после прихода к власти социалистов в начале 1980-х гт?
Потому что этот «левый эксперимент» начался несколько поздновато, прямо скажем.
Ещё лет за десять до этого была инерция опасений, что если не проводить такие «эксперименты», то можно нарваться на крупные неприятности. Однако к концу семидесятых годов европейский, и в том числе французский, истеблишмент успокоился и понял, что ему можно почивать на лаврах.
И естественно, что в таких условиях, в существенно изменившейся общественной атмосфере, «левые эксперименты» не могли и начаться даже.
5. Выделите главные цели конституционной реформы 2008 т.
Расскажите о роли личности в истории на примере Шарля де Голля.
Италия
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Какую роль в послевоенной истории Италии сыграло убийство А. Моро?
Почему развалилась послевоенная партийная система в Италии?
1. Назовите основные политические партии Италии, возникшие после восстановления демократического режима.
Демократы, социалисты и коммунисты.
Первый являли собой правящую партию, а социалисты и коммунисты являлись оппозицией существующему режиму.
2. Каким образом региональные различия и проблема юга Италии сказывались на противоречиях итальянского общества?
Возникновение сепаратизма на Севере. Он пользуется там определенной популярностью. Север- более развит, чем Юг ( и экономически и культурно ). Существуют даже сильные языковые различия между регионами. Вообще, Северине обижаются на то, что именно юг создает стереотипное мнение иностранцев. Вроде сицилийской мафии, творящей беспредел на лево и на право и т. п.
5. Сравните политику С. Берлускони с политикой М. Тэтчер в Великобритании. Выделите общее и особенное.
Тэтчер. Демократия собственников, свободная конкуренция, приватизация, поддерживался малый бизнес, снижалось прямое налогообложение. При Берлускони поощрялась частная инициатива рынка и снижались налоги. Отменили наследственный налог, снизились предпринимательские налоги, в особенности, что касается малого бизнеса. В Италии не было масштабной приватизации, в отличие от Англии.
6. Почему политическая нестабильность считается главной проблемой Италии?
Германия
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности
Сравните итоги развития двух германских государств во второй половине XX в. Как вы считаете, почему произошло объединение Германии?
Почему, по вашему мнению, ГДР проиграла экономическое соревнование с ФРГ?
Что стало главными движущими силами германского объединения?
Какая задача стала главной после объединения Германии?
1. Назовите причины раскола Германии.
2. Выделите результаты осуществления политики «социального рыночного хозяйства» в послевоенной ФРГ Сравните их с результатами установления централизованного планового хозяйства в ГДР
Западная Германия (ФРГ), после окончания Второй мировой войны, сформировала на своей территории капиталистическую модель экономического и социального общественного порядка. Министр экономики Л. Эрхард руководил устройством в стране нового курса развития. Позже он стал канцлером Западной Германии и продолжил свое дело уже на главном руководящем посту.
Успехи данной модели социально-рыночного хозяйства были очевидны. При существенно финансировании и поддержке Соединённых Штатов Америки, капиталистическая Германия быстро развивалась и показывала блестящие результаты в экономике. Чего не скажешь о Восточной Германии. Получившая после второй мировой социалистической систему развития, ГДР испытывала трудности в развитии. Состязание двух разных моделей внутреннего устройства двух Германий продолжалось сорок лет. Этого соревнования не выдержала Германская Демократическая Республика.
К концу своего существования Восточная Германия показывала низкую производительность труда и убыточность большинства предприятий. Возможно, это происходило из-за недостатка иностранных инвестиций, ожидаемых, в частности, от СССР. В конце концов ГДР заявили о самоликвидации, в результате чего Германия стала одним целым, соединив запад и восток страны. Благодаря развитости и успехам западной части вся страна спустя время показала успешное развитие. До сих пор Германия занимает лидирующие позиции в экономике среди западных стран.
3. Охарактеризуйте три этапа партийно-политической борьбы в ФРГ и специфику «политического маятника».
4. Какими международно-правовыми актами было закреплено объединение Германии?
Объединение Германии было закреплено Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, который известен также под названием Договор «Два плюс четыре». Документ был подписан 12 сентября 1990 года в Москве между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия, а также Францией, СССР, Великобританией и США. С 15 марта 1991 года договор вступил в силу. Документом были определены основные внешние аспекты объединения Германии.
5. Какие задачи встали в 1990-е гг. перед объединённой Германией?
Главной задачей для объединенной Германией стало обеспечить фактическое единство Германии. Было сделано ряд реформ для включения в экономическую и социальную систему единого государства восточных земель.
6. Назовите главные направления политики канцлера Коля в 1990-е гг.
Политика канцлера Коля базировалась на:
1) реформировании сфер рынка труда из-за затяжной безработицы, а также сферы здравоохранения, главной целью которой являлось уменьшения государственных затрат.;
2) поиске радикально новых механизмов функционирования системы социального обеспечения в государстве;
3) сохранение статуса-кво в пенсионном вопросе;
4) поддержание традиционного уклада семьи.
7. Почему, несмотря на то что Коль стал «объединителем» Германии, он потерпел поражение на выборах 1998 г?
8. Какую политику стало проводить правительство Меркель после прихода к власти в 2018 г.?
Почему объединение Германии произошло мирным путём? Как повлияло стихийное движение масс в обеих частях Германии на этот процесс?
1. Выделите главные черты социального рыночного хозяйства.
2. Сравните социальное рыночное хозяйство и социалистическое плановое хозяйство, назовите основные различия.
3. В каком случае, по мнению Л. Эрхарда, государство и общество должны помогать человеку?
1) По мнению Людвига Эдхарда, государство и общество должны помогать человеку, если тот является бедным, то есть, у него не может себе обеспечить прожиточный минимум.
2) Также государство должно помогать всем нуждающимся людям в государственной помощи, на то оно и государство, чтобы помогать и поддерживать в трудную минуту своих граждан, и людям из малообеспеченных семей. Люди, у кого не хватает денег на еду, должны быть первые в очереди на государственную помощь.
4. Почему свобода связана с личной ответственностью гражданина?
Потому что только человек, способный нести ответственность за свои поступки, может грамотно распоряжаться свободой. Свобода действий подразумевает необходимость нести за них ответственность