В чем главный изъян теории раскольникова предопределивший ее крах
В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.
Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества.
Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.
Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного. Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину. Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.
Если бы не Сонечка Мармеладова, Родион не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем главный изъян теории раскольникова предопределивший ее крах
Родион Раскольников оправдывает убийство старухи своей теорией, в которой утверждает, что существуют «право имеющие люди», которые движут миром, прогрессом. Во имя высокой цели они готовы идти на «разрушения настоящего во имя лучшего», легко могут переступить через моральные принципы и любые законы. Существуют и низшие, обычные, заурядные люди, которые являются «материалом» для высших. Однако эта теория терпит крах. Попытаемся найти причину.
Я считаю, что главным изъяном теории студента является выделение отдельной группы людей, имеющей особые права и привилегии, доходящие до распоряжения жизнью другого человека.
Сегодня тот факт, что жизнь любого, даже самого бесполезного для развития государства и общества, неприкосновенна, является неоспоримой истинной. Идя к самой благой цели, сердце человека, использующего аморальные способы ее достижения, считающего себя достойнее других, становится черствым и бесчувственным. Он уже не видит в своих действиях преступления, это лишь маленький шаг на пути к большой цели. «Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Эта философия разрушает человека, убивает в нем все то человеческое, что в нем есть. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Возвышая одного человека над другими людьми, мы позволяем ему вершить судьбы других, что в корне противоречит гуманистическим идеям и принципам, к которым стремится все человечество. Это показывает несостоятельность теории, показывает, что данная теория способствует регрессу общества, его разрушению.
Таким образом, мы видим, что добрая, благородная цель может легко омрачиться низким, аморальным поступком. Ни одна цель, даже самая гуманная, не может достигаться с помощью преступления и насилия. Именно этот изъян и предопределил крах теории Раскольникова.
Изъяны теории Раскольникова
Написанный в 1866 году роман «Преступление и наказание» посвящён теме, над которой Ф.М.Достоевский размышлял уже давно. В его сознании проблема преступности связывалась с эгоистическим самоутверждением личности, способной отвергать нравственные законы. Достоевский, сам человек глубоко нравственный и гуманный, не мог обойти вниманием различные проявления жестокости, бесчеловечности. Его волновала также глобальная проблема вседозволенности, которая возникала благодаря людям, причислявшим себя к особой категории избранных (например, для некоей исторической миссии). Писатель отразил свои размышления в романе «Преступление и наказание», где главный герой изобретает собственную теорию о людях «обыкновенных» и «необыкновенных».
Родион Раскольников совершает убийство, называя свои действия «кровью по совести», что должно было подтвердить его личное право на превосходство над «тварями дрожащими». Но оказалось, что эта идея имела «слабые стороны», потому и не принесла желаемых результатов.
Как же могла созреть такая теория в сознании человека, почему она возникла у студента Раскольникова? Достоевский показывает путь Родиона к преступлению, затем проводит героя через мучения совести, когда возникает желание открыть душу (своеобразное покаяние) тому человеку, в сострадательности которого он не сомневается. И Раскольников рассказывает Соне Мармеладовой, как зрела в нём его теория, объясняя особенности психологического состояния того периода многими причинами, в том числе социально-бытовыми условиями. Родиона раздражала его съёмная тесная каморка, комната-шкаф, за которую платить было нечем. Не было денег на питание, приходили в негодность одежда и обувь, что стало поводом бросить учёбу. Подрабатывать уроками можно было, «по полтиннику давали», но Родион вдруг замкнулся, перестал выходить из дома, лежал и неотступно думал. Позже он говорит Соне: «Я озлился. я тогда, как паук, к себе в нору забился. ». А низкие потолки, тесная комната душу и ум теснят. И сны странные снились.
Во время беседы со следователем Порфирием Петровичем Родион поясняет ему некоторые положения своей статьи, напечатанной за два месяца до убийства Алёны Ивановны: «Я. намекнул, что «необыкновенный человек имеет право разрешить своей совести перешагнуть. через препятствия, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». И приводит в качестве примера деяния исторических личностей, в том числе Наполеона. Но Раскольников поверхностно представлял себе все «свершения» кумира, и поэтому не упоминает, как к этим «деяниям» относился тот народ, ради которого совершались «великие» дела. Например, Наполеон считал себя спасителем человечества «от варварства и деспотизма», думал, что несёт в Россию освобождение от самодержавия и крепостничества. При этом его не волновало, какое количество людей он лишил крова, хлеба, жизни, сколько детей осиротело, сколько солдат превратилось в инвалидов без рук, без ног. А «орудием» для продвижения своих идей он сделал французских солдат, многие из которых не вернулись домой, где ждали их матери и жёны. Позднее Наполеона назовут преступником, однако немало молодых людей увлекалось наполеоновскими планами и идеями. Раскольников – один из них.
Родион считал, что «необыкновенные» люди могут идти через преступления, их не должна останавливать кровь, если дела свершаются ради прогресса. Такие деятели думают, что «скажут новое слово». И Раскольников был уверен, что разрушительная сила может быть полезна, если применена она во имя лучшего. В таком случае человек «внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Поэтому о Наполеоне Раскольников говорил с восхищением: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе. ».
Раскольников, по своему убеждению и в соответствии со словами студента (ещё одной жертвы жадной «процентщицы»), решил, что вина старухи Алёны Ивановны велика перед людьми, потому она не имеет права на жизнь. Лизавета, по его мнению, такой вины ни перед кем не имела, и Родион не собирался её убивать, поэтому он считает её невинной жертвой. В то время Раскольников ещё не осознавал кощунственности подобных выводов, он ведь возомнил себя «сильной личностью», имеющей право решать многие проблемы общества.
Да, ему жаль Лизавету: над ней издевалась, её унижала сестра, для которой Лизавета была бессловесным животным, рабочей лошадкой. А Родион ведь таких «лошадок» и жалел, но пришлось ему через эту кровь перешагнуть: всегда бывают потери и жертвы в движении к лучшему, думал он.
Однако главное, что привело Раскольникова к отрицанию собственной теории, это именно невозможность смириться с необходимостью жертв на пути к справедливости, потому и пришлось ему отвергнуть идею о праве убивать ради добрых намерений.
Все мучения и угрызения совести говорят о том, что через нравственные и христианские законы Раскольников переступить не может. К таким выводам Родион приходит не только путём собственных размышлений, но и благодаря Соне Мармеладовой, которая помогла ему обратиться к вере христовой и к христианской морали.
После душевных терзаний, после разговоров с Соней о христианских заповедях, о необходимости покаяния, Раскольников признаёт ошибочность своей теории и приходит к вере, обращается к Богу.
Раскольников не уничтожил всё-таки нравственный стержень в себе, поэтому у него оставалась надежда на духовное покаяние и возрождение к полноценной жизни после наказания, после каторги. В этом заключается великая заслуга Ф.М.Достоевского, как писателя, предоставившего людям историю духовных исканий человека, который прошёл трудный путь к признанию абсурдности теории о «крови по совести».
МНЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, с которым не могу согласиться.
Уважаемые читатели, я решила полемику по данной теме с одним из авторов перенести сюда (из рецензий), как продолжение. Причин две:
1) все замечания «выскакивают» на страницу предыдущего рецензента, что может ему не нравиться;
2)хочу предупредить школьников о том, как важно быть грамотными и бдительными, потому что некоторые «пропагандисты» или демагоги будут пытаться ввести молодых людей в заблуждение.
Высказывания С.Ж. пришлось удалить, поскольку не считаю нужным размещать на своей странице его «странности» и ту «кашу», где всё перемешано. Иначе ещё кто-нибудь захочет здесь же (как будто специально для молодых читателей) разместить, например, цитаты из книги Гитлера или какие-либо лозунги.
Суть мыслей С.Ж. я пересказываю для того, чтобы читатели знали, насколько обострилась борьба за умы и сердца молодого поколения в наше время.
Жаль, что любовь к демагогии у некоторых людей, превращает их в противников гуманистических идеалов. А вот русские классики и лучшие писатели, поэты всего мира пишут о том, что необходимо воспитывать Человека, которому ЧУЖДА ПСИХОЛОГИЯ УБИЙЦ.
По-моему, НЕ ХОЧЕТ признать Ж., что разумное человечество однозначно считает вредными «наполеоновские» теории, это написано и в христианских заповедях (не убий), потому и герой Достоевского сумел осознать свою преступную ошибку. Однако не отказались от уничтожения людей нацисты, политики Америки и НАТО.
Странно, что их почему-то не осуждает С.Ж., который напоминает о Макиавелли и вечности его «справедливой» теории о государстве, власти и правителях. Хотя у Достоевского об этом речи не было, и в моей статье говорится об ошибочной идее рядового человека, который признал, в конце концов, преступность теории о праве на убийство. Потому и у меня другая цель, а не та, которую навязывает С.Ж.
Учителя хотели бы воспитать в учениках лучшие человеческие качества, и родители также хотят вырастить детей разумными людьми.
Я ждала, что С.Ж. перестанет твердить про вечность разных теорий, но он не признал даже того, что «всё течёт, всё изменяется». А я думаю так: учения разных философов изучать нужно, чтобы выводы делать, и дальше мир должен идти к совершенству, но не к деградации и вырождению.
Дети, школьники понимают произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» гораздо адекватнее, правильнее, чем некоторые взрослые. С.Ж. вынес Раскольникову однозначный приговор: «Не можешь, не берись. «. Но не осудил его теорию и его преступление! Даже сделал вывод, что вытекает идея Раскольникова из важных и правильных исторических трудов.
Остаюсь при мнении, что и государственные деятели не должны через кровь, через убийства добиваться поставленных целей, не говоря уже о простых гражданах. Исключением является отражение нападения врага, защита своей территории, дома и жизни.
Теория Раскольникова и ее крах
В романе Ф. М. Достоевского мы наблюдаем, как зарождается великая и жесточайшая теория Родиона Раскольникова, как главный герой испытывает себя, проверяя её. Крушение подобной теории неизбежно, но оно происходит в двух смыслах: в реальном мире и в сознании самого Раскольникова. Зарождение теории Раскольникова и её крах – составляют основу сюжета романа “Преступление и наказание”.
Зарождение теории
Тяжёлое материальное положение, беспросветная нищета и невозможность изменить своё настоящее и будущее толкает молодого студента Раскольникова к созданию своей собственной теории. На тот момент, когда он уходил из университета (из-за отсутствия денег на обучение), он отдаёт в печать свою статью, но газета закрывается. Спустя какое-то время он узнаёт, что его детище опубликовали в другой газете. В то время теория ещё казалась ему игрой, она не поработила сознание Раскольникова. Он развивал её, находил ряд доказательств, присматривался к людям и убеждался в правоте своих выводов. Однако после того, как он оставил учёбу, голод, стресс, бессилие и отчаяние заставили его замкнуться в себе. Теория стала его главной идеей, её воплощение, проверка на “прочность” перешли в стадию плана.
Суть теории состоит в следующем: от природы все люди рождаются либо “чинными”, “обыкновенными” либо “великими”, “особенными”. Последних, разумеется, рождается крайне мало, природа сама распоряжается, когда и где должен родиться особенный человек. Такие люди “двигают историю”, создают новое, совершают нечто мировой важности. Остальные спокойно живут, рождают на свет себе подобных, они являются “материалом” для тех, кто выше и главнее их. Впрочем, Раскольников не считает, что они от этого хуже: такие люди послушны, добры, но они “толпа”, “масса” (“…они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного”).
Разговор Раскольникова со следователем
Достаточно подробно раскрывается теория Раскольникова в разговоре с Порфирием Петровичем – следователем по делу об убийстве старухи и её сестры. Он, как выяснилось, знаком со статьёй Раскольникова, его заинтересовал необычный взгляд на общество молодого человека. Поясняя постулаты своей теории, Родион достаточно осторожно раскрывает собеседнику свои мотивы преступления, но следователь, естественно, не осознаёт этого. Он искренне рад, что может пообщаться с автором статьи, и высказать своё мнение на данную тему.
Проверка теории и её крах
Теория настолько поглотила Раскольникова, как будто “кто-то взял за руку и потянул за собой… Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать”.
То, что происходит после шокирует Раскольникова – он не раскаивается, что лишил жизни человека, он в ужасе оттого, что оказался слабым, человечным, послушным “материалом”. Главным изъяном системы, которая казалась идеальной стал тот, кто породил её. Героя мучает страх, беспорядок мыслей, никакие цели и идеи не радуют персонажа – душа мучается и страдает, а разум разрывается от осознания, что он такой же, как все.
В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределивший ее крах?
Обсуждение вопроса:
В социально-философском романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показывает сложный путь эволюции душевного состояния главного героя. Бывший петербургский студент Родион Раскольников умен, способен и наблюдателен, но жизнь его проходит в нищете, он не может реализовать честолюбивые мечты.
Видя обездоленность и страдания маленьких людей, Раскольников размышляет о несправедливости социального устройства общества. Окружающая атмосфера наводит Родиона на мысль о создании собственной теории мироустройства.
Эта бесчеловечная философия полностью захватила студента. Он пытается понять: к какой группе людей относится сам? Решение об убийстве старухи-процентщицы дается нелегко, ведь одно дело – расправиться с зловредным человеком в мыслях, другое – совершить «страшный суд» в реальности. Но когда преступление уже совершено, наступает черед наказания.
Карой для убийцы становится сложное психологическое осознание содеянного. Теория о спасении «униженных и оскорбленных» не сделала из него сильную личность, она лишь ухудшила сложную ситуацию, добавив к лишениям душевные муки. Раскольников понял, что ошибочно превращать догадки и самоанализ в пафосную истину.
Крах собственной теории стал для героя крахом существования. Он перешел черту и оказался отрезанным от мира и дорогих сердцу людей.
Если бы не Сонечка Мармеладова, Родин не смог бы жить с таким грузом на душе. Падшая девушка помогла герою понять смысл бытия, открыла свою «правду», заключавшуюся в искренности, вере в Бога и людей. Еще долгое время Раскольников чувствовал внутреннюю пустоту, без идеи и смысла жизнь как бы остановилась. Лишь на сибирской каторге пришло полное прозрение – Родион переродился, обратившись к традиционным христианским ценностям. Абсурдная теория, порожденная несправедливостью судьбы, побеждается светлыми сторонами жизни. Лишь вера, всепрощение, любовь и добро способны спасти человечество.
Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает столкновение идеи с жизнью. По мысли писателя, жизнь всегда опровергает любую теорию, и строить жизнь согласно теории нельзя.
Раскольников, главный герой романа, охвачен своей идеей, тем, что писатель называл идеей-чувством и идеей-страстью. Идея-страсть выбивает человека из обыденной жизни, трансформирует его характер, может привести человека на каторгу. В основе этой теории лежала мысль о делении людей на две группы: «сильных», Наполеонов, Магометов, которым «все дозволено», и слабых, «тварей дрожащих», становящихся заложниками, жертвами и слепыми исполнителями чужой воли. Герой уже давно размышлял об этом, но все это до определенного времени оставалось лишь мрачной мечтой его. Но вот в грязном трактире он встречается с Мармеладовым и узнает о судьбе его семнадцатилетней дочери. Затем приходит письмо от матери, Раскольников узнает о бедствиях самых близких ему людей, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы спасти от неотвратимых несчастий мать и брата. Все нравственное чувство в молодом человеке восстает против этого: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!».
Как неоднократно отмечали исследователи, особенность главных героев Ф.М. Достоевского в том, что они не признают умеренности в душевных движениях, нарушают все общепринятые нормы. Герои не боятся последствий чувства и мысли, но смело бросаются в них, обнаруживая при этом как титанические взлеты духа, так и трагические падения. Отсюда у писателя глубинное исследование внутренней жизни персонажей.
Преступление Раскольникова становится нравственным падением героя, моральной смертью его. И здесь мы можем отметить связь романа Достоевского с библейским сюжетом, с притчей о Лазаре из Евангелия от Иоанна. Сюжет этой притчи всем известен. Недалеко от Иерусалима было селение Вифания. Там жил Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. Однажды он заболел, и его сестры, будучи в великой скорби, пришли к Иисусу, чтобы сообщить о болезни брата. Однако Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Вскоре Лазарь умер, и его похоронили в пещере, завалив вход камнем. Прошло четыре дня. Иисус пришел к Марфе и Марии и сказал, что брат их воскреснет: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет…». Иисус пошел к пещере и позвал Лазаря, и тот вышел, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». С тех пор многие иудеи, видевшие это чудо, уверовали в Христа.
Именно эту евангельскую притчу Соня читает Раскольникову в четвертой части романа. Сцена эта предваряет будущие события. Большой отрывок из Евангелия, рассказывающий о воскресении Лазаря, намекает читателю на возможность нравственного возрождения героя. Пока же он остается духовным мертвецом, трагически переживая чувство полной разъединенности с людьми. Глубоко исследуя процессы душевной жизни Родиона, автор использует портреты, внутренние монологи, сны, раскрывающие подсознательную жизнь героя. И в одном из этих снов старушонка и все окружающие смеются над ним. И основной смысл этой сцены — развенчание Раскольникова (М.М. Бахтин). Этот смех разом уничтожает всю важность и серьезность теории героя, исподволь подводя читателя к мысли об ее обреченности.
Поступок его подводит нас к важнейшей нравственно-философской проблематике романа. В лице Раскольникова человек вплотную подошел к той границе, за которой уже нет чувства вины, ощущения греха, мук совести, за которой не существует уже самого понятия «преступление». Герой хочет проверить нравственный закон путем логики. Но, по мысли автора, нравственный закон — это нечто не требующее никаких доказательств и никакого практического подтверждения. И любая человеческая личность самоценна, независимо от личностных качеств человека. И все люди в этом плане равны. Таким образом, Достоевский утверждает в романе идею ценности и святости человеческой личности.
Писатель не дает нам увидеть полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. И здесь Ф.М. Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. Лишь соприкоснувшись со страданием Мармеладовых и любовью Сони, испытав муки совести, Раскольников обрел возможность будущего воскресения. Характерно, что в третьей редакции романа у писателя появилась запись: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненные знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Таким образом, главный изъян теории Раскольникова в том, что он хотел обосновать моральный закон, нечто, не требующее никаких доказательств и обоснований. И поэтому жизнь полностью опровергла ее.
Родион Раскольников оправдывает убийство старухи своей теорией, в которой утверждает, что существуют «право имеющие люди», которые движут миром, прогрессом. Во имя высокой цели они готовы идти на «разрушения настоящего во имя лучшего», легко могут переступить через моральные принципы и любые законы. Существуют и низшие, обычные, заурядные люди, которые являются «материалом» для высших. Однако эта теория терпит крах. Попытаемся найти причину.
Я считаю, что главным изъяном теории студента является выделение отдельной группы людей, имеющей особые права и привилегии, доходящие до распоряжения жизнью другого человека.
Сегодня тот факт, что жизнь любого, даже самого бесполезного для развития государства и общества, неприкосновенна, является неоспоримой истинной. Идя к самой благой цели, сердце человека, использующего аморальные способы ее достижения, считающего себя достойнее других, становится черствым и бесчувственным. Он уже не видит в своих действиях преступления, это лишь маленький шаг на пути к большой цели. «Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь». Эта философия разрушает человека, убивает в нем все то человеческое, что в нем есть.
Возвышая одного человека над другими людьми, мы позволяем ему вершить судьбы других, что в корне противоречит гуманистическим идеям и принципам, к которым стремится все человечество. Это показывает несостоятельность теории, показывает, что данная теория способствует регрессу общества, его разрушению.
Таким образом, мы видим, что добрая, благородная цель может легко омрачиться низким, аморальным поступком. Ни одна цель, даже самая гуманная, не может достигаться с помощью преступления и насилия. Именно этот изъян и предопределил крах теории Раскольникова.
Раскольников – альтруист, человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе.
Совершив преступление, Родион Раскольников понимает, что он обычный человек: его мучают угрызения совести.
Состояние Родиона Романовича после убийства было болезненным и слабым. Он чувствует себя слабым как физически, так и морально, не может жить с тем, что он – убийца. На самом деле, теория была утопична и неосуществима с самого начала. Крах теории Раскольникова состоит в том, что если человек сомневается, великий он или нет, то он уже не великий, а самый обычный, не способный «перешагнуть через кровь по совести», через себя. «Великие люди (к примеру, «Наполеон») не размышляют над подобными теориями и не задаются вопросами о своём величии.
Итак, Раскольников получает наказание в виде мук совести сразу же после убийства. Его теория обречена. Он понял это, глубоко страдая в течение нескольких дней. Родион Романович Раскольников не считал убийство преступлением, потому что думал, что избавляет общество от такого никчёмного и даже вредного, на его взгляд, элемента, как старушка-процентщица.
Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион Романович Раскольников. Как мы знаем, он автор теории о праве сильной личности. Именно эта теория занимает центральное место в произведении. В чем ее суть?
Родион Раскольников считает, что именно такие личности развивают мир, ведут общество вперед, поэтому и имеют право на все.
Обыкновенных людей герой называет «тварями дрожащими». Он считает, что таковые нужны лишь для продолжения рода. Данная группа людей живет послушно, придерживается консервативных взглядов, на совершение противоречащих сложившимся устоям действий не способна.
Что же подтолкнуло Раскольникова к созданию такой теории? Свою роль сыграл Петербург. Не просто так Ф.М. Достоевский описывает город, подчеркивая преобладание желтых, серых цветов, рассказывая о бедноте, трактирах, грязных улицах. Такая атмосфера идеальна для мыслей, подобных той, что пришла в голову главному герою. Сам Раскольников беден: ходит в очень сильно истрепанной одежде, плохо питается, не имеет средств к существованию.
Все эти жизненные обстоятельства и сливаются в причину создания теории о праве сильной личности.
Однако просто теорией герой не ограничился. Дело в том, что сам Раскольников хотел проверить, относится ли он к тем самым «право имеющим», сможет ли перешагнуть через кровь. Несомненно, герой считал, что принадлежит именно к «сильным мира сего». Так и появилась мысль об убийстве старухи-процентщицы во имя идеи, во имя проверки своей теории. Но перешагнуть герой не смог.
В течение романа Раскольников проходит сложный путь осознания несовершенства своей теории. Сначала, даже испытывая мучения после убийства, он не отрекается от своих взглядов. Но постепенно все встает на свои места. На точку зрения Раскольникова влияют встречи с двойниками, говорящими о похожих теориях. Тогда герой начинает осознавать, пусть и не в полной мере, чудовищность своей теории.
Крах теории Раскольникова – закономерная концовка романа «Преступление и наказание». Герой осознает бесчеловечность, ничтожность своей теории уже на каторге. И во многом способствует этому Соня. Ключевым является сон Раскольникова, суть которого в том, что если люди начнут жить по теории, то в мире будет хаос.
Рассматривая теорию Раскольникова, следует сказать, что она обречена на гибель. Герой многое испытал, прежде чем понял это. Но ему удалось воскреснуть духовно, что и стало победой над теорией, что и привело к ее краху.
Федор Михайлович Достоевский в 1865 – 1866 годах написал филосфско-психологический роман «Преступление и наказание». В нем он описывает события, произошедшие с героем за 15 дней, его душевные страдания, поступки, которые привели его к мукам. Главный герой произведения живет в Петербурге, который показан безрадостным и «желтым». Достоевский описывает жизнь одного из представителей низшего слоя общества, Родиона Раскольникова, который посмел «покуситься» на преступление.
Какая же теория была у Раскольникова, и что привело ее к краху?
Главный герой романа Родион Раскольников вынашивает тайный замысел, который основан на его теории. Как он сам полгода назад (с момента событий в романе) написал в своей статье: «… люди разделяются вообще на два разряда: на низший … и … имеющих дар сказать новое слово … ». Родион верил в то, что можно спасти тысячи жизней, уничтожив одну. Под этой одной он подразумевал старуху-процентщицу. Раскольников считал ее тем злом, от которого следует избавить людей. Он стремился причислить себя к людям, «право имеющим», и совершил двойное убийство. Его теория предполагала отсутствие душевных мук, угрызений совести, но в жизни всё оказалось не так просто.
Убив не только старуху, но и Лизавету, Раскольников переступает через свою совесть.
После совершения преступления теория Родиона оказывается несостоятельной, так как нельзя прийти к счастью через преступление. В этом Раскольников убеждается на собственном опыте. Соня была единственным человеком, которому Раскольников признался в убийстве и который помог ему переосмыслить жизнь. Во многом благодаря ей он решил признаться в преступлении. Теория потерпела окончательный крах лишь на каторге. После сна о смертельной болезни главный герой начинает новую жизнь и встает на путь искупления греха. Соня была рядом с ним. Именно с ней Раскольников прошел свой нелегкий путь. Ее поддержка, которая поначалу вызывала только презрение, помогла ему. Он почувствовал единение с ней «… Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими? … ». Таким образом, Родион сам убеждается в ложности своей теории.
Путь главного героя произведения «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова начался от сострадания ко всем обездоленным, униженным и оскорбленным. Героя окружает общество людей несчастных и бедных, таких же, как он. Все, что он видит вокруг себя, это страдания и несправедливость. Раскольников не может примириться с такой действительностью. Он хочет изменить мир вокруг себя. И между чередой добрых поступков, которыми он пытается хоть чем-то помочь окружающим, в его голове зарождается теория, как можно изменить положение вещей.
Когда же герой окончательно «задавлен бедностью», а на кону стоит судьба сестры, Родион решается на отчаянные меры, и теория, которая не так давно была лишь фантазией, мечтой, начинает воплощаться в жизнь.
Также герой собирался, используя деньги старухи, помочь всем несчастным, смягчить жизнь своим любимым матери и сестре, обеспечить себе независимое положение в обществе, чтобы дальше использовать это для «счастья всего человечества». И вроде бы цель выбрана действительно благая, но Раскольниковым овладевает его гордыня. Построив свою теорию, он хочет узнать, какое место отведено ему: «вошь» он или «право имеет»? И, разумеется, каждый хотел бы быть из второй категории. Когда Родион Раскольников убивает старуху, а вместе с ней и её сестру, им движет уже только желание узнать кто он, а благие цели отходят на задний план.
После убийства Раскольников теряет себя. Он узнает, что он не особенный, что ему не позволено вершить судьбы и менять мир к лучшему, что, конечно, невероятно гнетет его. Вследствие отступления от начальных благих целей из-за своих пороков он не оправдывает роль спасителя, которую хотел на себя возложить. Раскольников обманут своей же теорией. Крах его идей сопровождается крахом его личности. Чтобы заново обрести себя, герою нужно пройти путь восстановления, о чем сообщает автор в эпилоге произведения.
Теорией Раскольникова и её крахом Достоевский показал, что нельзя изменить действительность в лучшую сторону и восстановить в ней справедливость, если в основу изменений заложить убийства и возвышение одних личностей над другими.