В чем главный смысл педагогики творчества
Педагогика творчества:
подходы, принципы и сущность
Целое
Взаимодействие
1. Целостный, личностный подход к учащимся
формирование целостной, гармонично развитой личности, различные компоненты которой взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга; пробуждение и использовании резервов внутренней мотивации, формирование способности к саморегуляции и самосогласованною; создание креатогенной, стимулирующей творчество среды, атмосферы доброжелательности и доверия, условий, наполняющих процесс учения радостью и игрой
2. Диалогичность обучения
Идеализация
Проблематизация
4. Проблемный принцип сообщения знаний, формирование у учеников позиции творца и первооткрывателя. Организация проблемного обучения, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных навыков происходят в процессе самостоятельного создания и решения проблемных ситуации, протекающего под руководством учителя
Децентрация
Симплизация
Идентификация
Обособление
Деятельностный компонент
9. Прагматичность обучения, принцип связи с жизнью и практической деятельностью
10. Активизация самостоятельной работы учащихся, принцип сознательности и самодеятельности
Приближение обучения к практике, установление тесных связей между усеваемыми знаниями и реальной, обыденной жизнью; формирование практических умений и навыков, обучение способам применения знаний на практике, планированию и оценке своих действий; практическая организация знаний, предоставление каждому учащемуся возможности осознания их полезности, понимания зачем они нужны лично ему и как они будут помогать решать реальные жизненные проблемы.
Опора на самостоятельную, творческую и познавательную позицию ученика; создание условий для активного включения школьников во все виды реальной творческой деятельности; формирование творческой познавательной позиции, пробуждение потребности в самостоятельном поиске истины;
предоставление возможности для проявления инициативы, самостоятельного поиска знаний и саморазвития; обучение самостоятельному поиску знаний.
Научная электронная библиотека
Гордашников В. А., Осин А. Я.,
4.2. ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Главная задача современного образования состоит в овладении специалистами методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых способов их решения.
Обучение не может быть сведено лишь к приобретению У и Н, оно является средством для достижения своего высшего предназначения, самоактуализации и самовыражения в творчестве (А. Маслоу, 1999).
Несмотря на большое многообразие мнений о том, что такое творчество, все сходится на одном, что результатом творческого акта всегда является нечто новое. Возникают вопросы: «Как же рождается творчество?»; «можно ли научить человека творчеству?»; «Почему деятельность одного чрезвычайно продуктивна и оценивается творческой, а другой оказывается способным только к репродуктивному труду?».
Творческая деятельность обучаемых помогает выявлению личностных их качеств, таких как активность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к делу, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.
Существуют многие факторы, предполагающие творческий подход к самому процессу обучения (изучение непосредственно самих наук, НИР преподавателей и др.). Прямое обучение творчеству не возможно, а возможно лишь создание условий, стимулирующих творческую деятельность. Творческий характер обучения во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным.
Задача обучения состоит в нахождении такого учебного материала, который вовлекал бы обучаемого в конкретную деятельность, имеющую в его глазах цель (большое значение, интерес). Необходимо найти типичные виды деятельности, результаты которых по настоящему интересуют обучаемых, и которые невозможно выполнять механически. Обучаемый по настоящему учится только тогда, когда осознает роль изучаемых истин в получении результатов важной для него деятельности (Дж. Дьюи, 2000).
В Древней Индии процесс передачи личных творческих качеств учителя не сводился к передачи информации ученику. Творчество связывалось с особым состояние индивидуального сознания. Для этого состояния сознания характерна невыразимость мысли в вербальной форме. Как только мысль обретает словесную форму, она становится фиксированной, стабильной, выходит за пределы индивидуальности, социализируется, тем самым устанавливается предел индивидуального творчества, в ходе которого только и возможно достижение нового смысла и знания.
Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:
Творческий подход к выполняемой работе не возможен без широкой мобилизации и правильного применения накопленных знаний, разностороннего анализа текущей информации, сопоставления вариантов его использования. Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:
Приобщение студентов к получаемой профессии, активизация интереса и увлечение будущей профессиональной деятельностью складываются в процессе вовлечения студентов в НИР, которая значительно расширяет их кругозор и научный уровень, повышая качество подготовки специалистов. Следовательно, важнейшим условием развития творчества студента является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. В период обучения каждый должен получить У и Н исследовательской работы, самостоятельно работать над научной темой и участвовать в коллективной НИР, в работе СНО (О.А. Чернова, 2004).
Многие педагоги указывают на то, что их работа не может быть сведена к некоторым шаблонам, она предполагает творчество.
Творчество предполагает наличие у личности ЗУН, способностей, мотивов, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Развитие реальных творческих возможностей, по мнению И.Я. Лернера, предполагает обучение самостоятельному переносу усвоенных знаний в новую ситуацию, видению в привычных условиях новой функции знакомого предмета, новой структуры объекта, альтернативы способа решения, нового способа из числа известных.
Исследуя творческие способности личности и учебно-творческую деятельность обучаемых, обращают внимание на наличие противоречений и барьеров, стоящих на их пути.
С точки зрения системного подхода В.И. Андреева (1988) можно выделить 3 группы противоречий развития творческих способностей личности:
А.М. Матюшкин (1993) указывает на 3 основных противоречия:
1. противоречие между тем, что знает и умеет обучаемый, и тем, на что он способен в процессе решения творческих задач; обучаемому требуется актуализация опыта переконструирования знаний, мобилизация творческих способностей и помощь со стороны педагога, чтобы учебная программа была решена;
2. противоречие между предметным обучением и необходимостью системного применения научного знания в условиях решения творческой задачи;
3. противоречие, возникающее при организации коллективной учебной деятельности, когда необходимым является реализация групповых интересов и индивидуальных интересов личности каждого обучаемого, т.к. единые педагогические требования, в том числе и творческие задачи, не могут быть выполнены всеми студентами с одним и тем же результатом.
Нормативность требований и творчество в образовании иллюстрируют единство противоположностей, в котором нормативные знания служат основной для творческого процесса. Однако стереотипы приводят к борьбе между нормативностью и творчеством, в котором чаще верх одерживают нормативность и стандарт, но в итоге они проигрывают в эффективности и результативности. Содержание образования должно сочетать знания и элементы творчества.
Становление творческой личности обучаемого противоречиво в своей основе. Теоретический анализ педагогических противоречий позволяет отыскать психолого-педагогические подходы и стратегии разрешения этих противоречий и, тем самым сформулировать соответствующие принципы педагогики творчества.
Творчество в педагогическом процессе проявляется через развитие творческих способностей обучаемых и формируется посредством организации поисковой их деятельности.
В настоящее время актуализированы основные принципы педагогики творчества Торренса:
Следовательно, организация принципов педагогики творчества в учебно-воспитательном процессе создает творческую атмосферу в образовательном учреждении, «пропитывая» все методы обучения элементами творчества и обеспечивая инновационный подход к осуществлению СПО.
Понятие «творчество» в педагогике
Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:38, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности. 5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………. ……5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………………………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов…………………………………………………………………………. 20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества……………………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………. ……. 28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………..39
Список литературы……………………………………………………………….41
Файлы: 1 файл
0260895_638A9_tvorchestvo_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc
Глава 1. Теоретические аспекты творчества в педагогической деятельности. 5
1. Трактовка понятия «творчество»…………………………………. …… 5
2. Психологические основы творчества и творческие способности……..8
3. Понятие «творчество» в педагогике……………………………………13
3.1. Типология преподавателей……………… ……………………………14
3.2. Факторы готовности личности преподавателя к педагогическому творчеству и уровни педагогического творчества………………………………16
3.3. Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества…….18
4. Особенности организации творческого обучения детей разных возрастов……………………………………………………… …………………. 20
Глава 2. Практический аспект педагогического творчества………… …………28
1. Опыт учителей иностранных языков…………………………. ……. 28
2. Анализ собственного участия в творческой деятельности на уроках иностранного языка…………… …………………………………………………37
Творчество в профессии учителя занимает очень важное, если не ведущее место. Творчество является неотъемлемым компонентом взаимодействия учителя и ученика, начиная от непосредственного процесса обучения на уроке, заканчивая внеклассным общением. Педагогическое творчество содействует созданию атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества между учеником и преподавателем. Замечено, что отношения учащихся к творчески работающему педагогу положительно эмоционально окрашены. Кроме того, творческий подход в обучении плодотворно влияет на личность ученика, предоставляя ему возможность для всестороннего личностного, а в дальнейшем и профессионального развития.
Но встает один немаловажный вопрос, что именно подразумевает под собой педагогическое творчество и каким методам организации творческого подхода в обучении стоит отдать предпочтение?
Объектом данной работы является деятельность преподавателя в целостном педагогическом процессе.
Предмет нашего исследования – творчество в педагогической деятельности, его компоненты и способы их реализации на примере практического опыта преподавателей иностранных языков.
Цель исследования – показать преимущество и эффективность творческого подхода в обучении на данном этапе развития образовательной системы.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) Определить сущность и основы педагогического творчества.
2) Определить факторы, влияющие на становление творческой личности педагога, а также компоненты педагогического творчества.
3) Вычленить примеры успешного и эффективного применения педагогического творчества.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1) Изучение психолого- педагогической литературы по теме исследования.
2) Анализ передового педагогического опыта преподавателей иностранных языков.
3) Анализ собственной творческой деятельности на уроках иностранного языка.
Практическая ценность данной курсовой работы заключается в том, что она может быть использована для изучения теоретической базы педагогического творчества, так как в ней представлен анализ современной литературы по данному вопросу. Кроме того, данная курсовая работа представляет ценность для практической деятельности учителя, так как содержит в себе анализ творческих методов обучения и примеры плодотворной творческой деятельности педагога на уроке иностранного языка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический аспект творчества в педагогической деятельности.
1. Трактовка понятия «творчество».
Феномен творчества с давних пор интересовал людей. Во все времена человечество стремилось к созданию чего – то прекрасного, прежде не существовавшего, шаг за шагом совершенствуя себя и общество округ. Но к созданию неповторимых предметов искусства, произведений литературного творчества, к достижению высот в изобретательстве способны были лишь некоторые члены общества. Данный факт вызывал недоумение и интерес людей, толкая их на все новые открытия в этой области.
Так в античности большое внимание творческому началу в человеке уделял Платон. В эпоху Возрождения ярко заявили о себе такие ученые – исследователи творчества как итальянский философ Дж. Вико, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм. В 19 – 20 вв. данной проблемой занимались А. Бергс, А. Клагес, В. Дильтей, А. Бердяев и многие другие. [1, 977-979; 6,484].
Что же такое творчество с точки зрения современных исследователей этого феномена? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос обратимся к современным словарям.
Для начала рассмотрим определения, которые даны толковыми словарями. Данные определения носят достаточно общий характер, акцентируя свое внимание лишь на новизне создаваемых ценностей.
Так, к примеру, Современный Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как «то, что создано в результате деятельности, совокупности сделанного, сотворенного кем-либо». [2, 756]
Сходное по смыслу определение творчеству дает Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.И. Ожегова. «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». [3,791]
Несколько отличающееся понятие, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности предлагает Советский Энциклопедический Словарь: «творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества». [4, 1306]
С другой точки зрения на процесс и результат творчества смотрят составители культурологических словарей. Основное внимание обращается ими на общественную значимость ценностей, полученных в результате творчества, то какой вклад они делают в культурное развитие общества. «Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью ». [5, 476]
Творчество как проявление человеческой индивидуальности, имеющее определенные психологические основы – вот что такое творчество с точки зрения психологии. «Творчество – психические процесс создания новых ценностей, как бы продолжение детской игры. Будучи культурно – историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у индивида способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью» [6,484]. Кроме этого, в психологии творчество тесно связано с понятием «креативность». Данное понятие трактуется, как «способность порождать идеи, отклоняться от традиционной схемы мышления, быстро решать проблемные ситуации» [6,285]. Данное определение дает нам право сделать вывод о том, что в психологии творчество мыслится не только как способность человека к созданию каких бы то ни было культурных ценностей, это еще и его личностное качество, помогающее неординарно смотреть на действительность и находить выходы из сложных ситуации.
Своеобразный синтез вышеперечисленных определений представляет собой взгляд В.И. Андреева на данную проблему. Вот его определение: «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личностной и социальной значимостью, а также прогрессивностью». [7, 49]. Как мы видим, в данном определении находит свое отражение психологический, культурологический и общенаучный аспект понимания феномена творчества.
Как мы смогли убедиться понятие « творчество» многоаспектно и изучается в пределах разных наук. Но, подводя черту под всеми приведенными определениями можно сделать вывод, что основополагающими компонентами, составляющими обобщенное определение творчества можно считать три.
1. Творчество – это деятельность или компонент деятельности.
2. Источник творчества – человек (а именно его мыслительная деятельность), наделенный определенными творческими способностями, обладающий необходимыми умениями и навыками.
3. Результат творчества – качественно новый продукт материальной и духовной культуры, не существовавший ранее и характеризующийся социальной и культурной значимостью.
2. Психологические основы творчества и творческие способности.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. [9, 6-36]
Перечисляя основные черты творческой личности, В.И. Андреев выделяет 9 основных блоков:
2.Интеллектуально – логические способности личности (способность анализировать, сравнивать; способность выбирать главное, отбрасывать второстепенное; способность давать определения; способность к систематике и классификации).
3.Интеллектуально – эвристические способности личности (способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии; ассоциативное мышление; независимость суждений; критичность мышления, способность оценочного суждения).
4.Мировоззренческие свойства личности (убежденность личности; система личностных свойств, особо высоко ценимых личностью).
5.Нравственные свойства личности (честность, скромность, принципиальность, смелость, решительность).
6.Способность к самоуправлению личности в учебно-творческой деятельности (целеполагание и целеустремленность, способность к планированию, к самоорганизации, к самоконтролю).
7.Коммуникативно-творческие способности (способность аккумулировать и использовать творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других).
8.Эстетические качества личности (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений; способности руководствоваться эстетическими принципами).
Статья на тему » Применение педагогики творчества в раскрытии и развитии творческого потенциала обучающихся
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное казенное учреждение
дом детского творчества
Омутнинского района Кировской области
Применение педагогики творчества
в раскрытии и развитии творческого потенциала личности
(из опыта работы педагога дополнительного образования)
Астраханцева Лидия Николаевна
педагог дополнительного образования
Мы живем в сложное время. Период радикальных преобразований в экономике России привел к низкой социальной и правовой защищенности населения и росту социальной напряженности. Это неизбежно сопровождается изменением ценностных ориентации и вызывает смену приоритетов в различных жизненных сферах.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, прежде всего, существенно ослабили семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивающий их интеллектуальное и нравственное развитие. 1
Дети теряются и не могут проявить свою сущность. Вот тут и должен при йти на помощь педагог, любящий детей, «ибо любовь, преобразующая сила духа и сердца» и проявляя творческое терпение помочь ребенку раскрыть себя, развить свои способности, чтобы в будущем утвердить себя как личность.
Мир искусства способен сформировать и воспитать мировоззрение школьника, воплотить на практике гуманистические ценности (мироутверждение, сопричастность, сострадание, приоритет безусловно-ценностного отношения к миру, предваряющие утверждение достоинства каждого.
Вовлекая ребенка в творчество, мы тем самым даем ему возможность прикоснуться к миру прекрасного, одухотворенного, посмотреть на мир другими глазами. В свою очередь, ребенок платит нам добротой, отзывчивостью. Идет процесс формирования новой личности, постижения себя, своего предна значения и смысла жизни.
I . Теоретические основы педагогики творчества
1.1 . Философские предпосылки педагогики творчества
В основе философской концепции педагогики творчества является идея сотворчества, которая разрабатывалась в философской мысли XX века в качестве адекватного средства изучения духовной природы творческой деятельности, ее ценностного измерения. Данная парадигма нашла отражение в грудах Н.А. Бер дяева, С.Л. Франка, П.Л. Флоренского, М. Вубера, М.М. Бахтина, Г.С. Батище ва.
Основным тезисом концепции сотворчества является утверждении о том, что глубинным источником и сущностью творчества является особым образом по нимаемое междусубъектное общение, или онтокоммуникация (культура глубинного общения). Среди универсалий культуры глубинного общения Г.С. Батищев называет следующие: мироутверждение, сопричастность, приоритет безусловно ценностного отношения к миру, предваряющего утверждение достоинства каж дого другого, творчество как свободный дар встречи, дар междусубъектности, со творчество.
проблемы с достаточной логикой, достаточным и необходимым усло вием разрешимости которых является возможность постичь замкнутую систему законов;
проблемы с недостаточной логикой, где от субъекта требуется дост раивание той логики, которую он застает в действительности;
проблемы с недостаточным субъектом, которые разрешимы только для иного, принципиально иного, нежели данный, более совершенного субъекта.
1.2. Психолого-педагогические предпосылки педагогики творчества
Психологические предпосылки педагогики творчества
Каждая возрастная группа несовершеннолетних характеризуется рядом психологических особенностей. Специфику поведения подростков во многом помогают объяснить присущие им стереотипы поведения, или подростковые ре акции, которые выявил и описал А. Е. Личко, 2 в частности к ним относятся:
Указанные увлечения свойственные стереотипам поведения подростков помогают раскрыть потенциал их творческих способностей и вовлечь в творче скую деятельность.
Образовательная среда как необходимое условие для педагогики творчества.
Для успешного развития творческого потенциала учащихся должна быть организована образовательная среда (педагогическая среда)
Образовательная среда представляет собой коллектив единомышленников, находящихся в творческом контакте и осуществляющих единую творче скую деятельность. В процессе такой деятельности участникам образовательной среды предлагается реализовать возникший образ (сочини, изобрази, вырази любыми художественными средствами).
Творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений, а не как отдельный прием, только в этом случае оно станет многообразным и полноценным.
Основным методом в образовательной среде является творческий диалог. По А.Н. Леонтьеву, под творческим диалогом подразумевается «специфический вид общения, который состоит в открытии, выражении и передаче другим лич ностного смысла явлений в эстетической форме», по формулировке.
Цель творческого диалога — выявление и обмен личностными смыслами. Характеристики, необходимые для функционирования творческого диалога:
а) психологическая безопасность;
б) признание безусловной ценности индивида;
в) создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
г) эмпатия и принятие человека таким, каков он есть;
д) полная свобода выражения с помощью символов;
е) возможность сочетать причудливым и неожиданным образом сим волы, образы, понятия и значения.
Сущность творческого диалога заключается в сердечном взаимодействии и применении своих творческих способностей в обмене художественными «ре пликами». Создание образовательной среды значительно расширяет возможно сти творческого диалога за счет синтеза различных видов искусств.
Раскрытие творческого потенциала требует тщательной индивидуальной работы, поэтому необходимым условием является небольшое количество участ ников в творческих группах учащихся.
На основе системы Станиславского можно сформировать следующую тактику педагогики творчества по формированию детских и подростковых театральных коллективов:
Тактика деятельности предусматривает соответствие и определенный уровень развития внешних и внутренних условий формирования коллектива, при которых может быть полностью реализован ее художественный и педагогический потенциал. Это означает, что художественное и педагогическое в такти ке выступают в неразрывной связи, что высокие художественные задачи не мо гут быть решены при низком уровне педагогической деятельности коллек тива, при недостаточном уровне развития коллективных отношений и кол лективистских качеств участников.
Тактика определяет самобытность, оригинальность и художественное своеобразие клубного или школьного театрального коллектива, присущие ему нормы, законы, правила, его организационную структуру и эстетику, учитывает творческую индивидуальность руководителя и делает художественными особенностями главные условия деятельности коллектива.
4.В ходе реализации тактика подкрепляется системой мер по развитию и закреплению общественных мотивов поведения, советами в деятельности организованного и неформального общения участников, воспитанием естественных, принятых в качестве собственных каждым участником. Норм общественного поведения, выраженных в этических законах каждого коллектива, формированием у каждого подростка потребности к совместным действиям в процессе художественной деятельности.
П. Практика применения педагогики творчества в раскрытии и дальнейшем развитии творческого потенциала ребенка
2.1. Раскрытие творческих способностей ребенка через театр и дру гие творческие коллективы
Творческие педагоги часто используют элементы театрализации на занятиях. Важно, чтобы эта театрализация была содержательной, а не простым развлечением детей. Да и при частом использовании развлекательных моментов на занятиях возникает обрат ный эффект: угасает собственно познавательная мотивация и ученики начинают ожидать, что на каждом занятии педагог должен развлекать их.
Театральное действие завораживает. Дети с большим удовольствием вступают в диалог с героями спектакля, либо мероприятия, помогают им, отвечают на их вопросы, так как на во просы героев отвечать интереснее. .
В последние годы все более популярным становится так назы ваемый метод проектов. В 2010-2011 учебном году старшую группу театральной студии « Данко» пополнили учащиеся 11 классов. Это уже дети, стоящие на пороге в самостоятельную жизнь, активные, целеустремлённые, трудолюбивые, имеющие свою точку зрения.
Близилась дата 67 – летия со дня Победы в Великой Отечественной войне и мы взяли проект постановки спектакля по повести Б. Васильева « А зори здесь тихие…». В процессе работы над спектаклем был написан драматургический материал «Прерванные нити…», родилась оригинальная сценография спектакля – обыкновенные волейбольные сетки, обшитые кусочками военной ткани и развешанные по сценической площадке – это и деревья в лесу и шторы на разъезде, где жили девчата.
Синтез природы театрального искусства предполагает широкое использование музыки как выразительного средства, которое помогает наиболее полно, многогранно воплотить идею пьесы и донести её до зрителя в эмоциональном плане. Участники студии совместно с педагогом приносили на репетиции музыкальный материал, мы прослушивали и отбирали наиболее интересные кусочки для музыкального оформления спектакля. Тема нашествия немцев, характеристика той или иной героини, атмосфера того или иного эпизода, шум леса, автоматные очереди, винтовочные выстрелы, звук летящих самолётов создавали атмосферу событий спектакля и помогали актёрам более точно отыграть предлагаемые обстоятельства роли в спектакле, а зрителю сопереживать героям пьесы.
Для работы над спектаклем был приглашён хореограф, педагог по вокалу, три занятия провёл заместитель военкома. Сложно было собрать костюмы, реквизит, подключили социум – военкомат, воинскую часть, кафе, школы города, станцию юных туристов и т.д. так появилась военная форма, плащ-палатки, маскировочная сетка, полевой телефон, автоматы и ружья, сделанные из дерева и т. д.
Мы обсудили и программку нашего спектакля и Наташа Чумакова, Катя Корсакова и Диана Турундаева её создали.
10 спектаклей сыграно. 2 раза выступили на районных фестивалях в своем городе Омутнинске, на 3 областном фестивале детских и молодёжных любительских театров образовательных учреждений Кировской области « Алые паруса» 2011 г. Из Кирова мы привезли диплом «За лучшую сценографию» и « За лучшую актёрскую работу». В средствах массовой информации вышло несколько статей..
У театра свои законы. Сидя в зрительном зале, ребенок сопереживает ге роям, сочувствует, мечтает о совершении фантастического подвига. Однако в жизни ребенка есть множество впечатлений, которые он получает, знакомясь с предметными областями.
Для привлечения детей к участию в творческих коллективах и культурно-массовых мероприятиях необходимо заинтересовать детей, так как каждый уча стник должен хотеть участвовать в творчестве и стремиться к развитию своих способностей. Этому способствует индивидуальная работа с каждым.
Прежде всего необходимо выявить творческие способности ребенка, его желания и наклонности. Предложить различные упражнения, этюды, тексты для выявления уровня развития эмоциональных ощущений, психических процессов, способностей перевоплощения, внимания, памяти, восприятия, воли, мышления.
Главным и решающим фактором раскрепощения, сближения и установле ния внутренних контактов в творческом коллективе является тренинг актер ского мастерства и репетиционный процесс, где идут поиски «Что?» и «Как?». Тренинг помогает им раскрыть свои возможности и не потерять себя в процессе взросления.
Для раскрытия творческого потенциала личности через развитие способности действовать целесообразно, обосновано, продуктивно применяется следующее упражнение тренинга:
Предложить осмотреть комнату в 3 разных случаях:
а) вы разбили вазу, нужно скрыть свой поступок;
б) в этой комнате надо устранить выставку картин; вы знаете, какие и сколько картин;
в) вы в лесу, собрать как можно больше ягод и т.д.
Участник должен показать, как он будет действовать в данных предлагае мых обстоятельствах. Чем точнее и правдивее он будет выглядеть, тем выше его творческий потенциал.
При развитии творческого потенциала личности ребенка мне необходимо избавить его от индивидуальных зажимов, которые мешают полному раскры тию творческих способностей. Зачастую дети стесняются публики, сверстников и поэтому не принимают участия в мероприятиях, спектаклях. Даже у детей обладающих определенным талантом могут быть комплексы, преодолеть которые можно с помощью упражнений.
Приведем пример упражнения на выявление индивидуальных зажи мов, который помогает добиться снятия данного физического напряжения:
Открыть и закрыть дверь.
Разобрать содержимое сумочки.
Приготовить комнату для приема гостей и т. д.
Участник должен показать указанные действия. Анализируя выполненные творческие упражнения, я выявляю: какие зажимы имеются и что мешает его актерскому мастерству. Применяя индивидуальные упражнения для участников студии и при подготовке спектакля, помогаю избавиться от ненужных напряжений.
Особое внимание необходимо уделять упражнениям на воспитание уме ния вызвать к действию заложенные в нем повторные воспоминания, чувства, переживания.
Например, предлагается вспомнить случай, когда:
Праздновал день рождения и получил желанный подарок.
Мама надолго уехала, и он очень скучал без нее.
Был чем-нибудь недоволен и т. д.
Участник студии должен вспомнить чувства и эмоции, которые в данной ситуации пережил когда – то, придумать действия.
2.2. Развитие творческих способностей ребенка как потенциал форми рования развития личности.
Погружая детей в мир фантазии и воображения, творческая деятельность способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, развивает об разное мышление, приближает их к знаниям не только через разум, но и через чувства, эмоции.
В школе на уроках мы часто видим «зажатых», не контактных детей, пло хо формирующих свои мысли и вопросы, затрудняющихся связно изложить выученный материал. И это часто идет не от способностей, а от страха, что на него обращено внимание нескольких десятков слушающих. Снять такое напряжение можно только путем многократного погружения в подобную обстановку. Тогда она станет привычной.
Работая в школе, к проведению праздничного театрализованного концерта, посвященного Дню учителя, наряду с учащимися сильными из классов с углубленным изуче нием отдельных предметов, я пригласила учащихся этой же параллели из так называемого, «слабого» класса, которые не попали в «элитные» классы». Понят но, что уровень знаний, способностей несколько ниже.
Было проведено несколько репетиций с этюдами, упражнениями в погру жение сценического материала, разработано сценическое действие, с каждым нафантазировала и обсудила образ, который играют ребята, провела работу по логике речи в словесном действии каждого персонажа.
После выступления, педагоги, работающие на данном классе, были удивлены свободой действия детей, точностью словесного действия, яркой оценкой событий, происходящих на сценической площадке, уверенностью в себе каждо го героя.
Таким образом, ребята, увлеченные выполнением задач на сцене, уже не замечали зрителей, они жили в образе героев и точно знали, что герои хотят добиться, шли к выполнению заданной на репетициях цели.
Впоследствии эти дети были привлечены к участию в Новогоднем театра лизованном представлении и в фольклорном празднике. Они не только свобод но рассказывали, играли, но и пели, танцевали, импровизируя, чувствуя себя при этом свободно, и раскованно. После нескольких выступлений эти ребята стали чувствовать себя увереннее и в школе. У них появился авторитет среди сверстников.
Из опыта с работы с детьми я сделала следующие выводы:
1. Нельзя ставить на сцене материал, который им не интересен, а нужно приблизить его, адаптировать к их жизни.
2.Необходимо любым путем обеспечить каждому ощущение успеха от работы.
При подготовке мероприятий маленькие артисты должны быть вовлечены во весь процесс подготовки спектакля, мероприятия.
4. Рассматривать все творческие предложения детей, всячески поощрять и акцентировать внимание всего коллектива на авторство того или иного приёма, идеи.
В основе всей работы со студийцами, лежит стремление побудить актив ное, личностное творческое действие. Нельзя навязывать свои представления, а всячески поощрять самостоятельность мышления и самодеятельность юной личности. Создавая творческую ситуацию в подготовке мероприятия или работе над отрывком из спектакля, миниатюрой, самой участвовать на равных услови ях. Занятия творчеством, способствуют социализации личности, развитию ком муникативной компетентности и самоутверждению, становлению нравственных качеств воспитанников.
Применение педагогики творчества в раскрытии и развитии творческого потенциала личности участника театральной студии «Данко».
Внимание к проблемам творчества в педагогической науке огромно. Достаточно сказать, что способность к творчеству считается показателем высшего уровня развития человеческой личности. Однако по-прежнему велик дефицит методик развития творческих способностей. Он связан исключительно со слож ным характером творчества как объекта исследования.
Сложны и противоречивы сущность и характеристика творчества, безграничны формы его проявления. Вместе с тем, очевидно, что изучать творчество необходимо, в том числе его педагогическую точку зрения, как раскрывать творческий потенциал личности.
Для успешного развития творческого потенциала учащихся должна быть организована образовательная среда (педагогическая среда). Образова тельная среда представляет собой коллектив единомышленников, находящихся в творческом контакте и осуществляющих единую творческую деятельность. Режиссер, хореограф, руководитель вокального творчества, художник и все другие, кто может быть привлечён к подготовке спектакля.
Раскрытие творческого потенциала требует тщательной индивидуаль ной работы, поэтому необходимым условием является небольшое количество участников в группах, кружках. Форма занятий индивидуальная, мелкогрупповая, групповая.
Каждый участник любого творческого дела должен хотеть участвовать. Для этого должен быть контакт между участниками: они должны доверять друг другу, симпатизировать, быть открытыми.
Обязательно видеть друг в друге интересное новое, раскрывать себя и видеть как раскрывается другой, доброжелательно относится к показам других, понять, что же хотел своим упражнением, этюдом сказать тот или иной воспитанник, уважать мнение другого.
— упражнение на внимание» кто в чём одет сегодня.
— договориться глазами и поменяться местами.
— выстроить прямоугольник, ромб, круг из стульев, общаясь только глазами, чёткость и слаженность, бесшумность конечный результат упражнения.
Не все упражнения нравятся детям сразу. На первых этапах идёт процесс познания себя, открытия. Детям кажется сначала они себя знают, потом теряются от понимания, что не очень знают и не очень совершенны, как бы хотели. Далее одни воспитанники увлекаются и относятся к занятиям, стремясь познать себя, другие могут немного потерять желание, т. К. приходит понятие, что и здесь нужно к чему то стремиться, себя совершенствовать, третьи могут уйти, ни не привыкли задумываться, а тут надо анализировать, доказывать своё «я».
Главный и решающий фактор раскрепощения, сближения и установле ния внутренних контактов является тренинг актерского мастерства и репетици онный процесс, где идут поиски, что? и как?
Актёрское мастерство включает в себя освоение:
— техники работы над собой и раскрытие творческой индивидуальности,
— психотехнику переживания в процессе работы актёра над образом,
— техника воплощения актёром образа.
Особенно на этап этапе нужно индивидуально работать с каждым, чтобы помочь раскрыться и утвердиться воспитаннику.
Метод К.С. Станиславского « физических действий» направлен на достижение психологического результата физического чувства помогают возбудит чувства, помогают добиться органики на сцене.
Создание педагогом на репетиции доброжелательной творческой атмо сферы очень важно, чтобы дети работали заинтересованно. В творческой группе не должно быть никакой агрессии, осуждения, оценки, насмешек и т.п. Это итог бездействия на репетиции. Педагог должен распределить участников на пло щадке таким образом, чтобы они не мешали друг другу, были заняты собой, будь то репетиция или тренинг, это особенно важно на первых порах. Потом будет общение, этюды, но только тогда, когда будет создана атмосфера взаимоподдержки, одобрения, когда, поверив себе, я могу доверять другим.
Технические условия. Проводить репетиции, тренинги можно в любых условиях. Важно, чтобы площадка соответствовала количеству человек.
Результатом тренинга может стать готовая к работе актерская группа,
дружный, активный творческий класс. Человек, вернувшийся к себе, к своему естеству.