В чем гражданский подвиг радищева
Жизненный подвиг Радищева
Конец XVIII века. Эпоха важнейших событий в мировой истории. По всей Европе и Америке прокатились буржуазные революции.
Свершилась Великая французская буржуазная революция. И только в России сохраняется и достигает своего расцвета крепостное право. Вот в такой обстановке молодой дворянин Александр Радищев в 1762 году поступает в Петербургский Пажеский корпус.
Родители Александра были добрыми людьми. Они по-человечески относились к крестьянам. За это хозяев любили.
Жизнь в поместье была первым столкновением Радищева с крепостным
Окончив Пажеский корпус, Радищев служил во дворце, познакомился с дворцовой жизнью. Затем в числе лучших учеников его направляют в Германию. Огромное впечатление произвели на Александра жестокие нравы помещиков-крепостников, произвол невежественных военных.
В его душе зарождался протест, который потом вылился в замечательное произведение “Путешествие из Петербурга в Москву”.
“Путешествие…” явилось результатом многолетних наблюдений, протестом Радищева против системы крепостничества. Он был первым, он начинал. За ним пришли декабристы, Герцен.
Радищев понял и показал,
Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне – это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями.
Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победит,
В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что “бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской”, то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут “великие мужи” из народа.
Это подтвердилось временем.
Писатель понимал, какими последствиями чревато издание книги. Он издал ее сам, в своей типографии на Грязной улице, тиражом всего 650 экземпляров, но книгу читали везде и все – дворяне, купцы, крестьяне. Когда книга дошла до Екатерины II, она сказала, что автор “бунтовщик, хуже Пугачева”, а книга “явно и ясно бунтовская, где царям грозятся плахою”.
Он писал гордые, гневные стихи, обличающие самодержавие, изучал культуру, быт, фольклор, учительствовал.
Сменялись цари, начал править царь Павел I. Радищеву разрешили вернуться в столицу. Но смена царей не привела к изменению самой сущности крепостничества. Радищев это понял. Писатель был надломлен, подавлен.
Велико значение творчества Радищева. Хотя было продано всего 50 экземпляров, книга переписывалась от руки, размножалась в тайных типографиях. Сбылись надежды Радищева относительно Сибири.
Related posts:
Конспект урока» Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву»»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву»
Цели
образовательная: дать представление о Радищеве как о высоконравственной личности, подвести к выводу, в чем заключается жизненный подвиг Радищева;
4.Указатели с названиями станций.
На доске: Жизненный подвиг Радищева.
Бунтовщик хуже Пугачева
человечества уязвлена стала
№2.Вступительное слово учителя.
Радищев – один из немногих не только в России, но и в Западной Европе, кто обладал знанием, способным и предсказать, и объяснить финал трагедии, венчавшей исход «безумного и мудрого» столетия.
Как же драгоценно должно быть для нас это радищевское знание! Пора, пора признать нашу вину перед Радищевым, вину непонимания, незаинтересованности, беспамятности!
Но книга Радищева, законченная за год до начала французской революции, органически выросла на русской почве, была кровно связана с русской действительностью последней трети 18 века.
Поэтому нам необходимо знать, какой была Россия последней трети 18века.
Выступление обучающегося.
Учитель. Да, в период царствования Екатерины Второй в связи с ростом производительных сил, развитием новых, капиталистических отношений, в стране резко обостряются социальные противоречия. Все более жестким становится крепостнический гнет.
В своей внутренней политике Екатерина Вторая отстаивала прежде всего интересы дворянства, затем купечества. А крестьянин, как писал А. Радищев, « в законе мертв».
Наиболее крупной российской помещицей была сама императрица. То там, то здесь вспыхивали восстания. Волнения подавлялись.
Обличение крепостного произвола, сочувствие угнетенному крестьянству – ведущая тема литературы 18 века.
Радищев направил свои смелые удары именно на « основу»,на «принцип зла», т. е. на всю систему крепостничества и царизма.
№1. Как складывалась жизнь этого удивительного, выдающегося человека?
№2. Под чьим влиянием сформировались такие взгляды?
Учитель. Действительно, все передовые люди горячо любили свою родину, но только в сознании Радищева идея патриотизма наполнилась революционным содержанием.
Подлинным патриотом Радищев признает только того, кто отдает все свои силы на благо народа, кто «не страшится пожертвовать жизнью», кто способен на героический поступок.
Об истории «сожженной книги» расскажет…подготовленный ученик…
УЧИТЕЛЬ. Ничто: арест, угроза смертной казни, ссылка в Сибирь – не сломило революционного духа Радищева. Верность своим убеждениям он подтвердил в стихотворении:
Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду? –
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек.
Сегодня пришло время понять Радищева. Он сомневался в необходимости революции, и его тревога была не напрасной.
Если мы сумеем понять, что мысли, тревоги, сомнения, надежды созвучны нашим собственным, то поймем и то, что книга его современна, созвучна нашему времени.
Итак, будем читать – решимся на путешествие с Радищевым, вместе с ним отправимся в дорогу навстречу российским далям, по путям и перепутьям духовной жизни россиян конца 18 века.
А кто- то из вас поможет нам определить путь следования от станции к станции в хронологической последовательности, так и проверим, как вы поняли композицию этого произведения.
УЧИТЕЛЬ. В самом начале пути звучит голос путешественника, неотделимый от авторского голоса. Безымянный главный герой книги предстает как человек, свято верящий в идею Просвещения – в то, что жизнь можно изменить, «уповал на мудрые законы».
Зачитать отрывок «…лошади меня мчат…»
Сколько русских писателей будут отдаваться «вослед Радищеву» власти дороги, русского пути, русской думы…
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ с анализом глав – станций в соответствии с картой – схемой.
Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ. Вот и заканчивается наше путешествие. Давайте подведем итог, коллективно решим, удалось ли оно, сумели ли вы определить, какие главные вопросы рассматривает Радищев.
№3.Призыв к революции.
№1. Какова идея прочитанных вами глав?
№2.В чем заключается гражданский подвиг А. Н. Радищева?
УЧИТЕЛЬ. Екатерина Вторая ошиблась, назвав Радищева бунтовщиком хуже Пугачева. Он был не бунтовщиком – революционером.
В неотвратимости кровавого крушения основанной на угнетении и эксплуатации российской государственности он не сомневался. Но его настораживала обратимость социальных процессов.
Тревога была не напрасной. Сегодня мы это понимаем.
Разве не напоминает созданный им мир, раздираемый противоречиями, сомнениями, болью и надеждой, то, что происходит с нами сегодня? Кто только ни стонет, ни кричит, ни проклинает, ни призывает то к решительным действиям, то к сдержанности: и пахарь, и обреченная на нищету крестьянская семья, и воин, в бою лишившийся зрения и принужденный нищенствовать…
Разве не подобное «разноголосие» слышно и теперь в нашей жизни?!
А ведь Радищев объясняет: главное условие всеобщего процветания – СВОБОДА, которую недопустимо ограничивать. Но свобода неизбежно сопряжена с великими трудностями.
ОБРАЩЕНИЕ К ВЫСТАВКЕ КНИГ.
И еще очень важную мысль я должна озвучить. Радищев материально не нуждался. Но в нем очень сильно было развито чувство сострадания, чужую боль он ощущал как собственную, поэтому и жизнь свою он построил так. Мне хочется, чтобы этому вы постарались научиться у Радищева. Я не призываю вас всех стать революционерами, но помочь человеку, даже если он вас об этом не просит, поддержать его в нужный момент – это должно стать для вас программой – минимум.
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС /ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ /
№1.Актуально ли произведение А.Н. Радищева?
Жизненный подвиг А.Н. Радищева.
Жизненный подвиг А.Н. Радищева Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 году в Москве в дворянской семье. Детство прошло в селе Немцово, затем Верхнее Аблязово (Калужской губернии). Начальное образование Александр Николаевич получил дома. Непосредственное участие в этом принимал отец Радищева, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю.
В 1756 году, после открытия Московского университета, отец отвез Радищева в Москву. Здесь Радищев имел возможность заниматься с профессорами и преподавателями университетской гимназии, прошёл программу гимназического курса. В 1762 году Радищев был пожалован в пажи и отправился в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Первый московский университет Петербургский пажеский корпус
Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. В 1766 году по распоряжению Екатерина II, в числе группы студентов, Радищев был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. Там учили математике, военным наукам, философии, истории, географии, уделялось внимание юриспруденции и нравственному воспитанию. Радищев учится успешно Лейпциг. Университет Н.А. Радищев Радищев – паж Екатерины
В этот период своей жизни писатель увлекся трудами Вольтера, Руссо. Из товарищей по учебе особенно близок ему был Фёдор Васильевич Ушаков, который оказывал на него огромное влияние. В 1788 году Радищев пишет «Житие Федора Васильевича Ушакова», в котором прославляет друга молодости Житие Вольтер Жан Жак Руссо
В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов, а с 1780 года работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. Литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Вслед за ним Радищев написал «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу. «, закончил оду «Вольность»
«Путешествие из Петербурга в Москву» было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II («он бунтовщик, хуже Пугачева») книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Радищев на допросе Петропавловская крепость Алексеевский равелин
Скоро Радищеву был вынесен смертный приговор. 24 июля 1790г. Уголовная палата постановила: Радищева, «лиша чинов и дворянства», подвергнуть смертной казни, а книгу его отобрать у всех, кто её имеет, и истребить». «По силе воинского устава 20-го артикла, ОТСЕЧЬ ГОЛОВУ». Но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. 8 сентября 1790 года в кандалах он был увезен в Сибирь
Местом ссылки Радищеву был назначен один из самых глухих уголков Сибири – небольшое поселение с населением меньше 300 человек. Пребывание в Илимском остроге стало значимым периодом в жизни писателя: здесь он учился выживать в суровых полярных условиях, занимался геологическими и этнографическими исследованиями, успешно применял свои знания по медицине, педагогике и гражданскому праву; здесь были созданы важнейшие «сибирские» произведения Радищева (философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», экономическая работа «Письмо о китайском торге», исторический труд «Сокращенное повествование о приобретении Сибири
По всему Илимскому краю распространилась слава о Радищеве как о народном враче, который смог организовать не только лечение, но и профилактику опаснейших болезней. Он стал первым, кто начал делать в Сибири прививки от оспы. В окрестностях Илимска он ищет полезные ископаемые; организует в собственном доме школу, где обучает местных жителей; оказывает крестьянам «срочную юридическую помощь», составляя для них заявления на имя иркутского губернатора
В память о Радищеве в Усть-Илимске установлен памятный знак в центре города – гигантские кандалы, на которых выгравированы его слова: «Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду? Я тот же, что и был. И буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб, но человек! В острог Илимский еду». А.Н. Радищев в ссылке
. В начале ноября 1796 года умерла Екатерина II. Влиятельный и настойчивый граф Воронцов добился освобождения Радищева. Вступивший на престол сын Екатерины – Павел I подписал в 1796 году указ об освобождении Радищева. 26 февраля 1797 года Радищев с семьей выехал из Илимска. Его ждало родное село Немцево Калужской губернии, куда Радищев прибыл в июне того же года. Радищев после ссылки
Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя: Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя
В чем состоит гражданский подвиг радищева. «Жизнь Радищева – подвиг». Жизненный подвиг Радищева
Александр Радищев
Находясь в ожидании казни в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, через который пройдут многие великие мужи (декабристы, Чернышевский, Достоевский), Радищев смотрел в разверзающуюся на небе бурю, молниями освещающую шпиль Петропавловского собора. Он вглядывается в эту стихию, она завораживает его и манит к себе. Именно такая сокрушающая буря нужна и человечеству, чтобы очиститься от тиранов и покончить с ненавистным рабством. Так когда-то учил молодых русских студентов, в числе которых был Радищев, французский просветитель Клод Гельвеций в Лейпциге. Но обо всём по порядку.
Александр Радищев родился в 1749 году в семье богатого помещика. В 1762 году он поступает в Пажеский корпус, в котором при Екатерине II могли учиться исключительно дети дворян, известных своими заслугами перед Российской империей. В 1766 году Екатерина II принимает решение отправить шесть пажей и шесть их товарищей на обучение в Лейпцигский университет, в числе которых оказался Радищев. Возможно, Екатерина II хотела этим выразить нечто символическое: двенадцать человек могли символизировать двенадцать апостолов, которые по окончании обучения должны возвратиться на родину и написать новые законы для преобразования российского государства.
«Обучаться всем латинскому, французскому, немецкому и, если возможно, славянскому языкам, в которых должны себя разговорами и чтением книг экзерцировать. Всем обучаться моральной философии, истории, а наипаче праву естественному и всенародному и несколько и Римской истории и праву. Прочим наукам обучаться оставить всякому по произволению», — повелевала Екатерина II, отправляя русских студентов в Лейпциг.
За организацию быта русских студентов отвечал гофмейстер Бокум. Радея только о своем кармане, Бокум заставлял студентов нуждаться в самом необходимом, условия проживания студентов были сродни тюремным. Студенты вынуждены были питаться, покупать дрова для обогрева и книги на те деньги, которые они взяли с собой при отъезде из Петербурга (родителям студентов не дозволялось посылать им деньги в Лейпциг). Из постельного белья Бокум выдавал каждому одну простыню в год. Но не тяжелые условия быта так сильно уязвили студентов, что спровоцировали их на бунт, а жажда Бокума власти над ними, деспотизм и ограничение свободы.
Началом бунта послужил конфликт Бокума со студентом Насакиным. Насакин пришел к гофмейстеру, чтобы попросить дров для обогрева своей комнаты, но вместо желаемого получил оплеуху от Бокума. Ошарашенный Насакин в слезах пришел к друзьям и рассказал о происшедшем. Друзья объявили Насакину, что перестанут его уважать, если он не потребует извинений от Бокума. А Бокум тем временем за препирательство арестовал ещё одного студента, что вызвало полнейшее негодование товарищей.
Беда очень сильно их сплотила. Они пошли все вместе к Бокуму. Насакин потребовал извинений от гофмейстера, однако Бокум не пожелал его слушать, чем вынудил студента дать обидчику пару пощечин. Получив ещё несколько оплеух от других студентов, побежденный Бокум трусливо бежал с поля боя. Конечно, за этим последовало серьёзное разбирательство, дошедшее до императрицы, но это уже не так важно.
Гораздо важнее то, что Бокум стал для Радищева и его товарищей сосредоточием деспотии, казнокрадства и глупости. Он олицетворял собой собирательный образ тогдашнего российского чиновника, заботящегося только о своих личных интересах и выслуживающегося перед вышестоящими вельможами. Радищев и его товарищи сумели одержать победу здесь, в Лейпциге, так почему же нельзя побороть пороки самодержавия во всём российском государстве? Всю свою жизнь Радищев будет мысленно возвращаться в Лейпциг, воспоминания эти будут вселять ему надежду.
В 1789 году Радищев опубликует о лейпцигских событиях книгу, названную «Житие Ф.В. Ушакова». Федор Ушаков — один из самых близких товарищей Радищева по Лейпцигскому университету. Ушаков скончался на двадцать третьем году жизни из-за болезни. Радищев высоко ценил его и считал, что Ушаков много мог бы сделать для отечества, однако болезнь, вызванная разгульным прошлым, так рано прервала его жизнь.
Высший свет с недоумением отнесся к «Житию», не понимая к чему это Радищев пишет про студента, не успевшего отличиться великими заслугами. Однако через биографию Ушакова и рассказ о пребывании русских студентов в Лейпциге Радищев обличает самодержавие: «О вы управляющие умами и волею народов властители, колико вы бываете часто кратковидцы и близоруки, коликократно упускаете вы случай на пользу общую, утушая заквас воздымающий сердце юности. Единожды смирив его не редко на веки соделаете калекою», — негодует Радищев в «Житии».
Стоит отметить, что в то же самое время в Лейпцигском университете учился и будущий великий немецкий писатель Иоганн Гете. Гете поражает и заражает Радищева своим острым умом, энергетикой и тягой к знаниям. Ведь первое время Радищев был молчаливым и хилым мальчиком. Фехтование давалось ему с трудом. Но он упорно занимался и стал одним из лучших фехтовальщиков.
В Пажеском корпусе ему больше всего нравились гуманитарные занятия, а точные науки он считал для себя излишними, однако в Лейпциге он понимает, что ему необходимы широчайшие знания. Помимо юриспруденции, метафизики и психологии в Лейпциге он изучил математику, механику, химию и медицину. Там, в Лейпциге, товарищи удивлялись характеру Радищева. Чем сложнее ему было, тем он становился тверже, если оставалась хоть малейшая возможность сопротивляться.
Вместе в Радищевым в Лейпциг также были отправлены Петр Челищев и Алексей Кутузов, ставшие в Лейпциге близкими его друзьями до конца жизни. Петр Челищев впоследствии станет исследователем севера и этнографом, Алексей Кутузов примкнет к русским розенкрейцерам и станет известным переводчиком иностранной литературы. Свою известнейшую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев посвятит Алексею Кутузову, а Челищев станет героем главы «Чудово».
Пять лет проучившись в Лейпцигском университете, Радищев вместе с товарищами в 1773 году возвращается в Петербург. По возвращении они попадут на службу в Сенат, где потратят больше года, разбирая судебные дела и пытаясь помочь людям, ставшим жертвами произвола власть имущих. Однако им никому не удалось помочь, тогдашние российские законы были слабой тому опорой. Но нельзя это время назвать зря потраченным, ведь именно тогда перед Радищевым встала вся картина творящегося в России произвола. В «Путешествии» торжество беззакония, приведшее к крестьянскому восстанию, найдет отражение в главе «Зайцово».
1773 году Радищев переходит на военную службу обер-аудитором в штаб Финляндской дивизии. Туда ведет его желание бороться за справедливость и помогать людям. Однако в 1773 год начался Пугачевский бунт, который жестко подавлялся царской властью. Радищев знал, какой трудной жизнью живет народ, но он понимал, что Пугачевский бунт не сможет по-настоящему освободить народ. В 1775 году бунт был подавлен и военные суды во всю занялись бунтовщиками. Радищеву прочили повышение и переход под начальство руководителя Тайной экспедиции Степана Шешковского — главного «инквизитора» Екатерина II, которому были поручены дела пугачевцев.
Радищев, не желая участвовать в кровавых расправах над простым народом, в 1775 году уходит со службы под предлогом женитьбы на Анне Рубановской (1752—1783), племяннице его лейпцигского товарища, и переселяется с ней в своё имение в Аблязово. У них родятся четверо детей (не считая двоих умерших во младенчестве). В 1783 году Анна скончается после родов младшего сына.
В 1778 году Радищев поступает на службу в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов, отличавшийся либеральными взглядами. В 1780 году Радищев становится помощником управляющего петербургской таможней, находящейся в ведении Коммерц-коллегии. А в 1790 году Радищев возглавляет петербургскую таможню. Издавна таможня была золотым дном, однако Радищев отличался неподкупностью и настойчиво искоренял казнокрадство, чем заслужил высокое доверие графа Воронцова. В таможню он набирал молодых людей, ещё неиспорченных мздоимством, и обязал их контролировать пожилых коллег.
В 1782 году Радищев по случаю открытия памятника Петру I в Петербурге пишет статью «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». Он напишет её в ночь после открытия памятника великому императору. Отметив его заслуги, Радищев ставит в упрек Петру истребление вольности. Это был вызов мертвому императору и всему самодержавию, поэтому книга печаталась без указания автора, что было тогда распространенным явлением, чтобы избежать преследований цензуры.
Следующая книга «Путешествие из Петербурга в Москву», принесшая Радищеву бессмертную славу, станет уже вызовом самой Екатерине II. Радищев начал её писать в середине 80-х годов. Главы книги названы станциями на пути из Петербурга в Москву, чтобы представить книгу, как описание записок путешественника и тем запутать цензуру. Он посвящает эту книгу своему лейпцигскому другу, розенкрейцеру Алексею Кутузову. На тот момент Кутузов проживал в Берлине по заданию ордена и влачил там жалкое существование. Радищев не принимал идей розенкрейцеров об искоренении общественных пороков исключительно через личное самосовершенствование и постепенное умягчение тиранов. Радищев не приемлет никакого самосовершенствования без Голгофы. В главе «Подберезье» в «Путешествии» он высмеивает розенкрейцеров и напоминает им про ранних христиан, восставших против рабства, а также про Мартина Лютера, бросившего вызов папству и кровавой инквизиции. Именно такому примеру следует Радищев.
К 1790 году «Путешествие» было написано. Стоит отметить, что этот год был очень трудным для империи. Россия вела две войны: на юге с Османской империей и на севере со Швецией. Во Франции разгорается пожар Великой французской революции, на которую с ужасом смотрит российская монархия. Особенно досаждали России шведы, угрожая взять в осаду Петербург. Но Радищев не желает помощи интервентов, наоборот, он готов лично участвовать в обороне города и подает прошение в городскую думу разрешить ему собирать добровольческую дружину на случай, если шведский флот, превосходящий по численности русский, прорвет оборону эскадры адмирала Чичагова.
В это самое время вместе со своими сослуживцами по таможне Радищев у себя дома в Петербурге на Грязной улице (ныне улица Марата) организует типографию для печати «Путешествия». Временами его обуревают сомнения, ведь новое неслыханное по дерзости детище приведет к гибели не только его. Оно может оставить четверых безумно любимых его детей сиротами. Императрица также лишит их всех дворянства и полагающихся им привилегий. Кроме того, незадолго до публикации «Путешествия» он и Елизавета Рубановская (сестра покойной его жены) влюбляются друг в друга. Она оказывает ему огромную поддержку в то время, когда он работает над книгой, и станет ему преданной подругой до конца жизни. Как в этой ситуации не поддаться чувствам и не забросить свое опасное намерение? Но можно ли спокойно жить, зная про боль и унижение миллионов крестьян?
Поэтому Радищев делает всё возможное, чтобы книгу прочитали как можно больше его современников. Для этого было необходимо, чтобы цензура спохватилась как можно позже, когда книга уже разойдется по рукам. Полагая, что цензор будет читать лишь начало и конец книги, в начало он помещает оглавление, состоящее из названий станций, а в конец книги помещает, свою безобидную статью «Слово о Ломоносове», уже прошедшую цензуру.
Последние летние дни он проводит с Лизой и детьми на даче на Петровском острове. 30 июля 1790 года Радищев был арестован и передан «великому инквизитору» императрицы Степану Шешковскому. Радищев падает в обморок, узнав, что его делом будет заниматься лично известный мастер лютых пыток. Его, как опасного государственного преступника, помещают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где много дней Радищева допрашивает Шешковский. Радищев полностью признает свою вину и пишет покаяние императрице за содеянное им, чтобы смягчить участь своих детей и избежать казни. Однако он не выдает никого из своих сообщников.
А книга тем временем начинает идти в люди. За неё дают 25 рублей, чтобы только взять почитать на ночь. Экземпляров, как уже было отмечено выше, было продано очень мало, к тому же Тайная экспедиция Шешковского находила и изымала проданные книги. Читает книгу и императрица, и чем дальше она читает, тем сильнее сгущаются тучи над головой вольнодумца. В итоге императрица приговаривает Радищева к казни.
После стольких дней допросов и показного правосудия груз с его плеч упал. Дальнейшая судьба была разрешена. Перед казнью Шешковский разрешает ему в тюремной камере свет, приказывает подать ему вкусное кушание и посылает ему книгу Четьи-менеи о житиях святых. От еды Радищев отказывается, а книгу читает и у него возникает желание писать, чтобы отвлечься от мыслей о предстоящей казни. Ему приносят бумагу, и он пишет книгу «Положив непреоборимую преграду…», адресованную своим детям. Свою жизнь он описывает через житие святого Филарета, раздавшего всё свое богатство бедным. Радищев хочет, чтобы его дети поняли его жизненный путь и знали, что он понес наказание за правду. К сожалению, книга осталась незаконченной и не была передана детям.
В ожидании казни Радищев находился в тюрьме несколько месяцев, и только в октябре 1790 года ему сообщили, что казнь ему была заменена на десятилетнюю ссылку в Сибирь. В Илимском остроге Радищев продолжит писать книги. За ним в Сибирь вместе с детьми поедет Елизавета Рубановская. В ссылке у них родится трое детей.
В 1796 году императором становится Павел I, который вскоре возвращает Радищева из ссылки в его родное имение в селе Немцово. Возвращение было опечалено тем, что по дороге из Сибири умирает его жена Елизавета Васильевна. Вместе с детьми он поселяется в своём имении, где находится под полицейским надзором. Однако в 1801 году воцаряется Александр I, который возвращает Радищеву все утраченные права и включает его в комиссию по составлению законов. Но Радищев не изменяет своим взглядам, а до отмены крепостного права было еще очень далеко. На мой взгляд, эту коллизию можно охарактеризовать строками Шиллера из «Дона-Карлоса», где Маркиз Поза отвечает испанскому королю:
A вы того ль хотите! Вы могли бы
Других творцов терпеть в своем созданьи?
И мне ли сделаться резцом послушным,
Где бы я сам ваятелем быть мог?
Я человечество люблю — y вас же
Я полюблю себя лишь одного.
Подвиг Радищева восславят все последующие поколение русских революционеров от декабристов и Герцена до Ленина. Радищев станет для них символом рыцарской чести, несгибаемой воли, милосердия к простому народу вкупе с преданностью своему отечеству. Именно такой породы людей жаждет Россия в наши дни, когда раздираемое противоречиями российское государство противостоит новой мировой буре, призванной установить невиданное доселе по беспощадности рабство и низвести человека до животного.
Жизнь Радищева – подвиг
Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «Истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. В понимании автора «Путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. Написав «Путешествие из Петербурга в Москву», Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
Страстное обличение самодержавия и крепостничества не могло остаться незамеченным в государстве, где никакое проявление свободомыслия не оставалось безнаказанным. Пе мог остаться безнаказанным и автор крамольной книги. Радищев все это знал и сам выбрал свою судьбу. В то время как громадное большинство дворян, современников Радищева, жило только для себя, удовлетворяя свои прихоти за счет крепостных крестьян и дворовых слуг, автор «Путешествия» отверг уют и комфорт, личное благополучие ради того,- чтобы бросить вызов крепостникам-помещикам и самой императрице. Так же, как спустя почти столетие Н. Г. Чернышевский, Радищев в расцвете сил своих был насильственно отторгнут от семьи, от общества, от литературы, изолирован от политической борьбы и жизни.