В чем грех первых людей
«А я при чём?» — Первородный грех и его влияние на человека
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Понятие «Первородный грех» мы очень часто находим и в богословской литературе, и в популярных статьях о Вере и Церкви. Эта тема волнует христиан в течение многих веков, и даже стала одним из догматов, повлиявших на разделение Православных и Католических Церквей.
Как жили Адам и Ева до грехопадения
Бог создал человека по Своему образу и подобию, чтобы он был похож на своего Создателя, заключающимся в трёх составляющих:
Первые люди, Адам и Ева жили в чудесном райском саду – Эдеме. Здесь всё было преисполнено радостью и блаженством. Не было зла, вражды, греха. Звери не нападали друг на друга, люди не убивали зверей ради мяса и шкур. У них не было нужды в мясной пище (все питались травой и плодами райских деревьев), в тёплой, да и вообще, в любой одежде.
Полезные материалы
А главное, с ними всегда был Бог, который являлся им видимым образом, как добрый, всезнающий, мудрый отец. И они находили высшее наслаждение в беседе с Ним – молитве.
Он не мог и не хотел принуждать людей любить Себя, ведь настоящая, искренняя любовь возможна только при полной свободе, когда право любить или не любить не ограничено никакими запретами.
И тогда, чтобы научить людей этой любви, Бог дал им всего одно ограничение полного райского блаженства, всего одну маленькую заповедь: не есть плодов с одного-единственного растения в Эдеме, дерева познания Добра и Зла: «От дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт. 2:17).
Но по наущению диавола, соблазнившего их своими изощрённо-сладкими речами, они преступили эту лёгкую, малую заповедь, и совершили первый грех.
Порок: что это такое с точки зрения православия
Что же понимается в Православии под понятием «Грех»? Это – помысел, желание, или действие (в некоторых случаях – бездействие), которое вступает в противоречие Божьим заповедям, нравственным законам, религиозным нормам.
Интересно заметить, что происходит это слово от греческого «промах», «выстрел мимо цели». Таким образом, грешник минует цель человеческого существования, попадает мимо своего предназначения соответствовать образу и подобию Божьему.
Грех, поселяясь в душе человеческой, порождает в ней иллюзии:
Попирая общепринятые правила, грешник воображает себя свободным от ограничений (религиозных, общественных, семейных правил), но он подпадает в гораздо большую, рабскую зависимость от своих греховных вожделений и действий. Прикрываясь получением новых знаний, грешник просто оправдывает свои истинные цели: развить гордыню, потешить похоть, получить новые удовольствия.
Он не может понять, что удовлетворение от греха каждый раз вызывает новые, ещё большие похоти, которые опять требуют новых удовольствий. Это сродни влечению наркомана, который каждый раз увеличивает дозу, чтобы достичь новых наслаждений.
Сотворение Адама и Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая. Средняя композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска.
И пока не произойдёт полного осознания своего греха, покаяния в нём, всепоглощающего желания очиститься, примириться с Божественной волей, не будет возвращения к Богу.
А потом необходимо и действие: грешник должен решительно оставить греховные привычки: блудник – вести целомудренную жизнь, пьяница – отказаться от вина, обжора – питаться умеренно, любитель гневаться – обрести смирение, и так далее.
Необходимо таинство церковного покаяния, причастие Святых Христовых Таин, воцерковление. Только таким узким, тернистым путём можно снова обрести путь к Богу.
Как согрешили первые люди?
Грех первых людей в Раю привёл к искажению взаимоотношений человека с Богом. Адам и Ева, соблазнившись и поддавшись искушению, стали воспринимать запретный плод (не обязательно яблоко) только лишь как «вещь для себя», а не объект Божьей заповеди. То есть, Ева, поддавшись диавольскому соблазну, стала видеть в запретных плодах не то, что они есть на самом деле, а то, что она сама возжелала:
Нужно хорошо понимать, что Адам и Ева согрешили в Эдеме не плотским образом. Бог Сам велел им плодиться и размножаться, и ни в коей мере не препятствовал телесной близости. Суть первородного греха состояла в том, что они нарушили заповедь, договор с Создателем, в своём горделивом желании стать равными Богу.
Последствия
Первородным этот грех выявляется потому, что именно он стал корнем всех остальных грехов. Без него не появились бы ни прелюбодеяние, ни воровство, ни убийство, ни другие нарушения заповедей.
Он стал основой и причиной порчи всей природы человека, его души и тела. И всё семя Адама, потомки его и праматери Евы несут в себе ростки первородного греха: недобрую волю, немощь перед влиянием бесов, готовность выполнять их нечистые указания.
Единственный, кто из всех избежал проявления в себе первородного греха – Богочеловек Иисус Христос, Который был зачат Святым Духом, сочетал в Себе два начала, Божественное и человеческое, поэтому и не нёс в Себе семени данного греха.
Грехопадение первых людей в Раю
Данный догмат был провозглашён в 1854 году, и утверждает, что эта непричастность была Ей дарована с рождения, в счёт будущих заслуг Христа-Искупителя. В то время, как в Православии мы глубоко почитаем Её личную безгрешность, принимая в то же время понимание того, что Она не лишена действия первородного греха.
Таким образом, все люди, все потомки Прародителей, зачатые обычным образом, без участия Божественных сил, несут на себе печать первородного греха, и должны прилагать немалые усилия для того, чтобы противостоять враждебным духам, всячески привлекающим ко злу, побуждающим грешную натуру к совершению непосредственного греховного действия.
Наследственность
Прежде всего, она проявилась в том, что сотворённые Богом по Его образу и подобию, не искажённые ранее первородным грехом, Адам и Ева после грехопадения стали передавать эту повреждённость своим потомкам. Адам рождал их уже не по Божьему образу и подобию, а по своему, искажённому грехопадением.
И всё человечество появлялось на свет, поражённое этим недугом, как бы ни были безгрешны сами по себе! Часто можно услышать от маловерующих людей: «Адам согрешил: а я при чём?». Сказано праведным Иовом: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов.14,4-5). То есть, даже младенец, только родившийся и не успевший никаким образом согрешить, уже несёт на себе печать первородного греха!
Поэтому Православная Церковь считает целесообразным крестить только что родившихся младенцев, не дожидаясь их вхождения в разумный возраст, как делают некоторые приверженцы еретических учений. Наследственность первородного греха – это данность, которую нельзя избежать, но можно исправить, приняв Святое Крещение, воцерковляясь.
Если бы Прародители не согрешили?
Бог создал человека по Своему образу и подобию, а, значит, даровал им свободную волю. Изначально люди создавались не как марионетки, поведение и реакции который полностью контролируются их создателем, но как существа, без принуждения выбирающие, свободно чувствующие, по своему разумению проявляющие свою любовь.
Всемогущему Богу ничего не стоило разрушить диавольские козни, появиться в нужный момент, предостеречь Адама и Еву, даже просто возбранить им вкушать запретный плод. Тогда бы не было грехопадения, люди продолжали бы жить в Раю, оставаясь такими же безгрешными и чистыми, в единении с Богом, их Создателем и отцом.
Хорошо ли бы это было? Нет, не хорошо! Человек, лишённый выбора, становится рабом. Если бы Бог Своей волей прекратил соблазн Прародителей, они бы лишились выбора, и не было бы у них любви к Создателю, и послушания ради этой любви, а только механический запрет, невозможность грешить по внешним обстоятельствам.
Ведь и несложную заповедь дал Он в расчёте именно на любовь, свободную волю, когда не хочется нарушать её, грешить, чтобы не огорчить Того, кто её дал. Ведь куда как проще было бы спрятать Древо познания в каком-то недоступном уголке, не дать возможности сорвать запретный плод.
Но даже если это сделать, то разве враг рода человеческого не придумал бы других соблазнов, в чём можно согрешить? И Создателю пришлось бы всё время следить за своими детьми, постоянно запрещая им что-либо? Какая уж тут любовь…
По той же причине Бог не стал «механически» возвращать людей в первоначальное состояние, как бы истребляя их согрешение, давая возможность «начать с чистого листа». Человек не должен был грешить по своей, собственной воле, а не из страха перед наказанием, или по невозможности совершить грех.
Можно ли избавиться от результатов отступничества?
Итак, Создатель не вернул согрешивших людей в догреховное состояние, но дал им другой путь воссоединения со Своей благодатью. Путь долгий, тернистый, трудный. Путь покаяния, отречения от своей воли, ожидания Спасителя, который искупит их грехи и воссоединит прерванную связь.
Этот Спаситель, Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое начало, в своё время пришёл на землю, искупил наши грехи Своей Крестной смертью, открыл райские врата для тех, кто покаялся.
До Его пришествия все попадали в ад, даже праведники, которые хотя и не подвергались мучениям, не видели и райского блаженства. После Искупления для человека стало возможным возвращение в Райские обители после физической смерти.
И если избежать действия первородного греха при рождении осталось невозможным, то через Святые Таинства Крещения, Покаяния, Причастия мы нейтрализуем его влияние на человеческую природу, и снова можем соединиться с Богом в вечной Любви.
И теперь мы избавляемся от всех грехов в Таинствах Православной Церкви.
Как справиться с грехом
Грех — бич человечества, как избавиться, действенные способы
Что такое первородный грех с точки зрения православия
от Анастасия Коршунова
Грех Адама и Евы полностью изменил мир и сделал его природу порочной. Для православных людей важно разбираться в теме первородного греха. Это стартовая точка, которая помогает понять одну простую истину: почему каждый человек рождается грешным и можно ли противостоять совершению греховных поступков.
Понятие первородного греха
Что такое первородный грех с точки зрения православия? Прежде всего, это грех, который появляется у каждого человека еще с момента его рождения. Для того, чтобы его смыть, православные люди проходят таинство крещения. Первородный грех передался нам от прародителей Адама и Евы. Муж и жена ослушались указания Божьего и поддались своему желанию познать Добро и Зло. Бог изгнал их двоих из блаженного Рая, за то, что они предали его. Последствия первородного греха оказались неутешительными. Люди стали грешными, а значит и простыми смертными.
По итогу, первородный грех – это явление, которое навсегда изменило отношение Бога к людям.
Почему грех называется первородным?
Дело в том, что в самом первом человеческом роду было совершено предательство. Поэтому наши прародители не сохранили свой статус безгрешности, а также праведности. Но ныне люди должны отталкиваться от этого опыта, который демонстрирует в пользу чего нужно делать свой выбор. Ведь змей, который так настоятельно внушал Адаму и Еве вкусить запретный плод, говорил о выгодности его предложения. Люди станут безгрешными и всеведущими, съев яблоко, а значит они могут быть подобны богам! Человечество бы не знало, что такое первородный грех, если бы наши прародители не ослушались Бога и довольствовались тем, что у них было на тот момент.
Библейское понятие
В библейском понятии первородный грех – это грех Адама, который передается его потомкам и тяготеет над ними. Он вошел в этот мир вместе с прародителем нашим и до сих пор передается потомкам, ведь все в нем грешат. Это учение является основой для целого ряда других догматов в христианском мировоззрении.
Таинство крещения, необходимо для искупления первородного греха. Библия дает понять верующему, что родовой грех в новорожденном человеке смывается. Дальше он имеет свободную волю, а значит сам принимает решения жить ему в этом мире с Богом или нет. История греха говорит о том, что он будет преследовать человечество на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы не поддаваться своему искушению, необходимо научиться управлять своими чувствами и эмоциями, а значит поступать разумно. В приоритете должны быть повеления Бога.
Научное понятие
Такой феномен постарался объяснить еще Апостол Павел. Он говорил о том, что периодически у человека возникает внутренний конфликт, иногда без внешних на то причин. Тогда его поведение становится крайне абсурдным. Он понимает, как надо поступать, но делает все ровным счетом наоборот.
Первородный грех: что это такое с точки зрения науки и эволюции? Родовой грех в мировом сообществе воспринимают поверхностно, совсем не внедряясь в чем его значения. Когда речь заходит о грехе, мы подразумеваем под ним противоречивое поведение, которое не соответствует Божьим законам. Такое явление это следствие. А в чем же причина?
Понятие первородного греха воспринимается людьми, как врожденная болезнь, переданная по наследству.
Согласно истории греха, можно сопоставить его с таким определением, как «Долг», который не смогли заплатить Адам и Ева.
Эволюция и первородный грех – это две несопоставимые вещи, как считают ученые. Ведь при эволюционных условиях люди бы болели, умирали, чего не было в раю. Как же это объяснить? Роберт Коллинз постарался ответить на все важные вопросы четкими словами в своей книге «Эволюция и первородный грех». Здесь приводится много фактов и доводов, которые помогают по-другому взглянуть на эту тему и ответить для себя на самые важные вопросы. В философской статье «Эволюция и первородный грех» Роберт уделил внимание одной важной теме: можно ли совместить центральную доктрину христианства с эволюционным взглядом?
Историческая достоверность
Если внимательно изучить книги по православию и исторические источники, то можно смело сказать, что родовой грех имеет историческую достоверность. Библейский рассказ подтверждается внутренней правдивостью, которую мы наблюдаем в жизни, сравнивая ее с историей грехопадения. Дьявол всегда начинает с жены, а не с мужа. Объясняется это тем, что Бог создал женщину наиболее эмоциональной, чувственной. Поэтому ее будет легче впечатлить, чем мужа.
Изначально Змей заманивает Еву и пытается вызвать в ней сомнение и недоверие к Богу. Он спрашивает: «Действительно ли Бог сказал не вкушать это яблоко?». Ева начинает раздумывать и как только она допускает ложь, то сразу же становится на путь падения. Наблюдая за тем, как Еве становится стыдно, Дьявол пытается оправдать ее действия. Он клевещет на Бога, обвиняет его в зависти, и обещает Адаму и Еве: «Нет, не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло».
Человек может стать богоподобным только в едином случае: когда он остается наедине с Богом. Он должен пройти путь взаимодействия простой человеческой воли и Божественной благодати. Дьявол же призывает всегда к более простым способам. Как и в этом случае, он внушает мужу и жене, что не нужно стараться для того, чтобы стать богоподобным. Можно ведь съесть запретный плод и ощутить себя равным к Богу. Послушав речи искусителя, Ева откусила яблоко и посмотрела на Древо познания Добра и Зла уже совсем другим взглядом. Она поняла, что плод хорош для пищи, что вызвало в ней похоть плоти. Древо стоит, раскинув свои красивые ветви, и привлекает внимание Евы (похоть очей). Теперь Ева не была наполнена изнутри святыми мыслями о Боге. Ее душа состояла только из желаний, которые были обращены на запретный плод.
Первородный грех: повторение в современной жизни
Тема первородного повреждения духа по сей день важна в современной жизни общества. Многие отцы считают то, что мы несем наказание за грех Адама и Евы. Все люди, которые рождаются путем зачатия, подлежат закону смерти. Некоторые из них, в процессе своего личностного роста имеют большую склонность к нарушению Божьих правил, а другие наоборот. Первородный грех рассматривается как порча природы, а не окаянство людей, в котором они виноваты.
Это грех, который передается по сей день от родителей к новорожденному ребенку. В процессе близости участвуют два лица: отец и мать. Возможно у них и есть только благие помыслы на этот счет, но для того, чтобы оплодотворить женщину, мужчина должен испытать чувство возбуждения. Человек поддается страсти и похоти плоти, но в то же время без этого биологического аспекта не может зародиться новая жизнь. Поэтому люди изначально обречены на родовые грехи.
Догмат о первородном грехе приводит во внимание два важных вопроса: почему новорожденные дети имеют вину в том, чего не совершали? Важно понимать, что в православии нет такого понятия, что ребенок несет ответственность за грехи своих родителей, как за личную греховность.
За что Бог прогнал из рая Адама и Еву, что такого в яблоке?
В Эдемском саду была блаженная атмосфера. У Адама и Евы было все, их счастью не было предела. Бог любил их, ведь они были даже созданы по его подобию. Единственный запрет у мужа и жены был таков: нельзя вкушать запретные плоды с Древа познания Добра и Зла.
Казалось, что такой запрет прост и его легко соблюсти. И каждый раз гуляя по Раю, дети Божьи помнили о нем и старались обходить дерево стороной. Но однажды проходя мимо они заметили Змея, который и стал в этом библейском рассказе искусителем. Он стал вести диалог с Евой пытаясь навести ее на сомнения о Божьем слове. У Евы, как и у ее мужа была свободная воля. Каждый из них мог либо прислушиваться к правилу Божьему, либо нет. Поэтому Ева сделала свой осознанный выбор и познала Добро и Зло через запретный плод.
Райское наслаждение на Земле: что это такое и возможно ли оно
Скорее нет, чем да. И этому есть свое объяснение. Для людей наслаждение и счастье — это виды развлечения. Мы стараемся избежать страданий, получить лакомый кусочек счастья. Существует мнимое наслаждение, за которым следует греховность и распад души. Сюда входят:
Все это приносит радость, лишь на короткий промежуток времени, ведь за этим стоит похоть и страсть. Они затуманивают разум, поэтому люди часто не могут выбраться самостоятельно из этого замкнутого греховного круга. Они привыкают к этому мнимому счастью, но со временем оно улетучивается. Счастье может постичь православный человек, который при виде таких вещей старается их избегать. Он предпочтет проводить время с семьей, помогать своим близким и нуждающимся в помощи. Такие вещи заряжают душу хорошей энергией на длительное время.
Первый грех в жизни любого человека
Первый грех человека – это первородный. Поэтому новорожденный ребенок должен пройти таинство крещения, которое снимает этот наследственный прародительский грех, ведь все люди произошли от Адама и Евы.
Жизнь каждого человека на Земле – это путь, который проходит через грехи. Мы сталкиваемся с ними, боремся и продолжаем движение вперед. На протяжении всей жизни православные люди замаливают грехи отца и свои, причащаются, ведь каждый человек уязвим.
Первый грех совершается под влиянием чувственности. Человек будет стремиться к приятным ощущениям и вещам, которые помогут этого достичь. Со временем появляется страсть к чему-либо, она рождает похоть. Таким образом, это может стать отправной точкой к ослаблению души. Ведь за грехом похоти следуют и другие смертные.
Когда Бог простит человечеству первородный грех
Люди по сей день являются грешными и смертными. Мы были искуплены Христом. Все, что остается делать православному человеку – это жить праведно и соблюдать каждую заповедь Господа.
Грехи все предков — это много?
В каждом роду человека есть хвост прошлых грехов. Люди либо старались замолить грехи прошлого, либо нет. Только мы сами расплачиваемся за свои упущения, несмотря на греховности наших предков. Если человек видит, что его ближний страдает от своей же греховности, то он может помочь наставить его на путь истинный. Жить в мире с Богом – это значит жить с надеждой внутри на хорошее. Надежда спасает человеческую душу, облегчает страдания. Таким образом, мир становится чуточку добрее!
Люди должны стараться контролировать свои чувства и эмоции, чтобы излишний раз не грешить. Несмотря на то, что грех наших прародителей стал судьбоносным для всего мира, нельзя их в этом винить, ведь только Бог им судья! Главное помнить, что каждый сам должен расплачиваться за свои грехи. Ведь все наши негативные действия и поступки не могут пройти бесследно. Поэтому чтобы не впадать в греховность, нужно руководствоваться заповедями Божьими. Христианин должен регулярно присутствовать на таинстве причастия, чтобы исповедовать свои грехи и покаяться.
Грех первородный
Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о верности Ему ( Быт.3 ), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.
Когда появился термин «первородный грех»?
Словосочетание peccatum originale было введено в V в. блаженным Августином. При этом он не является основоположником учения о повреждении человеческой природы грехопадением прародителей. Учение было и ранее, но сам этот термин был введён в V веке. Ранее использовались такие выражения, как тленность, порча, прародительский грех и др.
По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать последствиями первородного греха. Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия.
Несмотря на то, что термины прародительский и первородный грех иногда используются как синонимы, существует традиция относить термин прародительский грех к личному греху прародителей (Адама и Евы), а первородный грех — к наследственной греховной порче человеческой природы.
Грехопадение первых людей и его последствия
Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.
Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в раю. Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине личностностного сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения Божественной благодатью. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал…» (св. Макарий Египетский). «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. Силуан Афонский. – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу».
Для сохранения и развития этого блаженного благодатного состояния первому человеку в раю была дана единственная заповедь невкушения плодов запрещенного древа. Исполнение этой заповеди было тем упражнением, через которое человек мог научиться осознанному и свободному послушанию Богу, то есть согласованию своей воли и воли своего Создателя. Чрез сохранение этой заповеди человек мог приумножить благодатные дары и достигнуть высшего благодатного дара – обожения. Но, будучи наделен свободной волей, он мог и отпасть от пребывания с Богом, лишиться Божественной благодати.
Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). При содействии Всесвятого Бога, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.
Итак, последствия первородного греха — удобопреклонность ко злу, тленность, страстность, смертность.
Имел ли власть над Христом первородный грех?
По учению Православной Церкви, выраженному IV Вселенским Собором, Господь наш Иисус Христос есть «совершенный в человечестве… во всем подобный нам, кроме греха» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3, с. 48). Господь Иисус Христос воспринял человеческую природу и «неукоризненные страсти», то есть естественные немощи. При этом Его человечество было непричастно всякого греха, Ему было чуждо греховное расстройство и склонность ко греху.
В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху. Святой апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» ( Рим.8:3 ), и «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» ( 2Кор.5:21 ). Иисус Христос «подобно нам искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ), «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» ( Евр.7:26 ), Он «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Святой апостол Иоанн Богослов говорит о Спасителе, что «в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ).
И первородного греха Христос не имел с самого момента воплощения. Спаситель, будучи всемогущим и всесовершенным, добровольно, ради спасения людей, воспринял в воплощении такие следствия прародительского греха, как тленность (неукоризненные страсти: усталость, голод, необходимость сна) и смертность. По Воскресении Христос стал нетленным и бессмертным (по человеческой природе).
Как человеку освободиться от безусловной власти первородного греха?
Освобождение от власти первородного греха происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении. Некрещёный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.
После спасения рода человеческого Иисусом Христом человеку открывается возможность вернуть потерянную благодать, вновь исполниться Святого Духа, воскреснуть душою к блаженной духовной жизни. Такое возвращение связано с духовной борьбой с грехом. Оно требует подвига в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.
Священник Вадим Леонов: «Словосочетание “первородный грех” отсутствует в Священном Писании. Но это не значит, что соответствующий богословский термин ложный или что в нем нет необходимости. В истории Церкви есть много примеров введения новых небиблейских терминов для изъяснения Православной веры: “кафолический”, “Троица”, “Богородица”, “православный” и “православие”, “единосущный” и др. Понятие о наследственном греховном повреждении всех потомков Адама существовало в Православной Церкви всегда и является одним из важнейших для выражения сути христианского вероучения. Более того, достаточно ясное представление о поврежденности человеческой природы отражено уже в Ветхозаветном Откровении.»
Правило Карфагенского Собора (419 г.): «Кто отвергает нужду Крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они и крещаются в отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею возрождения (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единым человеком грех в мир вошел, и грехом смерть; и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же все согрешили ( Рим. 5:12 ), подобает разуметь не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения.»
Преп. Иустин (Попович): Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зараженному грехом естеству своему являются «чадами гнева» ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: «Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Господь Иисус Христос – без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо «греха в Нем несть» ( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен, Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ).