В чем губительность футлярной жизни для человека
Исчерпала ли себя тема футлярной жизни? Что может стать для человека футляром в наши дни? (Чехов А. П.)
Футлярная жизнь – это то, что никогда не сможет исчерпать себя, проблема, которая будет существовать все время пока существуют люди. Она исчерпала бы себя только тогда если бы люди были все одинаковые, с одинаковыми чертами характера, мыслями, мировоззрением и так далее, но, все мы различны и еще очень многие создают себе свой собственный футляр, считая это правильным и необходимым. По правде говоря, мне кажется, что у всех нас есть воображаемые футляры, каждый человек создает для себя определенные границы и требование, каждый чего-то боится
У кого-то эта ограниченность проявляется меньше, а у кого-то больше, опять же зависит от человека.
Невозможно, полностью жить без футляра и не вижу в этом проблемы, когда это уже не переходит грань, например как в рассказе Чехова “Человек в Футляре”. Беликов – был уже не человек, а какое – то существо, создавшее себе огромные замки иллюзий, боявшееся каждого шороха, боялось даже то, где не было бы никакой опасности, вся жизнь его была в волнении и страхом перед внешней жизнью, казалось, что жизнь
Но хуже всего то, что еще не всему конец и человек бы мог избавиться от своего футляра, у него еще есть шанс, его оболочка – по сути ничего страшного из себя не представляет и просто нужно, чтобы этого человека кто-то образумил, помог спастись, но этого не происходит, как в рассказе Чехова “Крыжовник”. Практически все равно на этого человека, его спасать никто и не подумает, а ведь в своих же иллюзиях и ограничениях погибает душа человеческая, стены своей тюрьмы делая все толще и толще. И еще достаточно будет примеров по этому поводу, сколько людей – сколько и футляров.
В современной жизни еще больше ограниченных людей, чем кажется. Чаще всего это происходит из-за людей, их равнодушия, бессердечности и внутренней злобы. Они совершенно не думают о чувствах постороннего и даже близкого человека, просто выкидывая все его эмоции по отношению к нему, как ненужный мусор, если это не в его интересах.
А тот другой, с кем так поступили, просто может замкнуться в себе, боясь испытывать какие-либо теплые чувства по отношению к кому-то, избегая повторного неудачного опыта, даже если и противоположная персона к нему взаимна, лишая себя радости. Вообще чувства – это то из-за чего больше всего и создается футляров в наше время. На ровне с чувствами встает и простая боязнь внешнего мира, как это делал Беликов, ничего практически не изменилось с тех пор.
Сознание человека осталось прежним и вряд ли когда-то изменится, душевные темы актуальные и одинаковы всегда, не считая некоторых малейших изменений, люди всегда остаются людьми, как бы там ни было.
Related posts:
Человек в футляре. В чем заключается понятие «футлярность жизни»?
Антон Чехов — писатель, который в свое врем был очень наблюдательным. Это его качество давало возможность выявлять все человеческие пороки, которые автор раскрывал в своих произведениях. Так в своих рассказах писатель касался философских и нравственных проблем, среди которых проблемы футлярности жизни общества. Раскрыл данные вопросы Чехов в своих работах О любви, Крыжовник, а также в рассказе Человек в футляре, о котором мы сегодня напишем сочинение.
Человек в футляре сочинение
Трилогия Чехова Человек в футляре — это одно из его знаменитых произведений, что раскрывает узость человеческой души. Здесь автор обличает стремление подчинить свою жизнь установленным законам, каким-то нормам и правилам. При этом мы видим, что люди, живущие в футляре, даже не замечают, как их жизнь пролетает зря, считая свою футлярную жизнь идеальной.
Что такое футлярность и что вкладывает писатель в понятие футлярной жизни? Как по мне, футлярность — это внутреннее рабство человеческой души. Это подчинение ограничениям, соблюдение правил, что не позволяют раскрыться человеческим чувствам, не дающим возможность духовно развиваться и обогащаться. Это соблюдение правил и законов, что препятствуют свободе личных отношений. Футлярность — это замкнутость. Именно таким человеком и является Беликов — главный герой рассказа Чехова. Уже в его внешности мы видим всю его необычность, ведь он, как в тот футляр, пытается все время запрятаться. Он постоянно ходит в очках, с зонтом, в пальто, как бы прячась от мира, при этом все его предметы, в том числе часы, очки, тот же зонт, также находятся в своих футлярах и чехлах.
Это человек — который никак не может принять действительность, и тут проблему футлярности жизни можно аргументировать, ведь Беликов постоянно нахваливает прошлое, он постоянно хвалит то, чего никогда не было и не будет. Он боится настоящего.
Проблема футлярности жизни
Герой рассказа подчиняется правилам, он понимает только те статьи что печатают в газетах, где имеются запреты, другую информацию не приемлет, особенно, если там имеются какие-то разрешения. Что самое страшное, персонаж не только загнал себя в рамки, он пытается повлиять и на окружающих, пытаясь подчинять их своим правилам.
Беликов зажат, его внутренний мир полон страхов, он не уверен. Все это мешает жить Беликову полноценно, вкушать все прелести жизни. Очень сложно жить таким людям, как Беликов, который болезненно воспринимает любую трудность в жизни. Такие люди не счастливы. Загоняя себя в рамки, они себя морально уничтожают.
Герой рассказа умирает, не выдержав морального унижения в глазах любимой, умирает от внутреннего страха перед чем-то новым. Он ушел в мир иной, так как устал от жизни с ее угрозами и постоянными волнениями по поводу правильности поступков. Только в гробу его черты лица приобрели некое веселое выражение, он обрел умиротворение. Как пишет Чехов, герой был рад оказаться в футляре, в котором он останется навсегда.
Хоронили Беликова все вместе, и учителя надеялись, что со смертью героя придет к ним свобода, но прошли дни и жизнь потекла привычным руслом. Все так же бестолково, сурово и утомительно, а все потому, что героя похоронили, однако осталось еще очень много людей, подобных ему. Людей, что живут футлярной жизнью. Футлярные люди имеются и в наше время, а значит, рассказ Чехова Человек в футляре актуален и по настоящее время.
Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 09:40, творческая работа
Краткое описание
Пожалуй, именно эту фразу должен запомнить каждый присутствующий в этом кабинете, да и любой человек на земле.
Откуда вообще появился термин «футлярная жизнь»?
Стоит отметить, что каждый человек рождается со страхами; это и есть «футляр».
Первый крик новорожденного объясняется не только какими-то физиологическими процессами в нашем организме, но и страхом перед столкновением с чем-то новым.
Вложенные файлы: 1 файл
Футлярность человеческой жизни по А.П. Чехову.doc
«ФУТЛЯРНОСТЬ» ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
«Всю жизнь я по капле выдавливал из себя раба…»
Пожалуй, именно эту фразу должен запомнить каждый присутствующий в этом кабинете, да и любой человек на земле.
Откуда вообще появился термин «футлярная жизнь»?
Стоит отметить, что каждый человек рождается со страхами; это и есть «футляр».
Первый крик новорожденного объясняется не только какими-то физиологическими процессами в нашем организме, но и страхом перед столкновением с чем-то новым.
И вот, люди взрослеют, начинают смотреть иначе на жизнь и тем самым «выдавливают по капле из себя раба», избавляются от «футляра».
В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, «футлярности» человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.
Нельзя не обратить внимание на самую важную черту творчества писателя.
А. П. Чехов был в числе первых, кто ощутил потребность писать по-новому. Он совершил художественное открытие и создал свое знаменитое «подводное течение», которое позволило передать мельчайшие оттенки мыслей и чувств героев. Не случайно Чехова называют самым загадочным, таинственным и «неуловимым» писателем XIX века.
В творчестве Чехова многое скрыто — это характерная черта его поэтики. Стоит отметить, что сам писатель был молчалив, рассудителен, осторожен и скрытен.
Итак, «Футляру» человеческой души, разным формам «улиточного» существования посвящены многие рассказы А. П. Чехова. Но я разберу данную тематику на произведениях, связанных между собой и получивших название «Маленькой трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О Любви»), а также на «Ионыче» и «Даме с собачкой».
Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – «Человек в футляре», в области собственности – «Крыжовник», в области семьи – «О любви». Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя.
Запуганным жизнью человеком, постоянно опасающимся «как бы чего не вышло», предстает перед нами Беликов из рассказа «Человек в футляре». Учитель Буркин так рассказывает о своем товарище по работе: «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе. футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». В такой же «футляр» были закованы и мысли Беликова, для которого «были ясны только циркуляры и
газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь», Беликов боялся думать, чувствовать «не так», поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.
Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их «футляры» остались на прежнем месте: «. жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая. Беликова похоронили, а сколько еще таких человечков осталось, сколько их еще будет!»
А ведь, действительно, «футлярность», равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но, тем не менее, значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: «Ну, уж это вы из другой оперы. Давайте спать».
Тема «футлярности», но в другой форме, раскрывается и в рассказе «Крыжовник Он начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николай «недоедал, одевался словно нищий, и все копил и копил в банк». Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр. А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!»
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» В этом призыве мы отчетливо видим позицию самого Чехова, но, увы, этот призыв, обращенный рассказчиком к собеседнику, остается неразделенным.
Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этом рассказе, А. П. Чехов утверждает, что задача человека — не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.
Описание футлярной жизни в этом произведении мне бы хотелось начать с семьи Туркиных.
Вера Иосифовна, Иван Петрович и Котик оторваны от реальности, они живут в выдуманном мире. И можно полноправно сказать, что Котик стала жертвой своих родителей. Она не пожелала жить в этой утопии, где всё пошло, примитивно и вульгарно, поэтому она уехала.
Всё в этом доме мёртво, подчеркивает Чехов с помощью «подводных течений», и это – тоже «футляр», боязнь реальной жизни.
Что погубило Ионыча, что сделало его таким?
Именно общество влияет на людей с большей силой и тем самым лишает их права выбора.
Ионыч – сын деревенского дьячка.
В этой маленькой фразе мы можем открыть целые страницы произведения! Мы можем понять, что детство Дмитрия Старцева протекало в нищете и невероятном труде, что учиться в университете было крайне тяжело, так как кругом – богатые студенты. Отсюда появляются нотки зависти. Отсюда – боязнь бедности.
Ионыч добился много в своей профессии, но зачем ему деньги?
Герои рассказа Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом. Главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.
Любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их — в общем-то слабых и безвольных людей. Они пытаются друг друга забыть, но… они полюбили. Впервые.
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не примечательных, “маленьких”. Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится своей жены, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно и не подлинно. Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна, ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы.
Итак, что же такое «футляр»?
Это страхи, комплексы, влияние общества?
Да нет… Мы сами – «футляр». Он, как душа – может разбиваться, а может полностью поглощать.
И лишь осознание того, что этот футляр у нас все-таки есть, поможет нам от него избавиться и «выдавить» окончательно из себя «раба».
Жизнь в постоянном страхе, или Кто такие футлярные люди
Н.А. Добролюбов однажды сказал: «Человек, который не страдал и не ошибался, никогда не сможет познать истинного счастья». Но есть такие люди, которым просто не под силу принимать непредвиденные события. Вот кто такие «футлярные люди» и о них пойдет речь.
Особенности
Наверняка каждый человек хотя бы раз в жизни встречал человека в футляре. Кто-то познакомился с ним в рассказах Чехова, а кому-то пришлось столкнуться с таким персонажем в реальной жизни. Как же можно охарактеризовать такой тип людей? Первое что они вызывают при встрече, это чувство жалости и желание помочь.
Кто такие «футлярные люди»? Это те, которые боятся правил, реальности и ошибок. Им очень трудно сделать выбор, даже если речь заходит о самых простых вещах. Такие люди всегда опасаются «как бы чего не вышло». Человек в футляре постоянно беспокоится о мнении окружающих, а это не дает ему возможности полноценно развиваться. Его дни пустые и безжизненные, он не получает удовольствия от прогулки, чтения книг или общения. Такие люди постоянно придерживаются стандартов, загоняя тем самым себя в узкие рамки, из-за которых не видно красоты мира.
С точки зрения психологии
В литературе человеком в футляре был Беликов – главный герой одноименной повести Чехова. А в реальной жизни таким эпитетом обычно называют людей с астеническим психотипом личности. Психологи обозначают таких людей как слишком восприимчивых. Они отлично понимают и чувствуют переживания окружающих, поэтому легко заводят новые знакомства и завоевывают доверие. Вот только представителям этого психотипа не всегда просто живется. Их основная эмоция – тревожность.
Такие люди переживают обо всех аспектах жизнедеятельности, остро реагируя на любые изменения. Если утром что-то пошло не так, то и весь день пройдет насмарку, а то и вся неделя. Если хоть что-то выходит за рамки обыденности, это уже веская причина испытывать панику. Естественно, каждый человек склонен к тревоге, но обычно такие ощущения связаны с конкретными событиями.
Детство человека в футляре
Кто такие «футлярные люди»? Это те, кто уже родился с чувством повышенной тревожности. Дети-астеники очень бояться незнакомцев, пауков, жуков, темноты и многих других вещей. Они часто прячутся за спинами родителей. Для этих детей характерными являются мысли такого содержания:
Такие дети больше времени проводят в окружении взрослых или тех, кто старше. Поведение сверстников зачастую их пугает, ведь шумные одногодки могут ударить, забрать игрушку или толкнуть. Однако несмотря на все это, дети-астеники подвижные и общительные, но только с теми людьми, к которым привыкли. Со временем они учатся контролировать свою тревожность, то есть не проявляют внешней обеспокоенности, хотя в душе очень переживают из-за пустяков.
Причины беспокойства
Психологи уверяют, что у «футлярных людей» быстро истощается нервная система. Такому человеку очень важно высыпаться, вовремя кушать, не перетруждаться. В противном случае он сразу станет вялым. Таким людям противопоказана напряженная, долгосрочная работа. Они могут устать от общения с незнакомцами, а еще не могут долго ждать, вот кто такие «футлярные люди».
Из-за того, что что-то идет не так, человек-астеник устал или ему приходится очень долго чего-то ждать, он может стать раздражительным. Для таких людей характерны внезапные вспышки гнева, а это то, чем опасны для общества «футлярные люди». Их поведение оказывает деструктивное влияние на общество, внося недопонимание в человеческие взаимоотношения. Физически человек в футляре не может нанести никакого урона окружающим, но его странное поведение остается непонятным. Эти люди живут в собственном мирке, из-за чего и вызывают у других подозрения.
Вопрос счастья
Каждый человек имеет право на жизнь, и даже тот, кто живет в футляре. Но счастливы ли «футлярные люди»? Скорее нет, чем да. У таких людей очень низкая самооценка, и они запросто могут принести свою жизнь кому-то в жертву. Постоянное чувство тревоги скрадывает все краски жизни. Вряд ли это можно назвать счастьем.
Сложно изменить тип характера, но не нужно переставать работать над собой. Необходимо научится быть независимым от мнения окружающих и начать воплощать самые маленькие и незначительные желания. Мир прекрасен, вопреки всему, но если опасаться всего, что окружает, то это невозможно будет заметить. Человеку в футляре нужно научиться выражать свои эмоции, отстаивать свое мнение и говорить твердое «нет».
Неважно сколько было неудач и поражений. Человек и его жизнь бесценны, поэтому нужно гордиться собой немножко больше. Ошибки – это не цепи, что не дают двигаться вперед, это всего лишь очередная ступень на тропе жизни. Каждый из нас живет в первый раз, и никто достоверно не знает, как поступать правильно. Так что ошибки – это нормально, а в некоторых случаях даже хорошо.
Жизнь невозможно предугадать, но нельзя принимать все как данность. За счастье нужно бороться. Конечно, на словах все кажется простым, но пока не попробуешь, не узнаешь.
Чем, по мнению Чехова, может быть опасна футлярная болезнь? (Чехов А. П.)
Для Беликова было важно, чтобы все было идеально, так, как предписано и ни на шаг в сторону. Чехов пишет, что запреты были для него чем-то ясным, определенным, и эту черту характера героя автор называет «прятать в футляр». Такой характер Беликова делал его посмешищем для всего города, но одновременно и вселял страх: абсолютно все боялись его осуждения, иногда этот страх был даже подсознательным, например, даже Дамы не устраивали по субботам спектакли, а вдруг Беликов узнает?
По мнению Чехова, такой вид «футлярной болезни» опасен тем, что она заразна: ведь «под влиянием таких людей, как Беликов, за последние лет 10-15 в городе стали бояться всего». Люди меняют свою жизнь, чтобы угодить Беликову, меняя свою жизнь, и таким образом сами попадают в тот же футляр. Они боятся делать абсолютно обычные вещи, например громко говорить, посылать письма, знакомиться. Автор иронизирует, использует такой прием как гипербола, и читателям становится даже забавно видеть уклад жизни в этом маленьком городке.
Однако освобождается ли город после смерти Беликова? Автор дает четкий ответ: нет. За годы беликовщины футлярная болезнь въелась в умы людей, они привыкли жить как и Беликов, и самое страшное то, что теперь городок будет жить в этом футляре вечно. Здесь Чехов и подводит читателя к выводу, чем же опасна подобная болезнь: тем, что она неизлечима, смертельна и делает жизнь бессмысленной.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.