В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель

Социальное предпринимательство — бизнес для добра

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. tie 690084 1280. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-tie 690084 1280. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка tie 690084 1280.

Что такое социальное предпринимательство?

Социальное предпринимательство называют «бизнесом для добра». К сожалению, до сих пор возникает путаница в понятиях «социальное предпринимательство» и «социальная ответственность бизнеса», а само явление не очень популярно в российской экономике и даже считается убыточным. Мы расскажем о том, что представляют из себя предприятия, меняющие жизнь людей к лучшему.

Социальное предпринимательство — деятельность, которая направлена на решение социальных, культурных или экологических проблем с помощью бизнеса. Это могут быть:

Не прибыль, а социальная отдача

Социальный предприниматель формирует такую бизнес-модель, главное в которой — не прибыль, а социальная отдача. Многие путают социальное предпринимательство с социальной ответственностью бизнеса. Социальная ответственность крупных фирм всегда направлена на узкий круг потребителей. Так, многие коммерческие компании предоставляют своим сотрудникам различные социальные услуги:

Социальное предпринимательство же в свою очередь направлено на решение значимых общественных задач для широкого круга людей.

Такой вид бизнеса стремится к конкретному позитивному результату. При этом постоянно нужно находить новые методы работы, вовлекая инвесторов. Чтобы социальное предприятие продолжало свое существование, оно должно перейти на самоокупаемость. Кроме того, проект обычно предусматривает расширение, причем не только структурное. Распространение опыта также помогает увеличивать количество общественно значимых предприятий. Этот вид бизнеса в силу новизны еще не прижился в нашей стране и нередко считается убыточным, хотя у социальных предприятий большое будущее.

Виды социального предпринимательства

Социальное предпринимательство бывает двух видов: чистое и с корпоративной социальной ответственностью. В первом случае вся прибыль направляется на помощь нуждающимся. Во втором — только часть дохода.

Социальные предприниматели помогают:

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. startup 594090 1280. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-startup 594090 1280. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка startup 594090 1280.

Здравоохранение, туризм, культура, трудоустройство — это те области, которые также входят в зону интересов социального предпринимателя.

Существует много видов деятельности социального предпринимательства:

Многие интересные идеи успешно реализуются в российских городах. Например, курсы переобучения для людей с ограниченными возможностями, магазины с максимальными скидками на товары первой необходимости, социальные парикмахерские.

Бизнес и закон

26 июля 2019 года вступил в силу Федеральный закон 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятие «социального предпринимательства» и «социального предприятия». По закону социальное предприятие вправе получить от государства имущественную, информационную и иную поддержку. Социальный предприниматель также может получить поддержку от общественных организаций, негосударственных фондов. Но и к самому виду деятельности предъявляются определенные требования. Считаться социальным предпринимателем может не каждый.

Сейчас в мире всего менее 3% работников занимается социальным предпринимательством, тем не менее, это вид деятельности — будущее экономики, так как такой бизнес направлен на долгосрочную перспективу улучшения качества жизни людей.

Читайте также:

Источник

Социальное предпринимательство: виды деятельности и развитие

Понятие социального предпринимательства

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42100. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42100. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42100.

Сопутствующие определения

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42099. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42099. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42099.

Развитие социального предпринимательства тесно связано со следующими определениями:

Социальное предпринимательство: управление и модели

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42098. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42098. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42098.

Посредством произведения анализа актуальных на сегодняшний день видов деятельности можно выделить следующие модели социального предпринимательства:

Дополнительные направления

Как выяснилось, характеризующие социальное предпринимательство виды деятельности не имеют четких рамок. Поэтому в литературе, как правило, даются лишь приблизительные модели (направления) соответствующей деятельности. Приведенные в предыдущей главе варианты являются на сегодняшний день самыми распространенными. Однако в минимальной степени им уступают следующие пункты:

Субъекты малого предпринимательства

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42097. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42097. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42097.

Социально ориентированные проекты, представленные в предыдущих главах, организуются посредством приложения усилий субъектов социального предпринимательства. Так, в роли последних могут выступать следующие структуры и граждане:

Признаки социального предпринимательства

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42096. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42096. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42096.

Субъекты социального предпринимательства занимаются организацией и продвижением деятельности, которой соответствуют следующие признаки:

Что же из этого следует?

В полной мере проанализировав представленные в предыдущей главе признаки, можно судить о том, что по причине столь интересного предпринимательского подхода рассматриваемая в статье категория существенно отличается от обычной традиционной благотворительности. Почему? Дело в том, что кроме социального эффекта, деятельность социальных компаний направлена на получение прибыли, что очень важно для хозяйствующих структур на сегодняшний день.

Развитие в разных странах

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42095. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42095. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42095.

На сегодняшний день социальное предпринимательство в Российской Федерации не получило столь широкого распространения, как в других странах. Стратегический директор российской Лаборатории инноваций социальной направленности Clouswatcher высказал свою точку зрения по этому поводу. Он изъяснился, что социальное предпринимательство является недавно образованным экономическим сектором, поэтому многие моменты в данном случае носят дискуссионный характер.

Таким образом, социальное предпринимательство, как правило, относят либо к некоммерческой, либо к коммерческой области деятельности. Специалисты же Лаборатории социальных инноваций полагают, что рассматриваемое в статье направление существует и развивается в соответствии с собственными законами. Значит, социальным предпринимателем можно считать абсолютно любого предпринимателя, которые имеет оформленные официальным образом обязательства по регулярному осуществлению определенного набора действий социальной природы для решения общественно значимых задач.

Страницы истории

В 1980-х рассматриваемое в статье понятие стало популярным в обществе благодаря деятельности Билла Дрейтона, который основал компанию Ashoka. Однако направление появилось в действительности задолго да этого момента. Таким образом, в Российской Федерации социальное предпринимательство появилось на рубеже девятнадцатого и двадцатого века.

Ярким примером подобного предпринимательства может послужить Дом трудолюбия, который основал отец Иоанн Кронштадтский. Впоследствии такого рода сооружения начали стремительно набирать популярность в обществе. В соответствии со своим смыслом они реализовывали функцию трудовых бирж, где каждый нуждающийся человек имел возможность отыскать себе работу.

Тем не менее, социальное предпринимательство получило настоящую популярность лишь на рубеже двадцатого и двадцать первого века. Неслучайно за рассматриваемое направление в 2006 году в первый раз была присуждена мировая Нобелевская премия. Важно дополнить, что получил ее основатель организации Grameen Bank, носящей микрофинансовый характер, Мухаммад Юнус.

Точка зрения экспертов

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 42094. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-42094. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 42094.

В соответствии с мнением экспертов, категория социального предпринимательства значительно увеличивает показатели экономической эффективности. Почему? Дело в том, что она вводит в оборот те ресурсы, которые раньше в подобных количествах не применялись. Более того, приведенное положение касается не только неиспользуемых материальных (к примеру, производственных отходов), но и исключающих применение человеческих ресурсов. Так, к последним можно отнести социально запрещенные группы, в которых состоят бедняки, этнические диаспоры и так далее.

Так, Коимбатур Прахалад в собственных работах сформулировал весьма интересный подход к социальному предпринимательству. В соответствии с данным положением, можно заметить следующее: если не рассматривать бедняков как бремя или жертву, а увидеть в них потребителей и предпринимателей, то механическим образом открывается большое количество возможностей не только для бедных слоев населения, но и для бизнеса.

Заключение

В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод о том, что, работая в отношении обделенных или бедных слоев населения, бизнес имеет возможность не только быть прибыльным, но и существенно расширять рынок, а также привлекать большое множество новых потребителей. Для того чтобы подобное положение дел стало возможным, масштабным компаниям необходимо тесно сотрудничать с государственными организациями местной власти и гражданского общества.

Важно отметить, что зарубежный опыт, связанный с поддержкой социального предпринимательства, весьма широк по своим масштабам. Отдельно стоит отметить деятельность организаций Южной Кореи. Почему? Дело в том, что именно там продвижение социально направленного бизнеса на сегодняшний день является приоритетной задачей государственной важности. Так, все социальные предприниматели Южной Кореи обязательным образом проходят сертификацию. Это дает им существенное преимущество в плане конкуренции с обычными предпринимателями, занимающимися коммерческой деятельностью.

В нашей стране такой вид деятельности пока не получил широкого распространения, но общество развивается, поэтому такой бизнес вскоре станет очень востребованным.

Источник

Семь важнейших качеств настоящего социального предпринимателя

В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. 00000001. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель фото. В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель-00000001. картинка В чем в первую очередь проявляет себя социальный предприниматель. картинка 00000001.Представляем вам перевод статьи Leadership Traits of a Successful Social Entrepreneur, опубликованной на англоязычном сайте о лидерстве (Aboutleaders). Автор статьи выводит семь общих черт, объединяющих успешных социальных предпринимателей.

Социальный предприниматель – это человек, который руководствуется социальной миссией – что бы он ни делал. Если для обычного предпринимателя, запускающего стартап ради прибыли, признаком успешности является сумма, «капнувшая» на его счет, то для подлинного социального предпринимателя успех – это в первую очередь те социальные изменения, которых удалось достичь с помощью проекта. Социальный предприниматель не отвергает материальный достаток, но для него он лишь средство.

Исходя из этого, по мнению автора статьи, всех успешных социальных предпринимателей объединяют общие характерные черты.

1. Революционный подход

Социальные предприниматели способны бросить вызов существующему порядку вещей (если в его рамках невозможно решить проблему) и предложить по-настоящему революционные идеи для решения социальных или экологических проблем.

Кроме того, они находят в себе силы идти против течения, если необходимо, «заплывать за буйки», то есть преодолевать ограничения, установленные той или иной социальной средой.

2. «Железобетонная» уверенность в себе, своих силах, действиях и идеях

Для того чтобы развивать проекты в сфере социального бизнеса, необходимо по-настоящему верить в себя, в свое предназначение. Это чувство очень помогает социальному предпринимателю, когда он сталкивается с трудностями, отказами в помощи и негативным отношением к своим проектам, а все это неизбежно. Конечно, подобная публичная демонстрация веры в себя нередко вызывает раздражение окружающих, но, как показывает опыт, без такого настроя ни одна инициатива в итоге не может увенчаться успехом.

3. Владение искусством и наукой делегирования

Успешные социальные предприниматели всегда точно знают, когда и что стоит делегировать другим. Впрочем, для них эта задача не из легких. Будучи увлеченными своими идеями и проектами, они, как правило, весьма неохотно передают бразды правления кому-то другому. Во-первых, они не уверены, что кто-то сможет заниматься их детищем с такой же самоотдачей, во-вторых, боятся потерять контроль и право принятия ключевых решений. Тем не менее успешные социальные предприниматели понимают, что на определенном этапе развития проекта его отцу-основателю просто необходимо уходить от решения оперативных вопросов, чтобы сосредоточиться на долгосрочных задачах. А без делегирования полномочий это невозможно.

4. Работа в «режиме тишины»

Практика показывает, что социальному предпринимателю лучше предъявлять обществу готовые результаты, а не свои благие намерения. Первоначальный период работы – от идеи до ее реализации – лучше всего осуществлять в «режиме тишины», не отвлекаясь на лишний пиар (если только этого не требует сам характер проекта).

5. Ориентация на результат

Другой важной чертой успешного социального предпринимателя является то, что он заинтересован прежде всего не в процессе, а в результате – в том, чтобы достичь реальных социальных изменений в выбранной области. Представители социального бизнеса способны работать на конечную цель – социальные изменения – сколь угодно долго, зачастую при минимуме доступных ресурсов, опираясь прежде всего на инновационные решения и творческий подход.

6. Искать и не сдаваться!

Настоящий социальный предприниматель в любых, даже, казалось бы, безвыходных, ситуациях пытается изыскать дополнительные возможности («из лимона сделаем лимонад»), поэтому нередко добивается успеха там, где прочие уже сдались. Благодаря этому качеству, успешные социальные предприниматели обладают редкой способностью ломать устоявшиеся стереотипы и менять в лучшую сторону привычный ход вещей. При этом успешные социальные предприниматели не боятся браться за проблему даже в условиях, когда для ее решения, как кажется на первый взгляд, нет никаких предпосылок.

7. Готовность к риску

Социальные предприниматели готовы рисковать, но не бездумно, а взвешенно. Многие отказываются от проектов, когда сталкиваются даже с намеками на риск. Для социальных же предпринимателей разумная доля риска – это, скорее, дополнительный мотивирующий фактор. В то же время они не действуют вслепую. Успешный предприниматель знает, как принимать взвешенные решения на основе скрупулезного подсчета всех возможных рисков и потенциального выигрыша.

Все вышеперечисленные качества просто необходимы, чтобы стать настоящим лидером в сфере социального предпринимательства, чтобы повести за собой других и добиваться успеха. Хорошая новость в том, что все эти черты можно развить – было бы желание. Социальными предпринимателями не рождаются, ими становятся.

Источник

Кто такой социальный предприниматель по закону

Сегодня мы находимся в начале переломного момента — когда «социальное предпринимательство» — это не теория, а нормативно закрепленное понятие. С одной стороны, это значимый прорыв, возможности для регулирования нового формата бизнеса, где прибыль граничит с социальной ответственностью и добрым сердцем. С другой стороны, в эту категорию не попали явно общественно значимые и полезные проекты (субъекты хозяйственной деятельности).

Команда компании «Ортомода» более 20 лет меняет отношение общества к людям с инвалидностью и делает их мир лучше, через то, что умеет — производство ортопедической обуви и адаптивной одежды, которая будет не только функционально-реабилитационной, но модной и красивой. Вот только осознанное понимание, что это социальное предпринимательство, пришло к нам лет 8 назад, и то постоянно приходилось доказывать это, приводя разные аргументы перед инвесторами и государственными органами.

Когда я спрашиваю у людей из бизнеса и людей, работающих по найму: «Что такое социальное предпринимательство и кто этим может заниматься?». В ответ получаю: молчание, обрывки фраз: «Это благотворительность, это работа с инвалидам…. ». И еще все произносят как мантру: «Это деятельность, направленная на решение социальных проблем». С последним тезисом не поспоришь, и я бы так сказала. Однако остается много непонятного, давайте разбираться в деталях.

Понятие «социальное предпринимательство» установлено Федеральным законом № 209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства», как вы понимаете, в 2019 году в него внесли поправки, касающиеся определения «социального предпринимательства» и «социальное предприятие». Теперь мы не можем опираться на теорию, международный опыт – у нас началась своя история!

Разложим социальное предпринимательство как пирог, он состоит из нескольких начинок.

Критерий № 1. – Субъект Малого и среднего предпринимательства (далее МСП)

1) Ваша деятельность оформлена в виде: Индивидуального предпринимателя или Общества с ограниченной ответственностью (это самые распространённые формы, в законе перечень хозяйственных обществ шире). Кстати, МСП должно отвечать ряду признаков и имеет ограничения по составу участников Общества, размеру максимального дохода и количеству сотрудников. Чаще всего начинающий предприниматель подходит под эти критерии (например, максимальные значения малого предприятия: доход 800 млн. руб. в год, и не более 100 сотрудников).

Хорошая новость – вам не нужно никуда ходить, ничего специально заполнять, чтобы подтвердить статус субъекта МСП, это делает федеральная налоговая служба, если вы сдаете отчетность в контрольные органы в срок.

Не являются субъектами МСП некоммерческие организации и самозанятые. Распространенное явление, когда социальная деятельность реализуется некоммерческими организациями (далее СО НКО). Если работаете в такой организационной форме – под статус «социальное предприятие» вы не попадаете.

Если вы подходите под Критерий № 1, ставим галочку, идем дальше.

Критерий № 2. – Основной вид деятельности — достижение общественно полезных целей.

Давайте разберемся как законодатель предлагает определять «общественно полезные цели». Государство выделило некий пласт социальных проблем, и указало их в «лицах» и «проблемах». Одна из главных задач — сокращение напряженности в этих областях.

Первый вариант «общественной полезности»: трудоустройство граждан, которые находятся в неравных условиях в силу физического здоровья или жизненных обстоятельств; а вы создаете условия для их труда и получения заработка, тем самым внося существенный вклад в улучшение качества жизни людей, а именно:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

1.1. Количество трудоустроенных. Важно соблюдать условие — у вас должно быть трудоустроено более 50% таких людей. Сотрудники могут относиться, только к одной категории или к нескольким. Например, только инвалиды, или инвалиды, беженцы и выпускники детских домов.

1.2. Размер. Фонд оплаты труда, от этой категории сотрудников должен быть не менее 25%. Таким образом, ваше предприятие не обязательно должно состоять исключительно из работников указанных категорий, но в установленных пределах.

Если вы субъект МСП и ваша бизнес модель и миссия предполагает трудоустройство указанных категорий граждан – вы можете отнести себя к социальному предприятию. Однако, если вы будете клеить акцизные марки на алкогольную продукцию и соответствовать указанным требованиям, то это не социальное предприятие.

Примером бизнес модели может служить проект – швейной мастерская в Казани «Чудо Мамы» https://vk.com/chudo_mam. Мастерская трудоустраивает одиноких и многодетных мам, воспитывающих несовершеннолетних детей, проводит обучающие мастер классы для освоения новой специальности и предоставляет швейный коворкинг, куда можно придти с ребенком, занять его играми в детской комнате и сшить нужную вещь.

Второй вариант сферы социального предпринимательства: реализовывать товары и/или услуги (далее буду обобщать словом Товар), которые произведены категориями граждан, указанных выше.

И снова два дополнительных условия:

1.1. Условия про Товар. В общей доле Товаров, которые вы реализуете, должно быть не менее 50% Товаров, произведённых указанными выше категориями граждан. Например, вы реализуете свечи, произведенные слепоглухими и сумки, сшитые пенсионерами, а еще вы продаете тетради, произведенные на предприятии людьми, которые не входят в эту категорию. Продажа свечей и сумок должна составлять более 50% от общего объема продаж;

1.2. Условия про Прибыль. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год – вы должны направить эту прибыль на осуществление (развитие, совершенствование) этой деятельности в размере — не мене 50%.

Интернет площадка Buy Social https://www.buysocial.ru/ является примером такой бизнес модели. Магазин представляет товары, произведенные людьми с инвалидностью, выпускниками детских домов, пенсионерами и продает его, способствуя расширению рынка сбыта товаров, произведенных уязвимой категорией граждан.

Если вы не можете отнести свою деятельность ни к первой, ни ко второй категории – идем дальше.

Третий вариант сферы социального предпринимательства: производство Товаров для лиц, указанных выше, которые позволяют преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможности участвовать наравне с другими гражданами в жизни по следующим направлениям деятельности:

1.1. Условие по видам Деятельности:

а) деятельность по оказанию социально-бытовых услуг, направленная на поддержание жизнедеятельности в быту;

б) деятельность по оказанию социально-медицинских услуг, направленная на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

в) деятельность по оказанию социально-психологических услуг, предусматривающая оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;

г) деятельность по оказанию социально-педагогических услуг, направленная на профилактику отклонений в поведении;

д) деятельность по оказанию социально-трудовых услуг, направленная на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) деятельность по оказанию услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;

ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;

з) деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;

и) деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования;

к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Если вы нашли себе в этом перечне, изучаем вопрос дальше.

1.2. Условия по структуре Дохода. Доля дохода от производства/реализации таких товаров и услуг должна быть более 50%.

1.3. Условия про Прибыль. Не менее 50% полученной прибыли, должно быть направлено на осуществление (развитие, совершенствование) такой деятельности;

Как мы видим, три пункта «общественной полезности» привязаны к ядру категорий граждан, которые нуждаются в создании особых условий для организации достойной жизни. Вроде бы перечень деятельности широкий, и каждый пункт важен и актуален. Однако, жизнь более многогранна, и, если ваша деятельность действительно общественно полезная, но не касается напрямую указанных лиц, вам стоит обратить внимание на четвертый пункт.

Приведу несколько примеров бизнесов. Специализированная туристическая компания для инвалидов «Либерти» http://www.libertytour.ru/ — создает условия для организации отдыха и оздоровления инвалидов, делая объекты культуры и природного наследия доступными для посещения.

Компания «Ортомода» http://www.orthomoda.ru/ — производит технические средства реабилитации для инвалидов: ортопедическую обувь и адаптивную одежду для людей с инвалидностью. Вместе с тем, на предприятии работает 20% людей с инвалидностью и 20% людей пенсионного возраста, но по этому критерию «Ортомода» не проходит, так как нет 50%., но проходит по критерию – производитель ТСР для инвалидов.

Четвертый вариант сферы социального предпринимательства.

Чтобы не запутаться, стираем в памяти все что читали выше и вникаем заново.

1.1. Общественно полезной деятельностью признается достижение целей, способствующих решению социальных проблем общества по следующим видам:

а) оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;

б) организации отдыха и оздоровления детей;

в) оказанию услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;

г) оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

д) обучению работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;

е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);

ж) услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.

Если вы нашли себя в этих 8 пунктах – Отлично, проверяем критерии дальше.

1.2. Условия по структуре Дохода. Доля ваших доходов от осуществления такой деятельности составляет не менее 50% в общем объеме доходов.

1.3. Условия по Прибыли. В следующем календарном году, когда вы посчитаете чистую прибыль от доходов за прошедший год– вы должны направить эту прибыль на эту же деятельность в размере догадайтесь каком — не мене 50%.

Например, школа робототехники «ТехноКласс» http://technoklass.org/ организует дополнительное обучение детей, основная цель – это пробуждение интереса и развитие технического творчества. Или интересный пример «Альтуризм» https://altourism.ru/ проект восстанавливает сельские пространства и развивает туризм со смыслом. Перечень примеров на столько широк, что вы и сами сможете привести много примеров, главное направлять чистую прибыль на развитие деятельности.

Вот весь перечень, который позволяет вам получить статус социального предприятия. Однако и он не исчерпывающий. Субъекты РФ могут дополнять этот список и расширить как по лицам, кому требуется поддержка, так и по видам деятельности.

Частый вопрос: «Нужно ли соответствовать всем критериям: и трудоустраивать людей, и товары реализовыват…? ». Для признания вас социальным предприятием необходимо соответствовать только одному параметру, однако, если ваша деятельность закрывает несколько позиций, это может сыграть дополнительный плюс при получении мер поддержки от государства.

Возможно условия покажутся суровыми, но они вполне логичны и последовательны. А как показывает практика, большая часть малого бизнеса (тем более социально-ориентированного) – чаще всего работает в одной нише (занимается одним видом деятельности), а 99% прибыли направляет на развитие бизнеса. Кто не работал в такой системе координат – придется поменять парадигму или не претендовать на статус социального предприятия.

Вместе с тем, стоит поблагодарить законодателя, что он предусмотрели гибкие условия относительно соотношения видов деятельности, зачастую работа только в одном направлении не позволит бизнесу справится с финансовой нагрузкой.

Давайте еще раз сложить «пирог», чтобы понять подходите ли вы под статус «социальное предприятие» по формальным признакам.

А) Первый слой – Вы субъект МСП

Вы коммерческая организация или ИП, соответствуете требованиям к МСП согласно ст.4 ФЗ-209;

Б) Второй слой – Определяем и соотносим свою общественно полезную цель (ч.1ст.24.1 ФЗ-209);

В) Третий слой — Помним про магические условия не менее 50%;

Г) Изучаем нормативные акты в вашем регионе, возможно в вашей местности есть территориальная, национальная и т.д. особенности и список категорий граждан и\или деятельности расширен.

Вы поняли, что соответствуете критериям социального предприятия, все же одного понимания недостаточно, необходимо заявить о себе и войти в реестр социальных предприятий. О порядке вхождения можно написать целую статью. Вместе с тем, ответственные за формирование реестра органы, лояльно настроены и готовы помогать.

Второй самый часто задаваемый вопрос: «Зачем мне это?» Для социальных предприятий предусмотрены отдельные меры поддержки, согласно п.5 ст.24.1 ФЗ-209 это:

1) обеспечения наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий;

2) оказания финансовой поддержки;

3) оказания имущественной поддержки;

4) оказания информационной поддержки;

5) оказания консультационной и методической поддержки;

6) содействия в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечения участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

7) организации профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) реализации иных мер (мероприятий).

В настоящий момент перечень не выглядит уникальным в отличии от общих мер поддержки для МСП. Но важно, что он закреплен, и со временем будет уточняться, адаптироваться под истинные нужды. Кроме того, при получении мер поддержки вам не надо конкурировать со всеми предприятиями МСП – только с аналогичными – социальными.

Вместе с тем, все понимают, что жизнь разносторонняя, социальные и техногенные явления происходят намного быстрее, чем на них реагирует законодатель. Даже закреплённый список общественно полезной деятельности, не отражает всех важных аспектов, которые актуальны для нашей жизни. Если ваш перечень деятельности выходит за эти рамки, это не должно вас остановить от ведения бизнеса «со смыслом». Если вы субъект МСП – государство так же активно поддерживает развитие данного направления (в настоящий момент времени эти меры поддержки и не отличаются). Работают программы корпоративной социальной ответственности (КСО) у крупных российский компаний и транснациональных холдингов. Если ваша социальная деятельность ведется от НКО – для вас так же открыты программы КСО и гранты для некоммерческого сектора, в дополнение – вы можете пересмотреть свою бизнес модель и открыть хозяйствующий субъект, советующий требованиям МСП.

В начале 2020 года «лицо» социального предприятия выглядит так, как описано выше. Его черты и характер мы сможем увидеть после формирования реестра социальных предпринимателей, к 4 кварталу 2020 года уж точно. Обязательно заявляйте о себе, вступайте в реестр и активно выражайте ваше мнение о мерах поддержки и корректировок в закон. Только ваша активная позиция может сделать условия ведения бизнеса более комфортными и направленными на его развитие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *