В чем в повести выражается гуманизм
ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”
ГУМАНИЗМ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ”
“Повести Белкина” проникнуты гуманизмом, в своей основе они оптимистичны. В “Повестях Белкина” выдуманные чувства, навеянные чтением романтических книг, проверяются самой жизнью. Иллюзии сталкиваются с действительностью, которая в конечном счете оказывается неожиданнее самых замысловатых литературных сюжетов.
С наибольшей силой пушкинский гуманизм раскрылся в повести “Станционный смотритель “. На совершенно новой основе Пушкин продолжает
За образом Вырина появилась галерея подобных художественных типов – Башмачкина в “Шинели” Гоголя, Девушкина в “Бедных людях” Достоевского.
В “Станционном смотрителе” с глубоким сочувствием рассказывается о бедном чиновнике, “сущем мученике четырнадцатого класса”. Все авторское сочувствие
В ее душе сохранилось высокое нравственное чувство – чувство вины перед отцом. Несчастный Вырин заплатил слишком большую цену за стремление дочери стать счастливой.
Тема “маленького человека”, поднятая Пушкиным в “Станционном смотрителе”, очень важна.
То, о чем писал Пушкин, – это вечные вопросы. В центре его произведений всегда стоит человек, а главная задача – изображение характера, образа жизни, быта человека. И все, что занимало людей тысячу лет назад – вопросы любви, свободы, чести, долга, смерти, бессмертия, будет волновать их до тех пор, пока будет существовать человеческий род.
А литература помогает решать эти вопросы.
В повести “Станционный смотритель” А. С. Пушкин обращается к теме ” маленького человека “. Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день: “Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца”.
Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти “люди мирные, от природы услужливые…”. Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери – красавице Дуне.
Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним.
За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец.
Зато он хорошо знает другое – как в таких случаях обычно бывает: “Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”. То, чего боится Вырин, – реальность.
Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом.
В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток.
Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.
Related posts:
Гуманизм повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Общечеловеческая тема «блудных детей». 8-й класс
Разделы: Литература
Класс: 8
– Вы прочитали повесть А.С. Пушкина “Станционный смотритель”. Какие чувства вызвали у вас её герои?
(Жалость, сочувствие, сострадание).
– Значит, цель, поставленная Пушкиным при создании этого произведения, была достигнута, потому что он хотел вызвать именно сочувствие, сострадание в сердцах своих читателей. В этом проявился гуманизм поэта, его человеколюбие.
Гуманизм – любовь к людям, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей.
В этом произведении А.С.Пушкиным впервые в русской литературе так остро поднимается тема “ маленького человека”.
“Маленький человек” в литературе – обобщённый образ бесправного и страдающего человека.
– Как вы думаете, кого в повести “Станционный смотритель” можно назвать “маленьким человеком”? Подтвердите свою мысль словами текста (учебник).
– Чаще всего это бедный человек, в данном случае – чиновник низшего класса.
Коллежский регистратор – чиновник низшего, 14 класса в “Табели о рангах”.(“Табель о рангах” – классификация чинов и порядок их прохождения на гражданской и военной службе. Учреждена в 1722 г., во времена Петра I.)
III. “ Притча о блудном сыне” в литературе и живописи.
1. Притча– маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.
Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете…
Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи и в те далёкие времена, и позже. Правда, авторы произведений Древней Руси чаще сверяли жизнь своих героев с евангельским словом, писатели нового времени – реже.
Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где он родился, откуда и куда путь держит. Оттого, наверное, что история эта возможна с каждым и которое уже столетие повторяется. Но евангельские притчи для молодца 17 века ещё дышат живой историей, поэтому “спамянует молодец спасения путь”, ушёл в монастырь – вернулся к Богу, а горе у ворот осталось.
Два столетия спустя уже иначе живёт эта притча в литературе нового времени. В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают уроки из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.
2. “Притча о блудном сыне” нашла отражение не только в литературе, но и в живописи. (Рассматриваем репродукции картин И. Босха, Б.Э. Мурильо и других художников).Но особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне голландского художника Рембрандта “Возвращение блудного сына” (1669 г.) Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 году Рембрандта не стало.
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома. Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя.
И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света, отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.
IV. Сопоставление картины Рембрандта и иллюстрации Г. Доре к “Притче о блудном сыне”.
1. Какая из картин, на ваш взгляд, более трагична? (Конечно, картина Рембрандта )
2. Почему? (На иллюстрации Доре – светлый фон, видно движение, жизнь.)
Картина Рембрандта – мгновение неподвижности, несколько застывших фигур. Много красного, трагического цвета. Фон картины – тёмный.
Графика – вид изобразительного искусства, рисунок на бумаге карандашом, углём, мелом, кистью либо оттиск этого рисунка со специально обработанной доски или камня.
3. Зачитайте из “ Притчи о блудном сыне” слова, которые могут служить подписью к иллюстрации. (“Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его…”) Полотно Доре – это непосредственная иллюстрация к Библии, поэтому мы видим картину встречи отца и сына по-иному, нежели на полотне Рембрандта.
Картина Рембрандта не только передаёт библейский сюжет, но и отражает жизненные наблюдения художника, понимание им тех страданий, через которые пришлось пройти и сыну, и отцу, поэтому на его полотне сын – обессиленный и больной человек, а отец ослеп от того, что выплакал все слёзы по пропавшему сыну.
V. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” и библейской “Притчи о блудном сыне”.
1. Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)
2. Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он не сказал ему слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)
3. Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил. Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)
4. Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
“ Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…”.
“ Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…”.
“ Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною, он поневоле ею любовался”.
5. Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин. Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп от горя. Станционный смотритель умер.)
6. Но почему он желает смерти своей дочери?
(“ Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил…Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…).
7. А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да, своими страданиями.)
8. Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)
9. А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её простить.)
10. А вы её простили? Почему? (Она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы видим, что она страдает.)
11. Простит ли Дуня себя?
12. Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
Вывод: Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу, и некому было сказать “ прости”. До конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.
VI. Подведение итогов урока.
1. О чём эта повесть?
– о глубокой и всепрощающей отцовской любви;
– о дочерней неблагодарности;
– об одиночестве и беззащитности “маленького человека”, сохранившего своё достоинство;
– о запоздалом раскаянии “блудной дочери”, которая будет жить с чувством вины перед своим отцом.
2. В чём проявился гуманизм А.П.Пушкина – автора повести “Станционный смотритель”? (Писатель вызывает у читателя сочувствие и уважение к “маленькому человеку”.)
3. Одно из значений слова Гуманизм – “забота о благе людей”. Как проявилась забота автора о благе людей в этом произведении?
Повесть звучит как предостережение. Это нравственный урок для всех нас.
Рассказчик ещё и размышляет о неизбежности расставания детей и родителей. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Дуня могла бы давно, ещё при жизни отца, приехать и продлить ему жизнь своим появлением на станции. Пусть бы Вырин вместе с ней порадовался внукам…
Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья.
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Гуманизм повести
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 7 классе
Тема: А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Гуманизм повести
обучающие: познакомить с содержанием повести «Станционный смотритель», помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание повести, её глубокую нравственную сущность, прочувствовать его эмоциональную атмосферу; выявить, в чем заключается гуманизм повести
развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; анализ поведенческих ситуаций героев повести; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся.
воспитывающие : воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку, а также любознательность, умение работать в коллективе, выслушивать оппонентов, быть терпимым к иной точке зрения.
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, буктрейлер), практические (работа с текстом).
Оборудование: мультимедийная презентация, буктрейлер, текст повести «Станционный смотритель», карточки, ватман, репродукции к тексту
«Куда несёт нас рок событий. »
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз
И запомните рассказ.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке (у детей на столе лежат карточки):
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Мотивация учебной деятельности
Просмотр буктрейлера «Станционный смотритель»
Объявление темы и целей урока
А вы уже догадались, какая тема нашего урока?
А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». (Записываем в тетрадь)
Изучение нового материала
Сегодня мы побеседуем о повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», которая входит в сборник «Повести Белкина», рассмотрим ее сюжет, познакомимся с главными героями произведения
Повесть – это жанр повествовательной литературы. Это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя.
Работа с текстом произведения
Дома вы уже познакомились с произведением. Скажите, кто является главными героями повести? (Самсон Вырин, Дуня, Минский)
Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин.
Найдите в тексте, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
А сейчас, давайте познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?
Как повествователь изображает дочь Самсона Вырина?
«Свежим и бодрым » увидел повествователь Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет героя. Что изменилось в его облике? Почему? Что произошло?
Как автор изображает Минского?
А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы и создать свой макет буктрейлера, в котором вы поведаете историю станционного смотрителя от имени одного из персонажей повести:
В своем буктрейлере вы должны отразить эпиграф нашего урока, т.е ответить на этот вопрос
«Куда несёт нас рок событий. »
Презентация макета буктрейлера
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Закрепление изученного материала
Характеристика героев. Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику.
(Пишу на доске имена главных героев, ученики дают х-ку, я записываю, ученики записывают в тетрадь)
Бедный Красивая Беспечный
Несчастный Прелестная Легкомысленный
Добрый Приветливая Удалой
Любящий Хозяйственная Счастливый
Забитый Печальная Богатый
«Маленький человек» С камнем на сердце Жестокий
Как вы думаете, в чем заключается гуманизм повести?
(Смысл повести в её гуманистической идее. Повесть пробуждает в нас сострадание к слабому, беспомощному и даёт понимание истинной любви и истинной мудрости. Пушкин как бы предупреждает: как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья).
Подведение итогов. Выставление оценок
В повести поднимается важная проблема – проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.
Ведь так важно успеть сказать родителям, что мы их ЛЮБИМ!
Представьте, что конец повести другой. Самсон Вырин жив, но болен. И Дуня пишет ему письмо. Что она могла ему написать? Что там были бы за слова? Напишите письмо от лица Дуни.
У вас на столе лежат анкеты. Я прошу заполнить их. Учащиеся зачитывают свои ответы
Сочинение: Гуманизм и красота прозы А. С. Пушкина (по повести «Станционный смотритель»)
В 1830 году А. С. Пушкин создал цикл рассказов под названием «Повести Белкина». Все рассказы написаны от лица отставного офицера егерского полка Белкина.
Все рассказы были очень необычны для пушкинского времени, В них автор показывает всю красоту и богатство русского языка. Пушкин стоял у истоков реалистического и натуралистического направлений, которые затем будут развивать Лермонтов, Гоголь, Тургенев. Художественные приемы, с помощью которых Пушкин изображает действительность, просты и гармоничны.
Все рассказы отличаются своеобразным сюжетом, который имеет всегда хорошее окончание.
[sms]
Во всех повестях А. С. Пушкин изображает характеры людей разных сословий. Рассказ «Станционный смотритель» интересен тем, что здесь автор разрабатывает тему «маленького человека». Главный герой произведения Самсон Вырин служит на перекладной станции. Автор пишет о несчастном положении человека на такой должности: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе».
Автор наделяет старика библейским именем. Самсон — это герой Ветхого Завета, который отличался силой, но обманным путем был ослеплен своими врагами. Старик Вырин также будет обманут.
Пушкин описывает несчастное положение этого старика. И показывает, что единственной отрадой в его жизни была дочь Дуня. Отец гордился ее красотой. Девочка очень любила отца и помогала ему справляться с делами. Старик говорил о ней так: «Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала», а если сердитый барин попадался, то при виде девочки сразу «утихает и милостиво со мною разговаривает».
Однажды на станцию приехал молодой гусар. Он обманул старика и увез его дочь с собой. Автор описывает глубокое горе Самсона Вырина. Когда рассказчик увидел его во второй раз, он отметил, что старик сильно поседел и начал пить. Станционный смотритель пытается вернуть дочь, приезжает вслед за гусаром Минским в Петербург, просит его не губить Дуню, но тот дает старику деньги и прогоняет. В рассказе Пушкин показывает сложные переживания. Любовь отца к дочери подчеркивается с помощью библейской притчи о блудном сыне. Рассказчик видит в доме Вырина картинки с изображением этой истории. Когда Дуня уезжает с гусаром, то всю дорогу плачет. Встреча с отцом доводит ее до обморока. В конце рассказа она раскаивается на могиле отца.
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин показал трагизм судьбы «маленького человека» Самсона Вырина и его дочери Дуни. Зависимость простых людей от своенравия аристократов, взаимоотношения между родителями и детьми, грех и раскаяние, — всех этих сложных тем сумел коснуться автор «Станционного смотрителя». Повесть А. С. Пушкина проникнута глубоким гуманизмом и состраданием к простым русским людям. [/sms]
В чём заключается гуманизм звучания повести Н. Гоголя «Шинель»? (ЕГЭ по литературе)
Н. В. Гоголь — величайший писатель, который одним из первых обратился к типу «маленького человека». Продолжая пушкинские традиции (образ «маленького человека» впервые был описан А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель»), Гоголь изображает бедного героя с приземленными мечтами, но способного на любовь и сострадание.
Имя этого героя — Акакий Акакиевич Башмачкин. Его унижают, оскорбляют его коллеги, люди более высокого чина. Башмачкина окружает бездушный и безразличный к судьбе «маленького человека» мир. Как же автор повести, в которой общество представлено злым и черствым, отразил в произведении гуманистические идеи? Каким образом в «Шинели» проявляюется сострадание и человечность?
Во-первых, гуманизм звучания повести заключается в отношении самого Гоголя к главному герою. Автор, он же рассказчик, сочувствует ему. Его сострадание проявляется в портрете Акакия Акакиевича (описывая его одежду, внешность Гоголь использует уменьшительно-ласкательные суффиксы), в выборе имени (имя Акакий означает «незлобливый», что указывает на доброту, искренность главного героя). Рассказчик не только жалеет Башмачкина, но и уважает его за любовь к своей работе (для Акакия Акакиевича важен процесс переписывания бумаг, а не повышение пона службе). Однако автор, сопереживая герою, изображает и его внешность, и его деятельность с иронией, высмеивает убогость интересов, примитивность мечт, чтобы показать читателю необходимость борьбы «маленького человека» с жестоким обществом. Важно отметить, что Гоголь использует именно иронию, а не сарказм, поэтому рассказчик смеётся над Башмачкиным по-доброму, жалея его.
Во-вторых, гуманизм проявляется в реакции на слова Акакия Акакиевича: «Зачем вы меня обижаете?», недавно прибывшего на службу человека. Сначала он хотел посмеяться над жалким чиновником, как и его коллеги, но остановился. Услышав слова Башмачкина, он осознал, что этот «низенький чиновник» — такой же человек, как и он, как и насмехающиеся над ним люди. Тогда его поразилиа жестокость, грубость, безразличие тех людей, которых он считал порядочными. В его восприятии отношениия к «маленькому человеку» и звучит истина, которую Гоголь хочет объяснить читателю: нельзя относиться к более уязвимым, наивным и простым людям с высокомерием, нельзя унижать их, ведь они — люди, вне зависимости от чинов, жизненных целей, характера и внешности.
В-третьих, гуманизм звучит в словах главного героя, в его действиях и отношении к окружающим его людям. Акакия Акакиевича бесчеловечно унижают, оскорбляют другие чиновники (они сыпали ему на голову бумагу, называя ее снегом, сочиняли про него унизительные истории и рассказывали ему их). Однако Башмачкин ни разу не ответил им, ни разу не обидел их в ответ. Единственное, что он мог сказать им: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Акакий Акакиевич — добрый, великодушный, милосердный человек. Он не злится на своих обидчиков, прощая им их безжалостность. Именно он выражает идею Гоголя о необходимости гуманного, человечного отношения ко всем людям, живущим на земле.