В чем ваши преимущества перед другими кандидатами
Конкурентные преимущества соискателя
В современном динамичном мире единственным критерием эффективности и востребованности специалистов является их конкурентоспособность. Сегодня выбор работодателей определяется на уровне преимуществ того или иного кандидата, которые могут быть полезны компании для увеличения собственной эффективности и конкурентоспособности.
Конкурентные преимущества работника неразрывно связаны с конкуренцией в том сегменте рынка, который занимает организация. Чем она жестче, тем более значимы для коммерческого успеха конкурентные преимущества кандидатов на вакансию. Поэтому большинство организаций стремится набирать штат высококвалифицированных специалистов.
Соискатель, который не осознает в полной мере, в чем состоят его конкурентные преимущества, или не может их представить работодателю должным образом, часто испытывает определенные трудности при поиске работы. Если он сам не знает, в чем его главные достоинства, то как сможет объяснить работодателю, что именно его кандидатура лучше всего подходит на открытую вакансию?
Под конкурентными преимуществами соискателя понимается уникальная профессиональная ценность, которая создается в процессе приобретения опыта работы. С другой стороны, к конкурентным преимуществам можно отнести и индивидуально-личностные качества соискателя. Необходимо отметить, что конкурентные преимущества соискателя носят относительный характер, так как та или иная характеристика может быть оценена как преимущество только в приложении к конкретной вакансии.
Предъявляемый набор требований и приоритеты практически всегда индивидуальны у каждой компании. В реальной жизни не существует соискателей с универсальным набором профессиональных характеристик, одинаково подходящих любой компании. Перечень предъявляемых к соискателям требований весьма разнообразен. Довольно часто случаются ситуации, когда разные работодатели предъявляли к кандидатам весьма различные требования для одной и той же должности. Но, несмотря на то что каждый работодатель вкладывает в понятие преимуществ свой собственный смысл, ниже приведен обобщенный список факторов, на которые стоит обратить внимание, так как они часто выступают в качестве преимуществ при трудоустройстве.
Конкурентные преимущества соискателя
Приведенный перечень отражает общую картину рынка труда и не является исчерпывающим. Вы сможете дополнить его, изучив приглянувшуюся вам вакансию и саму компанию. Большинство работодателей хотят выяснить, насколько соискатель реально готов к выполнять предлагаемую работу, принять стиль управления, корпоративные нормы поведения, адаптироваться в новом коллективе. Для каждой конкретной должности и вакансии существует свой набор преимуществ, и в разных компаниях по-разному относятся к определенным компетенциям соискателей. Именно по этой причине следует составлять резюме под конкретную вакансию.
Практика показывает, что соискателю вовсе не обязательно обладать сразу всем набором преимуществ. Некоторые из них, которые находятся ближе к концу списка, менее значимы. На ваше резюме обязательно обратят внимание, если у вас наберется некоторая «критическая масса» значимых преимуществ. Кроме того, ваше преимущество перед другими соискателями определяется как объективными факторами (опыт, образование, ценности, личностные качества и другие), так и тем, как они будут представлены работодателю.
Все ваши особенности и преимущества должны быть отражены в разделах вашего резюме. Не стремитесь поразить рекрутера большим количеством ваших положительных сторон. Следует избирательно и особым образом организовывать информацию в резюме, чтобы у рекрутера не создалось впечатления о кандидате как о человеке, который много чего знает, но мало чего умеет. От упоминания некоторых преимуществ, возможно, придется отказаться полностью, чтобы сдвинуть акцент на наиболее существенные для конкретной позиции.
Грамотная презентация преимуществ в резюме привносит нечто действительно личное в ваш профессиональный имидж. Только в этом случае он становится вашим незаменимым помощником и способен продвигать вас. Такое резюме бросается в глаза. Кандидат, соответствующий большинству критериев компании, — уникальный, с ним обязательно продолжат знакомство на собеседовании.
Информация для соискателей
Сегодня именно в уникальности заключается успех при поиске перспективной работы. И когда придет время выбирать, выбор падет на вашу кандидатуру. Кроме того, личная составляющая позволяет продемонстрировать, что вы действительно профессионал, а не новоиспеченный «карьерист», который начитался «шаблонных» советов в Интернете по составлению резюме (HR-специалисты очень неоднозначно относятся к таким соискателям). Игнорирование этого факта часто приводит поиск хорошей работы в тупик.
Почему они должны взять именно вас: что на самом деле хотят узнать работодатели
В ответе на этот вопрос нужно избегать трех ошибок: слишком шаблонного ответа, наглости и сравнения себя с другими претендентами. Партнер рекрутинговой компании Marksman Наталья Валдаева советует вместо этого акцентировать внимание рекрутера на своих сильных чертах: «Попробуйте ответить так: “Я не могу сказать, чем я лучше других, но с удовольствием расскажу о своих сильных сторонах и качествах, которые выделяют меня среди коллег”».
Главное не переборщить с наглостью, предостерегает начальник отдела персонала агентства «Биплан» Ольга Никитина: «Говоря о проблемах компании, надо предлагать решения, а не критиковать работающих специалистов».
Есть как минимум 5 вариантов ответа на этот вопрос.
1. Говорите о практических навыках и результатах
Это банально, но это работает, уверена Наталья Валдаева: «Однажды мы искали специалиста на позицию руководителя пресс-службы крупного банка, в который ежедневно приходит не один десяток журналистских запросов. Работодатель выбрал кандидата, который, помимо качеств, необходимых для данной позиции (знание банковского дела, наличие контактов в СМИ, умение работать с контентом), имел опыт работы в ежедневном режиме многозадачности. Отвечая на подобный вопрос, он назвал конкретные цифры: сколько комментариев и других текстов он готовил ежедневно. Это и стало его ключевым преимуществом».
2. Расскажите о мотивации
«Расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании, почему вам интересна именно эта должность. Изучите сайт фирмы, почитайте ее историю, чтобы в разговоре не отделываться общими фразами, а аргументировать свой интерес фактами», — советует Татьяна Ламекина из Консалтинг-центра «Шаг». Вы запомнитесь рекрутеру, если покажете свой искренний интерес и осведомленность.
3. Продемонстрируйте компетентность
Если вы слышите в вопросе рекрутера подвох, возможно, вы не уверены в себе, предостерегает Игорь Корганов, старший тренер-консультант CBSD/Thunderbird Russia. «Проблема в том, что из-за неуверенности отличные кандидаты могут не подозревать о том, что они идеально подходят для вакансии, — утверждает Корганов. — Это происходит, потому что они не знают, как правильно оценить свой опыт и знания. Проведите инвентаризацию своих достижений по схеме STAR — это техника, которую используют HR-менеджеры при подборе персонала. Буквы STAR расшифровываются как situation — task — action — result (ситуация — задача — действие — результат). Поверьте сами в свои способности, тогда вам не нужно будет никого убеждать: на собеседовании вы будете говорить о себе уверенно и с доказательствами».
4. Пошутите
Используйте чувство юмора, чтобы запомниться рекрутеру. «Однажды я проводила собеседование с мужчиной, который претендовал на позицию главного бухгалтера, — рассказывает Татьяна Янина, руководитель отдела персонала федеральной сети Hermes. — На вопрос, почему мы должны нанять именно его, он ответил следующее: “Я практически уверен, что в этой роли многие работодатели видят исключительно женщин. Я абсолютно согласен с ними. Преимущество женщин на этой позиции очевидно. Но так сложилось, что я потомственный бухгалтер в третьем поколении, поэтому это судьба”».
«Можно оттолкнуться от эмоциональной составляющей, сделав упор на позитив и умение заряжать энергией весь коллектив, — напоминает Ольга Никитина из «Биплана». — Лично мне на собеседованиях запомнились три ответа на этот вопрос. Молодой человек предлагал регулярно исполнять песни под гитару, девушка обещала расставить мебель по фэн-шую, чтобы бизнес шел хорошо, а еще один кандидат хвастался футбольными умениями, хотя мы об этом его даже не спрашивали. Кстати, любитель футбола продемонстрировал не только свои навыки в работе с мячом, но и обширные знания в области интернет-маркетинга и стал отличным приобретением для отдела продаж».
5. Подведите итог встречи
Как правило, этот вопрос задают ближе к концу собеседования. Значит, это ваш шанс резюмировать все, о чем вы с рекрутером говорили в ходе интервью. «Ответ на этот вопрос — это своего рода резюме вашей беседы, — утверждает Татьяна Янина. — Вы уже получили достаточно информации, чтобы понять, что нужно работодателю. Спроецируйте это на свои возможности и результаты, которых вы добивались на предыдущих местах работы. А если ожидания работодателя вам все-таки понятны не до конца, не стесняйтесь задать дополнительные вопросы».
Сформулировать ответ можно так: «Как я понимаю, вот приоритетные задачи, которые будут стоять перед вашим новым сотрудником. У меня есть профессиональные навыки, которые позволят мне справиться с этими задачами» — и приведите конкретные примеры навыков и их пользы для задач компании.
А вам задавали такой вопрос на собеседовании?
Что ответить на вопрос преимущества вашей кандидатуры. Преимущества вашей кандидатуры
Вы можете быть невероятно крутым специалистом и даже гуру в какой-то узкой области, но какой в этом толк, если личные качества для резюме были подобраны неправильно или совсем о них позабыли? Казалось бы: должны смотреть на опыт работы, а деловые качества работника для резюме – это уже второстепенно. На самом деле, то, как Вы себя преподнесете в графе «личные качества» может стать судьбоносным.
Прежде, чем перейти к рассмотрению нужных работодателю качеств, небольшой совет: забудьте в шаблонах в виде слов «целеустремленность», «быстрая обучаемость», «работа на результат». Это все отлично, но так старо. Даже если такие качества Вы хотите написать, пускай они будут не единственными в почетном списке. От скудности и шаблонности подачи Ваша характеристика, как будущего сотрудника, уже точно не будет в выигрыше.
Начнем с общих советов профессиональных HR-специалистов. Чтобы не тратить свое драгоценное время на собеседование не «Той» или не «Того», они обязательно обратят внимание не только на опыт работы, но и на личные качества. И вот что советуют сами эйчары:
Положительные качества человека для резюме должны соответствовать должностным обязанностям. Именно поэтому мы подготовили список должностей и личных характеристик к ним.
Примеры деловых качеств для работников по специальностям
Пример №1: бухгалтер. От этого человека зависит многое. Порой, даже жизнь компании зависит от него и его умений правильно распорядиться деньгами.
Сильные профессиональные качества бухгалтера, которые важно указать: стрессоустойчивость, усидчивость, обучаемость, лояльность, ответственность, неконфликтность. И не просто так мы поставили стрессоустойчивость на первое место. Проводить денежные операции компании с миллионным оборотом – чем не повод для стресса? Если оборот поменьше – нервы целее и сон крепче.
Пример №2: менеджер по продажам. Чем больше сможет продать – тем лучше. Чем больше привлечет новых клиентов – тем увереннее будет развиваться компания. Да, от менеджера по продажам зависит во многом жизнедеятельность компании. Правда, не всегда представителей этой должности вознаграждают достойной оплатой труда. Но мы будем только о хорошем, и только о профессиональных менеджерах по продажам, которым важно указать следующие качества работника для резюме:
Коммуникабельность, стрессоустойчивость, презентабельный внешний вид, грамотно поставленная речь, обучаемость, ответственность. В случае с менеджером по продажам на первое место мы поставили коммуникабельность. Правда, ведь какие могут быть продажи, если менеджер не умеет начинать беседу, и тем более, «выводить» разговор с потенциальным клиентом к нужному для компании результату?
Пример №3: Секретарь. Почему-то существует шаблонное мнение, что секретарь – это исключительно привлекательная внешность. И она в том числе, но на плечи секретаря, в зависимости от потребностей компании, ложится немало сложный рутинных задач.
Личные качества в резюме для секретаря: грамотная речь, привлекательная внешность, исполнительность, ответственность, усидчивость, умение работать в команде, неконфликтность. И вот разрушение шаблона: первенство за «грамотной речью».
Секретари должны уметь расположить к себе каждого посетителя, будь это претендент на какую-то должность в компании или же потенциальный деловой партнер. Секретарь первый создает общее впечатление о компании. Встречались Вам секретари, которые двух слов не могли сказать? Если встречались, Вы точно понимаете, почему грамотная речь так важна.
Вот мы «прошлись» по одним из самых распространенных вакансиях, которые ежедневно появляются в интернете в количестве нескольких десятков и даже сотен.
А почему бы не уделить отдельно внимание IT-специалистам?
Профессиональные навыки IT-специалистов сегодня особо ценны. Многие компании нуждаются в нереально крутых специалистах, которые смогут догнать и перегнать конкурентов, при этом увеличив доход компании в несколько раз.
Вот, что чаще всего сами о себе пишут IT-специалисты в своих резюме:
Трудолюбие, как нам кажется – это приблизительно такой же шаблон, как «целеустремленность» с «умением работать на результат. Не трудолюбие хотят видеть потенциальные работодатели в графе личных качеств своего будущего IT-специалиста. Хотите знать, что же хотят они видеть?
Вот такой вот послужной список.
Деловые качества для резюме IT-специалиста, как видите, абсолютно не имеют никакого значения. На первых позициях: самостоятельность и инициативность.
Правда, какому работодателю хочется заполучить в свою команду IT-специалиста, которого придется постоянно контролировать или подгонять и что-то напоминать? Тем более, IT-сфера одна из немногих, где узкая специализация не дает возможность руководство как-либо повлиять на результат.
Вот и получается, что айтишник должен быть самостоятельным, инициативным (куда же без этого), креативным и т.д. Устойчивость к стрессам – плюс к карме не только самого айтишника, но и всей компании. Без стрессовых ситуаций в этой работе обходится редко, а сроки срывать нельзя, демонстрировать свои эмоции нежелательно и терять клиента – подобно краху репутации собственной и корпоративной.
А вот список качеств, которые в своих резюме специалисты IT сферы указывают реже всего:
Как нам кажется, большинство из этого списка – очень даже важные личные характеристики для резюме. Тем более, если Вы хотите попасть в креативную команду. Почему бы не указать храбрость и обаятельность? В общении с клиентами и сотрудниками эти качества лишними не будут. Правда, всего должно быть в меру.
Универсальные положительные качества для любого резюме
И напоследок об универсальных качествах, которые HR-специалисты рекомендуют указывать в своем резюме без привязки к должности и ее требованиям:
Вот такой получился небольшой, но универсальный набор. Можете взять его себе на заметку, но не забудьте указать и те личные качества, которые ожидает от Вас будущий работодатель.
А написать нужное очень просто: поставьте себя на место этого работодателя. Подумайте, какого бы специалиста хотели видеть в своей команде Вы? Правильные качества работника для резюме – это не шаблоны. Вы же хотите, чтобы обратили внимание именно на Вас? Тогда уделите отдельное внимание графе «личные качества», и должность будет Вашей, мы уверены.
ФОРМУЛА УСПЕШНОГО КАНДИДАТА:
три слагаемых успеха
Оценка кандидата может быть как формализованной, так и, увы, совершенно «интуитивной». Но для нас не имеет смысла обсуждать правомерность или оправданность действий рекрутеров (как и их профессионализм). Речь пойдет о том,
что происходит на рынке труда по факту, и, стало быть, с чем сталкивается большинство соискателей.
Проводя собеседование, рекрутер выбирает того кандидата, который демонстрирует наличие трех ключевых признаков:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО («ИЗЮМИНКА»)
Что означает: кандидат знает и умеет больше, чем его конкуренты, то есть он более квалифицирован, более способен, более продуктивен. Следовательно, сможет лучше
и эффективнее выполнять свою работу.
Как проверяется: рекрутеры проверяют как формальные (дипломы, сертификаты),
так и неформальные (участие в проектах, рекомендации) признаки высокого профессионализма соискателя. С этой же целью ему предлагают пробные задания,
тесты по специальности. И задаются вопросы о достижениях.
Как подчеркнуть свое профессиональное преимущество:
Ссылаясь на выполненные вами проекты, свяжите их в логическую цепочку.
Тогда собеседнику станет ясно, какие компетенции вы развивали в ходе их реализации;
Выделите в своем опыте работы определенную специализацию и сфокусируйтесь на ней. Специализация рассматривается почти как синоним профессионализма;
Расскажите о том, как вы справлялись с форс-мажорными ситуациями.
Ваш потенциальный руководитель заранее знает, что они неизбежны, и ищет сотрудника, способного их разрешать.
интриги на работе интриги в фисе интриган в офисе
Все права защищены © Татьяна Фиппс, 2009-2017. Некоммерческое использование материалов может осуществляться при указании имени автора
и наличии активной гиперссылки на этот сайт. Коммерческое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Квалификация кандидата для работодателя, безусловно, важна. Но в реальности рекрутеры оценивают соискателя сразу
по трем критериям: профессиональному, социальному и личному.
И, чтобы успешно пройти собеседование, по каждому из них нужно продемонстрировать совершенно определенные признаки.
Специализацию часто воспринимают
как синоним профессионализма
СОЦИАЛЬНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ
Что означает: говорит о способности кандидата адекватно вписаться в коллектив
и выполнять работу, не вызывая конфликтных ситуаций из-за нестандартных взглядов или «сложного» характера.
Во время собеседования чаще всего кандидату задаются провокационные вопросы, например: «Назовите три ваших главных недостатка» или «Мы вас возьмем, а через полгода вы захотите уйти в декрет?» Ну и, конечно, стресс-интервью.
будьте готовы спокойно, не раздражаясь, ответить на любой вопрос рекрутера.
Это совсем не значит, что его нужно посвящать в ваши личные тайны. Но если по каким-то данным вы не соответствуете стереотипной «социальной норме», заранее приготовьте этому рациональное объяснение;
Приводите примеры того, как вы успешно взаимодействовали с коллегами и смежниками для достижения общего результата;
Соблюдайте деловой этикет в словах, одежде и поведении. Не опаздывайте.
ЛИЧНАЯ МОТИВАЦИЯ
Что означает: подтверждение того, что кандидат сознательно, а не случайно, выбрал данную профессию и должность. То есть работа ему интересна, и, скорее всего, он не бросит ее через пару месяцев под предлогом » мне просто надоело. «
Расскажите о профессиональной задаче, которая вам особенно запомнилась,
и которую вы (возможно, не сразу) успешно решили;
Упомяните о том, что для вас важно в вашей работе.
Кандидаты склонны переоценивать важность первого элемента формулы и недооценивать два других. Но часто провал на собеседовании определяет именно социальный и личный негатив соискателя, а не вовсе не отсутствие у него престижного сертификата. Так что готовиться к собеседованию нужно по всем трем направлениям.
Вопросы и ответы на собеседовании предназначены для составления объективного мнения о кандидате. Лучше заранее составить план собеседования и список вопросов для оценки как профессиональных, так и личных качеств кандидата
Как организовать и провести собеседование
Технология отбора соискателей должна учитывать те качества, которые требуются кандидату для выполнения своей работы. Например, если от работника на вакантной должности не требуется стрессоустойчивость, нет смысла проводить стресс-собеседование.
В типичном случае проводят структурированное или прективное интервью.
Многие специалисты по подбору считают проективное интервью самым эффективным методом. В ходе такого собеседования задаются общие вопросы касающиеся поведения людей, что позволяет (точнее ответы кандидата) понять, как соискатель реагирует на ту или иную ситуацию, которая не относится к нему напрямую.
Типичное собеседование должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке, чтобы кандидат могу разговориться.
Примеры вопросов на собеседовании, которые задаются в первые моменты знакомства:
Расскажите немного о себе,
Расскажите о своем опыте работы, достигнутых успехах.
Важно, чтобы большую часть времени говорил соискатель, рекрутер должен стараться задавать больше общих вопросов, показывать свою заинтересованность, не делать длинные паузы между вопросами и ответами (это повышает напряженность кандидата)
Примерные вопросы и ответы на собеседовании
В общем случае можно задать следующие примерные вопросы на собеседовании, чтобы получить первое впечатление о соискателе:
Эти вопросы помогут специалисту по подбору персонала определить степень активности жизненной позиции соискателя, адекватность его самооценки, мотивация к работе
При наличии психологического образования и/или достаточного опыта можно попробовать задавать вопросы для определения свойств личности кандидата
Пример вопросов на собеседовании, для определения свойств личности
Ряд вопросов из этой категории могут вызвать у соискателя некоторое замешательство, но ответы на них – богатая пища для интерпретации рекрутером.
Вопрос: Почему именно вы должны получить преимущество перед другими кандидатами, человек может ответить
а) Я хороший профессионал и легко уживаюсь в коллективе;
б) Вы сами можете сделать выбор, руководствуясь моим резюме;
в) Я действительно хочу занять эту должность, потому, что мне нравится работать в вашей компании.
Интерпретируем следующим образом
а) кандидат дает субъективную оценку, не приводит никаких доказательств сказанному;
б) кандидат не стремится получить работу именно в вашей компании;
в) соискатель хочет работать в компании, но при этом не может привести аргументы в пользу своей кандидатуры.
Данные ответы демонстрируют как неуверенность соискателя, так и невысокую мотивацию работы в этой компании. Однако надо понимать, если Вы не Apple, Gooogle или Газпром, соискатель редко будет стремиться работать именно в вашей компании. Обычно кандидаты ищут работу, а не «работу в этой компании».
Вопрос: сколько Вам должны платить за Вашу работу (и почему)
Ответ на этот вопрос может показать рекрутеру как адекватность соискателя, так и степень его уверенности.
Вопрос: каким, по Вашему мнению, должен быть начальник.
Ответ на этот вопрос демонстрирует управляемость, конфликтность. Можно задать и дополнительный вопрос – были ли конфликты с руководством и как Вы их решали (если решили)
Нестандартные вопросы на собеседовании и ответы на них
Если перед рекрутером стоит задача найма специалиста творческих профессий или требуется мыслить креативно, то можно использовать и нестандартные вопросы для собеседования. Следует понимать, что нестандартные вопросы должны быть действительно нестандартными, а не такими, на которые уже 10 лет есть ответы в интернете.
Интерпретация ответов на такого рода вопросы должна идти не по типу «правильно/неправильно», а оценка мышления кандидата, его подход к решению задач. С этой точки зрения нестандартные вопросы лучше подбирать так, чтобы они были близки к предполагаемым обязанностям.
Статья для тех, кто готовиться к интервью. В ней разобраны 15 наиболее часто задаваемых на собеседовании вопросов, показано что ожидает услышать интервьюер, когда задает вам тот или иной вопрос, а также даны рекомендации, как грамотно и четко построить свои ответы.
Как отвечать на каверзные вопросы на собеседовании
В статье как успешно пройти собеседование, я рассказал о том, как подготовиться и вести себя во время интервью. Еще я написал об основных ошибках на собеседовании, которые допускают соискатели. Но я не рассказывал, про каверзные вопросы на собеседовании, которые некоторые рекрутеры ну очень любят задавать. Некоторые из этих вопросов задаются на каждом собеседовании, так что прочитать определенно стоит.
Я подобрал 15 наиболее часто встречающихся каверзных вопросов. Мой совет – ответьте на эти вопросы перед собеседованием. Самому себе для начала. А уже затем – рекрутеру, который обязательно задаст вам некоторые из них.
15 каверзных вопросов, которые задают на собеседовании
Почему решили уйти с предыдущей работы?
Обычный вопрос, на первый взгляд. Но если заранее не подготовить ответ, можно все испортить. Как правило, мы уходим с работы, когда нас что-то не устраивает. Это может быть маленькая зарплата, плохой коллектив, отсутствие повышения. Что-то, что нам не нравится.
Загвоздка в том, что не обо всем можно рассказывать. Нельзя, например, плохо говорить о предыдущем руководителе. Иначе сразу провалите интервью.
Ведь интервьюер сделает выводы, что если вам что-то не понравится в его компании, либо не понравится он сам, вы и о нем потом плохо говорить будете. На других собеседованиях.
Поэтому расскажите о том, что в той компании вы уже исчерпали все возможности для роста, что хотите развиваться дальше и поэтому, вы здесь. На собеседовании. Ну, или что-нибудь подобное, не вызывающее негатив.
Почему Вы уверены, что подходите нам?
Вопрос не простой, особенно для тех, кто в этом совсем не уверен. Для того, что бы на него ответить, нужно соотнести обязанности, указанные в вакансии и ваш опыт. Чем больше задач вы сможете решить, тем лучше будет ваш ответ.
В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?
Продолжение предыдущего вопроса. Иногда их задают вместе. Если у вас есть хороший опыт работы, или какие-то редкие таланты, то самое время заявить об этом и рассказать, чем же вы лучше других.
Однажды и меня об этом спросили. Но я ничего не знал о других кандидатах, претендовавших на эту должность, особых талантов у меня не было, как впрочем, и опыта. Поэтому я так и сказал: «Честно говоря, я не знаю способностей других кандидатов, поэтому не смогу объективно ответить на этот вопрос». Такой ответ приняли. Но все-таки постарайтесь придумать что-то получше.
Расскажите, какие у Вас есть недостатки?
Они есть у каждого человека, но говорить о них совершенно не обязательно. Даже когда вас в лоб спрашивают об этом. Для того, что бы увильнуть от этого каверзного вопроса, преподнесите свои достоинства в негативном ключе.
Например, так: «Мой главный недостаток – это занудство в работе. Я объясню. Я не смогу сдать проект, пока не буду уверен в том, что каждая деталь в нем верна. Из-за этого я часто задерживаюсь на работе, и задерживаю коллег, чем они не очень довольны».
Или расскажите о недостатках, которые никак не повлияют на выполнение служебных обязанностей.
Например, если вы собеседуетесь на должность программиста, можно рассказать о том, что вы интроверт и не любите слишком много общаться.
Но иногда спрашивают так: «Какие у вас есть недостатки, на ваш взгляд, которые могут вам помешать выполнять должностные обязанности?» Вот тут уже сложнее. Подумайте, какой наиболее безобидный недостаток вы назовете в такой ситуации.
Главное здесь – показать, что вы достаточно самокритичны и способны к самоанализу.
Будет идеально, если вы расскажете, как работаете над устранением этих недостатков.
Расскажите о своих достоинствах.
Вопрос не каверзный, но подготовиться к нему нужно. Не пересказывайте то, что у вас уже написано в резюме, либо опишите это другими словами.
Не стоит так же говорить что-то типа: «Ответственность, внимательность, обучаемость…»
Ответьте более развернуто на этот вопрос, например, так:
После ответа на ваш вопрос у рекрутера должно быть понимание, какую пользу вы сможете принести компании.
На какую зарплату вы претендуете?
Назовешь мало – продешевишь, а много – могут и не взять, думаем мы.
Есть несколько вариантов ответа:
В любом случае старайтесь соблюдать золотую середину. Компания может не взять вас, даже если вы сначала назвали 100.000 рублей, а потом согласились на 50.000. Потому что можно предположить, что из-за низкой, по вашим меркам зарплаты, вы тут не задержитесь, а начнете вскоре искать более высокооплачиваемое место работы.
Кем вы видите себя через 5 лет? А через 10?
Не говорите, что хотите видеть себя генеральным директором этой компании, особенно если она небольшая. Многие руководители боятся, что их «подсидят». Лучше расскажите о том, каким крутым специалистом вы намереваетесь стать и что для этого готовы сделать.
Как вы относитесь к переработкам?
Говоря про каверзные вопросы на собеседовании, нельзя обойти стороной обсуждение переработок.
Если вас об этом спрашивают, это не значит, что вам придется жить на работе. Но иногда задержаться все-таки нужно будет.
Расскажу пример из своей жизни. Когда я впервые устроился работать в банк, переработки были несколько раз в неделю. И меня это жутко злило, не смотря на то, что на собеседовании я был об этом предупрежден. Но потом я обратил внимание, что если человек занят интеллектуальным трудом, то задержки – это нормально, как бы странно это ни звучало.
Это рабочий, водитель или грузчик может отпахать свою смену и пойти домой (опять же, не всегда). Поэтому если ваш труд – интеллектуальный, нужно быть готовым к такому вопросу.
А как на него ответить? Я всегда отвечал честно. Либо да, либо нет, либо смотря как часто, и сколько они длятся, эти переработки.
Сколько времени вы готовы работать в нашей фирме?
Ответ очевидный, чем больше – тем лучше. Но ответить желательно примерно так: «Я заинтересован в длительном сотрудничестве с вашей компанией. Не люблю прыгать с места на место».
Расскажите о самой сложной ситуации, с которой вы сталкивались, и удалось ли вам с ней справиться?
Рекрутер хочет узнать, насколько вы инициативны, и стрессоустойчивы.
Чтобы не упасть в грязь лицом, расскажите о сложной ситуации, которая произошла не по вашей вине. Расскажите, как вы вышли из нее, почему поступили именно так, а не иначе и каков был результат. Итог должен быть позитивным. Или хотя бы, нейтральным.
Что вас мотивирует?
Рекрутер хочет понять, только ли деньги являются вашей движущей силой. Мне тоже задавали такой вопрос однажды. Я сказал, что моя будущая жена – врач, а потому, учитывая ее не высокую зарплату, я буду просто обязан хорошо зарабатывать, что бы обеспечивать семью. Ответ понравился.
Если вашу кандидатуру одобрят, что вы сделаете в первую очередь?
Заранее подготовьте ответ на этот вопрос.
Это может быть анализ конкурентов, аудит текущей финансово-хозяйственной ситуации или просто знакомство с коллективом.
Что вы знаете о нашей компании?
В статье о подготовке к собеседованию я делал большой акцент на том, что о компании нужно узнать все, что только можно. Там же я рассказывал, что двух знакомых мне лично людей не взяли на работу только из-за того, что они не смогли ответить на этот вопрос.
Почему вы хотите работать у нас?
Здесь нужно рассказать о том, чем вам нравится организация. Что вы хотите работать там, потому что видите ее перспективы на рынке. Или потому что она уже большая и крупная, и вам будет приятно работать в такой компании.
Как вы проводите свободное время?
Цель ответа на этот вопрос – создать хорошее о себе впечатление. Поэтому расскажите о том, что вас красит. Есть хобби, которые полезны в работе – отлично! Получаете дополнительное образование – прекрасно! Любите заниматься спортом – расскажите об этом.
Компании хотят найти к себе в команду не только хорошего специалиста, но и приятного, разносторонне развитого человека.
Каверзные вопросы на собеседовании — это нормально. И на них с успехом можно ответить, если подготовиться.
Разумеется, есть и другие вопросы, которые вам могут задать. Например, вопросы, на проверку знаний, головоломки, задачки и так далее. К ним тоже нужно быть готовым.
Это универсальные вопросы, но их задают часто. Поэтому подготовьтесь как следует, прочитайте о том, как успешно пройти собеседование, и какие ошибки допускать не стоит – и вперед!
А в этом видео вы узнаете, какие каверзные вопросы задают на собеседовании в Google.
(длительность 8 минут)