В чем важность государственных символов
В чем важность государственных символов
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена символике России.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему именно такой герб, гимн и флаг мы имеем в настоящее время?
Тема моей работы: «Символика России в повседневной жизни десятиклассника». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что хочу узнать, какое значение герб, флаг и гимн имеют в жизни отдельно взятого человека.
Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время многие люди не знают историю своей страны и области, а значит, не знают и значение отечественной атрибутики.
В современном мире эта проблема является одной из самых актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, устанавливаются дипломатические отношения между новыми партнерскими странами и идет борьба за территорию и влияние, и буквально каждый человек слышит об этом в новостях, читает в Интернете, обсуждает и имеет на этот счет свою субъективную точку зрения, но нельзя полностью понять и проанализировать ситуацию на мировой арене или даже в пределах России без знания истории. А изучив символику и ее происхождение, мы будем иметь хоть какие-то представления об истории нашей большой и малой родины.
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные символике в целом. Однако я решила изучить эту тему на примере своего класса и попробовать доказать, что изучая историю и значение символики, можно изучить историю. И в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы — выяснить, какое значение имеет символика для обычного человека и доказать, что, изучая символику, можно изучать историю.
Для достижения поставленной цели мне было необходимо решить следующие задачи:
-Изучить литературу по заданной теме
-Изучить историю происхождения, развития символики России и найти связь с основными значимыми событиями в отечественной истории
-Провести опрос учащихся на предмет знания истории и символики
-Провести эксперимент, с помощью которого будет возможным выяснить, какое значение имеет символика России в жизни десятиклассника
-Проанализировать полученные результаты
-Сделать выводы об общей исторической осведомленности учащихся и значении символики в их жизни.
II . История символики России
У России, как и у любой другой страны, есть три официальных символа: флаг, герб и гимн. Все они сформировались в результате множества исторических кульбитов. Эволюция российских государственных символов противоречива и богата событиями. Зачастую новые решения кардинально противопоставлялись старым. В целом развитие отечественной геральдики можно разделить на три этапа: княжеский (царский), советский и современный.
Впервые трехцветный флаг был поднят в далеком 1693 году. Полотнище развевалось на корабле Петра I. Помимо трех полос на нем присутствовал двуглавый орел. Так впервые не только была использована бело-сине-красная палитра, но и встретились российские государственные символы. В своих письмах самодержец называл введенный им флаг «морским». Действительно, с того момента трехцветная композиция оказалась крепко связанной с флотом. Все тот же Петр Алексеевич стал создателем Андреевского флага. Косой крест, приходящийся отсылкой к распятию Андрея Первозванного, является символом флота уже современного.
Первые сведения о черно-желто-белых знаменах относятся к эпохе Анны Иоанновны (1730 гг.). Всплеск интереса к подобному флагу произошел после Отечественной войны против Наполеона, когда его начали прилюдно вывешивать по праздникам. При Николае I эта палитра стала популярной не только в армии, но и у гражданских. Окончательно официальный статус черно-желто-белый флаг получил в 1858 году. Царь Александр II издал Указ, согласно которому это полотнище приравнивалось к гербовому имперскому, и с тех пор фактически стало использоваться как национальный флаг.
Указом 1858 года имперский флаг стали использовать повсюду: на официальных демонстрациях, торжествах, парадах, около казенных зданий. Черный цвет являлся отсылкой к гербовому черному двуглавому орлу. Желтый имел корни, относившиеся к византийской геральдике, с которой у Росси некогда были прочные связи. Белый цвет считался цветом Георгия Победоносца, вечности и чистоты. По решению специального геральдического совещания в 1896 году в качестве российского и национального был признан прежний петровский флаг. Коронация Николая II, состоявшаяся через несколько месяцев, отмечалась в бело-сине-красных цветах. Впрочем, желто-черные полотнища продолжали пользоваться популярностью в народе (например, у черносотенцев). Сегодня флаг XIX века прежде всего ассоциируется с русскими националистами и эпохой Романовых.
Советская эпоха и современный флаг
Все 3 государственных символа России пережили советскую эпоху, во время которой прежние идеи были полностью отметены и преданы забвению. После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением. Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне. В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю. Прямоугольное бело-сине-красное полотнище знакомо каждому жителю страны. Утверждено оно было относительно недавно: в 1993 году. Знаменательное событие произошло накануне принятия конституции нового государства. При этом за время своего существования демократическая Россия имела два флага. Первый вариант использовался в 1991–1993 гг. Между двумя версиями знакомой композиции есть два главных отличия. Флаг 1991–1993 гг. имел пропорции 2:1 (отношение длины и ширины) и характеризовался как бело-лазорево-красный, а его преемник получил пропорции 2:3 и в законе поныне описывается как бело-сине-красный. Цвета российского бело-сине-красного флага трактуются в современной России по-разному. По оригинальной трактовке времён Петра I белый цвет означает свободу, синий — символ Богоматери, красный — цвет державности. Однако современная трактовка цветов флага — совсем иная: белый цвет символизирует чистоту и мир, синий — стабильность и постоянство, красный означает либо кровь, пролитую за Отечество, либо силу, мощь и энергию российского народа.
Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях. Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников.
Герб Российской империи
В Российской империи герб никогда не был статичным. Он менялся множество раз и постепенно становился все сложнее и сложнее. Романовский герб воплотил в себе многие черты, которыми отличались прежние государственные символы России. История «созревания» этого знака связана с территориальными приобретениями империи. К рисунку черного двуглавого орла со временем добавлялись малые щиты, олицетворяющие присоединенные царства: Казанское, Астраханское, Польское и т. д. Сложность композиции герба привела к утверждению в 1882 году сразу трех версий этого государственного символа: Малого, Среднего и Большего. Тогдашний орел, как и современный, получил скипетр и державу. Другими примечательными особенностями стали: Георгий Победоносец, шлем Александра Невского, изображения Архангелов Гавриила и Михаила. Рисунок венчала червленая подпись «Съ Нами Богь!».
Серп, молот и звезда
Пришедшие к власти после революции большевики утвердили советский герб в 1923 году. Общий его вид не менялся вплоть до распада СССР. Единственными нововведениями были добавления новых красных лент, на которых согласно количеству языков союзных республик писался призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1923 году их насчитывалось 6, с 1956 – уже 15. До вхождения Карело-Финской ССР в состав РСФСР лент было даже 16. Основой герба было изображение серпа и молота в лучах солнца и на фоне земного шара. По краям композиция обрамлялась колосьями, вокруг которых вились ленты с заветным лозунгом. Центральная нижняя из них получила надпись на русском языке. Верх герба венчался пятиконечной звездой. Изображение имело собственный идеологический смысл, как и остальные государственные символы России. Значение рисунка было известно всем гражданам страны – Советский Союз являлся движущей силой объединений пролетариата и крестьян по всему миру. В 1992 году Конституционная комиссия одобрила проект имперского черного орла в качестве герба Российской Федерации. Идея не была реализована из-за провалившегося голосования в Верховном Совете.
Современную версию герба утвердили в 1993 году. Основа композиции – двуглавый орел. На щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змею (дракона). Два других обязательных атрибута – держава и скипетр. Официальный автор современного герба – Народный художник Российской Федерации Евгений Ухналев. В своем рисунке он обобщил идеи, которые находили свое воплощение в самых разных эпохах истории страны.
Официальные государственные символы России, значение, история создания и другие их аспекты изучаются наукой геральдикой. Однако помимо изображений флага и герба существует еще и гимн. Без него невозможно представить ни одно государство
Первым государственным гимном России в общепринятом смысле этого слова стала песня «Боже, Царя храни!». Она использовалась в 1833–1917 гг. Инициатором появления имперского гимна стал Николай I. В своих путешествиях по Европе он постоянно попадал в неловкую ситуацию: оркестры гостеприимных стран исполняли только собственные мелодии. Россия же своим «музыкальным лицом» похвастаться не могла. Самодержец повелел исправить неприглядную ситуацию. Музыку для гимна империи написал композитор и дирижер Алексей Львов. Автором текста стал поэт Василий Жуковский. С приходом советской власти имперский гимн был на долгое время вычеркнут не только из обихода, но и из памяти многих миллионов людей. Впервые после длительного перерыва «Боже, Царя храни!» заиграл в 1958 году в художественном фильме «Тихий Дон».
«Интернационал» и гимн СССР
До 1943 года советская власть в качестве своего гимна использовала международный и пролетарский «Интернационал». Под эту мелодию совершалась революция, под нее же во время Гражданской войны в бой шли красноармейцы. Оригинал текста был написан французским анархистом Эженом Потье. Произведение появилось в 1871 году в судьбоносные дни социалистического движения, когда терпела крах Парижская коммуна. 17 лет спустя фламандец Пьер Дегейтер сочинил под текст Потье музыку. В результате получился классический «Интернационал». На русский язык текст гимна был переведен Аркадием Коцем. Плод его работы попал в печать в 1902 году. «Интернационал» использовался в качестве советского гимна в тот период, когда большевики все еще грезили мировой революцией. Это была эпоха Коминтерна и создания коммунистических ячеек в чужих странах. С наступлением Великой Отечественной войны Сталин решил поменять идеологическую концепцию. Он больше не хотел мировой революции, зато собирался строить новую жестко централизованную империю, окруженную множеством сателлитов. Изменившиеся реалии потребовали другого гимна. В 1943 году «Интернационал» уступил место новой мелодии (Александрова) и тексту (Михалкова).
В 1990-2000 гг. в статусе российского гимна пребывала «Патриотическая песня», написанная композитором Михаилом Глинкой еще в 1833-м. Парадоксален тот факт, что за время пребывания в официальном статусе мелодия так и не приобрела общепризнанный текст. Из-за этого гимн исполнялся без слов. Отсутствие внятного текста стало одной из причин замены мелодии Глинки на мелодию Александрова.
Современный гимн России – наследник гимна советского. Он был утвержден в 2000 году. Это самый «молодой» государственный символ России. Автор музыки гимна – композитор и Народный артист СССР Александр Александров. Мелодия была написана им в 1939 году. 60 лет спустя за нее проголосовали депутаты Госдумы, принявшие законопроект президента России Владимира Путина о новом государственном гимне. Некоторая заминка произошла при определении текста. Стихи для советского гимна писал поэт Сергей Михалков. В конце концов, специально созданная комиссия приняла его же новый вариант текста. При этом рассматривались заявки всех граждан страны.
III .История символики Московской области
Жёлтый цвет (золото) символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие, смирение. Белый цвет (серебро) символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Красный (червлень) символизирует храбрость, мужество, самоотверженность, труд, жизнеутверждающую силу, праздник, красоту. Синий цвет (лазурь) символизирует великодушие, честность, славу, верность, безупречность, добродетели.
Пурпур символизирует достоинство, благочестие.
Лазурь (синий, голубой) символизирует великодушие, честность, славу, верность, безупречность, добродетели. Пурпур символизирует достоинство, благочестие, могущество.
Корона указывает на статус Московской области как субъекта Российской Федерации.
Ленты трёх орденов Ленина, которыми Московская область награждена в 1934, 1956, 1966 годах, показывают заслуги Московской области. Таким образом, при разработке версии полного герба Московской области с включением в композицию герба Московской области статусного украшения геральдической короны и дополнением композиции тремя лентами орденов Ленина соблюдено основополагающее правило геральдики — историческая преемственность, что сохраняет и подчёркивает геральдическое достояние Московской области.
На создание гимна Московской области был проведен открытый творческий конкурс. Гимном стала песня «Славься, Подмосковье», написанная выдающимся композитором Александрой Пахмутовой и поэтом-песенником Николаем Добронравовым.
IV . Социологический опрос учащихся
Я провела анкетирование, в котором приняли участие 30 человек примерно моего возраста. В опрос вошли следующие 10 вопросов, связанные с отечественной историей и государственной символикой России:
1) можете ли вы сказать, что хорошо знаете историю России?
3) При каком правителе в нашей стране появился первый герб?
4) из какого государства были заимствованы его элементы?
5) кто считается основателем современного флага?
6) что означает современный герб России?
7) что означает каждый из цветов современного флага России?
8) как вы относитесь к современным флагу и гербу России? Если не нравится, то что именно?
9) кто автор слов и музыки современного гимна России?
10) как вы относитесь к современному гимну России? Если не нравится, то что именно: музыка, слова или определенные строчки?
Результаты опроса привожу ниже.
На вопрос 1 все 30 человек честно ответили «нет», и на вопрос 2 полностью никто не ответил, при этом примерно треть респондентов ответили на один-два из подпунктов вопроса 2. На вопросы 3,4,5 также все 30 человек ответа не знают. С вопросом 6 частично справились 2 респондента и не справились 28. На вопрос 7 частично правильно (то есть назвали значение одного или двух цветов флага) ответили 8 человек и 22 не ответили. К современным флагу и гербу положительно относятся 19 человек, нормально – 10 и отрицательно – 1. С вопросом 9 частично (верно написали автора слов) справились 14 респондентов и 16 респондентов не справились. К государственному гимну положительно относится 19 человек, нормально – 8 человек и отрицательно – 3 человека, из которых двум не нравится музыка и одному слова гимна.
Из данных проведенного мной анкетирования можно сделать недвусмысленный вывод, что подростки XXI века мало внимания уделяют изучению истории, что весьма неутешительно на мой взгляд. Несмотря на то, что большинству из них, как они пишут, «нравится» государственная символика России, они не знают историю ее происхождения и развития. Я считаю, что в школах должна проводиться классные часы и внеклассные занятия, посвященные гербу, гимну и флагу России, чтобы дети знали, что или кто стоит у истоков актуальных и использующихся сейчас государственных символов, а также уделять этому больше времени на уроках отечественной истории. В целях осведомления подрастающего поколения об истории происхождения и развития государственной символики, я провела и еще планирую провести дополнительные уроки в разных классах, на которых рассказываю о современных флаге, гербу и гимне нашей страны, их зарождении и на которых мы обсуждаем значение символов и цветов, сравниваем нашу государственную символику с символикой других стран мира.
В настоящее время очень мало внимания уделяется государственной символике. В жизни моих сверстников – десятиклассников государственные гимн, герб и флаг почти не фигурируют. Я решила провести эксперимент и выяснить, какое внимание уделяет государственной символике десятиклассник и как часто он хотя бы видит или слышит о ней. Школа – второй дом, как говорится, и отчасти это правда так, ведь в школе мы проводим каждый свой день, за исключением выходных и каникул. С этого «второго дома» я, пожалуй, и начну свое исследование. Каждое утро на входе в школу мы видим бело-сине-красный флаг, гимн, начинающийся со строк «Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна», и герб с изображением двуглавого орла, а также флаг и герб Московской области. Они висят на стенах прямо, а флаги развиваются под ними. Но это уже не акт какой-то гордости и уважения по отношению к государственной символики или отечественной истории. К сожалению, это стало обычной рутиной, как и гимн, который нам включают по радиолинейке раз в неделю. Из всех многочисленных кабинетов и коридоров нашей школы государственная символика бросается в глаза только в нескольких классах истории и обществознания. Но на нее внимания не обращают и воспринимают как должное. Лишь один-два учителя в школе на уроках обращаются к той стене кабинета, на которой висят наши уважаемые герб, гимн и флаг. В домах же государственную символику и того труднее встретить. Два-три раза в неделю в лучшем случае обычный десятиклассник смотрит новости с родителями вечером за трапезой. Канал «Россия» использует государственный триколор в качестве своего атрибута, но это уже и воспринимается как не большее, чем атрибут канала. Также государственная символика мелькает на экране, когда идут репортажи о международных событиях: дипломатических встречах, саммитах, соревнованиях и тому подобное. Иногда, когда десятиклассник получает грамоту или диплом за свои достижения, на них тоже изображены герб или флаг Российской федерации. Но гораздо важнее посмотреть, какое же место ты занял, верно? Таким образом, можно сделать вывод, что в жизни десятиклассники вообще не уделяется особого внимания символике. А стоило бы. Ведь мы живем в такой прекрасной стране с такой богатой историей и таким насыщенным прошлым, которое, если заинтересоваться, хочется изучать и изучать. И я, десятиклассница, говорю это без капли иронии и от чистого сердца. Значит, полагаю, еще есть надежда, что наше поколение далеко не потеряно, ведь я не одна такая…
История нашего государства начинается в далеком IX веке. За этот огромный отрезок времени наша территория, власть, народ, идеология, вера и естественно символика претерпели большие изменения и не раз. То, что мы имеем сейчас: мирное небо над головой, самую большую площадь страны в мире, крупные города, демократический строй и нашу символику – все это доставалось нашим предкам и предшественникам с большим трудом и не за один год. В нашей истории множество героических поступков (подвиг Евпатия Коловрата, Ивана Сусанина, панфиловцев), кровавых битв (Куликовская, Бородинская, Сталинградская), одних из самых страшных войн в истории человечества (Первая и Вторая мировые войны), революций (октябрьская революция), реформ (Петровские реформы, Столыпинские реформы), периодов ослабления (феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие, смутное время, эпоха дворцовых переворотов, послевоенные и послереволюционные периоды) и усиления, бунтов и восстаний (восстание Болотникова, Пугачева, восстаний декабристов) – через все это и многое другое пронесли русские люди свою преданность Родине, свои убеждения, свою честность, отвагу и благородство, через все это вместе с верным сознанием людей прошли и символы Российского государства, хоть и не в первоначальном виде, но сохранились до наших дней. Что касается других государств, формирование государственной символики происходило менее ярко и насыщенно. Там не было многочисленных изменений в гербах, флагах и гимнах. Все менялось и принималось размеренно и постепенно. В России же такой частной смене государственных символов послужили многие события, в корне изменившие устройство государства: феодальная раздробленность, Петровские преобразования, создание и распад Советского Союза Социалистических Республик.
Историю своего государства каждый человек должен знать и уважать, а мы, граждане России, страны с такой богатой и яркой историей, должны уделять наибольшее внимание ее изучению. Также большое значение имеет история государственной символике, так как современный герб, гимн и флаг берут свое начало у истоков отечественной истории. Таким образом, знание истории необходимо человеку, чтобы понимать не только события и процессы, происходившие несколько столетий назад, но и чтобы понимать суть символов, событий и процессов, происходящих в современном мире. Как писал великий историк Ключевский Василий Осипович: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Так давайте же идти по освещенной дороге, нежели оступаться и спотыкаться на каждом шагу.
VII .Список используемых литературы и Интернет-ресурсов
Списки используемой литературы:
Государственные символы и награды Российской Федерации. Ю. Л. Кушер.
Государственные символы России. М. П. Голованова, В. С. Шергин
Государственные символы России – герб, флаг, гимн. Е.В. Пчелов
Символы России: очерки истории государственной символики России. Н. А. Соболева, В. А. Артамонов
Символы русской государственности. А. Л. Хорошкевич
История России с древнейших времен до наших дней тома 1,2 под редакцией А. Н. Сахарова
Конституция СССР 1972г., Конституция РСФСР 1978г., Конституция РФ 1993г. И другие нормативно-правовые акты
Символ достоинства нации (Граждановедение, 2005) Долгушина Л.С.
Государственный флаг России (Вечерний Мурманск, 2004) Коваленко Н.
Государственные символы Российской империи: знамена, флаги, штандарты (Братишка, 2003) Дуров В.
Список используемых Интернет-ресурсов:
Приложение А. Флаг России
Фотография флага царя Московского, старейшего из сохранившихся российских флагов (1693). Центральный военно-морской музей
Андреевский флаг. «Гербовый народный флаг» образца 1858 года
Национальный флаг (1887—1896)
Государственный флаг РСФСР (17 июня 1918 — 21 января 1937)
Флаг СССР (18 апреля 1924 — 25 декабря 1991)
Государственный флаг РСФСР (21 января 1937 — 8 января 1954)
Государственный флаг РСФСР (9 января 1954— 1 ноября 1991)
Государственный флаг Российской Федерации (с 1993)
Исследовательская работа: «Роль и значение символов Российской Федерации в жизни страны»
Исследовательская работа на конкурс: «И гордо реет флаг державный» (1место на муниципальном этапе)
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Роль и значение символов Российской Федерации в жизни страны»»
1. История и значение флага России………………………………………………..4-8
1.1. Функции государственного флага……………………………………..…4
1.2. История появления флага России…………………………………………4-8
1.3. Значение флага Российской Федерации…………………………….…….8
2. История создания и использование герба России……………………………. 9-14
2.1. Основные этапы истории герба России……………………………………9-13
2.2. История современного герба России………………………………………13
2.3.Значение герба в жизни страны……………………………………………..13-14
3.Государственный гимн Российской Федерации………………………………. 15-22
3.1.История создания гимна России………..…………………………………..21-22
3.2 История современного гимна Российской Федерации……………………22
3.3.Значение использования гимна………………………………………..……22
4. Социологическое исследование и его результаты……………………………. 23-24
Актуальность исследования связана с таким требованием времени, как воспитание гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего Отечества, ценностей культуры, нравственности. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. И начинается оно со знания истории создания этих символов, понимания их смыслового значения.
Приступая к работе, я поставил основную цель: провести исследование истории возникновения символов России: герба, гимна и флага; выявить значение государственных символов в жизни страны, граждан.
В соответствии с целью выделил следующие задачи:
1) извлечь как можно больше полезной информации из исследуемых источников;
2) изучить этапы становления государственных символов Российской Федерации;
3) провести социологический опрос учащихся 5-11 классов с целью выявления знаний о символах России;
4) распространять знания о государственных символах страны и их значении среди учащихся школы.
Объект моего исследования – Государственная символика Российской Федерации: герб, флаг, гимн.
Предметом исследования является история, смысл и значение государственных символов Российской Федерации.
Методы исследования:
1. Метод теоретического, сравнительного и системного анализа научной и познавательной литературы по проблеме.
2. Метод накопления и отбор фактов.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и права, на уроках обществознания для воспитания патриотизма и других важных гражданских качеств личности подростков.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих по три параграфа, социологического исследования, заключения, списка источников и литературы и приложения.
1. История и значение флага России
1.1. Функция государственного флага
Что такое флаг, людям было известно достаточно давно. Императоры, военачальники, торговые объединения так или иначе использовали такую форму для собственной идентификации. Так что, говоря о том, что такое флаг, прежде всего, следует сразу обозначить, что это некий опознавательный материальный знак. По существу, он является полотнищем определенной формы, которое имеет определенный цвет (или комбинацию цветов), иногда с помещенными на него изображениями различных фигур. Такое полотнище в обязательном порядке является выражением некой символики и выполняет функцию идентификации своего владельца. Флаги бывают разные.
1.2. История появления флага России
До XVII века Россия не имела единого государственного флага. Различные варианты возникновения флага (приложение №1) можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл». Летом 1667 года участвовавший в организации строительства корабля голландский купец Иоганн ван Сведен (нидерл. Jan van Sweeden) подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабелному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя» (по другим источникам, капитан корабля Давыд Бутлер[3], согласно другим источникам — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой: «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»[4] По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров», где были приведены изображения знаков библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени — Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов. Дворцовый приказ на эту просьбу ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод». Царь приказал спросить Бутлера, какой «есть на то обычай в его стране». Флаг Нидерландов с 1630 года представлял собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), о чём Бутлер и доложил царю: «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем». Это означало, что для флагов была куплена «киндяк-алая», белая и синяя материя.
Автор «Очерков русской морской истории» Ф.Ф. Веселаго считает, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля «Орёл», и из того, что при вооружении его главными вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной». Для своего сына, Петра, Алексей Михайлович повелел шить трёхполосные бело-сине-красные флаги.
А.А.Усачев выдвинул гипотезу, согласно которой Пётр I в 1693 году сам сделал флаг для своей яхты из уцелевшего флага «Орла» с крестом. Он вырезал из него кусок, так как флаг «Орла» был слишком большим. Оригинал этого старейшего из сохранившихся общерусских флагов я сам видел в Центральном военно-морском музее в городе Санкт-Петербурге.
В 1699—1700 годах Петр I ввел новый штандарт. В 1699 году корабль «Крепость» отправился в Константинополь. Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.
20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг.
Пётр I разработал много флагов: штандарт царя Московского, варианты Андреевского флага, штандарт Императора Всероссийского, гюйсы, но государственный флаг Российской империи он не установил.
П. И. Белавенец описывает распространение как государственных двух флагов: бело-сине-красного русского и чёрно-жёлтого императорского штандарта. В своей работе он подчеркивает, что о национальном флаге «ещё не было и речи»[5]. Исследователь отмечает, что при Александре I «по занятии Парижа были выставлены флаги бело-сине-красные, которые все посчитали как национальные российского государства»[5].
Символическо-торжественные чёрно-жёлто-белые флаги на домах начали вывешивать в России в праздничные дни после окончания Отечественной войны, после 1815 года. Своё законодательное оформление использование чёрного, золотого и серебряного гербовых цветов на знамёнах и флагах получило в принятом 11 (23) июня 1858года по инициативе Б. В. Кёне (назначенного в июне 1857 года, после создания им государственного знамени и государственных гербов империи, управляющим гербовым отделением департамента герольдии Правительствующего Сената) указе императора Александра II об утверждении «рисунка гербовых цветов» и с тех пор фактически стало использоваться как национальный флаг. Так еще одним знаком пополнились государственные символы России.
Император Александр III во время коронации обратил внимание на факт: Кремль украшен и вся процессия одета в чёрно-жёлто-белое, а в городе преобладали бело-сине-красные цвета. Он назначил комиссию под председательством генерал-адъютанта адмирала К. Н. Посьета. Она вынесла следующее решение: «Бело-сине-красный флаг, учреждённый императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В нём замечаются и геральдические данные: московский герб изображает белого всадника в синем плаще на красном поле. Подтверждением этим цветам служат и флаги в военном флоте: 1-я линия обозначается красным, 2-я — синим и 3-я — белым флагом с Андреевским крестом в крыже. Контр- и вице-адмиральские флаги соответственно имеют красную и синюю полосы, наконец, гюйс составлен из цветов: белого, синего и красного. С другой стороны, бело-жёлто-чёрный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют». Так национальным флагом был высочайше утверждён бело-сине-красный. Александром III издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать только бело-сине-красный флаг. 28 апреля (7 мая) 1883 это решение включили в Собрание узаконений Российской империи. Бело-сине-красный флаг высочайше утверждается императором Александром III и «для коммерческих судов». Последний российский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.
После Февральской революции император Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, передавшего власть Временному правительству. 1 (14) сентября 1917 года Россия была провозглашена демократической республикой. Тогда широко использовался красный флаг. Юридическое совещание 25 апреля 1917 года предложило оставить в качестве национального бело-сине-красный флаг. 6 мая 1917 года Временным правительством вопрос о государственном гербе и национальном флаге был отложен до «разрешения Учредительным собранием». Бело-сине-красный флаг продолжал быть государственным символом России до апреля 1918 года.
После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением. Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.
В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю.
Затем, 25 декабря 1991 года название государства «РСФСР» было заменено на «Российская Федерация (Россия)». Перед принятием Конституции 12 декабря 1993 года, установившей современное государственное устройство Российской Федерации, 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано утратившим силу Положение о Государственном флаге РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1955 года. В январе 1998 года от имени президента в Государственную думу был внесен законопроект о законодательном утверждении существующих флага и герба, который не устраивал депутатов-коммунистов, считающих этот герб монархическим.
Специальный ГОСТ Р 51130-98 «Флаг Государственный Российской Федерации. Общие технические условия» был введен с 1 января 1999 года. 8 декабря 2000 года по предложению президента РФ Владимира Путина депутаты Госдумы приняли законы о гербе, гимне и флаге.
День Государственного Флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утверждён в 1994 году указом президента Российской Федерации.
1.3. Значение флага Российской Федерации
В древние времена определить на большом расстоянии принадлежность воинов, населенного пункта, судна к той или иной стране было большой проблемой. Для ее решения создали флаг. Тогда вознесенное на видном месте полотнище ярких цветов стало служить лучшим средством идентификации. Флаг страны как государственный символ исключительно важен для воспитания патриотизма, любви к своей родине, ощущения кровного и духовного единства с предыдущими поколениями, людьми, защитившими ее суверенитет. Он связывает жизнь каждого гражданина с судьбой своей страны и имеет большое значение в международных отношениях. Многие россияне задаются вопросом о том, что означает флаг Российской Федерации. Однозначного официального толкования по этому поводу нет. Предпринимаются попытки связать его цвета со значениями, принятыми в давние времена, событиями последних веков на территории, которую занимала Российская империя, а также процессами, произошедшими недавно.
Государственная символика страны имеет некоторую аллегорию. Описание флага Российской Федерации следует начинать с его расцветки. Давайте рассмотрим, что она означает. Когда-то белый цвет ассоциировали с благородством и откровенностью. Синий – с честностью и верностью, безупречностью и целомудрием. Красный символизировал мужественность, смелость, великодушие и любовь. Позже распространилось толкование алого цвета как символа неразрывности, солидарности славянских народов. История флага Российской Федерации сохранила свидетельства различных вариантов объяснения выбора цветов триколора. Согласно одному из них, он показывал единение православной церкви, государевой власти и народа, где белая полоса была символом веры, синяя – власти, а красная символизировала русских людей. В начале прошлого века бытовало мнение, что первая полоса означала свободу, вторая указывала на покровительство Богородицы, а последняя обозначала державу.
Сегодня, как и ранее, высказываются суждения о том, что цвета флага российского связаны с такими понятиями, как вера, надежда и любовь.
Роль флага России чрезвычайно важна для жизни современного государства и его будущего общественно-политического развития, позиционирования страны в мире. Он выполняет важную задачу и является символом патриотизма. Особое место занимает история флага Российской Федерации, кратко отображающая проходящие в обществе социально-политические процессы. Символ страны – это не статичное понятие, а важный элемент ее суверенитета, имеющий свою логику развития. Поэтому история возникновения флага Российской Федерации требует постоянного ее изучения специалистами по геральдике, учеными, общественностью.
2. История создания и использование герба России
2.1. Основные этапы истории герба России
Я узнал, что исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел был известен и древнеегипетской, и ассирийской, и древнеперсидской культуре и государству Птолемеев, и служил он знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания и бдительности.
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле». Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест. Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.
Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла. Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.
В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.
11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.
Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.
Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.
В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.
2.2. История современного герба России
Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. В 2000 году был принят новый закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба.
Итак, что же он представляет собой в современной Российской Федерации? Чем примечателен? В законе сказано, что это четырехугольный, обладающий закругленными нижними углами, красный геральдический, заостренный в оконечности щит с изображением золотого двуглавого орла, поднявшего вверх свои распущенные крылья. Указанная птица увенчана двумя малыми коронами. При этом над данными коронами наличествует еще одна большая корона, соединенная лентой. Примечательно, что в правой лапе орла располагается скипетр, а в левой находится держава. На груди птицы, в обрамлении красного щита, изображен серебряный всадник, одетый в синий плащ. Рыцарь нарисован на серебряном коне, человек поражает черного попранного конем змея, опрокинутого навзничь, серебряным копьем. Для того чтобы полностью понять сущность символа, надо разобраться, почему герб России – двуглавый орел? Честь и совесть, прекрасная птица и гордый всадник, короны и мечи. Все это государственный герб Российской Федерации!
Следует отметить, что современное воспроизведение Государственного герба Российской Федерации вполне допускается и без так называемого геральдического щита. То есть фактически остается главная фигура: двуглавый орел, обладающий атрибутами, которые были перечислены ранее. Кроме этого, допускается одноцветный вариант символа.
2.3. Значение герба в жизни страны
Интересно, что золотой двуглавый орел, расположенный на красном материале, символизирует обычно историческую преемственность непосредственно в цветовой гамме символов конца пятнадцатого-семнадцатого веков. Рисунок этой птицы, которой обладает герб Российской Федерации, восходит к изображениям, которые располагаются на памятниках эпохи Петра Первого. Что касается трех корон над головами орла, то это три исторические короны самого Петра Великого. То есть они символизируют суверенитет нашего Отечества – Российской Федерации – и суверенитет ее частей, а значит, субъектов Федерации. Какова роль скипетра и державы? Их значение просто огромно! Скипетр и держава, которые находятся в лапах орла, являются символом государственной власти, а также единого отечества.
Следует отметить, что изображение всадника, который поражает копьем огнедышащего дракона, на груди воинствующей птицы является одним из наиболее древних символов непрестанной борьбы света с тьмой, добра со злом, защиты Родины. Этим примечателен герб Российской Федерации. Существует специальный нормативно-правовой акт, который регламентирует изображение герба как главного символа нашего Отечества.
современный герб Российской Федерации – это уникальный символ, который позволяет любому иностранцу понять, насколько сильна наша держава, насколько непоколебим народ. Мало понимать расшифровку понятий, нужно помнить значение. Сегодня можно везде увидеть герб Российской Федерации, фото его размещены в Интернете и постоянно «мелькают» по телевизору. Поэтому изучить его не только несложно, но и просто необходимо. Знать свою историю, ощущать свое единство, испытывать здоровый патриотизм и понимать значение символов очень важно. Современный герб соответствует существующей стране, но и отражает прошлое, что безусловно ценно.
Что же означает современный Государственный герб России с позиций геральдики? Современное толкование двуглавости: единство консерватизма и прогресса. Символична структура крыльев: 12 маховых перьев на каждом из них отображают священный союз и равенство субъектов Федерации. 3 ряда перьев воплощают Добро, Истину и Красоту. Красный щит ассоциируется с отвагой, героизмом, русской исторической традицией, золотой цвет орла – с достоинством, славой и вечностью. Скипетр является символом суверенитета, держава – могущества и целостности. Три короны нынче трактуют, в светском понимании, как единство законодательной, исполнительной и судебной власти. Таков он, древний и современный, величественный герб России, целостный по своему содержанию и глубокий по воплощенной в нем исторической традиции символ великой державы.
3. Гимн Российской Федерации
3.1.История создания гимна России
Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греч. hymnos – торжественная песнь в честь божества) – хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII–XIX веков. Однако в XIX веке еще не все страны, обладающие гербом и флагом, имели также и гимн.
Первые мелодии и песни, подобные государственному гимну стали возникать в России в XVIII веке. В царствование Петра I (1682–1725 гг.) неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». Он очень часто исполнялся на различных церемониях и, не являясь по сути своей государственным гимном – ассоциировался у иностранцев именно с Россией.
В царствование императрицы Екатерины II композитором О.А. Козловским на стихи Г.Р. Державина был написан полонез «Гром победы, раздавайся», впервые исполненный 28 апреля 1791 года в Петербурге на торжествах в честь взятия крепости Измаил. Впечатление было столь велико, что его решили повторять в важнейшие моменты государственных церемоний и стали называть «русским победным гимном».
Гром победы, раздавайся! (1791–1816)
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!
Воды быстрые Дуная
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Стон Синая раздаётся,
Днесь в подсолнечной везде,
Зависть и вражда мятется
И терзается в себе.
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
Зри, премудрая царица!
Что Твой взгляд, Твоя десница
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры
Первым же государственным гимном России можно по праву назвать «Коль славен наш господь в Сионе», Музыка Д.С. Бортнянского, стихи М.М. Хераскова. Император Павел I повелел написать его для церемоний всех уровней. Важнейшим моментом церемоний было присутствие на них императора. Появление монарха говорило о том, что происходят события государственной важности и этому появлению предшествовала торжественная музыка. Данный гимн исполнялся с 1797-98 годов до 1816 года.
«Коль славен наш господь в Сионе» (1997-1816)
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик он в небесах на троне,
В былинах на земле велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный
В себе изображает нам:
Псалтырью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О Боже, во твое селенье
Да внидут наши голоса,
Да взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебя, Господь, поем и славим!
В 1816 году на параде в Варшаве для встречи императора был впервые исполнен английский гимн «God save the King». Мелодия была несколько искажена, а хор пел на русском языке. Александру I гимн понравился и за ним был закреплен статус официального государственного гимна. Название было дано «Молитва русских», а слова (измененный перевод с английского) написал поэт В.А. Жуковский. Музыка обработана, возможно, придворным скрипачом Антонио Лакоста. Данный гимн исполнялся с 1816 по 1833 год.
Николай I, как сторонник всего русского, поручил создание нового гимна. А.Ф. Львов написал музыку и попросил В.А. Жуковского написать стихи. Стихи «Молитва русского народа» были написаны, и в ноябре 1833 года гимн был впервые исполнен. 31 декабря 1833 года Николаем I отдан приказ №188 по войскам гвардии, которым «Молитва русского народа» под названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Гимну была уготована жизнь в 83 года.
«Боже, храни короля »