В чем важность хронологии в изучении предмета истории

Специфика приемов изучения хронологии

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

«Специфика приемов изучения хронологии»

Гордеева Елена Константиновна

1. Хронология и приемы ее изучения. Хронология в школьном изучении истории, ее цель и задачи

2. Приемы и средства изучения хронологии

3. Способы развития и диагностики хронологических знаний и умений школьников

Актуальность. История является одной из наук, при изучении которой, предоставляется возможность заглянуть в прошлое и, изучив его, не натворить ошибок в настоящем и будущем. Исторические знания способствуют формированию и развитию полноценной личности, а самое главное обеспечивается ее воспитание. Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События совершаются в пространстве и во времени. В связи с этим, первая и непроизвольная ассоциация истории как учебного предмета прочно связана с датами, ведь, локализация фактов во времени, безусловно, требует от учеников знания хронологии.

Цель данной работы: рассмотреть специфику приема изучения хронологии учащимися на уроках истории

— рассмотреть хронологию в школьном изучении истории, ее цели и задачи;

— рассмотреть различные игры и задания по выработке хронологических умений учащихся.

1. Хронология и приемы ее изучения. Хронология в школьном изучении истории, ее цель и задачи

Изучая хронологию, возможно установить ход и картину событий, их причины и следствия. Время свершения событий показывает связи с прошлым и будущим, а также показывает их последовательность.

Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение): вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности. Она помогает устанавливать даты исторических событий, определять их причинно-следственные связи. Хронология выявляет длительность и периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. 1

При изучении истории учитель предоставляет возможность ученикам узнать хронологические рамки периодов, рассказывает о датах основных событий, явлений процессов.

Основную цель изучения хронологии в школе: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления.

Хронологические даты выделяются по значимости:

основные, связанные с главными фактами, должны долго храниться в памяти учащихся;

опорные, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов;

По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия). Работа преподавателей основана на использовании специальных методических приемов и средств обучения.

2. Приемы и средства изучения хронологии

Выбирая методические приемы и средства обучения, преподаватель опирается на возрастные особенности школьников. Младшим школьникам целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. Для этого провидится презентация главных свойств исторического времени: изображается отрезок жизни ученика, его родителей, отрезок дедушек и бабушек. Это позволяет понять поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

На уроках по всеобщей истории учитель знакомит учащихся с такими понятиями как эра, обратный счет, эпоха, «до нашей эры». Он помогает им уяснить, как люди измеряют время. Чтобы подвести учащихся к пониманию единицы времени – года, учитель предлагает изобразить число прожитых детьми лет в виде графика (линии, разделенной на отрезки, символизирующие каждый год их жизни). Далее формируется понятие десятилетия: десять отрезков на линии обозначают десять лет жизни ученика.

Поняв десятилетия, ученики переходят к столетиям, которые можно понять и измерить количеством сменившихся за это время поколений. Затем учитель рассказывает, что сто лет составляют век. Таким образом, происходит усвоение категорий «год», «десятилетие», «столетие», «век».

Для закрепления понятия «эра» учитель объясняет ученикам, что счет лет ведется от важного, известного события (например: греки вели счет от времени от первой олимпиады, а древние египтяне – по годам правления фараонов). Такое событие называют эрой, а счет лет называют летоисчислением.

События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. В связи с этим, учитель разъясняет, что в счете до нашей эры тоже существуют века, тысячелетия, периоды, но меняется порядок отсчета. С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. При изучении истории, ученики должны знать обязательные даты, чтобы уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Запомнить даты можно при помощи диаграмм и графиков, которые показывают ученикам изменение исторических явление во времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.

Все перечисленные приемы помогут не только запомнить хронологические даты исторических событий, но и закрепят их в сознании учащихся. Анализ хронологических таблиц позволяет выявить и уяснить внутренние связи, сущность процесса, тенденцию или перспективу его развития.

Хронологически таблицы бывают следующих типов:

1. тематические хронологические таблицы – посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития;

2. календари исторических событий – воспроизводят хронику наиболее важных событий;

3. хронотоп – таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий;

4. синхронистические таблицы – фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Необходимо постоянно прибегать к использованию хронологических таблиц, чтобы фиксировать в сознании учащихся последовательность исторических фактов в их логической связи. 3

Хронологические таблицы различных видов позволяют изучать хронологию осмысленно и являются ценным материалом для характеристики отдельных исторических событий и целых периодов.

Существуют и другие приемы запоминания хронологии:

метод ассоциирования: проводится сопоставление дат по числовым аналогиям: 988 г. – принятие Владимиром христианства; 1497 г. – Судебник Ивана Великого; или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время.

установление длительности событий: учитель придерживается главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. 4

3. Способы развития и диагностики хронологических знаний и умений школьников

Знания дат способствуют качественному изучению истории. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. С течением времени, ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока, забывают или с трудом могут вспомнить определенную дату, событие, связанное с ней. Ученики прибегают к методу механического заучивания. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

Это учебный прием известен давно. Сейчас используется в редких случаях. На уроках истории, необходимо активно прибегать к работе с карточками-сорбонками для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием, реализуются цели:

усвоение и запоминание хронологического материала;

экономия времени на проверку ранее изученного;

есть возможность охватить работой всех учеников класса;

при индивидуальном подходе можно выявить пробелы ученика.

Работа по карточкам

Для изготовления карточек применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман). На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

После того как карточки изготовлены, можно приступать к использованию для формирования хронологических знаний и умений.

Тесты по хронологии способствуют выработке умений хронологического характера, они подготавливают учащихся для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей. К ним можно отнести:

определение даты события;

определение события по дате;

выбор нужной даты из перечня;

соотнесение событий и дат;

определение последовательности событий;

составление хронологических рядов, таблиц;

отнесение событий к какому-либо периоду и т.д.

На начальном этапе изучения истории учитель формулирует правила установления соотношения год – век – тысячелетие. Более сложные хронологические ситуации могут отрабатываться в упражнениях: на определение века и тысячелетия предложенных дат; на подбор дат, принадлежащих указанному веку и тысячелетию; на сопоставление пар дат, относящихся к одному столетию.

С помощью линии времени учащиеся могут потренироваться в решении хронологических задач.

Типология стандартных хронологических задач следующая 5 :

на прослеживание последовательности событий до нашей эры (из нескольких вариантов определяется, какое было раньше, на сколько);

на прослеживание последовательности событий при переходе через эру (какой век был раньше? Насколько? Какое событие произошло раньше восстание рабов в Египте в 1750 г. до н.э. или возникновение христианства в 1 веке н.э.);

на прослеживание событий нашей эры (какое событие произошло раньше, какое позже);

на установление длительности исторического события в период нашей эры;

На знание исторических дат можно проводить игры:

эстафеты по датам: дата-факт, дата-имя, дата-географическое название;

составление хронологических рядов;

игра «Сквозные даты» – назвать событие, происходившее в разных странах в один и тот же год;

игры с хронологическими карточками;

домино, лото, кроссворды.

С интересом учащиеся выполняют тестовые задания. Тесты по видам бывают различные:

тесты с выбором ответа на проверку знания дат и событий;

тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, соотносить их с определенным периодом исторического развития;

тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий;

тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определенными периодами времени и т.д.

В настоящее время применяются компьютерные тестирования, состоящие из нескольких частей и включающие различные виды заданий и упражнений.

В данной работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся изучения хронологии в школьном курсе истории.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, и является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари различных народов и государств.

Для правильной и последовательной презентации хронологического материале в школе, важно понимать цель и задачи ее изучения: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Изучение хронологии в школе направленно на обеспечение в сознании учеников правильного отражения исторического времени, что помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; развитие их временных представлений; помощь в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Опираясь на цель и задачи изучения хронологии в школе, учитель отбирает и группирует хронологический материал и выбирает способ его подачи. Нельзя упускать из вида и то, что выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Кроме этого, для учителя важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. Правильно выбранные приемы и средства изложения хронологических сведений плюс различные познавательные упражнения и задания, в совокупности эффективнее способствую формированию хронологических знаний и умений школьников. Так же мы знаем, что многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.

Годер Г.И. Преподование истории в 5 классе: Пособие для учителя. –М.,2015

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2014.

Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов ∕ С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 2016.

М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2014.

1 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2014. Стр. 118.

2 Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов по спец. «История»⁄С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 2016. Стр 82.

3 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М. ВЛАДОС, 2014. С. 3

4 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2014. Стр. 262.

5 Методика преподавания истории в средней школе/под.редакцией С.А. Ежовой и И.М. Лебедевой.М-2014 с.59

Источник

Развитие хронологических представлений на уроках истории

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие хронологических представлений

Р оль хронологических представлений в развитии исторического сознания А спект ы

1.работа с категорией времен и имеет решающее значение в конструировании истории. «Время — вот главное действующее лицо истории»

2. необходимо формировать умение локализовать исторические факты во времени;

3. необходимо ориентироваться в системах счисления времени (календарях)

Очевидно, что каждая культурно-историческая эпоха в соответствии с собственным опытом способна извлечь из небытия только определенный ряд «исторических фактов».

О сновные характеристики и особенности исторического времени

Историческое время – это категория применяемая историками для создания последовательного, единого, непротиворечивого и убедительного процесса развития человечества, где каждому событию определено его уникальное место.

Основными категориями, отражающими историческое время, являются:

Отличия исторического времени от астрономического

Определение дат конкретных исторических событий

Исследование движения небесных тел

1.устанавливает на основании изучения письменных или археологических источников время события, а также время возникновения исторических источников.

2.изучает системы времясчисления и календари разных народов и государств

1.рассматривает закономерно повторяющиеся небесные явления как средство для счисления времени

2.разрабатывает системы расчётов астрономического времени

содержательное, качественное, прерывное, относительное, многомерное

однородное, формальное, непрерывное, количественное, время календарей и часов

г од, век, тысячелетие, эра, эпоха, период, этап

сутки, год, век, тысячелетие

С труктурные компоненты методической системы развития хронологических представлений

Методическая система формирования хронологических представлений включает в себя

1. запом инание исторически х дат по ассоциаци ям;

2. запом инание исторически х дат по логическим связям;

3. фиксация даты (запись на доске, нахождение в учебнике);

5. составление календарей исторических событий, которые воспроизводят хронику наиболее важных событий;

7. составление синхронистические таблиц, которые фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Формы : индивидуальные, парные, групповые.

Результаты: базовый, повышенный уровень усвоения знаний

Р езультаты изучения хронологии на уровне темы

Урок по теме «кРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» ( параграф учебника 17 )

Требования к уровню подготовки

Знать основные этапы и ключевые события

Знать периодизацию Крестовых походов и основные даты важных событий 1,2,3, 4 походов

Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком

Определять век по дате

(например, начало крестовых походов 1095 год – это XI век)

Определять длительность важнейших событий

Определять длительность каждого похода,

всех походов крестоносцев

Различать особенности крестовых походов. Различать их как 1,2,3,4

Соотносить общие исторические процессы и факты

Понимать причины и результаты крестовых походов как обобщенно, так и конкретно каждого.

С одержание хронологической информации в учебнике на уровне темы

Урок по теме «кРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» ( параграф учебника 17 )

связаны с главными фактами

1095- призыв Урбана II

1096 — начало крестовых походов

Опорные даты способ­ствуют временной локализации менее значимых, второстепенных фактов

1099- взятие Иерусалима крестоносцами

1204- взятие Константинополя

описание исторических событий с одновременной

изучив время совершения событий, можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность, причинно- следственную связь

Источник

Формы и методы использования хронологии в обучении истории

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Формы и методы использования хронологии в обучении истории

Палей Эрика Альбертовна

учитель истории КГУ «Средняя школа № 26»

В истории хронология играет ключевую роль. Это скелет, на основе которого выясняется последовательность тех или иных фактов, событий в историческом процессе. Поэтому для того, чтобы хронологические знания и умения выстроить в определенной последовательности, необходимы определенные навыки и умения. В целом хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствия. Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая систему летоисчисления и календари разных народов и государств. Существует целый ряд приемов изучения хронологии. Они отличаются в зависимости от класса. В младших классах рекомендуют приводить в качестве приема личный пример в изучении хронологии. Чертится вектор времени. На нем в виде точек либо черточек отменяется время жизни учеников, возраст ученика от момента рождения, до того момента, как он пришел в школу. Отрезок жизни родителей. И сопоставляется возраст ученика с возрастом родителя. Потом этот отрезок можно продлить, сравнить с событием каким-нибудь. Целесообразно научить четко различать продолжительность века. Сколько лет длится век, тысячелетие. Это целесообразно делать на примере отрезка, который ученики чертят в своих тетрадках. Вектор целесообразно в дальнейшем делать, отражающим реальный ход истории. Поставить цифру 0, что будет обозначать начало новой эры. Объяснить, каким способом отмеряли время раньше, и каким образом строится временной отсчет в наше время. Что значит до нашей эры, что значит наша эра. Каким образом мерили время различные народы. В начальной школе важно объяснить римскую систему летоисчисления, чтобы не возникало вопросов в дальнейшем. Нужно объяснить, что означает начало века, середина, вторая четверть, вторая половина. В различных классах эффективным представляется составление хронологических таблиц. Сравнивать событие в отдельно взятой стране и в мире в целом. Это важно для того, чтобы соотносить последовательность событий. Чтобы не возникла путаница. Для различных знаний в области хронологии проводятся игры. Самый простейший прием: сколько лет прошло со времени такого-то события, которое произошло до нашей эры, в нашу эру. Эти задания наиболее уместны в начальной и средней школе.

. Хронология устанавливает ход и картину событий, их причины и следствие. Хронология – это костяк истории. Хронология изучает систему летоисчисления и календари разных государств. Приемы изучения хронологии. В младших классах – личный пример, жизнь самого ученика, его родителей, братьев. Вектор времени начертить. Ставится цифра 0. До нуля – до нашей эры, после 0 – наша эра. 0 – рождение Иисуса Христа. Навыки работы с хронологией отрабатываются в начальной школе. Надо объяснить, что до нашей эры был другой порядок. Чем ближе к новой эре – тем меньше цифра. Чем дальше – тем цифра больше. Цифровая нумерация веков согласно римскому исчислению. Отработать римские цифры. Отработать что такое начало века, середина, вторая половина. Хронология хорошо отрабатывается путем составления хронологических таблиц. Например, эра или год в левой колонке. Далее в каждой графе различные страны, и что в этот год произошло. Т.о. можно сопоставлять и сравнивать различные события, произошедшие в одно время, и делать выводы о равномерности или неравномерности развития стран. Хорошо сравнивать различные системы летоисчисления. Например, в Китае – царствования императоров. В Риме – основание Рима. В Греции – первые олимпийские игры. Говорить об относительно хронологии. Синхронистические таблицы можно строить на основании сравнения событий из внешней политики и культуры. Это позволяет сравнивать разные явления. Т.е. не обязательно сравнивать события в разных странах. А можно сравнивать события в одной и той же стране, но в разных областях, например внешняя политика и культура. Можно дать на дом продолжение таблицы. Методисты рекомендуют увязывать новую дату с хронологическими данными учащихся по предшествующим периодам. Например, сколько лет прошло со времени какого-то события? Или сколько веков прошло? Чтобы виден был временной разрыв между явлениями. Существуют различные приемы запоминания. Это глубоко индивидуально. Все запоминают даты по-разному. Некоторые зубрят. Кто-то запоминает зрительно, хорошо развита фотографическая память. Можно выписывать на карточку, в тетрадочку. Есть приемы. Например, запоминание, основанное на смысловых связях. Проще сего дату соотносить со столетием. Потом хорошо вспомнить царя, императора, князя, который тогда находился на престоле, чтобы потом соотнести дату со временем его правления. Рекомендуют вспоминать время года: зима, лето, весна, осень. Летом все цвело и пахло. Зимой – холодно. Весной – все тает, слякоть. Попытаться перенестись в это время. Можно запоминать даты на основании соотнесения с другими событиями. Можно соотносить события мировой истории. Можно запоминать путем ассоциаций. Можно в стихотворной форме. Хорошо даты выписывать в отдельный словарик. Нужно иметь словарь для терминов и тетрадь для записи важнейших дат. Хорошо иметь тетрадь записи основных событий. Эффективными для запоминания дат являются задания-игры по хронологии. Простое задание: Указать дату события. Или перечислить последовательность событий – а напротив ученики должны поставить даты. Или определить события по дате. Дать даты, а ученики должны соотнести с событиями. Задания: соотнести событие и дату. В одном столбике события, в другом даты в перемешанном порядке. Нужно поставить стрелочки. Иногда появляется 3й столбик, куда попадают личности, полководцы. Нужно соотнести события, даты с именами личностей. Можно составлять хронологические ряды. Выстраивать события в правильной хронологической последовательности. Эти задания попадаются на вступительных экзаменах. Задание: назвать лишнюю дату. Например несколько дат связаны с внешней политикой, а одна – с внутренней. Ее надо найти и убрать. Нужно научить правильно работать с источниками, историческими документами. В учебниках есть фрагменты из важнейших документов. Исторические источники – это все, созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В реальном методе уроки сроились на умении работать с источниками. Учитель давал минимум нового материала. Ученики сами читали источники. Это крайность. Нужно научить работать по источнику. Для чего это нужно? Какова цель применения исторических документов? 1) Реализация принципа наглядности. Т.е. в документе находим конкретное подтверждение словам учителя. 2) Работа с источником делает рассказ учителя более живым, а выводы более убедительными. 3) Работа с документом позволяет конкретизировать исторический материал, оптимизировать процесс мышления и воображения, развивает способность самостоятельно работать. Классификация источников. Это для школы, а не для университета. Документы делятся на 2 большие группы: а) актовые документы: юридические, хозяйственные политические; б) законодательные памятники и нормативные акты; в) повествовательно-описательные: летописи, хроники, мемуары, письма. Методика изучения документов: Есть определенные правила работы с документами. Как отбирать нужный материал? Работа с документом включает в себя чтение и пересказ документа, составление по нему плана. Объяснительные чтения с предварительной заключительной беседой, самостоятельный разбор документа и ответы на вопросы к нему. Правила действия по работе с документом: 1) Выберите главное и второстепенное в содержании документа. 2) Определите причину изучаемого события, к какому времени может быть отнесено данное явление или процесс? 3) Продумайте, какие исторические условия подготовили появление такого события. 4) Дайте характеристику политическим и государственным деятелям. 5) Подготовьте по первоисточнику сообщение. Перед работой с документом на уроке учитель должен обработать документ. Он должен заранее подготовиться к тому, чтобы рассказать о документе. Как учитель знакомит с документом? Показывает документ, когда и кем он составлен, какова цель создания документа, краткое содержание документа. Для чего нужно его рассматривать и о чем он рассказывает? После этого ученики обращаются к тексту самого документа. Документ читается по частям, разными учениками. Желательно, чтобы читали те, кто умеет хорошо читать. По ходу чтения учитель объясняет необычные выражения и фразы в тексте документа, термины. После пояснения учителя следуют комментарии самих учеников. Они пытаются передать содержание своими словами. Но не весь документ, а частями. Текст нужно разделить по смыслу. Учитель сам должен разделить текст по смыслу. Потом ученики сами комментируют прочитанное, но после объяснения учителем незнакомых мест. Естественно, что учитель помогает комментировать. При работе с документами хорошо акцентировать внимание на составлении конспектов этого документа, краткое содержание к каждому прочитанному абзацу. Либо составление плана-конспекта всего документа. Документы хороши тем, что они показывают противоречивость различных взглядов на какое-то явление или событие. В историографии есть различные точки зрения на проблему. А вот источник – и видно, на основании чего эти предположения построены. Работа с первоисточником позволяет прикоснуться к фундаменту всех теоретических построений.

Каким образом проверять знания учеников? Каким образом выставлять оценки? Чтобы упростить знакомство с темой, надо сказать, что в целом учебный материал и результаты его усвоения можно условно разделить на 2 группы. Формализованные, т.е. объективированные. Неформализованные, т.е. субъективированные. Формализованные, или объективированные знания – это устоявшиеся в науке документально подтвержденные положения (о месте, времени, участниках исторических событий и явлений, их продолжительности, численности действовавших лиц), а также признаки исторических понятий и термины. Формализованные, или объективированные знания в целом воспринимаются школьниками в виде четких, немногословных ответов, не требующих развернутых объяснений и доказательств. Например: в каком году произошло то-то? В таком-то. Неформализованные, или субъективированные знания это всевозможные интерпретации исторических фактов: оценочные мнения очевидцев, современников и потомков о событиях прошлого, личностные высказывания об их причинах и характере. Например, различные точки зрения о том, как жилось крестьянам при крепостном праве. Раньше однозначно говорили, что плохо. Сейчас есть мнение, что нормально. Тогда непонятно, почему революция произошла. Можно порассуждать о причинах чего-нибудь. Либо о вкладе личности в историю. Тиран, диктатор – поднял страну. Главная ценность в данном случае это умение логично и доказательно изложить свою точку зрения. Наиболее распространенный вид проверки знаний – формализованный. Наиболее распространенный вид задания для проверки таких знаний – тест. Тест – это краткое стандартизованное задание, направленное на выявление и оценку достижений учеников определенного государственным стандартом уровня предметной подготовки. Иными словами, есть определенный перечень знаний, который необходимо вынести ученикам в рамках изучения какого-то раздела курса истории. Тест выполняется для отработки данных знаний. Есть особые тесты для проверки специальных способностей и достижений учащихся. Наиболее распространенный вид теста – с несколькими вариантами ответов. 3-4 варианта ответа. Бывают тесты, где 2 правильных варианта ответа из 3х. Но лучше так не делать, чтобы не было путаницы. Есть тесты с несколькими вариантами ответов. Есть альтернативные задания. Есть большие группы тестовых заданий. Есть задания на установление соответствия. Задания с несколькими вариантами ответа самые распространенные. Они простые. Тест состоит из основной части, которая содержит утверждение или вопрос и несколько вариантов ответа, из которых нужно отобрать правильный. Бывают хитрые задания, где нет правильного ответа, или несколько вариантов правильных. Можно тест без варианта ответа. Только вопрос. Тест проверяет стандартизованные знания. Тест подразумевает четко сформулированный вопрос и однозначный ответ. Бывают некорректно заданные вопросы. Их дают с умыслом, чтобы завалить студента. В школе так поступать нельзя. Альтернативные задания содержат некие утверждения, которые ученик должен оценить как истинные или ложные, используя такие слова: да-нет, + или –. Такие задания позволяют выявить знание или незнание конкретных вопросов. Подразумевают односложный ответ. Альтернативные задания носят поверхностный характер, они используются при первоначальной проверке и первичном повторении нового материала. Поэтому сфера применения альтернативных заданий уже, чем тестов с вариантами ответа. Задания на восстановление соответствия. Ученикам предлагается соотнести элементы 2х-3х списков. Дата, событие, личность. Сюда можно включать задания по хронологии, картографии. Задания на восстановление. Эффективны при повторении, систематизации материала. Есть здания с ограничениями на ответы. Есть предложение либо отрывок из документа. В этих предложениях пропускаются ключевые слова: понятия, имена, даты, названия. Ученики должны заполнить пропуски. Задание на группировку исторической информации. Например: определите, что из нижеперечисленного характеризовало мировоззрение людей средневековья, а что раннего нового времени. Или правильно сгруппировать разные изречения. Например, перечислено вооружение. Сгруппировать по разным эпохам. Задание на определение последовательности. Задания на исключение лишнего. Например, перечислены законные правители и самозванец. Задание на аналогию. Эти стандартизированные задания отчасти хороши, отчасти содержат отрицательные моменты. Они удобны для проверки формализованных знаний. Они позволяют проверить элементарный уровень познавательных умений учащихся. Они применимы на каждом этапе обучения, во всех классах, с 4 по 11. Задания можно использовать во всех формах ученической работы. Можно разбить класс на группы и каждой группе дать свои тесты. Тесты позволяют быстро и качественно провести анализ подготовки учащихся. Задания для проверки неформализованных знаний и сложных познавательных умений. Задания с «отрытыми ответами». В связи с тем, что стандартизированные задания не универсальны, они не могут охватить всю сложную гамму знаний. Они не способны выяснить, умеет ли школьник проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках. Они не позволяют рассказывать об исторических событиях. Таким образом, отбрасывается личностная сторона познания прошлого. Тесты не стимулируют развитие развернутой письменной и устной речи. При проверке неформализованных знаний содержание ответа жестко не регламентировано. Но существует определенная объективная шкала. Здесь больше возникает сложностей, поскольку нельзя создать унифицированную схему проверки. Типы проблемных заданий для проверки знаний: образные, творческо-образные, логические, проблемные, эссе. Образные задания. Они учат видеть, адекватно усваивать, воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий или явлений. Например: опишите египетский храм. Опишите свои чувства при таком-то событии. Иногда забавно слушать такие ответы. Составьте рассказ о путешествии по Англии в 16 веке. Опишите свое путешествие на корабле Колумба. Творческие образные задания. Они рассчитаны на реконструкцию ярких эмоционально окрашенных образов исторических фактов. Причем эти исторические факты учащиеся воссоздают с максимальной детализацией. Поэтому при таких заданиях школьникам необходимо использовать приемы персонификации, драматизации или стилизации. От имени путешественника, приехавшего в Афины в 5 веке до н.э., расскажите о впечатлениях о городе. Или напишите от лица вассала письмо сеньору. Заранее надо предупредить, что письмо должно занять 1 лист. Сразу оговорить, чтобы было не меньше 10 предложений. Можно описать картину с репликами участников. Логические задания. Они позволяют осмысливать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения. Организуют познавательную деятельность, направленную на формирование причинно-следственных связей. Логические задания бывают 2х видов. 1 вид – без информации, 2 вид – с информативной частью. Без информации логическое задание: почему туркам-османам удалось завоевать Балканский полуостров. Либо – докажите, что католическая церковь была крупнейшим землевладельцем. Логическое задание с информативной частью: обычно содержит пространные фрагменты письменных источников, либо статистические сведения и факты. Такое задание расширяет знания. Например: название района в Афинах Керамик происходит от слова керамос – глина. Какое слово в русском языке имеет общий корень. Эпоху Карла Великого историки назвали Каролингское возрождение. Что и как возрождалось в то время и насколько успешно? Критерии оценки заданий. Для каждого рода заданий свои оценки.

Результаты обучения истории, способы оценивания. Есть 2 типа знаний и 2 способа их диагностики и оценивания знаний. Есть формализованные или объективированные знания, и неформализованные или субъективированные знания. Неформализованные знания требуют различных подходов к их оцениванию. Есть разные способы выставления оценок за эти знания. Творчески-образные задания. Каким образом их оценивать? Критерии оценки: 1) Историческая достоверность творческого рассказа. 2) Содержательность изложения, привязанность к заданной теме и сюжету. Надо смотреть, чтобы школьник не отвлекался от темы. 3) Яркость, эмоциональность и оригинальность изложения. 4) Идентификация себя с героем, от имени которого ведется рассказ. 5) Умелое использование предложенных и дополнительных приемов творческой реконструкции, образом исторического прошлого. 6) Целостность, логичность и завершенность изложения. Д.б. вступление, основная часть, заключительная часть, выводы. 7) Характер и количество источников литературы, использованных в работе. Критерии оценки образного задания: 1) Историческая достоверность рассказа. Точность воспроизведения, правильность дат, событий. 2) Содержательность изложения. 3) Яркость, эмоциональность, образность изложения. 4) Целостность, логичность и завершенность изложения. Логические задания с вариантами и без вариантов ответа. Отличительной особенностью проблемных заданий является то, что они не содержат исходной информации, и не указывают точные способы решения. Проблемные задания предусматривают творческую деятельность учащихся или способность находить оригинальный способ для решения новых задач. Эссе – это жанр философской литературно-критической прозы, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением (но адекватным), ориентированным на разговорную речь. В эссе упор делается на формулирование учеником собственного мнения по поводу тех или иных фактов прошлого, либо оценочных суждений других людей. Вопросы для написания эссе можно взять легко из головы. Например: как вы считаете, уместно ли сравнить русско-японскую войну 1904-1905 годов с Крымской войной 1853-56 года. Нельзя ответить односложно: да или нет. Необходимо дать развернутый ответ, привести различные аргументы, доказательства. Эссе должно содержать исторические факты, а не общие рассуждения. Нужно дать ученикам примерный объем. Например сказать, что эссе должно быть на страницу, на лист. Пример задания: Согласны ли вы с мнением американского президента Буша, что холодная война закончилась в 1991 году, и победу в ней одержали США? Необходимо дать утверждение: да или нет, а затем дать аргументацию, перечислить факты, закономерности, события. В эссе должна быть собственная позиция. Критерии оценки эссе: 1) Понимание учащимися главной мысли задания и ее развитие в своей творческой работе. 2) Количество и качество аргументов в защиту определенной точки зрения. 3) Ясное выражение собственной позиции. 4) Круг источников информации, использованных в эссе. Эссе можно давать и на дом, можно взять энциклопедию, множество других источников информации. 5) Целостность, логичность и завершенность работы. 6) Оригинальность стиля, формы, языка изложения. Чтобы не было косноязычия. Необходимо учитывать позицию автора. За это повышать оценку. Написанием эссе не следует злоупотреблять, но желательно выставлять за эссе положительные оценки, чтобы стимулировать творческую активность учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *