В чем важность изучения обществознания для будущих медработников
Медицинские интернет-конференции
Языки
Роль гуманитарных наук в обучении студентов-медиков
Смолова А.А., Цапикова Ю.С.
Роль гуманитарных наук в обучении студентов-медиков
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева
Врач – одна из достойнейших, нов то же время это иодна из труднейших профессий, требующая глубоких познаний во многих сферах.Поэтому среди сугубо клинических дисциплин студенты изучают и общие гуманитарные предметы: историю, философию, психологию, культурологию, биоэтику.
Становление профессионально и социально ответственной личности будущего специалиста в условиях современного времени, когда нравственные нормы сильно варьируются, а иногда и вовсе отрицаются, становится их первостепенной задачей, подчеркивая необходимость изучения психологии, культурологии.
Философия же помогает врачу составить целостную картину, объединив накопленные знания и полученные от пациента сведения. Основы правовых знаний важны для формирования профессиональных навыков. Биоэтикапозволяет изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются общеобязательными, в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия врачей и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности врача невозможно не только без овладения знаниями, но и без общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных дисциплин.
Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Краснодар, 2013. С.65-70.
Науменко П.С. Гуманитарная подготовка врача //Актуальные проблемы раз- вития высшей медицинской школы. – Новосибирск: Носиб. мед.инс-т, 1991. С.14-15.
Эссе на тему «Роль социально-гуманитарных наук в подготовке медицинских работников в системе СПО»»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
Структурное подразделение №3
Роль социально-гуманитарных наук в подготовке медицинских работников в системе СПО
ФИО: Солоненко Ярослав Алексеевич
Преподаваемые дисциплины: ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)
Педагогический стаж: 3 года
Стаж работы в данном образовательном учреждении: 1 год
Медицинская сестра – одна из важнейших, но в то же время это одна из ответственных и сложных профессий, требующая познаний во многих сферах общественной жизни. Поэтому среди клинических дисциплин студенты изучают и обще гуманитарные предметы: обществознание, историю, философию, психологию, культурологию, биоэтику.
На мой взгляд, становление профессионально и социально ответственной личности будущего специалиста в условиях современности, когда нравственные нормы сильно варьируются, а иногда и вовсе меняются, становится важной задачей, подчеркивая необходимость изучения обществознания, истории, философии и других социально-гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования.
Гуманитарный аспект медицинского образования отражает ряд проблем в работе медицинского работника, такие, как: проблема взаимоотношения с пациентами, членами семей пациентов и с коллегами, вопросы медицинского права и этики, проблема целостного подхода при профилактике и лечении заболеваний, аспект воздействия научных открытий на благополучие и улучшение здоровья человека, обмен передовым опытом в профессиональной сфере и т.д.
Важное место, вместе с профессиональным мышлением, занимают требования к гуманистическому сознанию и личности медика-профессионала. Так как это человек, занимающий позицию оказания помощи и несущий личную ответственность и участие в судьбе пациента. Поэтому в систему медицинского образования включены дисциплины, предметом которых является человек и общество. И именно поэтому так важна роль преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в гуманистическом воспитании будущего медика.
Моя роль, как преподавателя общественных дисциплин, помогать студенту-медику составить целостную картину окружающей действительности, объединить накопленные знания и сведения, полученные от пациента. Дать основы правовых знаний, чтобы у будущего специалиста сформировалась правовая база профессиональных навыков. Довести до студента основы биомедицинская этики и профессиональной этики, позволяющие изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются важными в жизни медика, в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия медицинских работников и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности медицинского работника, невозможно без овладения знаниями общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных
Хотелось бы отметить в заключении, что медицинская профессия формируется исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. Воспитывать нравственные качества в будущих студентах-медиках я считаю одной из самых важных педагогических задач как моих, так и всего педагогического состава в целом.
Список используемой литературы:
Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5, — С. 75.
Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Краснодар, 2013. С.65-70.
Микиртичан Г.Л. Гуманитарная составляющая медицинского образования// URL: http://www.zdrav.ru/library/
1 Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5, — С. 75.
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Обухова А.С., учитель обществознания МБОУ СОШ № 35
Роль предмета обществознание в популяризации специальностей технической направленности
В современном обществе необходимость и важность обществознания уже достаточно осознаны. Формируя целостное представление об обществе, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение. Он вбирает в себя самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, но не является простой суммой их. Именно благодаря обществознанию мы имеем возможность приобретать знания об обществе, в которых многообразие информации приводит к мировоззренческим изменениям в сознании, связанным с пониманием общества.
Создавая изменения в мировоззрении, обществознание дает молодежи необходимые знания о морали и обществе, в котором мы живем. Поэтому обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой профессии, потому что нет настоящего гражданина без знания общества. Обществознание помогает учащимся адаптироваться к переменчивой и сложной социальной действительности, способствует успешной социализации личности, оказывает профориентационную помощь.
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации.
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности .
Так как обществознание охватывает широкий круг различных наук, то изучение этого предмета позволяет правильно выбрать будущую профессию.
В самом курсе обществознание включены темы профориентационного характера.
На разных ступенях изучения курса учащиеся приобретают определенные навыки:
В 5-7 классах происходит развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Этому способствуют такие темы курса, как «Человек и его деятельность», «Потребности человека», «На пути к жизненному успеху», «Мастерство работника», «Экономика и ее основные участники».
В 8-9 классах происходит формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. Темы курса: «Социальная структура общества», «Социальные статусы и роли», «Образование», «Производство-основа экономики», «Право на труд. Трудовые правоотношения», «Социальные права».
В 10-11 классах начинается профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Темы курса: «»Профессиональный выбор», «Деятельность людей и ее многообразие», «Трудовая деятельность», «Многообразие современного мира», «Глобализация и ее последствия».
Деятельность в сфере профориентации осуществляется через различные методы и приемы.
Например, урок-конференция. Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия;
краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;
основные специальности, связанные с данной профессией;
примеры биографий лучших представителей профессии.
2. Производственное содержание профессии:
место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность;
предмет, средства и продукт (результат) труда;
содержание и характер (функция) трудовой деятельности;
объем механизации и автоматизации труда;
общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества;
связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью;
элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.;
экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии;
пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, ВУЗы;
связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы. Тем значимее становится наша работа в данном направлении.
Выберите отрасль, в которой будете работать.
Какой товар она должна производить?
Каковы ваши должностные обязанности и сфера компетенции.
Какие знания школьного курса вам понадобятся?
Что необходимо сделать, чтобы эффективно организовать работу?
Последовательно опишите ваши действия.
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
Таким образом, роль предмета «Обществознания» в области популяризации специальностей технической направленности значительна. Основывается на социализации личности учащегося и дальнейшей его адаптации к современным жизненным реалиям.
В чем важность изучения обществознания для будущих медработников
Обществознание – странное слово!
Оно непонятно, но вроде знакомо.
Общество – это все люди Земли,
Люди страны и люди семьи.
Но вот интересная, странная штука:
Как человек появился на свет –
Даст биология точный ответ.
Обществознание. Чем оно важно?
Обществознание что изучает?
Что же такое секретное знает?
— Слово «обществознание» состоит из двух слов, каких?
— Что значат эти слова?
— Общество – общее, сообща, люди, все мы, присутствующие в этой аудитории, люди нашей страны, человечество.
— Знание – знать, узнавать, познавать.
Обществознание – наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношения с окружающим миром.
Обществознание опирается на такие общественные науки как история, экономика, право, политология, социология, психология.
Обществознание способствует становлению и развитию личности, т. к. помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся в обществе, подталкивает к самовоспитанию, помогает занять достойное место в обществе, самореализоваться, состояться.
В современном обществе наблюдается более поздняя социализация молодых людей, иногда создаётся впечатление, как будто дети живут в ином придуманном ими мире, т. к. они плохо представляют, что происходит вокруг них. Молодые люди могут отлично ориентироваться в Интернете, но теряются при решении обычных повседневных проблем, поражает узость кругозора.
Признавая ценность каждого отдельно взятого ребёнка, я пытаюсь, с помощью преподаваемого предмета, помочь ему найти своё достойное место в обществе, уважать себя и окружающих людей, быть ответственным за свой свободный выбор.
Значение обществознания в современном мире возрастает. Это понимают наши руководители. Сейчас изучение этого предмета начинается с 5 класса, а при поступлении даже на технические специальности требуется сдача экзамена по обществознанию.
Познакомиться с нашим обществом, его проблемами можно только активно участвуя в его жизни и деятельности. На уроке создаю проблемные ситуации, провожу ролевые игры, работаем с различными источниками информации, анализируем их, ставим вопросы, ищем ответы на них.
Работа в группах по теме : Человек среди людей
Какие качества ценятся в обществе? Для этого ответить на вопросы.
Поэт Игорь Северянин писал:
«Благословенны будьте, травы
И воды в зелени оправ!
Виновных нет: все люди правы,
Но больше всех – простивший прав!»
Как вы считаете, какое качество человека воспевает поэт?
Почему это качество ценится в обществе?
В Белоруссии есть такое поверье: если человеку предложили два яблока на выбор, и он предпочёл худшее – это хороший человек.
Как вы понимаете это поверье?
Справедливо ли оно?
Попугай сидел вместе с вороной в одной клетке.
О, как он страдал от такого соседства
«Какой отвратительный чёрный цвет, какая безобразная фигура,
Ворона тоже мучилась от общества попугая.
Грустная и подавленная, она сокрушалась:
«Почему именно на мою долю выпало такое несчастье?
Мне было бы куда приятнее сидеть с другой вороной и
радоваться тому, что мы вместе»
О чём эта притча восточного мудреца Саади? Какой вывод можно сделать?
Подумайте и выскажите свои мысли по поводу того, что
«только труд даёт право на наслажденье жизнью»
Что имел в виду философ Сократ, говоря:
«Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя,
сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть
В 7 классе изучаем особенности личности, сталкиваемся с понятием темперамент, выясняем особенности каждого типа темперамента. Прошу ребят определить свой темперамент, а также темперамент учителя. Объясняю, что нет хорошего или плохого темперамента, есть особенности, которые нужно учитывать в общении, в работе с данным человеком.
Обществознание курс мировоззренческий, именно на нашем предмете мы выясняем смысл этого понятия, знакомимся с типами мировоззрения, положительные стороны и недостатки каждого типа.
В теме политическая идеология и её виды, выясняем особенности каждой идеологии, определяем, какой вид идеологии возможен при демократии.
Конституция определила РФ как правовое, социальное государство. Важно не только провозглашение этих целей, но и их реальное воплощение. Что сегодня необходимо доработать, от кого это зависит, что делать?
Всё начинается с каждого конкретного человека. Поменять весь мир мы не сможем, подстроить его под себя тоже. Выход один меняться самим.
Стараюсь постоянно теорию оживлять исторической и современной действительностью, привлекаю СМИ.
Главное научить детей размышлять, ставить вопросы, искать ответы на них, быть не пассивными наблюдателями, а участниками общественной жизни.
В общении с учениками, коллегами, родителями придерживаюсь «золотого правила морали»: «Во всём поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» ( Матфея 7:12 )
Всё начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка –
Всё начинается с любви.
Всё начинается с любви!
Вы со мной согласитесь, что профессия учителя призвана служить людям, детям. Всё, что знаю, умею, стараюсь отдать. А чего не знаю, не умею делать стараюсь научиться. Век живи, век учись.
Полагаю, что не только взрослые учат детей, но и мы многому учимся у детей.
Нынешнее поколение молодых людей является более свободными, более мобильными, более талантливыми, но они нуждаются в мудром наставнике, т. к. разобраться, что хорошо, а что плохо им намного сложнее.
О ЗНАЧЕНИИ МЕДИЦИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В современном обществе, где научный прогресс приобрел чрезвычайного развития, общество потеряло гораздо больше, чем получило. Существенное облегчение жизни человека заставило его несколько деградировать в плане выработки иммунитета и его относительной устойчивости. Ограничивая себя в физических нагрузках, человечество стало значительно слабее, по сравнению с прошлым поколением. Тысячу лет назад, человечество страдало от страшных инфекционных заболеваний только потому, что медицина была недостаточно развита и сами люди не имели представление об элементарных методах предотвращения болезни. Сейчас же развитие современной медицины дает нам широкий спектр возможностей профилактики и лечения многих заболеваний, но учитывая даже такие факты, стихийной болезнью в настоящее время является ожирение, которое по тяжести даже не стоит рядом по сравнению с инфекционными болезнями. Современная медицина позволяет нам значительно облегчить течение многих болезней, но, к сожалению, не укрепляет при этом наш иммунитет. Во времена когда выживали только сильнейшие, мы эволюционировали, ведь сохранялся генотип только самых сильных и выносливых, а сейчас большинство лекарств содержат уже готовые антитела, которые не приводят к выработке дальнейшей генетической памяти в определенной болезни.
Итак, роль медицины, по моему мнению, не только вылечить болезнь, но и адаптировать организм, сформировать прочный иммунитет, который будет базироваться исключительно за счет ресурсов самого человечества.
Здоровье имеет особое значение в жизни каждого человека, это ключевой аспект национальной безопасности, оно определяет возможности достижения индивидуального и общественного благосостояния и благополучия, перспективы устойчивого развития. В современных условиях значение здоровья существенно переосмысливается с учетом понимания его как неотъемлемого права человека, с точки зрения существующих угроз и вызовов, растущих требований к качеству здоровья, технологических и финансовых возможностей его обеспечения.
Здоровье людей является приоритетом любой страны. Каждая страна стремится к построению лучшей и наиболее справедливой системы здравоохранения, которая позволяет максимально охватить население доступными медицинскими услугами высокого качества. Каждое общество стремится законодательно на уровне государства определить важность здоровья нации. В нашей стране это закреплено на уровне Конституции.
Соответственно и профессия медицинского работника в современных условиях приобретает особенное значение. Медицинские кадры сейчас рассматриваются как стратегический капитал, и 70% всех капиталовложений в отрасль здравоохранения в мире направлены именно на кадровое обеспечение.
Профилактика, как основа медицины.
По статистическим данным вклад профилактический мероприятий в снижении смертности равно – 55%, тогда, когда лекарственных – 37%. Это является ярким доказательством того, что профилактика является более весомым фактором в процессе сохранения здоровья человека.
Роль современной медицины должна основываться именно на создании и предотвращении возникновения новых заболеваний и стимуляции иммунитета к уже существующим.