В чем важность описания симптомов
Важность сопутствующих симптомов
Мысль предшествует действию:
Важность сопутствующих симптомов
(Статья из журнала «Гомеопатия сегодня» Национального Центра Гомеопатии, США. Март, 2001 г., выпуск 21, №3, стр. 10-11)
Недавно я слышала рассказ об очень удачливом и знаменитом индийском гомеопате. Он отлично вёл истории болезни и обладал способностью быстро и точно схватывать основные аспекты случая пациента. Иногда, однако, как это случается при гомеопатическом интервью, характерные аспекты дела так медленно обнаруживаются, что кажется, что они никогда не будут найдены. В таких случаях, в своём стремлении добраться до самой сердцевины, он наклонялся вперёд и требовал от удивлённого пациента: «Сопутствующие! Давайте мне сопутствующие!»
Другие гомеопаты используют другую технику, казалось бы, безобидный, но очень важный вопрос: «Что-нибудь ещё?» Кажется, что это может произойти в конце интервью, но ответ на него может привести к последующей получасовой беседе, из которой вытекает очередное «Что-нибудь ещё?» Подобно бесконечной песне, цикл продолжается по мере того, как этот могущественный вопрос открывает всё больше дверей в неизведанные аспекты дела.
Сопутствующие симптомы, те, которые кажутся вспомогательными или не связанными с главной жалобой, имеют первостепенную важность в гомеопатии. Это те симптомы, которые пациенты могут опустить или упомянуть их с вводной фразой типа: «Я не думаю, что это важно, но…». Подобное словосочетание заставляет вздрагивать сердце гомеопата, потому что оно часто ведёт к самой важной информации во всём интервью.
Словари определяют значение слова «сопутствующий» как «вспомогательный», «случайный», «подчинённый» или «сопровождающий» и отмечают, что сопутствующий элемент «может быть связан или не связан» с главным моментом. В них объясняется, что сопутствующий симптом «не обязательно связан причинной связью с главным, который он сопровождает; связь является неточной и неопределённой».
Сопутствующее может индивидуализировать
Иногда важность сопутствующему симптому придаёт то, что он придаёт индивидуальность определённой истории болезни. При любом заболевании определённые симптомы являются общими для большинства людей, страдающих данной болезнью; это те симптомы, которые используются для диагностирования заболевания, т. е. патогномоничные. Однако каждый человек выражает заболевание по-своему, и иногда индивидуальность выражается в сопутствующих симптомах. Может показаться, что данный симптом не имеет ничего общего с главной проблемой человека, потому что он выпадает за рамки диагноза, но с тех пор как он сопровождает эту проблему, он помогает увидеть картину подходящего препарата. Симптомы, которые отличаются от общей картины, являются наиболее выразительными показателями индивидуума и, таким образом, наиболее полезны при определении индивидуально подходящего препарата.
Например, при эпидемии гриппа, при которой общими симптомами являются лихорадка, насморк и головная боль, у одного человека может быть внезапная седалищная боль, в то время как у другого неприятная сухость во рту. Эти сопутствующие симптомы могут дать ключ к индивидуальным препаратам, в которых нуждаются данные люди. При сухости во рту, например, можно предложить препарат Бриония, и, если общие симптомы и модальности подтверждают этот препарат, он может быть хорошим выбором.
К слову сказать, сопутствующий симптом может привести нас к препарату, но он не может использоваться один как определитель выбора препарата, так как картина человека в целом должна совпадать с картиной препарата. В случае с гриппом типа Бриония, общая картина должна содержать модальности Брионии, ухудшение при движении и улучшение от давления; может возникнуть боль при кашле или движении. Сухость во рту, которая привела нас к Брионии, становится одной частью общей картины препарата.
Сопутствующие симптомы могут быть «странными, редкими и необычными»
Странные, редкие и необычные (СРН, англ. SRP) симптомы являются золотоносной жилой гомеопатии. Это симптомы, которые ставят в тупик, иногда необъяснимы, часто «загадочны» и всегда интересны. Они необычны и могут даже быть уникальными; следовательно, они высоко индивидуализированы.
Зачастую «поразительный, исключительный, необычный и загадочный» симптом выражается как сопутствующий. Если я прихожу, чтобы вылечить бронхит и описываю мой кашель и апатию, я могу даже не подумать упомянуть о том, что мой стул стал зелёным с тех пор, как у меня начался кашель; однако этот странный, редкий и необычный симптом, являющийся сопутствующим, может оказаться наиболее индивидуализированным аспектом при других обстоятельствах типичного, неопределённого бронхита. Как объясняет Ганеманн в Афоризме 154, препарат, который подходит под этот необычный симптом является наиболее «подходящим» гомеопатическим специфическим препаратом для данного состояния».
Сопутствующие симптомы завершают целостность
В основе всех этих наблюдений сопутствующих симптомов и их потенциала указывать на правильный препарат лежит тот факт, что в действительности не существует такого понятия как сопутствующий симптом. Мы думаем о симптомах как о «сопутствующих» только потому, что мы категоризируем симптомы как «относящиеся к диагнозу» или «чуждые диагнозу». Эта наша привычка распределять симптомы по категориям на самом деле идёт против гомеопатического понимания состояния пациента как целостности.
Когда они правильно определяются вместе с общим состоянием пациента, они перестают быть «сопутствующими» и просто становятся одним аспектом, и потенциально важным аспектом, целой картины, которая отражает препарат. Это происходит потому, что, как и все прочие составляющие картины пациента, они производятся живительной силой и представляют из себя её язык для сообщения о природе её расстройства. Ганеманн пишет в Афоризме 7: «Целостность этих симптомов является внешним отображением образа внутреннего течения болезни, что происходит от страдания жизненной силы. …Таким образом, целостность симптомов должна быть самой важной составляющей, единственной в каждом случае заболевания, которую доктор должен распознать и устранить посредством своего искусства так, чтобы болезнь была излечена и трансформирована в здоровье».
Действительной целью уделения внимания сопутствующим симптомам является понимание целостности заболевания, цельной картины, посредством которой расстроенная живительная сила описывает своё состояние. Когда мы понимаем сопутствующие симптомы в надлежащем контексте, они помогают нам завершить уникальную и безошибочную цельную картину пациента. Сопровождающие занимают своё место в ансамбле, танцевальные партнёры становятся парой, и пара становится командой.
Энн Джером Кроус, доктор философии, имеет сертификат по классической гомеопатии, профессор Американских Исследований в университете Стетсона, получила степень бакалавра в Йеле и Магистра искусств в области педагогики/доктора философии в Университете Брауна. Она гомеопатический ассистент Джои Шоэн, доктора медицины в Орландо, Флорида, член правления Совета по Гомеопатической Сертификации, а также член профессорско-преподавательского состава Школы Гомеопатии, Нью-Йорк. Она является автором многих статей в гомеопатических и других научных журналах.
При копировании материалов ссылка на «Краснодарский Краевой Центр Гомеопатии» обязательна.
Copyright © Krasnodar Regional Homoeopathic Center 2000
Симптомы и первые признаки коронавируса (COVID-19) у взрослых по дням
Инкубационный период при COVID-19
Инкубационный период – это время, которое прошло с момента последнего контакта с носителей и проникновения вируса в организм до появления первых симптомов коронавируса у взрослого человека.
Как быстро появляются симптомы коронавируса после заражения?
Концентрации вируса, который проник в организм.
Способности организма противостоять вредителям.
Согласно данным немецких специалистов среднее время составляет 6-7 дней. На практике минимальный срок составляет 2 дня, максимальный – 21 день.
Именно поэтому врачи рекомендуют ограничить общение с людьми в течение 14 дней после предполагаемого контакта с носителем вируса.
В инкубационный период человек не проявляет самых явных признаков коронавируса и может заражать окружающих. Если через две недели никаких признаков не было обнаружено, значит, могло произойти два варианта развития событий:
Организму хватило собственных сил справиться с инфекцией.
Болезнь протекает в легкой форме.
Что делать, если появились симптомы коронавируса?
При обнаружении признаков общего недомогания, аллергии, простуды немедленно обратитесь к врачу. Он предложит вам сдать мазок на коронавирус для уточнения диагноза и выпишет необходимые препараты для лечения.
Первые признаки коронавируса у взрослых
Сложность диагностики коронавируса в начале 2020 года вызвал тот факт, что все симптомы схожи с начальными признаками обычной простуды или гриппа. Таковыми симптомами являлись слабость, тошнота, сухой кашель и головная боль.
Они проявлялись на седьмой день заражения, при более тесном контакте с носителем – на пятый. Люди со стойким иммунитетом могли не подозревать о наличии болезни до 4-х недель.
Что делать при появлении ранних симптомов коронавируса?
При обнаружении ранних признаков COVID-19 врачи клиники МЕДЕЛ рекомендуют на некоторое время поменять образ жизни и придерживаться следующих правил:
Во время болезни организму нужны силы для борьбы с вирусом.
Постарайтесь высыпаться и не давать повода для ухудшения состояния из-за нехватки сна.
Предметы общего пользования могут быть разносчиками микробов, в таком случае вы рискуете заразить ваших домочадцев.
Избыточная сухость может ухудшить ваше состояние.
Вода – это отличное средство для борьбы с интоксикацией.
На период карантина постарайтесь ограничить общение с членами семьи и по возможности изолироваться от них. При ухудшении самочувствия вызовите лечащего врача на дом.
Вам обязательно должны провести экспресс-тест на Ковид. Если результат окажется отрицательным, потребуется проведение второго теста для исключения ошибки.
Будьте внимательны! Если выбранное лечение не приносит результатов в течение нескольких дней, а самочувствие только ухудшается, необходимо немедленно вызвать скорую помощь.
Отличия коронавируса от ОРВИ
Коронавирусная инфекция относится к острым респираторным вирусным инфекциям, имеющим схожие симптомы: общая слабость, субфебрильная температура, головная боль, першение в горле, сухой кашель и заложенность носа.
Длительный сухой кашель, сопровождающийся болью в грудной клетке.
Длительность течение ОРВИ до 10 дней, коронавирусная болезнь может перейти в тяжелую форму уже на 5-6 день.
Температура 37-38 градусов держится более пяти дней и не поддается терапии лекарственными препаратами.
Нарушения работы со стороны желудочно-кишечного тракта.
Отличия коронавируса от гриппа
Отличить коронавирусную инфекцию от гриппа несколько сложнее: у них довольно много схожих признаков. Перечислим основные:
Общий путь передачи от человека к человеку – воздушной капельный или контактно-бытовой.
Схожие симптомы общей интоксикации.
Нарушения в работе пищеварения.
Однако все же отличить заболевания можно:
У пациентов, болеющих гриппом, на первом месте выходят симптомы общей интоксикации, а температура сразу поднимается до высоких значений.
Симптоматика коронавирусной инфекцией характеризуется последовательным и постепенным ухудшением самочувствия. Кроме того, температура не сразу повышается до высоких значений – первые два дня – 37-37,5, на 5-6 день – до 38 градусов.
Какие еще болезни можно спутать с Covid-19?
Пневмония. Пневмония может быть вирусной и бактериальной природы (наиболее частые возбудители – пневмококки).
Аллергии. Клиническая картина Сovid-19 часто бывает сходна с аллергией: нарушения со стороны респираторной системы, головокружение, проблемы с обонянием.
Бронхиальная астма. В большинстве случаев бронхиальная астма имеет неинфекционное происхождение и сопровождается экспираторной одышкой.
Как понять, что ты заболел коронавирусом?
Как понять, что ты заболел коронавирусом?
Существует определенный набор симптомов, характерный для каждого варианта течения болезни. Сначала разберем, какие формы коронавирусной инфекции существуют и насколько они опасны.
Существует 4 формы протекания болезни:
Данный вариант протекания болезни кажется самым безобидным, но нужно быть внимательным: при такой форме долговременный иммунитет может не выработаться. Это значит, что человек может заболеть еще раз при контакте с вирусом.
Легкая форма считается самой благоприятной: у человека не развиваются осложнения, а также успевает сформироваться долговременный иммунитет. Это значит, что вероятность повторного возникновения болезни сводится к минимуму.
При средней форме коронавирусной болезни необходимо обратиться к врачу и пройти лечебную терапию. На этой стадии существует высокая вероятность развития осложнений, поэтому нужно пристально наблюдать за состоянием своего здоровья.
При тяжелой форме коронавируса, как правило, необходима экстренная госпитализация.
Далее мы отдельно поговорим про симптомы коронавируса, характерные для каждой стадии.
Основные симптомы коронавируса
Признаки бессимптомного коронавируса
К признакам бессимптомного варианта протекания коронавирусной инфекции можно отнести лишь общую усталость и небольшое недомагание.
Стоит помнить, что даже при бессимптомной форме больной заражает окружающих людей.
Симптомы коронавируса в легкой форме
Легкое течение коронавируса – симптомы по дням:
1 день – повышенная утомляемость, общая слабость.
2 день – заложенность носа, першение и боль в горле.
3 день – головная боль, сухой кашель, температура (в том числе субфебрильная – 37-37,5 градусов).
Ранние симптомы коронавируса у взрослого человека в легкой форме могут быть без температуры и без кашля (или с редким кашлем).
Наименее распространенные симптомы
Отсутствие обоняния и (или) вкусовых ощущений,
Миалгия – ноющая боль в мышцах,
Мигрени различной степени интенсивности,
Кожные покраснения и кожный зуд,
Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта,
Непроходимое ощущение холода.
Пациенты редко отличают легкую форму коронавируса от обычной простуды.
Симптомы средней формы коронавируса
Самые явные симптомы коронавируса
Ощущение сдавленной грудной клетки,
Температура 38 градусов более 4 дней (не получается сбить),
Сухой кашель и мокрота,
Потеря аппетита, тошнота, диарея.
Наименее распространенные симптомы
Желание изолироваться от людей,
Пациенты старше 65-ти лет находятся в зоне риска – картина их заболевания с высокой вероятностью будет протекать атипичино и сопровождаться осложнениями различного характера.
Симптомы тяжелой формы коронавируса
Основные симптомы при тяжелой форме сходны с таковыми при средней форме болезни. Отличия лишь в степени их выраженности.
Внимание! При появлении затрудненного дыхания и болей в грудной клетки, необходимо срочно вызвать скорую помощь.
Сложно сказать, как протекают симптомы коронавируса по дням: у некоторых людей признаки COVID-19 проявляются более явно, у других – нет. Наиболее часто выраженность симптомов зависит от исходного состояния здоровья больного. Людям с хроническими заболеваниями труднее противостоять болезни, чем молодым.
В следующем разделе мы опишем примерную картину симптоматики коронавируса по дням у взрослых.
Симптомы КОВИД-19 у взрослых по дням
1-2 день. Клиническая картина коронавирусной инфекции напоминает острую респираторную вирусную инфекцию. Больной испытывает слабость, сонливость, повышенную утомляемость. На этом этапе может присутствовать заложенность, редкий сухой кашель.
3-4 день. В эти дни может повыситься температура до 37-37,5 градусов. У некоторых пациентов может пропасть обоняние и вкусовые ощущения, появиться боль в мышцах или суставах, заложенность носа.
Внимание! В небольшом проценте случаев наблюдаются кожные покраснения, мигрени, озноб или расстройства пищеварения различного характера (потеря аппетита, рвота, диарея).
5 день. Пятый день является ключевым в течении болезни. От того, насколько сильный или слабый у пациента иммунитет, зависит дальнейший исход:
В первом случае больной идет на поправку, и в дальнейшем все симптомы будут утихать.
Во втором случае клиническая картина усугубляется и развивается средняя форма болезни.
6-14 дней. Средняя форма коронавирусной инфекции проявляется одышкой, затрудненным дыханием и болями в грудной клетке. Прогрессирующая бледность, усиление кашля и одышки свидетельствует о развитии пневмонии.
Внимание! Данное состояние считается среднетяжелым и требует экстренной госпитализации. При обширном поражении легких человеку может понадобиться подключение к аппарату ИВЛ.
15-30 дней. Для того чтобы справиться с пневмонией организму нужно около двух недель.
Следует учитывать, что для окончательного выздоровления организму может понадобиться несколько месяцев. В течение этого времени может оставаться одышка и сухой кашель.
Симптомы коронавируса у детей и подростков
Симптомы коронавируса у детей и подростков по возрастам
1-3 года. В этом возрасте у ребенка не наблюдается явных симптомов коронавируса. Заболевание воспринимается как обычная простуда со всеми сопутствующими признаками: усталость, насморк, сухой кашель. Иногда ребенок отказывается от еды.
4-7 лет. В возрасте 4-7 лет у детей практически не встречается сильного ухудшения состояния. Ребенок может чувствовать першение в горле, осиплость голоса и заложенность носа.
8-17 лет. Школьники, студенты могут испытать незначительное повышение температуры, ослабление иммунитета.
Защитные силы иммунитета у молодых людей более сильные. От части, это объясняется активным образом жизни и отсутствием хронических заболеваний. Соответственно, дети и подростки легче переносят коронавирусную инфекцию (или вообще бессимптомно).
Клинические проявления Covid-19
Воспаление верхних дыхательных путей.
Пневмония без развития дыхательной недостаточности.
Пневмония с развитием дыхательной недостаточности.
Тромбозы и тромбоэмолии.
Вирус поражает не только дыхательные пути, но и сосудистую систему. Нарушение свертывания крови, развитие ангиопатий, тромбозов сосудов может привести к инфарктам и инсультам.
Цитокиновый шторм – это специфическая реакция организма на воспалительный процесс, характеризующаяся тем, что иммунные клетки начинают борьбу не только с антигенами, но и с собственными клетками.
Выздоровление
Разделение всей симптоматики по дням носит условный характер. Обычно человек выздоравливает на 6-14 день с начала проявления первых признаков коронавируса.
Пациент считается здоровым, если ПЦР тест на коронавирус показал отрицательный результат два раза подряд.
Сделать тест на коронавирус вы можете в клинике МЕДЕЛ. Для записи позвоните по номеру 8 (843) 207-18-00.
Методология постановки диагноза
Диагностические ошибки – самый частый вид врачебных ошибок. В большинстве случаев их возникновение зависит не от дефицита знаний, а от неумения ими пользоваться. Беспорядочный диагностический поиск даже с использованием самых современных специальных методов малопродуктивен. В практике хирурга очень важна правильная методика обследования больного. Весь диагностический процесс условно можно разделить на несколько этапов:
Этап I. Оценка симптомов
Выявляемые при обследовании пациента симптомы имеют различную диагностическую ценность. Поэтому, оценивая результаты опроса и данные физикального обследования, врач, прежде всего, должен выбрать из множества признаков болезни наиболее объективные и специфичные. Такие жалобы как ухудшение самочувствия, недомогание, снижение трудоспособности встречаются при большинстве заболеваний, встречаются даже при простом переутомлении и не помогают в постановке диагноза. Напротив, потеря веса, рвота цвета «кофейной гущи», схваткообразная боль в животе, усиленная перистальтика, «шум плеска», симптомы раздражения брюшины, «перемежающая хромота» – более специфичные симптомы, они свойственны ограниченному числу болезней, что облегчает диагностику.
Выделение одного главного симптома может подтолкнуть врача к принятию скоропалительных решений. Чтобы избежать этой ловушки, врач должен рассмотреть, как можно больше симптомов перед тем, как начать составлять их патогенетические комбинации. Большинство врачей – сознательно или нет – пытаются свести имеющиеся данные под один из клинических синдромов. Синдром – это группа симптомов, объединенных анатомически, физиологически или биохимически. Он охватывает признаки поражения органа или системы органов. Клинический синдром не указывает на точную причину заболевания, но позволяет значительно сузить круг предполагаемой патологии. Например, слабость, головокружение, бледность кожных покровов, тахикардия и снижение АД характерны для синдрома острой кровопотери и обусловлены общим патофизиологическим механизмом – снижением ОЦК и кислородной емкости крови.
Представив себе механизм развития болезни, можно перейти к следующему этапу поиска – по органам, с которыми связаны симптомы и синдромы. Диагностический поиск также облегчается определением локализации патологического процесса по местным специфическим симптомам. Это позволяет определить пораженный орган или систему, что значительно ограничивает число рассматриваемых вариантов заболеваний. Например, рвота «цвета кофейной гущи» или черный кал прямо указывают на кровотечение из верхних отделов ЖКТ.
При невозможности выделения клинического синдрома следует сгруппировать признаки в определенный симптомокомплекс, характерный для поражения определенного органа или системы. Для определения синдрома или выделения диагностического симптомокомплекса не нужно анализировать все имеющиеся у пациента симптомы, а бывает достаточно минимального их числа, необходимого для обоснования диагностической гипотезы.
Иногда характерных проявлений заболевания обнаружить вообще не удается. Тогда, в силу обстоятельств, для постановки предварительного диагноза и проведения дифференциальной диагностики приходится брать за основу неспецифические симптомы. В таких случаях полезно взвесить, какие из них могут служить основой для постановки предварительного диагноза и дифференциальной диагностики. Если главная жалоба – слабость, полезно сфокусировать внимание на сопутствующей бледности кожного покрова и потемнении кала. Если главная жалоба – тошнота, то для суждения о характере болезни следует взять сопутствующее вздутие живота и задержку стула. При этом уместно напомнить известный постулат: «выявленные симптомы нужно не складывать, а взвешивать».
Последовательность процесса диагностики в классическом варианте можно рассмотреть на следующем клиническом примере.
К Вам обратилась пациентка, 52 лет, по поводу приступов боли «в правом боку», беспокоящих ее в течение последних двух месяцев. Обычно приступ возникает после погрешностей в диете, особенно после приема жирной пищи, и сопровождается тошнотой и вздутием живота. Вне обострения сохраняется тяжесть в правом подреберье и чувство горечи во рту. В последнее время ухудшилось самочувствие и снизилась работоспособность. Результаты физикального исследования в пределах нормы.
У данной пациентки основная жалоба – боль в эпигастральной области и правом подреберье. Она обратилась за помощью потому, что боли повторяются и стали более интенсивными. Таким образом, выделение приступов боли в качестве ведущего симптома позволяет врачу сконцентрироваться на важном проявлении болезни, более всего тревожащем больную и заставившем ее обратиться за медицинской помощью.
У данной больной имеется вполне определенная клиническая картина. В подобных случаях врачи действуют на редкость похоже (ход рассуждений врача и его дальнейшие диагностические усилия будут представлены ниже).
Этап II. Постановка предварительного диагноза
Предварительное суждение о характере заболевания – следующий этап диагностического процесса. Подозрение на ту или иную болезнь возникает естественным образом при сопоставлении ее хрестоматийных описаний с имеющимися симптомами. В процессе такого сравнительного анализа у врача возникают догадки, зависящие от степени соответствия симптомов тому описанию болезни, которое он помнит. Часто подобное сопоставление позволяет быстро сформулировать предварительный диагноз.
Обычно врачи, руководствуясь скорее интуицией, чем логикой, мгновенно сопоставляют выявленные жалобы и симптомы с клиническими проявлениями определенных заболеваний, запечатленными в их памяти, и предполагают наличие той или иной болезни. Уже в ходе сбора данных, переключая внимание с одного симптома на другой или выделяя клинический синдром, врач не просто собирает информацию – он уже формулирует свои первые предположения об имеющейся патологии. Процесс постановки предварительного диагноза дает возможность превратить вопрос «что могло вызвать эти жалобы?» в другой вопрос, на который ответить легче: «нет ли здесь болезни N?». Такая стратегия значительно рациональнее, чем попытки поставить диагноз путем обобщения всех мыслимых сведений.
В случае с нашей пациенткой локализация боли и связь ее с приемом жирной пищи заставят большинство врачей сразу заподозрить желчнокаменную болезнь (ЖКБ). При этом заболевании боль обычно локализована в правом подреберье и возникает после приема жирной пищи. Таким образом, симптоматика у нашей больной вполне соответствует хрестоматийной картине ЖКБ. Теперь перед врачом встает другой вопрос: действительно ли у больной это заболевание?
Диагноз, установленный на основании анамнеза и физикального исследования, редко бывает бесспорным. Поэтому лучше говорить о вероятности того или иного предварительного диагноза. Как правило, врачи при этом используют выражения типа «скорее всего» или «может быть». Диагностическая гипотеза, как бы полно она ни объясняла развитие жалоб больного, остается предположительным построением, пока не выявлены диагностические, обычно лабораторно-инструментальные признаки болезни.
Этап III. Дифференциальная диагностика
В ходе дифференциальной диагностики перед нами встает иная, чем при постановке предварительного диагноза, задача. Формулируя предварительный диагноз, мы стремились определить одну возможную болезнь. Проводя дифференциальную диагностику, напротив, необходимо рассмотреть все сколько-нибудь вероятные в данной ситуации болезни и выбрать из них наиболее схожие для активной проверки. Сформулировав предварительный диагноз, врач нередко сознает, что перед ним – целый набор альтернативных версий. При использовании компьютерных систем диагностики можно поразиться огромному количеству вариантов, которые возникают на экране дисплея. Число диагностических версий возрастает еще более, если просмотреть список болезней, ответственных за тот или иной симптом. Нужна недюжинная рассудительность, чтобы из обширного списка возможных болезней выбрать те состояния, которые могут относиться к конкретному случаю.
Столкнувшись с длинным списком возможных диагнозов, мы должны, прежде всего, ограничить их число наиболее вероятными. Врачи, как и большинство других людей, обычно способны активно рассматривать не более пяти версий одновременно. Если клиническая картина соответствует определенному синдрому, дифференциальная диагностика значительно упрощается, поскольку остается рассмотреть лишь несколько заболеваний, включающих данный синдром. В тех случаях, когда определить синдром или пораженный орган не удается, диагностика усложняется из-за большого числа возможных заболеваний. Ограничение числа наиболее вероятных версий помогает врачу решить, какие дополнительные тесты выбрать для подтверждения или исключения подозреваемой патологии. Такой алгоритм действий хирурга позволяет с наименьшей потерей времени и наибольшей безопасностью для пациента поставить точный диагноз и приступить к лечению больного.
Альтернативные версии проверяют одну за другой, сравнивая каждую с предварительным диагнозом и, отбрасывая менее вероятную из каждой пары болезней, пока не будет выбрана та, которая в наибольшей степени соответствует собранным данным. Из конкурирующих гипотез наиболее вероятной считается та, которая наиболее полно позволяет объяснить наличие комплекса проявлений заболевания. С другой стороны, у врача могут возникнуть две гипотезы, симптоматология каждой из которых может объяснить присутствие всего набора выявленных симптомов у больного, но при этом в отношении одной из них врачу известен достаточно обширный перечень почти обязательных специфических симптомов, не обнаруженных у данного пациента. В такой ситуации целесообразно считать менее вероятной именно эту диагностическую гипотезу.
Исследуя альтернативные версии одну за другой, врач опирается на так называемый прием проверки гипотез. Этот эвристический прием основан на том, что результаты проверки служат для подтверждения диагноза, если они положительные, или для его исключения, если они отрицательные. В идеальном случае положительные результаты позволяют окончательно установить болезнь, а отрицательные – безоговорочно исключить ее.
Выбор заболеваний, подлежащих дифференциальной диагностике, должен учитывать следующие основные моменты:
Исходную вероятность болезни, легче всего учесть, если сразу же задать себе вопрос, подходящий ли у больного образ жизни или тип личности? Недостаточно знать, что острый панкреатит относится к распространенным болезням; важно учитывать, что он особенно часто бывает у лиц злоупотребляющих спиртными напитками. Имея дело с такими пациентами, надо всегда проявлять настороженность в отношении этого заболевания, даже если симптомы не вполне им соответствуют. Определенную помощь в установлении круга заболеваний, требующих проведения дифференциальной диагностики, может оказать возраст пациента. У пожилых больных гораздо выше вероятность сосудистых и онкологических заболеваний, в то время как острый аппендицит чаще встречается у молодых и лиц среднего возраста.
Исключение маловероятных, но серьезных болезней из первоначального рассмотрения, скорее всего, необходимо, но одновременно и опасно. Врачу не следует о них забывать. К этим версиям приходится возвращаться, когда при рассмотрении распространенных заболеваний уверенности в диагнозе нет. В подобной ситуации нужно задуматься о возможности редкой болезни.
Решая, в отношении, каких болезней проводить дифференциальную диагностику, врач должен учитывать также «остроту» болезни и тяжесть состояния больного. Кроме того, обдумывая план обследования больного, надо задавать себе вопрос, какая из подозреваемых болезней представляет наибольшую угрозу жизни пациента.
Обычно после постановки предварительного диагноза и составления перечня диагностических версий, требующих проверки, врач назначает дополнительное обследование. При этом часто возникает искушение прибегнуть к расширенному использованию инструментальных методов. Между тем, назначая тот или иной диагностический тест, врач должен отдавать себе отчет: «почему выбран именно этот тест и зачем он нужен?». Лабораторное или инструментальное исследование бывает необходимо, прежде всего, для подтверждения или исключения конкретной болезни.
Если для диагностики конкретного заболевания могут быть использованы несколько различных методов, следует выбрать наиболее информативный, доступный и безопасный из возможных. При использовании нескольких диагностических тестов, естественно, полагать, что точность диагноза выше. В таком случае мы полагаемся на сумму доказательств. Это имеет смысл лишь только в том случае, если назначаемые тесты дают независимые доказательства. Чтобы этого добиться, нужно исследовать различные по своей природе феномены. Например, и гастроскопия, и рентгенологическое исследование верхних отделов ЖКТ тракта, направлены на поиск изменений в желудке. Суммарный результат обоих тестов не намного значимее, чем результат одного из них. Аналогичным образом, использование УЗИ и РКТ органов брюшной полости для выявления опухоли поджелудочной железы мало, что добавит к данным одной лишь РКТ. С другой стороны, гастроскопия, отражающая состояние желудка, и УЗИ, позволяющее судить о наличии изменений в других органах брюшной полости, дают независимую информацию, суммируя которую мы повышаем обоснованность диагностических выводов. При таком подходе врач проводит или назначает диагностические тесты не для того, чтобы охватить все возможные болезни, а лишь для того, чтобы дифференцировать одну болезнь от другой.
Этап IV. Постановка клинического диагноза
После постановки предварительного диагноза и проверки альтернативных версий врач выбирает одну болезнь. Если результаты инструментальных исследований подтверждают выбранный вариант заболевания, это свидетельствует о его правильности с высокой степенью вероятности. Если при этом результаты тестов, назначаемых для исключения альтернативных диагнозов, их действительно отвергают, то на этот результат можно положиться полностью.
Последовательность приемов при традиционном подходе к диагностике может быть представлена в виде следующей схемы:
Проявления заболевания → Основные симптомы → Клинический синдром → Пораженный орган → Причина синдрома → Дифференциальный анализ отдельных заболеваний → Клинический диагноз.
По мере накопления знаний и опыта врач приобретает способность быстро преодолевать все указанные этапы диагностического процесса. Он не собирает сначала всех данных, чтобы затем остановиться и обдумать их. Напротив, он активно добывает информацию и одновременно обрабатывает ее. После короткого вступительного периода, за который больной успевает изложить свои жалобы, опытный врач формулирует предварительный диагноз, продолжает собирать анамнез и методично исследовать больного, исходя из сложившегося у него впечатления.
Перед постановкой клинического диагноза он может заново пройти все этапы, собирая дополнительные данные, проверяя достоверность полученных сведений, прикидывая, как все это согласуется между собой. Диагностический процесс в сознании (и подсознании) врача идет безостановочно, между тем попытка вычленить главное на каждом этапе может оказаться полезной не только студентам, но и опытным клиницистам. Понимание закономерностей диагностического процесса позволяет врачу всегда действовать по системе, логически переходя от одного этапа к другому.
Предложенный подход к постановке клинического диагноза, по сути, представляет собой набор эвристических правил, заведомо упрощающий действительность, но который предоставляет логическую схему диагностического процесса. Конечно, он не свободен от недостатков, и для достижения успеха в сложных клинических ситуациях необходим еще целый ряд приемов.
Оформление медицинской документации
Многие врачи стремятся описывать в медицинской документации заболевание так, как его излагает больной, полагая, что именно такой стиль в наибольшей степени соответствует действительности, а значит, и наиболее адекватно отражает характер болезни. Однако, описание больным заболевания – всего лишь его субъективная точка зрения и потому, как правило, очень редко оказывается сопоставимой с современными медицинскими воззрениями. Верное, соответствующее научным взглядам представление о заболевании может быть сформировано лишь врачом на основании сопоставления сведений, полученных в беседе с больным и при обследовании, с одной стороны, а с другой – медицинских знаний о проявлении болезней. Именно врачебная точка зрения на заболевание должна быть представлена в медицинских документах.
Прежде чем приступить к написанию «Истории болезни», необходимо определить основную болезнь, ее осложнения и сопутствующие болезни, поскольку вербальная апостериорная модель строится врачом как бы с конца, с формулирования диагностической концепции, и только постоянно имея ее в виду, можно грамотно, высокопрофессионально оформить медицинскую документацию. Отсутствие объединяющей конечной цели изложения «истории болезни», т. е. обоснования сформулированного окончательного или предполагаемого диагноза, приводит к сумбурному, несистематизированному описанию фактов, полученных в результате опроса больного. Отсюда также очевидно, что хорошо продуманную историю болезни невозможно написать непосредственно со слов больного «у постели». Такое описание будет отражать, главным образом, ход беседы врача с больным, а не врачебное представление о сути патологического процесса.
Врач может придти к одному и тому же диагнозу различными путями, однако эффективнее и быстрее работает тот, кто тщательно выбирает отправные точки в диагностике. Путь к точному клиническому диагнозу должен быть максимально коротким, с преимущественным использованием неинвазивных и малозатратных методов диагностики. При этом вовсе не обязательно использовать все доступные методы исследования. Объем методов исследования должен быть минимально достаточным для постановки точного диагноза и выяснения особенностей течения всех сопутствующих заболеваний, способных повлиять на выбор метода и тактику лечения. Это требует четких, логичных и последовательных действий с целенаправленным использованием, имеющихся в распоряжении инструментальных и лабораторных методов диагностики.
В сложных клинических случаях диагностический процесс базируется не только на общих логических принципах, использующих современные технологические достижения, но и на интуитивных элементах хирургического мышления и часто остается исключительно сферой интеллекта и рук хирурга. Хорошее знание клинической медицины и большой практической опыт позволяют врачу успешно использовать в этих ситуациях «шестое чувство».
Обязательные вопросы пациентам, которые врач должен
задать при сборе анамнеза. Таблица 2. 1.
Страдает ли пациент:
¨ ишемической болезнью сердца и переносил ли инфаркт миокарда
¨ нарушением мозгового кровообращения и переносил ли острое
нарушение мозгового кровообращения
¨ гипертонической болезнью
¨ бронхиальной астмой
¨ сахарным диабетом
¨ заболеваниями печени и почек
¨ инфекционными заболеваниями (ВИЧ, гепатит, сифилис,
¨ аллергическими реакциями на лекарственные препараты
Характеристики диагностических методов Таблица 2. 2.
Вопрос, на который отвечает данный показатель
Формула для вычисления
Вероятность положительно-го результата при наличии заболевания.
Насколько хорош тест для выявления людей, имеющих данное заболевание?
Вероятность отрицательного результата в отсутствие заболевания
Насколько хорош тест для исключения людей, не имеющих данного заболевания?
Прогностическая ценность положительного результата
Вероятность того, что при положительной пробе заболевание действительно есть.
Какова вероятность наличия данного заболевания?
Прогностическая ценность отрицательного результата
Вероятность того, что при отрицательной пробе заболевания действительно нет.
Какова вероятность отсутствия данного заболевания?
Вероятность правильного диагноза
Какова диагностическая точность метода?
где: А – истинно-положительные результаты метода,
В – ложно-положительные результаты метода,
С – ложно-отрицательные результаты метода,
Д – истинно-отрицательные результаты метода.
Статью добавил(а):
Баринов Виктор Евгеньевич
Статья добавлена 9 июня 2016 г.