В чем важность самоконтроля в физической культуре
Реферат на тему: Самоконтроль при занятии физической культурой
Содержание:
Введение
Личность как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт способствуют формированию всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На уроках, тренировках и особенно во время спортивных соревнований ученики переносят большие физические и умственные нагрузки: быстро меняющаяся среда, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчиняться. их интересы к интересам коллектива, уважение к сопернику способствуют формированию таких черт характера, как сила воли, отвага, самообладание, решительность, уверенность в себе, выдержка, дисциплина.
Психическое образование. На занятиях физической культурой и спортом студенты получают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, изучают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдение, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной деятельности.
Исследования показывают, что физические упражнения способствуют улучшению органов чувств, опорно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развития памяти, особенно зрительно-двигательной памяти.
Трудовое воспитание. Суть трудового воспитания заключается в планомерном и планомерном развитии качеств и личностных качеств, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда практикующие для достижения максимального результата, преодолевая переутомление, многократно выполняют физические упражнения.
Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте есть огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития умения воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в действиях, в красоте совершенных форм человеческого тела, в движениях человека. гимнастка, акробат доведен до уровня искусства, прыгун, фигурист. Выполнение упражнений с музыкой в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Пешие прогулки, альпинизм, парусный спорт и другие виды спорта позволяют понять и почувствовать красоту природы.
Связь между физическими упражнениями и эстетическим воспитанием носит двойственный характер, поскольку позволяет не только формировать внешне красивый образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Медико-педагогический контроль в процессе физического воспитания
Физические упражнения оказывают на организм человека необычайно сильное, сложное и разнообразное воздействие. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки, укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую форму и работоспособность организма, способствуют росту спортивных навыков. Неправильная организация занятий, игнорирование методических указаний, выполнение объема и интенсивности физических нагрузок без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей обучаемых, отсутствие регулярного медицинского наблюдения могут нанести вред здоровью.
Массовое вовлечение пожилых и пожилых людей в занятия физкультурой и спортом требует особенно тщательного медицинского контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также другим показателям данная группа обучаемых делится на следующие медицинские группы:
Лица старшего и пожилого возраста со значительными отклонениями и старше 75 лет могут быть отправлены в физиотерапевтические кабинеты лечебно-профилактических учреждений на занятия под наблюдением врачей.
При отсутствии противопоказаний испытуемому выдается справка, дающая право заниматься в оздоровительно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе обычных занятий студент может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.
Важной частью медицинских осмотров являются медико-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль по месту работы, среди обучающихся ведется санитарно-воспитательная работа.
Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации и консультации. При этом ему следует руководствоваться таблицей ограничений и противопоказаний.
Все студенты, занимающиеся физкультурой и спортом по учебной программе или самостоятельно, должны пройти медицинский осмотр. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после болезней, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению учителя физкультуры.
Самоконтроль в процессе занятий физкультурой и спортом
Медицинское наблюдение и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие определенных отклонений в состоянии здоровья вовлеченных, принять необходимые меры по их устранению. При этом самоконтроль позволяет врачу проводить регулярное наблюдение, а тренеру вносить определенные изменения в планы тренировок.
Его главное преимущество заключается в том, что участники, осуществляющие повседневное самонаблюдение, могут наглядно почувствовать благотворное влияние физических упражнений на свое здоровье.
Необходимо научить слушателей вести дневник самоконтроля с самого начала групповых занятий. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.
Объективные показатели
Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последнее зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания.
Значение ВК у разных людей колеблется в довольно широком диапазоне в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Физическая культура и спорт, особенно гребля, плавание, бег трусцой, спортивные игры, способствуют увеличению ВК.
Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
У каждого человека разная частота пульса. В покое у здорового нетренированного мужчины обычно 60-80 уд / мин, у женщин на 5-10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физической активности и т. д. Во время физических упражнений пульс всегда повышается.
Потливость. При большой мышечной работе разделение способствует налаживанию кислотно-щелочного баланса, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.
Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме тренировок уменьшается отделение пота, а масса тела практически не меняется.
Субъективные данные
Настроение играет большую роль в жизни человека. Хорошее настроение способствует большей эффективности тренировочного процесса.
Но спорт, физкультура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувство бодрости, радости, уверенности в себе.
Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-другому воспринимает окружающий мир.
Благополучие. Под воздействием регулярных физических упражнений и занятий спортом восстанавливается все тело. Итак, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В нормальных условиях эти импульсы не достигают коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют свое сердце, легкие, печень и т. д.
Утомляемость, утомляемость, снижение работоспособности напрямую связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, который начинается в высших отделах нервной системы и влияет на другие системы и органы человеческого тела.
Нет заменителя ночного сна. Его суть заключается в своеобразной задержке активности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависит от многих причин.
Перед сном полезно погулять на свежем воздухе. При этом последний раз принимать пищу нужно не позднее, чем за 1,5-2 часа до сна; крепкий чай, кофе нельзя включать в ужин; курить в ночное время категорически запрещено.
Аппетит. Во время физических нагрузок обмен веществ активнее.
В первые дни тренировок масса тела снижается, так как расходуются резервы организма: накопленный жир тает и теряется вода, но при этом развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит нестабильный, легко нарушается при недомогании, болезни, но потом снова восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенных нагрузках, перенапряжениях пропадает аппетит. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики обучения.
В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный и плохой.
Время начала сердцебиения, его характер, продолжительность, степень связи с тренировочными занятиями следует отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различных заболеваниях. Кроме того, головные боли и головокружение могут быть вызваны переутомлением, чрезмерными физическими нагрузками и т. д.
Иногда во время упражнений появляются головные боли и головокружение. Здесь особенно важен самоконтроль, который поможет узнать, после каких упражнений и когда они появляются, определить их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана с деятельностью легких. Следовательно, ослабление сердечной мышцы влечет за собой нарушение кровообращения в легких, снижает их вентиляцию, то есть обмен между легочным и наружным воздухом. В результате в крови образуется недостаток кислорода и избыток углекислого газа, который раздражает дыхательный центр, вызывая одышку.
Боль в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у людей, только приступивших к занятиям физкультурой, появляются мышечные боли. Как правило, эти боли длятся две-три недели и свидетельствуют об активной перестройке организма.
У тех, кто занимается физкультурой круглый год, этих болей нет, а после тяжелых физических нагрузок мышцы быстро восстанавливают работоспособность. Быстро снять мышечные боли помогают массаж, употребление различных лекарств.
Заключение
При сравнении показателей определяется влияние физических упражнений и спорта, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает ученику грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и физическим упражнениям, помогает лучше познать себя, учит заботиться о собственном здоровье, стимулирует развитие устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. правила.
Самоконтроль помогает регулировать тренировочный процесс и не допускать переутомления. Самоконтроль особенно важен для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля учителю физкультуры и врачу, консультироваться по вопросам двигательного режима, питания.
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Статья «Самоконтроль при занятиях физической культурой»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.
Самоконтроль – это систематические наблюдения занимающихся физической культурой и спортом за состоянием своего здоровья и физического развития. Самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствует правильному выбору формы занятий и оптимальной для каждого занимающегося нагрузки, предупреждению и современному выявлению нарушений здоровья и физическом развитии детей и подростков.
В процессе самоконтроля дети познают свой организм, на собственном опыте учатся определять своё состояние и влияние на него физических упражнений. Самоконтроль дисциплинирует их, приобщает к физической культуре и спорту, способствует сознательному отношению к занятиям, приобретению жизненно важных навыков и знаний, выполнению основных правил гигиены и здорового образа жизни. Тем самым самоконтроль повышает общую и санитарную культуру, способствует правильной организации физического воспитания.
Наблюдения необходимо проводить регулярно, желательно всегда в одно и то же время – утром, после занятия, через 4 – 6 часов после него и на следующий день, что позволяет оценить влияние нагрузки и быстроту восстановления.
Полученные данные можно сравнивать со средними для данного возраста, а также оценивать их в динамике, ориентируясь на свои индивидуальные показатели, характерные для хорошего своего состояния.
Проведение самоконтроля и ведение дневника вполне доступно школьникам среднего и старшего возраста. Приучать к самоконтролю младших школьников следует с помощью родителей, обучая их методом самоконтроля.
С помощью наблюдения спортсмена за определенными показателями своего здоровья, по динамики их сдвигов можно определить состояние здоровья, влияние тренировочной нагрузки, эффективность тренировочного процесса. Эти сведения очень помогут тренеру и самому спортсмену.
Методы самоконтроля должны быть простыми, доступными и понятными занимающимся, не требовать специальной аппаратуры и не занимать много времени. Их принято делить на субъективные (оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, работоспособности и успеваемости, степени утомления после нагрузки и быстроты восстановления) и объективные (частота и ритм сердечных сокращений и дыхания, масса тела, сила мышц, жизненная емкость легких, результаты простых функциональных проб).
Самочувствие (субъективное ощущение своего здоровья) – важный показатель самоконтроля. Здоровый человек любого возраста чувствует себя хорошо, не испытывает никаких неприятных и болезненных ощущений. Он бодр, спокоен, активен, жизнерадостен, хорошо спит и обладает хорошим аппетитом, учится с охотой, с желанием заниматься физическими упражнениями. Нагрузка сопровождается определенным чувством усталости, но это отражение естественного утомления после проделанной работы и не должно вызывать беспокойства, если оно быстро (через 2-4 часа после нагрузки) проходит. Если же усталость значительная (особенно после небольшой и привычной работы), долго держится и сопровождается вялостью, апатией, подавленным настроением или, наоборот, раздражительностью, слабостью, появлением жалоб на головокружение, головные боли, боли в области сердца, суставов, правого подреберья и пр. – это может быть связано с переутомлением, физическим перенапряжением или заболеванием. В этих случаях следует обратиться к врачу. Но при этом надо учесть, что ухудшение самочувствия может быть связано и с другими причинами – различными неприятностями, волнением перед экзаменами, резким изменением погоды и прочим. Поэтому надо указать в дневнике, появилось ли это состояние с нагрузкой, а также характер и содержание последней.
Иногда, преимущественно после первых занятий или при вовлечении в нагрузку ранее малоупотребляемых в работе мышечных групп, могут появиться боли в мышцах как реакция на непривычную нагрузку. Ускоряют восстановление тепловые процедуры (ванны, душ, плавание), массаж или самомассаж. У достаточно подготовленных к нагрузкам ребят после нее может ощущаться приятная мышечная усталость.
В дневнике самочувствия отмечается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое» с указанием появившихся жалоб.
Настроение – составная часть самочувствия. Отмечается как хорошее, бодрое или подавленное либо, наоборот, повышенная раздражительность.
Сон имеет особое значение для восстановления работоспособности после умственной и физической нагрузки, в том числе и дневной сон. Сон должен быть спокойным, достаточным (не менее 10 – 11 часов для младших школьников, 9-10 в среднем и 8-8.5 часа – в старшем школьном возрасте). Спать следует ложиться в одни и те же часы, не ранее 1.5-2 часов после нагрузки и выполнения уроков. Лучшее время для сна – с 10-11 час вечера до 7-8 час утра. Быстрому засыпанию и спокойному сну способствуют прогулки перед сном, водные процедуры при нормальной температуре воды, обтирания, проветренная комната, тишина, удобная постель. Всякие нарушения сна (трудно засыпать, часто просыпаться, неприятные сновидения и т.п.) фиксируются в дневнике. Если этого нет, то сон оценивается как хороший либо удовлетворительный.
Аппетит характеризуется как хороший, сниженный, повышенный.
Контроль за пульсом – один из самых простых и информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца одной руки накладываются на нижнюю часть другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10-20с с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности. У взрослого здорового человека ЧСС обычно составляет 66-72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46-60 уд/мин (так называется брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У детей 7-9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет – 70-85, 13-14 лет – 76-78, 15-16 лет – 72-78, 16-18 лет – 68-72 уд/мин.
Замедление пульса при нарастании тренированности у детей выражено меньше, чем у взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2 часа полностью возвращается к исходным величинам.
При правильном ритме сердечные сокращения следуют одно за другим с примерно одинаковым интервалом времени (меняться они могут только в связи с ритмом дыхания).
При резком учащении пульса в покое (тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует посчитывать более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжениях. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.
Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления.
В чем важность самоконтроля в физической культуре
Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план. Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей здоровья. С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций. Проводимый самим человеком, он помогает врачам составить общую картину. А тренеры могут вносить коррективы в распорядок занятий.
Виды контроля
Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях.
Объективные и субъективные методы
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:
Также наблюдение осуществляется по внешним и внутренним признакам. К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации. В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще. Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие.
Самоконтроль спортсмена
Каждому спортсмену нужен систематический контроль за собой. Это позволит давать оценку нагрузкам, развитию, проследить динамику изменений. При этом тренер получает данные об эффективности применяемых этапов и методики. Результаты обычно отражаются в тетради со стандартным для самоконтроля оформлением. Общее состояние получает оценку: плохо, удовлетворительно, хорошо.
В помощь спортсмену и тренеру, существуют методические издания, затрагивающие психологическую самоподготовку. Например книга Алексея Иванова «Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой» помогающая воспитать в себе психологию чемпиона. Книга поможет как начинающим, так и опытным спортсменам преодолевать «предстартовую лихорадку» и воспитать самообладание.
Правильная ориентация тренировок — это:
В дневник вносятся данные о параметрах сна, работоспособности, которая не может быть пониженная. Иначе о ситуации сообщают тренеру либо врачу. Записывают отклонения в режиме, данные об интенсивности и о том, как переносилась нагрузка. Значение частоты пульса проверяют несколько раз в день, проставляя число ударов за минуту времен.
Правильное питание для поддержания формы
Режим питания и сбалансированное меню — важнейший фактор, требующий постоянного внимания. Для поддержания физической формы необходимо соблюдать правильную диету. Если самостоятельно нет возможности проработать меню, то к вашим услугам специалисты диетологи и удобный сервис для спортсменов и не только.
Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки
Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег для здоровья, другие — гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах. Самоконтроль позволяет воспитать в себе не только самодисциплину, но и другие положительные качества человека.
Контроль над работой сосудов и сердца
Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС).
Прочие показатели физиологического развития
К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.
МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА
Оценка функций возможна благодаря следующим методам.
Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию.
По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:
Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию.
Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ
При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит. Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают. Дальнейшую корректировку назначают специалисты: медик, тренер.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам здоровья рекомендуется консультация или обследование врача.
Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях.
По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим.
Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания
Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта относят пульс, ритмы дыхания к объективным значениям. ЧСС — особенно достоверная цифра, отражающая, как сердце реагирует на нагрузку. Она определяется количеством ударов за интервал: минуту, 10 секунд. Проверка проводится в покое и после активной работы. Степень натренированности человека определяется величиной учащения пульса в процентах. При этом частота покоя принимается за 100%. К примеру, если за 10 секунд спокойного состояния зафиксировано 12 ударов сердца, а после нагрузки — 20, то показатель учащения равен 67%.
Самоконтроль в процессе физического воспитания предполагает также оценку дыхательной функции. При нагрузках человек потребляет больше кислорода, который идет на снабжение мышц и мозга. Частота дыхания может свидетельствовать о ее величине, при норме принимая значение от 16 до 18 раз за минуту. ЖЕЛ — другой важный параметр. Это объем при максимальном выдохе после такого же предельно большого вдоха. Измеренная в литрах, данная цифра зависит от возраста, пола, габаритов тела и физподготовки. Усредненное значение — от 3,5 до 5,0 л у лиц мужского пола и от 2,5 до 4,0 у женщин.
Врачебный контроль
Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.
Спортсмены проходят подобные осмотры дважды в год.
Применение правил гигиены
Частью самоконтроля является гигиена. В понятие входит правильная организация работы и отдыха, соблюдения режима дня, правил рационального питания. А также факторы гигиены тела, одежды, устранение тяги к наносящим вред привычкам. Соблюдение этого перечня — залог сохранения формы и работоспособности.
Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля
В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха. А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок. Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.
Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления. Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме. Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.