В чем важность устного народного творчества
О роли устного народного творчества в воспитании детей
Насибуллина Светлана Леонидовна
Курышова Ирина Александровна
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Насибуллина С.Л., Курышова И.А. О роли устного народного творчества в воспитании детей // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 28.12.2021).
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»
Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].
Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].
Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.
Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника. Она оказывает помощь в демонстрации того, что дружба может победить зло, что зло всегда наказывается, а добрые поступки всегда вознаграждаются. Обычно положительные герои сказок обладают такими чертами характера, интеллектуальными способностями, которые являются более ценными для человека. Ребёнок учится оценивать поступки положительных и отрицательных героев, находить способы помощи и защиты обманутым и обиженным Благодаря сказочным героям ребёнок начинает понимать, к чему он должен стремиться, какие поступки совершать. В сказках всегда содержится урок, который ребёнок выносит для себя. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3, с.31]. По словам К.И. Чуковского, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с одним из ее персонажей, борющихся за добро. В этом сочувствии детей героям сказки и заключается основное воспитательное значение сказки» [12].
Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].
Произведения устного народного творчества являются особым средством формирования и воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В них содержатся конкретные факты, образы героев, вызывающие интерес у детей. Особое место здесь занимают героические сказки, в которых рассказывается о героических подвигах персонажей при освобождении своего народа, родной земли от врагов и нечисти. К.Д. Ушинский рассматривает интерес детей к различным произведениям фольклора как «показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей» [7, с.13, 16, 17].
Нельзя не отметить значение устного народного творчества для формирования познавательного интереса. «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» [2, с. 122]. Например, русская народная сказка «Колобок» знакомит детей с традиционной русской кухней, с рецептом приготовления колоба, с такими понятиями, как «амбар», «сусек», «пряжить», тем самым расширяя кругозор, приобщая к истокам русского языка [16, с.24, 26].
Фольклор раскрывают все прелести русского языка, обогащает речь дошкольника. По словам К.Д. Ушинского, «фольклорные тексты пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (8, стр.298). Произведения фольклора позволяют ребёнку окунуться в красоту родного языка, влияют на образность речи. Ещё великий детский писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи» [12].
В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].
Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].
В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника
Марина Пазюк
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника
Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались,как трудились, о чём мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?
Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа,человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, некоторыми видами народного прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культурой народа, с объективными законами красоты. Задача эта, на года.
Большинство песенок, потешек,прибауток создавались в процессе повседневного труда, отсюда их краткость, чёткость,ритмичность и выразительность. Веками сохранял народ в памяти лучшие миниатюры, в которых его опыт и мудрость передаются с такой доходчивостью и простотой, с такой богатой мелодикой звучания, что дети,играя словами,звуками, постигают и радостно делятся друг с другом своими мыслями. Они учатся слушать друг друга. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Детей необходимо учить слушать не только рифмующийся текст,но и прозу. Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, любви к Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора., уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.
Для удобства можно условно разделить народныеигры на несколько типов:
• игры, отражающие отношения человека и природы
• игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
• игры по религиозно-культовым мотивам
• игры на находчивость, быстроту и координацию
• игры на силу и ловкость
Еще один большой «плюс» русских игр – игровой инвентарь можно в избытке найти в любом доме.
Ниже мы рассмотрим наиболее типичные народные игры, а так же некоторые пред- игровые моменты, без которых рассказ о самих играх был бы не полон. В каждую из этих игр дети могут вполне поиграть и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря, за исключением самого простейшего.
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр – игры, в которых отражается отношение человека к Природе.Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица – главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей.
Игры подобной тематики: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Пчёлы», «Игра в коршуна», «Волк и утки», «Иван-косарь и звери», «Селезень и утка» и др. (см. Приложение)
Игры по религиозно-культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими.Игры данной тематики: «Пахари и Жнецы«; «Иван-косарь и звери«; «Люлька«; «Водяной»; «Черти в аду»; «Дедушка-рожок» и др. (см. Приложение)
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.Игры данной тематики: «Бояре», «Невод», «Удочка», «Птицелов», «Баба Яга», «Охотники и утки» и др.
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра – то занятие в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества.
Игры данной тематики: «12 палочек», «Салки», «Золотые ворота», «Кубарь», «Горелки», «Жмурки», ««Городки», «Лапта», «7 Камней» и др.
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде. В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек.
Игры данной тематики: «Кулачный бой», «Лапта», «Снежки», «Палочный бой», «Казаки-разбойники», «Всадники и кони» и др.
Работая с детьми, нам надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно – полезной и творческой деятельности.
1.»Дошкольное воспитание» № 2, 7. 1990 г.
2.»Дошкольное воспитание» №5.1991 г.
3. «детские подвижные игры» Под редакцией Т. И. Осокиной,1988 г.
4.» Знакомство детей с русским народным творчеством «А. С. Куприна «Детство-пресс»2002 г.
5.»Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Под редакцией А. В. Орловой. Владимир,1995 г
6. Аленков Ю. «Считалки. 1800 самых интересных и занимательных считалок». М. : АСТ;Киев: НКП, 2008.
7. Солнцева О. В. «Дошкольник в мире игры». СПб; Речь; М. : Сфера, 2010.
8. Пятин В. А., Трещев А. М., Алексеева Г. В. и др. «Этническая педагогика: Книга для чтения».Астрахань: Изд-во Астраханского педагог. Ин-та, 1995.
Развитие речи у детей первой младшей группы посредством устного народного творчества Цель проекта:•разработать систему работы по развитию речи у детей двух-трёх лет. Задачи проекта:•использовать методы и средства побуждающие.
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.
Использование устного народного творчества в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда было важным направлением работы дошкольных учреждений. Это одно из главных средств.
Патриотическое воспитание посредством устного народного творчества Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.
Роль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.
Развитие творческих способностей детей с помощью устного народного творчества ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ УНТ» Тема опыта работы: «Развитие творческих способностей.
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников
Марина Карпова
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников
Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, Малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт потешек, неосознанно воспринимая их ритм. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.
Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история.Например:
Сова, совинька, сова – большая голова.
На колу сидела, в стороны глядела,
Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитыватьу детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
Ддля воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.
Сказки можно использовать и в коррекционной работе, как средство для развития общих речевых навыков. Для практикующих логопедов знакома ситуация, когда каждодневные повторения артикуляторной гимнастики вызывают у детей скуку и нежелание заниматься. А при рассказывании сказки или потешки можно выполнить упражнения из комплекса артикуляторной гимнастики и упражнения на развитие мимической мускулатуры. Например, наша любимая с детьми сказка «Репка»: дед- нахмурить лоб, сдвинуть брови; бабка – округлить губы «ох-ох», внучка – веселая улыбчивая девочка «улыбка» (артикуляторное упражнение); Жучка- высунуть язык вдох-выдох через рот; кошка- «лакаем молочко» (артикуляторное упражнение); мышка- «ой-ой и я пригодилась, мышка очень удивилась» поднять брови.
В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.
Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.
Значение устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эгоистические.
Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить.
Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». А,П,Усова Устное народное творчество,.
Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.
Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.
Роль народного творчества в воспитании детей Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка – дымковская, Богородская адресовалась ребенку,.
Роль устного народного творчества в воспитании детей младшего дошкольного возраста «Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Дошкольное детство – начало формирования.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3–4 лет Самый совершенный и интересный инструмент по развитию и формированию речи. Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3-4 лет.
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
Ольга Ильина Мальцева
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей
Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей.
«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»
• познакомить детей с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей;
• способствовать эмоциональному развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора;
• развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей на основе устного народного творчества.
• приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
• вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам;
• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ;
• воспитывать гуманные отношения;
• воспитывать любовь к устному народному творчеству;
• развивать творческие способности;
• наблюдательность у детей через приобщение детей к устному народному творчеству;
• обогащать чувства детей;
Ознакомление с фольклором тесно связано с патриотическим воспитанием, что немаловажно для подрастающего поколения. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.
Русское народное творчество постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей; эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.
Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества: сказки, песни, пословицы, считалки, потешки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более четкие представления о плодотворном труде человека.
Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Искусство слова отражало действительность через художественные образы, показывало наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты в жизни народа. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, множество обычаев и традиций, которые проявлялись в отношении к природе, в устном народном творчестве, в удивительных народных ремеслах, в красоте одежды, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как материала, важного для изучения философии народа, его истории и искусства, как средства воспитания подрастающего поколения. Н. И. Кравцов дал следующее определение народного творчества: «Фольклор — особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах» В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры,это:
Большие жанры это: сказки, былины.Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, потешки, песни.
Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народнойпоэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Образцы устного народного творчества выступают как фактор социального и духовного развития личности ребенка.
Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и развитию познавательных процессов у дошкольников, решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания. У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Точно также как песни матери, сказки открывают ребенку в мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро,которое несут нам сказочные герои: Василиса прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волную, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любить его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Также в русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, признаются мысли, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую той же самою мыслью, — ребенок будет взволнован и потрясен ею.
Потешки- коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове., дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.
в период адаптации;
например,вот такая потешка: Кто тут плачет?