В чем величие наполеона по мнению гизо

Прочитайте фрагмент сочинения философа и политика Ф. Гизо о Наполеоне и устно ответьте на вопросы. Подобный человек никогда не проходит по

В 17:15 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

В чем величие наполеона по мнению гизо. uzczBbsu0E4. В чем величие наполеона по мнению гизо фото. В чем величие наполеона по мнению гизо-uzczBbsu0E4. картинка В чем величие наполеона по мнению гизо. картинка uzczBbsu0E4.

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник

Наполеон в романе Война и мир

«Миллион жизней – это пустяк для такого человека, как я!»
Наполеон

«Земля покрыта мертвыми и окровавленными людьми,
это оборотная сторона войны,
душе моей больно видеть такое множество жертв.»
Наполеон. Письмо Жозефине о сражении при Прейсиш-Эйлау

Великий полководец, знаменитый государственный деятель, человек необыкновенной судьбы – это Наполеон Бонапарт, который более двух столетий притягивает к себе внимание многих писателей и историков, пытающихся найти объяснения противоречивости его жизненного пути, столь непохожего на все остальные. У каждого человека своей подход к описанию какого-либо предмета. Наполеона прославляли Байрон и Мицкевич, Стендаль и Гейне, Лермонтов и Пушкин. В стихотворении «Наполеон» Пушкин, узнав о смерти Бонапарта, написал:

Одним из главных сторонников этого мнения является великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В своем романе «Война и мир» Толстой решительно выступает против культа личности Наполеона, стремится развенчать легенду о нём.

Действие романа Толстого разворачивается в период 1805-1820 гг. Этот отрезок времени включает в себя наиболее кровопролитные наполеоновские войны и наступившую вслед за падением Наполеона эпоху реакции. Поэтому неудивительно, что имя французского императора появляется в романе с первых же строк.

У каждого героя романа своё отношение к Наполеону, которое нередко меняется в зависимости от происходящих исторических событий и переломных моментов в мировоззрении самого героя.

Для салона Анны Павловны Шерер, в котором собираются сторонники монархии, Наполеон в 1805-1807 годах ассоциируется с Антихристом и с революцией. «Сливки настоящего хорошего общества», как называет свой салон Анна Шерер, на самом деле весьма ограниченные и лживые люди. Они боятся Наполеона, так как видят в нём представителя народа, от которого они так далеки и который, по их мнению, способен лишь на бунт и революцию. Все победы Наполеона они приписывают случаю. Но стоит России заключить Тильзитский мир с наполеоновской Францией, а Александру I съездить в Эрфурт для свидания с Наполеоном, как тут же петербургский высший свет признает французского императора и величие его военного гения. В салонах начинают говорить о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер Александра I. С такой же поспешностью петербургский высший свет еще раз поменяет свое мнение о Наполеоне, когда начнется Отечественная война 1812 года.

Князь Андрей вырос в семье, где царила интеллектуальная атмосфера, и сам он живет «жизнью ума». На первом этапе его духовных поисков целью его жизни становится польза Отечеству. С этой целью он уезжает от чуждой ему светской и постылой семейной жизни на войну. Князь Андрей считает, что у него и Наполеона одна цель – слава своего Отечества, а потом уже личная слава. На войне князь Андрей впервые вступает в противоречие со своими убеждениями: с одной стороны, как патриот, он не может не желать победы русским войскам, а с другой – не может допустить позора для своего героя. Но русский патриотизм берет верх, и князь Андрей, проявив мужество, поднимает солдат в контратаку под Аустерлицем.

Толстой не может согласиться с тем, чтобы смертью, страданиями восхищались. Он не может объяснить, как, видя столько жертв, Наполеон остается счастливым и самодовольным. Этого не приемлет и князь Андрей, неожиданно понявший, что Наполеону нужна лишь личная слава, а интересы других людей ему чужды. Поэтому князь Андрей отказывается считать Наполеона своим кумиром и начинает скептически к нему относиться, а во время Отечественной войны – ненавидеть.

Интересно отношение других представителей дворянства в романе к Наполеону. Старые генералы екатерининской эпохи (например, старый князь Болконский) считают его выскочкой, который волей случая вознёсся так высоко. Другие, подобно Николаю Ростову, воюют с Наполеоном, потому что так приказал Александр I.

Война всегда несет с собой горе. У простого народа, измученного постоянными войнами и рекрутскими наборами, возникает жгучая ненависть к французскому императору, которого он считает причиной всех несчастий. Эта ненависть к французам особенно проявится в партизанской войне в 1812 году.

Только автор не меняет своего мнения о Наполеоне на протяжении всего романа. Толстой ненавидит Наполеона, видя в нём врага своего Отечества, олицетворение войны, против которой всегда выступал Толстой. Особенно отчётливо выступает авторское мнение в III и IV томах романа.

Свободы как возможности выбора между добром и злом в романе не существует. Место зла здесь занимает ложь как искажение реальности. Герой лжи – Наполеон. Ему кажется, что он руководит народами, его власть – лишь видимость, он словно ребенок, дергающий игрушечные вожжи, приделанные внутри кареты. Всё, что он говорит и делает, – ложь. Толстой не раз сравнивает Наполеона с актёром, меняющим выражения лица и поведение в зависимости от обстоятельств.

В сценах с Наполеоном Толстой пользуется приёмом сатирического гротеска: Наполеон переполнен самообожанием (эпизоды с Лаврушкой, ожидание депутации «московских бояр»), его помыслы преступны (награждение солдата Лазарева орденом Почетного легиона), его патриотизм фальшив (сцена с портретом сына).

Наполеон, по Толстому, ограниченный, а не великий человек. Он лишен понимания происходящих событий, он – пешка в руках истории. Образ Наполеона олицетворяет собой крайний индивидуализм и эгоизм. Себялюбец Наполеон из-за своей ограниченности не может определить нравственный смысл событий.

Толстой всеми силами пытается изобразить Наполеона самым обыкновенным человеком, ничем не отличающимся от других людей. Показывая портрет Наполеона в III томе, он неоднократно останавливается на недостатках его фигуры, а перед Бородинским сражением акцентирует внимание на простуде и насморке Наполеона, подчеркивая, что любой человек подвержен болезни.

Толстой изобразил Наполеона таким, каким он его видел, каким он хотел показать его другим людям. Человеческая личность всегда противоречива, а Толстой намеренно показывает лишь одну её сторону. С теорией писателя о ничтожности роли личности в истории можно не согласиться. Толстой высказал свое мнение о Наполеоне в романе, его нужно уважать.

Как-то в молодости Наполеон заметил: «Лучше вообще не жить, чем умереть, не оставив следа». Всей своей жизнью он доказал, чего может достигнуть человек благодаря чувству собственного достоинства, страсти и фантазии, трудолюбию и воле. Трудно найти более сильный пример.

Источник

В чем величие наполеона по мнению гизо

В чем величие наполеона по мнению гизо. 1494786313 guizot. В чем величие наполеона по мнению гизо фото. В чем величие наполеона по мнению гизо-1494786313 guizot. картинка В чем величие наполеона по мнению гизо. картинка 1494786313 guizot.После бурного наполеоновского времени целых пятнадцать лет во Франции тихо правили Бурбоны. Ре­жим Реставрации дал стране столь не­обходимый ей мир, но не продвинул вперед реформы. И вот очередная ре­волюция возвела на престол Луи Филиппа Орлеанского.

Жизнь во Франции постепенно входила в обычную ко­лею. Излишний демократизм ушел. Элита общества, хотя существенным образом расширившаяся и модернизировав­шаяся, вновь отделилась от основной народной массы. Дамы света теперь уже не могли внезапно обнаружить, что танцу­ют на приеме в королевском дворце со своим портным или сапожником, которые стали национальными гвардейцами и получили благодаря этому доступ в Тюильри. Словом, во Франции произошло примерно то же самое, что спустя бо­лее чем полтора столетия повторилось в ельцинской Рос­сии, где за несколько лет образовалась новая элита, вклю­чившая в себя остатки осваивавшей иные подходы к жизни партийной номенклатуры, а также высший слой бизнесме­нов и политиков, пришедших к власти на волне реформ.

Похожим образом обстояло дело и с экономикой. Не­смотря на «успешный политический старт», качественных перемен в экономическом механизме не произошло. Про­текционизм во внешней торговле, столь привлекавший еще Наполеона, сохранился. Высокий уровень налогообложе­ния тоже. Монархия Луи Филиппа стремилась адаптиро­вать экономическую политику к требованиям хозяйствен­ного развития страны, но многого сделать так и не смогла.

Недаром сам Гизо, будучи в 30-х гг. еще министром про­свещения, подготовил серьезную реформу народного об­разования. Ему виделось, что на такой основе буржуазия станет сильным, многочисленным и ответственным клас­сом общества. Классом, которому можно будет доверить управление страной без всякой опасности погрузиться в хаос. Подобный упор на просвещение является важнейшим условием постепенного превращения авторитарного обще­ства, представляющего собой один из этапов на пути мо­дернизации, в общество демократическое.

Помимо возрастания роли буржуазии большое значение для развития хозяйства имело и то, что по-прежнему со­хранялся период сравнительно мирного развития. Фран­ция не была вынуждена отвлекать свои ресурсы на ведение военных действий. Луи Филипп смотрел на самого себя как на барьер против войны и беспорядков. Он, в частности, говорил австрийскому императору, что его миссия состо­ит в спасении Франции от ужасов анархии и в сохранении европейского мира.

Примерно так же смотрел на вещи и Гизо, которого со­временники даже называли порой «Наполеоном мира».

Именно Луи Филипп с Гизо фактически сумели подхва­тить то знамя, под которым Наполеон на ранних этапах своего правления строил буржуазное общество. Более того, они сумели избежать той катастрофы, которой завершил свою деятельность император, ввязавшийся в бесконечные баталии и переставший слушать умных людей. Поэтому и результаты работы Луи Филиппа были более значительны­ми, чем результаты работы Наполеона[2], хотя последний до сих пор имеет миллионы поклонников, а второй за пре­делами Франции мало кому памятен, кроме специалистов.

Сам по себе долг опасности пока не представлял, по­скольку его доля в национальном продукте благодаря эко­номическому росту не увеличивалась, да к тому же число кредиторов существенно расширилось за счет размещения примерно трети государственных бумаг в провинции. Хуже было то, что государственные финансы все в большей сте­пени использовались в интересах частных лиц, причем если при Бурбонах лишь эмигранты получали разовую ком­пенсацию, то теперь перекачка денег из бюджета превра­щалась в дело постоянное.

Правительство само использовало государственные за­казы и концессии для привлечения на свою сторону группы влиятельных депутатов, необходимой для формирования парламентского большинства. В течение семи последних лет существования монархии Гизо имел абсолютно лояльный парламент благодаря тому, что возвел подкуп в государствен­ную систему. Так что российская Государственная дума вре­мен нашего олигархического капитализма была не более чем несколько измененной копией французской палаты.

Отдельные высокопоставленные чиновники повторяли действия правительства по установлению своеобразных контактов с депутатами и бизнесом, но только в обмен на заказы и концессии получали крупные взятки. Например, министр общественных работ с помощью военного мини­стра продал за 100 тыс. франков концессию на соляные копи. Министра внутренних дел обвинили в предоставлении не­законной привилегии на открытие оперного театра.

О всеобщей коррумпированности парламентариев зна­ла вся страна. Показательна в этом отношении карикатура конца 40-х гг.: на ней изображены депутаты, вооруженные толстыми шлангами, по которым перекачиваются деньги. Опять напрашиваются аналогии с сегодняшней Россией. Только у нас говорят, что бюджет не откачивают, а пилят.

Специфика стратегии, избранной Гизо, объяснялась как особенностями личности самого политика, так и характер­ными чертами той ситуации, в которой находилась Фран­ция. Гизо был холодным, жестким протестантом, основыва­ющим все свои действия не на чувствах и эмоциях, а на логике. Его не слишком любили, как и самого Луи Филиппа. Но нелюбовь общества в его понимании не должна была стать причиной слабости государства, и так уже неоднократ­но страдавшего в предшествующие десятилетия от бессилия сменявших друг друга правительств. Следовательно, на долю Гизо оставалась интрига в качестве единственного возмож­ного средства управления обществом и осуществления про­грессивных преобразований в том виде, как он их понимал[3].

Будучи убежден в моральности основной поставленной им перед собой цели, Гизо уже не колебался в частностях. Король, воспитанный в иных традициях, во многом не схо­дился во взглядах со своим министром, но общее понима­ние задач текущего момента их сближало.

Еще одной характерной чертой, выделявшей из общей массы политиков именно Гизо, было его ораторское ис­кусство. Речи министра всегда отличались энергией, ку­ражом, уверенностью в провозглашаемых им подходах, и это сильно контрастировало с его реальной политикой, где прямоты и напора было слишком мало. Он всегда рисовал перед слушателями позитивную перспективу, заряжая их оптимизмом, причем сам министр при этом мог придер­живаться значительно более пессимистических взглядов на реальный ход событий.

И действительно, на практике перспективы у монархии Луи Филиппа оказались не слишком радужными. Режим, с самого начала бывший незаконнорожденным в глазах мно­гих французов, желавших то ли значительного расшире­ния демократии, то ли, напротив, установления твердой авторитарной власти, становился по мере своего старения все менее популярен в широких слоях населения. Кризис конца 40-х гг. поставил крест на монархии, так по большо­му счету и не сумевшей решить проблему перехода к устой­чивому экономическому росту.

Дмитрий Травин, Отар Маргания

Из книги «Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара»

[1] Если быть точным, то Гизо призывал не к обогащению как таково­му. В его словах не было никакого цинизма. Призыв к обогащению стал ответом на требование предоставить право голоса тем слоям населе­ния, которые были лишены возможности управлять страной из-за вы­сокого имущественного ценза.

[2] В этом смысле символичным было то, что именно Луи Филипп, несмотря на свое происхождение из младшей ветви Бурбонов, перевез на родину с острова Святой Елены прах «узурпатора» Наполеона для захоронения в Доме инвалидов. Этот акт часто расценивается всего лишь как политический ход, тогда как на самом деле действия Луи Фи­липпа полностью вытекали из всей логики осуществляемого им госу­дарственного и хозяйственного строительства.

[3] «. Я не считаю, что в этой способности власти привлекать на свою сторону нужных ей людей все есть коррупция», — отмечал Гизо еще в начале 20-х гг., как бы разъясняя свою будущую стратегию, осуществлен­ную после прихода к власти.

Источник

Судьба Наполеона

На политическом небосклоне последних двух столетий светилось множество ярких звёзд. Но среди них была одна сверхзвезда – это Наполеон. Только он мог сказать: «Я создал мой век сам для себя…»

Революционер-якобинец, патриот Франции, воин и защитник Отечества, вождь народа, повелитель страны, завоеватель чужих земель – такова блестящая карьера Наполеона!

Наполеон относился к людям «твёрдого закала» (как сказал бы император), энергичным и деятельным людям.

Наполеон не страдал манией величия, хотя делал вид, что он – величайший из людей.

Трудно найти среди политиков такого непосредственного и живого человека, каким был Наполеон. Его нравственное и безнравственное, возвышенное и низменное, тесно переплетаясь и растворяясь друг в друге, никогда не исчезали за рамками дипломатической вежливости. Желание играть в истории исключительную роль ничуть не заглушало в нём обыкновенные человеческие слабости и недостатки.

Здравый смысл Наполеона граничил с мудростью, в тех случаях, когда он советовал «держаться середины между добром и злом».

Не замутнили разум Наполеона ни горечь поражений, ни опрометчивая ошибка, сделавшая его пленником в руках бывших врагов. Трезвость мысли не изменяла Наполеону и на Святой Елене.

Говорят, что в образовании Наполеона были серьёзные пробелы. Однако, он их легко восполнял, обладая острым умом и живым воображением.

Общекультурный кругозор Наполеона ограничивался идеями Просвещения.

Каким знатоком философии был Наполеон можно судить по его отзыву о Паскале: «Мысли Паскаля – это какая-то галиматья».

Внимания Наполеона не удостоились ни Паскаль, ни де Сталь, ни Шатобриан.

Наполеон без восторга относился к Вольтеру и Руссо, хотя к концу жизни ему всё больше нравился Вольтер и всё меньше – Руссо.

По примеру Александра Македонского Наполеон брал с собой в военные походы учёных и исследователей, которые делали зачастую важные для науки открытия.

Наполеон мечтал о своём Фукидиде. Думается, он обрёл в лице английского историка Томаса Карлейля.

Любимый поэт Наполеона – призрачный шотландец Оссиан, которым он восхищался больше, чем Гомером. Несомненно, что император не обладал хорошим вкусом.

С явным удовольствием Наполеон вспоминает о музыке Этиенна Мегюля, а не Моцарта. Это говорит о том, что Наполеон не отличался изящным музыкальным вкусом.

Наполеон говорил о собственном величии без ложной скромности.

Наполеона свергли, по его признанию, «иностранные штыки».

Цинизм и подозрительность были для Наполеона орудиями власти, искренность и радушие – потребностью сердца.

Нередко Наполеон проявлял снисхождение к заклятым врагам.

Кажется, перенапряжение сил парализовало волю Наполеона после 1812-14 годов. Святая Елена логически завершала его бурную политическую деятельность.

Когда Наполеон с ужасом представлял, что после поражения его могут выставлять в железной клетке посреди Лондона, он совершал, по сути дела, нравственное малодушие, низводя себя до животного.

После отречения от престола Наполеон попытался отравиться. В результате трагедия обернулась комедией, которая никак не красит его личность.

На надгробной плите Наполеона не высечено его имя. Могила Толстого вовсе не имеет надгробной плиты. Гении, подобные Наполеону и Толстому, не нуждаются в отличительных знаках.

Выдающиеся политики оказывают значительное влияние на своё государство и многие другие страны. Результаты их деятельности ощущают в настоящем и, особенно, после их смерти. Чаще они воздействуют на судьбы народов опосредованно – дают толчок для коренных преобразований общества. Они становятся вождями человечества. Кто они? Цезарь, Наполеон, Сталин.
Величие Наполеона не поблекло после его смерти, чего не скажешь о Трумэне, Черчилле и Гитлере.

2. Жёны и любовницы

Исторически сложилось так, что мужчина имеет право любить женщину, как ему вздумается, а та обязана беспрекословно повиноваться его воле. Ярче всего об этом сказал Наполеон: «Женщины – наша собственность… Мы владеем ими, подобно тому, как садовник владеет деревом, приносящим плод».

О безнравственности Наполеона свидетельствуют его бесчисленные любовные связи с придворными дамами, певицами, актрисами. Несомненно, Наполеон был человеком возвышенной души в отдельных случаях и циником в повседневной жизни. Иногда происходило чудо, и он любил, как благородный рыцарь. Но когда засасывала обыденность (если таковая бывает у императора!), он любил физиологически – как похотливое животное.

По большей части Наполеон любил женщин как солдафон и изредка – как рыцарь – страстно, порывисто, одухотворённо. Наполеон отрывался от безликой женской плоти, чтобы улететь в небеса чистых и бескорыстных грёз.

С каждым разом Наполеон влюблялся – в более знатных женщин и более молодых, чтобы быть обречённым на неудачу. И чем явнее было поражение Наполеона в любви, тем он тщательнее скрывал от себя (и от посторонних) свою досаду и горечь.

Никто из женщин не любил Наполеона так, как ему хотелось. И он не любил женщин совершенно бескорыстно без посторонних политических аргументов. Любя, Наполеон проявлял радушие и щедрость к женщине, но при этом часто не заботился об элементарной порядочности, вступая в беспорядочные интимные связи. В отношениях с женщинами Наполеон был добр, но безнравственен.

В одном из писем Жозефине Богарне Наполеон писал: «Недавно ещё думал, что горячо люблю тебя, но с тех пор как увидел вновь, чувствую, что люблю тебя ещё в тысячу раз больше. Чем больше я тебя узнаю, тем больше обожаю. Это доказывает ложность мнения Лабрюйера, что любовь возгорается внезапно. Все в природе имеет свое развитие и различные степени роста».

Страстная любовь делает мужчину рабом той женщины, которой он поклоняется. Не таков ли был Наполеон, когда познакомился с Жозефиной?

Мужчина может покорить полмира, но не добиться взаимной любви у капризной женщины. Первый консул Франции Наполеон Бонапарт мучился ревностью к Жозефине, словно безусый кадет.

В Жозефине Наполеон любил светскую бальзаковскую даму, которая открыла ему секреты любви и приучила к изысканным манерам поведения. Он стремился овладеть тем, что было недоступно ранее.

Судьбы мира зачастую решаются не в кабинетах министерств, а дамских будуарах. Без Жозефины Богарне Наполеон не стал бы императором всех французов.

Общеизвестно, что женщины обожают вторгаться в политику, хотя делают это исподволь, путем ловких интриг и тонкой лести. Тщеславный и талантливый мужчина, попавший в любовные сети такой «серой кардинальши», быстро делает карьеру. Как не вспомнить взлет генерала Бонапарта, подготовленный Жозефиной Богарне.

Самолюбивый, властный человек редко упускает возможность зло посмеяться над людьми из своего окружения. Биографы Наполеона отмечали, что император позволял себе оскорблять министров и маршалов, а также придворных дам. Солдатские шуточки полководца вгоняли в краску и доводили до слез бедных женщин. Он словно бы мстил дочерям Евы за унижения и предполагаемые измены Жозефины.

Обстоятельства принуждают нас совершать браки по расчету, как это случилось с Наполеоном и с австрийской принцессой Марией-Луизой. Но в каждом мужском сердце живет первая страстная любовь – его несравненная Жозефина.

Женщине претит монотонная серая жизнь, ей хочется солнца, музыки, праздника. Трудно осуждать польскую провинциалку Марию Валевскую, которая без раздумий бросилась в объятия императора Наполеона: кто из представительниц слабого пола способен устоять перед таким небывалым соблазном?

В Марии Валевской Наполеон любил молодую женщину из знатного рода, стараясь покорить сердце юной провинциальной дикарки. Он хотел укротить её свободолюбивый нрав, хотя позже разочаровался в ней, когда она предпочла выйти замуж за другого.

В Марии-Луизе Наполеон любил целомудренную девушку из императорской династии, намереваясь «сделать» из неё образец послушной и добродетельной жены. В этом он не преуспел, ибо его дорогое существо покинуло его при первом же испытании на верность.

С одинаковым энтузиазмом и страстью любил Наполеон своих жён – Жозефину и Марию-Луизу. Они открывали ему дорогу к власти: Жозефина – во Франции, Мария-Луиза – в Европе.

3. Полководческий талант

Армия вознесла Наполеона к вершинам власти. С помощью армии Наполеон покорил Францию и Европу.

Без полководческих талантов Наполеон не взошёл бы на престол. Без опоры на нравственность он не консолидировал бы общество.

Для Наполеона, как для великого тирана, власть без храбрых воинов – фикция!

Как никто из полководцев, Наполеон ценил военную доблесть.

Наполеон поощрял инициативу и самостоятельность своих маршалов.

Наполеон трезво оценивал собственные военные победы и поражения, что крайне редко встречается у полководцев.

После поражения в России Наполеон не сделал надлежащих выводов насчёт боеспособности армии: бесконечные войны истощали ресурсы страны, да и людские резервы не были неисчерпаемыми. К этому надо добавить, что Наполеон, опьянённый победами, начал страдать самомнением. Вот образчик его мыслей в 1914 году: «Не однажды в течение моей кампании 1814 г. я задумывался о том, что для моих солдат нет ничего невозможного: они снискали себе бессмертное имя. В превратностях же судьбы меня повсюду сопровождала слава».

Наполеон оставался самокритичным в своих военных достижениях до последних дней жизни, но не допускал и тени сомнения насчёт верности политических расчётов и ходов. Наполеон-полководец – гений, Наполеон-политик – по большей части неудачник!

Наполеон однажды заметил, что властелином мира его сделали сами враги. Было бы вернее, если бы Наполеон указал на более существенную причину, а именно, на то, что Европа не признавала передовых (демократических) форм управления, кроме монархии и империи. Наполеону приходилось прогрессивные идеи воплощать в жизнь под личиной абсолютизма.

Монархия для Франции времён Наполеона – это вынужденная форма правления. Наполеон осознавал необходимость императорской власти над поданными, но не понимал, что она противоестественна и поэтому бесперспективна. Он не отдавал себе отчёта, что буржуазии не нужен король, что инициативный предприниматель не потерпит над собой власть всем и вся повелевающего императора.

Непотизм (кумовство) плохо уживался с логикой здравого смысла, который исповедовал Наполеон. Сажая братьев и родственников на престолы европейских стран, он изменял национальным интересам Франции.

Наполеона погубила иллюзия, что можно создать французскую монархию на весь мир. Власть, сила, солдаты и иллюзии – вот чьим пленником был Наполеон в годы Консульства и Империи!

Слава начала изменять Наполеону, когда интересы монархии стали превалировать над интересами народа.

В Наполеоне произошла банальная история: император загубил талантливого полководца!

Наполеон-политик и Наполеон-император – это разные роли и порой плохо согласующиеся

Наполеон совершил грубейшую политическую ошибку, вступив в брачный союз с Габсбургами. Не наследственному, а назначенному императору можно было иметь наследника от любой женщины. Обладая властью и силой, следовало бы учредить новый общественный институт престолонаследия. Но Наполеон пошёл по проторенному (традиционному) пути – Проявил пассивность, и был наказан за это.

За политические игры Наполеона с монархиями всей Европы расплачивался французский народ. Когда приходилось платить за безопасность и авантюризм, Наполеон открещивался от содеянного (не отсюда ли его поспешные отречения от престола?).

Наполеон разносил угли революционного костра по Европе, являясь императором.

Наполеону принадлежит примечательная фраза: «Легче учредить республику без анархии, нежели монархию без деспотизма».

Каждый выдающийся политик должен иметь собственную империю. Наполеон – яркое подтверждение этому.

Люди для Наполеона – «одушевлённый» материал: он вынашивал планы и воплощал их в жизнь без оглядки на человеческие судьбы.

Стратегия и тактика диктатора – это не любовь к людям: он отсекает мечом болезнетворное и прижигает рану огнём. Наполеон – не исключение.

Существует маккиавелизм теоретический и маккиавелизм практический. Между ними – пропасть, что не раз отмечал Наполеон.

У Наполеона возрастала мания величия по мере расширения его империи.

В Наполеоне текла кровь захватчика. Его не оставляли мысли о завоеваниях даже на Святой Елене. Военная доблесть или врождённый инстинкт побеждать мучили его?

Когда границы наполеоновской Империи расширялись, и её богатства увеличивались, когда система управления страной разветвлялась и усложнялась, у Наполеона не оставалось иного средства, как требовать от подданных беспрекословного, слепого подчинения.

С увеличением наполеоновской Империи усиливалась полицейская система управления – нити диктатуры натягивались, пока не лопнули!

Наполеон насаждал Справедливость Силой, как внутри Франции, так и за её пределами. Впрочем, для Франции он предназначал справедливость, а для остальных народов – Силу.

Гордость за французский народ мешала Наполеону по достоинству оценивать народы Европы и Азии.

Империя Наполеона держалась на его личной власти. Армия и народ видели в нём великого человека. Как только Наполеон выпустил из рук власть, народ и армия оставили его, после чего и Империя развалилась.

На Святой Елене Наполеон думал, в первую очередь, о сыне, которому завещал свою славу и свои деяния. Что ему оставалось делать в заточении, как не утешать себя монархическими иллюзиями?

Наполеон следовал по исторической стезе Цезаря. У них было много общего: движение к единовластию через демократическую оппозицию, через Триумвират и Консульство, через политические интриги и военные победы, через личную отвагу и милосердие к побеждённым врагам, через морганистические браки и ослепительную роскошь устраиваемых празднеств; оба часто прибегали к мирным средствам, а не военным, хотя были выдающимися полководцами. Их милость и их жестокость оказывались оправданными той исторической ролью, которая возлагалась на них человечеством.

Коллективист Эммануэ;ль-Жозе;ф Сийе;с расчищал дорогу к власти индивидуалисту Наполеону. В результате первый лишился поста члена Директории, а второй – стал Первым Консулом. Такова диалектика жизни!
Наполеон – диктатор, но не тиран.
Наполеон – диктатор со здравым смыслом.

Можно ли было навести порядок во Франции после Директории без мощной полицейской системы, покрывшей страну? Нет, конечно. Поэтому Наполеон примирился с политическими преследованиями, как малоутешительной необходимостью.

Наполеон наделял министров властью, но контролировал их. Он не терпел самостоятельно мыслящих политиков.

Наполеон умело пользовался политиками разных мастей, передвигал их, как шахматные фигурки.

Наполеон отказывал в праве вести политическую борьбу общественным деятелям, лидерам политических партий, парламентариям, учёным, писателям, журналистам – все они для него – болтуны.

Ещё почти два столетия назад Наполеон рекомендовал политическим противникам (инакомыслящим) отправиться в больницу для душевнобольных, в чём есть определённый резон.

Наполеон не без основания считал, что свободная пресса – это галдёж.

Наполеон не жаловал любезностями политиков, философов, историков, писателей, журналистов – всякого рода гуманитариев: сила – вот его главный аргумент

Диктатору нужен «карманный» парламент, чтобы соблюдать видимость демократического правления. У Наполеона тоже были Совет, Собрание, Трибунал и прочие атрибуты «демократии».

Наполеон правил в окружении «хитрой лисы» Талейрана и «кровожадного тигра» Фуше (как он сам их называл), которые позже его предали. Это свидетельствует скорее не о политической слепоте императора, а о его политическом искусстве маневрировать и соединять несоединимое.

В натуре Наполеона странным образом сочетались здравый смысл и склонность к преувеличениям. К концу карьеры его самонадеянность взяла верх над благоразумием.

Наполеон погубил себя, когда пристрастился к повелеванию и требованиям беспрекословного подчинения.

Наполеон подарил Франции Гражданский кодекс, но не переносил политических оппонентов. Наполеон строил единую и свободную Европу, но порабощал и угнетал народы. Он был движим общечеловеческими идеалами, но без тени сомнения заявлял: «Самое важное в политике – следовать своей цели: средства ничего не значат». Под этим лозунгом подписались бы и Гитлер, и Сталин.

К Наполеону приходила мысль возобновить революцию после крушения Империи (после 1815 года). Впервые о непрерывной (перманентной) революции заговорил Наполеон, а не Маркс и Энгельс, Парвус и Троцкий.

7. Положительные свершения

Наполеон не свершил государственный переворот, а завершил то, что было подготовлено другими политиками. К тому же в обществе зрела потребность в законности и порядке, в единоначалии. Это означает, что переворот был общественно обусловлен. Военная сторона переворота лишь закрепляла итог изменившейся политической ситуации.

Уже в 22 года Наполеон понимал, что «благо народа» неразрывно связано с «прогрессом цивилизации». Став Первым Консулом и императором, он не забывал об этой мысли.

Наполеон – диктатор национального согласия и общественного порядка.

Наполеон – вождь молодой буржуазии, человек здравого смысла.

Наполеоновская государственная машина работала отлажено.

Во Франции началось процветание после трёх лет правления Наполеона.

«Демократия» для Наполеона – это «рекрутский набор» и «военная сила». Он – не лицемер, и говорил то, что думал.

В уме Наполеона жила фантастическая идея: создать в Европе Империю Справедливости. Недаром он утверждал, что «справедливость есть образ Бога на Земле».

Ни один человек не свободен от иллюзий. Наполеон – не исключение. Его конечная цель общечеловеческого братства иллюзорна, средство для достижения цели – французская монархия на весь свет – также иллюзорна.

Дело ради общего блага – вот истинный Наполеон. Императорская власть и политические интриги ради её удержания – это ложный Наполеон. Осознавал ли Наполеон, что в нём – две натуры?

Нельзя пройти мимо гениального высказывания Наполеона: «Просвещённой нацией не управляют полумерами: здесь нужна сила, последовательность и единство во всех деяниях».

Не покончив с собой после первого или второго отречения от престола, Наполеон решил, что честь дороже деяний – даже самых великих! Не указывает ли это на то, что инстинкт гражданина у Наполеона был сильнее, чем жажда власти?

Не Наполеон ли заложил основы современного цивилизованного общества, в котором права и собственность каждого гражданина надёжно защищены?

«Права человека» для Наполеона не были пустым звуком.

Ни один государь не ставил превыше всего долг перед народом, как это делал Наполеон.

Государство охраняют не границы и армия. Государство держится на доверии и благополучии народа. Это прекрасно знал Наполеон.

Наполеон первым из императоров дал равные права евреям и пообещал возродить Иудею (Израиль).

Наполеон заложил основы буржуазной демократии с её разделением властей на избирательную, законодательную, исполнительную, судебную.

Наполеон – диктатор в правовом государстве.

Деяния гениального политика продолжают после его смерти в своей и других странах. Наполеон заложил основания для современного общества. Он не потерял актуальности и сегодня.

Почти 200 лет назад Наполеон пытался осуществить то, что происходит на наших глазах. Он мечтал о единой Европе, многое делал для сближения её стран. Он говорил: «Нам нужно создать единый европейский свод законов, единый международный суд, единую валюту и единую систему мер и весов. Я хочу объединить европейские нации в единую нацию со столицей в Париже». Удивительная прозорливость!

Тираны-разрушители – это Цезарь, Робеспьер, Ленин.
Тираны-созидатели – это Август, Наполеон, Сталин.

Наполеон – кормчий современного человечества.

На протяжении последних двух столетий человечество не утрачивает интерес к Наполеону, видя в нём гения, заложившего основы новой европейской истории.

Только человек, потерявший чувство реальности, мог говорить о себе так, как говорил Наполеон о своей исторической миссии в 1811 году: «А что мне остаётся делать, если всё это возносит меня к владычеству над всем миром».

Наполеон панически боялся Судьбу, потому что доводил свои грандиозные свершения до опасной черты – до момента, когда они готовы снежной лавиной обрушиться на человека!

В начале военной карьеры Наполеон едва ли не завербовался в русскую армию. После второго отречения он намеревался уехать в Америку. Судьба дважды указывала ему в сторону тех держав, чьё величие достойно его таланта.

Судьба снизошла к Наполеону и в последний период жизни – послала ему изгнание, в котором он мог осмыслить свою жизнь. Перевернуть вверх дном Европу и потом в уединении писать мемуары – это благодарение Её Величества – Судьбы!

Наполеон не склонял голову перед Богом, перед королём, перед народом, перед революцией и даже перед высшей властью, к которой стремился. Судьба – вот перед чем он беспомощно разводил руками. Как умный человек, Наполеон не верил в беспредельное могущество человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *