В чем величие наполеона
Наполеон Бонапарт и его роль в истории
Наполеон Бонапарт (1769—1821) — выдающийся французский полководец и государственный деятель. Еще до захвата власти Бонапарт очень успешно вел военные действия, совершил поход в Египет.
Наполеон у власти
9 ноября 1799 г. власть во Франции захватил генерал Наполеон Бонапарт. Он создал Французскую империю, ввел новые законы и захватил огромные территории. Его империя пала в 1814 г., но в Европе утвердились новые, буржуазные порядки.
Наполеон — император
Наполеон Бонапарт после захвата власти стал первым консулом. В 1804 г. он принял титул императора под именем Наполеона I. В том же году в стране был принят Гражданский кодекс, то есть свод законов, который защищал собственность от различных посягательств. На основе этого кодекса, который выражал интересы крупной буржуазии, позднее были созданы законодательства многих государств. Наполеона поддерживали буржуазия и зажиточные крестьяне, которые не желали возвращения старых феодальных порядков.
Наполеоновские войны
Наполеон стремился установить контроль над Европой, а может быть, и над всем миром. Он создал сильную армию и одержал несколько побед. Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия и другие государства регулярно объединялись против него в коалиции, но Наполеон стал контролировать разные страны Европы, сажая на престолы своих братьев и сестер. С Россией в 1807 г. был заключен договор. В Испании и Португалии Бонапарт столкнулся с сильным сопротивлением, которое поддерживала Великобритания, господствовавшая на море.
Поход на Россию
Еще с 1806 г. Наполеон организовал континентальную блокаду, то есть закрыл европейские порты для английских товаров. Россия была вынуждена поддержать блокаду, но потом перестала это делать. Кроме того, императору Александру I не нравилось, что Франция не учитывает российские интересы. В результате Наполеон в июне 1812 г. вторгся в пределы Российской империи во главе армии в 610 000 человек. Однако поход на Россию закончился для него катастрофой, а сам император спасся бегством.
Поражение Наполеона
Русская армия перешла границу и вместе с союзниками — Австрией, Пруссией, Великобританией и Швецией — начала наступление. 16—19 октября 1813 г. в битве под Лейпцигом, которую назвали битвой народов, Наполеон потерпел поражение, и 31 марта 1814 г. союзники вступили в Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба у берегов Италии. Во Франции была восстановлена династия Бурбонов, королем стал Людовик XVIII.
Сто дней и Новая Европа
Наполеон бежал с Эльбы, собрал соратников, с небольшим отрядом высадился на юге Франции и 20 марта 1815 г. триумфально вступил в Париж. Однако править ему удалось только 100 дней. 18 июня 1815 г. английские и прусские войска разбили Наполеона при Ватерлоо, он снова отрекся и был сослан на остров Святой Елены в южной части Атлантического океана. Там бывший император и скончался в 1821 г.
В 1814—1815 г. в Вене состоялся международный конгресс, где разработали документ, поделивший Европу между победителями (Россией, Австрией, Пруссией, Великобританией), был установлен новый международный порядок.
Историческое значение Наполеоновских войн
Наполеон: заложник славы
Темные очки, наручные часы, консервы и правостороннее движение: правда же, эти вещи не связаны в нашем восприятии с выдающимся полководцем и неукротимым реформатором?
198 лет назад, в начале мая 1821 года на крошечном, затерянном посреди бескрайнего Атлантического океана скалистом островке Святая Елена мучительно умирал человек, изменивший мир настолько, насколько это удавалось немногим. О причинах его смерти по сей день спорят историки, криминалисты и врачи. Рак желудка (болезнь, от которой умер в свое время его отец), заболевание печени, отравление мышьяком — вот далеко не полный перечень гипотез. Однако наш предмет — не причины его смерти, а последствия его жизни.
«…Есть остров на том океане»
Писатель Марк Алданов утверждал, что последняя запись в тетради по географии курсанта Парижской королевской военной школы Бонапарта гласила «Sainte Hélène, petite île» («Малый остров святая Елена»). Так это или нет, но остров Св. Елены действительно невелик — 122 кв. км. На этом пятачке бывший властитель половины Европы провел последние 6 лет своей жизни. Ему разрешено было взять с собой несколько соратников и слуг; всего за Наполеоном в добровольное для них изгнание последуют 27 человек. Охранять узника будут 3 тысячи солдат и целая эскадра военных кораблей.
Англичане весьма опасались своего именитого пленника. Им были известны и его нрав (включающий в себя «склонность к побегу» — вспомним Эльбу), и наличие во Франции тайных бонапартистских организаций, вынашивавших планы освобождения Императора (вспомним хотя бы завязку «Графа Монте-Кристо»; сын видного наполеоновского генерала Александр Дюма знал, о чем писал). В связи с этим меры предосторожности был приняты основательные. Здесь и многочисленные часовые, и особая система сигнальных постов на доминирующих вершинах острова, и режимные ограничения для Наполеона, ставшие особенно строгими после прибытия на остров нового губернатора сэра Хадсона Лоу.
Герцог Веллингтон характеризовал своего бывшего подчиненного как человека неумного, подозрительного и завистливого. Эти качества в полной мере проявились в должности тюремщика — Лоу, панически боявшийся провалить сулящее всяческие награды задание, стремился максимально ограничить как свободу передвижения пленника, так и круг его общения. Во многом благодаря ему остров вынуждены были покинуть граф Лас-Каз, автор знаменитого «Мемориала», и врач О’Мира, которому Наполеон доверял (с его преемником Антомарки у императора отношения не сложились, да и квалификация его вызывала большие нарекания как у современников, так и у последующих исследователей вопроса).
Деятельная натура Наполеона не находила на острове применения. Он предавался воспоминаниям, завел роман с женой маркиза де Монтолон Альбиной (следствием чего было рождение его последнего ребенка, девочки с говорящим именем Жозефина Наполеоне; к несчастью, она прожила всего 1 год), подружился с дочерями местного фермера. Но тихие радости дружбы, неторопливого общения, романа с женой соратника были не для него. Его главный друг и собеседник, его самая любимая женщина — Слава — продолжала в первую очередь занимать его мысли в изгнании, из которого ему уже не суждено было вернуться.
«Мое будущее наступит тогда, когда меня не будет…»
В последние недели жизни в те моменты, когда он бывал в сознании, его заботили вполне понятные и естественные вещи: передать привет и наставление сыну, распорядиться принадлежащим ему имуществом, вознаградить соратников и слуг.
О своей посмертной славе он думал раньше. В беседах с Лас-Казом Наполеон постоянно возвращался к оценке сделанного. Память человечества волновала его, хотя подчас он и отзывался о ней презрительно: «Пускаясь во всякого рода преувеличения, меня восхваляли, как и прочих монархов, коим дано было свершить нечто необыкновенное; но то, в чем истинная моя заслуга, известно лишь мне одному». Иногда он оценивал себя в первую очередь как выдающегося полководца, вспоминая победы, из которых более всего ценил Маренго, Аустерлиц и Иену. Иногда — как законодателя: «Моя истинная слава — не в том, что я выиграл сорок сражений… Но то, что не может быть забыто, то, что будет жить вечно, — это мой Гражданский кодекс». Подчас — как устроителя послевоенной Европы: «В Европе списывают мои законы, подражают моим учреждениям, завершают мои начинания, следуют моей политике и так далее, вплоть до того тона, который задавал мой двор; значит, мое правление было не так уж плохо и нелепо, как о том говорят?». И неизменно, как человека, принесшего Франции величие: «Наступит день, и история скажет, чем была Франция, когда я взошел на престол, и чем стала она, когда я предписал законы Европе».
Во многом он оказался прав. Его Гражданский кодекс не только не был забыт, но и действует по сей день (разумеется, с многочисленными поправками) во Франции и ряде ее бывших колоний. В свое время он оказал определяющее влияние на законодательство германских и итальянских государств, а также нескольких стран Латинской Америки и штата Луизиана в США; следы этого влияния отчетливо видны и сегодня. Колоссальный по объему и революционный по содержанию, Кодекс окончательно разрушил старое феодальное право и на практике закрепил один из основополагающих лозунгов Французской революции — Равенство — как в сфере предпринимательства, так и в вопросах семейных правоотношений, наследственного права и других важнейших областях. Именно благодаря этому документу (а не многочисленным конституциям этой эпохи) жители Франции независимо от социальной принадлежности и толщины кошелька почувствовали себя защищенными Законом.
Интересно, что не только содержание и юридическая техника Кодекса, но и его безупречный стиль нашли своих поклонников: так, например, Стендаль имел обыкновение прочитывать по нескольку страниц в день для обострения чувства языка, а Поль Валери вообще считал его величайшим произведением французской литературы.
В отношении величия Франции ее император также не ошибся. Сегодня подавляющее большинство французов считают наполеоновскую эпоху периодом величайшего подъема своей родины. Достаточно побродить по центру Парижа, пройти по кольцу бульваров, названных именами маршалов, постоять у Вандомской колонны и надгробия самого Бонапарта в Доме инвалидов, чтобы убедиться в этом.
Что же касается побед, то они, несомненно, не забыты. Полководческий гений Бонапарта берутся отрицать немногие (правда, среди них есть Лев Толстой; но уж больно он пристрастен к этому человеку, отказывая ему вообще в каком-либо величии), а число только специальных монографий и статей, исследующих различные аспекты его военной деятельности, давно перевалило за десять тысяч.
Названия величайших сражений этой эпохи по-прежнему звучат гордой музыкой для каждого любителя военной истории (а их немало: одних только клубов исторической реконструкции, занимающихся данным периодом, в Европе более сотни), а места, где некоторые из них происходили, превращены в музеи (среди них — Аустерлиц и Иена, Бородино и Ватерлоо). Другое дело, что посмертную славу величайшего полководца омрачает репутация политика, стремившегося решать как внутренние, так и международные проблемы в первую очередь при помощи пушек, и мало думавшего о цене, которую предстоит заплатить за эти решения.
«…для нас орудие одно»
Наполеоновские войны знали как колоссальные кровопролитные битвы (в трехдневном сражении под Лейпцигом сошлись около полумиллиона солдат, а на поле боя у Бородина остались лежать около 60 тысяч убитых и умирающих), так и относительно небольшие боестолкновения. Если учитывать только боевые операции, в которых потери с обеих сторон составляли не менее 2 тыс. человек, то число таких битв за 15 лет от Маренго до Ватерлоо составит не менее 230-и. Помимо этого, в тот же период было 7 крупных морских сражений и 91 осада.
Наполеон неоднократно подчеркивал, что не хотел проливать кровь. Так, например, на Св. Елене он говорил об обстоятельствах своего первого (1814 г.) отречения: «Вместо того чтобы отречься в Фонтенбло, я мог сражаться: армия оставалась мне верна, но я не захотел проливать кровь французов из своих личных интересов». Здесь он, мягко говоря, кривил душой. Его отношение к жизням его солдат и офицеров скорее сродни отношению шахматиста к фигурам на доске — их надо беречь для достижения победы, но поражение противника оправдывает любые жертвы. Так в 1805-м он заявил австрийскому дипломату Меттерниху, что «может позволить себе расходовать 30 тыс. человек в месяц». Даже в период триумфального шествия по Европе победы Наполеона очень часто достигались ценой огромных жертв.
Точный подсчет потерь в эпоху наполеоновских войн вряд ли возможен. Однако даже самые осторожные из оценок потрясали воображение людей XIX века. Например, в период 1800—1815 годов только Франция потеряла убитыми и умершими от ран не менее 370 тыс. человек. А общие безвозвратные потери участников европейских войн этого периода составляют по меньшей мере миллион человек. Разумеется, после ХХ века нас этими цифрами удивить трудно…
При всём том совсем уж бессердечным он не был и его слезы над телами генерала Дезе при Маренго и маршала Ланна под Эсслингом были искренними. Впрочем, Е. В.Тарле, рассказывая о гибели последнего, утверждает (и нет никаких оснований подвергать сомнению слова этого крупнейшего специалиста), что это был «второй и последний раз в его жизни», когда Наполеон плакал. Но вряд ли приходится сомневаться и в том, что, случись ему повторить эти две битвы, он еще раз не колеблясь заплатил бы за победы жизнями близких ему сподвижников.
У потомков есть привилегия судить победителей. То, что мы все чаще ставим вопрос о цене побед применительно к посмертной славе Наполеона и Кутузова, Фоша и Жукова, свидетельствует о том, что человеческая жизнь в наших глазах поднимается в цене. Впрочем, по-прежнему для многих (особенно в нашей стране с ее привычным «мы за ценой не постоим») такая оценка не является правомерной. И это — печально.
«…Остался неизменный след»
Наибольшее влияние пример Наполеона Бонапарта оказал на умы современников и потомков — неслучайно он воспет величайшими поэтами как своей эпохи (Пушкин и Лермонтов, Байрон и Гейне), так и последующих (из наших — Брюсовым, Маяковским и Цветаевой). По сей день человека, вынашивающего честолюбивые планы, сравнивают в первую очередь с ним. Наполеону уподобляли Ермолова и Пестеля, Тухачевского («красный Бонапарт») и Жукова (официально обвиненного в «бонапартизме»), французского маршала Петэна, гитлеровского генерала Роммеля и американского генерала Паттона. Иногда это звучало как лесть; чаще — как обвинение в намерении захватить власть путем военного переворота. Пример юного капитана артиллерии, взявшего в 1794-м штурмом неприступный Тулон, вознесшегося за 4 года в победоносные командармы, а еще через два ставшего правителем Франции, кроившего карту мира по своему усмотрению, создававшего и свергавшего королей мановением руки, повелевавшего жизнями миллионов — не может не будоражить умы тех, кто жаждет славы.
И не только их. Те, кто мечтает о «сильной руке» и «державе, которую все боятся» — тоже поклонники покойного императора, хотя и не всегда по малограмотности об этом подозревают. Таковы парадоксы этого человека: он ценил законы — и ставил себя над ними, он освобождал целые народы — и тут же порабощал их. «Мятежной вольности наследник и убийца» — вряд ли кто определил его историческую роль точнее Пушкина.
Впрочем, мы обязаны Наполеону и вполне безобидными и даже полезными вещами. Например, правостороннее движение в континентальной Европе было введено именно им (из соображений удобства переброски войск). По его заказу была изготовлена первая промышленная партия темных очков (для египетского похода) и первые наручные часы. А еще именно он внедрил в обиход консервы (присвоив изобретателю звание «благодетель человечества»). Мы с удовольствием пользуемся всем этим, но не связываем с Наполеоном. Жаль, что человечество помнит кровопролития гораздо лучше, чем полезные нововведения…
Судьба Наполеона
На политическом небосклоне последних двух столетий светилось множество ярких звёзд. Но среди них была одна сверхзвезда – это Наполеон. Только он мог сказать: «Я создал мой век сам для себя…»
Революционер-якобинец, патриот Франции, воин и защитник Отечества, вождь народа, повелитель страны, завоеватель чужих земель – такова блестящая карьера Наполеона!
Наполеон относился к людям «твёрдого закала» (как сказал бы император), энергичным и деятельным людям.
Наполеон не страдал манией величия, хотя делал вид, что он – величайший из людей.
Трудно найти среди политиков такого непосредственного и живого человека, каким был Наполеон. Его нравственное и безнравственное, возвышенное и низменное, тесно переплетаясь и растворяясь друг в друге, никогда не исчезали за рамками дипломатической вежливости. Желание играть в истории исключительную роль ничуть не заглушало в нём обыкновенные человеческие слабости и недостатки.
Здравый смысл Наполеона граничил с мудростью, в тех случаях, когда он советовал «держаться середины между добром и злом».
Не замутнили разум Наполеона ни горечь поражений, ни опрометчивая ошибка, сделавшая его пленником в руках бывших врагов. Трезвость мысли не изменяла Наполеону и на Святой Елене.
Говорят, что в образовании Наполеона были серьёзные пробелы. Однако, он их легко восполнял, обладая острым умом и живым воображением.
Общекультурный кругозор Наполеона ограничивался идеями Просвещения.
Каким знатоком философии был Наполеон можно судить по его отзыву о Паскале: «Мысли Паскаля – это какая-то галиматья».
Внимания Наполеона не удостоились ни Паскаль, ни де Сталь, ни Шатобриан.
Наполеон без восторга относился к Вольтеру и Руссо, хотя к концу жизни ему всё больше нравился Вольтер и всё меньше – Руссо.
По примеру Александра Македонского Наполеон брал с собой в военные походы учёных и исследователей, которые делали зачастую важные для науки открытия.
Наполеон мечтал о своём Фукидиде. Думается, он обрёл в лице английского историка Томаса Карлейля.
Любимый поэт Наполеона – призрачный шотландец Оссиан, которым он восхищался больше, чем Гомером. Несомненно, что император не обладал хорошим вкусом.
С явным удовольствием Наполеон вспоминает о музыке Этиенна Мегюля, а не Моцарта. Это говорит о том, что Наполеон не отличался изящным музыкальным вкусом.
Наполеон говорил о собственном величии без ложной скромности.
Наполеона свергли, по его признанию, «иностранные штыки».
Цинизм и подозрительность были для Наполеона орудиями власти, искренность и радушие – потребностью сердца.
Нередко Наполеон проявлял снисхождение к заклятым врагам.
Кажется, перенапряжение сил парализовало волю Наполеона после 1812-14 годов. Святая Елена логически завершала его бурную политическую деятельность.
Когда Наполеон с ужасом представлял, что после поражения его могут выставлять в железной клетке посреди Лондона, он совершал, по сути дела, нравственное малодушие, низводя себя до животного.
После отречения от престола Наполеон попытался отравиться. В результате трагедия обернулась комедией, которая никак не красит его личность.
На надгробной плите Наполеона не высечено его имя. Могила Толстого вовсе не имеет надгробной плиты. Гении, подобные Наполеону и Толстому, не нуждаются в отличительных знаках.
Выдающиеся политики оказывают значительное влияние на своё государство и многие другие страны. Результаты их деятельности ощущают в настоящем и, особенно, после их смерти. Чаще они воздействуют на судьбы народов опосредованно – дают толчок для коренных преобразований общества. Они становятся вождями человечества. Кто они? Цезарь, Наполеон, Сталин.
Величие Наполеона не поблекло после его смерти, чего не скажешь о Трумэне, Черчилле и Гитлере.
2. Жёны и любовницы
Исторически сложилось так, что мужчина имеет право любить женщину, как ему вздумается, а та обязана беспрекословно повиноваться его воле. Ярче всего об этом сказал Наполеон: «Женщины – наша собственность… Мы владеем ими, подобно тому, как садовник владеет деревом, приносящим плод».
О безнравственности Наполеона свидетельствуют его бесчисленные любовные связи с придворными дамами, певицами, актрисами. Несомненно, Наполеон был человеком возвышенной души в отдельных случаях и циником в повседневной жизни. Иногда происходило чудо, и он любил, как благородный рыцарь. Но когда засасывала обыденность (если таковая бывает у императора!), он любил физиологически – как похотливое животное.
По большей части Наполеон любил женщин как солдафон и изредка – как рыцарь – страстно, порывисто, одухотворённо. Наполеон отрывался от безликой женской плоти, чтобы улететь в небеса чистых и бескорыстных грёз.
С каждым разом Наполеон влюблялся – в более знатных женщин и более молодых, чтобы быть обречённым на неудачу. И чем явнее было поражение Наполеона в любви, тем он тщательнее скрывал от себя (и от посторонних) свою досаду и горечь.
Никто из женщин не любил Наполеона так, как ему хотелось. И он не любил женщин совершенно бескорыстно без посторонних политических аргументов. Любя, Наполеон проявлял радушие и щедрость к женщине, но при этом часто не заботился об элементарной порядочности, вступая в беспорядочные интимные связи. В отношениях с женщинами Наполеон был добр, но безнравственен.
В одном из писем Жозефине Богарне Наполеон писал: «Недавно ещё думал, что горячо люблю тебя, но с тех пор как увидел вновь, чувствую, что люблю тебя ещё в тысячу раз больше. Чем больше я тебя узнаю, тем больше обожаю. Это доказывает ложность мнения Лабрюйера, что любовь возгорается внезапно. Все в природе имеет свое развитие и различные степени роста».
Страстная любовь делает мужчину рабом той женщины, которой он поклоняется. Не таков ли был Наполеон, когда познакомился с Жозефиной?
Мужчина может покорить полмира, но не добиться взаимной любви у капризной женщины. Первый консул Франции Наполеон Бонапарт мучился ревностью к Жозефине, словно безусый кадет.
В Жозефине Наполеон любил светскую бальзаковскую даму, которая открыла ему секреты любви и приучила к изысканным манерам поведения. Он стремился овладеть тем, что было недоступно ранее.
Судьбы мира зачастую решаются не в кабинетах министерств, а дамских будуарах. Без Жозефины Богарне Наполеон не стал бы императором всех французов.
Общеизвестно, что женщины обожают вторгаться в политику, хотя делают это исподволь, путем ловких интриг и тонкой лести. Тщеславный и талантливый мужчина, попавший в любовные сети такой «серой кардинальши», быстро делает карьеру. Как не вспомнить взлет генерала Бонапарта, подготовленный Жозефиной Богарне.
Самолюбивый, властный человек редко упускает возможность зло посмеяться над людьми из своего окружения. Биографы Наполеона отмечали, что император позволял себе оскорблять министров и маршалов, а также придворных дам. Солдатские шуточки полководца вгоняли в краску и доводили до слез бедных женщин. Он словно бы мстил дочерям Евы за унижения и предполагаемые измены Жозефины.
Обстоятельства принуждают нас совершать браки по расчету, как это случилось с Наполеоном и с австрийской принцессой Марией-Луизой. Но в каждом мужском сердце живет первая страстная любовь – его несравненная Жозефина.
Женщине претит монотонная серая жизнь, ей хочется солнца, музыки, праздника. Трудно осуждать польскую провинциалку Марию Валевскую, которая без раздумий бросилась в объятия императора Наполеона: кто из представительниц слабого пола способен устоять перед таким небывалым соблазном?
В Марии Валевской Наполеон любил молодую женщину из знатного рода, стараясь покорить сердце юной провинциальной дикарки. Он хотел укротить её свободолюбивый нрав, хотя позже разочаровался в ней, когда она предпочла выйти замуж за другого.
В Марии-Луизе Наполеон любил целомудренную девушку из императорской династии, намереваясь «сделать» из неё образец послушной и добродетельной жены. В этом он не преуспел, ибо его дорогое существо покинуло его при первом же испытании на верность.
С одинаковым энтузиазмом и страстью любил Наполеон своих жён – Жозефину и Марию-Луизу. Они открывали ему дорогу к власти: Жозефина – во Франции, Мария-Луиза – в Европе.
3. Полководческий талант
Армия вознесла Наполеона к вершинам власти. С помощью армии Наполеон покорил Францию и Европу.
Без полководческих талантов Наполеон не взошёл бы на престол. Без опоры на нравственность он не консолидировал бы общество.
Для Наполеона, как для великого тирана, власть без храбрых воинов – фикция!
Как никто из полководцев, Наполеон ценил военную доблесть.
Наполеон поощрял инициативу и самостоятельность своих маршалов.
Наполеон трезво оценивал собственные военные победы и поражения, что крайне редко встречается у полководцев.
После поражения в России Наполеон не сделал надлежащих выводов насчёт боеспособности армии: бесконечные войны истощали ресурсы страны, да и людские резервы не были неисчерпаемыми. К этому надо добавить, что Наполеон, опьянённый победами, начал страдать самомнением. Вот образчик его мыслей в 1914 году: «Не однажды в течение моей кампании 1814 г. я задумывался о том, что для моих солдат нет ничего невозможного: они снискали себе бессмертное имя. В превратностях же судьбы меня повсюду сопровождала слава».
Наполеон оставался самокритичным в своих военных достижениях до последних дней жизни, но не допускал и тени сомнения насчёт верности политических расчётов и ходов. Наполеон-полководец – гений, Наполеон-политик – по большей части неудачник!
Наполеон однажды заметил, что властелином мира его сделали сами враги. Было бы вернее, если бы Наполеон указал на более существенную причину, а именно, на то, что Европа не признавала передовых (демократических) форм управления, кроме монархии и империи. Наполеону приходилось прогрессивные идеи воплощать в жизнь под личиной абсолютизма.
Монархия для Франции времён Наполеона – это вынужденная форма правления. Наполеон осознавал необходимость императорской власти над поданными, но не понимал, что она противоестественна и поэтому бесперспективна. Он не отдавал себе отчёта, что буржуазии не нужен король, что инициативный предприниматель не потерпит над собой власть всем и вся повелевающего императора.
Непотизм (кумовство) плохо уживался с логикой здравого смысла, который исповедовал Наполеон. Сажая братьев и родственников на престолы европейских стран, он изменял национальным интересам Франции.
Наполеона погубила иллюзия, что можно создать французскую монархию на весь мир. Власть, сила, солдаты и иллюзии – вот чьим пленником был Наполеон в годы Консульства и Империи!
Слава начала изменять Наполеону, когда интересы монархии стали превалировать над интересами народа.
В Наполеоне произошла банальная история: император загубил талантливого полководца!
Наполеон-политик и Наполеон-император – это разные роли и порой плохо согласующиеся
Наполеон совершил грубейшую политическую ошибку, вступив в брачный союз с Габсбургами. Не наследственному, а назначенному императору можно было иметь наследника от любой женщины. Обладая властью и силой, следовало бы учредить новый общественный институт престолонаследия. Но Наполеон пошёл по проторенному (традиционному) пути – Проявил пассивность, и был наказан за это.
За политические игры Наполеона с монархиями всей Европы расплачивался французский народ. Когда приходилось платить за безопасность и авантюризм, Наполеон открещивался от содеянного (не отсюда ли его поспешные отречения от престола?).
Наполеон разносил угли революционного костра по Европе, являясь императором.
Наполеону принадлежит примечательная фраза: «Легче учредить республику без анархии, нежели монархию без деспотизма».
Каждый выдающийся политик должен иметь собственную империю. Наполеон – яркое подтверждение этому.
Люди для Наполеона – «одушевлённый» материал: он вынашивал планы и воплощал их в жизнь без оглядки на человеческие судьбы.
Стратегия и тактика диктатора – это не любовь к людям: он отсекает мечом болезнетворное и прижигает рану огнём. Наполеон – не исключение.
Существует маккиавелизм теоретический и маккиавелизм практический. Между ними – пропасть, что не раз отмечал Наполеон.
У Наполеона возрастала мания величия по мере расширения его империи.
В Наполеоне текла кровь захватчика. Его не оставляли мысли о завоеваниях даже на Святой Елене. Военная доблесть или врождённый инстинкт побеждать мучили его?
Когда границы наполеоновской Империи расширялись, и её богатства увеличивались, когда система управления страной разветвлялась и усложнялась, у Наполеона не оставалось иного средства, как требовать от подданных беспрекословного, слепого подчинения.
С увеличением наполеоновской Империи усиливалась полицейская система управления – нити диктатуры натягивались, пока не лопнули!
Наполеон насаждал Справедливость Силой, как внутри Франции, так и за её пределами. Впрочем, для Франции он предназначал справедливость, а для остальных народов – Силу.
Гордость за французский народ мешала Наполеону по достоинству оценивать народы Европы и Азии.
Империя Наполеона держалась на его личной власти. Армия и народ видели в нём великого человека. Как только Наполеон выпустил из рук власть, народ и армия оставили его, после чего и Империя развалилась.
На Святой Елене Наполеон думал, в первую очередь, о сыне, которому завещал свою славу и свои деяния. Что ему оставалось делать в заточении, как не утешать себя монархическими иллюзиями?
Наполеон следовал по исторической стезе Цезаря. У них было много общего: движение к единовластию через демократическую оппозицию, через Триумвират и Консульство, через политические интриги и военные победы, через личную отвагу и милосердие к побеждённым врагам, через морганистические браки и ослепительную роскошь устраиваемых празднеств; оба часто прибегали к мирным средствам, а не военным, хотя были выдающимися полководцами. Их милость и их жестокость оказывались оправданными той исторической ролью, которая возлагалась на них человечеством.
Коллективист Эммануэ;ль-Жозе;ф Сийе;с расчищал дорогу к власти индивидуалисту Наполеону. В результате первый лишился поста члена Директории, а второй – стал Первым Консулом. Такова диалектика жизни!
Наполеон – диктатор, но не тиран.
Наполеон – диктатор со здравым смыслом.
Можно ли было навести порядок во Франции после Директории без мощной полицейской системы, покрывшей страну? Нет, конечно. Поэтому Наполеон примирился с политическими преследованиями, как малоутешительной необходимостью.
Наполеон наделял министров властью, но контролировал их. Он не терпел самостоятельно мыслящих политиков.
Наполеон умело пользовался политиками разных мастей, передвигал их, как шахматные фигурки.
Наполеон отказывал в праве вести политическую борьбу общественным деятелям, лидерам политических партий, парламентариям, учёным, писателям, журналистам – все они для него – болтуны.
Ещё почти два столетия назад Наполеон рекомендовал политическим противникам (инакомыслящим) отправиться в больницу для душевнобольных, в чём есть определённый резон.
Наполеон не без основания считал, что свободная пресса – это галдёж.
Наполеон не жаловал любезностями политиков, философов, историков, писателей, журналистов – всякого рода гуманитариев: сила – вот его главный аргумент
Диктатору нужен «карманный» парламент, чтобы соблюдать видимость демократического правления. У Наполеона тоже были Совет, Собрание, Трибунал и прочие атрибуты «демократии».
Наполеон правил в окружении «хитрой лисы» Талейрана и «кровожадного тигра» Фуше (как он сам их называл), которые позже его предали. Это свидетельствует скорее не о политической слепоте императора, а о его политическом искусстве маневрировать и соединять несоединимое.
В натуре Наполеона странным образом сочетались здравый смысл и склонность к преувеличениям. К концу карьеры его самонадеянность взяла верх над благоразумием.
Наполеон погубил себя, когда пристрастился к повелеванию и требованиям беспрекословного подчинения.
Наполеон подарил Франции Гражданский кодекс, но не переносил политических оппонентов. Наполеон строил единую и свободную Европу, но порабощал и угнетал народы. Он был движим общечеловеческими идеалами, но без тени сомнения заявлял: «Самое важное в политике – следовать своей цели: средства ничего не значат». Под этим лозунгом подписались бы и Гитлер, и Сталин.
К Наполеону приходила мысль возобновить революцию после крушения Империи (после 1815 года). Впервые о непрерывной (перманентной) революции заговорил Наполеон, а не Маркс и Энгельс, Парвус и Троцкий.
7. Положительные свершения
Наполеон не свершил государственный переворот, а завершил то, что было подготовлено другими политиками. К тому же в обществе зрела потребность в законности и порядке, в единоначалии. Это означает, что переворот был общественно обусловлен. Военная сторона переворота лишь закрепляла итог изменившейся политической ситуации.
Уже в 22 года Наполеон понимал, что «благо народа» неразрывно связано с «прогрессом цивилизации». Став Первым Консулом и императором, он не забывал об этой мысли.
Наполеон – диктатор национального согласия и общественного порядка.
Наполеон – вождь молодой буржуазии, человек здравого смысла.
Наполеоновская государственная машина работала отлажено.
Во Франции началось процветание после трёх лет правления Наполеона.
«Демократия» для Наполеона – это «рекрутский набор» и «военная сила». Он – не лицемер, и говорил то, что думал.
В уме Наполеона жила фантастическая идея: создать в Европе Империю Справедливости. Недаром он утверждал, что «справедливость есть образ Бога на Земле».
Ни один человек не свободен от иллюзий. Наполеон – не исключение. Его конечная цель общечеловеческого братства иллюзорна, средство для достижения цели – французская монархия на весь свет – также иллюзорна.
Дело ради общего блага – вот истинный Наполеон. Императорская власть и политические интриги ради её удержания – это ложный Наполеон. Осознавал ли Наполеон, что в нём – две натуры?
Нельзя пройти мимо гениального высказывания Наполеона: «Просвещённой нацией не управляют полумерами: здесь нужна сила, последовательность и единство во всех деяниях».
Не покончив с собой после первого или второго отречения от престола, Наполеон решил, что честь дороже деяний – даже самых великих! Не указывает ли это на то, что инстинкт гражданина у Наполеона был сильнее, чем жажда власти?
Не Наполеон ли заложил основы современного цивилизованного общества, в котором права и собственность каждого гражданина надёжно защищены?
«Права человека» для Наполеона не были пустым звуком.
Ни один государь не ставил превыше всего долг перед народом, как это делал Наполеон.
Государство охраняют не границы и армия. Государство держится на доверии и благополучии народа. Это прекрасно знал Наполеон.
Наполеон первым из императоров дал равные права евреям и пообещал возродить Иудею (Израиль).
Наполеон заложил основы буржуазной демократии с её разделением властей на избирательную, законодательную, исполнительную, судебную.
Наполеон – диктатор в правовом государстве.
Деяния гениального политика продолжают после его смерти в своей и других странах. Наполеон заложил основания для современного общества. Он не потерял актуальности и сегодня.
Почти 200 лет назад Наполеон пытался осуществить то, что происходит на наших глазах. Он мечтал о единой Европе, многое делал для сближения её стран. Он говорил: «Нам нужно создать единый европейский свод законов, единый международный суд, единую валюту и единую систему мер и весов. Я хочу объединить европейские нации в единую нацию со столицей в Париже». Удивительная прозорливость!
Тираны-разрушители – это Цезарь, Робеспьер, Ленин.
Тираны-созидатели – это Август, Наполеон, Сталин.
Наполеон – кормчий современного человечества.
На протяжении последних двух столетий человечество не утрачивает интерес к Наполеону, видя в нём гения, заложившего основы новой европейской истории.
Только человек, потерявший чувство реальности, мог говорить о себе так, как говорил Наполеон о своей исторической миссии в 1811 году: «А что мне остаётся делать, если всё это возносит меня к владычеству над всем миром».
Наполеон панически боялся Судьбу, потому что доводил свои грандиозные свершения до опасной черты – до момента, когда они готовы снежной лавиной обрушиться на человека!
В начале военной карьеры Наполеон едва ли не завербовался в русскую армию. После второго отречения он намеревался уехать в Америку. Судьба дважды указывала ему в сторону тех держав, чьё величие достойно его таланта.
Судьба снизошла к Наполеону и в последний период жизни – послала ему изгнание, в котором он мог осмыслить свою жизнь. Перевернуть вверх дном Европу и потом в уединении писать мемуары – это благодарение Её Величества – Судьбы!
Наполеон не склонял голову перед Богом, перед королём, перед народом, перед революцией и даже перед высшей властью, к которой стремился. Судьба – вот перед чем он беспомощно разводил руками. Как умный человек, Наполеон не верил в беспредельное могущество человека.