В чем величие подвига прометея
Прометей
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с необычной, подробной и объемной греческой мифологией. Сегодня мы хотим обратиться к ее истокам, во времена, когда на Земле были только боги, когда только что прошла Титаномахия и когда богам не оставалось ничего, кроме как скучать. Но все это мы хотим рассказать в истории о Прометее, ибо этот титан незаслуженно забыт. А ведь именно благодаря Прометею люди выглядят так, как выглядят сейчас, а также имеют то, что имеют. Но не будем сильно забегать наперед и пойдем по порядку.
Рождение, детство и юность Прометея
Прометей был не единственным сыном в семье. У него было 3 брата – Атлант, Менетий и Эпиметей, которые также сыграют достаточно важную роль при создании будущего мира. Имя Прометей переводится, как «предвидеть» и «размышлять», и данными чертами юный бог овладел с детства. С юных лет Прометей выделялся среди своих сородичей состраданием и мудростью. Это и выделяло его среди других титанов, особенно отличался от него Эпиметей, который всегда сначала делал, а потом думал. Отличался Прометей и миролюбивым характером. В отличие от других Титанов, он не был сторонником насилия, всегда старался решать проблемы мудро и справедливо. Также с детства Прометей проявлял свой острый ум и хитрость, что впоследствии также скажется на некоторых его решениях, а также развили в нем способности к предвидению будущего.
Время шло, Прометей взрослел, но характер его не менялся. Юный титан видел, как его деда Урана сверг его дядя Кронос, который и сам, впоследствии, стал тираном. Шли долгие годы, пока Рея не обманула Кроноса, не подсунула ему камень, вместо Зевса. Возмужав, Зевс освободил съеденных братьев и сестер, после чего началась Титаномахия.
Прометей, обладая даром предвидения, узрел, что войну эту выиграют Зевс и его сторонники, а потому он примкнул к ним, как и некоторые другие титаны, а заодно и переманил своего брата Эпиметея. Но Атланта и Менетия он переубедить не сумел, за что те жестоко поплатились.
Во многом благодаря способности предвидения Прометея, благодаря его тактическим навыкам и знаниям, Зевс и одержал победу над Кроносом. Зевс стал верховным богом Олимпа, а все, кто ему противостояли, были наказаны.
Создание людей
Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.
Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.
Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.
Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.
Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.
Первая выходка Прометея – обман Зевса
Шли годы, люди и боги жили в согласии и понимании. Однако однажды Зевс решил, что негоже простым смертным находиться за одним столом с бессмертными богами. Боги должны были указать людям на их место, «спустить их на землю», дабы они поклонялись богам, ибо люди постепенно начинали жить для себя, а не для богов. И показать он это решил особым способом.
Организовал он шикарный пир в Меконе, куда были призваны все боги и люди. Там Зевс приказал принести в жертву большого быка. Но разделить его он решил совсем несправедливо. Принесенного в жертву быка нужно было разделать таким образом, чтобы в одной куче находилось все съедобное мясо, а в другой – лишь кости и несъедобные органы животного. Надо сказать, поставить людей на место хотел не только Зевс, но и другие боги. Не согласен с этим был один только Прометей, которому не понравилось, что люди, такие слабые и беззащитные вынуждены лишиться того, что у них уже есть. А именно ему, волею судеб, и было предназначено разделывать быка. И он им воспользовался.
Обе кучи он положил перед Зевсом, который, как организатор пира, должен был первым выбрать часть разделанной жертвы. Естественно, Зевс выбрал кучу, которая внешне выглядела аппетитно и вкусно. Вторую часть быка Прометей отдал людям. Обман обнаружился в ту же секунду. Гнев Зевса был неистовым, но направился он не столько против Прометея, сколько против людей. И первое, что он сделал – это забрал у людей хлеб, а точнее зерно, которое произрастало само по себе. С этих пор люди вынуждены много работать, чтобы вырастить хлеб. Но и этого показалось мало владыке Олимпа. Он решил забрать у людей то, благодаря чему они еще живы – забрать огонь. Это стало последней каплей, ибо без огня люди не способны были защититься от животных, неспособны готовить себе еду, неспособны согреваться.
Прометей как мог пытался образумить Зевса. Он говорил, что без огня людей ничего не отличает от зверей, что они ни на что не способны, даже защитить самих себя. Но Зевс лишь смеялся в ответ, говоря, что у людей и без огня достаточно благ, данных богами.
Прометей похищает огонь
Как не пытался Прометей переубедить Зевса, а последний был неумолим. И тогда титан решился на вторую выходку, которая и принесла ему столько страданий, но которая принесла блага человечеству. Однажды, под покровом ночи, Прометей прокрался на Олимп. Легенды гласят, что ему помогала Афина, которая втайне соболезновала и ему, и людям. При помощи богини мудрости, Прометей пробрался в кузницу Гефеста, откуда он и похитил огонь, а впоследствии отдал его людям.
Помимо этого, Прометей научил людей пользоваться огнем, научил его сохранять, а при необходимости и создавать самим. Также Прометей научил людей ремеслам, научил добывать полезные ископаемые, дал людям знания и первые законы. Много всего подарил Прометей людям, многому их научил, но это совсем не понравилось другим богам, а главное – Зевсу, который жестоко наказал и людей, и самого Прометея.
Ящик Пандоры и наказание людей
В гневе, Зевс приказал Гефесту и другим богам создать новый вид людей – женщину. Боги выполнили задание громовержца и создали Пандору, которую наделили своими лучшими качествами. Пандора была красивой и грациозной, мудрой и хитрой, умной и любопытной, женственной и очаровательной. Не зря Пандора переводится, как «всем одаренная».
Хитрый план задумал Зевс. Сначала он выдал Пандору замуж за Эпиметея. Последний, недолго думая, ибо это было не самой сильной его стороной, принял женщину, и даже обрадовался такому «подарку», ибо Пандора действительно была чрезвычайно хороша собой, умна и образована.
Легенда гласит, что Зевс дал Пандоре ящик (запечатанную вазу), в которую он спрятал все плохое и ужасное, чего люди все еще были лишены. Это болезни, беспокойство, преступность, ненависть, зависть и многое другое. Но, конечно же, он не сказал Пандоре, что находится в ее подарке. Согласно другой легенде, он послал эту урну самому Эпиметею, в качестве «приданого» невесты.
Но Зевс был куда хитрее, чем можно было предположить. Он строго-настрого запретил Пандоре открывать ящик. Тем самым он снял с себя всю ответственность. Зевс знал, что Пандора наделена любопытством в избытке. И его ожидания полностью оправдались. Легенда гласит, что Пандора, изнывая от любопытства, в ту же ночь заглянула в таинственный ящик. И едва она его открыла, как все несчастья сразу же вылетели оттуда и распространились по земле.
Поняв, что натворила, Пандора сразу же попыталась закрыть ящик. Сделала она это так быстро, что на дне ее осталась надежда, которую тайком посадил туда Гермес, также втайне соболезнующий людям. В мире появилась и она, только позже. С тех пор добро и зло неотъемлемо соседствуют друг с другом. Более того, Пандора стала символом несчастий человечества, что впоследствии отразилось на общей судьбе женщин, на долгие годы вперед. С тех же пор люди, чтобы продлить свой род, должны оплодотворять женщин, дабы они рожали им детей, должны много работать, чтобы добыть себе пропитание, должны противостоять всему тому злу, что кроется в мире. Но всегда есть надежда, которая даже в самые темные времена, позволяет людям верить, что все изменится к лучшему.
Наказание Прометея
Теперь, когда, столь обожаемые Прометеем, люди были наказаны, настала очередь и наказания для самого Прометея. В отместку за непослушание, за своеволие, за обман на пиру и за похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скалам в Колхиде (сейчас – Кавказские горы) нерушимыми цепями.
Прометей не стал просить о пощаде. Он знал, что за свой проступок его ждет ужасное наказание. Единственное, что он проронил – это полупророчество. Он сказал, что знает тайну, от которой зависит судьба самого Зевса, и расскажет он ее только в тот день, когда последний освободит его, Прометея. Зевс попытался «выжать» признание титана, но тщетно. В еще большем гневе громовержец послал своего верного спутника орла, дабы тот ежедневно прилетал клевать печень Прометея. Но ни жар, ни холод, ни мучения не заставили Прометея раскаяться в содеянном и выдать Зевсу «страшную тайну».
Освобождение Прометея и его «страшная тайна»
И Прометей рассказал о ней. В то время Зевс, в очередной раз, задумал изменить Гере с морской нимфой Фетидой, дочерью Нерея и Дориды, так что предсказание пришлось как нельзя, кстати. Прометей, обладающий даром предвидения, узнал, что волею судеб Фетиде суждено родить сына, сила которого будет превосходить силу отца ребенка, кем бы он не являлся. Таким образом, Зевс мог зачать сына, который бы был сильнее его и лишил бы его власти. Тогда Зевс спросил Прометея, что же ему делать, и последний дал мудрый совет – отдать Фетиду в жены греческому герою Пелею, ибо дети от других богов также обладали бы немыслимой силой.
С тех пор отношения у Прометея с Зевсом наладились, однако последний все же решил напомнить титану о том, «кто в доме хозяин». По его просьбе, все тот же мастер Гефест выковал кольцо из камня от колхидских скал и железа, которое Прометей вынужден был носить до конца времен, в качестве напоминания о наказании. С тех пор и люди носят кольца, дабы показать свою приверженность чему-то.
Как выглядел Прометей
К сожалению, древнее и подробное описание Прометея не дожило до наших дней, а потому судить о его внешности мы можем только по картинам, мозаикам и скульптурам, доживших до наших дней.
Как и все другие титаны, Прометей отличался своими огромными размерами – высоким ростом и мускулистостью. На многих картинах Прометей предстает перед нами, как мужчина с длинной бородой и отросшими волосами, но есть и источники, которые показывают его гладко выбритого и с достаточно короткими волосами. Это дает нам право предположить, что борода и волосы отросли у него во времена наказания, и что в нормальное время он ухаживал за внешностью.
Что касается атрибутов Прометея, то, как таковых, у него их не было. Но, спустя века, можно выделить тот самый огонь, который он похитил для людей и который так по-разному трактуется даже внутри самой Греции, а также кольцо, которым оковал его палец Зевс, в качестве напоминания за проступок.
Судьба Прометея
Как мы уже сказали выше, Прометей выстоял, а значит сумел «победить» упрямого Зевса. С тех пор отношения их наладились, и Прометей еще не раз выручал громовержца мудрым советом и точным предсказанием. Участвовал Прометей и в Гигантомахии, и также, благодаря его дельным советам, опыту и предсказаниям, олимпийцы одержали верх в этой войне. И по сей день Прометей продолжает помогать Зевсу править этим грешным миром.
Но, несмотря на то, какую роль он сыграл для людей, последние позабыли обо всех его жертвах и деяниях, и поклонялись ему куда меньше, чем богам-олимпийцам. Так, например, известно, что достаточно значимую роль Прометей имел только на Лемносе, куда, согласно легендам, он и принес похищенный огонь. Впоследствии были найдены жертвенник Прометея в Афинах, но храмов его в Элладе, увы не было. Такова вот, человеческая благодарность… Возможно потому, что отчасти именно Прометей был виноват в том, что на Земле появились беды и несчастья, а возможно потому, что вместе с добродетелями он научил людей хитростям и обману.
Как бы там не было, а Прометей действительно сыграл важную роль в создании этого мира. Его история показывает нам, что не только боги были несправедливы, по отношении к людям, но и люди не всегда заслуживали хорошего отношения, ибо быстро забывали все хорошее, что для них делается.
Захаров Валерий: Герой абсурда и его бунт
Прометей
ПРОМЕТЕЙ
Взгляни, о Зевс,
На мир мой: он живёт!
По своему я образу слепил их,
Людей, себе подобных, —
Чтоб им страдать и плакать, ликовать и наслаждаться
И презирать тебя,
Как я!
Только на пути Абсурда мы не изменяем Прометею — Тому, кто освободил людей от рабского повиновения богам и дал им собственный огонь — огонь жизни.
Примечателен тот мифологический сюжет, что Прометей, восставший за людей на Зевса, не только не дал им бессмертия, но отнял у них и дар предвидения своей судьбы. Очевидно, то и другое он считал величайшими бедствиями для людей. Жалея слабых и ничтожных людей, он вселил в них «слепые надежды», благодаря которым человек мог жить, не убивая себя, в забвении горестей. На вопрос «какую пользу ты принес людям?» прикованный к скале Прометей отвечал:
Я от предвиденья избавил смертных.
Слепые в них я поселил надежды
(Эсхил. Прометей прикованный)
Слепая надежда была спасительным уделом для смертного — такого, каким человек создан был Зевсом:
Сама «надежда» — призрачна, иллюзорна, слепа, она — лишь «семицветнокрылая» мишура, прикрывающая ужас бытия. Для самого Прометея — бессмертного — нет надежды, но его одушевляет неугасимая, как вечный огонь, любовь к беззащитным смертным:
— Надежды нет, любовь лишь есть на свете.
Освободив людей не только телесно (огонь — символ технического прогресса), но и духовно — научив людей искусствам, Прометей сделал для людей главное — дал им свободу выбора. Свобода выбора открыла человеку возможность победы над собой, над своим страхом и слепыми надеждами:
И человек по воле Прометея
Заговорил, и речь рождала мысль,
И троны Неба и Земли качнулись
(Шелли. Прометей освобождённый)
Человек смог теперь сам бросить вызов Зевсу, который не захотел совершенствовать род человеческий, а, подобно земному тирану, хотел уничтожить созданный род людей и насадить новый. Смертный получил возможность силою своего духа сравняться с бессмертными и даже превзойти их. В этом — величайший пафос прометеева подвига во имя человека. Отныне пусть трепещут боги,
Тогда как человек, подобно Богу,
Любуется твореньем рук своих
И понимает, как оно прекрасно
Отнюдь не силою Зевеса.
(Шелли. Прометей освобождённый)
Человек мог более не завидовать бессмертным: теперь он мог выбрать мир и, оставив иллюзию бессмертия, деятельно и любовно трудиться на ниве жизни.
Величие подвига Прометея, однако, этим не исчерпывается. Бунт против Бога снимает проклятую проблему человеческой совести — проблему вины. Вина проистекает из греха, а грех — из неповиновения Богу. Восстание на Бога означало более, чем неповиновение: оно означало, что само неповиновение не отождествляется более с грехом. Восстание Прометея на Зевса, первое в мифологической истории, освободило языческое человечество от бремени греха, возвысило удел смертного и сделало возможным избрание мира —
Лишившись утешения земли,
Но и небесных кар зато лишившись
(Шелли. Прометей освобождённый)
(Заметим, что, в отличие от Прометея, неповиновение Тантала, другого мифологического героя, пытавшегося дать людям бессмертие и всеведение, не освободило людей от греха и небесных кар, а, наоборот, навлекло на потомков вечное родовое проклятие — «проклятие Пелопидов». Неповиновение Тантала продиктовано не любовью, а тщеславным соперничеством с богами).
Но совесть человека, сбросившего бремя Греха, несёт всё же бремя долга перед Освободителем. Прометей заведомо знал, что ему не уйти от мести небесного царя, будущего владыки Олимпа. Разумная сила Любви и Справедливости впервые столкнулась с абсурдной силой Власти, и этот именно момент становится темой Альбера Камю («Prométhée aux enfers»).
«и страхе, столь же древнем, как и Ад» (Шелли). Жестокости и слепоте Зевса этот мифологический Сократ противопоставил Милосердие и высший принцип Разума. Обладая даром ясновидения (clairvoyance, высшая lucidité), он с полным знанием, а не слепо выбирает свою судьбу — судьбу жертвы. Прометей идёт к людям, чтобы дать им ясное Знание — то самое lucidité jusqu’à la mort, которое станет для Альбера Камю краеугольным камнем философии абсурда: une lumière où je suis né et où, depuis des millénaires, les hommes ont appris à saluer la vie jusque dans la souffrance 7 («L’énigme»). Прометей принёс людям дар, позволивший им возвыситься до богов, но вместе с тем сделал свою собственную судьбу несчастнее, чем судьба любого смертного. Сам обладая бессмертием, он должен нести вечное бремя муки — ужасная доля, от которой избавлен смертный.
Конечно, этику язычества надо понимать не в личностном, а в космическом плане, в плане природного равновесия сил самодовлеющего Космоса. Да и само «бессмертие» богов — хтоническое, связанное с вечным рождением и умиранием в природном космическом кругообороте. Тем не менее мы вправе вслед за Камю поставить вопрос: что означает Прометей сегодня, с точки зрения этики современного человека?
— В моем уме царит светлей, чем солнце,
Достоин ли сегодняшний человек Прометея? Царит ли в нём тот же безоблачный покой веры в самого себя? Стал ли человек, отвергший богов, свободным
от страхов, культов, глупости и злобы
Вопрос праздный. Не только не стал свободен, но на место прежних богов поставил идолов собственного страха, глупости и злобы. Вдохновленный когда-то Прометеем на бунт против Бога, цивилизованный человек из бунтаря превратился в раба. Культ технической цивилизации окончательно погасил lucidité — то зажжённое высшей волей сознание, которое оглянулось на мир и сказало: «Я есмь!» (образ из романа «Идиот»). «Прометей дал людям огонь и свободу, то есть технику и искусства, — говорит Камю. — Сейчас человечество нуждается лишь в технике. Оно бунтует только в машинах, искусство — лишь зрелище. Для Прометея машина была неотделима от искусства, он хотел освободить одновременно тела и души. Но если б сейчас Прометей вернулся к людям, они бы поступили, как тогдашние боги; приковали бы его к скале во имя того самого гуманизма, первым символом которого был он» («Prométhée aux enfers»).
долга перед жертвами. Это долг перед предками, о котором говорит «философ общего дела» Н. Федоров. Это человеческий долг перед Прометеем. Философия абсурда зовет нас к воскрешению умерших здесь, на земле. Только абсурд способен искупить принесённые за нас жертвы. Только он окончательно освободит Прометея, вырвет его из лап Коршуна.
Примечания.
7 «Свет сознания, в котором я родился и в котором люди вот уже тысячелетия приветствуют жизнь даже в страдании».
Сочинение на тему: БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ (по трагедии Эсхила “Прикованный Прометей”)
Протест против зла и несправедливости, против деспотизма и жестокости царей, борьба греческого народа за свободу и независимость, за права человека на умственный и физический труд, на открытия и достижения в разных областях культуры – вот основные вопросы, которые поднимал в своих произведениях известный древнегреческий драматург Эсхил. В своем творчестве он отразил целый этап становления афинского государства. Это было героическое время, – поэтому и трагедии великого драматурга наполнены героикой, возвеличиванием подвигов
Одним из самых ярких образов, созданных автором, стал образ Прометея, героя трагедии “Прикованный Прометей”.
Согласно древнему мифу, Прометей отважился противостоять грозному Зевсу: похитил божественный огонь и отдал его людям. Тем самым он спас народ от гибели. Однако Зевс прогневался на дерзкого смельчака и обрек его на вечные муки, приковав к скале,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово И чтоб зарекся дерзостно людей любить.
Каждый день прилетает к скале орел и выклевывает печень у отважного героя. Но никакие страдания не в силах заставить гордого
Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье,
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевеса, – заявляет он.
Гордым и непреклонным, до конца хранящим верность своим принципам, остается Прометей вплоть до того момента, когда скала обрушивается в пропасть. И в эту минуту он обращается к справедливости высших сил:
Без вины страдаю – гляди!
Эсхил развил мотив древнего мифа, углубив центральный конфликт, расширив значение Прометея в жизни людей. В трагедии “Прикованный Прометей” герой не только дает людям огонь, способный согреть и защитить их от голодной и холодной смерти. Он также несет им огонь просвещения.
Он обучает их наукам и ремеслам, искусствам и культуре, он открывает им все существующие на земле блага цивилизации. Прометей также оказался искусным врачом и не только использовал свои знания, чтобы лечить других, но и передавал эти знания, учил людей изготавливать лекарства, оказывать необходимую помощь больным. Он помогал растолковывать знамения, обучал добывать золото, железо, медь и многие другие богатства, скрытые под землей.
Прометей у Эсхила выступает также смелым и отважным борцом за правду и справедливость. Зевс – воплощение жестокости и несправедливости – решил, по прихоти своей, уничтожить человечество. Но герой не позволил ему этого, он становится на защиту людей от коварного тирана.
Сила духа Прометея, его бескомпромиссность, высокое чувство собственного достоинства, независимость, стремление к справедливости делают его сильным и способным противостоять богам.
Греки очень ценили свои демократические порядки и поэтому воспринимали конфликт Зевса и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс – “никому не подотчетный, суровый царь”, поэтому его самоуправство не знает границ.
Греки осуждали Зевса потому, что боги не являлись для них образцом поведения и справедливости. В отличие от жестоких и несправедливых богов, Прометей олицетворяет человеческий разум и прогресс. Он спорит с Зевсом и его помощниками Гермесом, Гефестом, Силой, Властью, стариком Океаном – защитниками своевластия, косности, приспособленчества, невежества и жестокости нравов.
Произведение Эсхила было создано в то время, когда греческий народ особенно нуждался в герое, подобном Прометею, герое, способном доказать, что борьба не напрасна, что она может привести к успеху, что идеалы свободы и справедливости – действительно высокие и достойные идеалы, за которые можно отдать жизнь. В лице своего героя великий трагик увековечил образ борца за счастье и культуру человечества, борца против зла и тирании. В этом образе слились воедино гордость автора за героическую Грецию и гордость за человека. И этот символ человека, который думает не о себе самом – бессмертном боге, а о будущем всего народа, навеки останется в сознании и памяти человечества.
Если бы все люди на земле поступали так же самоотверженно, честно и справедливо, человеческие отношения достигли бы истинного совершенства и гармонии.
Эсхил и его герой подали нам яркий пример того, что относиться к другим людям нужно бескорыстно, думая вначале о них, а не о себе. Автор дает нам понять, что Прометей мог спасти себя – ведь он владел тайной свержения Зевса с трона. Возможно, гнев грозного царя не был бы таким неумолимым, если бы герой открыл ему эту тайну.
Пытки, устроенные Зевсом, были не столько направлены на наказание Прометея за помощь людям, сколько на то, чтобы сломить его волю, заставить открыть тайну. Но ведь тайна заключалась в том, что конец правления жестокого тирана уже близок. И герой не мог открыть этот секрет, чтобы не подвергнуть человечество еще большей опасности, чтобы не дать в руки Зевсу оружия, которое помогло бы ему избежать своей участи. Прометей дал людям божественный огонь знаний, культуры, ремесел, он научил их самим строить свою жизнь, озарил их существование светом справедливости и свободы.
И он не мог, не имел права своими руками погасить этот огонь. Именно поэтому Прометей продолжал терпеть нечеловеческие муки. И не требовал ничего взамен.
Я думаю, что огонь Прометея не погас и в наши дни. Более того, он не погаснет никогда – пока есть на земле хоть один человек, все помыслы и дела которого направлены на благо других, на счастье человечества. А такие люди есть!
И если присмотреться повнимательнее, они – вокруг нас, простые люди, похожие на нас с вами, не выставляющие напоказ свой скромный ежедневный подвиг.
Учителя, врачи, ученые; те, кто бескорыстно помогает нуждающимся, больным, детям; те, кто заботится о будущем нашей земли, о будущем человечества – в груди у всех этих людей горит неугасимый огонь Прометея. И до тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, бескорыстно несущие радость окружающим и движущие прогресс.
Глоссарий:
– сочинение на тему прометей
– подвиг прометея сочинение
– сочинение на тему подвиг прометея
– сочинение на тему нужны ли человечеству прометеи