В чем величие русской культуры
Многонациональная культура России
Урок 34. Обществознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Многонациональная культура России»
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках и диалектах. Большинство из них сложились как этнические общности на территории нашей страны и сыграли огромную роль в формировании российской государственности.
Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек.
Пожалуй, ни в одной другой стране мира культура не испытывала такого разнообразного влияния от многочисленных народов и этнических групп.
А что такое культура? В широком смысле – это, прежде всего, всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.
Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта и так далее.
Учёные-лингвисты насчитывают в нашей стране примерно двести семьдесят языков и диалектов. Ими на равных учтены и такой язык, как русский, которым владеют более девяноста семи процентов населения нашей страны, и язык негидальцев – маленького народа (менее шестисот человек), живущего на реке Амур.
Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.
«По одёжке встречают, по уму провожают». Эта народная мудрость знакома каждому из вас. Но в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже.
Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения, – предохранять человека от воздействия внешней среды – напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
И хотя в повседневной жизни на улицах наших сёл и городов человека в таком костюме встретить практически невозможно, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески по-прежнему хранятся во многих семьях и, конечно, в многочисленных музеях нашей страны.
А представить себе народные танцы без национальных костюмов практически невозможно. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий.
Выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев, имевший в своём репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ – значит узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, – подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
Многонациональная культура народов России проявляется также в различных народных промыслах и ремёслах.
Возьмём, к примеру, европейскую часть нашей страны. Сколько здесь уникальных народных промыслов! Это и федоскинская лаковая миниатюра, и жостовская роспись, и абрамцево-кудринская резьба по дереву, и хотьковская резьба по кости, и богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву и множество других.
Огромное количество уникальных народных промыслов и ремёсел существует на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.
Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из неё различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.
Широко известно в нашей стране и мире искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Например, дагестанское село Кубачи является одним из крупных центров производства кованых и чеканных изделий из меди и латуни. Это разнообразные литые бронзовые котлы, латунные чеканные кувшины и сосуды, декоративные подносы, различные чаши и кубки.
Но наряду с традиционными ремёслами, творческая энергия нашего народа создаёт и новые, которые тоже обогащают культуру нашей страны.
Например, придуманная уральской художницей Верой Леонтьевой технология филигранной бересты. Эта технология позволяет создать из простой берёзовой коры настоящие произведения искусства.
Конечно же, в культуру России входят не только народные сказания, обряды, ремёсла, но и произведения писателей и поэтов – Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Бориса Пастернака; композиторов и музыкантов – Мстислава Ростроповича, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича; художников – Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и представителей других творческих профессий, творческий путь которых связан с нашей страной.
Неотъемлемой частью культуры любой страны являются памятники архитектуры, которые являются своеобразными национальными символами. Например, для французов – это Лувр и Эйфелева башня в Париже, для итальянцев – римский Колизей и Пизанская башня, для американцев – Белый дом в Вашингтоне и статуя Свободы в Нью-Йорке.
В России, в том числе и благодаря многонациональной культуре, было построено такое огромное количество ярких, уникальных памятников архитектуры, что выбрать из них самые лучшие достаточно сложно.
Россия богата памятниками архитектуры, отразившими вехи её многовековой истории. Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и монумент «Родина-мать», Кирилло-Белозерский монастырь, Нижегородский кремль, Кёнигсбергский кафедральный собор, цитадель Нарын-кала, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Иволгинский дацан и множество других памятников истории и архитектуры, которые находятся в различных уголках нашей страны, являются национальным достоянием для всех жителей нашей страны.
Филолог Дмитрий Лихачёв отмечал: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».
Естественно, что сохранить культуру народов России в современном обществе крайне сложно, однако многие жители нашей страны прикладывают все усилия, чтобы сберечь свои исконные традиции и «лицо» своего народа.
Согласитесь, что, бывая за границей, мы с уважением относимся к народам, сохранившим своё национальное искусство, промыслы, ремёсла, национальную самобытность, но знаем ли мы и ценим ли национальную культуру народов своей страны?
Согласитесь, очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения наших народов знать, что дорого и свято для каждого народа, что кощунственно, а порой неприемлемо и даже оскорбительно в силу их национальных традиций, нравственных ценностей, религии, национального воспитания и этики.
В 2016 году в нашей стране прошёл «Большой этнографический диктант». Участниками акции стали почти девяносто тысяч человек, которые смогли проверить себя на знание культуры, обычаев и традиций, кухни и жизненного уклада народов, проживающих в нашей стране.
После написания диктанта многие с удивлением узнали, что табасаранский язык внесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нём около сорока шести различных падежей.
Что чукчи, вопреки распространённому мнению, живут не в чумах, а в ярангах. В переводе с чукотского языка слово «яранга» означает «дом». На строительство каждой яранги может уйти до пятидесяти оленьих шкур. Такой вот чукотский домик может выдержать мороз до минус пятидесяти градусов.
Для многих стало открытием, что в якутский эпос олонхо, рассказывающий о том, как появились люди на земле, входят песни, содержащие тридцать шесть тысяч стихотворных строк, а это почти в два раза больше, чем в знаменитом на весь мир произведении древнегреческого поэта Гомера «Илиада».
Средняя оценка за диктант составила пятьдесят шесть баллов из ста возможных. Итоги диктанта продемонстрировали, что вопросам изучения истории и культуры народов России необходимо уделять повышенное внимание.
Кстати, вы и сами можете оценить свои знания о культуре народов нашей страны, написав данный диктант. Найти его можно в Интернете. Интересно, сколько баллов вы наберёте.
Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, чтобы всё наше культурное богатство не было замкнуто в пределах одного народа. Живя бок о бок, представители разных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизнь, обогащая тем самым культуры друг друга.
Ярким примером творческого союза народов нашей страны служит прекрасная песня, посвящённая солдатам Великой Отечественной войны, – «Журавли».
Автором слов песни является дагестанский поэт, аварец по национальности, Расул Гамзатов. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности, Ян Френкель.
Ещё одним ярким примером взаимообогащения культур народов, проживающих в нашей стране, является «Памятник русской учительнице», который находится в столице Дагестана, Махачкале. Это символ признательности народов Дагестана многим русским учителям, приезжавшим сюда в разные годы, чтобы учить детей.
В наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.
Русская национальная культура. Национальная культура и традиции
Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями. Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.
Важность культуры разных национальностей в мире
Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения. Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.
Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа. С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов – русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.
Формирование русского национального характера
Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.
Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.
Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.
Основные черты национального характера нации
Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.
Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.
Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.
Ценности русской культуры
Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.
Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.
Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.
Язык и литература как ценности народа
Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык – народ».
Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства – это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.
А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.
Живопись как часть культуры России
Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.
Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея.
Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.
Религия многонационального народа России
На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.
В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.
Кухня и традиции на Руси
Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный.
Современность
Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.
Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия – великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!
Величие многонациональной российской культуры.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 5 КЛАСС ПРИХОДЬКО Д.И.
ОДНКНР, 5-а, б, в класс Дата__________ Урок №_02__
Тема: Величие многонациональной российской культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Программное содержание. Культура России получила признание и высокую оценку во всем мире. Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.
Цель: определить каковы основные источники духовно-нравственной культуры.
помочь детям усвоить новые понятия многонациональная культура, духовно-нравственная культура;
дать знания о известном иконописце Андрее Рублеве;
познакомить с известными деятелями науки и культуры.
развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;
развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
углубить раскрытие понятия внутренний мир человека;
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
уметь объяснять значение понятия «многонациональная культура», «духовно-нравственная культура»;
расширить знания о известных деятелях науки и культуры.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс;
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
– это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории
-историческая общность людей, объединяемая общей территорией, языком и культурой.
название, обозначающее страну и государство в восточной части Европы и в северной части Азии.
Беседа с учащимися.
— Как называется страна в которой мы живём?
Назовите столицу России.
— Кто является главой нашего государства?
— Какие города вам известны? Какие реки? Моря? Озёра?
– Что означает слово Федерация? Слово «федерация» обозначает «объединение», «союз». А кого объединяет эта страна?
В России живут самые разные народы. Их больше 150. У каждого народа свой язык и самобытная культура. Давайте подумаем, какой народ самый многочисленный на территории России?
Попробуйте сформулировать тему урока ( «Величие многонациональной российской культуры») Запишите в тетрадь.
Работа с учебником с. 7-8. Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всём мире…
Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всём мире. Российские писатели, художники, композиторы, архитекторы создавали бессмертные произведения. Учёные совершали выдающиеся открытия в науке и технике. Режиссёры, артисты, постановщики ставили спектакли, и снимали фильмы, становившиеся известными и популярными не только в нашей стране, но и в других странах.
Великая культура России — плод труда разных народов. Наравне с русскими в её создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы, евреи и калмыки и многие, многие другие народы. В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.
Мир российской культуры велик и разнообразен. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства, музыки вы будете говорить о различных областях культуры. В рамках данного курса речь пойдёт о духовно-нравственной культуре — о нравственных ценностях, идеалах, религиозных верованиях, то есть о том, что составляет внутренний мир человека.
Прочитав текс, учащемуся необходимо передать содержание тремя предложениями.
-Кто создает культуру страны?
В каждом народе мы найдём имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Беседа по иллюстративному материалу. «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?».
А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы сыграем в игру «Детективное агентство». Нужно назвать имя и номер портрета известного деятеля российской науки, ориентируясь на следующие описания. Вы готовы?
( А. С. Пушкин) Это лицо – явный представитель русской классики и современной силы слова. Он был носителем богатейшего словарного запаса, поэтому отчасти принял участие среди основоположников русской речи. Его стараниями дети и взрослые оценили все прелести, которые имеет «О великий, могучий, свободный и правдивый язык». Сегодня творчество этого лица активно изучается в школах, высших учебных заведениях. Дети знают писателя по его сказкам
(М. Ломоносов) Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года он решается идти в Москву вместе с рыбным обозом. Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался Михаил, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.
(Кулибин Иван Петрович ) Родился 21 апреля 1735 г.Обучившись у дьячка грамоте и счёту, Иван самостоятельно изучил механику и открыл часовую мастерскую. Он целиком отдался изобретательству: спроектировал фонарь с отражателем, «подъёмное кресло» (лифт), трёхколёсную педальную повозку, оптический телеграф, «механические ноги» (протезы), пытался создать вечный двигатель.
(Илья Репин) Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития? Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. В 1870 году отправляется в путешествие по реке Волге, делает зарисовки и эскизы, на основе которых создаёт картину «Бурлаки на Волге»
Учащиеся получают возможность отправить смс учителю, ответив на следующие вопросы:
-Что нового я узнал на уроке?
-Чему я научился на уроке?
-Что мне понравилось на уроке?
-Что осталось неясным?
— Я оцениваю свою работу на уроке от 0 до 10.
Сообщение может состоять из 16 слов.
Подготовить сообщение в тетради об известном деятели российской культуры.