В чем величие слова о полку игореве
Значение Слова о полку Игореве в русской литературе
Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.
В сюжетной линии произведения сочетаются патриотическая направленность, взаимосвязь с окружающей природой, а также человеческие взаимоотношения. Слово, написанное неизвестным славянским автором, по предложениям являющегося монахом, передает самобытные черты поэтического эпоса, сохраняющегося и в духовном содержании произведения, и в его формах, отличающихся близость к устному народному творчеству.
Произведение посвящено историческому походу войска киевского князя Игоря на половецкие поселения и демонстрирует, благодаря авторскому замыслу, болезненную тоску за родную землю, разобщенную междоусобными войнами. На протяжении всего повествования раскрывается авторская идея, заключенная к призыву об объединении русских земель, показывая на примере князя Игоря, потерпевшего поражение в битве, возможные последствия от существующей раздробленности государства. Ни одно из существующих в тот момент литературных произведений не содержит таких выразительного и актуального смысла, наполненного жизненной необходимостью.
Отличительной особенностью произведения является повествование о событиях с применением реалистических черт без указания на волшебные силы. Использование мифологических образов и одушевленной природы демонстрируется автором лишь в качестве поэтических образов и не является развитием описываемых событий. Сочетание природных образов с происходящими событиями передает авторский настрой, в котором чувствуются разнообразные человеческие эмоции в виде радости победы, печали, страданий, скорби. Окружающая природа голосом автора сопереживает за судьбу собственного народа, выражая свое отношение яркими, сильными художественными приемами. Именно этим произведение отличается от описания похода князя Игоря в древнерусских летописях, содержащих лишь хронологическую последовательность исторических событий.
Использование в произведении неповторимых речевых оборотов и художественных образов подталкивает в дальнейшем к развитию в русской литературе самобытно подхода к освещению различных событий, демонстрируя уникальность и гениальность великого создания славянского литератора, доказывая его связь между прошлым и будущим русского народа.
Вариант 2
«Слово о полку Игореве» произведение на историческую тему неизвестного автора. Тут всё тесно сплелось – общественное и личное. Роль личности в истории трудно переоценить и недооценить. Перед лицом надвигающейся опасности мысль о единении, о сплочении народа.
События происходят в Киевской Руси. Всё исторически подлинно, никакой подделки. Древнерусская культура в первую очередь интересуется темой служения Отечеству. У Руси было много врагов внешних и внутренних. Поэтому, каждый князь был военноначальником, командовал дружиной. В его обязанности входила защита людей.
Он был постоянно в походах, переездах вместе со своим войском.
В древнерусской литературе было принято описывать голоса, в которых читались тоска и боль. Вот плач Ярославны на стене, в Путивле. Она беспокоится за князя Игоря, обращается к ветру, готова обернуться птицей и полететь его искать. Если он лежит на поле брани раненый, то она готова полечить его, чтобы он открыл свои очи.
Автор произведения использует природу, как что-то живое. Она радуется победам, печалится о погибших. Повествование идёт от лица автора. Он активно описывает происходящие события с бурными восклицаниями. Проводит параллели и сравнения прошлой и современной жизни. Главная мысль проста и понятна – надо объединиться и вместе бить врага.
Окружающие Русь народы тоже вовлечены в происходящие события. Нельзя вычленить её отдельно. Крепки связи между народами.
Интересен тот факт, существует много переводов этого произведения на современный язык. Каждый переводчик находит что-то своё, ему родное. Его перевели на многие языки мира. Почему так огромен интерес к этому произведению?
Автор простым языком объясняет прописные истины. Жить всем надо в мире, не воевать. А если пришла беда, то подниматься против неё всем миром. Один в поле – не воин.
Произведение оказало влияние на художественную литературу 18 века. Сначала Радищев в своей «Песне Всегласа». А потом Пушкин использует образ рассказчика Бояна в своей поэме «Руслан и Людмила». Там тоже Киевская Русь воюет с половцами и печенегами. А Руслан – это князь Игорь.
Также читают:
Картинка к сочинению Значение Слова о полку Игореве в русской литературе
Популярные сегодня темы
Астрономию считают если не первой, то одной из первых наук, которую человечество начало практиковать на заре своего существования. Поскольку это произошло в глубокой древности, то истоки астрономии теряются во мгле давно минувших тысячелетий.
События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности
М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.
«Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье
Наступила зима. Лес с осени укрыт белым одеялом. На снегу виднеются следы разных зверей: вот проскакал зайчик, пробежала лисица. В лесу царит волшебная красота. Мимо нас стремительно бегут мыши полёвки
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
сочинение по литературе 9 класса
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу князя Игоря Святославича против половцев, предпринятого в 1185 году. Это произведение проникнуто настоящим патриотизмом, искренней любовью к своей Родине. Именно поэтому значительное место в «Слове» занимает образ Русской земли.
Любовь к Родине
Всё произведение посвящено любви к Родине и искренним переживаниям за её процветание. Глубокую тоску навевает описание опустелой пашни. Горестные картины заброшенной нивы, на которой привольно разгуливают вороны, ассоциируются автором с судьбой русского народа. Он не мог пройти мимо народного горя, его сердце переполнено любовью к Русской земле. Именно она и является главным героем «Слова о полку Игореве». И именно любовь к родной земле стала вдохновителем для создания одного из величайших древнерусских литературных памятников. Любовь к Родине позволила автору прочувствовать переживания Ярославны, наполнила его душу скорбью о павших воинах. Любовь помогла ему ощутить то, что чувствовал князь Игорь и его дружина накануне сражения.
Целостность Русской земли
Русские князья не задумывались о сохранении целостности своей земли и единстве. Каждый хотел заполучить себе больше владений, а внешней угрозой не интересовался. Заботясь о собственном благополучии, князья не думали о защите Русской земли, чем и воспользовались половцы. Только единство и желание отстоять свою Родину могли способствовать победе над вражеским войском.
Значение Русской земли в «Слове»
Русская земля в «Слове о полку Игореве» имеет очень большое значение. Она является центральным образом в произведении. Во время чтения «Слова» начинаешь сопереживать ей, восхищаешься её удивительной природой, восторгаешься мужеством и отвагой русских воинов, готовых отдать собственную жизнь ради свободы и независимости родной земли.
Образ Русской земли прослеживается в «Слове о полку Игореве» в каждой детали, ведь именно благополучие и независимость Родины – главное достояние любого народа.
Идея патриотизма
«Слово о полку Игореве» — очень патриотичное произведение. Автору трудно даётся изображение княжеских междоусобиц, потому что он лично переживает за разобщенность своего народа. В «Слове» не раз говорится о том, что врага можно будет победить только, если русский народ объединится.
Автор с любовью описывает родные пейзажи, удивительную русскую природу. Перед битвой русская земля волнуется, а после поражения оплакивает погибших.
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» — это образ сильной и могущественной державы, которая сможет выстоять, несмотря на неразумное поведение своих сыновей.
Центральное место в «Слове о полку Игореве» занимает образ земли. Именно она становится причиной, по которой половцы решили напасть на русские княжества. Кроме того, Русская земля становится свидетелем тех ужасных событий, которые описаны в «Слове».
Всё произведение пронизано беспредельной любовью к своей родине, желанием уберечь её от вражеского посягательства.
Особенности Русской земли в «Слове о полку Игореве»
В «Слове» Русской земле приписываются качества и черты живого человека, земля – это не просто часть природы, это образ, находящийся в центре всего повествования.
Русская земля представляется могущественной и сильной. Она является совершенно неуязвимой, когда ею управляет мудрый правитель. Кроме того, у этой земли благоприятное расположение, о чём неоднократно упоминается в «Слове о полку Игореве». Она просторна, необычайно красива, и обладает множеством полезных ресурсов и своими климатическими особенностями.
Именно на русской земле появляются такие достойные и благородные воины, готовые до последнего вздоха защищать свою Родину.
Русская земля и природа
Для автора Русская земля неделимо связана с русской природой. Солнце, ветер, Днепр, тучи, море, овраги и поля являются тем фоном, на котором происходят события, описанные в «Слове о полку Игореве». Искусное описание пейзажа позволяет увидеть не маленький участок природы, а необъятные просторы всего государства.
Особенно явно этот пейзаж вырисовывается в третьей части «Слова», в плаче Ярославны, которая умоляет силы природы помочь ей вернуть любимого. И это неудивительно, ведь русский человек всегда чувствует свою зависимость от родной земли – и в радости, и в горе.
Природа внимает мольбам безутешной княжны, указывая князю Игорю путь домой после его
Главная мысль «Слова о полку Игореве»
Через образ земли автору удаётся провести свою главную мысль. Только после посягательств на Русь половцев, Святослав сказал своё «золотое слово», и призвал русских князей к объединению.
Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость объединения.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает всё произведение. Его необходимость лишается всяческих сомнений после неудачного окончания похода князя Игоря. Он потерпел поражение только потому, что отправился в этот поход один, без поддержки других княжеств.
Родная природа в «Слове…»
«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.
В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.
Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.
Главный герой «Слова…»
Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.
В представлении автора русская земля – центральный образ, главный
Величайшая ценность земли русской
Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.
Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.
История в «Слове о полку Игореве»
Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.
Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.
Заключение
Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным. В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим. «Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.
Слово о полку Игореве — краткое содержание произведения
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» повествует об исторических событиях начала 12 века. Поэтический перевод Николая Заболоцкого превратил поэму в современное литературное произведение. Именно этот вариант «Слова…» предлагается девятиклассникам для изучения на уроках литературы.
Главная тема поэмы – патриотизм. Весь сюжет проникнут чувством глубокой любви к Родине, призыву к единению, героизму русских людей и преданности Отчизне.
Жанр произведения определить сложно. Это смешение героической песни, воинской повести, прозаического размышления и лирического отступления (плач). Принято считать его поэмой. Основания: заданный ритм, метафоричность языка, множество эпитетов.
Очень краткое содержание «Слова о полку Игореве»
Князь вместе с дружиной идет в поход. Несмотря на солнечное затмение, которое было предвестником беды, он продолжает путь. Вскоре на пути попадается небольшой отряд половцев. Разгромив врага и захватив много богатой добычи, Игорь, воодушевленный победой, двигается дальше.
На рассвете русское войско окружили половцы. Два дня шел кровопролитный бой. На третий, после бегства части дружины, Игорь с сыном были взяты в плен.
В это время князь Святослав видит плохой сон, утром он узнает о поражении русского войска. Его «изроненное злотое слово» является упреком для князей в том, что они хотели прославиться. Святослав призывает всех русских князей отомстить за раны Игоря и объединиться, так как все они потомки Ярослава Мудрого.
А на стене Путивля горько плачет Ярославна, жена Игоря. Она просит помощи у различных сил природы — ветра, Днепра, солнца.
Плененный же князь замышляет побег. Все силы природы встают на его сторону, кроме этого ему помогает половчанин Овлур. Гзак и Кончак пытаются догнать беглеца, но он благополучно добирается до родной земли.
Завершается «Слово…» прославлением всех русских князей.
Время и место действия
Из древнерусских летописей известно, что поход Игоря против половцев состоялся в апреле 1185 года. Именно это время освещается в поэме.
Место действия — город Новгород-Северский. Отсюда выступает в поход Игорь Святославович. Затем князь направился к берегам Дона и Сала. А решающая битва произошла на реке Каяле. Исследователи до сих пор не могут прийти к одному мнению, решая, в каком же месте состоялась встреча половцев и русичей. Считается, что это может быть северное побережье Азовского моря, район нижнего течения Северского Донца или Дона, бассейн Днепра или междуречье Северского Донца и Оскола.
Краткое содержание поэмы по частям
Поэму предваряет небольшое вступление, в котором автор говорит о том, что писал Слово, чтобы прославить великого князя, воспеть его подвиги и раны. По словам сказителя, Игорь «…мужество избрал себе опорой, ратным духом сердце поострил». Сказитель уверен, что должен передать основные события, которые происходили в 1185 году, а также прославить князей простым, не витиеватым, языком.
Часть первая
Повествование начинается с того, что князь Игорь Святославович ждет своего брата Всеволода. Они вместе должны выступить против половцев. Всеволод говорит, что Игорь для него «оплот», что его витязи выросли воинами и всегда готовы к борьбе.
Но взглянув на небо, князь замечает, что солнце закрыла ночная тень. Наступило солнечное затмение. Понимая, что это дурное предзнаменование, Игорь всё же решает отправиться в поход. Он считает, что лучше погибнуть, чем отказаться от своего намерения.
Но на всем пути следования тревожные знаки продолжают указывать на неудачное выступление. В чистом поле начинается гроза, птицы кричат, звери свищут, кличет Див. Автор предупреждает, что за русской дружиной идет беда, кричат орлы, собираясь на «кости русские».
Неожиданно наступает тишина. И утром в пятницу грянул бой. Русские смяли вражеское войско, захватив много золота, драгоценностей и «половецких дев». Игорь же взял себе только стяг, как символ победы над врагом.
Заночевала дружина в степи. А в это время, пока все спокойно спали, ханы Гзак и Кончак со своими ордами подбирались к «гнезду» Игоря. Кровавые зори ознаменовали предстоящую трагедию. В субботу русские князья с дружиной приняли бой. Они встали плотно, щитом к щиту, чтобы отбить атаку половцев. Но половецкое войско намного превышало силы дружинников.
Показывая боевую доблесть Всеволода, автор начинает вспоминать былые времена. Он сожалеет о том, что позабылись грозные походы Олега. В те времена именно Олег начал междоусобицу, пришел на Русь, «как ворог». Русская земля увидела много смерти и горя. Но такой битвы, как эта, не было.
Два дня стояла насмерть дружина Игоря. Поле было усеяно мертвыми, земля почернела от крови. Многие бросились бежать. Израненный Игорь пытался вернуть беглецов. На третий день Игорь, его сын и Всеволод попали в плен к половцам. Казалось, что сама природа сочувствовала русским князьям: «Степь поникла, жалости полна». Даже деревья приклонили свои ветви в скорби.
Горе опустилось на Русь. Заплакали жены убитых дружинников, обеднели дома. Между князьями растет крамола. Пользуясь междоусобными войнами, враги стали нападать на русские земли и облагать данью каждый двор. Автор считает, что именно поход Игоря и Всеволода «разбудил поганых для войны». А ведь когда-то их отец Святослав усмирил половцев и помог воцариться миру на Руси. Теперь враги вновь совершали набеги на города и села.
Часть вторая
В Киеве Святославу снится сон. Великий князь, терзаемый смутной тревогой, собирает бояр. Он рассказывает им свое видение, в котором его покрывали черной пеленою и пытались напоить отравленным вином синего цвета. Бояре сообщают, что Игорь и Всеволод потерпели поражение.
Тогда Святослав молвил слово «златое, со слезами смешанное». В нем он сожалеет, что его младшие князья не вовремя пошли на врага, захотели славы. При этом не стали просить помощи у других князей. Но Святослав убежден, что никому не даст в обиду свое гнездо. К сожалению, никто не хочет помочь ему в этом. Все заняты борьбой за власть. Великий князь вспоминает Ярослава, Рюрика, Давида, Мстислава, Романа. Они храбрые и умные правители в своих городах, но объединяться не хотят. Святослав призывает всех встать на защиту родной земли и отомстить за «Игоревы раны».
Он горестно вновь вспоминает о том, что Игорю не светит солнце и что не воскресить больше его дружину.
И вновь призыв к объединению. Святослав зовет в поход дальних родственников Ингваря и Всеволода. Он вспоминает князя Изяслава, который в одиночку пытался защитить свою землю и погиб, так и не дождавшись помощи от братьев.
Сказитель призывает Ярослава и правнуков Всеслава прекратить раздоры и встать на защиту Родины. Для убедительности он приводит пример судьбы еще одного князя, Всеслава. Тот, много лет назад, устраивал войны с соседними княжествами. Много русских людей полегло в то время, но вскоре сам погиб «местию дыша».
Автор вновь возвращается во времена славного правления Владимира, противопоставляя его Давиду и Рюрику, которые ни в чем не могли найти согласия.
Именно во второй части показана истинная причина поражения Игоря — гордость, тщеславие и разобщенность. Святослав пытается донести до всех мысль об объединении. Только общие идеи, сплоченность способны сделать Русь могущественной.
Часть третья
Над широким берегом Дуная, на стене Путивля плачет Ярославна. Она обращается к ветру и упрекает его в том, что он помогал метать стрелы половецкие в русские полки.
Рыдая, Ярославна обращается к Днепру. Просит его сохранить на дальней стороне дорогих для нее людей.
Возмущается, как солнце, которое всегда «приветливо и тепло», смогло отвернуться от войска Игоря и наполнить горем колчан.
Природа услышала мольбы убитой горем женщины. Море всколыхнулось и указало Игорю дорогу домой. Когда все половцы заснули, князь приготовился бежать. После условного свиста Овлура, Игорь помчался к тростникам. Там уже ждали приготовленные кони. Как только лошади устали, беглецы быстро и бесшумно продолжили путь. Автор сравнивает Игоря с соколом, а Овлура с волком. Всё живое старалось помочь князю. Дятлы стуком указывали путь, соловьи ликовали вдалеке.
Разговор реки Северского Донца и Игоря показывают, насколько все были рады возвращению князя. Донец, говорит, что теперь наступит веселье. А князь поблагодарил реку за то, что давала ему приют и предупреждала об опасности.
Узнав об исчезновении пленного, Гзак и Кончак начинают поиски. Они предлагают подстрелить «соколенка», сына Игоря, который остался в неволе. Потом думают опутать его девицей, женить на половчанке, но решают, что он и с новой женой сможет убежать на родину.
Восходит солнце, и Игорь возвращается домой. Все счастливы. Песни от Дуная долетают до Киева. А князь идет помолиться в церковь пресвятой Богородицы.
Автор прославляет всех русских князей, которые приняли участие в походе.
История создания «Слова о полку Игореве»
Переводы
Значение «Слова о полку Игореве» особенно велико сейчас, так как призыв к защите родины звучит и сейчас с непреодолимой силой.
Анализ произведения «Слово о полку Игореве»
Автор: Guru · Опубликовано 03.04.2017 · Обновлено 08.10.2017
«Слово о полку Игореве» — это величайшее открытие в мире отечественной литературы. Оно является красноречивым доказательством того, что самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Это произведение встало в один ряд с такими великими историческими памятниками, как Сказание о Беовульфе и Песнь о Роланде.
История создания
На сегодняшний день нельзя однозначно толковать происхождение этого памятника древнерусской литературы. История написания «Слова о полку Игореве» сама по себе тянет на несколько томов, но мы постараемся рассказать о ней кратко. Есть две основные версии создания поэмы:
В сюжет поэмы легли реальные события русской истории. Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях. „Слово о полку Игореве“ написано вскоре после событий данного похода (в 1187 г).
Не прекращаются споры о жанре. Большинство исследователей склоняется к тому, что «Слово о полку Игореве» всё-таки схоже с поучительной песней, обращённой ко всем князьям, которые позабыли о необходимости единения русской земли и погрязли в губительных феодальных спорах. Недаром ее предполагается исполнять под аккомпанемент гуслей. Таким образом, неизвестный автор сам подчеркнул, к чему отнести его творение, — к средневековому жанру «слово». Так назывались поучения, а иногда и послания, как светского, так и религиозного назначения. Это было аналогом нынешнему рассказу, как сказания – повести и т.д.
В переводе на современное жанровое своеобразие «Слово о полку Игореве» можно отнести к эпической поэме, так как оно написано в рифму, в рамках определенного размера, и повествует об исторических событиях.
Иногда «Слово…» относят к повестям, так как частично жанровые особенности произведения и характеристики данного вида прозы совпадают: одна сюжетная линия, относительно небольшое количество героев, подходящий объем.
Композиция
Историческая поэма состоит из вступления, 3 глав (частей) и заключения.
Сюжетно-композиционные особенности поэмы заключаются в том, что произведение состоит фрагментов, написанных в фольклорных жанрах — «плач» и «славы». Классический «плач» представляет собой монолог Ярославны на крепостной стене. «Слава» ожидает читателя в финале: автор преподносит хвалу князьям Игорю, Всеволоду, Святославу. Кроме того, родство с фольклором находит свое отражение в языке: «Слово о полку Игореве» богато характерными эпитетами и сравнениями. Подробные описания природы, которая является действующим лицом в повести, тоже заимствованы из устного народного творчества. Герои были язычниками, поэтому верили, что стихии являются божествами, именно они и выручают Игоря из плена.
О чем произведение?
Книга повествует о походе храброго правителя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Произведение, как ни странно, живописует поражение, а не победу. Это необходимо автору в качестве основы для поучения, которое лежит в основе его творения. На примере неудачи своего героя он поясняет, как не надо себя вести. Речь Святослава о единении Руси не была бы так убедительна, если бы у его двоюродного брата все получилось.
Во второй части рассказывается о реакции киевского князя на происшествие. Его мудрая речь о надобности объединения русских земель является той самой моралью произведения, ради которой оно было написано. В эпоху феодальной раздробленности каждый правитель тянул одеяло на себя: затевал междоусобицы, рисковал жизнью людей ради славы и т.д. Это вредило Руси, ослабляло его, и Святослав мечтал о единой стране с организованной армией и единым центром управления. Вот, про что повествует знаменитое «Золотое слово».
Третья часть – это плач Ярославны, где безутешная жена взывает к силам природы с просьбой о спасении супруга. Стихии внимают ей, и помогают князю бежать из плена. В заключении описано, как народ радуется удаче своего правителя, избежавшего смерти.
Главные герои и их характеристика
Все основные герои поэмы относятся к положительным действующим лицам. Отрицательный образ один – вражья сила половецких кочевников. Однако это не значит, что описание персонажей будет однообразным, как в пьесе эпохи классицизма. В данном случае оно побалует читателя контрастами и неоднозначными качествами.
Второстепенные герои в повести встречаются в каждой главе: это князь Всеволод большое гнездо (брат Игоря, который тоже пошел в поход), половец Овлур (тот, кто выручил князя из плена), Кзак, Кончак (два половца, которые преследовали сбежавшего пленника), дружинники и т.д. Подробнее персонажи описаны в нашем эссе «Система образов в Слове о полку Игореве».
Народный эпос отличается тем, что его тематика не зависит от страны, в которой он создавался. В большинстве приданий старины глубокой поднимаются одни и те же вопросы с минимальными расхождениями.
Проблематика
«Слово о полку Игореве» — не хвала победе, а правдивая история о поражении с целью поучения. Основные проблемы в книге касаются именно причин поражения Руси, а выводы обобщаются и объясняют не только положение главного героя, но и все беды, являющиеся последствием феодальной раздробленности.
Основная мысль и идея
Страстный призыв к единению пронизывает весь идейно-тематический комплекс поэмы. Главная мысль в «Слове о полку Игореве» — необходимость сплочения русских земель перед лицом опасности. Уже тогда древнерусские монархи осознали национальную идентичность и стремились к централизации власти во благо отечества. Мелкие княжества легче победить, чем одно большое и могущественное отечество. Тогда Русь действительно была очень уязвима, ведь внешний враг во все времена старался рассорить правителей и воспользоваться междоусобицей для набега. Поэтому основная идея произведения была политической и носила характер поучения. Получилось некое образовательное пособие для князей.
Идейный смысл произведения актуален до сих пор, хоть страна под его влиянием и стала единой. В ссорах и конфликтах близкие по духу люди забывают об истинной угрозе, приходящей извне. Необходимо забыть о несущественных поводах для склок и вместе трудиться над достижением общей цели. Тогда ни один враг не сможет прорвать прочную оборону взаимопонимания и сотрудничества. Кроме того, главная идея «Слова о полку Игореве» — это призыв к любви и преданности, которые не боятся разлук и препятствий. Именно поддержка любимой и верной жены помогла Игорю спастись из плена.
Чем закончилось?
Ночью стихии потворствуют побегу Игоря, послушав Ярославну. Верный человек Овлур находит для побега лошадь и выручает князя, пока ветер и сумерки помогают не выдать беглеца. Герой быстро мчится к Донцу, чтобы отплыть к своей земле. Оказавшись на волнах реки, он уговаривает ее нести его мягко и затуманить поверхность вод, чтобы кочевники не смогли его нагнать. В погоню за пленником уже пустились два удалых половца Кзак и Кончак. По дороге они решают, как не упустить добычу: первый предлагает пустить вдогонку золотые стрелы, второй хочет приманить русского гостя красивой женщиной. Оба сходятся на том, что вернуть сбежавшего непросто и тем, и другим способом.
Концовка «Слова о полку Игореве» благополучная, хотя многим покажется странной. Князь благополучно возвращается на родину, где его ждет теплый прием. Весь народ радуется прибытию своего правителя, славит его доблесть и отвагу. Поражение «против нашествий поганых» люди восприняли победой, когда Игорь сумел вырваться из плена самостоятельно. Вот, как заканчивается произведение, однако не понятно, почему же нет траурного колокольного звона по многочисленным убитым дружинникам, почему горожане забыли о вдовьем горе обыкновенных женщин, пострадавших из-за самодурства власть имущего? Наверное, судьба маленького человека мало интересовала автора, или же масштаб его идеи не позволял охватить маленькие трагедии подданных.
Чему учит произведение?
«Слово о полку Игореве» вселяет в нас гордость за историю отечества. Оно учит подлинному патриотизму, а также прославляет нравственные ценности. Вывод из прочитанного текста прост: нужно следовать моральным канонам и пресекать в себе гордыню, эгоизм, тщеславие. Ведь несложно любить родные края, поддерживать близких людей, быть верным своему слову и чувству. Зато эти нехитрые установки помогают нам стать частью чего-то большего, чем мы: поучаствовать в строительстве дома для наших потомков, защитить его, если придется, менять мир к лучшему своим маленьким светлым вкладом в его доброту, справедливость, любовь. Великое всегда начинается с малого. А древняя книга вдохновляет нас вложить наши скромные усилия в созидание, а не в разрушение. На государственном уровне эта мораль выражается в объединении земель и народа, на личностном – в гармонии в семейных отношениях.
Критика
Один из самых авторитетных рецензентов «Слова о полку Игореве» — Виссарион Белинский. Хоть ему и свойственен едкий, скептический взгляд на литературу, о русском эпосе он высказался восторженно:
Слово о полку Игореве» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения.
Критика Белинского основана не на пустых восторгах. Автор высказывания провел тщательный анализ текста и резюмировал свои впечатления в этой емкой фразе. В частности, он опирался на реальные исторические источники, где, так или иначе, упоминалась хотя бы тема «Слова…». Например, примечательно мнение легендарного правителя русских земель Владимира Мономаха:
Если, — говорил Владимир Мономах князьям, — мы не прекратим междоусобиц… то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую.
Соответственно выраженная неизвестным автором идея о единении русских земель была актуальна и востребована его современниками. Он отразил картину мира передовых мыслителей своего времени, причем сделал это на высоком литературном уровне. О мастерстве сочинителя говорят высказывания поэтов. Например, вот, как оценил произведение Александр Сергеевич Пушкин:
„Слово о полку Игореве“ возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности.
Это мнение подтвердил известный филолог М.А. Максимович:
Кроме общей литературной важности…, она важна как единственный до нас дошедший письменный памятник самородной древней русской поэзии, блестящий яркими красотами поэтическими, и вместе с тем полный истиной исторической. Это первообраз самобытной русской эпической поэзии и в духе, и в формах.
Однако поэма важна не только в качестве памятника древнерусской словесности. Мнения критиков это подтверждают. Например, ее актуальность в наше время подчеркивает исследователь Е.В. Барсов:
«Слово о полку Игореве», помимо своего исторического и литературного значения, есть в то же время поучительный памятник для всех будущих веков России. Здесь, пред нами, поэтическое выражение государственного строя Киевской Руси и в его идеале, и в его действительности.
В то же время он отмечает, что историкам не стоит опираться на литературное произведение и критиковать его за недостаток фактов. По его мнению, такая требовательность лишь означает, что человек не понимает, где проходит грань между историей и искусством.
Об особенности русского средневекового искусства много писал филолог Б.И. Бурсов. Он выделил яркую и очень лестную для нас особенность отечественного эпоса:
Эпическая тема в древнерусской литературе проникнута не спокойным и созерцательным отношением к миру, как это было в классическом эпосе древней Греции, а всевозрастающей тревогой… В ней звучат голоса, полные тоски и боли. Но они перебиваются другими, которые зовут к подвигам и жертвам и которые исполнены веры в победу
Вероятно, эта характерная черта «Слова о полку Игореве» объясняется тем, что роль автора в произведении исключительно важна. Об этом говорит литературовед И.П. Еремин:
Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения».