В чем везти виноград
ТРАНСПОРТИРОВКА ВИНОГРАДА
Массовую Т. в. на дальние расстояния в период уборки проводят в основном железнодорожными вагонами различного типа: крытыми, вагонами- ледниками, рефрижераторами. Обычные грузовые автомашины применяют гл. обр. для перевозки в-да на близкие расстояния: внутри х-ва, для подвоза к станциям отправления, в близрасположенные пункты потребления. Речной флот имеет, как правило, местное значение. Дорогостоящий воздушный транспорт используется для доставки из отдаленных р-нов (республики Средней Азии и др.) в промышленные центры страны небольших партий в-да сверхранних и ранних сортов. Во внесезонный период в-д из хранилищ виноградарских х-в во избежание подмораживания перевозят рефрижераторным (автомобильным или железнодорожным) транспортом.
Успех Т. в. зависит от степени транспортабельности в-да, качества работ но подготовке его к перевозке, условий темп-ры и влажности, складывающихся в транспортных средствах. Очень важно правильно провести уборку, товарную обработку и затаривание в-да (см. Сбор винограда, Товарная обработка винограда).
Предназначенные для дальней перевозки партии в-да отправляют на железнодорожные станции в день уборки. Большое значение имеет охлаждение в-да перед транспортировкой. В мировой практике Т. в. загрузке его в холодильный транспорт предшествует охлаждение в специальных пристанционных холодильниках (станции предварительного охлаждения) или портовых холодильниках-тоннелях. При отсутствии пристанционных холодильников предназначенный к отправке в-д на ночь ставят под навесы, а ранним утром грузят в вагоны. Охлаждение в-да за счет пониженных ночных темп-р дает возможность быстрее снизить темп-ру в вагонах и тем самым в значительной степени предотвратить гниение в-да.
Лучшей транспортной тарой для винограда являются открытые ящики-лотки. В грузовом объеме транспортных средств ящики с в-дом ставят штабелем, один на другой по 10-12 шт., скрепляя вертикальные ряды проволокой или деревянными рейками. Для проветривания и снижения темп-ры груза (за счет испарения влаги) оконные проемы и двери товарных вагонов оборудуют решетками.
Этим требованиям наиболее отвечает холодильный транспорт, особенно рефрижераторный, температурный режим в грузовом объеме к-рого регулируется обслуживающим персоналом поезда. Кроме того, рефрижераторные вагоны снабжены вентиляционными устройствами, благодаря чему осуществляется циркуляция воздуха внутри грузового объема.
При Т. в. в вагонах-ледниках результаты перевозок бывают несколько хуже из-за частой задержки их на заправочных льдосоляных пунктах.
При четкой организации работ, хорошей вентиляции в-д успешно можно перевозить на дальние расстояния и в неохлаждаемых железнодорожных вагонах, примером чего служит практика болгарских виноградарей, в течение многих лет экспортирующих большие количества в-да в этом виде транспорта.
Сбор и транспортировка винограда
Потребитель всегда предпочтет красивую гроздь невзрачной, поэтому сохранение исходного вида винограда имеет огромное значение. Кроме того, виноград с нарушенным пруином, тем более механически поврежденный, легко портится и становится вообще непригодным.
Учитывая все сказанное, виноград, предназначаемый для хранения и транспортировки, нужно собирать только с длинной гребненожкой, придерживая ее при срезании грозди большим и указательным пальцами левой руки и не касаясь ягод руками.
С этой же целью используют секатор с приспособлением Тишенко для зажима гребненожки.
При сборе необходимо отделять здоровые грозди от больных, т. е. предварительно сортировать виноград. Окончательную сортировку целесообразно совмещать с упаковкой. Ее проводят на специальных столах или конвейере, отбирая грозди, удовлетворяющие требованию стандарта, и удаляя поврежденные. Виноград, предназначенный для длительного хранения и транспортировки, требует не только сортировки, но и охлаждения.
В крупных хозяйствах для хранения винограда в больших количествах необходимо иметь: 1) конвейер для сортировки и упаковки гроздей; 2) холодильник для быстрого охлаждения винограда; 3) оборудованное охлаждаемое виноградохранилище; 4) подсобные помещения для хранения упаковочных материалов и пустой тары.
Классический прием упаковки винограда, с учетом его транспортировки без специальных холодильных вагонов или воздушного транспорта, уже давно разработан виноградарями Томри (Франции). Он интересен тем, что в нем есть элементы ограничения воздуха, что существенно отличает этот прием от транспортировки в паках и просверленных ящиках.
Ящики делают плоские, чтобы в них поместился только один ряд кистей. Бока обкладывают тонкой вощеной бумагой, загибая ее на дне. Сверху настилают лист бумаги точно такого размера, как дно. Затем очень осторожно укладывают грозди таким образом, чтобы плодоножки были сверху и чередовались: одна — с правого бока ящика, следующая — с левого и т. д. Если между гроздями образуются маленькие промежутки, то их наполняют частями гроздей. В наполненном ящике виноград должен выступать приблизительно на сантиметр выше краев. Его покрывают листом вощеной бумаги, а потом крышкой (не забивая). Затем таким же образом укладывают остальные ящики и ставят их один на другой. От тяжести виноград в нижнем ящике постепенно оседает, уплотняется, и раньше, чем его заколотить, всегда можно удалить случайно раздавленные ягоды.
Верх обозначают не на крышке, а на дне ящика, поэтому, когда при получении винограда вскрывают дно, виноград представляется красиво уложенным, без плодоножек, со слегка только приплюснутыми ягодами.
В плоские корзинки грозди укладывают основанием гребня вниз.
Столовый виноград упаковывают также с применением пробковых опилок.
Когда ящик наполнен, упаковщик его немного встряхивает, а затем насыпает в виноград пробковые опилки и, взявши молоток посредине рукоятки, быстро ударяет о бок ящика то одним, то другим концом. От сотрясения пробковые опилки быстро распределяются по пустотам. Операция повторяется до тех пор, пока опилки не заполнят ящик до отказа. Тогда на поверхность насыпают еще 1,5-сантиметровый слой опилок, разравнивают его, завертывают свешенные концы бумаги, которой выстлан ящик, и прибивают крышку. Ящики делают плотные, выструганные из сухого елового леса. Толщина дощечек, прибиваемых сверху,—1,6 сантиметра, с боков, дна и крышки—1,1, размер готового ящика—46х32х17 сантиметров.
Для зимнего употребления виноград упаковывают не только в ящики, но и в дубовые или буковые бочонки, емкостью 16—18 килограммов, и в полубочонки на 8—9 килограммов. Для пересыпки винограда и в этом случае применяют пробковые опилки. Их расходуется примерно 4 процента от веса винограда.
Как показали сравнительные опыты, в пробковых опилках, подвергшихся стерилизации при температуре 100° в течение часа, виноград хранится значительно лучше, чем в простых опилках использовании для упаковки винограда сульфитированного торфа.
Наибольший эффект дало применение торфяного порошка, с диаметром частиц от 1,5 до 3 миллиметров, окуренного SO2 двукратно, в дозировках 70 и 120 миллиграммов на литр.
Этот порошок дал возможность сохранить виноград Тавриз в течение 6 месяцев при порче ягод не более 11% процентов, причем почерневших ягод было в 3—4 раза меньше, чем в ящике с неокуренным торфом.
Окуренный порошок не изменяет окраски и вкуса ягод, SO2 не чувствуется.
Наиболее простым, но в то же время недостаточно совершенным способом упаковки винограда для транспортировки являются так называемые паки.
Паки — это два решета с лубяной редкой сеткой, поставленные после наполнения их виноградом на деревянную рамку и прикрытые крышкой из тонких, с внутренней стороны обструганных, еловых досок. Крышку с рамкой стягивают вместе с находящимися между ними решетами мягкой проволокой или веревкой — и пак винограда готов. Диаметр решета—31—35, высота—9-13 сантиметров.
Техника упаковки следующая. Решето ставят на рамку так, чтобы дно его было на весу, и укладывают грозди возможно плотнее, плодоножками в середину решета. Второй ряд гроздей укладывают на первый так же плотно, но стараясь, чтоб виноград был выше ободка решета с краев примерно на 2 сантиметра, а в центре — на 4. Пару решет с виноградом, поставленных на рамку, покрывают сначала бумагой, а потом деревянной крышкой.
Паки ставят один на другой, крест-накрест, до пяти в вышину и оставляют так на некоторое время для осадки (прессовки) винограда. Перед обвязкой пака виноград проверяют и случайно раздавленные ягоды вырезают ножницами вместе с плодоножками.
Следует упомянуть также о болгарском способе упаковки винограда в открытых ящиках. Грозди укладывают в один-два слоя, в зависимости от их величины. По углам ящика делают стойки, которые дают возможность ставить ящики в штабеля.
Перевозят виноград в настоящее время воздушным транспортом и в изотермических вагонах.
Правильно выращенный столовый виноград, особенно если он доставляется на рынки вне сезона, выдерживает большие накладные расходы при условии доставки к месту назначения совершенно неповрежденным.
Способы хранения и транспортировки столового винограда
Хранение столового винограда и способы транспортировки.
Устойчивость столового винограда при хранении и перевозке зависит от условий культуры, особенностей сорта, сортировки, упаковки и сбора.
Чтобы правильно организовать сбыт столовых сортов, необходимо знать степень их устойчивости.
Такая информация позволит определить, на какое расстояние можно отправить тот или иной сорт, и установить вид тары, а также способ упаковки.
Перевозка винограда по железной дороге
К станции виноград доставляют специально оборудованным автомобильным транспортом. Ящики в кузов машины грузят таким образом, чтобы они не давили друг на друга и не смещались во время движения.
На железнодорожной станции виноград из автомобиля перегружают под навесы или в вагоны, где ящики устанавливают в штабеля по срокам поступления и сортам.
Для дальних перевозок больших партий винограда целесообразно использовать поезда с машинным охлаждением. Не рекомендуется перевозить в обычных товарных вагонах, так как большая часть винограда может испортиться.
Перевозка винограда автомобильным транспортом
Этот вид транспорта имеет некоторые преимущества по сравнению с предыдущим:
Автомашины должны быть оборудованы искусственным охлаждением. В обычных автомобилях без охлаждения виноград можно перевозить до 1500-2000 км.
При автоперевозках необходимо выполнить некоторые требования:
Авиаперевозки
Такой транспорт является идеальным с точки зрения сокращения времени пребывания товара в пути. Однако перевозка самолетом ограничена из-за ее высокой стоимости. Без убытков для хозяйства можно перевозить только ранние сорта винограда.
Хранение столового винограда
Виноград в стандартных новых ящиках хранят в прохладном помещение (комнате), в сарае, подвале или на чердаке.
Перед тем как поместить продукцию на хранение, создают условия для циркуляции воздуха в помещении.
Для этого в стене или дверях комнаты с противоположной стороны форточки, делают отверстие для притока воздуха, а в подвале должна быть вытяжная труба.
За четыре дня до загрузки столового винограда на хранение помещение окуривают кристаллической серой без опасных примесей, а за сутки – хорошо проветривают.
Виноград и ассоциация джентльменов
Транспортировка столового винограда
Транспортабельность, или способность винограда переносить в той или иной мере длительные перевозки, зависит от биологических и технологических особенностей сорта. Высокой транспортабельностью отличаются сорта Шабаш, Ташлы, Асма черная, Каталон зимний, Нимранг, Тайфи розовый, Карабурну, Молдавский черный, Агадаи, Красавица Цегледа, Альфонс Лавалле.
Сорта Чауш, Шасла, Тербаш, Кара узюм, Ранний ВИРа и др. имеют среднюю транспортабельность. Сорта Мадлен Анжевин, Жемчуг Саба, Халили белый, Кишмиш черный, Черный крымский малотранспортабельны; их надо отправлять самолетами или реализовать на месте.
Выращивание столового винограда, пригодного для далеких перевозок, является одним из важнейших заданий современного виноградарства. Решающую роль в получении высокотранспортабельных ягод имеют почвенно-климатические условия и высокий уровень агротехники. Наиболее транспортабельными являются грозди, выращенные при уменьшенной нагрузке и сравнительнокороткой обрезке кустов с высотой штамба 40—60 см и умеренном орошении. Чрезмерное орошение и перегрузка урожаем снижают транспортабельность винограда.
Перевозка по железной дороге. К железнодорожным станциям виноград доставляют специально оборудованным автомобильным транспортом, причем ящики в кузов автомашины загружают с таким расчетом, чтобы они не передвигались во время движения и чрезмерно не давили друг на друга. Сверху их накрывают брезентом. Высота загрузки — 6—7 рядов.
На станции отправления виноград из автомашины перегружают непосредственно в вагоны или под навесы в пакгаузы, где ящики устанавливают в штабеля по сортам и срокам поступления. Оставлять его до погрузки в вагоны под открытым небом нельзя. Под действием прямых солнечных лучей, ветра, пыли и осадков качество ягод ухудшается, увеличиваются потери, ускоряется порча гроздей в дороге. Хозяйства, которые ежедневно отгружают много винограда, на пристанционных площадках строят холодильники, предназначенные для предварительного охлаждения, а также временного и длительного хранения продукции.
Для дальних перевозок больших партий винограда наиболее целесообразно использовать поезда с машинным охлаждением. Для отправки небольших партий пригодны вагоны-ледники. Использование товарных крытых вагонов можно допускать только при комплектовании маршрутных поездов, находящихся в дороге не более 2—3 суток. Однако надо иметь в виду, что перевозка винограда в обычных вагонах связана с довольно большими потерями. Поезда с машинным охлаждением проходят расстояние из южной части Украины до Москвы за 3— 4 суток и с технологической точки зрения являются наиболее удобными. Их целесообразно использовать нескольким хозяйствам на коллективных началах для доставки винограда в Ленинград, Москву и другие города, где имеется возможность в короткий срок реализовать большое количество продукции.
Перевозка винограда в ледниках требует систематической догрузки льда в дороге. Это затягивает сроки перевозок, поэтому даже при наличии запасного льда отходы часто превышают допустимые нормы.
При железнодорожных перевозках особенно важное значение имеет предварительное охлаждение винограда перед погрузкой его в вагоны. При погрузке его в крытые товарные вагоны охлаждение применять нельзя. В этом случае неминуемо произойдет запотевание гроздей, а значит и их порча. На железнодорожных станциях, где нет пунктов для предварительного охлаждения винограда, надо максимально использовать природное снижение температуры ночью. Виноград, загруженный в вагоны после охлаждения под навесом на протяжении ночи, имеет значительно меньше отходов, чем отправленный непосредственно с плантаций. Однако таким способом охлажденный виноград надо обязательно загружать в вагоны в ранние часы.
В вагоне ящики с виноградом располагают на расстоянии 2—4 см от боковых стен и 20—25 см — от торцевых. Для придания штабелю необходимой устойчивости к торцевым стенам прикрепляют специальные упоры из отходов лесоматериалов. Они состоят из вертикальных деревянных реек толщиной 20 см и вышиной до 2 м брусьев, прибитых к ним горизонтально через каждые 40—50 см. В меру заполнения вагона проводят расклинивание штабеля для предупреждения его сдвига к боковым стенам. В высоту ящики устанавливают так, чтобы между их верхним рядом и потоком вагона оставалось не менее 50 см вентиляционного простора. Кроме того, между дверьми остается незагруженным промежуток шириной 30—70 см, в котором проводится крепление штабеля специальными распорками.
Перевозка автомобильным транспортом. По сравнению с железнодорожным этот вид транспорта имеет ряд преимуществ. Во-первых, продукция без каких-либо перегрузок поступает непосредственно с плантации к потребителю, во-вторых, сроки пребывания ее в пути сокращаются в 3—4 раза. Важное значение имеет также то, что с момента уборки до сдачи в магазин виноград находится под непосредственным контролем поставщика и лично сдается потребителю. Во время же перевозок железной дорогой за состояние продукции практически никто не отвечает. Поскольку сдача винограда при автоперевозках осуществляется представителем хозяйства, исключаются юридические недоразумения при этом. Кроме того, машинами можно отгружать любые по объему партии продукции.
КСХИ совместно с «Коктебель» изучал условия транспортировки наиболее стойкого сорта Шабаш разными видами автотранспорта. Выявилось, что все типы автомобильного транспорта пригодны для перевозки винограда. Лучшие результаты получены в авторефрижераторах. Однако за время нахождения в пути (65— 68 часов) виноград в них практически успевает лишь охладиться до нужной температуры. При отсутствии автомашин с искусственным охлаждением виноград можно перевозить на расстояние до 2000 км и в обычных машинах. В проведенных опытных перевозках на всех видах неохлаждаемого автотранспорта потери не превышали 2,5%. При этом лучшие результаты были получены при использовании автомашин с кузовом, приспособленным для перевозки панелей.
Достаточно удовлетворительные результаты дает применение автоприцепов. При транспортировке всеми тапами неохлаждаемых машин природные потери винограда составляли в среднем 1,3%, а в авторефрижераторе— 0,2%.
Существенным недостатком доставки винограда автомашинами является высокая стоимость. Однако с учетом потерь этот транспорт оказывается более выгодным по сравнению с железнодорожным. При автоперевозках необходимо учитывать следующее. Перевозку винограда грузовыми автомобилями без специальных кузовов можно проводить только при температуре воздуха на всем пути не ниже —1°. Учитывая недостаточную прочность ящиков, высота загрузки ящиками-лотками не должна превышать семь, а закрытой тарой — девять рядов. При использовании лотков на верхний ряд надо ставить пустые стандартные ящики или забивать каждый верхний ящик тремя дощечками, после этого укрывать кузов брезентом: непосредственное укрытие брезентом ящиков с виноградом приведет к порче гроздей. Загрузку ящиков в кузов необходимо проводить с таким расчетом, чтобы они не передвигались в пути и чрезмерно не давили друг на друга; в то же время очень плотная укладка приводит к раздавливанию тары во время движения.
Перевозка винограда в изотермических кузовах машин возможна в любое время года и не требует укрывки. Требования к упаковке тары при этом такие же, как и в кузовах без специального оборудования.
Авиаперевозки. Воздушный транспорт — идеальный с точки зрения сокращения времени пребывания груза в дороге. Однако применение его для перевозок винограда крайне ограничено из-за высокой их стоимости. Поэтому только ранние сорта винограда можно перевозить самолетами без убытков для хозяйства. Перевозка самолетами всех других сортов малорентабельна. Только при отгрузке большой партии винограда (не менее 150—200 т) и при условии оплаты перевозок по льготному тарифу доставка винограда самолетами в отдаленные районы является рентабельной.
КАК ХРАНЯТ, ПЕРЕВОЗЯТ И ЧЕМ ОБРАБАТЫВАЮТ ОВОЩИ И ФРУКТЫ.
Часто используется транспортировка и хранение продуктов в среде газа этилена. Он условно безопасен, хотя не утихают споры о натуральности этого газа в продуктовых «газенвагенах» и «газовых камерах».
При хранении свежих продуктов необходима также постоянная низкая температура. Поэтому во многих странах, в том числе в России, на смену понятию МГС пришло более широкое понятие «регулируемой атмосферы».
Яблоки
Груши
Груши при хранении могут обрабатывать антисептиками. Чаще всего для этого используется препарат Пралонг, так они на пару недель дольше сохраняют товарный вид, а потери при транспортировке снижаются на 30%.
Виноград
Сохранить виноград очень сложно, поэтому при транспортировке и хранении прибегают не только к регулируемой атмосфере, но и к особым методам. Например, используют метабисульфит калия в таблетках, их равномерно раскладывают на дно ящиков под бумагу. На воздухе таблетки вступают в реакцию с кислородом и выделяют сернистый газ, антисептик и антиоксидант, который «окуривает» виноград. Также бумажную упаковку могут обрабатывать фунгицидами (группа пестицидов для борьбы с грибками), что позволяет в пять раз снизить потери.
Ягоды
Цитрусовые
Картофель
Морковь
Томаты
Огурцы
Дыни и арбузы
В Тимирязевской академии придумали прорывной способ транспортировки и хранения дынь. Плоды укладывают в контейнеры, выстланные оберточной бумагой, контейнеры заполняют жидкой смесью карбомидоформальдегидной смолы и ортофосфорной кислоты. Через 3-4 часа все застывает и превращается в пенопласт, который фиксирует дыни, защищает от болезней и повреждений. Так же можно перевозить и хранить арбузы. В США дыни обрабатывают фунгицидами и покрывают тонким слоем воска.
Здесь перечислены основные способы хранения продуктов. Однако не стоит забывать, что по санитарным нормам, склады для хранения обязательно проходят обработку от грызунов, птиц, насекомых, грибков и прочих нежелательных для производителей и кладовщиков форм жизни. А значит склады обрабатываются пестицидами и другими ядохимикатами. Данных о том, как эта обработка влияет на сами продукты, пока нет.
И, конечно, не стоит забывать, что при выращивании продуктов тоже используются ядохимикаты.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов