В чем видел державин свою заслугу перед литературой

в чем заслуга державина перед русской литературой

В чем заслуга Державина перед русской литературой?

Державин был очень честным человеком и много из-за этого терпел увольнений и выговоров. Он любил «истину царям с улыбкой говорить» и говорил ее в своих произведениях самой Екатерине. Мне кажется, что если даже единожды обличить какого-нибудь взяточника или чиновника, недобросовестно исполняющего свои обязанности, то большая часть чиновников, прочитавшая это обличение станет чуть-чуть добросовестнее, справедливее, честнее. Как говорит пословица, вода камень точит. А если высказать критику таким людям сотни и тысячи раз? То на земле, наверное, не останется никаких взяточников и казнокрадов. Я думаю, Державин понимал это и поэтому писал такие произведения. Гаврила Романович настоящий патриот России, так как он пытался избавить страну от недобросовестных правителей и хотя бы чуть-чуть облегчить жизнь крестьян.

Гаврила Державин приподнял «железный занавес» цензуры и открыл новую обличительную эру в истории русского стихосложения.

В чем заслуга Державина перед русской литературой?

Державин был очень честным человеком и много из-за этого терпел увольнений и выговоров. Он любил «истину царям с улыбкой говорить» и говорил ее в своих произведениях самой Екатерине. Мне кажется, что если даже единожды обличить какого-нибудь взяточника или чиновника, недобросовестно исполняющего свои обязанности, то большая часть чиновников, прочитавшая это обличение станет чуть-чуть добросовестнее, справедливее, честнее. Как говорит пословица, вода камень точит. А если высказать критику таким людям сотни и тысячи раз? То на земле, наверное, не останется никаких взяточников и казнокрадов. Я думаю, Державин понимал это и поэтому писал такие произведения. Гаврила Романович настоящий патриот России, так как он пытался избавить страну от недобросовестных правителей и хотя бы чуть-чуть облегчить жизнь крестьян.

Гаврила Державин приподнял «железный занавес» цензуры и открыл новую обличительную эру в истории русского стихосложения

Источник

Заслуга Державина перед русской литературой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ода – это торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или исторической личности.

Биография Г. Р. Державина

Гавриила Романовича Державина по праву можно назвать предтечей современной отечественной поэзии. Он сумел преодолеть инерцию тяжеловесного классицистического слога и воплотить в своем творчестве лучшее из наследия русской и европейской словесности. 1770-1816 гг. – период творчества Державина – это время становления новых форм русской словесности, время формирования современного русского литературного языка. На литературный язык и русскую словесность решающее влияние оказало творчество Державина. Он впервые явил миру образ поэта, который всю свою жизнь подчинил творчеству. Державин, пройдя через множество искушений в юности, достиг через творчество духовных вершин, запечатлев духовные искания в произведениях, ставших эталоном русской поэзии.

Даже в последние мгновения своей жизни Державин оставался поэтом, подведя итог духовным исканиям в стихотворении, выведенном на грифельной доске уже слабеющей рукой («Река времен в своем стремьленьи…).

Родился Гавриил Романович Державин в 1743 году. Он рано лишился отца, а матери было не по силам дать хорошее образование сыновьям. Семье приходилось часто переезжать. Сначала будущий поэт учился в оренбургской школе, затем – в казанской гимназии. В Казани он познакомился с поэзией А. Сумарокова, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, и даже пробовал сочинять стихи.

С 1762 года Г. Державин служил в Преображенском полку рядовым гвардейцем. Этот период он называл самым безрадостным временем своей жизни. Державин нес тяжелую солдатскую службу, в редкие свободные минуты сочинял стихи. Во время службы поэт пристрастился к картам. Однажды из-за этого его даже чуть не разжаловали в солдаты – поэт так увлекся игрой, что опоздал из увольнения.

Готовые работы на аналогичную тему

Г. Державин, решив наконец покончить с такой разгульной жизнью, переехал в Петербург. В России в это время свирепствовала чума, и при въезде в столицу на карантинной заставе поэта заставили сжечь все бумаги. Многие из утраченных стихов Державин воспроизвел потом по памяти.

В 1773-1775 гг. Державин служил на Волге, состоял в комиссии, занимавшейся расследованием дел сообщников Е. Пугачева. Материальное положение Державина было плачевным, и он написал императрице письмо, в котором перечислил все свои заслуги. По решению императрицы поэт был назначен коллежским советником, кроме того, ему пожаловали 300 душ. Четыре года спустя вышла книга с одами Г. Р. Державина. Именно в эти годы поэт обрел собственный литературный стиль. Державин писал философскую лирику:

Произведения Державина публиковались, однако в литературных кругах он был не слишком известен. В 1783 году поэт написал оду «Фелица», посвященную императрице Екатерине II. Название Державин взял из педагогического сочинения Екатерины II – «Сказки о царевиче Хлоре». За оду поэт был награжден золотой табакеркой, инкрустированной бриллиантами, в которой лежало 55 червонцев. После громкого выступления Державина стали назначать на высокие должности. Но принципиальность мешала ему ладить с чиновниками, поэтому поэта часто переводили с места на место.

В 1791 году Державин перешел на службу лично к императрице, но вскоре был переведен в Сенат.

Державин написал первый гимн России, хоть и неофициальный. Стихотворение «Гром победы» положил на музыку Осип Козловский. Через 15 лет «Гром победы» сменился гимном «Боже, Царя храни!».

«Беседа любителей русского слова»

В 1803 году Державин окончательно ушел с государственной службы. После отставки он посвятил себя литературе, писал комедии, трагедии, оперы для театра, создавал поэтические переводы Расина. Державин писал басни («Выбор министра», «Жмурки»), работал над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии или об оде». В этом трактате содержалась теория стихосложения и примеры – поэзия разных периодов. В 1812 году Державин написал сказку «Царь-девица».

Поэт организовал литературный кружок «Беседа любителей русского слова», куда вошли А. Шишков, Д. Хвостов, И. Дмитриев, А. Шаховской.

Новаторство Г. Р. Державина

Классицизму присущ общий стиль, который требовал изображать соответствующее норме, идеальное. Декретируемое классицизмом разделение поэзии на жанры определяло закон единства стиля. Каждый жанр раскрывал свою тему, для каждой темы был свой язык и точно обозначенная образная система. Обязательность этих решений была записана в поэтических кодексах Сумарокова и Буало. Слово выступало в постоянном, устойчивом значении. Такая заданность обусловливала единство стиля. Г. Р. Державин, отступая от правил и разрушая каноны классицизма, смог отказаться от единого стиля. Но при этом он, разрушая, создавал новый стиль, вырабатывал новую художественную систему. Объект изображения в произведения Державина – реальный мир в его разнообразии и неповторимости. А реальности чужда идеальность. Для изображения реальности требовалось открытие индивидуальных особенностей, ей присущих.

Индивидуальность стиля рождала смелость многих образов Державина, которая привлекала поэтов 19 и 20 столетий. Поэтичность слова каждый раз возникала заново в зависимости от объекта изображения. Например, Гоголь, высоко ценивший слог Державина, называл его «крупным». В державинском слоге происходило соединение высоких слов с низкими, что в классицизме считалось недопустимым.

Смешение высокой и низкой лексики дает новое качество, новый синтез. Для Державина все слова равны. Отличаются они лишь своей выразительностью, способностью передавать авторский замысел, запечатлеть явление, предмет, его качество, цвет, изобразить мысли и эмоции.

Индивидуальный стиль поэзии Державина, «крупный слог» стал началом новой эпохи в литературе – становления реализма в лирике. Державин открыл новую страницу в истории отечественной поэзии в период начавшегося кризиса классицизма, засилья эпигонов.

Источник

Сочинение: В чем заслуга Державина перед русской литературой?

(582 слова) Гавриил Романович Державин был не только известным русским поэтом эпохи Просвещения, но и государственным деятелем Российской империи. Но Гавриил Романович заслужил свою славу, внеся вклад в развитие отечественной литературы, а не политики. Рассмотрим поподробнее его уникальное творчество.

Несомненно, основной заслугой автора является то, что внес новаторство в поэзию и развил литературный язык. До Державина стихотворения отечественных авторов были тяжеловесны и лишены изящества поэзии. Русский язык того времени ще не был адаптирован к силлабо-тонической системе стихосложения. Но такие подвижники, как Державин, Грибоедов, Пушкин, создали уникальные произведения, ставшие эталоном русской поэзии.

Важно отметить и новаторские элементы содержания творчества поэта. Державин сблизил поэзию с реальностью, затронув нетипичные темы в лирике. В творчестве Державина впервые можно увидеть не только картины сельской жизни, но и оценку политических событий и фигур. В его одах есть место социальной проблематике. Столь же необычно, что Державин, используя стихотворную форму, начал говорить о самом себе. На первый план в повествовании вышла личность автора, а не образ выдуманного героя. В поэзию Гавриил Романович внёс принцип личностного начала. Это было весьма смелым шагом. В своих произведениях писатель продемонстрировал естественного человека со всеми его взлетами и падениями.

Со временем для Гавриила Романовича стали очень тесными границы классицизма. В итоге автор отступил от принципа жанровой иерархии в своих произведениях. В своем творчестве он мастерски объединил высокое и низкое, а также смешное и грустное.

Благодаря знаменитой оде «Фелица» о Державине стали говорить как о поэте с большой буквы. По мнению известного литературного критика Виссариона Белинского, ода «Фелица» является одним из лучших произведений Державина. Автор сумел соединить полноту чувств и оригинальность формы, где прослеживается русский ум и русская речь. Создавая данное произведение, писатель нарушил привычные каноны классицизма. Ведь здесь Державин соединил оду с сатирой. Автор продемонстрировал частную жизнь русской императрицы, он описал в подробностях конкретные дела Екатерины Великой. В произведении писатель использует приём противопоставления. Так, Державин сравнивает современное правление с предыдущим.

Не менее известным произведением Гавриила Державина является ода «Бог». Здесь автор показал всю необъятность вселенной, а также множественность миров. Писатель в своей оде рассказывает о невероятной силе человеческой мысли, которая всячески стремится к постижению мира. В произведении автор утверждает, что человек является неотъемлемой частью мироздания.

Одним из знаменитых произведений Гавриила Романовича является стихотворение «Водопад». Здесь автор поднимает тему скоротечности бытия. В произведении Державин размышляет над таким понятием, как вечность. Писатель пытается разобраться, кто именно имеет право на бессмертие. Известно, что над созданием стихотворения автор трудился на протяжении четырёх лет. Однако, читая произведение, создаётся впечатление, что оно было создано на одном дыхании.

Поэзии автора присуща многогранность. Особое место в творчестве Державина занимают сатирические оды. Также в творчестве Державина присутствуют стихотворения, отображающие частную жизнь. Произведениям Державина свойственна автобиографичность. Возможно, поэтому Державин стал одним из первых авторов в отечественной литературе, который стал развивать тему творчества и поэзии, а также её значения в жизни человека. Речь идет о таких известных стихотворениях, как «Лебедь», «Ключ», «Памятник». В последние годы жизни поэта интересовали любовная лирика, шуточные стихи, а также дружеские послания.

Гавриил Романович сыграл важную роль в истории отечественной литературы. Именно на заслуги этого автора обращали внимание поэты начала девятнадцатого столетия. Гавриил Романович сумел изменить язык, он стал более эмоциональным и звучным. Кроме того, автор поменял идейное содержание оды. Державина считают новатором в отечественной литературе, так как в его произведениях впервые стала упоминаться личность поэта, а также появились сведения из его биографии. Как отмечал известный литературовед Александр Западов, благодаря Державину в литературе появился «забавный русский слог». Также Западов отметил невероятную способность писателя объединять сатиру и лирику. Таким образом, Гавриил Державин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. Писатель положил начало преобразованию литературного языка.

Источник

Роль державина в русской литературе кратко. Роль философской лирики Г.Р. Державина для русской литературы

Юные годы

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.

Творчество Державина и его значение для русской литературы

Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.

И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:

Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.

Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.

К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин. и,что он взял от Пушкина?

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Обоснование выбора темы

Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.

Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.

Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.

Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.

Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?

В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.

Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения — значительная часть поэтического наследия поэта.

Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

Изображение личности в творчестве Державина

Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:

✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;

✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.

Изображение личности у Державина имело следующие особенности:

✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:

• образах русской природы;

• картинах русского быта;

• описании идеала человека;

• демократизме идеального героя;

• особенностях поэтической речи;

✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;

✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;

✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;

✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

АРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИН

ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ

О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…

— продолжение знакомства семиклассников с русской литературой конца ХVIII века;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.

Форма урока:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседу о прочитанном.

Гавриил Романович Державин (1743—1816) — крупнейший русский поэт второй половины ХVIII столетия. В его творчестве наиболее полно и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II. «Державин сыграл огромную роль в освобождении русской поэзии от пут классицизма и в подготовке элементов, из которых сложилась реалистическая поэзия ХIХ в. (А. А. Кайев

В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову: в 1776 году вышел первый сборник Державина

В 1783 году без ведома автора и без его подписи в журнале «Собеседник

» была опубликована ода «
К Фелице
», в которой Державин прославлял Екатерину II и «с довольною издевкою и с шалостью» говорил о ее ближних. Императрице ода понравилась, и она приблизила поэта ко двору: начался новый виток государственной деятельности Гавриила Державина. Однако параллельно с нею Державин опубликовал оду «
Бог
» (1784), а также яркое «
Видение Мурзы
» (1783), которые никак нельзя назвать верноподданническими и льстивыми. Эти произведения окончательно утвердили славу Державина-поэта.

Свои служебные обязанности Державин исполнял ревностно, но новых хвалебных од в честь Екатерины II не писал, службе же мешал характер поэта; по его словам, он был «горяч и в правде чорт». Чтобы избавиться от неуживчивого правдолюбца, его постоянно переводили с места на место, из города в город.

Державин в своем творчестве откликнулся на все исторические события эпохи Екатерины II, воспевал государственных деятелей конца ХVIII столетия, ратовал за всеобщее просвещение и воспитание народа в духе патриотизма. Именно по причине горячей любви к Отечеству он прославлял не только Суворова и его подвиги, но и полководческие успехи Потемкина и Румянцева. Изображение и прославление подвигов русской армии и русского народа в литературе Державин считал лучшим средством воспитания подрастающих поколений.

В начале ХIХ века совместно с писателем А. С. Шишковым Державин основал литературное общество «Беседа любителей российского слова

» (1811). Здесь объединялись и сторонники классицизма, и молодые поэты, которым стареющий литератор помогал освоиться в мире российской интеллигенции.

В 1815 году, за год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе» — Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее перещеголял всех писателей».

2. Чтение произведений Г. Р. Державина.

» — чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 69—70).

2) «Река времен в своём стремленьи

…» — чтение стихотворения учителем по учебнику (с. 70—71).

3. Беседа с классом.

— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.

— Каково настроение данного стихотворения? Что мы чувствуем во время чтения стихотворения?

— Что вы можете сказать о ритме

стихотворения «Признание»? Как помогает ритм создать определенное настроение?

Ритм (от греч.
rhythmos— стройность, соразмерность)
— периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, танце и метрическом стихе1.

— Можно ли утверждать, что ритм стихотворения задается его размером? Докажите это, определив стихотворный размер «Признание».

— Вспомните, какие стихотворные размеры вы уже изучали в 5—6 классах.

— Докажите, что ритм стихотворения соответствует его содержанию.

Например, стихотворение «Признание» Г. Р. Державина.

(Бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.)

— Подумайте и ответьте: лирический герой этого стихотворения близок самому автору? В чем?

Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина.

— На кого в своей жизни уповал лирический герой стихотворения? Кому доверял? Кому вверял свою жизнь?

— Какова была цель жизни и лирического героя стихотворения «Признание», и самого Г. Р. Державина? Смогли ли оба ее достичь?

— В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?

— В чем сходство их жизненных позиций?

— Почему стихотворение Гавриила Романовича Державина «Признание» относят к гражданской лирике

? Как вы понимаете слова
гражданская лирика
?

Можно ли отнести к гражданской лирике стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»? Свою точку зрения подтвердите цитатами из текста.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи

…»
Г. Р. Державин
за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.

Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.

— Давайте сделаем общие выводы. Что вы понимаете под словами гражданская лирика

— Как вы считаете, отражает ли лирика идейные и политические воззрения поэта? Всегда ли? Приведите примеры.

«Взяв на себя роль учителя своих читателей, настаивая на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью, Державин прояснил тем самым еще одну важную идею, существенную для дальнейшего развития русской передовой литературы, идею личной ответственности поэта за свои суждения, личной искренности, правдивости до конца в своей идеологической пропаганде

5. Домашнее задание.

— прочитать 1—2 баллады В. А. Жуковского;

— принести сборник стихотворений и баллад поэта на урок.

1 См. подробнее в кн.: Квятковский А. П.

Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286—287; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 875—876.

Русская литература ХVIII века: Учеб. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 363.

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Литературное творчество

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Особенности поэзии Державина

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.

Смена поколений: Державин и Пушкин

Эту знаменитую фразу одного гениального поэта, Александра Сергеевича Пушкина о своём не менее знаменитом предшественнике – Гавриле Романовиче Державине можно считать самым значительным подведением итогов творчества последнего.

Державин – один из наиболее прославленных поэтов второй половины XVIII века. Прошли столетия и в лету забвения канули все передряги непростой жизни правдолюбца Державина. А его новаторская поэзия запомнилась в веках. Поэзия Державина стала предвестницей поэзии золотого века – поэзии Пушкина и Лермонтова.

В том, что тяжеловесная и высокопарная поэзия классицизма превратилась в лёгкие и изящные строки пушкинских стихов есть немалая заслуга Гаврилы Державина – поэта, ещё при жизни ставшего классиком. До сих пор для критиков остаётся загадкой, каким образом Державину в его новаторстве удалось обойти таких столпов того времени, как Сумароков и Ломоносов.

Ведь именно Державин первый отошёл от незыблемых канонов поэзии классицизма, от её торжественного и напыщенного слога. В сочинениях Державина высокопарная риторика сменяется подлинной лирикой. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый потомок Державина – первый русский писатель мирового значения. Пушкин – создатель русского национального литературного языка. В своём творчестве, в основу которого легли реалистические принципы художественного отражения действительности, Пушкин, как и Державин, опирался на язык народа. Особое новаторство А. С. Пушкина заключается в умении проникать в дух различных эпох и культур. В его творчестве можно найти отображение фольклора самых различных народов мира. Спецификой творчества Пушкина стало также перенесение норм одного жанра в пределы другого. Отсюда ощущение новизны и необычности письма поэта в сравнении с творчеством его современников.

Заслуга Пушкина – в отказе от деления языковых средств на низкие и высокие, синтез языковых стилей. Гражданская поэзия Пушкина создаётся из сочетания высокого пафоса с интимными интонациями, что было также новаторством для его времени («Послание к Чаадаеву»). Начиная с 1820 года – «южного периода» творчества — Пушкин создаёт романтические произведения (южные поэмы). В дальнейшем развитии творчества Пушкин работает в реалистическом направлении, главной чертой которого становится интерес к законам истории. Важнейшим достижением поэта была реабилитация прозы, как элемента искусства. У Пушкина появляются прозаические стихи («Маленькие трагедии» и поэтическая проза («Капитанская дочка», «Повести Белкина»).

Т. о., творчество А. С. Пушкина стало истоком для литературы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, став важнейшим этапом на пути духовного развития человечества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *