В чем видел мольер свою миссию мещанин во дворянстве
Сатирическая направленность комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”
Таким же просвещенным он был и в знаниях философии, танцев, музыки и фехтования. Кстати о последней науке – как-то раз Николь едва не поранила Журдена, когда тот решил доказать “необразованной женщине” свое мастерство в области фехтования. Несчастную служанку чуть не уволили!
Но хуже всего в этой комедии пришлось дочке Журдена Люсиль – как-то раз ее жених пришел к грозному отцу своей невесты, чтобы просить руки его дочери, на что тот, даже не задумываясь, ответил: “Вы – не дворянин, и дочь мою вы не получите”. После этой фразы больше всего разозлись госпожа Журден. Всем известно, что для настоящей матери главное в жизни – это счастье своих детей. Вероятно, госпожа Журден была слишком молодой и неразборчивой, когда решила связать свою жизнь с господином Журденом, так что теперь она явно не собиралась отдавать свою единственную дочь какому-то неизвестному дворянину, и начала отчаянно бороться за счастье своей дочери. Но самая оригинальная и правильная идея пришла в голову слуге жениха Люсиль – Ковьельу, который решил переодеть своего хозяина в турецкого султана, чтобы господин Журден сразу же согласился выдать свою дочь за него замуж. Сам же Ковьель преобразился в переводчика “Его величества султана” Стоило ли сомневаться в том, что господин Журден тут же согласился выдать свою дочь замуж за такого влиятельного молодого человека? Но больше всего Журдену понравилось то, что после замужества своей дочери он станет “мамамуши”. А мамамуши – это самое почетное звание во всем мире. Что же еще нужно было бедному Журдену? Он без всяких возражений выдал свою дочь замуж за султана. Конечно же всем, кроме Журдена, было известно, что султан – это и есть возлюбленный Люсиль. Но иногда белая ложь – очень полезная вещь! J
В результате все остались счастливы. Да… Это прекрасное произведение, доказывающее, насколько внутренний мир человека важнее внешнего облика. Ведь если ты богат внутренне, тебе никогда не понадобится никому ненужный титул, так как разумный человек всегда поймет, что в жизни – это далеко не самое главное. “Мещанин во дворянстве” – просто замечательное произведение и справедливейшая сатира на буржуа и дворянство.
Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Прочитайте комедию Мольера «Мещанин во дворянстве» полностью. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии (по выбору). Как вы понимаете заглавие этой комедии? Как связан замысел комедии с жизнью Франции второй половины XVII века?
В заглавие комедии Мольер выносит главную проблему пьесы: разбогатевший мещанин Журден хочет купить дворянский титул, но его попытки выглядеть знатным и преуспевающим нелепы и комичны. Драматург высмеивает людей, которые замахиваются на статус, которому явно не соответствуют.
Мольер взял за основу комедии реальную практику конца 17 века, когда дворянский титул можно было приобрести за деньги. Тщеславные мещане часто пользовались такой возможностью, при этом часто попадали в неловкие ситуации.
2. В одной из статей о Мольере говорится, что в комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину, и дворянину. Как Мольер изображает обнищание и паразитизм аристократии, тщеславие буржуазии?
В комедии высмеивается и разбогатевший мещанин Мольер, и разорившийся дворянин, граф Дорант.
Дорант живёт за счёт Журдена, берёт у него в долг, явно не планируя отдавать. Граф играет на тщеславии глупого Журдена, изображает из себя особу, приближенную ко двору и способную ввести Журдена в высший свет. Жена Журдена понимает, что граф обманывает их, но муж не прислушивается к её словам, ослеплённый желанием получить дворянский титул.
Тщеславие буржуазии проявляется уже в первых сценах, когда Журден занимается с учителями музыки. танцев и философии. Сразу вспоминается поговорка: не в свои сани не садись. Далее Журден не замечает глупости и нелепости «посвящения в мамамуши» опять же из-за своего тщеславия.
4. В чём вы видите потерю Журденом здравого смысла, в ряде случаев присущего ему? В ком и в чём ярко проявляется здравый смысл, простота поведения и значительность народного характера?
Журден теряет здравый смысл, когда речь заходит о получении дворянского титула. В такие моменты его легко одурачить, что и делает Дорант, выманивая деньги. Журден сам рад обманываться, что и доказывают сцены посвящения в мамамуши и брака Люсиль.
Госпожа Журден, в отличие от мужа, ведёт себя разумно, не гонится за титулами, живёт естественной для своего положения жизнью. Клеонт, возлюбленный Люсиль, не обладает дворянским титулом и богатством, но является достойным человеком, честным и благородным.
5. В школе классицизма Мольер не был послушным учеником. В чем он нарушает правила классицизма, а в чем следует им?
Мольер совмещал литературную традицию с традицией народного театра. Приведите примеры того, как драматург использует приемы народного фарса (одурачивание, подслушивание, переодевание, игру со словами, например тарабарщину, «турецкую речь»и т. д.). Почему «Мещанин во дворянстве» не только сатирическое нравоучение, но и забавная комедия? Какие сцены вам представляются особенно смешными?
Мольер придерживается следующих правил классицизма:
— единство места, времени и действия;
— пять действий;
— противопоставление добра и зла;
— нравственный урок;
— ориентация на античные образцы.
Мольер нарушает правила классицизма, привнося в литературную комедию черты народного театра (фарс, переодевание) и создавая персонажам сложные характеры.
Комедия забавна, так как в ней изображается человек. попадающий в нелепые ситуации из-за собственного тщеславия. Особо смешной мне показалась сцена, когда Дорант вспоминает о своём долге Журдену, но, вместо того чтобы отдать его, просит ещё, для круглого счёта.
Урок в 8 классе «Мещанин во дворянстве»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литература 8 класс
Тема : Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
1.Обобщить знания о классицизме;
воспитывать интерес к драматургическим произведениям, театральному искусству, творчеству Мольера;
углубить представления об особенностях классической драмы ;
развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения,
обучать навыкам эффективной коммуникации в различных условиях общения;
Оборудование к уроку:
-иллюстрации к пьесе
— музыкальное сопровождение к уроку
-презентация к уроку
Иллюстрация «Французский двор 17 века», музыка.
-Сегодня мы перенесемся во Францию 17 века. Звучит изысканная музыка. Дамы танцуют с кавалерами. Кавалеры обаятельны, дамы прекрасны. Ведутся приятные беседы. Над всем царит дух галантности.
17 век в истории назывался «галантным веком».
— Как вы думаете, что обозначает слово «галантный»?
Изучение нового материала
— Сегодня мы поговорим о человеке, который смело выставлял на показ в своем театре лживые и притворные чувства людей, принимавших галантный облик. Он показывал, как сословная спесь заставляет людей отказываться от естественного поведения и превращает их в глупых, безжизненных кукол, высмеивал фальшивых людей, и смело называл их балванами.
— Дома вы изучили статью учебника о Мольере и подготовили вопросы для своих одноклассников. Давайте узнаем, какие вопросы показались для вас наиболее интересными в биографии Мольера.
Далее проходит беседа по вопросам, которые составили сами обучающиеся о биографии Мольера.
1.Илья «В какой семье родился Мольер?
2.Сережа «Почему Мольер отказался от карьеры юриста?
3.Саша «Почему актеры труппы Мольера были нищими?
4.Ксения «Где выступала труппа Мольера во время скитаний по Франции?»
5.Леня «Почему Мольера похоронили за кладбищем?»
—Хочу добавить, что постепенно театр Мольера приобрел известность в высших кругах и когда королю Людовику сообщили, что Мольер скончался, он снял шляпу и ответил : Мольер бессмертен».
Отвечают на вопросы своих одноклассников
«Поскольку назначение комедии состоит в том,
чтобы развлекать людей, исправляя их,
я рассудил, что по роду своих занятий
я не могу делать ничего более достойного,
чем бичевать пороки моего века. »
— Какие пороки человечества вы знаете?
— Какие пороки своего века бичевал, то есть придавал осуждению Ж.Б.Мольер? Снова вернемся к статье учебника.
1.Жадность – неудержимая жажда копить.
3. Лицемерие –неискренность
5. Жестокость –причинять живым существам
6. Злоба- недоброжелательность
7. Хитрость –притворство
9. Наглость – проявление неуважения, презрения к собеседнику,
Самостоятельная работа по статье учебника «Ж.Б.Мольер», стр. 254
Ответ: тщеславие, пренебрежение к своему происхождению, к традициям своего класса.
— Сегодня мы поговорим о бессмертной комедии «Мещанин во дворянстве». Наша задача рассмотреть комедии с нравственной точки зрения и проанализировать ее как комедию эпохи классицизма.
Первый этап анализа текста комедии.
— Начнем со слов великого российского поэта А.Пушкина.
– Чтобы понять слова Пушкина, вы должны выполнить самостоятельную работу. Ваша задача раскрыть пороки героев, доказать свою точку зрения примерами из текста.
Вопросы учителя к выступающим:
-Как г.Журден пытался стать галантным дворянином? (учился, одевался изыскано)
— Почему профессия учитель музыки считалась галантной? (музыка-это утонченное искусство).
3 группа: Можно ли назвать наших героев галантными людьми? (нет –снаружи они галантные, утонченные а изнутри у них есть пороки).
Запись темы урока в тетрадь
Задача: Раскрыть пороки героев, доказать свою точку зрения примерами из текста.
1 группа: г-н Журден
Д.3.,Я.3.- Журден стыдится, что жена не образованная
2 группа: учитель музыки
Д.1,Я.1- учитель музыки об искусстве и деньгах.
3 группа: граф Дорант
Д.3,я.4. –Дорант о костюме Журдена.
Д.5, Я.2-Дорант говорит Доримене о г. Журдене
Защита своих работ.
Б. Второй этап нашей работы – рассмотреть комедию Мольера как произведение, подчиненное классическому направлению в литературе. 17 век в литературе и искусстве назывался веком классицизма? Что заключено в понятии «классицизм»?
В основе классицизма лежат идеи рационализма
(разумного). Художественное произведение, с точки
зрения классицизма, должно строиться на основании
В каждом явлении классицизм стремится распознать
только существенные, типологические черты. Эстетика
классицизма придаёт огромное значение общественно
воспитательной функции искусства.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров,
которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие
(комедия, сатира, басня),смешивание которых не допускается.
— Какие требования (каноны) выдвигались к построению драматических произведений в эпоху классицизма?
Запись в тетрадь основных понятий классицизма
1. В основе классицизма лежат идеи рационализма
2. Художественное произведение, с точки
зрения классицизма, должно строиться на основании
классицизма придаёт огромное значение общественно воспитательной функции искусства.
2. Разделение героев на положительных и отрицательных
3.Герой подвержен одной страсти
-Докажите, что комедия Ж.Б.Мольера, построена в соответствии с требования ми классицизма.
— Есть еще одно требование к классическому произведению: разум побеждает глупость и спесь. Придерживался ли Мольер этого требования?
Задача: найти доказательства в тексте.
2 группа: Положительные и отрицательные герои.
3 группа: Герой подвержен одной страсти.
Журден – стать дворянином;
Дорант- страсть наживы.
Ответ: Да, придерживался. Г.Журден был осмеян, выставлен глупцом в розыгрыше Клеонта.
О комедии «Мещанин во дворянстве» можно говорить бесконечно, проблемы, которые поднимает Мольер очень актуальны. Но к сожалению урок подходит к концу. Подведем итоги.
Прием «Незаконченных предложений»
1. Комедия Ж.Б.Мольера-это комедия нравов, потому что…
2.Ж.Б.Мольер соблюдал требования к классической комедии …
Обучающимся выдается индивидуальная карточка, в которой они подчеркивают фразы, характеризующий их работу
Активно работал(а) Отдыхал(а)
Узнал (а) много нового
Индивидуальные дифференцированные задания:
Найти в тексе способы создания комического.
1.Сережа, Кирилл – комический внешний облик героев;
2.Илья, Леня, Саша – комическая речь героев;
3.Вика, Ксения – комические ситуации.
— Актеры театра выходят к вам на поклон. А вы по традиции должны проводить их аплодисментами, в знак благодарности их игры, в знак таланта автора Мольера
Заканчивается урок аплодисментами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1587296
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правило трех единств в мещанин во дворянстве. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии. «Мещанин во дворянстве» черты классицизма
Комедия «Мещанин во дворянстве
» имеет много особенностей классицизма.
«Мещанин во дворянстве» черты классицизма
Соблюдение правил классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»
Нарушение правил классицизма «Мещанин во дворянстве»
Особенности жанра »Мещанин во дворянстве»
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» по своим содержательным признакам относится к жанровой группы высокой комедии, то есть до произведения, в котором комичность изображаемых ситуаций сочетается с серьезной моральной проблематикой.
Вводя в комедии многочисленные песни, танцы, музыкальные интермедии, Мольер, однако, не превращает свою пьесу на чисто балетное действо.
Все музыкально-танцевальные вкрапления в сюжет комедии прежде дополняют характеристики героев, подчеркивая те или иные их черты, создавая необходимый автору эмоциональный колорит и одновременно пародируя тематику и стиль тогдашней салонной литературы. Впитывает в себя мольеровская пьеса и жанровые признаки распространенных в то время комедии характеров и комедии нравов. Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть морально-психологическое состояние героя, то в комедии нравов высмеивались традиции, предпочтения определенного общественного слоя.
В «Мещанин во дворянстве» главный интерес зрителя прикован не столько к сюжетной интриги, которая мотивирует развитие событий, сколько к персоне самого Журдена, его мыслей, переживаний, а также с общими нормами и правилами поведения двух представленных в пьесе слоев тогдашнего французского общества — буржуа (мещан) и дворян. Есть в пьесе Мольера и отзывы итальянской комедии дель арте и старофранцузского фарса, в частности в приеме введения характерных для этих жанров параллельных влюбленных пар — хозяев и их слуг. И все эти многочисленные и разноплановые жанровые элементы построения пьесы подчинены одной главной цели — созданию комедии, в которой бы гармонично сочетались профессиональные художественные качества комедийного жанра с высоким гражданским призванием художника — указывать обществу на моральные проблемы, которые нуждаются в исправлении.
В мольеровская комедии соблюдены классицистические требования.
Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве
В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в общественной жизни Франции XVII века.
В историю мировой литературы Мольер вошел как основатель «высокой комедии». Мольер создал художественно совершенные комедии с напряженным сюжетом и интересными характерами. В основе сюжетов его комедий лежит конфликт, известный классицистам, — противостояние страстей здравому смыслу. В основе комизма — несоответствие реальных событий, как они воспринимаются персонажами. Эту общую комичную установку Мольер насыщает исторически достоверными персонажами, раскрывает наиболее типичные характеры.
Как художник в свое время Мольер хорошо понял, в чем нуждается публика, и создавал пьесы, которые пользовались популярностью. Талант его заключается в том, что, развлекая зрителя, он его воспитывает, обращает к моральным ценностям. Имена многих его персонажей стали общими и означают человека, которому присущи те или другие черты.
Яркий образ создает Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве». Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. Но Журдену захотелось стать дворянином. Это становится его маниакальной идеей, которая наносит немало хлопот его семье, но нравится целой куче шарлатанов, которые кормятся за его счет и потешаются над ним: парикмахеры, сапожники, «учителя» этикета. Пользуется прихотью Журдена и аристократ Дорант. Он знает, что Журден влюбленный в благородную Доримену, с которой он и сам не прочь обручиться. Дорант приводит Доримену в дом Журдена, где их ожидает роскошный обед. От своего имени он дарит красавице драгоценности, которые передал ему для Доримены Журден. Возникает комичная ситуация, герои говорят, не понимая друг друга, каждый о своем: Доримена думает, что драгоценности подарил Дорант, и возмущается, когда Журден приуменьшает их ценность, желая выглядеть скромным в глазах своей избранницы. Желание стать дворянином лишает Журдена остатков здравого смысла: он не дает согласие на брак своей дочери Люсиль с Клеонтом только потому, что он не дворянин. Но остроумный слуга Клеонта находит выход. Он переодевает своего хозяина турецким пашой, сватает за него Люсиль. Комедия завершается настоящим праздником веселья. Все герои получают то, к чему стремились: три пары влюбленных соединяются (Клеонт и Люсиль, Дорант и Доримена, Ковьель и Николь), а Журден становится, хотя и причудливым, но дворянином.
Мольера справедливо называли автором «высокой комедии». «Мещанин во дворянстве» — яркое тому доказательство. За смешными событиями комедии прячутся серьезные выводы, а комичные образы становятся сатирическими. Поведение Журдена, Доранта обусловлено их положением в обществе. Журден стремится стать дворянином, чтобы доказать всем и себе свою значимость. Но Мольер показывает, что человека нужно ценить таким, каким он есть, что каждый должен делать в жизни свое дело. Дорант — аристократ, но ничего, кроме титула, у него нет: ни денег (их он берет в долг в Журдена), ни аристократических, возвышенных чувств. Он использует Журдена, чтобы произвести на Доримену впечатление богача. Маркиза дает согласие на брак потому, что считает Доранта действительно тем, за кого тот себя выдает. Ее разочарование автор мудрено вынес за пределы комедии.
В комедиях Мольера здравый смысл побеждает, но он не является залогом нравственности человека. На примере негативных персонажей автор показывает, что коварный, лицемерный человек может быть умным, и побеждают всегда человеческие добродетели.
«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.
История создания
Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.
Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.
Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.
Краткий анализ
Год написания – 1670 год.
История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.
Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.
Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому – его собственные амбиции.
Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.
Направление – Классицизм.
Анализ произведения
Сюжет
Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.
Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.
Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.
Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.
Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.
Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.
Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан — переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.
Характеристика главных героев
Журден — главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.
Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.
Жена Журдена
Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.
Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.
Дорант
Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.
Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.
Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.
Маркиза
Маркиза Доримена — вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.
Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.
Возлюбленные
Люсиль и Клеонт — люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.
Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.
«Мещанин во дворянстве» черты классицизма
Комедия «Мещанин во дворянстве» имеет много особенностей классицизма.
«Мещанин во дворянстве» черты классицизма
Соблюдение правил классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве»
Нарушение правил классицизма «Мещанин во дворянстве»
Особенности жанра »Мещанин во дворянстве»
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» по своим содержательным признакам относится к жанровой группы высокой комедии, то есть до произведения, в котором комичность изображаемых ситуаций сочетается с серьезной моральной проблематикой.
Вводя в комедии многочисленные песни, танцы, музыкальные интермедии, Мольер, однако, не превращает свою пьесу на чисто балетное действо.
Все музыкально-танцевальные вкрапления в сюжет комедии прежде дополняют характеристики героев, подчеркивая те или иные их черты, создавая необходимый автору эмоциональный колорит и одновременно пародируя тематику и стиль тогдашней салонной литературы. Впитывает в себя мольеровская пьеса и жанровые признаки распространенных в то время комедии характеров и комедии нравов. Если в комедии характеров ставилась задача раскрыть морально-психологическое состояние героя, то в комедии нравов высмеивались традиции, предпочтения определенного общественного слоя.
В «Мещанин во дворянстве» главный интерес зрителя прикован не столько к сюжетной интриги, которая мотивирует развитие событий, сколько к персоне самого Журдена, его мыслей, переживаний, а также с общими нормами и правилами поведения двух представленных в пьесе слоев тогдашнего французского общества — буржуа (мещан) и дворян. Есть в пьесе Мольера и отзывы итальянской комедии дель арте и старофранцузского фарса, в частности в приеме введения характерных для этих жанров параллельных влюбленных пар — хозяев и их слуг. И все эти многочисленные и разноплановые жанровые элементы построения пьесы подчинены одной главной цели — созданию комедии, в которой бы гармонично сочетались профессиональные художественные качества комедийного жанра с высоким гражданским призванием художника — указывать обществу на моральные проблемы, которые нуждаются в исправлении.
В мольеровская комедии соблюдены классицистические требования.
Вам может быть интересно:
Композиция
Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:
Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.
Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.
Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.
Так автор подводит читателя к основной мысли произведения – невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его – бутафорское звание турецкой аристократии.
Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.